Jump to content

Юсси Бьёрлинг

(Перенаправлено с Юсси Бьерлинга )

Йохан Джонатан « Юсси » Бьёрлинг ( / ˈ j s i ˈ b j ɔːr l ɪ ŋ / YOO -см. BYOR -ling , Шведский: [ˈjɵ̌sːɪ ˈbjœ̂ːɭɪŋ] ; 5 февраля 1911 г. [ 1 ] — 9 сентября 1960) — шведский тенор . Один из ведущих оперных певцов 20-го века, Бьёрлинг много лет выступал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и реже в крупнейших европейских оперных театрах, включая Королевский оперный театр в Лондоне и Ла Скала в Милане. Он со вкусом пел итальянский, французский и русский оперный репертуар. [ 2 ]

Бьорлинг была признана величайшей певицей 20-го века по результатам опроса музыкальных критиков журнала Classic CD (Великобритания) в июле 1999 года. [ 3 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Бьёрлинг (фамилия также пишется как «Бьёрлинг» и «Бьёрлинг» в англоязычных источниках) родился в Стора Туна, Борленге , Даларна , Швеция, в феврале 1911 года. В реестре акушерки указано, что он родился 5 февраля, но церковное крещение записи ошибочно показывают 2 февраля, и это был день, когда он всю свою жизнь праздновал свой день рождения. [ 1 ] Всю свою жизнь он был известен под именем Юсси, которое он получил в детстве от своей бабушки финского происхождения (Хенрика Матильда Бьёрлинг, урожденная Лённквист, род. 1844 г. Пори, ум. 1918 г. Бурленге). Его отец, Давид, был опытным певцом и первым учителем Юсси и двух его братьев, Олле и Гёста, которые также впоследствии стали профессиональными певцами. Он также выступал со своими сыновьями в составе Björlingkvartetten или Мужского квартета Björling . Юсси дебютировал на публике в пять лет. [ 4 ] Группа выступала с концертами по всей Швеции и США в течение 11 + 1 года . Дэвид Бьёрлинг умер в 1926 году, что привело к расформированию квартета, и, как следствие, Юсси Бьёрлинг нашел работу продавцом ламп в Истаде . В 1928 году Бьёрлинг дебютировал на радио. В том же году он прошел прослушивание у Джона Форселла и был принят в Оперную школу и Шведскую королевскую музыкальную академию .

Бьёрлинг выступает в Скансене, Стокгольм, 1960 год.

Бьёрлинг впервые появился на сцене в небольшой роли Фонарщика в опере «Манон Леско» в Шведской королевской опере 21 июля 1930 года. Вскоре за этим последовал его официальный дебют в роли Дона Оттавио в « 20 Моцарта Дон Жуане» августа 1930 года с его учитель Джон Форселл в роли главного героя. Затем последовали две другие его официальные дебютные роли; Россини Арнольд в «Вильгельме Телль» 27 декабря и Джонатан в «Сауле и Давиде» Карла Нильсена 13 января 1931 года. Это привело к контракту с Шведской королевской оперой , где Бьёрлинг добавил 53 партии до 1938 года. Среди порученных ему ролей была Эрик в «Летучем голландце» , Альмавива в «Севильском цирюльнике» , Дука в Риголетто , Вильгельм Мейстер в «Миньоне» , Фауст , Васко да Гама в «Африканке» , Родольфо в «Богеме» с Хьёрдисом Шимбергом , Тонио в «Дочь полка» , Флорестан в «Фиделио» и Бельмонте в «Die Entführung aus dem Serail ». Он был первым шведом Диком Джонсоном в «Волшебнице Запада» , Луиджи в «Табарро» , Элемером в «Арабелле» и Владимиром в «Табарро». Князь Игорь , в частности, исполнивший партию с Федором Шаляпиным в 1935 году. [ 5 ]

В июле 1931 года он выступил с сольным концертом в копенгагенском «Тиволи» , что стало его первым выступлением за пределами Швеции во взрослом возрасте. [ 6 ] Бьёрлинг довольно часто выступал в качестве сольного исполнителя, часто появляясь на летних концертах в скандинавских фолк-парках и Тиволисах, а во время своих сольных туров за рубежом ограничивался более серьёзной музыкой. В 1936–1937 годах он впервые выступал с сольными концертами и в опере в Вене и Праге, а также выступал в Берлине, Дрездене и Нюрнберге в операх на шведском языке в составе немецкого ансамбля. В 1937 году Бьёрлинг дебютировал с сольным концертом в Лондоне и совершил свой первый взрослый тур по Америке. Бьёрлинг дебютировал на американском концерте в Карнеги-холле в 1937 году, а в том же году выступил в опере в Чикаго. 24 ноября 1938 года он дебютировал в Метрополитен-опера в партии Родольфо в опере «Богема» , где оставался в составе до 1941 года, часто появляясь также в опере в Сан-Франциско и Чикаго.

В декабре 1940 года Артуро Тосканини пригласил Бьёрлинга спеть партию тенора в Бетховена « Торжественной мессе» в Нью-Йорке, запись которой сохранилась. Бьёрлинг также исполнил Реквием Верди под управлением Тосканини в 1939 году в Люцерне , Швейцария, а в ноябре 1940 года в Нью-Йорке — ещё одно исполнение, которое было записано и в конечном итоге выпущено как пластинка .

Бьёрлинг дебютировал в Королевском оперном театре в Лондоне в 1939 году в роли Манрико в опере «Трубадур» . Война ограничила его выступления Европой. Он выступал в опере в Копенгагене, Хельсинки и Будапеште, а свой итальянский дебют сделал в Комунальском театре во Флоренции в 1943 году в «Трубадоре» . В 1944 году Бьёрлинг был назначен ховсонгаре (то есть «Королевским придворным певцом») шведским королем Густавом V.

В 1945 году Бьёрлинг вернулся в США и часто выступал в Метрополитен-опера. Он спел множество главных теноровых партий в операх французского и итальянского репертуара, в том числе «Трубадур» , «Риголетто» , « Аида» , «Бал-маскарад » , «Сельская честь» , « Фауст» , «Ромео и Джульетта» , «Богема» , «Мадам Баттерфляй» , «Тоска» и «Манон Леско» . Он появился в роли Дона Карло в открытии сезона 1950–1951 годов, но отношения с Рудольфом Бингом были натянутыми, и, как следствие, он отсутствовал несколько сезонов в середине 1950-х годов. Тем временем Бьёрлинг выступал с другими американскими оперными труппами, такими как Lyric Opera of Chicago и San Francisco Opera .

Бьёрлинг выступал в Ла Скала в 1946 году в «Риголетто» и в 1951 году в «Бале-маскараде» . Однако его запланированный дебют в Париже в 1953 году был отменен, и, за исключением сольных концертов в Великобритании и некоторых выступлений в Югославии, Восточной Германии и Южной Африке в 1954 году, Бьёрлинг редко появлялся за пределами Скандинавии и США.

15 марта 1960 года у Бьёрлинга случился сердечный приступ перед выступлением «Богемы» в Ковент-Гардене. Он настаивал на пении, несмотря на свое состояние. [ 7 ] Затем Бьёрлинг совершил короткое турне по Америке, дав свое последнее оперное выступление в партии Фауста в Сан-Франциско 1 апреля 1960 года и свой последний сольный концерт в Скансене, Стокгольм, 20 августа 1960 года (тридцать лет спустя после его официального дебюта в 1930 году). Он умер от проблем с сердцем на острове Сиарё [ св ] , Швеция, 9 сентября 1960 года в возрасте 49 лет. [ 8 ]

В 1951 году RCA Victor записал серию дуэтов с Бьёрлингом и баритоном Робертом Мерриллом , включая известное исполнение « Au Fond du Temple Saint » из оперы Ловцы жемчуга « Жоржа Бизе » . Среди первых полных записей оперы, выпущенных на пластинке RCA Victor, была студийная запись «Трубадура » 1952 года с Бьёрлингом, Зинкой Милановой и Леонардом Уорреном . В 1953 году Бьёрлинг записал партии Туридду и Канио в полных версиях «Сельской чести» и «Паяцы» также для RCA Victor.

Бюст Бьёрлинга в Стокгольме

Летом 1954 года Бьёрлинг записал «Манон Леско » Пуччини с Лисией Альбанезе с Аидой и Робертом Мерриллом в Риме для RCA Victor, а затем в 1955 году вместе с Милановым и Уорреном. Бьёрлинг, Виктория де лос-Анжелес » Пуччини. и Меррилл сделали получившую широкое признание запись «Богемы под управлением сэра Томаса Бичема в 1956 году. 1959 года EMI Запись « Мадам Баттерфляй » с де лос Анхелесом в главной роли и дирижёром Габриэле Сантини также получила широкую известность. В биографии Виктории де лос-Анджелес, написанной Питером Робертсом (Weidenfeld & Nicolson, 1982), де лос-Анджелес отметил, что «несмотря на технические разработки, ни одна из записей Юсси Бьёрлинга не передает истинного звучания его голоса. более красивый голос, чем можно услышать на оставленных им записях».

В 1957 году Бьёрлинг, Миланов и Уоррен сделали полную стереозапись « Тоски» для RCA Victor в Риме под управлением Эриха Лейнсдорфа . Тенор был удостоен премии «Грэмми» 1959 года за лучшее классическое исполнение — вокальный солист (с оркестром или без него) за свой сольный альбом RCA Victor «Björling in Opera» .

В 1956 году Бьёрлинг появился в NBC телевизионной антологии продюсеров в двух программах под названием «Музыкальный фестиваль» , который вел Чарльз Лотон , а затем Хосе Феррер . Бьёрлинга можно увидеть с сопрано Ренатой Тебальди в отрывках из «Богемы» . Обе программы Музыкального фестиваля , первоначально транслировавшиеся в цвете, с тех пор были выпущены на черно-белых кинескопах на DVD.

Одной из последних записей Бьёрлинга стал Реквием Верди под управлением Фрица Райнера для RCA Victor в июне 1960 года с Леонтиной Прайс , Розалиндой Элиас , Джорджио Тоцци , Венским филармоническим оркестром и хором Gesellschaft der Musikfreunde .

Личная жизнь

[ редактировать ]

Бьёрлинга называли «Шведским Карузо ». [ 9 ] Его сын Рольф и внук Раймонд также являются профессиональными тенорами.

Надгробие Юсси Бьёрлинга в Стора Туна, Даларна , Швеция.
Бюст Бьёрлинга перед музеем Юсси Бьёрлинга в Бурленге.

Его вдова, Анна-Лиза Бьёрлинг , при сотрудничестве с Эндрю Фаркасом опубликовала биографию, в которой Бьёрлинг описывался как любящий семьянин и щедрый коллега. Бьёрлинга Однако в книге Анна-Лиза не попыталась скрыть разрушительное влияние алкоголизма .

Он похоронен на церковном кладбище в Стора Туна, Бурленге, Швеция.

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Юсси на площади его имени в Бурленге, Даларна, Швеция ( 60 ° 29'10 "N 15 ° 26'02" E  /  60,486204 ° N 15,433857 ° E  / 60,486204; 15.433857 )

Стипендия Юсси Бьёрлинга Грёны Лунд Тиволи ( Премия Грёны Лунд Юсси Бьёрлинга) была учреждена в 1963 году стокгольмским парком развлечений, где часто пел Бьёрлинг, к своему 80-летнему юбилею.

Стипендия памяти Юсси Бьёрлинга (Jussi Björlingstipendiet) была учреждена в 1970 году и управляется Stiftelsen Kungliga Teaterns Solister (Фонд солистов Королевской оперы) в Стокгольме.

Концертный зал Юсси Бьёрлинга был открыт в колледже Густава Адольфа в Сент-Питер, Миннесота, в 1970 году.

В 1994 году в Бурленге прошел конкурс теноров Юсси Бьёрлинга. В нем приняли участие 125 теноров из 38 стран, победителем стал китаец Дэн Сяо-Цзюнь.

Музей Юсси Бьёрлинга был открыт в Бурленге в 1994 году. [ 10 ]

Имя Бьёрлинга теперь используется в престижной музыкальной стипендии Юсси Бьёрлинга в колледже Густава Адольфа в Сент-Питер, штат Миннесота .

Архив почти всех записанных выступлений Бьёрлинга, фотографий, писем, концертных и оперных программ, рецензий, некрологов и других материалов, связанных с его карьерой, хранится в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы в Блумингтоне .

Лучано Паваротти в интервью 1988 года шведской ежедневной газете Svenska Dagbladet заявил:

Когда я собираюсь ставить новую оперу, я сначала слушаю, как это сделал Юсси Бьёрлинг. Его голос был уникальным, и я хочу следовать именно его пути. Больше всего на свете мне хотелось бы, чтобы люди сравнивали меня с Юсси Бьёрлингом. Именно так я стремлюсь петь. [ 11 ]

Награды и цитаты

[ редактировать ]

За свою жизнь Бьёрлинг получил множество орденов, наград, почетных гражданств и других наград от монархов, правительств и культурных и благотворительных организаций Швеции, Финляндии, Дании, Исландии, Латвии, Бельгии, Греции, Венгрии и США.

Дискография

[ редактировать ]

Полное собрание сочинений выпущено на компакт-диске.

  • Аида , RCA (студия), 1955 год.
  • Бал-маскарад , Метрополитен, 1940 год; Новый Орлеан, 1950 год.
  • «Богема» , Метрополитен, 1948; РКА (студия), 1956 год.
  • Cavalleria Rusticana , RCA (студия), 1953 год; Стокгольмская опера, 1954 г. (другие певцы на шведском языке); Decca/RCA (студия), 1957; Мет, 1959.
  • Дон Карлос , Метрополитен, 1950 год.
  • Фауст , Мет, 1950 и 1959 годы.
  • Мадам Баттерфляй , EMI (студия), 1959 год.
  • Манон Леско , Метрополитен, 1949 и 1956 годы; РКА (студия), 1954 год; Стокгольмская опера, 1959 г. (другие певцы на шведском языке).
  • Месса (Бетховен), передача NBC, 1940 год.
  • «Паяцы» , RCA (студия), 1953 год; Стокгольмская опера, 1954 г. (исполняется на шведском языке).
  • Реквием (Верди), передача NBC, 1940 год; Decca/RCA (студия), Вена, 1960 год.
  • Риголетто , Метрополитен, 1945 год; РКА (студия), 1956 год; Стокгольмская опера, 1957 год.
  • «Ромео и Джульетта» , Стокгольмская опера, 1940 (исполняется на шведском языке); Мет, 1947 год.
  • Тоска , RCA (студия), 1957 год.
  • «Травиата» , Стокгольмская опера, 1939 (исполняется на шведском языке).
  • «Трубадур» , Ковент-Гарден, 1939 год; Мет, 1941 и 1947 годы; РКА (студия), 1952 год; Стокгольмская опера, 1957 и 1960 годы.
  • Турандот , Decca/RCA (студия), 1959 год.

Большие общие коллекции на компакт-диске.

  • Юсси Бьёрлинг: Шведский Карузо , EMI Classics 2 17313 2 (5 компакт-дисков, 2008)
  • Юсси Бьёрлинг: Полная коллекция альбомов RCA , RCA 88697748922 (14 компакт-дисков, 2011 г.)
  • The Very Best of Jussi Björling , EMI Classics 6 78997 2 (2 компакт-диска, 2012 г.)
  • Коллекция Юсси Бьорлинга , Наксос 8.101101 (11 компакт-дисков, 2012 г. Включает студийные записи. Компакт-диски 1–8 ранее выпускались отдельно. Выпущены в Швеции с примечаниями только на шведском языке.)
  • Юсси Бьёрлинг: Шведский Карузо , Документы 600034 (10 компакт-дисков, 2013 г.)
  • Юсси Бьёрлинг: The Worldstar Live on Stage , Документы 600129 (10 компакт-дисков, 2013 г.)

Подборка специальных сборников и концертов на компакт-диске.

  • Юсси Бьёрлинг Live: Голландия, 1939, Норвегия, 1954 , Bluebell ABCD 006 (1 компакт-диск, 1987)
  • Юсси Бьёрлинг: Сольный концерт в Атланте, 13 апреля 1959 г. , Bluebell ABCD 020 (1 компакт-диск, 1989 г.)
  • Юсси Бьёрлинг в песне и балладе , Bluebell ABCD 050 (1 компакт-диск, 1993)
  • Юсси Бьерлинг: Раритеты , VAI Audio VAIA 1189 (1 компакт-диск, 2000 г.)
  • Юсси Бьёрлинг: Фронт успеха: записи фильмов и радио , Bluebell ABCD 092 (1 компакт-диск, 2002 г.)
  • Серия Юсси Бьёрлинга: Радамес, Альфредо, Ромео , Bluebell ABCD 103 (2 компакт-диска, 2006)
  • Юсси Бьёрлинг в песне , «Testament SBT 1427» (1 компакт-диск, 2008 г.)
  • Юсси Бьёрлинг в прямом эфире: трансляция концертов 1937–1960 , Архив West Hill Radio WHRA-6036 (4 компакт-диска, 2010 г.)
  • Бьёрлинг поет в Карнеги-холле , RCA 88697858222 (1 компакт-диск, 2011 г.)
  • Юсси в «Грёна Лунд»: Полные записи 1950–1960 годов , Bluebell ABCD 114 (3 компакт-диска, 2011 г.)
  • Юсси Бьёрлинг на концерте: Финляндия и США (1940–1957) , Bluebell ABCD 116 (2 компакт-диска, 2012)

Полный список записей Бьёрлинга, а также их выпусков на компакт-дисках и DVD доступен на веб-сайте музея Юсси Бьёрлинга. [ 14 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б «Юсси Бьёрлинг 1911–1960» . www.jussibjorlingsallskapet.com. Архивировано из оригинала 7 января 2009 года.
  2. ^ Норвич, Джей-Джей (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 .
  3. ^ 100 величайших певцов века. https://static1.squarespace.com/static/58584d3659cc6859038f6500/t/5ca7ad236df9020001cf967c/1554492714902/Classic+CD.100+Greatest+Singers+20th+ Century.pdf
  4. ^ «Юсси Бьёрлинг» . История тенора . Тенор . Проверено 10 декабря 2016 г.
  5. ^ "Сценарный репертуар Юсси Бьёрлинга" (PDF) . Юсси Бьёрлингселльскапет . Тенор. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  6. ^ «Биография» . Общество Юсси Бьорлинга .
  7. ^ «Господину Бьёрлингу стало плохо на сцене». Таймс . 16 марта 1960 г. с. 12. Представитель г-на Бьёрлинга сказал: «Я думаю, что у него случился небольшой сердечный приступ»... «Но когда ему сказали, что королева-мать была в зале, это придало ему дополнительный импульс, и он спел эту роль».
  8. ^ Харальд Хенриссон; Эндрю Фаркас (1996). Юсси . Амадеус Пресс. п. 384. ИСБН  9781574670103 .
  9. ^ «Метрополитен-опера возрождается с новой кровью и свежими молодыми голосами» . Жизнь . Том. 6, нет. 3. Time Inc., 16 января 1939 г., с. 60. ISSN   0024-3019 . Проверено 27 февраля 2011 г. Юсси Бьерлингу, прозванному «Шведским Карузо», всего 27 лет, он пел в мюзик-холлах США с 10 лет.
  10. ^ «Музей Юсси Бьёрлинга, Бурленге» . Архивировано из оригинала 13 мая 2015 года . Проверено 12 мая 2015 г.
  11. ^ (на шведском языке) «Дома с Паваротти» Svenska Dagbladet . Проверено 29 июня 2013 г.
  12. ^ 100 величайших певцов века. https://static1.squarespace.com/static/58584d3659cc6859038f6500/t/5ca7ad236df9020001cf967c/1554492714902/Classic+CD.100+Greatest+Singers+20th+ Century.pdf
  13. ^ «Юсси Бьёрлинг (тенор)» . Граммофон . Проверено 11 апреля 2012 г.
  14. ^ «Известные записи Бьёрлинга и их выпуски на компакт-дисках и DVD» , Матти Столбер, 15 мая 2013 г., через borlange.se

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бьёрлинг, Анна-Лиза, и Фаркас, Андрей, Юсси . Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1996. ISBN   1-57467-010-7 .
  • Форселл, Джейкоб, Ранелид, Бьорн и Хенриссон, Харальд, Юсси: Песня, человек, картинки . Стокгольм: Норштедтс, 2010. ISBN   978-91-1-302783-8 . (Обширно иллюстрированная книга на шведском языке с полной хронологией выступлений Бьёрлинга с 1915 по 1960 год на английском языке на прилагаемом компакт-диске.)
  • Гастингс, Стивен, Звук Бьёрлинга: записанное наследие . Нью-Йорк: Рочестерский университет Press & Woodbridge, Саффолк, Великобритания: Boydell & Brewer Ltd., 2012. ISBN   978-1-58046-406-2 .
  • Хенриссон, Харальд, Фонография Юсси Бьёрлинга . Второе изд. Стокгольм: Архив истории шведской музыки, 1993. ISBN   91-85172-10-3 ; 3-е издание изд. Сиденья, 2014. ISBN   978-91-637-5864-5 .
  • Стениус, Йрса, Сердце Юсси Бьёрлинга . Стокгольм: Brombergs bokförlag, 2011. ISBN   978-91-7337395-1 . (Английское издание только в виде электронной книги.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21572c05411afbdbe767bd26f8aff464__1725149640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/64/21572c05411afbdbe767bd26f8aff464.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jussi Björling - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)