Расизм в Польше
Расизм в Польше стал предметом обширных исследований. Этнические меньшинства составляли большую долю населения страны в прошлом, начиная с основания Польского государства до Второй Польской Республики , чем после Второй мировой войны, когда правительственная статистика показала, что 94% или более населения самостоятельны. сообщается как этнический поляк. [ 1 ] [ 2 ]
Расизм против этнических меньшинств
Этот раздел нуждается в расширении : Добавьте подразделы о дискриминации людей турецкого и индийского происхождения. Вы можете помочь, добавив в него . ( июль 2024 г. ) |
еврейский народ
Король Казимир III Великий привез евреев в Польшу во время Черной смерти , когда еврейские общины подвергались преследованиям и изгнанию со всей Европы . В результате улучшения условий жизни к середине 16 века в Польше проживало 80% евреев мира. [ 3 ] [ 4 ]
В XV веке в королевской столице Кракове священнослужители-экстремисты выступали за насилие против евреев, которые постепенно теряли свои позиции. В 1469 году евреи были изгнаны из своего старого поселения и вынуждены переселиться на улицу Спилярска. В 1485 году еврейские старейшины были вынуждены отказаться от торговли в Кракове, в результате чего многие евреи уехали в Казимеж , который не подпадал под ограничения из-за своего статуса королевского города. После пожара 1494 года в Кракове прокатилась волна антиеврейских нападок. Король Иоанн I Альберт вынудил оставшихся евреев Кракова переехать в Казимеж. [ 5 ] С 1527 года евреев уже не допускали в городские стены Варшавы (вообще, в королевском дворце было возможно временное пребывание ). только пригород Праги . Для них был открыт [ 6 ] : 334
Совет Четырех Земель, созданный в 1581 году, представлял собой еврейский сейм под председательством старейшин общин из каждой основной части Польши. Еще один руководящий орган был создан в Литве в 1623 году. Еврейские общины обычно находились под защитой шляхты ( дворян) в обмен на их работу. управление дворянскими владениями. [ 6 ] : 358
В Конгрессе Польши евреи получили гражданские права указом ( эдиктом) от 5 июня 1862 года, за два года до отмены крепостного права и освобождения крестьянства. 35 лет спустя, в 1897 году, 1,4 миллиона евреев составляли 14% населения управляемого Россией раздела, в который входили Варшава и Лодзь . [ 7 ] : 478–480
Во Второй Польской республике с 1920-х годов польское правительство исключило евреев из получения кредитов государственных банков, из работы в государственном секторе (в 1931 году только 599 из 87 640 государственных служащих были евреями — в области телефонии , железных дорог, управления и юстиции). [ 7 ] : 483 ), а также от получения лицензий на ведение бизнеса в подконтрольных государству сферах экономики. С 1930-х годов были установлены ограничения на поступление евреев в университеты, на прием к медицинским и юридическим специальностям, на еврейские магазины, еврейские экспортные фирмы, «Шхиту» , членство в бизнес-ассоциациях и многое другое. Хотя в 1921–22 годах 25% студентов были евреями, к 1938–1939 годах эта доля упала до 8%. Крайне правая партия «Национальная демократия» (Endecja) организовала антиеврейские бойкоты. После смерти польского правителя Юзефа Пилсудского в 1935 году Эндеция активизировала свои усилия и в 1937 году заявила, что ее «главной целью и обязанностью должно быть удаление евреев из всех сфер социальной, экономической и культурной жизни в Польше». в некоторых случаях к насилию (погромы в небольших городах). В ответ правительство организовало Лагерь национального единства (ОЗОН), который взял под свой контроль польский парламент в 1938 году. Затем польский парламент разработал антиеврейское законодательство, аналогичное антиеврейским законам , существовавшим в Германии, Венгрии и Румынии. ОЗОН выступал за массовую эмиграцию евреев из Польши, бойкот евреев, Numerus Claus (см. также «Скамейки в гетто» ) и другие ограничения прав евреев. [ 8 ] По словам Тимоти Снайдера , в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, польское руководство «хотело избавиться от большинства польских евреев… [но] в простых логистических терминах эта идея… казалось, не имела смысла. Как могла Польша устроить депортацию миллионов евреев, пока страна мобилизована на войну? Следует ли вывести десятки тысяч еврейских офицеров и солдат из рядов польской армии?» [ 9 ]
В середине 20-го века среди заметных случаев антисемитизма в Польше был погром в Едвабне 1941 года в присутствии немецких Ordnungspolizei (полицейских). [ 10 ] и антиеврейское насилие в Польше, 1944–46 , приписываемое послевоенному беззаконию, а также антикоммунистическому восстанию против нового просоветского правительства сразу после окончания Второй мировой войны в Европе . [ 11 ] и стереотип « Жидокомуна » (еврейский коммунизм). [ 12 ] Другое важное событие произошло во время польского политического кризиса 1968 года .
Еврейская община в Польше составляла около 10% от общей численности населения страны в 1939 году, но во время Холокоста она была практически уничтожена . [ 13 ] По данным польской переписи 2011 года , только 7353 человека заявили о своей основной или вторичной этнической принадлежности как евреи. [ нужна ссылка ]
В 2017 году Центр исследования предрассудков Варшавского университета обнаружил рост антисемитских взглядов в Польше, возможно, из-за растущих антимигрантских настроений и исламофобии в Польше . [ 14 ] Позже в том же году Европейский еврейский конгресс обвинил польское правительство в «нормализации» этого явления в стране. [ 15 ]
Несмотря на нынешнее скудное еврейское население Польши, антисемитизм сохраняется и играет важную роль в польском обществе. Это неформальный принцип польской религиозности, позволяющий полякам считать себя главными жертвами нацистов, позволяющий им отрицать свою историческую ответственность за антиеврейские преступления и являющийся козлом отпущения за проблемы посткоммунистического перехода. В отличие от других европейских обществ, современный польский антисемитизм не связан с отношением к Израилю. Более того, политическое представительство тех, кто использует антисемитскую риторику, очень ограничено. [ 16 ] Одним из современных мотивов, который считается антисемитским, является изображение еврея с монетой , которое висит в 18% польских домов, чтобы принести удачу.
Рим
Этот раздел нуждается в дополнении: История ромов в Польше, история их социальной дискриминации, история их принудительного поселения после Второй мировой войны, современные проблемы интеграции.. Вы можете помочь, дополнив его . ( июль 2024 г. ) |
В июне 1991 года бунт в Млаве , серия жестоких инцидентов против польских цыган, вспыхнул после того, как цыганский подросток врезался в трех этнических поляков на пешеходном переходе, убив одного поляка и навсегда ранив другого, прежде чем скрыться с места происшествия. [ 25 ] После аварии бунтующая толпа напала на богатые цыганские поселения в польском городе Млава . Оба начальника полиции Млавы [ 26 ] и исследователи-социологи Варшавского университета [ 25 ] сказал, что погром произошел в первую очередь из-за классовой зависти (некоторые цыгане разбогатели на торговле золотом и автомобилями). Тогда мэр города, а также причастные к нему цыгане и другие жители заявили, что инцидент был в первую очередь на расовой почве. [ 26 ]
В ходе освещения беспорядков было выявлено наметившееся изменение этнических стереотипов о цыганах в Польше. Цыгане больше не были бедными, грязными или веселыми, больше не просили милостыню и не притворялись смиренными. Вместо этого их считали владельцами дорогих автомобилей, живущими в роскошных особняках, выставляющими напоказ свое богатство и одновременно хвастающимися тем, что местные власти и полиция получают от них зарплату, поэтому они никого не боятся. В то же время их считали мошенниками, ворами, мошенниками и уклонистами от военной службы, которые отказывались устраиваться на легальную, достойную работу. [ 27 ] Негативные «метастереотипы» – или собственное восприятие цыганами стереотипов, которые доминирующие группы придерживаются в отношении своей группы – были описаны Польским цыганским обществом в попытке повысить осведомленность и диалог вокруг эксклюзивизма . [ 28 ]
украинцы
Этот раздел необходимо расширить за счет: Расширить, добавив историю антиукраинской политики, включая погромы и религиозные преследования, например, на основе массовых убийств поляков на Волыни и Восточной Галиции#Политика Польши в отношении украинского меньшинства . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2024 г. ) |
Во второй половине прошлого тысячелетия Польша пережила значительные периоды, когда в ее феодальной экономике доминировало крепостное право . пренебрежительно Многие крепостные относились к дворянству и имели мало прав. Хотя многие крепостные были этническими поляками-католиками, многие другие были православными русинами , позже идентифицировавшими себя как украинцы и белорусы. Некоторые ученые описывали отношение дворянства (в основном польского) к крепостным как форму расизма. [ 29 ] В современной Польше, где украинцы составляют значительное меньшинство среди рабочих-мигрантов, они время от времени подвергаются расизму в повседневной жизни. [ 30 ] [ 31 ]
Африканцы к югу от Сахары
Самым распространенным словом в польском языке, обозначающим чернокожего человека , традиционно было « Мурзин » . Его часто считают нейтральным словом для описания человека чернокожего ( африканского происхождения к югу от Сахары ), но в настоящее время многие считают его уничижительным , и это отражают словари. Профессор Марек Лазинский заявил, что «Мурзин» теперь «архаичен». [ 32 ] [ 33 ]
Восприятие чернокожих людей также сформировалось под влиянием литературы. Генрика Сенкевича В романе «В пустыне и дикой местности» есть знаменитый персонаж Кали , который говорит на ломаном английском и обладает сомнительной моралью. В 1924 году поэт Юлиан Тувим опубликовал детский стих « Мурзинек Бамбо » («Маленький Мурзин Бамбо»), который оставался очень любимым в течение следующих полувека, но в 21 веке подвергся критике за « отчуждение » чернокожих людей. В коммунистической Польше «Хижина дяди Тома » Гарриет Бичер-Стоу переводилась довольно свободно и была ориентирована на детей, поскольку считалась антикапиталистической и антирабской, но теперь рассматривается как укрепление различных стереотипов о черных. [ 33 ]
Одним из громких событий в отношении чернокожих в Польше стала смерть в 2010 году Максвелла Итойи , нигерийского уличного торговца от смешанного брака, торговавшего контрафактными товарами. [ 34 ] Он был ранен в ногу полицейским во время уличной драки, последовавшей за досмотром на рынке в Варшаве , и скончался от перерезанной артерии. [ 35 ] Мероприятие привело к дебатам в СМИ о работе полиции и расизме. [ 36 ]
В Стшельце-Опольске чернокожие футболисты клуба LZS Piotrówka в 2015 году подверглись нападению в баре со стороны болельщиков команды-соперника « Одра Ополе» , а двое молодых людей были арестованы. [ 37 ] По меньшей мере шестеро были приговорены. [ 38 ] В Лодзи танцевальном клубе в мужском туалете напали на чернокожего студента. [ 39 ] [ 40 ]
Расизм в отношении этнических поляков
Хотя поляки в целом составляли большинство населения Польши, были времена, особенно во время разделов Польши (середина 18 века - 1918 год), когда большая часть польских территорий находилась под контролем других стран, и поляки фактически составляли меньшинства в националистической Германии. Империя и Российская Империя подвергались дискриминации и расизму . [ 41 ] [ 42 ]
Германская империя
Расистские публикации о поляках появились еще в XVIII веке и были пропитаны средневековыми этническими стереотипами и расистским подтекстом, чтобы оправдать немецкое господство над польскими территориями. [ 43 ] Такие авторы, как Георг Форстер, писали, что поляки были «скотом в человеческом обличии». [ 44 ]
Когда часть Польши находилась под властью Германской империи , польское население подвергалось дискриминации со стороны расистской политики. Эта политика завоевала популярность среди немецких националистов, некоторые из которых были членами движения Фёлкиш , что привело к изгнанию поляков Германией . Это подогревалось антипольскими настроениями , особенно в эпоху разделов 18 века. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Кампания Kulturkampf, возглавляемая Отто фон Бисмарком, привела к наследию антипольского расизма; польское население испытало угнетение и эксплуатацию со стороны немцев. [ 48 ] Расистские идеи прусского государства, направленные против польского народа, были переняты немецкими социологами, возглавляемыми частично Максом Вебером . [ 49 ]
Нацистская Германия
Во время Второй мировой войны Польша была оккупирована нацистской Германией и Советским Союзом, а поляки подвергались жесткой дискриминации в своей собственной стране. В директиве № 1306, изданной Имперским министерством общественного просвещения и пропаганды 24 октября 1939 года, концепция untermenschen (недочеловека) цитируется в отношении польской этнической принадлежности и культуры:
Всем в Германии, даже последней доярке, должно стать ясно, что польскость равна недочеловечности. Поляки, евреи и цыгане находятся на одном и том же низшем уровне. Это необходимо четко обозначить [...] до тех пор, пока каждый гражданин Германии не закодирует в своем подсознании, что с каждым поляком, будь то сельскохозяйственный рабочий или интеллектуал, следует обращаться как с паразитами». [ 50 ] [ 51 ]
Большинство нацистов считали поляков, как и большинство других славян , неарийскими и неевропейскими «массами с Востока», которые должны быть либо полностью уничтожены вместе с евреями и цыганами , либо полностью изгнаны с европейского континента . [ 52 ] Поляки стали жертвами преступлений нацистов против человечества и одними из главных нееврейских жертв Холокоста . Примерно 2,7 миллиона этнических поляков были убиты или убиты во время Второй мировой войны . [ 53 ]
Политика нацистов в отношении этнических поляков в конечном итоге превратилась в геноцид и уничтожение всей польской нации, а также культурный геноцид. [ 54 ] [ 55 ] который включал германизацию и подавление или убийство религиозного, культурного, интеллектуального и политического руководства.
15 марта 1940 года Генрих Гиммлер заявил, что «Все польские специалисты будут эксплуатироваться в нашем военно-промышленном комплексе. Позже все поляки исчезнут из этого мира. Крайне важно, чтобы великая немецкая нация рассматривала уничтожение всего польского народа как ее главная задача». [ 56 ] Целью политики было предотвратить эффективное польское сопротивление и использовать поляков в качестве рабов. [ 57 ] предвидя истребление поляков как нации. [ 58 ] Польских рабов в нацистской Германии заставляли носить опознавательные красные бирки с буквой «П», пришитые к их одежде. Сексуальные связи с немцами ( рассенчанде или «расовое осквернение») карались смертью. Во время войны многие поляки были казнены за связи с немецкими женщинами. [ 59 ] [ 60 ]
Сохраняйте чистоту немецкой крови! Это касается как мужчин, так и женщин! Подобно тому, как общение с евреем считается величайшим позором, любой немец, вступающий в интимные отношения с польским мужчиной или женщиной, виновен в греховном поведении. Презирайте звериные побуждения этой расы! Будьте сознательны в расовом отношении и защищайте своих детей. В противном случае вы лишитесь своего главного актива: своей чести! [ 61 ]
В 1942 году расовая дискриминация стала политикой нацистов с принятием Декрета об уголовном праве для поляков и евреев . [ 62 ] : 3 [ 63 ]
Во время послевоенных процессов над нацистами во время процесса над Ульрихом Фрейфельтом было заявлено, что:
Методы, применявшиеся нацистами в Польше и других оккупированных территориях, включая вновь Эльзас и Лотарингию, носили аналогичный характер с той лишь разницей, что они были более беспощадными и более широкими по своим масштабам, чем в 1914-1918 годах. В этой связи политика «германизации» соответствующего населения, как показали доказательства рассматриваемого процесса, заключалась отчасти в насильственной денационализации определенных классов или групп местного населения, таких как поляки, эльзас-лотарингцы, словенцы и другие подходящие для этого люди. за германизацию в рамках Немецкого народного списка. В результате в этих случаях программа геноцида осуществлялась посредством действий, которые сами по себе представляют собой военные преступления.
- Юридические отчеты о судебных процессах над военными преступниками. Комиссия ООН по военным преступлениям. Том. XIII. Лондон: HMSO, 1949 г. Суд над Ульрихом Грайфельтом и другими, Военный трибунал США, Нюрнберг, 10 октября 1947 г. - 10 марта 1948 г., Часть IV.
Аналогичным образом, во время Второй мировой войны около 120 000 поляков, в основном женщины и дети, стали основными жертвами этнической чистки, проводимой Украинской повстанческой армией , которая тогда действовала на территории оккупированной Польши . [ 64 ]
Исследования и опросы
Исследование EVS 2008 г.
Анализ, основанный на исследовании европейских ценностей (EVS), проведенном в 2008 году, сравнивает Польшу с другими европейскими странами. В Польше наблюдался очень высокий уровень политической толерантности (отсутствие экстремистских политических настроений), относительно высокий уровень этнической толерантности (основанный на отношении к мусульманам , иммигрантам, цыганам и евреям) и в то же время низкий уровень личной толерантности (основанный на отношении по отношению к людям, которых считают «девиантными» или «угрожающими»). С 1998 по 2008 год наблюдался заметный рост политической и этнической толерантности, но снижение личной толерантности . [ 65 ]
В 1990 году, отчасти из-за политической эйфории, сопровождавшей падение коммунизма , Польша была самой толерантной страной в Центральной Европе . Однако на протяжении 90-х годов уровень толерантности снизился. К 1999 году EVS зафиксировал, что в Польше один из самых высоких показателей ксенофобии в Европе, при этом за это время также возрос антисемитизм. Факторы, стоящие за этим снижением толерантности и радикализацией отношения к другим этническим группам в это время, вероятно, включали экономические проблемы страны, связанные с дорогостоящим переходом от коммунизма (например, высокий уровень безработицы), неэффективное правительство и, возможно, увеличение иммиграции извне. . [ 65 ]
Это отношение начало меняться после 2000 года, возможно, из-за вступления Польши в Европейский Союз, увеличения количества поездок за границу и более частых встреч с людьми других рас. К 2008 году EVS показал Польшу как одну из наименее ксенофобских стран в Центральной и Восточной Европе. Негативное отношение к евреям также вернулось к более низкому уровню 1990-х годов, хотя оно и остается несколько выше среднего по Европе. [ 65 ] За тот же период этническая и политическая толерантность возросла в Южной Европе (Испания, Греция) и снизилась в других частях Северной Европы (Нидерланды). [ 65 ]
Хотя группа рома была указана как наиболее отвергнутая, уровень исключения все же был ниже, чем где-либо еще в Европе, скорее всего, из-за долгой истории рома (см. Polska Roma ) и их относительно небольшой численности в стране. [ 65 ]
Исследование CRP 2012 г.
В опросе 2012 года, проведенном Центром исследований предрассудков Варшавского университета , было обнаружено, что 78,5% участников не согласны с традиционными антисемитскими утверждениями (например, «евреи несут ответственность за смерть Иисуса Христа»), но 52,9% согласились с вторичными антисемитскими заявлениями (например, «евреи распространяют стереотип польского антисемитизма»), а 64,6% верили в «еврейский заговор» (например, «евреи хотели бы править миром»). [ 66 ] Авторы отметили, что «вера в еврейский заговор оказалась самым сильным и значимым предиктором дискриминационных намерений в отношении евреев во всех областях. Традиционный антисемитизм предсказывал социальную дистанцию по отношению к евреям, но не предсказывал каких-либо других дискриминационных намерений. Вторичный антисемитизм не смог предсказать какую-либо форму дискриминационных намерений против евреев». [ 66 ]
Исследование ADL Global 100, 2014 г.
В опросе ADL Global 100 , проведенном в 2013–2014 годах, 57% респондентов заявили, что «вероятно, это правда», что «евреи обладают слишком большой властью в деловом мире»; 55% заявили, что «евреи имеют слишком много власти на международных финансовых рынках»; 42% считают, что «евреи имеют слишком большой контроль над мировыми делами»; и 33% - что «люди ненавидят евреев из-за их поведения». [ 67 ]
Исследование ОЛР 2018 г.
В исследовании FRA 2018 «Опыт и восприятие антисемитизма/Второе исследование дискриминации и преступлений на почве ненависти против евреев в ЕС» 85% респондентов назвали антисемитизм в Польше «довольно большой» или «очень большой» проблемой (поставив Польшу на первое место). четвертое место после Франции, Германии и Бельгии); 61% сообщили, что антисемитизм «значительно» возрос за последние пять лет (второе место после Франции и перед Бельгией и Германией); 74% сообщили, что нетерпимость к мусульманам «значительно» возросла (второе место после Венгрии и перед Австрией и Великобританией); и 89% сообщили об увеличении проявлений антисемитизма в Интернете (второе место после Франции и перед Италией и Бельгией). Наиболее распространенными антисемитскими высказываниями были: «Евреи имеют слишком много власти в Польше» (70%) и «Евреи используют жертвы Холокоста в своих целях» (67%). [ 68 ]
2022 ИЗ опроса
Исследование Европейского агентства по основным правам (EU FRA), проведенное в 2022 году, показало, что чернокожие люди или люди африканского происхождения реже всего подвергаются дискриминации в Польше среди 13 государств ЕС, принявших участие в опросе. В ответах на опрос, проанализированных агентством, 21% респондентов заявили, что сталкивались с дискриминацией в Польше за последние пять лет. Для сравнения: 77% заявили, что столкнулись с дискриминацией в Германии, 44% — в Италии и 27% — в Швеции и Португалии — двух странах с наименьшим уровнем дискриминации после Польши. [ 69 ] [ 70 ] В Польше также была самая высокая доля респондентов (81%), которые заявили, что, когда их останавливала полиция в Польше, полицейские вели себя «очень» или «достаточно» уважительно. [ 69 ]
Противодействие расизму
Действия правительства
В 2004 году правительство предприняло ряд инициатив по решению проблемы расизма. Он принял «Национальную программу по предотвращению расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости на 2004–2009 годы». [ 71 ] а также создала группу по наблюдению за расизмом и ксенофобией в Министерстве внутренних дел и администрации . Отчет о реализации (2010 г.) [ 72 ] заявил, что программа столкнулась с различными препятствиями, в том числе с отсутствием и неясным финансированием, и в конечном итоге некоторые запланированные задачи были выполнены, а другие нет. [ 73 ]
В 2013 году премьер-министр Польши Дональд Туск он был закрыт новым правительством «Право и справедливость» . основал Совет по борьбе с расовой дискриминацией и ксенофобией, но в мае 2016 года [ 74 ]
См. также
Ссылки
- ^ Центральное статистическое управление, Результаты Национальной переписи населения и жилищного фонда 2011 г. Архивировано 21 октября 2012 г. в Wayback Machine , Варшава, 2012 г., стр. 105-106
- ^ переписи населения Польши 2002 года. Таблицы 1 или 2 национальностей
- ^ «Польша - Виртуальный тур по еврейской истории» в Еврейской виртуальной библиотеке через Интернет-архив.
- ^ «История польских евреев», на PolishJews.org через Интернет-архив.
- ^ Ковчег Торы в Польше эпохи Возрождения: еврейское возрождение классической античности , Илья М. Родов, Brill, страницы 2-6
- ^ Jump up to: а б Дюкре, Мари-Элизабет (2011). «Евреи в обществах Центральной и Восточной Европы». В Джерме, Антуан; Леллуш, Бенджамин; Патлажан, Эвелин (ред.). Евреи в истории: от зарождения иудаизма до современного мира (на французском языке). Эд. Чемп Валлон. стр. 331–373.
- ^ Jump up to: а б Завадски, Пол (2011). «Евреи в Польше: разделы Польши до 1939 года». В Джерме, Антуан; Леллуш, Бенджамин; Патлажан, Эвелин (ред.). Евреи в истории: от зарождения иудаизма до современного мира (на французском языке). Эд. Чемп Валлон. стр. 475–502.
- ^ Хаген, Уильям В. (1996). «Перед« окончательным решением »: к сравнительному анализу политического антисемитизма в межвоенной Германии и Польше». Журнал современной истории . 68 (2): 351–381. дои : 10.1086/600769 . S2CID 153790671 .
- ^ Снайдер, Тимоти (2015). «Обещание Палестины». Черная земля: Холокост как история и предупреждение (Первое изд.). Нью-Йорк: Книги Тима Даггана. ISBN 978-1-101-90345-2 .
- ^ Врубель, Петр (2006). Польско-еврейские отношения . Издательство Северо-Западного университета . стр. 391–396. ISBN 0-8101-2370-3 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Грабский, Август. «Рецензия на книгу Стефана Граека: После войны и что дальше? Евреи в Польше, 1945–1949 гг., перевод с иврита Александра Клугмана, 2003 г.» (PDF) . Интернет-библиотека Центральной и Восточной Европы (CEEOL) (на польском языке). Ежеквартальный журнал еврейской истории. стр. 240 – через прямую загрузку, 1,03 МБ.
- ^ Марек Ян Ходакевич , Польско-еврейский конфликт после Холокоста после Второй мировой войны , издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк, 2003, ISBN 0-88033-511-4 .
- ^ Лукас, Ричард (1989). Из ада: поляки помнят Холокост . Университетское издательство Кентукки . стр. 5 , 13, 111, 201. ISBN. 0813116929 .
Оценки выживших евреев в Польше.
; также в Лукас (2012) [1986]. Забытый Холокост: поляки под нацистской оккупацией 1939-1944 гг . Нью-Йорк: Университет Кентукки Press / Hippocrene Books. ISBN 978-0-7818-0901-6 . - ^ АФП; АП; Гамбрел, Джон; АФП; РЭНДОЛЬФ, Эрик; Нурани, Али; Гросс, Джуда Ари (25 января 2017 г.). «В Польше наблюдается рост антисемитизма» . Таймс Израиля . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Антисемитизм в Польше «нормализуется», предупреждает Еврейский конгресс» . Телеграф . Агентство Франс-Пресс. 31 августа 2017 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Билевич, Михал, Николай Виневский и Зузанна Радзик. «Антисемитизм в Польше: психологические, религиозные и исторические аспекты». Журнал изучения антисемитизма 4 (2016): 423-440. , цитата: В целом, случай Польши является примером устойчивости антисемитизма без евреев – или, по крайней мере, с немногочисленным еврейским населением (Лендвай, 1971). Это приводит к интересному вопросу о психологических причинах такого длительного предубеждения без объекта. На основе исследований и наблюдений за политической и общественной жизнью в Польше можно сказать, что антисемитизм играет несколько важных функций в современном польском обществе: это один из неформальных принципов религиозности в нынешней Польше; он определяет козла отпущения за проблемы и неприятности постпереходного периода; оно допускает отказ от ответственности за исторические преступления против евреев; и он поддерживает восприятие ингруппы как главной жертвы нацистской оккупации. Эти функции явно позволяют антисемитизму существовать – даже без какого-либо значительного еврейского присутствия в стране. Однако в то же время нет никакой связи между подобным антисемитизмом и отношением к современному Израилю. В этом случае польское общество гораздо менее антиеврейское, чем многие другие европейские общества; кроме того, политическое представительство антисемитских предрассудков весьма ограничено — большинство политиков, активно использовавших антисемитскую риторику, в настоящее время находятся вне политической жизни или находятся на обочине основных политических дебатов.
- ^ Сантора, Марк; Берендт, Джоанна (11 октября 2019 г.). «Государственные СМИ Польши — самый большой помощник правительства перед выборами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Польский общественный телеканал пропагандирует разжигание ненависти со стороны правительства в преддверии президентских выборов» . Репортеры без границ . 24 июня 2020 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2020 г.
- ^ «Совет по этике СМИ о «Вядомости»: «Это инструмент пропаганды» » . www.kobieta.pl (на польском языке) . Проверено 30 октября 2020 г.
- ^ «Польское государственное телевидение разжигало ненависть к евреям, утверждает комиссия по этике СМИ» . Еврейское телеграфное агентство . 19 июня 2020 г. Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Еврейская группа критикует польское общественное телевидение за «ненавистную» роль в президентской гонке» . Рейтер . 10 июля 2020 г. Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Ведущий кандидат в президенты «удовлетворит требования евреев» о возмещении Холокоста, предупреждает польское государственное телевидение» . Еврейское телеграфное агентство . 16 июня 2020 г. Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Выборча.пл» . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Еврейские организации подали жалобу на «Вядомосьць » . JEWISH.PL (на польском языке) . Проверено 30 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ребекка Джин Эмиг; Селеный, Иван (2001). Бедность, этническая принадлежность и гендер в Восточной Европе в период рыночного перехода . Издательская группа Гринвуд. стр. 101–102. ISBN 978-0-275-96881-6 . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Поляки вымещают свою экономическую ярость на цыганах» . Нью-Йорк Таймс . 25 июля 1991 года . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Анна Гиза-Полещук, Ян Полещук, Отчет «Цыгане и поляки в Млаве - этнический или социальный конфликт?» (Доклад «Цыгане и поляки в Млаве – этнический или социальный конфликт?») по заказу Центра изучения общественного мнения , Варшава, декабрь 1992 г., стр. 16-23, разделы III и IV «Цыгане в Польской Народной Республике, отношения с польским большинством в Млаве» и «1980-е и 1990-е годы».
- ^ Герлих, Мариан Гжегож; Квятковский, Роман. «Рома. Трактат о чувстве исключенности» . Ассоциация ромов в Польше.
Получается, что этот метастереотип - своеобразный образ цыган о том, как их воспринимают "чужие" - образ, насыщенный почти исключительно негативными чертами.
- ^ Блэк, Джереми (12 марта 2015 г.). Атлантическая работорговля в мировой истории . Рутледж. стр. 16–. ISBN 978-1-317-55455-4 .
- ^ Украинское меньшинство и мигранты из Украины в Польше , Союз украинцев в Польше, 2019
- ^ Марцин Дойчманн, Расизм в Польше в контексте миграционных проблем. Попытка диагностики . КРИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | № 4/2017: 71-85 | ISSN 2450-9078
- ^ « Мурзин» и «Мурзинка » . www.rjp.pan.pl. Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «#DontCallMeMurzyn: Чернокожие женщины в Польше активизируют кампанию против расовых оскорблений» . Время . 7 августа 2020 г.
- ^ Джоанна, Подгорска (19 января 2011 г.). «Нигерийская вдова» . Политика .
В этом году он должен был получить польский паспорт.
- ↑ Петр Махайский (28 июня 2013 г.), Миллион злотых за застреленного мужа? Жена требует компенсации. Выборча.пл.
- ^ «Польша: Размышления о смерти уличного торговца» . Нет Расизма.нет . Проверено 8 апреля 2012 г.
- ↑ TVN 24 Вроцлав (7 апреля 2015 г.), Избиение чернокожих футболистов. Двое задержаны. Новостной байт.
- ^ «Фанаты Одры Ополе были осуждены за избиение чернокожих игроков ЛЗС Пиотровка» . 2016-06-02.
- ^ Богданович, Антони. «В Лодзи избили чернокожего студента» . naTemat.pl (на польском языке) . Проверено 5 мая 2016 г. - через Google Translate.
- ^ «8 хулиганов будут привлечены к ответственности за избиение чернокожих футболистов» . 12 апреля 2016 г. 8 хулиганов отвечают за избиение чернокожих игроков LZS Piotrówka в пивном салоне Browar Centrum . Проверено 5 мая 2016 г. - через Google Translate.
- ^ Смит, Хельмут Вальзер (29 сентября 2011 г.). Оксфордский справочник по современной истории Германии . ОУП Оксфорд. стр. 359–. ISBN 978-0-19-923739-5 .
- ^ Ван Херпен, Марсель Х. (1 июля 2015 г.). Путинские войны: подъем нового российского империализма . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 36–42. ISBN 978-1-4422-5359-9 .
- ^ Расовое государство: Германия 1933-1945 Майкл Берли, Вольфганг Випперманн, страницы 26-27
- ^ Сарматское обозрение, Томы 22-25.
- ^ Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (1998). История Восточной Европы: кризис и перемены . Рутледж. п. 156 .
- ^ Киселовская-Липман, Мажена (2002). «Восточные окраины Польши: политический переход и «этнический вопрос» ». В Джуди Бэтт; Катарина Вольчук (ред.). Регион, государство и идентичность в Центральной и Восточной Европе . Том. 12. Рутледж. п. 153. дои : 10.1080/714004742 . ISBN 9780714682259 . S2CID 154262562 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Синкофф, Нэнси (2004). Из штетла: сделать евреев современными на польском приграничье . Общество библейской литературы. п. 271. ИСБН 9781930675162 .
- ^ Смит, Гельмут Вальзер. Оксфордский справочник по современной истории Германии . п. 361.
Антипольский расизм остался прочным наследием Культуркампфа, поскольку он оказался важным для политической экономии немецкого сельского хозяйства. Антипольский расизм одновременно отражал и поддерживал существование особенно бесправного польского сельского пролетариата, подвергавшегося угнетению и эксплуатации со стороны немцев. помещики.
- ^ Джордж Стейнмец, изд. (2013). «Немецкая социология и империя: от внутренней колонизации к зарубежной колонизации и обратно». Социология и империя: имперские запутанности дисциплины . Издательство Университета Дьюка. стр. 166–187. дои : 10.1215/9780822395409-006 .
Под руководством Макса Вебера немецкие социологи приняли антипольский расизм прусского государства, разработав культурно-расовую экономику контроля, которую Шмоллер и другие использовали для содействия немецкому колониальному контролю в Африке. (стр. 185)
- ^ Вегнер, Бернт (1997) [1991]. От мира к войне: Германия, Советская Россия и мир, 1939-1941 гг . Книги Бергана . п. 50. ISBN 978-1-57181-882-9 .
- ^ Церан, Томаш (2015). История забытого немецкого лагеря: нацистская идеология и геноцид в Шмальковке . ИБТаурис. п. 24. ISBN 978-0-85773-553-9 .
- ^ «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ «Польша | www.yadvashem.org» . польша-исторический-фон.html . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Булливант, Кейт; Джайлз, Джеффри Дж.; Пейп, Уолтер (1999). Германия и Восточная Европа: культурная идентичность и культурные различия . Родопи. стр. 32–33.
- ^ Уильям Шабас, Геноцид в международном праве: преступления преступлений , Cambridge University Press, 2000, ISBN 0-521-78790-4 , Google Print, стр. 179.
- ^ Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918-1947 гг. Тадеуш Пиотровский, стр. 23, 2007 г.
- ^ «Поляки: жертвы нацистской эпохи» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 28 ноября 2005 г. Проверено 25 января 2014 г.
- ^ Адольф Гитлер: биографический товарищ Дэвид Николлс, Джилл Николлс ABC-CLIO 2000, стр. 201
- ^ Боак, Хелен. «Политика нацистов в отношении немецких женщин во время Второй мировой войны – уроки, извлеченные из Первой мировой войны?» : 4–5.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Нацистская идеология и Холокост . Мемориальный музей Холокоста США. Январь 2007. с. 58. ИСБН 978-0-89604-712-9 .
- ^ Герберт, Ульрих (1997). Иностранные рабочие Гитлера: принудительный иностранный труд в Германии при Третьем рейхе . Издательство Кембриджского университета. стр. 76–77. ISBN 978-0-521-47000-1 .
- ^ «Полный текст жестокого нацистского указа против евреев и поляков, опубликованный в Вашингтоне» (PDF) . Еврейское телеграфное агентство . 12 марта 1942 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Нацизм, война и геноцид: очерки в честь Джереми Ноукса Джереми Ноукс, Эксетерский университет Нила Грегора, 2005, стр. 85
- ^ Терлес, Николай (1 июля 2008 г.). Этнические чистки поляков на Волыни и Восточной Галичине: 1942–1946 гг . Альянс польских восточных провинций, филиал в Торонто, 1993. ISBN 978-0-9698020-0-6 – через Google Книги, поиск внутри.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и «Толерантность в Польше: отношение поляков к этническим меньшинствам и иммигрантам» (PDF) . Сосредоточьтесь на социологии. 2011. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2014 года . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Билевич, Михал; Виневский, Николай; Кофта, Мирослав; Войчик, Адриан (2013). «Вредные идеи, структура и последствия антисемитских убеждений в Польше». Политическая психология . 34 (6): 821–839. дои : 10.1111/pops.12024 . ISSN 1467-9221 .
- ^ ADL Global 100 (отчет). Антидиффамационная лига . 2015.
- ^ Опыт и восприятие антисемитизма/Второе исследование дискриминации и преступлений на почве ненависти против евреев в ЕС (Отчет). Агентство Европейского Союза по основным правам . 2018.
- ^ Jump up to: а б [1]
- ^ «Чернокожие люди сообщают, что в Польше они сталкиваются с наименьшей дискриминацией, говорится в исследовании ЕС» . 25 октября 2023 г.
- ^ «Национальная программа по противодействию расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости на 2004–2009 годы (по состоянию на 8 декабря 2016 г.)» (PDF) .
- ^ «ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ, КСЕНОФОБИИ И СВЯЗАННОЙ С ними НЕТЕРПИМОСТИ НА 2004-2009 ГОДЫ» (получено 8 декабря 2016 г.)
- ↑ Расизм в Польше: отчет об исследовании среди жертв насилия с учетом национального, расового или этнического происхождения , Агнешка Микульска, Хельсинкский фонд по правам человека , 2010 (получено 8 декабря 2016 г.)
- ^ Наркович, Кася (июнь 2016 г.). «Возрождение расизма: понимание ненависти в Польше» . Откройте для себя общество . Проверено 29 августа 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Фридрих, Клаус-Петер (2010). «Антисемитизм в Польше». У Ганса-Христиана Петерсена; Сэмюэл Зальцборн (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и настоящее в сравнении . Франкфурт-на-Майне; Нью-Йорк: Питер Лэнг. стр. 9–28. ISBN 978-3-631-59828-3 .
- Гросс, Ян Томаш (2006). Страх: антисемитизм в Польше после Освенцима: очерк исторической интерпретации . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-307-43096-0 . Проверено 7 июня 2018 г.