Окиек люди
Хлеб | |
---|---|
Общая численность населения | |
52,596 [ 1 ] (2019 г., перепись) | |
Языки | |
Хлеб | |
Родственные этнические группы | |
Календжинские народы Особенно Аки |
Часть серии о |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Окиек Ogiek ( этническая группа , : [oɡiɛk] ), иногда называемые огиек или акиек, — южная нилотская родом из Танзании. [ нужна ссылка ] и Южная Кения (в лесу Мау ) и Западная Кения (в лесу Маунт-Элгон ). В 2019 году этническое население океков составляло 52 596 человек. [ 1 ] хотя число говорящих на акиекском языке составляло всего 500 человек. [ 2 ] [ сомнительно – обсудить ]
История
[ редактировать ]В 1903 году CWHobley зарегистрировал одиннадцать общин окиеков, общества охотников-собирателей, живших в западной Кении. Он отметил, что ряд целых секций были двуязычными и говорили на масаи, кипсиги или нанди в дополнение к своим собственным языкам. [ 3 ]
Сообщества охотников-собирателей также жили в восточных высокогорьях Кении, где в местных традициях они были известны под именами «Гумба» и «Ати». [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Многие носители языка огиек перешли на языки окружающих народов: акиек на севере Танзании теперь говорят на масаи , а акиек из Кинаре в Кении теперь говорят на гикуйю . [ нужна ссылка ] Огиек — одна из различных групп охотников-собирателей термин Доробо в Кении и Танзании, к которым применялся или Ндоробо (термин масаиского происхождения, который сейчас считается уничижительным).
Земельные споры
[ редактировать ]Огиек выдвинули многочисленные претензии к правительству Кении, заявляя о несправедливом обращении, особенно о том, что они были незаконно лишены своей земли. [ 5 ] Timsales Ltd уже давно занимается вырубкой лесов на своей территории. [ 6 ] Частично он принадлежит родственникам бывших президентов Кеньятты и Мои. [ 6 ]
23 июня 2022 года Африканский суд по правам человека и народов постановил, что правительство Кении должно выплатить окиекам 157 850 000 шиллингов за десятилетия материального и морального ущерба, признать их коренную принадлежность и помочь получить им официальные права на земли их предков. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Танзания» .
- ^ Дистефано, Джон (1990). «Охотники или жертвы? К истории окиеков Кении». История в Африке . 17 : 41–57. дои : 10.2307/3171805 . JSTOR 3171805 . S2CID 162229708 .
- ^ Дистефано, Джон (1990). «Охотники или жертвы? К истории окиеков Кении». История в Африке . 17 : 41–57. дои : 10.2307/3171805 . JSTOR 3171805 . S2CID 162229708 .
- ^ Кимайё, Тауэтт Дж. (2004). Земельные дела Огиека и историческая несправедливость — 1902–2004 гг . Накуру, Кения: Совет социального обеспечения Огиек. п. 127 страниц + приложения. Архивировано из оригинала 29 октября 2007 г. (Полный текст книги по ссылке.)
- ^ Перейти обратно: а б «Знание – это защита леса» . Save the Rainforest eV (на немецком языке) . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Коренные огиеки выиграли «знаковое» решение Африканского суда о возмещении ущерба», Джозеф Ли, Grist.com
Ссылки
[ редактировать ]- Блэкберн, Родерик Х. (1970, переработка 2011 г.) «Предварительный отчет об исследовании племени Огиек в Кении». Документ для обсуждения № 89, Университетский колледж Найроби, стр. 1–10.
- Блэкберн, Родерик Х. (1971) «Медовый комплекс в обществе, культуре и личности окьеков». Докторская диссертация, факультет антропологии Мичиганского государственного университета. Отпечаток микрофильма Мичиганского университета.
- Блэкберн, Родерик Х. (1973) «Керамика Окиека: свидетельства предыстории Центральной Кении», в «Азании, журнал Британского института в Восточной Африке». стр. 55–70.
- Блэкберн, Родерик Х. (1974) «Океки и их история» в «Азании, журнал Британского института в Восточной Африке». стр. 139–157.
- Блэкберн, Родерик Х. (1976) «История Окиека» Переработанное и расширенное издание (1974 г., выше) в книге «Кения до 1900 года, восемь региональных исследований» (BAOgot, изд.), Восточноафриканское издательство, Найроби. стр. 53-83
- Блэкберн, Родерик Х. (1982) «Окиек (серия «Люди Кении»)», Evans Brothers Limited, Лондон. стр. 1-42.
- Блэкберн, Родерик Х. (1982) «В стране молока и меда адаптация Окиеков к своему лесу и соседям», в «Политике и истории в сообществах групп», редакторы Э. Ликок и Р. Ли. Издательство Кембриджского университета. стр. 283-306
- Блэкберн, Родерик Х. (1985) «Владение ресурсами и территориальность Окиека как механизмы социального контроля и распределения ресурсов», в «Sprache und Geschichte in Afrika» (Материалы Международной конференции: Африканские охотники-собиратели. Кельн, январь 1985 г.), СУГИА, Группа 7.1, стр. 61–82.
- Блэкберн, Родерик Х. (1992) «Использование человеком леса Ол Пусимору/Маасаи Мау». Департамент лесного хозяйства и Институт национальных ресурсов (Великобритания). стр. 1-71.
- Блэкберн, Родерик Х. (1993) «Окиек Кении», в «Состоянии народов, глобальный отчет о правах человека в обществах, находящихся в опасности». Опубликовано в журнале «Культурное выживание» издательством Beacon Press, Бостон.
- Блэкберн, Родерик Х. (1996) «Деление, слияние и собиратели в Восточной Африке: макро- и микроанализ процессов разнообразия и интеграции», в книге «Культурное разнообразие среди собирателей двадцатого века: африканская перспектива». Сьюзан Кент, редактор. Издательство Кембриджского университета. стр. 188-212.
- Хейне, Бернд (1973) «Словари остаточных языков Восточной Африки», Africa and Overseas , 57, 1, стр. 38–49.
- Крац, Корин А. (1981) «Действительно ли окиеки масаи? или кипсиги? или кикуйю?» Cahiers d'Etudes africaines . Том 79 XX:3, стр. 355–68.
- Крац, Коринн А. (1986) «Этническое взаимодействие, экономическая диверсификация и использование языка: отчет об исследовании Каплелаха и Кипчорнвонека Окиека», Sprache und Geschichte in Afrika , 7, 189–226.
- Крац, Коринн А. (1989) «Гончары Окиека и их изделия». В кенийских горшках и гончарах. Под редакцией Дж. Барбура и С. Вандиббы. Найроби: Издательство Оксфордского университета.
- Крац, Корин А. (1994) Влияние на производительность: значение, движение и опыт женской инициации Окиек. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- Крац, Корин А. (1999) «Окиек Кении». В собирательных народах: энциклопедия современных охотников-собирателей. Под редакцией Ричарда Ли и Ричарда Дейли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 220–224.
- Крац, Корин А. (2000) «Гендер, этническая принадлежность и социальная эстетика в вышивке бисером масаи и окиек». В «Переосмыслении скотоводства в Африке: гендер, культура и миф о патриархальном скотоводстве». Под редакцией Дороти Ходжсон. Оксфорд: Издательство Джеймса Карри, стр. 43–71.
- Крац, Корин А. (2001) «Разговоры и жизни». Африканскими словами, африканские голоса: критические практики устной истории. Под редакцией Луизы Уайт, Стефана Мишера и Дэвида Уильяма Коэна. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, стр. 127–161.
- Крац, Корин А. (2002) Те, кого разыскивают: коммуникация и политика репрезентации на фотовыставке. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Крац, Корин А. (2009) «Коммуникативный резонанс в разных условиях: заключение брака, инициация и политические встречи в Кении». В «Ритуальном общении» под редакцией Эллен Бассо и Гюнтера Сенфта, Оксфорд: Berg Publishers.
- Крац, Корин А. (2010) Влияние на производительность: значение, движение и опыт женской инициации Окиек. Тусон: Wheatmark (переиздание книги 1994 года).
- Крац, Коринн А. (2012) «Церемонии, гостиные и альбомы: как Окиек демонстрировал фотографии в 1990-е годы». В фотографии в Африке: этнографические перспективы. Под редакцией Ричарда Воукса. Оксфорд: Джеймс Карри, стр. 241–265.
- Роттланд, Франц (1982) Южные нилотские языки: описание, сравнение и реконструкция (Кельнский вклад в африканистику, том 7). Берлин: Дитрих Раймер. (особенно стр. 26, 138-139)