Западноафриканская мифология
Западноафриканская мифология — совокупность мифов народов Западной Африки . Он состоит из рассказов о различных божествах, существах, легендарных существах , героях и народных сказках разных этнических групп. Некоторые из этих мифов пересекли Атлантику в период трансатлантической работорговли и стали частью карибской , афроамериканской и бразильской мифологии . [ 1 ]
Мифология |
---|
Письменные мифы из Западной Африки возникли только в 1800-х годах. [ 2 ] Большинство мифов передавались из поколения в поколение устно. Эти мифы рассказывали сказители, бабушки и дедушки. Об этом также рассказывают гриоты в Мали и Сенегале , Нигере и северной Нигерии . [ 2 ] Элементы и фигуры западноафриканской мифологии иногда можно рассматривать как часть традиционной религии Западной Африки.
По стране
[ редактировать ]Бенин
[ редактировать ]Мифология Бенина в основном происходит из Дагомеи . В дагомейской религии существует несколько богов , каждый из которых имеет свою собственную мифологию. В мифах народов фон и эве фигурирует Азиза , сказочное существо, живущее в лесу. По легенде, они даруют хорошую магию охотникам, а также известны тем, что дают людям практические и духовные знания. В общих описаниях народа Азиза говорится, что это волосатые люди и, как говорят, живут в муравейниках и на хлопковых деревьях . [ 3 ]
Гамбия
[ редактировать ]В Гамбии большая часть фольклора предполагает существование Нинки Нанки ; Описания этого существа различаются, но большинство утверждает, что это животное похоже на рептилию и, возможно, на дракона . Нинки-Нанка обитает на болотах. Это привлекло всеобщее внимание, когда в 2006 году группа «охотников на драконов» из Центра зоологии Фортеана (CFZ) отправилась в Гамбию, чтобы исследовать Нинки-Нанка и взять показания у тех, кто утверждал, что видел мифическое существо. [ 4 ]
Гана
[ редактировать ]В фольклоре эве Того и Ганы Адзе — вампирическое существо, принимающее форму светлячка , хотя при поимке оно трансформируется в человеческий облик. В человеческом обличье тесло обладает способностью овладевать людьми. В форме светлячка тесло ночью проходило сквозь закрытые двери и высасывало кровь у спящих людей. Позже жертва заболела и умерла. [ 5 ]
Похожая мифология у народа акан на юге Ганы , а также в Кот-д'Ивуаре , Того. [ 6 ] XVIII века а на Ямайке обитают существа по имени Асасабонсам . Это вампироподобные существа, которые живут в лесу и питаются людьми, бродящими по их дому. Говорят, что у Асасабонсам железные зубы, розовая кожа, длинные рыжие волосы и железные крючки на ногах. Он живет на деревьях и нападает сверху, находясь в своей гуманоидной форме. Он обладает чертами летучей мыши, включая крылья. [ 7 ] [ 8 ]
Обайфо — мифологическое существо, похожее на вампира /ведьму, из фольклора Ашанти . В фольклоре ашанти обайфо очень распространены и могут обитать в телах любого мужчины или женщины. Их описывают как имеющих бегающие глаза и одержимых едой. Говорят, что во время ночного путешествия они излучают фосфоресцирующий свет из подмышек и ануса. Обайфо похож на асимана народа Дагомеи , существо, которое может менять форму и летать, превращаясь в световой шар и охотясь за добычей в ночном небе. [ 9 ]
Ананси , бог-паук-обманщик из мифологии Акан, также широко распространен. В сказках он часто изображается взаимодействующим с Высшим Существом и другими божествами, которые часто наделяют его временными сверхъестественными способностями, такими как способность вызывать дождь или выполнять за него другие обязанности. Некоторые фольклорные традиции изображают Ананси как сына Матери-Земли Асасе Яа . В других странах Ананси иногда также считают Абосомом (меньшим божеством) в духовности Акан, несмотря на то, что его обычно называют обманщиком. [ 10 ] [ 11 ]
У них было
[ редактировать ]Малийская мифология происходит от самых разных этнических групп; среди народа догонов номмо обычно описываются как земноводные, гермафродитные , рыбоподобные существа. В изображениях Номмоса в народном искусстве изображены существа с гуманоидной верхней частью туловища, ногами/ступнями и рыбоподобными нижней частью туловища и хвостами. Номмо — первые живые существа. Согласно астрологии догонов , Номмо были жителями мира, вращающегося вокруг звезды Сириус . Номмос спустился с неба на сосуде в сопровождении огня и грома. Прибыв на место, Номмо создали резервуар с водой и впоследствии нырнули в воду. В легендах догонов говорится, что номмо для жизни требовалась водная среда. [ 12 ] [ 13 ]
Нигер
[ редактировать ]В мифологии Нигера Хира — мифическое чудовище, которое встречается в эпических и фольклорных сказках народа сонгай , особенно народа бозо ; [ 14 ] его величайший противник - Мусса Гнаме .
Зин — мифические водные духи, населяющие реки и озера в мифологии народа сонгай , он похож на Зин Кибару — слепого речного духа, повелевающего рыбой . [ 15 ] [ 16 ]
Нигерия
[ редактировать ]Мифология Нигерии разнообразна из-за различных этнических групп, населяющих страну. Элементы мифологии йоруба пересекаются с религией йоруба и включают Ориша , пантеон богов, которые также почитаются в религиях кандомбле , сантерии и гаитянского вуду в африканской диаспоре.
Другая категория сверхъестественных существ в мифологии йоруба — это Абику , дети из духовного мира, которые умирают, не достигнув половой зрелости. Абику также относится к духам, которые, как исторически считается, обитают в деревьях. [ 17 ] [ 18 ]
Эгбере — злобные духи , обитающие в кустах и лесах. Их видят ночью. Говорят, что эгбере невысокого роста, имеют небольшую циновку и все время плачут. По поверью, тот, кто возьмет из него циновку, станет богатым. [ 19 ] [ 20 ]
В мифологии народа игбо на юго-востоке Нигерии Огбандже — это злые духи, маскирующиеся под детей, духи, причиняющие несчастья и горе. [ 21 ] Считалось, что в течение определенного периода времени с момента рождения (обычно до полового созревания) огбандже намеренно умрет, а затем переродится в следующего ребенка в семье, а затем цикл повторится, что вызовет много горя. Говорят, что у злых духов есть камни под названием Ийи-ува , которые они где-то тайно закапывают. Ийи-ува служит талисманом для Огбандже, позволяющим вернуться в человеческий мир и найти свою целевую семью; уничтожение Ийи-ува разрывает связь огбандже и освобождает семью от мучений. [ 22 ] [ 23 ]
В северной Нигерии, среди народа канури эмирата Борно в районе озера Чад , существуют верования о форме вергиен, называемой бултунгин, что переводится как «Я превращаюсь в гиену». [ 24 ] Когда-то традиционно считалось, что одна или две деревни в этом регионе были полностью населены гиенами-оборотнями. [ 25 ] например Кабултилоа. [ 26 ]
Мами Вата — это духи или существа, обитающие в реках и океанах. Их часто описывают как фигуры, похожие на русалок, с верхней частью тела женщины (часто обнаженной) и задней частью рыбы или змеи. В других сказках Мами Вата выглядит полностью человеком; хоть и никогда не человек. Существование и духовное значение Мами Вата глубоко укоренено в древних традициях и мифологии прибрежной южной Нигерии. Мами Вата часто носит с собой дорогие безделушки, такие как расчески, зеркала и часы. Их часто сопровождают крупные змеи , обвивающие их и кладущие головы между грудей. В других случаях Мами Вата может попытаться выдать себя за вполне человека, бродя по оживленным рынкам или посещая бары. Она также может проявляться в ряде других форм, в том числе как мужчина. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Мифология хауса происходит от местной религии бори на земле хауса. Додо — мифический монстр или призрак, который, как полагают, обитает в баобабах и тамариндовых деревьях. Его описывают как гиганта, у него очень длинные волосы и хвост. Он способен проглотить целиком людей и животных. [ 30 ] Занкаллала - крошечное существо, напоминающее мышь, он носит в руке змею как трость, носит пару скорпионов в качестве шпор и рой пчел в качестве шляпы. Он ездит на тушканчике, и стаи птиц сопровождают его, чтобы восхвалять его и беспокоить тех, с кем он сражается. Занкаллала — народный герой, который помогает людям, атакованным Додо. [ 30 ]
Черепахи (йоруба: иджапа, игбо: мбеку ) также являются частью нигерийской мифологии, поскольку они считаются обманщиками и широко фигурируют в фольклоре южной Нигерии, в то время как заяц (хауса: зомо) и паук (хауса: гиззо) широко фигурируют в фольклоре южной Нигерии. северная Нигерия. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Сенегал
[ редактировать ]В мифологии народов волоф и лебу — юмбо сверхъестественные существа, очень похожие на европейских фей . Их еще называют Бахна Рахна, что буквально означает «хорошие люди». Они полностью жемчужно-белого цвета. Иногда говорят, что у них серебристые волосы. Их рост составляет около двух футов.
Юмбо живут под холмами Папс и выходят танцевать при лунном свете. Они пируют на больших столах, а их обслуживают слуги, невидимые, за исключением их рук и ног. Юмбо едят кукурузу, которую крадут у людей и рыб. На свой пир они приглашают как местных жителей, так и иностранцев. [ 34 ] [ 35 ]
Togo
[ редактировать ]В мифологии Эве , Фон , Аджа , Гун , Котафон и Мина часто фигурируют сверхъестественные существа, влияющие на повседневную жизнь. Эти маву (маленькие боги) считаются посланниками, которые общаются с великим Маву. Некоторые из этих сверхъестественных духов являются воплощениями предков. Один из сверхъестественных духов — мамиватер с бумажной водой; эти духи управляют морем с правой стороны (справедливость перед Мавуганом). [ 36 ] Еще один сверхъестественный дух на юге Того — Сакпата , дух земли. [ 37 ]
Сказки
[ редактировать ]- Пугало: Эта история о семье пауков, живших на ферме. Их звали Анаану (отец), Корнорли (мать) и Квакуте (сын). Анаану собрал свою семью и сообщил им, что скоро умрет. Он хотел, чтобы его положили в гроб, который не был прибит гвоздями, и поставили посреди ямовой фермы с миской и ложкой. Анаану умер через несколько дней, и его семья сделала именно то, что он просил. Когда его семья приходила в гости каждый день, они заметили, что их батат пропадает. Анаану выходил из гроба и ел ямс, а затем снова ложился. Сыну Анаану, Квакуте, надоело, что «вор» крадет батат, поэтому он установил чучело, сделанное из липкого клея, и ушел. Анаану не знал, что это поставил его сын, поэтому крикнул на чучело и начал его бить. Анаану застрял, и на следующее утро его семья поймала его. Анаану стало стыдно, и он побежал прятаться по крышам, поэтому на крыше всегда можно найти паука. [ 38 ]
- Мудрый дурак: Эта история основана на человеке, родившемся в многодетной семье, но с которым обращались по-другому. Жители его деревни ежедневно высмеивали его. Однажды его мать нашла ребенка с длинными волосами. Она подождала несколько дней, чтобы узнать, заберет ли кто-нибудь ребенка, но никто этого не сделал, поэтому она отрезала ребенку волосы. Группа фей пришла забрать ребенка, но хотела вернуть ему волосы. Все знали, что это невозможно, и пытались преподнести им подарки, но они заявили, что женщина умрет за свое наказание. Мужчина, известный как дурак, подошел и сказал, что феи смогут забрать его мать после того, как уберут все следы, которые они оставили, пересекая его землю. Согласившись, они попытались это сделать, но за каждый расчищенный след они оставляли за собой еще больше. Вскоре феи сдались и ушли. Это привело к тому, что никто никогда не был изгнан и что со всеми обращались одинаково, как со всеми остальными. [ 38 ]
- Как черепаха победила, проиграв: Эта история о черепахе и его жене, оставшихся без еды. Они пошли к отцу его жены и попросили у него еды. Отец сказал «да», и Черепаха забрала еду домой. Черепаха и его жена съели еду за несколько дней. Черепахе не хотелось просить еще еды, поэтому он решил подождать до наступления темноты и пойти за ней. Корзина, которую он пытался использовать, стала слишком тяжелой, чтобы нести ее, но он продолжал пытаться ее поднять. Утром его поймал отец жены и привязал к дереву, где все могли его видеть. Люди останавливались и спрашивали, почему он все еще здесь несколько дней спустя. Отец считался более злым, чем черепаха-вор. Вина перешла на отца, и именно так люди могут не понравиться себе, заходя слишком далеко в своем правосудии. [ 38 ]
- Слон, Черепаха и Заяц: история, основанная на гонке и о том, кто был быстрее. Слон, черепаха и заяц начали гонку, и слон и заяц оказались быстрее черепахи. У Черепахи был план, согласно которому он выстроил бы свою семью и друзей в ряд на разных интервалах забега, и именно они будут учитываться. В конце концов черепаха победила, но финишную черту пересек другой член семьи. Никто не знал, что финишную черту пересекла не черепаха с самого начала забега. [ 38 ]
- Лекарство от змеиного укуса: Это история об охотнике, который был очень беден. Однажды он пошел на охоту и наткнулся на яму с животными и человеком внутри, который застрял. Все они умоляли охотника освободить их, и он это сделал. Они все были такие благодарные, принесли ему подарки, которые оказались украденными у деревенского старосты. Одного подарка не было, и то был от змеи, которая сказала, что это лекарство от всех змеиных укусов. Друг охотника сообщил вождю, что у охотника есть все украденные вещи. Вождь сказал людям, чтобы они пошли за охотником и что он должен умереть. По дороге на убийство охотника дочь вождя укусила змея. Единственным человеком, который мог ее спасти, был охотник. Охотник дал дочери вождя лекарство и был отпущен. Друг охотника был приговорен занять место охотника и был убит. [ 38 ]
- Материнская любовь: история о двух женах, вышедших замуж за одного мужчину. Одна жена могла иметь детей, а другая – нет. У того, кто мог иметь детей, была одна дочь. Жена, которая не могла иметь детей, стала злой. Матери пришлось пойти на рынок, который находился в нескольких днях ходьбы, и она оставила дочь с другой женой. Она также оставила ей еду, чтобы накормить дочь. Мать ушла, а другая жена стала грубо обращаться с дочерью. Она заставляла дочь выполнять много работы по дому и выполнять поручения, практически не имея еды и воды. Дочь начала плакать и петь в землю песню, которая в конечном итоге дошла до ее матери. К тому времени, когда ее мать вернулась, ее дочь погрузилась в землю, и видна была только ее голова. Мать воззвала к богам, и им стало жаль ее, поэтому они раскопали землю и освободили ее дочь. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линч, Патрисия Энн (январь 2004 г.). Патрисия Энн Линч — Google Книги . Информационная база. ISBN 9781438119885 .
- ^ Jump up to: а б «Африканская мифология | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Религия фон и эве .
- ^ «Охота на мифического дракона Гамбии» . 14 июля 2006 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Бансон, Мэтью (1993). вампиров Энциклопедия Лондон: Thames & Hudson Ltd. п. 2. ISBN 0-500-27748-6 .
- ^ Бансон, Мэтью (1993). вампиров Энциклопедия Лондон: Темза и Гудзон. п. 11. ISBN 0-500-27748-6 .
- ^ Лонг, Эдвард (1774). История Ямайки: или общий обзор древнего и современного состояния острова: с размышлениями о его положении, поселениях, жителях, климате, продуктах, торговле, законах и правительстве ... Т. Лаундс.
- ^ Константинос (1996). Вампиры: Оккультная правда . Ллевеллин по всему миру. ISBN 978-1-56718-380-1 .
- ^ «Африка, вампиры внутри» . TheFreeDictionary.com . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Дебра, Амейо (13 января 2016 г.). «ФУНКЦИЯ: Анансе — удивительный человек-паук из Ганы» . Yen.com.gh — Новости Ганы . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Гринвудская энциклопедия сказок и сказок . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. 2008. ISBN 978-0-313-04947-7 .
- ^ «Священные места догонов, Мали» . Священные места: Всемирный путеводитель по паломничеству . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Космология и жизнь среди догонов» . 03.10.2011. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Журнал фольклорных исследований» , Arc.Ask3.Ru , 5 октября 2021 г. , получено 16 ноября 2021 г.
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1-135-96390-3 .
- ^ Столлер, Пол (16 февраля 2010 г.). Слияние миров: этнография владения сонгаев Нигера . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-77549-4 .
- ^ «Абику — мифическое существо» . 25 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Из прошлого в настоящее и будущее: возрождающий дух Абику» . www.gale.com . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Кроутер, Сэмюэл Аджай; Видал, Оуэн Эмерик (1852). Словарь языка йоруба . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Силис.
- ^ «Все, что вам нужно знать о Бушбэби «Эгбере» | Если вам удастся собрать это [sic] коврик, вы будете богаты на всю жизнь (фотографии)» . m.scooper.news . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Ивалайе, Теми (19 июня 2021 г.). «Африканские боги: Нне Мири и Онабулува, прародители духа Огбандже» . Пульс Нигерии . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Илечукву, Sunday TC (5 мая 2007 г.). «Огбандже / абикуанд культурные концептуализации психопатологии в Нигерии» . Психическое здоровье, религия и культура . 10 (3): 239–255. дои : 10.1080/13694670600621795 . ISSN 1367-4676 . S2CID 144687043 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Бенедуке, Роберто; Талиани, Симона (2006). «Воплощенные силы, деконструированные тела. Одержимость духом, болезни и поиск богатства нигерийских женщин-иммигрантов» . Антропос . 101 (2): 429–449. дои : 10.5771/0257-9774-2006-2-429 . ISSN 0257-9774 . JSTOR 40466707 .
- ^ Тайлор, Эдвард Бернетт (1920). Примитивная культура . Джон Мюррей. п. 301 .
- ^ Вудворд, Ян (1979). Заблуждение оборотня . Паддингтон Пресс. п. 256. ИСБН 0-448-23170-0 .
- ^ Мэсси, Джеральд (2007). Естественный генезис – Том 1 . Козимо, Inc. с. 73. ИСБН 978-1-60206-084-5 .
- ^ «Мами Вата из Нигерии» . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Журнал, Смитсоновский институт; Капуто, Джозеф. «Многоликая Мами Вата» . Смитсоновский журнал . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Мами Вата: Искусство водных духов в Африке и ее диаспорах | Музей Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе» . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Обычаи и суеверия» , Hausa Superstitions and Customs , Routledge, стр. 109–153, 02 января 2014 г., doi : 10.4324/9781315032993-6 , ISBN 978-1-315-03299-3 , получено 26 марта 2024 г.
- ^ «Зомо, нигерийский обманщик» . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ «Изучение нигерийских народных сказок, кулинарных мифов и табу – сенсация» . Ешь.Пей.Лагос . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Лавуйи, О.Б. (1990). «Черепаха — обманщик?» . Африканские языки и культуры . 3 (1): 71–86. дои : 10.1080/09544169008717711 . ISSN 0954-416X . JSTOR 1771743 .
- ^ Грей, Луи Х. (Луи Герберт); Мур, Джордж Фут; Маккалок, Дж. А. (Джон Арнотт) (1916). Мифология всех рас... Библиотеки Университета Дьюка. Бостон, компания Маршалл Джонс.
- ^ Аллардис, Памела (1991). Мифы, боги и фэнтези . АВС-КЛИО. п. 227. ИСБН 978-0874366600 .
- ^ "Вотивная фигура Мами вата - Эве - культа Того" .
{{cite web}}
: Неизвестный параметр|site web=
игнорируется ( помогите ) - ^ «воду Сакпата божество земли» .
{{cite web}}
: Неизвестный параметр|site web=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж МакКолл, Дэн; Берри, Джек (1992). «Западноафриканские народные сказки» . Международный журнал африканских исторических исследований . 25 (2): 407. дои : 10.2307/219397 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 219397 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- («LibGuides: африканские исследования и ресурсы африканских стран @ Питт: страны Западной Африки», 2021 г.)
- Берри Дж. и Спирс Р. (2013). Западноафриканские народные сказки . Эванстон, Иллинойс: Северо-Западный университет. Нажимать.
- Линч, Пенсильвания, Робертс, Дж., 2010 (2004), Африканская мифология: Аризона, второе издание, Chelsea House Publishers