Бог
Бог | |
---|---|
Монарх Небес, Верховный Монарх Божеств, Неба, Земли, Вселенной | |
Член Ориши | |
![]() Обаталы Священники | |
Другие имена | Бог, Всемогущий, Бог Небесный, Законодатель, Законодатель |
Почитается в | Религия йоруба , Умбанда , Кандомбле , Сантерия , Гаитянское Вуду , Народный католицизм |
Область | Йорубаленд , часть Латинской Америки |
Этническая группа | Йоруба |
Олорун ( алфавит йоруба : ក្ង ) ( язык эде : ɔlɔrun ) — правитель (или внутри) Небесного создателя йоруба. Верховное Божество или Высшее Существо в пантеоне йоруба , Олорун также называют Олодумаре ( алфавит йоруба : Олодумаре ), Эледумаре и Эледува/Эледуа.
В культуре йоруба Олуруну приписывают создание вселенной и всех живых существ. Элрун часто воспринимается как сострадательное существо, защищающее свои творения, и считается всемогущим, всеведущим и вездесущим. Люди не поклоняются Олоруну напрямую; здесь нет ни священных мест поклонения, ни иконографии, ни рукоположенных лиц. Олорун отдален, далек и не участвует в человеческих ритуалах. Нет никаких святынь или жертвоприношений, посвященных непосредственно им, хотя последователи могут посылать молитвы в их сторону. [ 1 ] [ 2 ]
Олорун не имеет пола в Литературном корпусе Ифа, и его всегда называют сущностью, существующей только в духовной форме. [ 3 ] [ 4 ] Христианские миссионеры, такие как Боладжи Идову , стремились переосмыслить традиционную культуру йоруба как соответствующую христианскому богословию и использовать ее как способ ускорения обращения. В первом переводе Библии на язык йоруба в конце 1800-х годов, сделанном Сэмюэлем Аджайи Кроутером, были приняты традиционные имена йоруба, такие как «Олодумаре / Олорун» для «Бога» и « Эшу » для дьявола, и, таким образом, началось ассоциирование Олоруна с мужским полом. . [ 3 ]
В традициях йоруба не существует централизованной власти; из-за этого существует много разных способов, которыми люди йоруба и их потомки или религии, основанные на орисе, могут понять идею Олоруна. [ 1 ]
Часть серии о |
Религия йоруба |
---|
![]() |
Божества |
Убеждения |
Практики |
Варианты |
|
Священные места |
Легендарные фигуры |
Исторически йоруба поклонялись Олоруну через ориса; таким образом, нет никакого изображения, святыни или жертвоприношения, приносимого непосредственно Олоруну, поскольку Олорум, как известно, БЫТ всем и повсюду. [ 1 ] Существуют некоторые разногласия относительно того, поклоняются ли Олодумаре напрямую, из-за их отстраненности от человечества или из-за веры в то, что Олорум уже является ВСЕМ проявлением жизни и существования, и верующий обязан быть благодарен и любящий все существование и все существа, поскольку Олорум ЕСТЬ все. [ 5 ] [ 6 ] Однако есть и те, кто непосредственно поклоняется Олодумаре. Олодумаре является источником добродетели и смертности и дарует знание вещей всем людям при их рождении. Олорун всемогущ, трансцендентен, уникален, всезнающ, добр и зл. [ 5 ] Эти ориса или ориша — сверхъестественные существа, как хорошие ( эгунгун ), так и плохие ( аджогун ), которые одновременно представляют человеческую деятельность и природные силы, и все они гармоничны, все обладают равновесием и ценностью. [ 7 ]
Западная идеология
[ редактировать ]В Тринидаде Ориша он известен как Орун. [ 8 ] [ нужны дальнейшие объяснения ] Создатель космологии и всего сущего, Айе . [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]На языке йоруба имя Олоруна представляет собой сокращение слов oní (что означает владение или правление) и ọ̀run (что означает Небеса , обитель духов).
Другое имя, Олодумаре, происходит от фразы «O ní odù mà rè», что означает «владелец источника творения, который не становится пустым», «или Вседостаточный». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Олорун упоминается в песне «Ритм святых» из сольного альбома Rhythm of the Saints The Пола Саймона 1990 года .
- Олорун появляется как один из богов в серии игр Smite .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Р., Протеро, Стивен (2010). Бог не один: восемь соперничающих религий, управляющих миром (первое издание HarperCollins в мягкой обложке). [Нью-Йорк, Нью-Йорк]. ISBN 9780061571282 . OCLC 726921148 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Акинтойе, Адебенджи (2010). «Глава 2: Развитие раннего общества йоруба» История народа йоруба Новая Зеландия: Издательство Амалион. ISBN 978-2-35926-005-2 .
- ^ Jump up to: а б Абимбола, Коул (2005). «Глава 3: Космос йоруба». Культура йоруба: философский отчет . Великобритания: Академическое издательство Ìrókò. ISBN 9781483535944 .
- ^ Млиго, Элия Шабани (2013). «Глава 3: Концепция Бога». Элементы традиционной африканской религии . Юджин, Орегон: Ресурсные публикации. ISBN 978-1-62564-070-3 .
- ^ Jump up to: а б Беваджи, Джон (1998). «Олодумаре: Бог в верованиях йоруба и теистическая проблема зла» (PDF) . Ежеквартальный журнал африканских исследований .
- ^ Jump up to: а б Умер, Адехувонло; Экундайо, ноябрь (2020 г.), Духовность и психическое здоровье: обзор Ifa , INARC Corp, США, ISBN 978-0-9815-674-0-2 , Kindle Edition ASIN B08FCVVKYG
- ^ Пил, JYL (2016). «Три круга религии йоруба». Издательство Калифорнийского университета : 214–232 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Айегбойин, Деджи; Олажиде, СК (2009), «Олодумаре», Энциклопедия африканской религии , SAGE Publications, Inc., два : 10.4135/9781412964623.n306 , ISBN 9781412936361 , получено 10 октября 2019 г.
- ^ Синтия Дункан, доктор философии. О Сантерии
- ^ Моболаджи Идову (1994), Всемогущий Бог в вере Йоруба Лонгман, Нигерия ISBN 9780582608030
- ОГУМЕФУ, Мичиган , Легенды Йоруба , Лондон, The Sheldon Press, 1929.
- ИДОВУ, Э. БОЛАДЖИ , Олодумаре : Бог в верованиях йоруба , Лондон, Лонгманс, 1962.
- Adebola Omolara Adebileje, « Сравнительное описание процессов аффиксации в английском языке и йоруба»


Асанте, Молефи К. и Ама Мазама, редакторы. Энциклопедия африканской религии. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc., 2009. Sage Knowledge, 13 апреля 2023 г., doi: https://doi.org/10.4135/9781412964623 .