Jump to content

Раши

(Перенаправлен от раввина Шломо Ицчаки )
Раши
רש"יРаши
Описание Раши 16-го века
Рожденный в 1040
Умер 13 июля 1105 (1105-07-13) (в возрасте 64–65)
Место отдыха Тройес
Национальность Французский
Оккупация Традиционно винодел (недавно спросил, см. Статью)
Известен для Написание комментариев, грамматика
Дети 3 дочери

Ицчаки ( здесь : ר : Французский ; Исаациды июля ; : Тройес C. 1040 - 13 де . Луна Саломон Самун Hebrew BibleШломо

Родился в Тройесе , Раши изучал исследования в Торе у червей при немецком раввине Яакова Бен Якар и французском раввине Исааку Бен Элиэзер Халеви , оба из которых были учениками знаменитого ученого Гершома Бена Иуда . Вернувшись в Тройес, Раши присоединился к Бет Дин , начал отвечать на вопросы халахии , а затем служил в качестве головы Бет Дин после смерти Зераха Бена Абрахама.

Раши обычно считается ведущим библейским экзегетом в средние века . Признанный за его способность представлять основное значение текста в кратком и ясном виде, комментарии Раши обращаются как к изученным ученым, так и к начинающим студентам, и его работы остаются центральным элементом современного исследования Торы . Большая часть раввинской литературы, опубликованной с момента средневековья, обсуждает Раши, используя его точку зрения в качестве подтверждающих доказательств, либо обсуждает его. Его комментарий к Талмуду , который охватывает почти все вавилонские Талмуд, был включен в каждое издание Талмуда с момента его первой печати Даниэля Бомберга в 1520 -х годах. Его комментарии к Танахе - особенно его комментарии к Чумаш («Пять книг Моисея») - служит основой более 300 «суперкомментов», которые анализируют выбор языка и цитат Раши, написанные некоторыми из величайших имен в раввинская литература .

Фамилия Раши, Ицхаки, происходит от имени своего отца, Ицхака. " означает Ра -Бби -Ши Ши Ломо ицхаки , но иногда причудливо расширяется как Раббан -Би Шель -Ишраиль Аббревиатура " , что означает «раввин Израиля», или как Рабену Раши Шей Иши (наш раввин, может жить). Его можно упомянуть в иврите и арамейских текстах как (1) «Шломо сын раввина Ицхака», (2) «Шломо Сын Ицхака», (3) «Шломо Ицхаки» и множество подобных уважительных производных. [ 1 ]

В более старой литературе Раши иногда называют Ярчи или Ярхи ( ירחי интерпретируемое как Rabbi ), его сокращенное имя , Sh Lomo y arhi. Это было понятно, что ссылается на еврейское имя Lunel в Провансе , обычно полученное из «Луны» Октана Луны , на иврите Луна , [ 2 ] в котором предполагалось, что Раши жил в какое -то время [ 3 ] Или родились, или где его предки должны были возникнуть. [ 4 ] Позже христианские писатели Ричард Саймон [ 5 ] и Иоганн Кристоф Вольф [ 6 ] утверждал, что только христианские ученые называли Раши Ярчи, и что этот эпитет был неизвестен евреям. Бернардо де Росси , однако, продемонстрировал, что ученые иврита также называют Раши Ярхи. [ 7 ] В 1839 году Леопольд Зунз [ 8 ] показал, что использование иврита Jarchi было ошибочным распространением ошибки христианских писателей, вместо этого он интерпретировал аббревиатуру как: R Abbi Sh Lomo y Itzhaki. Эволюция этого термина была тщательно прослежена. [ 9 ] [ 10 ]

Биография

[ редактировать ]

Рождение и ранняя жизнь

[ редактировать ]

Раши был единственным ребенком, родившимся в Тройесе , Шампанское , на севере Франции. Братом его матери был Симеон Бар Исаак , раввин Майнца . [ 11 ] [ 12 ] Саймон был учеником Гершома Бена Иуда , [ 13 ] который умер в том же году. На стороне отца Раши был утвержден, что он является потомком 33-го поколения Йоханана Хасандлара , [ 14 ] который был потомком четвертого поколения Гамалиэля , который, по общему мнению, произошел от линии Давида . [ 14 ] В своих объемных сочинениях сам Раши вообще не сделал такого претензии. Основной ранний раввинский источник в отношении его происхождения, Ответ № 29 Соломоном Лурии , также не предпринимает такого требования. [ 15 ] [ 16 ]

Его слава позже сделала его предметом многих легенд. Одна традиция утверждает, что его родители были бездетными в течение многих лет. Отец Раши, Ицхак, бедный винодел , когда-то нашел драгоценный камень, и к ним подошел неевреи, которые хотели купить его, чтобы украсить своего идола. Ицхак согласился путешествовать с ними на их землю, но в пути он бросил драгоценный камень в море. После этого его посетил либо голос Божий , либо Пророк Элайджа , который сказал ему, что он будет вознагражден рождением благородного сына «, который осветит мир своими знаниями в Торе». [ 17 ]

Другая легенда также гласит, что родители Раши переехали на черви, Германия, в то время как мать Раши была беременна. Когда она спустилась по одной из узких улиц в еврейском квартале, она была подвергнута опасности из -за двух встречных вагонов. Она повернулась и прижалась к стене, которая открылась, чтобы принять ее. Эта чудесная ниша все еще видна в стене синагоги червей . [ 18 ]

Дополнительные легенды, особенно в хасидной литературе, постулят, что огромные дела и достижения Раши были вдохновлены Святым Духом , Шехиной, поскольку ни один человек не мог создать такие огромные работы. Один текст заходит так далеко, что утверждает, что Раши был за пределами человека; Автор предлагает, чтобы он никогда не умер естественной смертью, а скорее поднялся на небеса, как бессмертный пророк Элайджа . [ 19 ]

Иусива исследования

[ редактировать ]
Раши синагога , черви

Согласно традиции, Раши впервые был привлечен к изучению Торы его отцом в день Шавуот в возрасте пяти лет. Его отец был его главным учителем Торы до его смерти, когда Раши еще был юношеской. В возрасте 17 лет он женился и вскоре после этого пошел учиться в ийшиве Яакова Бена Якара в черви , возвращаясь к своей жене три раза в год, на дни страха , Пасхи и Шавуот . Когда Яаков умер в 1064 году, Раши продолжал учиться на черви еще на один год в ийшиве своего родственника Исаака Бена Элиэзера Халеви , который также был главным раввином червей. Затем он переехал в Майнц , где он учился под другим своим родственникам, Исааком Бен Иуда, раввинским главами Майнца и одним из ведущих мудрецов региона Лоррейн , пересекающих Францию ​​и Германию.

Преподавателями Раши были ученики Раббейну Гершома и Элиэзера Хагадола , ведущих талмудистов предыдущего поколения. От своих учителей Раши впитал устные традиции, относящиеся к Талмуду, поскольку они были переданы на протяжении веков, а также понимание логики Талмуда и форм аргументации. Раши сделал краткие, обильные заметки из того, что он узнал в Ешиве, включив этот материал в свои комментарии. На него также сильно повлияли экзегетические принципы Menahem Kara . [ 20 ]

Он вернулся в Тройес в возрасте 25 лет, после чего умерла его мать, и его попросили присоединиться к Троис Бет Дин (раввинский суд). Он также начал отвечать на вопросы галахии . После смерти главы Bet Din , Зераба Бена Авраама , Раши принял руководство суда и ответил сотням галахических запросов.

Экстерьер синагоги Раши, черви, Германия

Около 1070 года он основал ийшиву, которая привлекала многих учеников. Некоторые считают, что Раши зарабатывал на жизнь в качестве виноделенного, так как Раши показывает обширные знания о своей посуде и процессе, но нет никаких доказательств этого. [ 21 ] Большинство ученых и еврейская устная традиция утверждают, что он был виноделом. [ 22 ] Единственная причина, приведенная для многовековой традиции, что он был винтером, не правдой, заключается в том, что почва во всех Тройесах не является оптимальной для выращивания винного винограда, утверждаемого исследованием Haym Soloveitchik . Существует ссылка на печать, которая, как говорят, была с его виноградников. [ 23 ]

Хотя есть много легенд о его путешествиях, Раши, вероятно, никогда не пошел дальше, чем от Сены до Рейна ; Его самыми дальними направлениями были ишивы Лорейн.

В 1096 году народный крестовый поход пронзился сквозь Лотарингию, убив 12 000 евреев и искоренив целые общины. Среди убитых в черви были три сына Исаака Бена Элиэзера Халеви, учителя Раши. Раши написал несколько селихот (покаянных стихов), оплакивая бойню и разрушение великого иешивота региона. Раши Семь из Селихот все еще существуют, [ 24 ] в том числе Адонай Элохей Хатц'ваот , который читается накануне Рош Хашаны , и Аризона Трема Нимтеху , который читается в пост Гедалии .

Место смерти и захоронения

[ редактировать ]

Раши умер 13 июля 1105 года ( Таммуз 29, 4865) в возрасте 65 лет. [ 25 ] Он был похоронен в Тройесе. Приблизительное местоположение кладбища, на котором он был похоронен, было записано в Седере Ха-Доро , но со временем местоположение кладбища было забыто. Несколько лет назад профессор Сорбонна обнаружил древнюю карту, изображающую место кладбища, которая лежала под открытой площадью в городе Тройес. После этого открытия французские евреи построили большой памятник в центре площади - большой черно -белый глобус с тремя ивритными буквами רשי искусно расположены против часовой стрелки в негативном пространстве, вызывая стиль еврейской микрокаллиграфии . Гранитное основание памятника выгравировано: раввин Шломо Ицчаки - комментатор и гид .

В 2005 году Yisroel Meir Gabbai установил дополнительную табличку на этом месте, отмечающую площадь как захоронение. Мемориальная доска гласит: « города Тройес. это кладбище Место, на котором вы стоите , - [ 26 ]

У Раши не было сыновей. Все его трое детей были девочками по имени Йошевед, Мириам и Рэйчел. Он вложил себя в их образование; Его писания и легенды, которые его окружают, предполагают, что его дочери были хорошо разбирались в Торе и Талмуде (в то время как женщины не должны были учиться) и помогли бы ему, когда он был слишком слаб, чтобы писать. Его дочери вышли замуж за его учеников; Большинство современных ашкенази- раввинских династий могут отследить свою родословную к его дочерям Мириам или Йочведу. [ 27 ]

Легенда конца 20-го века утверждает, что дочери Раши носили Тефиллин . В то время как несколько женщин в средневековом ашкеназе действительно носили Tefillin, нет никаких доказательств того, что дочери Раши сделали. [ 28 ]

  • Старшая дочь Раши, Йошевед, вышла замуж за Меира Бена Сэмюэля ; Их четыре сына были Шмуэль ( Рашбам ; родился 1080), Ицхак ( Ривам ; родился 1090), Джейкоб ( Раббейну Там ; родился 1100), и Шломо, грамматик, все из которых были одними из самых плодовитых тосафистов . Дочь Йочеда, Чанна , считает, что местные женщины проинструктировали благословение после освещения свечи (вместо ранее).
  • Средняя дочь Раши, Мириам, вышла замуж за Иудеи Бена Натана , которая завершила комментарий к Талмуду Маккоту . [ 29 ] Их дочь Альвина была учентной женщиной, чьи обычаи послужили основой для последующих галахических решений. Их сын Йом Тов позже переехал в Париж и направил там ишиву вместе со своими братьями Шимшоном и Элиэзером.
  • Самая младшая дочь Раши, Рэйчел, вышла замуж (и разведен) Элиэзер Бен Шемия. Мало еще известно о ней.

Считается, что знаменитый польский талмудист Моисей Иссерлс (1530-1572) был потомком Раши. [ 30 ]

Комментарий к Танахе

[ редактировать ]
Современный перевод комментариев Раши в « Чумаш» , опубликованный Artscroll

Комментарий Раши о Танахе - и особенно его комментарий к Чумаш - является важным компаньоном для любого изучения Библии среди православных евреев . Опираясь на широту микрашической, талмудической и аггадской литературы (включая литературу, которая больше не является существенной), а также его знание еврейской грамматики и халахи , Раши проясняет «простое» значение текста, чтобы яркий ребенок пяти человек мог понять это. [ 31 ] В то же время его комментарий формирует основу для некоторых из самых глубоких юридических анализов и мистических дискурсов, которые появились после него. Ученые обсуждают, почему Раши выбрал определенный мидраш, чтобы проиллюстрировать точку зрения, или почему он использовал определенные слова и фразы, а не другие. Шнеер Залман из Лиади писал, что «комментарий Раши к Торе - это« вино Торы ». Он открывает сердце и раскрывает свою важную любовь и страх перед ГД». [ 32 ]

Ученые считают, что комментарий Раши по поводу Торы вырос из лекций, которые он прочитал своим ученикам в своей ешиве, и развивался с вопросами и ответами, которые они подняли на нем. Раши завершил этот комментарий только в последние годы своей жизни. Это было немедленно принято как авторитетное всеми еврейскими общинами, как Ашкенази , так и Сефарди . [ сомнительно - обсудить ]

Первой датированной еврейской печатной книгой была комментарий Раши в «Чумаш», напечатанной Авраамом Беном Гартоном в Реджио Ди Калабриа , Италия , 18 февраля 1475 года. (Эта версия не включала текст самого Чумаша.) [ 33 ]

Раши написал комментарии ко всем книгам Танаха [ 34 ] За исключением хроник I & II и Эзра -Нехемия . [ 35 ] Его комментарий к работе неполный, заканчивается в 40:25. [ 36 ]

Основной характеристикой письма Раши было его внимание на грамматике и синтаксисе. Его основное внимание уделялось выбору слова, и «по сути [он действует] как словарь, где он определяет необычные ивритные слова». Он ищет вещи, которые могут быть неясны для читателя, и предлагает разъяснения по поводу несоответствия, которое может присутствовать. Раши делает это, «заполняя отсутствующую информацию, которая [помогает] привести к более полному пониманию» Торы. [ 37 ] Часть его письма посвящена проведению различий между пешатом , или простым и буквальным значением текста, а также аггадой или раввинской интерпретацией. Рашбам , один из внуков Раши, сильно критиковал свой ответ на «Комментарий к Торе [существом], основанную главным образом на классическом Мидрасиме (раббиновые проповедь)». [ 38 ]

Сам Раши объяснил свой метод как использование Пешата и Дераша : «Я, однако, обеспокоен только простым чувством Священного Писания ( Пешуто Шел Микра ) и с таким агадотом, который объясняет слова Писания таким образом, чтобы вписаться в них. " [ 39 ] В одном месте он цитирует мидраш, а затем заявляет: «Но этот мидраш не может быть примирен со Священными Писанием по нескольким причинам ... поэтому я говорю: пусть Священные Писания будут примирены в соответствии с его простым значением, ясно, и мидраш также может быть изложено, Как говорят: «Разве мое слово ... как молоток, который разбивает камень?» [ 40 ] - Он разделен на многие фрагменты ». [ 41 ]

Комментарий к Талмуду

[ редактировать ]
Ранняя печать Талмуда ( Ta'anit 9b); Комментарий Раши находится в нижней части правого столбца, продолжая несколько строк в левом столбце. [Примечание: по словам Р 'Зви Чаджа , комментарий «Раши» к Тааниту не был написан Раши]

Раши написал первый комплексный комментарий к Талмуду , охватывающий почти весь вавилонский Талмуд (в общей сложности 30 из 39 трактатов из -за его смерти). Комментарий, опираясь на его знание всего содержания Талмуда, пытается дать полное объяснение слов и логической структуры каждого талмудического отрывка. В отличие от других комментаторов, Раши не перефразирует и не исключает какую -либо часть текста, но выясняет фразу фразой. Часто он обеспечивает пунктуацию в неровном тексте, объясняя, например, «это вопрос»; «Он говорит это с удивлением, - повторяет это в согласии» и т. Д.

Как и в своем комментарии к Танахе, Раши часто иллюстрирует значение текста, используя аналогии с профессиями, ремеслами и спортом своего дня. Он также переводит сложные ивритские или арамейские слова на разглашенный французский язык своего дня, давая ученым последних дней окно в словарный запас и произношение старого француза .

Комментарий Раши в Талмуде быстро распространился, достигнув евреев до Йемена к середине 12-го века. [ 42 ] Он был включен в каждую версию Талмуда с момента ее первой печати в пятнадцатом веке. Он всегда расположен к середине открытого книжного дисплея; т.е. на стороне страницы, ближайшей к привязке.

Некоторые из других печатных комментариев, которые приписываются Раши, были составлены другими, в первую очередь его учениками. Акива Эгер заявила, что комментарий к Назиру на самом деле не был Раши, в то время как Зви Хирш Чадес заявил, что комментарий к Тааниту не был Раши. [ 43 ] В некоторых изданиях Талмуда текст указывает, что Раши умер до завершения трактата, и что он был завершен студентом. Это верно в отношении Маккота (конец которого был составлен его зятем Иудеи Бен Натан ) и Бавы Батра (закончен, в более подробном стиле, его внук Рашбам ). Комментарий, приписанный Раши на Горайоте, подумал некоторыми [ 44 ] Был написан Иудеей Бен Натан, но были обнаружены доказательства, указывающие на то, что комментарий к Хорайоту был из школы Гершома Бена Иуда . [ 45 ] Существует легенда о том, что комментарий к Недариму, который явно не его, фактически был написан его дочерьми. Другая легенда гласит, что Раши умер во время написания комментария к Талмуду, и что само последнее слово, которое он написал, было «Тахор», что означает чистое на иврите - указывает на то, что его душа была чистой, поскольку оно оставило его тело.

Около 300 решений Раши в отношении ответов и галахических решений существуют. Хотя некоторые могут найти противоречивую по отношению к предполагаемой цели Раши для его писаний, эти ответы были скопированы, сохранены и опубликованы его учениками, внуками и другими будущими учеными. [ 46 ] Сиддур Раши , составленный неизвестным студентом, также содержит ответную проблему Раши на молитве. Многие другие постановления и реакция записаны в Mahzor Vitry . Другие компиляции включают Сефер Хапардес , вероятно, отредактированы Шемией Тройеса, [ А ] Студент Раши и Сефер Хаора , подготовленные Натаном Хамачири.

Письмо Раши помещено в категорию пост-талмудического, для его объяснения и разработки на Талмуд; Тем не менее, он писал не только о значении библейских и талмудических отрывков, но и о литургических текстах, синтаксических правилах и случаях, касающихся новых религий. [ 47 ] Некоторые говорят, что его ответ позволяет людям получить «четкие фотографии его личности» и показывает Раши как добрый, нежный, смиренный и либеральный человек. [ 48 ] Они также иллюстрируют его интеллект и здравый смысл.

Ответ Раши не только рассмотрел некоторые из различных дел и вопросов, касающихся еврейской жизни и закона, но и проливает свет на исторические и социальные условия, в которых евреи находились во время первого крестового похода. [ 48 ] Он рассмотрел следующие темы и темы в своей реакции: лингвистическое внимание на текстах, законодательстве, связанных с молитвой, едой и субботой, вином, созданным неевреями, клятвами и отлучениями, продажами, партнерством, кредитами и интересами, залогами, общинными делами и гражданское право. Ответ Раши может быть разбита на три жанра: вопросы современных мудрецов и студентов, касающихся Торы, Закона и других компиляций. [ 46 ]

Например, в своем письме о отношениях с христианами он предоставляет руководство для того, как следует вести себя при работе с мучениками и новообращенными, а также «оскорбления и условия [позора], направленных на евреев». [ 46 ] Раши, вытекающая из последствий крестовых походов, писал о тех, кто был вынужден обратиться, и права, которые женщины имели, когда их мужья были убиты. [ 47 ]

Раши сосредоточил большую часть своей реакции, если не все, на «тщательном анализе языка текста». [ 49 ]

Раши написал несколько Селихот (покаянные молитвы), некоторые из которых до сих пор читаются сегодня как часть еврейской литургии . К ним относятся:

Другие стихи иногда ложно приписываются Раши. Приведенный выше список, вероятно, не является исчерпывающим, но нет никаких доказательств для соединения Раши с другими стихами. [ 54 ]

Оценка и наследие

[ редактировать ]

Раши был одним из первых авторов, которые писали на старом французском языке (язык, на котором он говорил в повседневной жизни, [ 55 ] который он использовал вместе с ивритом), как писали большинство современных французских авторов на латыни . Как следствие, помимо его религиозной ценности, его работа ценится за понимание, которое она дает в языке и культуре северной Франции в 11 -м веке. [ 56 ] Его комментарии к Танахе - особенно его комментарии к Чумаш («Пять книг Моисея») - служит основой более 300 «суперкомментов», которые анализируют выбор языка и цитат Раши, написанные некоторыми из величайших имен в раввинская литература . [ 57 ]

Комментарий к Танахе

[ редактировать ]
Титульный лист английского перевода комментариев Раши к Pentateuch.

Десятки тысяч мужчин, женщин и детей изучают «Чумаш с Раши», когда они рассматривают часть Торы, которая будет прочитать в синагоге на предстоящем Шаббате . По словам Халахи , человек может даже удовлетворить требование Шнаима Микры Вэ-Эхад Таргум, прочитав комментарий Раши, а не стандартный Таргум Онкелос . С момента своей публикации комментарий Раши о Торе является стандартным почти во всех чумасиме, производимых в православной еврейской общине. Mordechai Leifer из Nadvorna сказал, что любой, кто изучает еженедельную паршу вместе с комментарием Раши каждую неделю, гарантированно сидит в Ешиве (школе) Раши в загробной жизни. [ 58 ]

Объемные суперкомментаторы были опубликованы на библейских комментариях Раши, в том числе Гур Арие Иудеи Лоу (Махарал), Сефер Ха-Мизрачи Элайджа Мизрачи («Реам») и Йери-Шломо Соломоном Лурией (Махаршал). Менахем Мендель Шнеерсон , в своем Раши -Синхосе , часто обращается к некоторым из этих комментариев одновременно.

Влияние Раши росло больше всего в 15 веке; С 17 -го века его комментарии были переведены на многие другие языки. Комментарий Раши к Pentateuch был известен как первая напечатанная ивритская работа. Английские переводы включают в себя розенбаум и Силберманн и Artscroll .

Комментарий к Талмуду

[ редактировать ]
Рашихаус , еврейский музей, черви, Германия.

Комментарий Раши по поводу Талмуда продолжает оставаться ключевой основой для современной раббиновой стипендии и интерпретации. Без комментариев Раши Талмуд остался бы закрытой книгой. [ 59 ]

Комментарий Раши оказал глубокое влияние на последующее исследование Талмуда и стипендию:

Комментарии раши демократизировали стипендию Талмуда. До его работы единственный способ освоить трактат - поехать в Талмудическую академию и учиться у ног мастера. Никакая письменная работа не могла систематически передать с какой -либо степенью устойчивой точности точную линию талмудического аргумента ... с появлением работы Раши, любой, независимо от средств, мог бы с помощью талантов и усилий овладеть любой темой Талмуда. Это также расширило диапазон знаний большинства ученых. Ранее кто -то точно знал только то, что повезло учиться в академии ... пожизненное исследование Талмуда, постоянное завоевание новых трактатов и неограниченное личное приобретение знаний во многих отношениях было следствием неповторимой Раши. экспозиция. [ 60 ]

Присутствие комментариев Раши также изменило природу последующих комментариев Талмуда:

Это не значит, что объяснения Раши были окончательными. Далеко от этого. В течение около трехсот лет ученые тщательно изучали его комментарий, раскритиковали бесчисленные отрывки и потребовали их переосмысления. Тем не менее, все поняли, что проблема, которая столкнулась с учеными в течение почти половины тысячелетия - как превратить резкие, а иногда и гномические составы Талмуда в последовательный и плавный текст - Раши решительно решил определенно. Таким образом, последующая задача ученых состояла в том, чтобы исправить и добавить к его интерпретациям. [ 60 ]

В целом, комментарий Раши предоставляет пешат или буквальное значение Талмуда, в то время как последующие комментарии, такие как Tosafot, часто выходят за рамки самого отрывка с точки зрения аргументов, параллелей и различий, которые можно вывести. [ 61 ] Это дополнение к еврейским текстам рассматривалось как «крупный культурный продукт» [ 62 ] который стал важной частью исследования Торы. [ 62 ] [ 63 ] В стандартном печатном Талмуде комментарии Tosafot можно найти в комментариях Раши напротив «Талмуда». Tosafot также добавил комментарии и критику в местах, где Раши не добавил комментарии.

Раши также оказал решающее влияние на установление правильного текста Талмуда. Вплоть до его возраста, тексты каждого талмудического трактата были скопированы вручную и распространялись в Ешиве. Ошибки часто проникали в: иногда переписываемость меняет слова, а в других случаях включают маргинальные заметки студента в основной текст. Из-за большого количества торговцев, которые приехали со всего еврейского мира, чтобы посетить великие ярмарки в Троиесе, Раши смог сравнить различные рукописи и чтения в Тосефте , Иерусалиме Талмуд , Мидраш , Таргуме и трудах геонима , и определить, какие показания должны быть предпочтительны. Однако в своем смирении он откладывал ученым, которые не согласились с ним. Например, в Chulin 4A он комментирует фразу: «Мы не читаем это. Но что касается тех, кто это делает, это объяснение ...»

Влияние на нееврейские круги

[ редактировать ]

Комментарии Раши по Библии, особенно на Пятикнижии, распространялись во многих различных общинах. В 12–17 -м веках влияние Раши распространилось от французских и немецких провинций в Испанию и восток. Он оказал огромное влияние на христианских ученых. Французский монах Николас де Лира из Манджакории, который был известен как «Обезьяна Раши», [ 64 ] Полагался на комментарий Раши при написании своих пост -увековеченных , одного из основных источников, используемых в Лютера переводе Библии . Он считал, что комментарии Раши были «официальным хранилищем раввинской традиции» [ 65 ] и значимый для понимания Библии. Комментарии Раши стали значимыми для гуманистов в это время, которые изучали грамматику и экзезезис. Кристиан Хебраисты изучали комментарии Раши как важные интерпретации «разрешенные синагогой». [ 65 ]

Хотя Раши оказал влияние на общины за пределами иудаизма, его отсутствие связи с наукой помешало ему войти в общую область, и он оставался более популярным среди еврейской общины. [ 64 ] [ 65 ]

В своей книге «Демистифицируя ислам мусульманский апологет Харрис Зафар» ссылается на Раши за мнение, что песня песни не является эротическим стихотворением, рассказанным мужчиной о женщине, но вместо этого это стихотворение, рассказанное Богом о народе Израиля, точка зрения Важность для мусульман из -за их веры, которую Зафар суммирует, что песня песен, в главе 5, стих 16, упоминает Мухаммеда по имени, предположение, которое может быть проблематичным, если упоминание было в эротическом контексте. [ 66 ]

"Раши сценарий"

[ редактировать ]
Полный еврейский алфавит в сценарии Раши [справа налево].

Полувертный шрифт, в котором комментарии Раши напечатаны как в Талмуде, так и в Танах, часто называют « сценарием Раши ». Несмотря на имя, сам Раши не использовал такой сценарий: шрифт основан на полукоммерческой руке сефарда 15-го века, после того как он после нескольких сотен лет после нескольких сотен лет после нескольких сотен лет. Ранние ивритские типографы, такие как семья Сонсино и Даниэль Бомберг, занятые в своих изданиях комментированных текстов (таких как Микрат Гедолот и Талмуд , в которых комментарии Раши заметно показывают), что будет назвать «Раши -скрипт», чтобы отличить раббиньский комментарий от Первичный текст, для которого они использовали квадратный шрифт.

  1. ^ Хакохен-Хернер, Яаков; Швейцер, Надав; Mughaz, Dror (2011). «Автоматическое определение цитат в иврито-арамайских документах». Кибернетика и системы . 42 (3): 180–197. doi : 10.1080/01969722.2011.567893 . S2CID   40235689 . Например, книга Пардес, написанная раввином Шломо Ицхаки, известная под красногим Раши, можно цитировать с использованием следующих схем: (1) «Шломо сын раввина Ицхака», (2) «Сын Шломо Ицхака», (3) «Шломо Ицхаки», (4) »во имя Раши, который написал на Пардесах
  2. ^ Окли, Саймон (1707). История нынешних евреев по всему миру . п. 74
  3. ^ Авраам, Филипп (1879). Курории иудаизма . И для автора. п. 2
  4. ^ Литературный церковь . 1857. с. 286
  5. ^ Саймон Р. (1685). Критическая история Ветхого Завета (по -французски). в Рейнье Леерс. п. 545 . Получено 2015-08-01 .
  6. ^ Волк, Иоганн Кристоф (1715). «Р. Шеломо Бен Исаак» . Bibliotheca Hebræa (на латыни). Том. 1. Гамбург и Лейпциг. С. LCCN   01010257 .
  7. ^ Бенедиктин. Собрание Святого Мауро (Франция); Академия регистраций и красивых писем (Франция); Treuttel и Wü rtz (Strasbourg) (1824). Литературная история Франции: тринадцатый век (на французском языке). Полет. 16. Фирма дидота. п. 337 Получено 2015-08-0
  8. ^ Израильские летописи (на немецком языке). JD Sauerländer. 1839. П. 328 . Получено 2015-08-01 .
  9. ^ Майер И. Грубер (10 октября 2007 г.). Комментарий Раши о Псалмах . Еврейское публикационное общество. С. 1-. ISBN  978-0-8276-0872-6 .
  10. ^ Джон Китто (1876). Циклопдия библейской литературы Черный Стр. 643 -.
  11. ^ «Индекс статей о раввинской генеалогии в Avotaynu: международный обзор еврейской генеалогии » . Avotaynu . Архивировано из оригинала 2023-06-03 . Получено 2008-06-11 .
  12. ^ Шаббат 85B : «И я нашел поддержку на основе раввина Саймона Старшего, брата моей матери».
  13. ^ См. Комментарии Раши в Шаббате 85B.
  14. ^ Подпрыгнуть до: а беременный 1660-1746) " (Около 5420-5506 ; www.org Архивировано из оригинальности 2020-06-2 2020-06-2
  15. ^ Hurwitz, Саймон (1938). Ответ Соломона Лурии . Нью -Йорк, Нью -Йорк. С. 146–151. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  16. ^ Einsiedler, David (1992). "Можем ли мы доказать спуск от царя Давида?" Полем Avotaynu . VIII (3 (осень)): 29. Архивировано из оригинала на 2023-02-03 . Получено 2008-06-11 .
  17. ^ «Шиур 08 - Раши, Тосфос и развитие еврея ашкенази - раввин Менахем Левин - TD19191» . torahdownloads.com . Архивировано из оригинала 2018-12-17 . Получено 2018-12-17 .
  18. ^ Либер, Морис. Rashi Archived 2023-04-07 в The Wayback Machine , Kessinger Publishing, 2004. Pg. 18–19. ISBN   1-4191-4396-4
  19. ^ Weesel, Elies (2009). Раши: и портрет . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Shock Books Inc. стр. 1-14. ISBN  9780805242546 .
  20. ^ Гроссман, Аврахам (2000-11-12), «4. Менахем Бен Хельбо» , Еврейская Библия / Ветхий Завет. I: От начала до среднего века (до 1300 года). Часть 2: Средневековья , еврейская Библия / Ветхий Завет, том. Band 001, Vandenhoeck & Ruprecht, с. 331–332, doi : 10.13109/9783666535079.331 , ISBN  978-3-525-53507-3 , архивировано с оригинала в 2022-08-08 , извлечен 2020-06-17
  21. ^ Майер И. Грубер. "Как Раши зарабатывал на жизнь?" Полем Блог Seforim. Архивировано из оригинала 2023-09-03 . Получено 2023-09-03 . {{cite journal}}: CITE Journal требует |journal= ( помощь )
  22. ^ Maurice Liber, Rashi , Trans. Адель Шолд (Филадельфия: еврейское публикационное общество, 1906), стр. 56; Ирвинг Агус, Героическая эпоха франко-германского еврея (Нью-Йорк: издательство Университета Иешивы, 1969), 173; Израиль С. Эльфенбейн, «Раши в своей реакции», в Раши, его учения и личность , изд. Саймон Федербуш (Нью -Йорк: культурное отделение Всемирного еврейского конгресса, 1958), стр. 67; Сало В. Барон, «Раши и сообщество Троя», в годовщине Раши , изд. HL Ginsberg (Нью -Йорк: Американская академия еврейских исследований, 1941), стр. 60. «Раши был виноделом, который выращивал виноград и продавал вино».
  23. ^ Оксфорд Бодлеян г -жа Оппенгейм 276, с. 35A, цитируемый Авраамом Гроссманом , ранние мудрецы Франции, 132; 135, н. 45
  24. ^ R. Halperin, Rashi: Chayav U'ferushav , Vol. 1 (Тель-Авив: Хекдеш Руах Яаков, 1997), 107-22. Названный в Йонатане Колатч, Мастера Слова: Традиционный еврейский библейский комментарий с первого по десятый века (Brooklyn NY: KTAV Publishing House, Inc., 2006), 18. ISBN   088125939X , 9780881259391
  25. ^ Grossman, Avraham (2012). Раши , с.12
  26. ^ Ю. Фридман (2005-07-25). «Открытие мест отдыха Раши и Баалеи Хатосфос» . Dei'ah Vedibur. Архивировано из оригинала 2014-03-26 . Получено 2013-07-12 .
  27. ^ Шерешевский, Эзра (1982). Раши - Человек и его мир . Сефер-Хермон.
  28. ^ Авраам Гроссман . Благочестивые и мятежные: еврейские женщины в средневековой Европе . Издательство Университета Брандейса, 2004.)
  29. ^ Makkot 19b : одно печатное издание Талмуда гласит: «Тело нашего хозяина было чистым, а его душа ушла от чистоты, и он больше не объяснил; отсюда находится язык своего ученического раввина Иегуда Бена Натана».
  30. ^ Jacobi Papers, Vol 4, p. 8, б.5
  31. ^ Мордехай Менаше Лауфер. «Раввин Израиля (иврит)» (на иврите). Архивировано из оригинала 2023-05-28 . Получено 2007-07-13 .
  32. ^ «Метод библейского комментария Раши - метод библейского комментария Раши и подход Ребе к работам Раши - еврейская история» . chabad.org. Архивировано с оригинала 2017-06-27 . Получено 2015-08-01 .
  33. ^ «Книги народа книги - Hebraic Collections: Иллюстрированный гид (Библиотека Конгресса - Африканское и ближневосточное дивизион)» . www.loc.gov . Архивировано из оригинала 2011-02-27 . Получено 2019-11-03 .
  34. ^ И. Грубер, Майер. Комментарий Раши о Псалмах , Брилл - еврейское публикационное общество, Филадельфия 2007 ISBN   978-0-8276-0872-6
  35. ^ Эран Вьезель, Комментарий по хроникам, приписываемым Раши, Иерусалим: Еврейская университета Magnes Press, 2010
  36. ^ Penkower, Jordan S. (2003). «Конец комментария Раши на работе. Рукописи и печатные издания (с тремя приложениями)» . Еврейские исследования ежеквартально . 10 (1): 18–48. doi : 10.1628/0944570033029194 . ISSN   0944-5706 . JSTOR   40753321 .
  37. ^ Леви, Стивен и Сара Леви. "Введение." JPS Rashi Discordation Commentary, University of Nebraska Press, Lincoln, 2017, с. XV-XX. Jstor ( ссылка )
  38. ^ Viezel, Eran. «Тревога влияния»: подход Рашбама к комментарию Раши к Торе ». AJS Review 40.2 (2016): 279-303. Печать
  39. ^ Раши, Бытие 3: 8
  40. ^ Иеремия 23:29
  41. ^ Раши, Исход 6: 9
  42. ^ Хоффман, Яир (3 января 2014 г.). «Интервью с профессором Хеймом Соловеичком рабби Яира Хоффмана» . Пять городов еврейские времена. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Получено 13 декабря 2021 года .
  43. ^ «Роль рукописей в принятии решений в галахии: Хазон Иш, его предшественники и современники» (PDF) . , с.40
  44. ^ См. "Nitzozei или" [иврит] Reuven Margoliot; Примечания на Horayot p. 191.
  45. ^ См. Yn Epstein, комментарий к Horayot, приписываемый Раши, " Tarbiẕ 1942 с.218-225 [на иврите]
  46. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Гроссман, Аврахам и Джоэл А. Линсидер. Раши. Литман библиотека еврейской цивилизации, 2012. 152-161. Печать
  47. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Либер, Морис и Адель Шолд. Раши ... переведен с французов А. Шолдом. Еврейское публикационное общество Америки, 1906. Печать.
  48. ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Жизнь Раши». Rashi, Chaim Pearl, Peter Halban Publishers Ltd, 1988, с. 8–23. Печать
  49. ^ Сколник, Фред. «Раши». Энциклопедия Иудака. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale, 2007.101-106. Печать
  50. ^ "Selichot Nusach Ashkenaz Lita, Erev Rosh Hashana 3: 2 " www.sefaria.org Получено 2024-09-1
  51. ^ "Selichot Nusach Polin, Erev Rosh Hashana 3: 2 " www.sefaria.org Получено 2024-09-1
  52. ^ "Седер Тройес 9: 3" . www.sefaria.org . Получено 2024-09-10 .
  53. ^ «Сиддур Ашкеназ, Фестивали, Селихот, Фаст Гедалии 163» . www.sefaria.org . Получено 2024-09-10 .
  54. ^ «Hebrewbooks.org Sefer Detail: Piyoti (Rashi) -shlomo Ben Yitzhak (Rashi), 1040-1105» . Еврейский сборник.org . Получено 2024-09-10 .
  55. ^ Он назвал французский как Лешонену «наш язык», в отличие от иврита, который был священным. Подробнее об этом здесь. Архивировано 2022-11-02 на машине Wayback
  56. ^ Клод Хагёж , в наследие де Рачи , коллективная работа, под руководством Рене-Самуэля Сирата , éditions de l'enlide
  57. ^ Миллер, Хаим (2013). «Метод библейского комментария Раши» . chabad.org. Архивировано с оригинала 2017-06-27 . Получено 2008-09-13 .
  58. ^ «Yiddeshe Licht Vol 31 № 15 Page 14 (иврит текст)» . Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2013-09-08 .
  59. ^ Зейтлин, Соломон (2 октября 1940 г.). «Раши раввин Соломон из Франции». Книга американского еврейского года . 41 : 111–140.
  60. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Haym Soloveitchik , «Печатная страница The Talmud: Комментарии и их авторы», в печати The Talmud: от Бомберга до Шоттенштейна (Музей Университета Йешивы, 2006), ( ссылка )
  61. ^ См . Kuntres Eitz Hachayim CH 28 Архивированный 2023-04-18 на машине Wayback для обсуждения взаимосвязи между Раши и Tosfot
  62. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Блумберг, Джон. Еврейский мир в современную эпоху . Джерси -Сити, Нью -Джерси: KTAV Pub. Дом, 2004. 69.
  63. ^ "Tosafot - Ewehishyclopedia.com" . www.jewishencyclopedia.com . Архивировано из оригинала 2021-09-26 . Получено 2021-09-26 .
  64. ^ Подпрыгнуть до: а беременный Беренбаум, Майкл ; Сколник, Фред , ред. (2007). "Раши". Энциклопедия Иудака . Тол. 17 (2 -е изд.). Детройт: Macmillan ссылка. ISBN  978-0-02-866097-4 .
  65. ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Раши (Соломон Бар Иссак)» . Еврейская энциклопедия.com. 27 февраля 2013 года. Архивировано с оригинала 21 января 2013 года . Получено 28 февраля 2013 года .
  66. ^ Харрис Зафар, демистификация Ислама , с.24 , Dev Publishers & Distributors, Нью -Дели, 2014.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Also often attributed to Samuel of ^ ; see H. L. Erenreich, См. Hl Ereenreich, Seeper in Parks . 14

Общие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
АхаронимРишонимГеонимSavoraimАмораймТоннамЦугот
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e2dbf363b8c3819b8cc4151012d71b0__1725974220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/b0/3e2dbf363b8c3819b8cc4151012d71b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rashi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)