Раши
Раши רש"יРаши | |
---|---|
Описание Раши 16-го века | |
Рожденный | в 1040 |
Умер | 13 июля 1105 | (в возрасте 64–65)
Место отдыха | Тройес |
Национальность | Французский |
Оккупация | Традиционно винодел (недавно спросил, см. Статью) |
Известен для | Написание комментариев, грамматика |
Дети | 3 дочери |
Ицчаки ( здесь : ר : Французский ; Исаациды июля ; : Тройес C. 1040 - 13 де . Луна Саломон Самун Hebrew BibleШломо
Родился в Тройесе , Раши изучал исследования в Торе у червей при немецком раввине Яакова Бен Якар и французском раввине Исааку Бен Элиэзер Халеви , оба из которых были учениками знаменитого ученого Гершома Бена Иуда . Вернувшись в Тройес, Раши присоединился к Бет Дин , начал отвечать на вопросы халахии , а затем служил в качестве головы Бет Дин после смерти Зераха Бена Абрахама.
Раши обычно считается ведущим библейским экзегетом в средние века . Признанный за его способность представлять основное значение текста в кратком и ясном виде, комментарии Раши обращаются как к изученным ученым, так и к начинающим студентам, и его работы остаются центральным элементом современного исследования Торы . Большая часть раввинской литературы, опубликованной с момента средневековья, обсуждает Раши, используя его точку зрения в качестве подтверждающих доказательств, либо обсуждает его. Его комментарий к Талмуду , который охватывает почти все вавилонские Талмуд, был включен в каждое издание Талмуда с момента его первой печати Даниэля Бомберга в 1520 -х годах. Его комментарии к Танахе - особенно его комментарии к Чумаш («Пять книг Моисея») - служит основой более 300 «суперкомментов», которые анализируют выбор языка и цитат Раши, написанные некоторыми из величайших имен в раввинская литература .
Имя
[ редактировать ]Фамилия Раши, Ицхаки, происходит от имени своего отца, Ицхака. " означает Ра -Бби -Ши Ши Ломо ицхаки , но иногда причудливо расширяется как Раббан -Би Шель -Ишраиль Аббревиатура " , что означает «раввин Израиля», или как Рабену Раши Шей Иши (наш раввин, может жить). Его можно упомянуть в иврите и арамейских текстах как (1) «Шломо сын раввина Ицхака», (2) «Шломо Сын Ицхака», (3) «Шломо Ицхаки» и множество подобных уважительных производных. [ 1 ]
В более старой литературе Раши иногда называют Ярчи или Ярхи ( ירחי интерпретируемое как Rabbi ), его сокращенное имя , Sh Lomo y arhi. Это было понятно, что ссылается на еврейское имя Lunel в Провансе , обычно полученное из «Луны» Октана Луны , на иврите Луна , [ 2 ] в котором предполагалось, что Раши жил в какое -то время [ 3 ] Или родились, или где его предки должны были возникнуть. [ 4 ] Позже христианские писатели Ричард Саймон [ 5 ] и Иоганн Кристоф Вольф [ 6 ] утверждал, что только христианские ученые называли Раши Ярчи, и что этот эпитет был неизвестен евреям. Бернардо де Росси , однако, продемонстрировал, что ученые иврита также называют Раши Ярхи. [ 7 ] В 1839 году Леопольд Зунз [ 8 ] показал, что использование иврита Jarchi было ошибочным распространением ошибки христианских писателей, вместо этого он интерпретировал аббревиатуру как: R Abbi Sh Lomo y Itzhaki. Эволюция этого термина была тщательно прослежена. [ 9 ] [ 10 ]
Биография
[ редактировать ]Рождение и ранняя жизнь
[ редактировать ]Раши был единственным ребенком, родившимся в Тройесе , Шампанское , на севере Франции. Братом его матери был Симеон Бар Исаак , раввин Майнца . [ 11 ] [ 12 ] Саймон был учеником Гершома Бена Иуда , [ 13 ] который умер в том же году. На стороне отца Раши был утвержден, что он является потомком 33-го поколения Йоханана Хасандлара , [ 14 ] который был потомком четвертого поколения Гамалиэля , который, по общему мнению, произошел от линии Давида . [ 14 ] В своих объемных сочинениях сам Раши вообще не сделал такого претензии. Основной ранний раввинский источник в отношении его происхождения, Ответ № 29 Соломоном Лурии , также не предпринимает такого требования. [ 15 ] [ 16 ]
Легенды
[ редактировать ]Его слава позже сделала его предметом многих легенд. Одна традиция утверждает, что его родители были бездетными в течение многих лет. Отец Раши, Ицхак, бедный винодел , когда-то нашел драгоценный камень, и к ним подошел неевреи, которые хотели купить его, чтобы украсить своего идола. Ицхак согласился путешествовать с ними на их землю, но в пути он бросил драгоценный камень в море. После этого его посетил либо голос Божий , либо Пророк Элайджа , который сказал ему, что он будет вознагражден рождением благородного сына «, который осветит мир своими знаниями в Торе». [ 17 ]
Другая легенда также гласит, что родители Раши переехали на черви, Германия, в то время как мать Раши была беременна. Когда она спустилась по одной из узких улиц в еврейском квартале, она была подвергнута опасности из -за двух встречных вагонов. Она повернулась и прижалась к стене, которая открылась, чтобы принять ее. Эта чудесная ниша все еще видна в стене синагоги червей . [ 18 ]
Дополнительные легенды, особенно в хасидной литературе, постулят, что огромные дела и достижения Раши были вдохновлены Святым Духом , Шехиной, поскольку ни один человек не мог создать такие огромные работы. Один текст заходит так далеко, что утверждает, что Раши был за пределами человека; Автор предлагает, чтобы он никогда не умер естественной смертью, а скорее поднялся на небеса, как бессмертный пророк Элайджа . [ 19 ]
Иусива исследования
[ редактировать ]
Согласно традиции, Раши впервые был привлечен к изучению Торы его отцом в день Шавуот в возрасте пяти лет. Его отец был его главным учителем Торы до его смерти, когда Раши еще был юношеской. В возрасте 17 лет он женился и вскоре после этого пошел учиться в ийшиве Яакова Бена Якара в черви , возвращаясь к своей жене три раза в год, на дни страха , Пасхи и Шавуот . Когда Яаков умер в 1064 году, Раши продолжал учиться на черви еще на один год в ийшиве своего родственника Исаака Бена Элиэзера Халеви , который также был главным раввином червей. Затем он переехал в Майнц , где он учился под другим своим родственникам, Исааком Бен Иуда, раввинским главами Майнца и одним из ведущих мудрецов региона Лоррейн , пересекающих Францию и Германию.
Преподавателями Раши были ученики Раббейну Гершома и Элиэзера Хагадола , ведущих талмудистов предыдущего поколения. От своих учителей Раши впитал устные традиции, относящиеся к Талмуду, поскольку они были переданы на протяжении веков, а также понимание логики Талмуда и форм аргументации. Раши сделал краткие, обильные заметки из того, что он узнал в Ешиве, включив этот материал в свои комментарии. На него также сильно повлияли экзегетические принципы Menahem Kara . [ 20 ]
Rosh yeshiva
[ редактировать ]Он вернулся в Тройес в возрасте 25 лет, после чего умерла его мать, и его попросили присоединиться к Троис Бет Дин (раввинский суд). Он также начал отвечать на вопросы галахии . После смерти главы Bet Din , Зераба Бена Авраама , Раши принял руководство суда и ответил сотням галахических запросов.

Около 1070 года он основал ийшиву, которая привлекала многих учеников. Некоторые считают, что Раши зарабатывал на жизнь в качестве виноделенного, так как Раши показывает обширные знания о своей посуде и процессе, но нет никаких доказательств этого. [ 21 ] Большинство ученых и еврейская устная традиция утверждают, что он был виноделом. [ 22 ] Единственная причина, приведенная для многовековой традиции, что он был винтером, не правдой, заключается в том, что почва во всех Тройесах не является оптимальной для выращивания винного винограда, утверждаемого исследованием Haym Soloveitchik . Существует ссылка на печать, которая, как говорят, была с его виноградников. [ 23 ]
Хотя есть много легенд о его путешествиях, Раши, вероятно, никогда не пошел дальше, чем от Сены до Рейна ; Его самыми дальними направлениями были ишивы Лорейн.
В 1096 году народный крестовый поход пронзился сквозь Лотарингию, убив 12 000 евреев и искоренив целые общины. Среди убитых в черви были три сына Исаака Бена Элиэзера Халеви, учителя Раши. Раши написал несколько селихот (покаянных стихов), оплакивая бойню и разрушение великого иешивота региона. Раши Семь из Селихот все еще существуют, [ 24 ] в том числе Адонай Элохей Хатц'ваот , который читается накануне Рош Хашаны , и Аризона Трема Нимтеху , который читается в пост Гедалии .
Место смерти и захоронения
[ редактировать ]Раши умер 13 июля 1105 года ( Таммуз 29, 4865) в возрасте 65 лет. [ 25 ] Он был похоронен в Тройесе. Приблизительное местоположение кладбища, на котором он был похоронен, было записано в Седере Ха-Доро , но со временем местоположение кладбища было забыто. Несколько лет назад профессор Сорбонна обнаружил древнюю карту, изображающую место кладбища, которая лежала под открытой площадью в городе Тройес. После этого открытия французские евреи построили большой памятник в центре площади - большой черно -белый глобус с тремя ивритными буквами רשי искусно расположены против часовой стрелки в негативном пространстве, вызывая стиль еврейской микрокаллиграфии . Гранитное основание памятника выгравировано: раввин Шломо Ицчаки - комментатор и гид .
В 2005 году Yisroel Meir Gabbai установил дополнительную табличку на этом месте, отмечающую площадь как захоронение. Мемориальная доска гласит: « города Тройес. это кладбище Место, на котором вы стоите , - [ 26 ]
Потомки
[ редактировать ]У Раши не было сыновей. Все его трое детей были девочками по имени Йошевед, Мириам и Рэйчел. Он вложил себя в их образование; Его писания и легенды, которые его окружают, предполагают, что его дочери были хорошо разбирались в Торе и Талмуде (в то время как женщины не должны были учиться) и помогли бы ему, когда он был слишком слаб, чтобы писать. Его дочери вышли замуж за его учеников; Большинство современных ашкенази- раввинских династий могут отследить свою родословную к его дочерям Мириам или Йочведу. [ 27 ]
Легенда конца 20-го века утверждает, что дочери Раши носили Тефиллин . В то время как несколько женщин в средневековом ашкеназе действительно носили Tefillin, нет никаких доказательств того, что дочери Раши сделали. [ 28 ]
- Старшая дочь Раши, Йошевед, вышла замуж за Меира Бена Сэмюэля ; Их четыре сына были Шмуэль ( Рашбам ; родился 1080), Ицхак ( Ривам ; родился 1090), Джейкоб ( Раббейну Там ; родился 1100), и Шломо, грамматик, все из которых были одними из самых плодовитых тосафистов . Дочь Йочеда, Чанна , считает, что местные женщины проинструктировали благословение после освещения свечи (вместо ранее).
- Средняя дочь Раши, Мириам, вышла замуж за Иудеи Бена Натана , которая завершила комментарий к Талмуду Маккоту . [ 29 ] Их дочь Альвина была учентной женщиной, чьи обычаи послужили основой для последующих галахических решений. Их сын Йом Тов позже переехал в Париж и направил там ишиву вместе со своими братьями Шимшоном и Элиэзером.
- Самая младшая дочь Раши, Рэйчел, вышла замуж (и разведен) Элиэзер Бен Шемия. Мало еще известно о ней.
Считается, что знаменитый польский талмудист Моисей Иссерлс (1530-1572) был потомком Раши. [ 30 ]
Работа
[ редактировать ]Комментарий к Танахе
[ редактировать ]
Комментарий Раши о Танахе - и особенно его комментарий к Чумаш - является важным компаньоном для любого изучения Библии среди православных евреев . Опираясь на широту микрашической, талмудической и аггадской литературы (включая литературу, которая больше не является существенной), а также его знание еврейской грамматики и халахи , Раши проясняет «простое» значение текста, чтобы яркий ребенок пяти человек мог понять это. [ 31 ] В то же время его комментарий формирует основу для некоторых из самых глубоких юридических анализов и мистических дискурсов, которые появились после него. Ученые обсуждают, почему Раши выбрал определенный мидраш, чтобы проиллюстрировать точку зрения, или почему он использовал определенные слова и фразы, а не другие. Шнеер Залман из Лиади писал, что «комментарий Раши к Торе - это« вино Торы ». Он открывает сердце и раскрывает свою важную любовь и страх перед ГД». [ 32 ]
Ученые считают, что комментарий Раши по поводу Торы вырос из лекций, которые он прочитал своим ученикам в своей ешиве, и развивался с вопросами и ответами, которые они подняли на нем. Раши завершил этот комментарий только в последние годы своей жизни. Это было немедленно принято как авторитетное всеми еврейскими общинами, как Ашкенази , так и Сефарди . [ сомнительно - обсудить ]
Первой датированной еврейской печатной книгой была комментарий Раши в «Чумаш», напечатанной Авраамом Беном Гартоном в Реджио Ди Калабриа , Италия , 18 февраля 1475 года. (Эта версия не включала текст самого Чумаша.) [ 33 ]
Раши написал комментарии ко всем книгам Танаха [ 34 ] За исключением хроник I & II и Эзра -Нехемия . [ 35 ] Его комментарий к работе неполный, заканчивается в 40:25. [ 36 ]
Основной характеристикой письма Раши было его внимание на грамматике и синтаксисе. Его основное внимание уделялось выбору слова, и «по сути [он действует] как словарь, где он определяет необычные ивритные слова». Он ищет вещи, которые могут быть неясны для читателя, и предлагает разъяснения по поводу несоответствия, которое может присутствовать. Раши делает это, «заполняя отсутствующую информацию, которая [помогает] привести к более полному пониманию» Торы. [ 37 ] Часть его письма посвящена проведению различий между пешатом , или простым и буквальным значением текста, а также аггадой или раввинской интерпретацией. Рашбам , один из внуков Раши, сильно критиковал свой ответ на «Комментарий к Торе [существом], основанную главным образом на классическом Мидрасиме (раббиновые проповедь)». [ 38 ]
Сам Раши объяснил свой метод как использование Пешата и Дераша : «Я, однако, обеспокоен только простым чувством Священного Писания ( Пешуто Шел Микра ) и с таким агадотом, который объясняет слова Писания таким образом, чтобы вписаться в них. " [ 39 ] В одном месте он цитирует мидраш, а затем заявляет: «Но этот мидраш не может быть примирен со Священными Писанием по нескольким причинам ... поэтому я говорю: пусть Священные Писания будут примирены в соответствии с его простым значением, ясно, и мидраш также может быть изложено, Как говорят: «Разве мое слово ... как молоток, который разбивает камень?» [ 40 ] - Он разделен на многие фрагменты ». [ 41 ]
Комментарий к Талмуду
[ редактировать ]
Раши написал первый комплексный комментарий к Талмуду , охватывающий почти весь вавилонский Талмуд (в общей сложности 30 из 39 трактатов из -за его смерти). Комментарий, опираясь на его знание всего содержания Талмуда, пытается дать полное объяснение слов и логической структуры каждого талмудического отрывка. В отличие от других комментаторов, Раши не перефразирует и не исключает какую -либо часть текста, но выясняет фразу фразой. Часто он обеспечивает пунктуацию в неровном тексте, объясняя, например, «это вопрос»; «Он говорит это с удивлением, - повторяет это в согласии» и т. Д.
Как и в своем комментарии к Танахе, Раши часто иллюстрирует значение текста, используя аналогии с профессиями, ремеслами и спортом своего дня. Он также переводит сложные ивритские или арамейские слова на разглашенный французский язык своего дня, давая ученым последних дней окно в словарный запас и произношение старого француза .
Комментарий Раши в Талмуде быстро распространился, достигнув евреев до Йемена к середине 12-го века. [ 42 ] Он был включен в каждую версию Талмуда с момента ее первой печати в пятнадцатом веке. Он всегда расположен к середине открытого книжного дисплея; т.е. на стороне страницы, ближайшей к привязке.
Некоторые из других печатных комментариев, которые приписываются Раши, были составлены другими, в первую очередь его учениками. Акива Эгер заявила, что комментарий к Назиру на самом деле не был Раши, в то время как Зви Хирш Чадес заявил, что комментарий к Тааниту не был Раши. [ 43 ] В некоторых изданиях Талмуда текст указывает, что Раши умер до завершения трактата, и что он был завершен студентом. Это верно в отношении Маккота (конец которого был составлен его зятем Иудеи Бен Натан ) и Бавы Батра (закончен, в более подробном стиле, его внук Рашбам ). Комментарий, приписанный Раши на Горайоте, подумал некоторыми [ 44 ] Был написан Иудеей Бен Натан, но были обнаружены доказательства, указывающие на то, что комментарий к Хорайоту был из школы Гершома Бена Иуда . [ 45 ] Существует легенда о том, что комментарий к Недариму, который явно не его, фактически был написан его дочерьми. Другая легенда гласит, что Раши умер во время написания комментария к Талмуду, и что само последнее слово, которое он написал, было «Тахор», что означает чистое на иврите - указывает на то, что его душа была чистой, поскольку оно оставило его тело.
Ответы
[ редактировать ]Около 300 решений Раши в отношении ответов и галахических решений существуют. Хотя некоторые могут найти противоречивую по отношению к предполагаемой цели Раши для его писаний, эти ответы были скопированы, сохранены и опубликованы его учениками, внуками и другими будущими учеными. [ 46 ] Сиддур Раши , составленный неизвестным студентом, также содержит ответную проблему Раши на молитве. Многие другие постановления и реакция записаны в Mahzor Vitry . Другие компиляции включают Сефер Хапардес , вероятно, отредактированы Шемией Тройеса, [ А ] Студент Раши и Сефер Хаора , подготовленные Натаном Хамачири.
Письмо Раши помещено в категорию пост-талмудического, для его объяснения и разработки на Талмуд; Тем не менее, он писал не только о значении библейских и талмудических отрывков, но и о литургических текстах, синтаксических правилах и случаях, касающихся новых религий. [ 47 ] Некоторые говорят, что его ответ позволяет людям получить «четкие фотографии его личности» и показывает Раши как добрый, нежный, смиренный и либеральный человек. [ 48 ] Они также иллюстрируют его интеллект и здравый смысл.
Ответ Раши не только рассмотрел некоторые из различных дел и вопросов, касающихся еврейской жизни и закона, но и проливает свет на исторические и социальные условия, в которых евреи находились во время первого крестового похода. [ 48 ] Он рассмотрел следующие темы и темы в своей реакции: лингвистическое внимание на текстах, законодательстве, связанных с молитвой, едой и субботой, вином, созданным неевреями, клятвами и отлучениями, продажами, партнерством, кредитами и интересами, залогами, общинными делами и гражданское право. Ответ Раши может быть разбита на три жанра: вопросы современных мудрецов и студентов, касающихся Торы, Закона и других компиляций. [ 46 ]
Например, в своем письме о отношениях с христианами он предоставляет руководство для того, как следует вести себя при работе с мучениками и новообращенными, а также «оскорбления и условия [позора], направленных на евреев». [ 46 ] Раши, вытекающая из последствий крестовых походов, писал о тех, кто был вынужден обратиться, и права, которые женщины имели, когда их мужья были убиты. [ 47 ]
Раши сосредоточил большую часть своей реакции, если не все, на «тщательном анализе языка текста». [ 49 ]
Поэзия
[ редактировать ]Раши написал несколько Селихот (покаянные молитвы), некоторые из которых до сих пор читаются сегодня как часть еврейской литургии . К ним относятся:
- Нора Ваулионим , которая читается евреями ашкенази накануне Рош Хашаны . [ 50 ] [ 51 ] Исторически это также читалось в канун Йом Кипур . [ 52 ]
- Ophan Echad Ba'aretz
- AZ TEREM NIMTECHU , который читается Ашкеназимом в пост Гедалии . [ 53 ]
- Ах Лейлохим Нафши Доми
- Апекха Хашев
- Тора Хатемма , по -видимому, о массовых убийствах Рейнской.
- Tefillah L'Ademkha , которая была включена в молитвенный книг 1613 года старой синагоги Праги .
Другие стихи иногда ложно приписываются Раши. Приведенный выше список, вероятно, не является исчерпывающим, но нет никаких доказательств для соединения Раши с другими стихами. [ 54 ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Раши был одним из первых авторов, которые писали на старом французском языке (язык, на котором он говорил в повседневной жизни, [ 55 ] который он использовал вместе с ивритом), как писали большинство современных французских авторов на латыни . Как следствие, помимо его религиозной ценности, его работа ценится за понимание, которое она дает в языке и культуре северной Франции в 11 -м веке. [ 56 ] Его комментарии к Танахе - особенно его комментарии к Чумаш («Пять книг Моисея») - служит основой более 300 «суперкомментов», которые анализируют выбор языка и цитат Раши, написанные некоторыми из величайших имен в раввинская литература . [ 57 ]
Комментарий к Танахе
[ редактировать ]
Десятки тысяч мужчин, женщин и детей изучают «Чумаш с Раши», когда они рассматривают часть Торы, которая будет прочитать в синагоге на предстоящем Шаббате . По словам Халахи , человек может даже удовлетворить требование Шнаима Микры Вэ-Эхад Таргум, прочитав комментарий Раши, а не стандартный Таргум Онкелос . С момента своей публикации комментарий Раши о Торе является стандартным почти во всех чумасиме, производимых в православной еврейской общине. Mordechai Leifer из Nadvorna сказал, что любой, кто изучает еженедельную паршу вместе с комментарием Раши каждую неделю, гарантированно сидит в Ешиве (школе) Раши в загробной жизни. [ 58 ]
Объемные суперкомментаторы были опубликованы на библейских комментариях Раши, в том числе Гур Арие Иудеи Лоу (Махарал), Сефер Ха-Мизрачи Элайджа Мизрачи («Реам») и Йери-Шломо Соломоном Лурией (Махаршал). Менахем Мендель Шнеерсон , в своем Раши -Синхосе , часто обращается к некоторым из этих комментариев одновременно.
Влияние Раши росло больше всего в 15 веке; С 17 -го века его комментарии были переведены на многие другие языки. Комментарий Раши к Pentateuch был известен как первая напечатанная ивритская работа. Английские переводы включают в себя розенбаум и Силберманн и Artscroll .
Комментарий к Талмуду
[ редактировать ]
Комментарий Раши по поводу Талмуда продолжает оставаться ключевой основой для современной раббиновой стипендии и интерпретации. Без комментариев Раши Талмуд остался бы закрытой книгой. [ 59 ]
Комментарий Раши оказал глубокое влияние на последующее исследование Талмуда и стипендию:
Комментарии раши демократизировали стипендию Талмуда. До его работы единственный способ освоить трактат - поехать в Талмудическую академию и учиться у ног мастера. Никакая письменная работа не могла систематически передать с какой -либо степенью устойчивой точности точную линию талмудического аргумента ... с появлением работы Раши, любой, независимо от средств, мог бы с помощью талантов и усилий овладеть любой темой Талмуда. Это также расширило диапазон знаний большинства ученых. Ранее кто -то точно знал только то, что повезло учиться в академии ... пожизненное исследование Талмуда, постоянное завоевание новых трактатов и неограниченное личное приобретение знаний во многих отношениях было следствием неповторимой Раши. экспозиция. [ 60 ]
Присутствие комментариев Раши также изменило природу последующих комментариев Талмуда:
Это не значит, что объяснения Раши были окончательными. Далеко от этого. В течение около трехсот лет ученые тщательно изучали его комментарий, раскритиковали бесчисленные отрывки и потребовали их переосмысления. Тем не менее, все поняли, что проблема, которая столкнулась с учеными в течение почти половины тысячелетия - как превратить резкие, а иногда и гномические составы Талмуда в последовательный и плавный текст - Раши решительно решил определенно. Таким образом, последующая задача ученых состояла в том, чтобы исправить и добавить к его интерпретациям. [ 60 ]
В целом, комментарий Раши предоставляет пешат или буквальное значение Талмуда, в то время как последующие комментарии, такие как Tosafot, часто выходят за рамки самого отрывка с точки зрения аргументов, параллелей и различий, которые можно вывести. [ 61 ] Это дополнение к еврейским текстам рассматривалось как «крупный культурный продукт» [ 62 ] который стал важной частью исследования Торы. [ 62 ] [ 63 ] В стандартном печатном Талмуде комментарии Tosafot можно найти в комментариях Раши напротив «Талмуда». Tosafot также добавил комментарии и критику в местах, где Раши не добавил комментарии.
Раши также оказал решающее влияние на установление правильного текста Талмуда. Вплоть до его возраста, тексты каждого талмудического трактата были скопированы вручную и распространялись в Ешиве. Ошибки часто проникали в: иногда переписываемость меняет слова, а в других случаях включают маргинальные заметки студента в основной текст. Из-за большого количества торговцев, которые приехали со всего еврейского мира, чтобы посетить великие ярмарки в Троиесе, Раши смог сравнить различные рукописи и чтения в Тосефте , Иерусалиме Талмуд , Мидраш , Таргуме и трудах геонима , и определить, какие показания должны быть предпочтительны. Однако в своем смирении он откладывал ученым, которые не согласились с ним. Например, в Chulin 4A он комментирует фразу: «Мы не читаем это. Но что касается тех, кто это делает, это объяснение ...»
Влияние на нееврейские круги
[ редактировать ]Комментарии Раши по Библии, особенно на Пятикнижии, распространялись во многих различных общинах. В 12–17 -м веках влияние Раши распространилось от французских и немецких провинций в Испанию и восток. Он оказал огромное влияние на христианских ученых. Французский монах Николас де Лира из Манджакории, который был известен как «Обезьяна Раши», [ 64 ] Полагался на комментарий Раши при написании своих пост -увековеченных , одного из основных источников, используемых в Лютера переводе Библии . Он считал, что комментарии Раши были «официальным хранилищем раввинской традиции» [ 65 ] и значимый для понимания Библии. Комментарии Раши стали значимыми для гуманистов в это время, которые изучали грамматику и экзезезис. Кристиан Хебраисты изучали комментарии Раши как важные интерпретации «разрешенные синагогой». [ 65 ]
Хотя Раши оказал влияние на общины за пределами иудаизма, его отсутствие связи с наукой помешало ему войти в общую область, и он оставался более популярным среди еврейской общины. [ 64 ] [ 65 ]
В своей книге «Демистифицируя ислам мусульманский апологет Харрис Зафар» ссылается на Раши за мнение, что песня песни не является эротическим стихотворением, рассказанным мужчиной о женщине, но вместо этого это стихотворение, рассказанное Богом о народе Израиля, точка зрения Важность для мусульман из -за их веры, которую Зафар суммирует, что песня песен, в главе 5, стих 16, упоминает Мухаммеда по имени, предположение, которое может быть проблематичным, если упоминание было в эротическом контексте. [ 66 ]
"Раши сценарий"
[ редактировать ]Полувертный шрифт, в котором комментарии Раши напечатаны как в Талмуде, так и в Танах, часто называют « сценарием Раши ». Несмотря на имя, сам Раши не использовал такой сценарий: шрифт основан на полукоммерческой руке сефарда 15-го века, после того как он после нескольких сотен лет после нескольких сотен лет после нескольких сотен лет. Ранние ивритские типографы, такие как семья Сонсино и Даниэль Бомберг, занятые в своих изданиях комментированных текстов (таких как Микрат Гедолот и Талмуд , в которых комментарии Раши заметно показывают), что будет назвать «Раши -скрипт», чтобы отличить раббиньский комментарий от Первичный текст, для которого они использовали квадратный шрифт.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хакохен-Хернер, Яаков; Швейцер, Надав; Mughaz, Dror (2011). «Автоматическое определение цитат в иврито-арамайских документах». Кибернетика и системы . 42 (3): 180–197. doi : 10.1080/01969722.2011.567893 . S2CID 40235689 .
Например, книга Пардес, написанная раввином Шломо Ицхаки, известная под красногим Раши, можно цитировать с использованием следующих схем: (1) «Шломо сын раввина Ицхака», (2) «Сын Шломо Ицхака», (3) «Шломо Ицхаки», (4) »во имя Раши, который написал на Пардесах
- ^ Окли, Саймон (1707). История нынешних евреев по всему миру . п. 74
- ^ Авраам, Филипп (1879). Курории иудаизма . И для автора. п. 2
- ^ Литературный церковь . 1857. с. 286
- ^ Саймон Р. (1685). Критическая история Ветхого Завета (по -французски). в Рейнье Леерс. п. 545 . Получено 2015-08-01 .
- ^ Волк, Иоганн Кристоф (1715). «Р. Шеломо Бен Исаак» . Bibliotheca Hebræa (на латыни). Том. 1. Гамбург и Лейпциг. С. LCCN 01010257 .
- ^ Бенедиктин. Собрание Святого Мауро (Франция); Академия регистраций и красивых писем (Франция); Treuttel и Wü rtz (Strasbourg) (1824). Литературная история Франции: тринадцатый век (на французском языке). Полет. 16. Фирма дидота. п. 337 Получено 2015-08-0
- ^ Израильские летописи (на немецком языке). JD Sauerländer. 1839. П. 328 . Получено 2015-08-01 .
- ^ Майер И. Грубер (10 октября 2007 г.). Комментарий Раши о Псалмах . Еврейское публикационное общество. С. 1-. ISBN 978-0-8276-0872-6 .
- ^ Джон Китто (1876). Циклопдия библейской литературы Черный Стр. 643 -.
- ^ «Индекс статей о раввинской генеалогии в Avotaynu: международный обзор еврейской генеалогии » . Avotaynu . Архивировано из оригинала 2023-06-03 . Получено 2008-06-11 .
- ^ Шаббат 85B : «И я нашел поддержку на основе раввина Саймона Старшего, брата моей матери».
- ^ См. Комментарии Раши в Шаббате 85B.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный 1660-1746) " (Около 5420-5506 ; www.org Архивировано из оригинальности 2020-06-2 2020-06-2
- ^ Hurwitz, Саймон (1938). Ответ Соломона Лурии . Нью -Йорк, Нью -Йорк. С. 146–151.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Einsiedler, David (1992). "Можем ли мы доказать спуск от царя Давида?" Полем Avotaynu . VIII (3 (осень)): 29. Архивировано из оригинала на 2023-02-03 . Получено 2008-06-11 .
- ^ «Шиур 08 - Раши, Тосфос и развитие еврея ашкенази - раввин Менахем Левин - TD19191» . torahdownloads.com . Архивировано из оригинала 2018-12-17 . Получено 2018-12-17 .
- ^ Либер, Морис. Rashi Archived 2023-04-07 в The Wayback Machine , Kessinger Publishing, 2004. Pg. 18–19. ISBN 1-4191-4396-4
- ^ Weesel, Elies (2009). Раши: и портрет . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Shock Books Inc. стр. 1-14. ISBN 9780805242546 .
- ^ Гроссман, Аврахам (2000-11-12), «4. Менахем Бен Хельбо» , Еврейская Библия / Ветхий Завет. I: От начала до среднего века (до 1300 года). Часть 2: Средневековья , еврейская Библия / Ветхий Завет, том. Band 001, Vandenhoeck & Ruprecht, с. 331–332, doi : 10.13109/9783666535079.331 , ISBN 978-3-525-53507-3 , архивировано с оригинала в 2022-08-08 , извлечен 2020-06-17
- ^ Майер И. Грубер. "Как Раши зарабатывал на жизнь?" Полем Блог Seforim. Архивировано из оригинала 2023-09-03 . Получено 2023-09-03 .
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Maurice Liber, Rashi , Trans. Адель Шолд (Филадельфия: еврейское публикационное общество, 1906), стр. 56; Ирвинг Агус, Героическая эпоха франко-германского еврея (Нью-Йорк: издательство Университета Иешивы, 1969), 173; Израиль С. Эльфенбейн, «Раши в своей реакции», в Раши, его учения и личность , изд. Саймон Федербуш (Нью -Йорк: культурное отделение Всемирного еврейского конгресса, 1958), стр. 67; Сало В. Барон, «Раши и сообщество Троя», в годовщине Раши , изд. HL Ginsberg (Нью -Йорк: Американская академия еврейских исследований, 1941), стр. 60. «Раши был виноделом, который выращивал виноград и продавал вино».
- ^ Оксфорд Бодлеян г -жа Оппенгейм 276, с. 35A, цитируемый Авраамом Гроссманом , ранние мудрецы Франции, 132; 135, н. 45
- ^ R. Halperin, Rashi: Chayav U'ferushav , Vol. 1 (Тель-Авив: Хекдеш Руах Яаков, 1997), 107-22. Названный в Йонатане Колатч, Мастера Слова: Традиционный еврейский библейский комментарий с первого по десятый века (Brooklyn NY: KTAV Publishing House, Inc., 2006), 18. ISBN 088125939X , 9780881259391
- ^ Grossman, Avraham (2012). Раши , с.12
- ^ Ю. Фридман (2005-07-25). «Открытие мест отдыха Раши и Баалеи Хатосфос» . Dei'ah Vedibur. Архивировано из оригинала 2014-03-26 . Получено 2013-07-12 .
- ^ Шерешевский, Эзра (1982). Раши - Человек и его мир . Сефер-Хермон.
- ^ Авраам Гроссман . Благочестивые и мятежные: еврейские женщины в средневековой Европе . Издательство Университета Брандейса, 2004.)
- ^ Makkot 19b : одно печатное издание Талмуда гласит: «Тело нашего хозяина было чистым, а его душа ушла от чистоты, и он больше не объяснил; отсюда находится язык своего ученического раввина Иегуда Бена Натана».
- ^ Jacobi Papers, Vol 4, p. 8, б.5
- ^ Мордехай Менаше Лауфер. «Раввин Израиля (иврит)» (на иврите). Архивировано из оригинала 2023-05-28 . Получено 2007-07-13 .
- ^ «Метод библейского комментария Раши - метод библейского комментария Раши и подход Ребе к работам Раши - еврейская история» . chabad.org. Архивировано с оригинала 2017-06-27 . Получено 2015-08-01 .
- ^ «Книги народа книги - Hebraic Collections: Иллюстрированный гид (Библиотека Конгресса - Африканское и ближневосточное дивизион)» . www.loc.gov . Архивировано из оригинала 2011-02-27 . Получено 2019-11-03 .
- ^ И. Грубер, Майер. Комментарий Раши о Псалмах , Брилл - еврейское публикационное общество, Филадельфия 2007 ISBN 978-0-8276-0872-6
- ^ Эран Вьезель, Комментарий по хроникам, приписываемым Раши, Иерусалим: Еврейская университета Magnes Press, 2010
- ^ Penkower, Jordan S. (2003). «Конец комментария Раши на работе. Рукописи и печатные издания (с тремя приложениями)» . Еврейские исследования ежеквартально . 10 (1): 18–48. doi : 10.1628/0944570033029194 . ISSN 0944-5706 . JSTOR 40753321 .
- ^ Леви, Стивен и Сара Леви. "Введение." JPS Rashi Discordation Commentary, University of Nebraska Press, Lincoln, 2017, с. XV-XX. Jstor ( ссылка )
- ^ Viezel, Eran. «Тревога влияния»: подход Рашбама к комментарию Раши к Торе ». AJS Review 40.2 (2016): 279-303. Печать
- ^ Раши, Бытие 3: 8
- ^ Иеремия 23:29
- ^ Раши, Исход 6: 9
- ^ Хоффман, Яир (3 января 2014 г.). «Интервью с профессором Хеймом Соловеичком рабби Яира Хоффмана» . Пять городов еврейские времена. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Получено 13 декабря 2021 года .
- ^ «Роль рукописей в принятии решений в галахии: Хазон Иш, его предшественники и современники» (PDF) . , с.40
- ^ См. "Nitzozei или" [иврит] Reuven Margoliot; Примечания на Horayot p. 191.
- ^ См. Yn Epstein, комментарий к Horayot, приписываемый Раши, " Tarbiẕ 1942 с.218-225 [на иврите]
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Гроссман, Аврахам и Джоэл А. Линсидер. Раши. Литман библиотека еврейской цивилизации, 2012. 152-161. Печать
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Либер, Морис и Адель Шолд. Раши ... переведен с французов А. Шолдом. Еврейское публикационное общество Америки, 1906. Печать.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Жизнь Раши». Rashi, Chaim Pearl, Peter Halban Publishers Ltd, 1988, с. 8–23. Печать
- ^ Сколник, Фред. «Раши». Энциклопедия Иудака. Farmington Hills, Mich.: Thomson Gale, 2007.101-106. Печать
- ^ "Selichot Nusach Ashkenaz Lita, Erev Rosh Hashana 3: 2 " www.sefaria.org Получено 2024-09-1
- ^ "Selichot Nusach Polin, Erev Rosh Hashana 3: 2 " www.sefaria.org Получено 2024-09-1
- ^ "Седер Тройес 9: 3" . www.sefaria.org . Получено 2024-09-10 .
- ^ «Сиддур Ашкеназ, Фестивали, Селихот, Фаст Гедалии 163» . www.sefaria.org . Получено 2024-09-10 .
- ^ «Hebrewbooks.org Sefer Detail: Piyoti (Rashi) -shlomo Ben Yitzhak (Rashi), 1040-1105» . Еврейский сборник.org . Получено 2024-09-10 .
- ^ Он назвал французский как Лешонену «наш язык», в отличие от иврита, который был священным. Подробнее об этом здесь. Архивировано 2022-11-02 на машине Wayback
- ^ Клод Хагёж , в наследие де Рачи , коллективная работа, под руководством Рене-Самуэля Сирата , éditions de l'enlide
- ^ Миллер, Хаим (2013). «Метод библейского комментария Раши» . chabad.org. Архивировано с оригинала 2017-06-27 . Получено 2008-09-13 .
- ^ «Yiddeshe Licht Vol 31 № 15 Page 14 (иврит текст)» . Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2013-09-08 .
- ^ Зейтлин, Соломон (2 октября 1940 г.). «Раши раввин Соломон из Франции». Книга американского еврейского года . 41 : 111–140.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Haym Soloveitchik , «Печатная страница The Talmud: Комментарии и их авторы», в печати The Talmud: от Бомберга до Шоттенштейна (Музей Университета Йешивы, 2006), ( ссылка )
- ^ См . Kuntres Eitz Hachayim CH 28 Архивированный 2023-04-18 на машине Wayback для обсуждения взаимосвязи между Раши и Tosfot
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Блумберг, Джон. Еврейский мир в современную эпоху . Джерси -Сити, Нью -Джерси: KTAV Pub. Дом, 2004. 69.
- ^ "Tosafot - Ewehishyclopedia.com" . www.jewishencyclopedia.com . Архивировано из оригинала 2021-09-26 . Получено 2021-09-26 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Беренбаум, Майкл ; Сколник, Фред , ред. (2007). "Раши". Энциклопедия Иудака . Тол. 17 (2 -е изд.). Детройт: Macmillan ссылка. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Раши (Соломон Бар Иссак)» . Еврейская энциклопедия.com. 27 февраля 2013 года. Архивировано с оригинала 21 января 2013 года . Получено 28 февраля 2013 года .
- ^ Харрис Зафар, демистификация Ислама , с.24 , Dev Publishers & Distributors, Нью -Дели, 2014.
Примечания
[ редактировать ]Общие источники
[ редактировать ]- Abecassis, Дебора, восстанавливающая комментарии Раши к Генезису из цитат в комментариях Торы в диссертации Tosafot 1999, Департамент еврейских исследований, Университет Макгилла, Монреаль, Квебек.
- Раши, еврейский исторический ресурсный центр - Проект Центра исследований Dinur по исследованиям еврейской истории, Еврейский университет Иерусалима
- Биография, легенда, комментатор и больше Rashi900.com
- Семейное древо
- В честь 900 -летия его кончины
- Как Раши, его ученики и его потомки формировали ашкенази -еврейство , Менахем Левин, ThinkTorah.org
- Раши; Выставка его работ, из сокровищ еврейской национальной и университетской библиотеки
- Кантор, Норман Ф. (1969). Средневековая история (2 -е изд.). Торонто, Канада: Макмиллан. п. 396 . ISBN 978-0-02-319070-4 .
- Шульман, Яаков Довид (1993). Раши: История раввина Шломо Ицчаки . CIS Publishers. ISBN 978-1-56062-215-4 .
- Liber, Морис (1905). Раши . Перевод с французского Адель Шолд. Еврейское публикационное общество Америки . ISBN 978-0-9766546-5-0 .
- Визель, Эли (2009). Раши . Перевод с француза Кэтрин Темерсон. Шокен книги . ISBN 978-0-8052-4254-6 .
- Гроссман, Аврахам (2012). Раши . Перевод с иврита Джоэлом А. Линсидером. Литтман библиотека еврейской цивилизации . ISBN 9781904113898 .
- Эран Вьезель, «Таргум Онкелос в экзегетическом сознании Раши», Обзор раввинского иудаизма 15 (2012), с. 1-19
- Эран Вьезель, «Секрет популярности комментариев Раши к Торе», Обзор раввинского иудаизма 17 (2014), с. 207-217
- Зейтлин, Соломон (1940). Американский еврейский год книга Vol. 41
- Розенбаум, Моррис (1934). Pentateuch с комментарием Раши переведен на английский «Раши Силбермана» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Раши в Wikiquote
СМИ, связанные с Раши в Wikimedia Commons
- Работает на Раши в интернет -архиве
- Техника и методология
- Полные текстовые ресурсы и перевод
- Суммировали текстовые ресурсы и перевод
- Текстовый поиск
- Стихи поиска , rashiyomi.com
- Ранние рукописи или печати Перуша Раши «Аль-ха-Тора /Комментарий к Торе» (текст или изображения, ocr'd или нет):
- 13 -й в. Peirush Rashi, MS или. 4718 в библиотеках Университета Лейдена
- 13-14-й в. Codex Parma 3204 , который является «базовой версией» на mgketer.org. Также перечислены несколько более поздних версий, а также ранние рукописи других комментариев, например, Рашбам, Рамбан и т. Д.
- 13-й-14 в. Треска хебр. 12b, треска. хебр. 220 в Австрийской национальной библиотеке, Вена
- 13 -й в. BH fol. 1 в Лейпциге. U. Библиотека
- 13 -й в. Фолио 255 в BNF, Париж.
- в 1470 Рим , три ссылки.
Тексты на викисурсе:
- " Раши ". Энциклопедия Британия (11 -е изд.). 1911.
- " Раши ". Nuttall Encyclopædia . 1907.
- Без рубрики ссылки:
![]() |
- 1040 Рождений
- 1105 Смерть
- Французские раввины 11-го века
- Французские раввины 12-го века
- Французские писатели 11-го века
- Французские писатели 12-го века
- Библейские комментаторы
- Духовенство от Троя
- Французские писатели -мужчины
- Раввины из червей, Германия
- Средневековые еврейские ученые
- Еврейские богословы 11-го века
- Еврейские богословы 12-го века