Jump to content

Пьер Дюэм

(Перенаправлено из Дюэма, Пьера )
Пьер Дюэм
Рожденный
Пьер Морис Мари Дюэм

( 1861-06-09 ) 9 июня 1861 г.
Париж , Франция
Умер 14 сентября 1916 г. ( 1916-09-14 ) (55 лет)
Кабреспин , Франция
Образование École Normale Supérieure ( диплом , 1882 г.)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия
Французская историческая эпистемология [1]
Конвенционализм [2]
Диссертация Историческое исследование теории намагничивания под воздействием (1888 г.)
Основные интересы
Термодинамика , философия науки , история науки
Известные идеи
Неравенство Клаузиуса – Дюэма
Уравнение Гиббса – Дюэма
Уравнение Дюэма – Маргулеса
Тезис Дюэма – Куайна
Холизм подтверждения
Термодинамический потенциал

Пьер Морис Мари Дюэм (англ. Французский: [pjɛʁ mɔʁis maʁi dy.ɛm, moʁ-] ; 9 июня [4] 1861 — 14 сентября 1916) — французский физик- теоретик, работавший в области термодинамики , гидродинамики и теории упругости . Дюэм также был историком науки , известным своей работой по европейскому Средневековью , которая считается создателем области истории средневековой науки. [5] Как философа науки его помнят главным образом своими взглядами на неопределенность экспериментальных критериев (см. диссертацию Дюэма-Куайна ).

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Дюэм получил докторскую степень в 1888 году в Университете Поля Сабатье под названием « Историческое исследование теории намагничивания под воздействием» . [6]

Теоретическая физика

[ редактировать ]

Среди ученых Дюэм сегодня наиболее известен своими работами по химической термодинамике , и в частности уравнениями Гиббса-Дюэма и Дюэма-Маргулеса . На его подход сильно повлияли ранние работы Джозайи Уилларда Гиббса , которые Дюэм эффективно объяснял и пропагандировал среди французских ученых. В механике сплошных сред его также помнят за его вклад в то, что сейчас называется неравенством Клаузиуса-Дюгема .

Дюэм был убежден, что все физические явления, включая механику, электромагнетизм и химию, могут быть выведены из принципов термодинамики. [7] Под влиянием Маккорна Рэнкина . «Очерков энергетической науки» [8] Дюэм реализовал этот интеллектуальный проект в своем «Трактате об энергетике» (1911), но в конечном итоге не смог свести электромагнитные явления к термодинамическим основным принципам.

Вместе с Эрнстом Маха Дюэм разделял скептицизм по поводу реальности и полезности концепции атомов . [9] Поэтому он не следовал статистической механике Максвелла Больцмана , . и Гиббса, которые объясняли законы термодинамики с точки зрения статистических свойств механических систем, состоящих из многих атомов

Дюэм был противником теории относительности Альберта Эйнштейна . [10] [11] В 1914 году Дюэм заметил, что теория относительности Эйнштейна «превратила физику в настоящий хаос, где логика сбивается с пути, а здравый смысл в страхе убегает». [12] В своей книге «Аллеманда науки» 1915 года он решительно выступал против теории относительности. [11] Дюэм заявил, что теория относительности «ниспровергает все доктрины, в которых говорилось о пространстве, времени, движении, все теории механики и физики». [13]

История науки

[ редактировать ]
Николь Орем , выдающийся ученый-медиевист. Дюэм стал рассматривать средневековую схоластическую традицию как источник современной науки.

Дюэм хорошо известен своими работами по истории науки . [14] [15] [16] [17] результатом чего стал десятитомник космологических учений от Платона до Коперника» «Система мира: история . [18] В отличие от многих бывших историков (например, Вольтера и Кондорсе ), которые очерняли Средневековье , он стремился показать, что Римско-католическая церковь способствовала развитию западной науки в один из ее наиболее плодотворных периодов. Его работа в этой области изначально была вызвана его исследованиями происхождения статики , где он столкнулся с работами средневековых математиков и философов, таких как Джон Буридан , Николь Орем и Роджер Бэкон , чья сложность удивила его. В результате он стал считать их основателями современной науки, предвосхитив, по его мнению, многие открытия Галилео Галилея и более поздних мыслителей. [19] Дюэм пришел к выводу, что «механика и физика, которыми современное время по праву гордится, произошли благодаря непрерывному ряду едва заметных улучшений из доктрин, исповедуемых в самом сердце средневековых школ». [20]

Дюэм популяризировал концепцию « спасения явлений ». В дополнение к дебатам Коперниканской революции о « спасении явлений » ( греч. σῴζειν τὰ φαινόμενα, sozein ta phainomena [21] ) [22] [23] вместо предложения объяснений [24] вдохновителем Дюэма был Фома Аквинский , который писал относительно эксцентриков и эпициклов , что

Разум можно использовать двумя способами для установления какой-либо точки зрения: во-первых, с целью предоставить достаточное доказательство некоторого принципа. [...] Разум используется по-другому, не как достаточное доказательство принципа, а как подтверждение уже установленного принципа, показывая соответствие его результатов, как в астрономии теория эксцентриков и эпициклов рассматривается как установлено, потому что таким образом можно объяснить чувственные явления небесных движений; однако не так, как если бы этого доказательства было достаточно, поскольку их могла бы объяснить какая-то другая теория. [...] [25]

Философия науки

[ редактировать ]

Теория физики не является объяснением. Это система математических положений, выведенных из небольшого числа принципов, целью которых является как можно более простое, полное и точное представление группы экспериментальных законов. [26] [27]

Дюэм, Цель и структура физической теории , том 13, с. 19


В философии науки Дюэм наиболее известен тем, что утверждал, что гипотезы не опровергаются напрямую экспериментом и что в науке не существует решающих экспериментов. Формулировка Дюэмом своего тезиса такова: «Если предсказанное явление не реализуется, то не только подвергаемое сомнению утверждение подвергается сомнению, но и вся теоретическая основа, используемая физиком». [28] Взгляды Дюэма на философию науки изложены в его работе 1906 года «Цель и структура физической теории» . [29] В этой работе он выступил против закон утверждения Ньютона о том, что « Начала » всемирного взаимного тяготения был выведен из « феноменов », включая . второй и третий законы Кеплера Утверждения Ньютона в этом отношении уже подверглись критике со стороны критического анализа доказательств немецкого логика Лейбница , а затем, что наиболее известно, Иммануила Канта , последовавшего за Юмом логической критикой индукции . Но новизной работы Дюгема было его предположение о том, что теория всемирного взаимного тяготения Ньютона категорически противоречит законам движения планет Кеплера, поскольку межпланетные взаимные гравитационные возмущения вызывают отклонения от кеплеровских орбит . Поскольку ни одно условное суждение не может быть обоснованно логически выведено из любого, которому оно противоречит, согласно Дюгему, Ньютон не должен был логически выводить свой закон тяготения непосредственно из законов Кеплера. [29] [30] [31] [32]

Оппозиция английской индуктивистской традиции

[ редактировать ]

Дюэм утверждает, что физика подвержена определенным методологическим ограничениям, которые не затрагивают другие науки. В своей книге «Цель и структура физической теории» [29] (1906) Дюэм раскритиковал бэконовское понятие «решающих экспериментов». Согласно этой критике, эксперимент в физике — это не просто наблюдение, а скорее интерпретация наблюдений посредством теоретической основы. Более того, как бы хорошо ни был построен эксперимент, невозможно подвергнуть экспериментальной проверке изолированную гипотезу. Вместо этого проверяется целая взаимосвязанная группа гипотез, предположений и теорий. Этот тезис стал известен как холизм подтверждения . Этот неизбежный холизм, по мнению Дюгема, делает невозможными решающие эксперименты. В более общем плане Дюэм критически относился к описанию Ньютоном физического метода как прямого «вывода» из фактов и наблюдений.

Философия науки и веры Дюэма

[ редактировать ]

В приложении к книге «Цель и структура », озаглавленном «Физика верующего», Дюэм излагает выводы, которые, по его мнению, его философия науки имеет для тех, кто утверждает, что существует конфликт между физикой и религией. Он пишет: «Метафизические и религиозные учения представляют собой суждения, касающиеся объективной реальности, тогда как принципы физической теории представляют собой положения относительно определенных математических знаков, лишенных всякого объективного существования. Поскольку они не имеют какого-либо общего термина, эти два вида суждений не могут ни противоречить и не соглашаться друг с другом» (с. 285). Тем не менее, Дюэм утверждает, что теологу или метафизику важно иметь подробные знания о физической теории, чтобы не незаконно использовать ее в спекуляциях. Философия науки Дюэма подверглась критике со стороны одного из его современников, Абеля Рея , отчасти из-за того, что Рей воспринимал как влияние со стороны католической веры Дюэма. [33] Хотя Дюэм действительно был верующим человеком, искренним и пылким католиком, он стремился указать, что его работы по физике и химии следует рассматривать по достоинству, независимо от его религии. Они не были образцами «католической науки» и даже не были окрашены его католической верой. [34] [35]

Работает

[ редактировать ]

Книги

Статьи

Статьи Дюгема по математике из NUMDAM

Работает в английском переводе

[ редактировать ]

Статьи

Статьи опубликованы в Католической энциклопедии 1912 года.

Приведенная выше библиография не является исчерпывающей. См. его полные первоисточники и вторичные источники в статье о Дюэме в Стэнфордской энциклопедии философии .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дональд Броуди, «Эпистемологическая традиция во французской социологии», 1996.
  2. ^ Йемайма Бен-Менахем, Конвенционализм: от Пуанкаре до Куайна , Cambridge University Press, 2006, стр. 39.
  3. ^ Джон Т. Блэкмор, Эрнст Мах: его работа, жизнь и влияние , 1972, стр. 196.
  4. ^ Джаки, Стэнли Л. (1987). Непростой гений: жизнь и творчество Пьера Дюэма . Дордрехт: Мартинус Нийхофф, с. 3.
  5. ^ Стэнфордская энциклопедия философии: Пьер Дюэм
  6. ^ Дюэм, Пьер Морис Мари (1888). Историческое исследование теории намагничивания путем воздействия (Диссертация) (на французском языке). OCLC   34976080 .
  7. ^ Роджер Арью (2007). «Пьер Дюэм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 7 ноября 2009 г.
  8. ^ Маккорн Рэнкин (1855). « Очерки науки об энергетике », The Edinburgh New Philosophical Journal , Vol. II, стр. 120–140.
  9. См. Hentschel (1988) об этих и других параллелях между Дюгемом и Махом, а также об их переписке.
  10. ^ Макмаллин, Эрнан (1990). «Комментарий: Средний путь Дюэма». Синтезируйте . 83 (3): 421–430. дои : 10.1007/BF00413426 . S2CID   46980317 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Гиллис, Дональд. Философия науки в двадцатом веке , 1993.
  12. ^ Лакатос, Имре. (2001). Методология программ научных исследований: Том 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN   0-521-28031-1
  13. ^ Ловингер, Арман. (1967). Методология Пьера Дюэма . АМС Пресс. п. 25. ISBN   9780404040581
  14. ^ «Пьер Дюэм, сам выдающийся физик, героически, почти в одиночку, положил начало современному изучению истории средневековой науки с помощью простого, но эффективного способа чтения и анализа как можно большего количества средневековых научных рукописей». - Палтер, Роберт М. (1961). Предисловие к книге «К современной науке» , Vol. I. Нью-Йорк: Noonday Press, с. ix.
  15. ^ Пол, Гарри В. (1972). «Пьер Дюэм: наука и ремесло историка», Журнал истории идей , 33, стр. 497–512.
  16. ^ Мердок, Джон Э. (1991). «Пьер Дюэм и история позднесредневековой науки и философии на Латинском Западе», в книге Р. Имбаха и А. Майеру, ред., Gli Studi di Filosofia Medievale fra Otto e Novecento . Рим: Edizioni di Estoria e Letteratura, стр. 253–302.
  17. ^ «Благодаря своим многочисленным публикациям Дюэм сделал средневековую науку респектабельной областью исследований и поместил позднее Средневековье в основное русло научного развития. Таким образом, он заполнил пробел, существовавший между греческой и арабской наукой, с одной крайности, и ранним современным искусством. с другой стороны, в Европе XVII века история науки впервые приобрела подлинное ощущение преемственности». - Грант, Эдвард (1996). Основы современной науки в средние века . Издательство Кембриджского университета, стр. xi.
  18. ^ Дюэм, Пьер (1914). : история космологических учений от Платона до Коперника Система мира . Пэрис, А. Германн.
  19. ^ Уоллес, Уильям А. (1984). Прелюдия, Галилей и его источники. Наследие Collegio Romano в науке Галилея . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  20. ^ Линдберг, Дэвид С .; Вестман, Роберт С., ред. (27 июля 1990 г.) [Дюэм, Пьер (1905). "Предисловие". Les Origines de la statique 1 . Париж: А. Герман. п. IV.]. «Концепции научной революции от Бэкона до Баттерфилда». Переоценка научной революции (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 14. ISBN  978-0-521-34804-1 .
  21. ^ Древний взгляд (приписываемый Платону Симплицием Киликийским ) на гипотезы, теории и явления, на то, для чего должны делать ученые или, точнее, исторически (древние) астрономы; видеть Близнецы Родосские ; Джеймс Эванс; Дж. Л. Берггрен (2006). «10. Реальность и представления в греческой астрономии: гипотезы и явления» . Введение Близнецов в явления: перевод и исследование эллинистического обзора астрономии . Издательство Принстонского университета. стр. 49–51. ISBN  9780691123394 . При этом «самый древний из сохранившихся текстов, в котором выражение «спасите явления», относится только к первому веку нашей эры, а именно к « На лице на орбите Луны » Плутарха », см. также (на греческом языке) Плутарх , De faciae quae in orbe lunae аппарат, 923а (или по-английски ) в проекте «Персей»
  22. ^ См. Дюэм, Пьер (1969). Чтобы спасти явления, очерк идеи физической теории от Платона до Галилея . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC   681213472 . ( отрывок на стр. 132 ).
  23. ^ См. Андреаса Осиандера Ad lectorem Введение в Коперника книгу De Revolutionibus orbium coelestium .
  24. ^ Пьер Дюэм считает, что « Кеплер , несомненно, является самым сильным и самым выдающимся представителем этой традиции», то есть традиции реализма , согласно которой физические теории предлагают объяснения в дополнение к простому «спасению явлений».
  25. ^ Summa Theologica , I q. 32 а. 1 к 2
  26. ^ Дюэм, Пьер Морис Мари (1991). Цель и структура физической теории (изд. 9932 г.). Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0691025247 .
  27. ^ Кэди, Уолтер Г. (1946). Пьезоэлектричество . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. п. 245.
  28. ^ Мэсси 2011 , разд. 1.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Дюэм, Пьер (1954). Физическая теория: ее назначение и структура [ Цель и структура физической теории ]. Филип П. Винер (Предисловие) Жюль Виймен (Введение). Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-02524-7 .
  30. ^ Лакатос, Имре; Пол Фейерабенд; Маттео Моттерлини (1999). За и против метода: включая лекции Лакатоса о научном методе и переписку Лакатоса-Фейерабенда . Издательство Чикагского университета. стр. 45–49. ISBN  978-0-226-46774-0 .
  31. ^ Лакатос, Имре; Джон Уорролл; Грегори Карри (1980). «5: Влияние Ньютона на научные стандарты». Методология программ научных исследований . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-28031-0 .
  32. ^ Лакатос, Имре; Джон Уорролл; Грегори Карри (1978). «5: Метод анализа-синтеза». Математика, естествознание и эпистемология . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-21769-9 .
  33. ^ Страница 2018 , с. 5.
  34. ^ Краг 2008 .
  35. ^ Duhem 1991b : «Что бы я ни сказал о методе, которым развивается физика, или о природе и масштабах, которые мы должны приписывать теориям, которые она конструирует, никоим образом не наносит ущерба ни метафизическим доктринам, ни религиозным убеждениям любого, кто принимает мои слова. И верующий, и неверующий могут работать сообща ради прогресса физической науки, как я пытался ее определить [...] Сам по себе и по своей сути любой принцип теоретической физики не имеет никакой роли. играть в метафизические или теологические дискуссии».

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 434d67ea80c5d8ba8bf080a03756f08d__1714118280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/8d/434d67ea80c5d8ba8bf080a03756f08d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre Duhem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)