Jump to content

История календарей

История календарей охватывает практики, имеющие древние корни, когда люди создавали и использовали различные методы для учета дней и более крупных промежутков времени. Календари обычно служат как культурным, так и практическим целям и часто связаны с астрономией и сельским хозяйством .

Археологи реконструировали методы измерения времени , восходящие к доисторическим временам, по крайней мере, таким же древним, как и неолит . Естественными единицами измерения времени, используемыми большинством исторических обществ, являются день , солнечный год и луна . Календари — это явные схемы, используемые для учета времени. Первые исторически подтвержденные и сформулированные календари относятся к бронзовому веку и зависят от развития письменности на древнем Ближнем Востоке . В 2000 году нашей эры в Виктории, Австралия, каменная композиция Вурди Юанг могла иметь возраст более 11 000 лет. [1] В 2013 году археологи обнаружили древние свидетельства существования 10 000-летней календарной системы в Уоррен-Филд , Абердиншир . [2] Этот календарь является следующим самым ранним или «первым шотландским календарем». Шумерский календарь был следующим по древности, за ним следовали египетский , ассирийский и эламский календари.

Викрам Самват использовался индуистами и сикхами. Один из нескольких региональных индуистских календарей, используемых на Индийском субконтиненте, он основан на двенадцати синодических лунных месяцах и 365 солнечных днях. Лунный год начинается с новолуния месяца Чайтра. Этот день, известный как Чайтра Сухлади, является ограниченным (необязательным) праздником в Индии.В ряде древних и средневековых надписей использовался Викрам Самват. Хотя он якобы был назван в честь легендарного царя Викрамадитьи Самватсары (сокращенно «Самват»), «Самват» — это санскритский термин, обозначающий «год». Император Викрамадитья из Уджайна основал Викрам Самват в 57 г. до н.э., и считается, что этот календарь следует за его победой над саками в 56 г. до н.э.

появляется большее количество календарных систем древнего Востока В археологических записях железного века , основанных на ассирийском и вавилонском календарях . Сюда входит календарь Персидской империи , который, в свою очередь, дал начало зороастрийскому календарю, а также еврейскому календарю .

Календари в древности обычно были лунно-солнечными , в зависимости от введения вставных месяцев для выравнивания солнечных и лунных лет. В основном это было основано на наблюдениях, но, возможно, были и ранние попытки алгоритмически смоделировать схему вставки, о чем свидетельствует фрагментарный календарь Колиньи II века . Тем не менее, римский календарь содержал очень древние остатки доэтрусского 10-месячного солнечного года. [3]

Римский календарь был реформирован Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Юлианский календарь больше не зависел от наблюдения новолуния, а просто следовал алгоритму введения високосного дня каждые четыре года. Это привело к отделению календарного месяца от лунации .

Календари стран Африки к югу от Сахары могут различаться по дням и неделям в зависимости от королевства или племени, создавшего его.


В XI веке в Персии в 1079 году была объявлена ​​календарная реформа под руководством Хайяма , когда продолжительность года стала измеряться 365,24219858156 дней. [4] Учитывая, что продолжительность года меняется в шестом десятичном знаке в течение жизни человека, это исключительно точно. Для сравнения, продолжительность года в конце 19 века составляла 365,242196 дней, а в конце 20 века — 365,242190 дней. [4] [5]

Григорианский календарь был введен как усовершенствованная версия юлианского календаря в 1582 году и сегодня используется во всем мире как календарь « де-факто» для светских целей.

Этимология

[ редактировать ]

Сам термин «календари» взят из « calends» , термина, обозначающего первый день месяца в римском календаре , связанного с глаголом «calare » «вызывать», относящимся к призыву или объявлению о том, что только что было замечено новолуние. Латинский календарь означало «счетная книга, регистр», поскольку счета оплачивались и долги собирались в календах каждого месяца.

Латинский термин был принят в старофранцузском языке как календарь , а оттуда в среднеанглийский как календарь к 13 веку. Орфографический календарь заимствован из раннего современного английского языка .

Вид на равноденствие в Фондачелли-Фантина , Сицилия

Предыстория

[ редактировать ]

Было предложено использовать ряд доисторических сооружений, предназначенных для измерения времени (обычно для отслеживания хода солнечного года ). Сюда входят многие мегалитические постройки и реконструированные сооружения, восходящие к периоду неолита .

В Виктории, Австралия, каменная композиция Вурди Юанг датируется более 11 000 лет назад. [1] Эта оценка основана на неточности календаря, которая согласуется с тем, как, как предполагается, изменилась предполагаемая орбита Земли за это время. [ нужны разъяснения ] [6] Это место находится недалеко от старейшего в мире известного места постоянной аквакультуры.

Мезолитическое и в 2013 году было расположение двенадцати ям и дуги, найденное в Уоррен-Филд , Абердиншир , Шотландия, датируемое примерно 8000 годом до нашей эры, было описано как лунный календарь названо «старейшим известным календарем в мире». [7]

Керамический артефакт из Болгарии, известный как модель печи Слатино , датируемый примерно 5000 годом до нашей эры, был признан местными археологами и средствами массовой информации старейшим известным календарным изображением, но это утверждение не подтверждается общепринятыми взглядами. [8]

в культуры Вучедол Археологические находки Винковцах на территории современной Хорватии включали керамический сосуд, датируемый 2600 г. первый день весны.

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]

Древний шумерский календарь , датируемый примерно 2100 годом до нашей эры, делил год на 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней. [9] Каждый месяц начинался с появления новой луны. Шумерские месяцы не имели единого названия по всему Шумеру из-за религиозного разнообразия. [10] В результате писцы и ученые стали называть их «первым месяцем», «пятым месяцем» и т. д. [ нужна ссылка ] Чтобы лунный год из 354 дней соответствовал солнечному году из 365,242 дней, дополнительный месяц периодически добавлялся по григорианскому календарю , очень похожий на високосный год . [10] В шумерском календаре не было недель. [11] Святые дни и свободное от работы время обычно отмечались первого, седьмого и пятнадцатого числа каждого месяца. Помимо этих святых дней, были еще праздники, которые варьировались от города к городу.

Античность

[ редактировать ]

Вавилония и Персия

[ редактировать ]

Хотя самые ранние свидетельства иранских календарных традиций относятся ко второму тысячелетию до нашей эры , до появления иранского пророка Зороастра , первым полностью сохранившимся календарем является календарь Ахеменидов . На протяжении всей письменной истории персы были увлечены идеей и важностью наличия календаря. Они были одними из первых культур, использовавших солнечный календарь , и долгое время предпочитали солнечный календарь лунному и лунно-солнечному . Солнце всегда было символом в иранской культуре и тесно связано с фольклором о Кире Великом . [12]

Старый персидский календарь

[ редактировать ]

Старые персидские надписи и таблички указывают на то, что ранние иранцы использовали 360-дневный календарь, основанный непосредственно на солнечных наблюдениях и модифицированный в соответствии со своими убеждениями. Дни не назывались. Месяцы имели два или три деления в зависимости от фазы луны. Двенадцать месяцев по 30 дней были названы в честь праздников или мероприятий пастырского года . Каждые шесть лет добавлялся 13-й месяц, чтобы синхронизировать календарь с временами года.

Зороастрийский календарь

[ редактировать ]

Первые календари, основанные на зороастрийской космологии, появились в поздний период Ахеменидов (650–330 гг. до н.э.). Они развивались на протяжении веков, но названия месяцев до сих пор мало менялись.

Единая империя Ахеменидов нуждалась в особом иранском календаре, и он был разработан в египетской традиции с 12 месяцами по 30 дней, каждый из которых был посвящен язате ( Эйзаду), и четырьмя подразделениями, напоминающими семитскую неделю. Четыре дня в месяце были посвящены Ахура Мазде , а семь были названы в честь шести Амеша Спентас . Тринадцать дней были названы в честь Огня, Воды, Солнца, Луны, Тири и Геуш, Урвана (души всех животных), Митры, Сраоши (Соруша, язаты молитвы), Рашну (Судьи), Фраваши , Бахрама (язаты победы). , Раман (Рамеш означает мир) и Вата , божество ветра. Три были посвящены женским божествам: Даэне (язата религии и олицетворенного сознания), Аши (язата удачи) и Арштату (справедливости). Остальные четыре были посвящены Асману (повелителю неба или Небес), Заму (земле), Мантре Спенте (Щедрому Священному Слову) и Анагре Раоче («Бесконечному Свету» рая).

Модификации парфян, Ардашира I, Хормизда I, Йездгерда III

[ редактировать ]

Парфяне (династия Аршакидов) приняли ту же календарную систему с небольшими изменениями и датировали свою эпоху 248 г. до н. э., датой , когда они пришли на смену Селевкидам. Их названия месяцев и дней являются парфянскими эквивалентами использовавшихся ранее авестийских, немного отличаясь от среднеперсидских названий, используемых сасанидами . Например, во времена Ахеменидов современный персидский месяц «День» назывался Дадва (Творец), по-парфянски — Датуш , а сасаниды называли его Дадв/Дай ( Дадар на пехлевийском языке).

Когда в апреле 224 года нашей эры парфянская династия пала и на смену ей пришли Сасаниды, новый царь Ардашир I отменил официальный вавилонский календарь и заменил его зороастрийским. Это включало исправление мест гаханбара , которые сместились назад по сезонам с момента их исправления. Они были помещены восемь месяцев спустя, как и эпагемонаи , дни «Гата» или «Гах», после древних зороастрийских гимнов с тем же названием. Другие страны, такие как армяне и хорезмийцы, не приняли изменения.

Формирование нынешнего персидского календаря в 11 веке.

[ редактировать ]

Тогрил-бек , основатель династии Сельджуков , сделал Исфахан столицей своих владений, а его внук Малик-Шах стал правителем этого города с 1073 года. Приглашение Хайяму было отправлено от Малик-Шаха и его визиря Низама аль- Мульк просит Хайяма поехать в Исфахан и основать там обсерваторию. В обсерваторию в Исфахане были приглашены и другие ведущие астрономы, и в течение 18 лет Хайям руководил учеными и производил работы выдающегося качества. В это время Хайям руководил работой по составлению астрономических таблиц, а также внес свой вклад в календарную реформу 1079 года.

Коуэлл цитирует Calcutta Review № 59:

Когда Малик-шах решил реформировать календарь, Омар был одним из восьми ученых людей, нанятых для этого, результатом стала эра Джалали (так называемая от Джалал-уд-дина, одного из имен короля) – «вычисление время, — говорит Гиббон, — которое превосходит юлианский стиль и приближается к точности григорианского стиля».

Хайям измерил продолжительность года как 365,24219858156 дней. Два комментария к этому результату. Во-первых, попытка дать результат с такой степенью точности демонстрирует невероятную уверенность. Теперь мы знаем, что продолжительность года меняется в шестом десятичном знаке в течение жизни человека. Во-вторых, он исключительно точен. Для сравнения, продолжительность года в конце XIX века составляла 365,242196 дней, а сегодня — 365,242190 дней. [13]

Классическая Греция

[ редактировать ]

Греки еще во времена Гомера , по-видимому, были знакомы с разделением года на двенадцать лунных месяцев, но никакой вставной месяц Эмболимос тогда не упоминался или день. Независимо от деления месяца на дни, он делился на периоды по возрастанию и убыванию Луны. Таким образом, первый день или новолуние называлось Нумения . Месяц, в котором начинался год, а также названия месяцев различались в разных штатах, а в некоторых частях месяцев даже не существовало названий, так как они различались лишь численно, как первый, второй, третий, четвертый. месяц и т. д.

Древний афинский календарь представлял собой лунно-солнечный календарь с 354-дневным годом, состоящим из двенадцати месяцев чередующейся длины по 29 или 30 дней. Чтобы календарь соответствовал солнечному году продолжительностью 365,242189 дней, в годы: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19 19-летнего цикла Метона был добавлен дополнительный вставной месяц. См. О структуре Аттического календаря. Афинские месяцы назывались Гекатомбион, Метагеитнион, Боэдромион, Пьянепсион, Маймактерион, Посейдон, Гамелион, Антестерион, Элафеболион, Мунихион, Таргелион и Скирофорион. [14] Вставной месяц обычно следовал за Посейдоном и назывался вторым Посейдоном. См. также: Афинский календарь . Реконструкция Аттического календаря предоставлена ​​Академией Эпистемы. [15]

В дополнение к своему обычному «праздничному» календарю афиняне поддерживали второй, политический календарь. Этот «соборный» календарь делил год на « притании », по одному на каждую « филу », подразделение афинских граждан. Число фил, а значит и количество пританий, со временем менялось. До 307 г. до н. э. существовало 10 фил. После этого число варьируется от 11 до 13 (обычно 12). Еще больше сбивает с толку то, что, хотя в IV веке до нашей эры соборные и праздничные годы были примерно одинаковой продолжительности, раньше или позже такое происходило не всегда. Документы, датированные Пританом, зачастую очень трудно отнести к тому или иному эквиваленту по юлианскому календарю .

Таблица греческих олимпиад, следующая за четырехлетними циклами между Олимпийскими играми с 1 июля 776 года до нашей эры, продолжалась до конца 4 века нашей эры. [16] Вавилонская эра Набонассара, начавшаяся 26 февраля 747 г. до н. э., использовалась греками Александрии . [16] Позднее оно было известно в средние века из произведений Птолемея . [16]

Эллинистический период

[ редактировать ]

Греческие календари сильно разнообразились в эллинистический период , и в каждом греческом государстве существовали отдельные традиции. Первостепенное значение для реконструкции региональных греческих календарей имеет Дельфийский календарь из-за найденных там многочисленных документов, фиксирующих освобождение рабов, многие из которых датированы как дельфийским, так и региональным календарем.

Македонская эра Селевкидов, начавшаяся с завоевания Вавилона Селевком I Никатором в 312 г. до н.э. [16] Он стал широко использоваться в Леванте . [16] Евреи знали это как «эпоху контрактов» и использовали ее в Европе до 15 века. [16]

Римский республиканский календарь считал годы на основе действующих консулов . [16] Ссылки на год консульства использовались как в разговорах, так и в официальных отчетах. [16] Римляне из одной семьи часто имели один и тот же преномен , что иногда затрудняло их различие, и одновременно было два консула, каждый из которых иногда мог занимать эту должность более одного раза, а это означает, что это было (и есть) необходимо быть хорошо образованным в истории, чтобы понять ссылки. [16] У римлян была восьмидневная неделя , причем рыночный день приходился каждые восемь дней. его называли нундинум или «девятидневный» В инклюзивном исчислении .

Большинство региональных индуистских календарей унаследованы от системы, стандартизированной в классической индуистской астрономии , принятой через индо-греческую передачу в последние века до нашей эры и реформированной астрономами эпохи Гуптов , такими как Арьябхата и Варахамихира .

До периода Весны и Осени (до 770 г. до н. э.) китайские календари были солнечными календарями. [17] В так называемом пятифазном календаре год состоит из 10 месяцев и переходного периода, причем каждый месяц имеет продолжительность 36 дней, а переходы - 5 или 6 дней. В период Воюющих царств (~ 475–220 гг. до н.э.) при династии Чжоу были установлены примитивные лунно-солнечные календари, известные как шесть древних календарей ( упрощенный китайский : 古六历 ; традиционный китайский : 古六曆 ). Месяцы этих календарей начинаются в день новолуния, с 12 или 13 месяцами (луниями) в году. Вставной месяц ставится в конце года. В Циньском Китае календарь Цинь ( упрощенный китайский : 秦历 ; традиционный китайский : 秦曆 был введен ). Он соответствует правилам календаря Чжуаньсюй, но порядок месяцев соответствует календарю Ся.

Ведическая и доведическая эпоха/Древняя Индия

[ редактировать ]

Хронометраж был важен для ведических ритуалов, а Джйотиша была областью отслеживания и предсказания движений астрономических тел в ведическую эпоху, чтобы сохранять время, чтобы фиксировать день и время этих ритуалов. [18] [19] [20] которые были разработаны примерно в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, как упоминается в «Сатхапатха-брахмане». [21] [22] [23] Это исследование было одним из шести древних Веданг , или вспомогательной науки, связанной с Ведами – писаниями индуизма , которые цитировались ученым 5-го века до нашей эры Яской . [18] [19] Древним дошедшим до нас текстом о Джйотише является Веданга-Джйотиша , который существует в двух редакциях: одна связана с Ригведой , а другая — с Яджурведой . [24] Версия Ригведы по-разному приписывается мудрецу Лагадхе, а иногда и мудрецу Шучи. [25] Версия Яджурведы не упоминает конкретного мудреца, дошла до наших дней с комментарием Сомакары и является более изученной версией. [25]

В тексте Джйотиши «Брахма-сиддханта» , составленном, вероятно, в V веке нашей эры, обсуждается, как использовать движение планет, Солнца и Луны для отслеживания времени и календаря. [26] В этом тексте также перечислены тригонометрические и математические формулы, подтверждающие теорию орбит, прогнозирования положений планет и расчета относительных средних положений небесных узлов и апсид. [26] Текст примечателен тем, что в качестве срока существования нынешней Вселенной представлены очень большие целые числа, например 4,32 миллиарда лет. [27]

Водяные часы и солнечные циферблаты упоминаются во многих древних индуистских текстах, таких как Артхашастра . [28] [29] В текстах Джйотиши представлены математические формулы, позволяющие предсказать продолжительность дня, восход солнца и циклы луны. [30] [31] [32]

Современный индуистский календарь , иногда называемый Панчанга , представляет собой собирательный термин для различных лунно-солнечных календарей, традиционно используемых в индуизме. Они придерживаются схожей базовой концепции хронометража, но отличаются относительным упором на лунный или солнечный цикл, названия месяцев и время начала Нового года. [33] [34] Древний индуистский календарь концептуально похож на еврейский календарь, но отличается от григорианского календаря. [35] В отличие от григорианского календаря, который добавляет дополнительные дни к лунному месяцу, чтобы скорректировать несоответствие двенадцати лунных циклов (354 лунных дня). [36] и почти 365 солнечных дней, индуистский календарь сохраняет целостность лунного месяца, но в соответствии со сложными правилами каждые несколько лет вставляет дополнительный полный месяц, чтобы гарантировать, что фестивали и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующее время года. [35] [37]

Индуистские календари использовались на Индийском субконтиненте с древних времен и до сих пор используются индусами в Индии и Непале, особенно для определения дат индуистских фестивалей. Ранние буддийские и джайнские общины Индии приняли древний индуистский календарь, позже календарь Викрами, а затем местные буддийские календари . Буддийские и джайнские фестивали по-прежнему проводятся по лунной системе лунно-солнечного календаря. [38] [39] [40]

Римская империя

[ редактировать ]

Старый римский год состоял из 304 дней, разделенных на 10 месяцев, начиная с марта . Однако древний историк Ливий отдал должное второму раннеримскому царю Нуме Помпилию за разработку 12-месячного календаря. Дополнительные месяцы Январий и Фебруарий были изобретены, предположительно, Нумой Помпилием в качестве временного промежутка. [16] Юлий Цезарь понял, что система стала неработоспособной, поэтому в год своего третьего консульства он произвел радикальные изменения. [16] Новый год в 709 AUC начался 1 января и продлился 365 дней до 31 декабря. [16] Дальнейшие корректировки были внесены при Августе, который ввел концепцию «високосного года» в 757 г. AUC (4 г. н.э.). [ конверсия произойдет через 1 год ] . [16] Полученный в результате юлианский календарь использовался почти повсеместно в Европе до 1582 года. [16] а в некоторых странах вплоть до двадцатого века.

Марк Теренций Варрон представил эпоху Ab urbe condita , предполагая основание Рима в 753 году до нашей эры. Система использовалась в раннем средневековье до широкого распространения дионисийской эпохи в период Каролингов .

В Римской империи год AUC мог использоваться наряду с консульским годом, так что консульство Квинта Фуфия Калена и Публия Ватиния можно было определить как 707 AUC (или 47 г. до н.э.), третье консульство Гая Юлия Цезаря с Марком Эмилием. Лепид , как 708 AUC (или 46 г. до н. э.), и четвертое консульство Гая Юлия Цезаря, как 709 AUC (или 45 г. до н. э.). [16]

Традиция семидневной недели восходит к древнему Ближнему Востоку, но введение «планетарной недели», которая до сих пор используется в современном использовании, относится к периоду Римской империи (см. Также названия дней недели ).

Средний возраст

[ редактировать ]

Христианская Европа

[ редактировать ]
Страница календаря X века из аббатства Айнзидельн (с 16 марта по 9 апреля).
Страница мая в Бедфордской Псалтири и часах MS. (Добавить MS 42131 Британской библиотеки, л. 3r, начало 15 века)

Самый старый календарь святых был Римской церкви составлен в середине IV века, при Папе Юлии I или Папе Либерии . Он включал в себя как языческие, так и христианские праздники. Самая старая сохранившаяся рукопись раннехристианского календаря — это так называемый Календарь Филокала , созданный в 354 году нашей эры. Более обширный мартиролог был составлен Иеронимом в начале V века. Жан Мабийон опубликовал календарь церкви Карфагена, сделанный ок. 483 год нашей эры . Эпоха Anno Domini наступает в VI веке. [16] Дошедшие до нас календари периода раннего средневековья основаны на системе Иеронима нумерации лет Метонического цикла , позже получившей название « Золотые числа» . Календарь эпохи Каролингов, опубликованный Люком д'Ашери, называется Incipit Ordo Solaris Anni cum Litteris a S. Hieronymo superpositis, ad explorandum Septimanae Diem, et Lunae AetatemInvestigandam in unoquoque Die per xix Annos. («Здесь начинается порядок солнечного года с буквами, помещенными Святым Иеронимом с целью определения дня недели и возраста Луны для любого дня в пределах [цикла] 19 лет»). [41] Лейденская Аратея , каролингская копия (датированная 816 годом) астрономического трактата Германика , является важным источником для передачи древнехристианского календаря в средневековый период. [42]

В VIII веке англосаксонский историк Беда Достопочтенный использовал другой латинский термин « ante uero incarnationis dominicae tempus » («время до истинного воплощения Господа», эквивалент английского « до Христа»), чтобы обозначить годы до первый год этой эры. [43] Согласно Католической энциклопедии , даже Папы продолжали датировать документы по годам правления , и использование нашей эры лишь постепенно стало обычным явлением в Европе с 11 по 14 века. [ нужна ссылка ] В 1422 году Португалия стала последней страной Западной Европы , принявшей систему Anno Domini . [ нужна ссылка ]

Исландский календарь был введен в 10 веке. В то время как древние германские календари основывались на лунных месяцах, новый исландский календарь ввел чисто солнечное счисление, при этом год имел фиксированное количество недель (52 недели или 364 дня). Это потребовало введения «високосных недель» вместо юлианских високосных дней.

В 1267 году средневековый учёный Роджер Бэкон определил время полнолуния как количество часов, минут, секунд, третей и четвертей ( horae , minuta , secunda , tertia и quarta ) после полудня в определенные календарные даты. [44] Хотя третий за ثالثة, сохраняется 1 60 секунды В некоторых языках, например в арабском , современная секунда делится еще на десятичное число .

конкурирующие Календарные эпохи, с Anno Domini, продолжали использоваться в христианской Европе. [16] В Испании « Эра Цезарей » была датирована завоеванием Октавианом Иберии в 39 г. до н.э. [16] Он был принят вестготами и использовался в Каталонии до 1180 года, в Кастилии до 1382 года и в Португалии до 1415 года. [16]

Для хронологических целей недостаток системы Anno Domini заключался в том, что даты приходилось отсчитывать назад или вперед в зависимости от того, до нашей эры или нашей эры. Согласно «Католической энциклопедии» , «в идеально совершенной системе все события должны были бы отсчитываться в одной последовательности. мы знаем меньше всего». [ нужна ссылка ] И для христиан, и для евреев главной исторической датой был Год Сотворения мира, или Annus Mundi . [45] Восточная Православная Церковь установила дату Сотворения мира в 5509 году до нашей эры. [45] Это оставалось основой церковного календаря в греческом и русском православном мире до наших дней. [45] Коптская церковь зафиксирована в 5500 г. до н. э. Позже англиканская церковь под руководством архиепископа Ашера в 1650 году выбрала 4004 год до нашей эры. [45]

Исламский календарь

[ редактировать ]

Исламский календарь основан на запрете на вставки ( наси ) Мухаммеда , который в исламской традиции приурочен к проповеди, состоявшейся 9 зу аль-хиджа 10 года хиджры (дата по юлианскому календарю: 6 марта 632 года). Это привело к смещению лунного календаря, основанного на наблюдениях, относительно времен года солнечного года.

Во время правления Великих Моголов земельный налог собирался с бенгальцев в соответствии с исламским календарем хиджры. Этот календарь был лунным, и новый год в нем не совпадал с солнечными сельскохозяйственными циклами. Согласно некоторым источникам, император Великих Моголов Акбар попросил своего королевского астронома Фатхуллу Ширази создать новый календарь, объединив лунный исламский календарь и солнечный индуистский календарь уже используемые , и он был известен как Фашоли Шан (календарь урожая). [46] [47] По словам Амартии Сена , официальный календарь Акбара «Тарих-илахи» с нулевым годом 1556 года нашей эры представлял собой смесь ранее существовавших индуистских и исламских календарей. Он мало использовался в Индии за пределами двора Великих Моголов Акбара, и после его смерти календарь, который он выпустил, был заброшен. Однако, добавляет Сен, в бенгальском календаре сохранились следы «Тарих-илахи». [48] Некоторые историки приписывают бенгальский календарь индуистскому царю VII века Шашанке . [46] [49] [50]

Древний календарь Тайчу китайский был усовершенствован в средневековый период. Календарь Дамин ( 大明历 ; 大明曆 ; «самый яркий календарь»), созданный Цзу Чунчжи во времена , династии Лян ввел равноденствия. Использование сизигии для определения лунного месяца было впервые описано в династии Тан календаре Вуинь Юань (戊寅元历 ; 戊寅元曆 ; «календарь эпохи земного тигра»).

( Календарь Шуши династии Юань 13/14 века) ( 授时历 ; 授时曆 ; «календарь учебного времени») использовал сферическую тригонометрию для определения продолжительности тропического года . [51] [52] [53] Этот календарь имел продолжительность года 365,2425 дней, что идентично григорианскому календарю . [54]

Ряд других эпихорических календарей предварительно реконструированы для средневекового периода. Подобные реконструкции по большей части ограничиваются списком названий месяцев , как в случае с дохристианским германским календарем, а также с булгарским календарем , предположительно использовавшимся у булгар в X веке, реконструированным с XV-X в. века Номиналы болгарских ханов .

Африка к югу от Сахары

[ редактировать ]

Эфиопский календарь

[ редактировать ]

Геэз или эфиопский календарь — календарь, возникший в Эфиопской империи . Это литургический год для эфиопских и эритрейских христиан, принадлежащих к православным церквям Тевахедо , и он строго соответствует коптскому христианскому календарю .

Полезную таблицу со всеми эквивалентами можно найти в книге Шейна по хронологии в Эфиопии и Египте. [55] с ним можно легко ознакомиться в Интернете в Интернет-архиве, со страницы 134 по страницу 172 .

Нигерийские календари

[ редактировать ]

Календарь игбо — традиционная календарная система народа игбо на территории современной Нигерии . В календаре 13 месяцев в году (афо), 7 недель в месяце (онва) и 4 дня рыночных дней игбо (афор, нкво, эке и ори) в неделе (идзу) плюс дополнительный день в году. конец года, в последний месяц. Название этих месяцев сообщил Онвуэджогву (1981). Календарь йоруба — календарь, используемый народом йоруба на юго-западе и севере центральной Нигерии и на юге Бенина . В календаре год начинается с последней луны мая или первой луны июня по григорианскому календарю. Новый год совпадает с фестивалем Ифа. Традиционная неделя йоруба состоит из четырех дней. Четыре дня, посвященные Ориса .


Гана/Западная Африка

[ редактировать ]

Календарь Акан — это календарь, созданный народом акан ( группа ква в Западной Африке ), который, по-видимому, использовал традиционную систему хронометража, основанную на шестидневной неделе (известной как ннансон «семидневная» посредством инклюзивного подсчета ). по григорианскому календарю Семидневная неделя известна как ннаватве (восьмидневная). Сочетание этих двух систем привело к образованию периодов продолжительностью 40 дней, известных как ададуанан (что означает «сорок дней»).

Календарь коса

[ редактировать ]

Традиционные названия месяцев года поэтически происходят от названий звезд, растений и цветов, которые растут, или от сезонных изменений, которые происходят в определенное время года в Южной Африке.

Год коса традиционно начинается в июне и заканчивается в мае, когда самая яркая звезда, видимая в южном полушарии, Канопус, сигнализирует о времени сбора урожая.

Мезоамерика

[ редактировать ]

Из всех древних календарных систем майя и другие мезоамериканские системы являются наиболее сложными. В календаре майя было два года: 260-дневный Священный Круг, или цолькин , и 365-дневный Смутный год, или хааб . [56]

Современная пиктограмма майяского бога Ахау 20-й день цикла цолькин . , в честь которой был назван

Священный круг из 260 дней состоит из двух меньших циклов: числа от 1 до 13 в сочетании с 20 различными названиями дней: Имикс, Ик, Акбал, Кан, Чикчан, Чими, Маник, Ламат, Мулук, Ок, Чуен, Эб, Бен, Икс, Мен, Сиб, Кабан, Эйзнаб, Кауак и Ахау. Священный круг использовался для определения важных действий, связанных с богами и людьми: называния людей, предсказания будущего, определения благоприятных дат для сражений, бракосочетания и так далее. [56]

Два цикла 13 и 20 переплетаются и повторяются без перерыва: цикл начинается с 1 Imix, затем 2 Ik, затем 3 Akbal и так далее, пока не будет достигнуто число 13, после чего числовой цикл возобновляется, поэтому 13 Ben за ним последуют 1 Ix, 2 Men и так далее. На этот раз Имикс будет иметь номер 8. Цикл закончился через 260 дней, причем последний день был 13 Ахау. [56]

Смутный год из 365 дней похож на современный григорианский календарь , состоящий из 18 месяцев по 20 дней каждый, с несчастливым пятидневным периодом в конце. Смутный год был связан в первую очередь с временами года и сельским хозяйством и был основан на солнечном цикле. 18 месяцев майя известны по порядку: Поп, Уо, Зип, Зоц, Цек, Сюк, Яшкин, Мол, Чен, Якс, Зак, Чех, Мак, Канкин, Маун, Пакс, Каяб и Кумку. Несчастливый пятидневный период был известен как Уайеб и считался временем, которое могло таить в себе опасность, смерть и неудачу. [56]

Смутный год начался с месяца Поп. 20-дневный месяц майя всегда начинается с рассадки месяца, за ней следуют дни с номерами от 1 до 19, затем рассадка следующего месяца и так далее. Это связано с представлением майя о том, что каждый месяц влияет на следующий. Новый год майя начинался с 1 Поп, за ним следовали 2 Поп, вплоть до 19 Поп, после чего следовал месяц Уо, записанный как 0 Уо, затем 1 Уо, 2 Уо и так далее. Эти два цикла совпадали каждые 52 года. 52-летний период времени назывался «пучком» и был похож на современный век. [56]

Современные календари

[ редактировать ]

Хотя григорианский календарь в настоящее время используется во всем мире в светских целях, различные средневековые или древние календари продолжают использоваться на региональном уровне для религиозных или социальных целей, включая юлианский календарь , еврейский календарь , исламский календарь , различные индуистские календари , зороастрийский календарь и т. д. .

Существуют также различные современные календари, которые используются ограниченно: либо созданные для использования новыми религиозными движениями , либо реформированные версии старых религиозных календарей, либо календари, введенные региональными или националистическими движениями.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хегарти, Стефани (6 октября 2011 г.). «Наблюдение за звездами в «Стоунхендже аборигенов» » . Новости Би-би-си . Проверено 13 января 2019 г.
  2. ^ « На шотландском поле обнаружен «самый старый календарь в мире» . Новости Би-би-си . 15 июля 2013 года . Проверено 20 января 2023 г.
  3. ^ «Религия в этрусский период» в римской религии в Британской энциклопедии.
  4. ^ Jump up to: а б «Биография Хайяма» . www-history.mcs.st-and.ac.uk . Проверено 2 января 2017 г.
  5. ^ «Время — отрезки лет и месяцев | Британика» .
  6. ^ Фицсиммонс, Хэмиш (12 октября 2016 г.). «Древнее место аборигенов, получившее название «Австралийский Стоунхендж», может стать старейшей обсерваторией в мире» . Новости АВС . Проверено 13 января 2019 г.
  7. ^ «Лунный календарь Шотландии нашел искру переосмысления каменного века» . физ.орг . Архивировано из оригинала 9 августа 2013 года.
  8. ^ Бэйли Д., 2000, Предыстория Балкан: исключение, объединение и идентичность, Лондон: Routledge, стр. 325
  9. ^ «Месопотамия, Календарь» . History-world.org . Международный проект всемирной истории. Архивировано из оригинала 27 ноября 2005 года . Проверено 14 августа 2008 г.
  10. ^ Jump up to: а б "Календарь". Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия . Проверено 14 мая 2019 г.
  11. ^ Юст, Уолтер (1947). «Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний». Британская энциклопедия . п. 576.
  12. ^ ( Панаино 1990 )
  13. ^ «Омар Хайям — Биография» . История математики .
  14. ^ Гинцель: Справочник по математической и технической хронологии . Том 2. Германия: ФК 1911. С. 335–336.
  15. ^ «Чердачный календарь. Конвертер дат. Преобразование любой даты в любой календарь» . www.epistemeacademy.org .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Дэвис, стр. 267.
  17. ^ Календарь И Цзин в Wikibooks
  18. ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. п. 353.
  19. ^ Jump up to: а б Джеймс Лохтефельд (2002), «Джйотиша» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , страницы 326–327.
  20. ^ Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 210–215 .
  21. ^ Плофкер 2009 , стр. 41–42.
  22. ^ Хелейн Селин (2012). Астрономия в разных культурах: история незападной астрономии . Спрингер Наука. стр. 320–321. ISBN  978-94-011-4179-6 .
  23. ^ Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы, иллюстрирующая первобытную религию брахманов . Уильямс и Норгейт. п. 110 .
  24. ^ Охаси 1993 , стр. 719.
  25. ^ Jump up to: а б Пингри 1973 , с. 1.
  26. ^ Jump up to: а б Плофкер 2009 , стр. 67–68.
  27. ^ Плофкер 2009 , стр. 68–71.
  28. ^ Хинубер, Оскар В. (1978). «Вопросы истории техники Древней Индии». Саекулум (на немецком языке). 29 (3). Болау Верлаг : 215–230. дои : 10.7788/saeculum.1978.29.3.215 . S2CID   171007726 .
  29. ^ Каутиля (2013). Король, управление и закон в Древней Индии: Артхашастра Каутильи . Перевод Патрика Оливелла. Издательство Оксфордского университета. л.д. 473 с примечанием 1.7.8. ISBN  978-0-19-989182-5 .
  30. ^ Охаси 1993 , стр. 185–251.
  31. ^ Плофкер 2009 , стр. 35–40.
  32. ^ Винтерниц 1963 , с. 269.
  33. ^ Б. Ричмонд (1956). Измерение времени и построение календаря . Архив Брилла. стр. 80–82 . Проверено 18 сентября 2011 г.
  34. ^ Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 490. ИСБН  978-0-7914-7082-4 .
  35. ^ Jump up to: а б Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 122–123. ISBN  978-0-19-874557-0 .
  36. ^ Орацио Маручки (2011). Христианская эпиграфика: элементарный трактат с собранием древних христианских надписей преимущественно римского происхождения . Издательство Кембриджского университета. п. 289. ИСБН  978-0-521-23594-5 . , Цитата: "Лунный год состоит из 354 дней".
  37. ^ Кристофер Джон Фуллер (2004). Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 109–110. ISBN  978-0-69112-04-85 .
  38. ^ Анита Ганери (2003). Буддийские фестивали в течение года . БРБ. стр. 11–12. ISBN  978-1-58340-375-4 .
  39. ^ Джеффри Д. Лонг (2013). Джайнизм: Введение . ИБТаурис. стр. 6–7. ISBN  978-0-85771-392-6 .
  40. ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 156. ИСБН  978-1-4008-4805-8 .
  41. ^ RT Хэмпсон, Календарь Средневековья (1841 г.), 389 и далее.
  42. ^ Брюс С. Иствуд, Возрождение планетарной астрономии в Каролингской и посткаролингской Европе (2002).
  43. ^ BedeБеде «Церковная история английской нации: первая книга» (на латыни). Thelatinlibrary.com Проверено 6 июля 2008 г.
  44. ^ Opus Majus Роджера Бэкона , тр. Роберт Белль Берк (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1928, переиздано в 2000 году), таблица на странице 231, ISBN   978-1-85506-856-8 .
  45. ^ Jump up to: а б с д Дэвис, стр. 268.
  46. ^ Jump up to: а б Кунал Чакрабарти; Шубхра Чакрабарти (2013). Исторический словарь бенгальцев Пугало. стр. 100-1 114–115. ISBN  978-0-8108-8024-5 .
  47. ^ «Пахела Байшах» . Банглапедия . Дакка, Бангладеш: Азиатское общество Бангладеш. 2015.
  48. ^ Амартья Сен (2005). Спорный индеец: сочинения по истории, культуре и идентичности Индии . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 319–322. ISBN  978-0-374-10583-9 .
  49. ^ Гухатхакурта, Мегна; Шендель, Виллем ван (2013). Читатель из Бангладеш: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. стр. 17–18. ISBN  9780822353188 .
  50. ^ Нитиш К. Сенгупта (2011). Земля двух рек: история Бенгалии от Махабхараты до Муджиба . Книги Пингвинов Индия. стр. 96–98. ISBN  978-0-14-341678-4 .
  51. ^ Нидхэм, Джозеф (1986) [1954]. Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Том. 3. С. 109–110. Бибкод : 1959scc3.book.....N .
  52. ^ Хо, Пэн Йок (2000). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Минеола: Dover Publications. п. 105. ИСБН  978-0-486-41445-4 .
  53. ^ Рестиво, Сал (1992). Математика в обществе и истории: социологические исследования . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. п. 32. ISBN  978-1-4020-0039-3 .
  54. ^ Редакционная статья Asiapac, изд. (2004). Истоки китайской науки и техники . Перевод Ян Липина; ЮН Хан. Сингапур: Asiapac Books. п. 132. ИСБН  978-981-229-376-3 .
  55. ^ Цепь, Мариус. 1925. Хронология христианских времен Египта и Эфиопии . Париж: Восточная библиотека Поля Гютнера.
  56. ^ Jump up to: а б с д и «Цивилизация майя» . Цивилизация.ca. Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года . Проверено 3 апреля 2008 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • «Календарь» , дискуссия на BBC Radio 4 с Робертом Пулом, Кристен Липпинкотт и Питером Уотсоном ( «В наше время» , 19 декабря 2002 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f3334c1b0f332aff7508496fabb3dbe__1720020720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/be/4f3334c1b0f332aff7508496fabb3dbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of calendars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)