Этьен Бонно де Кондильяк
Этьен Бонно де Кондильяк | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 2 августа 1780 г. | ( 65 лет
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Эмпиризм |
Основные интересы | Психология , философия сознания , эпистемология |
Этьен Бонно де Кондильяк (англ. Великобритания : / ˌ ɛ t i ˈ ɛ n ˈ b ɒ n oʊ d ə ˈ k ɒ n d i æ k / ET -ee- EN BON -oh is KON -dee-ak , [ нужна ссылка ] Французский: [etjen bono də kōdijak] ; 30 сентября 1714 г. - 2 августа. [1] или 3 августа [2] [3] 1780) — французский философ , эпистемолог и католический священник, изучавший такие области, как психология и философия разума .
Биография
[ редактировать ]Он родился в Гренобле в законной семье, был младшим из трёх братьев. Два его старших брата Жан и Габриэль взяли имена, связанные с одним из семейных владений в Мабли, Луара , и каждый был известен как «Бонно де Мабли». Этьен ассоциировался с другим поместьем в Кондильяке, Дромом , известным как «Бонно де Кондильяк». Как и его брат Габриэль, Кондильяк принял сан (1733–1740) в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Он был назначен аббатом Мюро. [4]
Кондильяк посвятил всю свою жизнь, за исключением периода в качестве назначенного судом наставника при дворе Пармы , спекулятивным размышлениям. Его работы: [4]
- Очерк происхождения человеческих знаний (1746 г.);
- Трактат о системах (1749 г.);
- Трактат об ощущениях (1754 г.);
- Трактат о животных (1755 г.);
- обширный Cours d'études (1767–1773) в 13 томах, написанный для молодого герцога Фердинанда Пармского , внука Людовика XV ;
- Торговля и правительство, рассматриваемые по отношению друг к другу (1776 г.); и две посмертные работы,
- Логика (1781 г.) и неоконченный язык вычислений (1798 г.).
В Париже Кондильяк был связан с кругом Дени Дидро , философа, который был соавтором Энциклопедии . У него сложилась дружба с Жан-Жаком Руссо , которая продлилась в некоторой степени до конца его жизни. Вероятно, это началось, когда Руссо был наставником двух сыновей своего брата Жана в Лионе. [5] — Жан Бонно де Мабли был тогда проректором полиции и был известен как месье де Мабли. Вместе со своим братом Габриэлем, ставшим известным политическим писателем, известным как аббат де Мабли , Кондильяк ввел Руссо в интеллектуальный круг. [ нужна ссылка ]
Отношения Кондильяка с неортодоксальными философами не повредили его карьере. Он уже опубликовал несколько работ, когда французский двор отправил его в Парму для обучения герцога-сироты, тогда еще семилетнего ребенка. [6]
По возвращении из Италии Кондильяк был избран членом Французской академии в 1768 году. Вопреки распространенному мнению, что он присутствовал только на одном собрании, он был частым участником за два года до своей смерти. Последние годы своей жизни на пенсии он провел во Флюксе, небольшом поместье, которое он купил недалеко от Божанси на реке Луаре . Он умер там 2 [6] [1] или 3 [2] [3] Август 1780 года.
Работа
[ редактировать ]Кондильяк важен и как психолог , и как систематически установивший во Франции принципы Джона Локка . Вольтер сделал английского философа модным. Кондильяк развил свою концепцию эмпирического сенсуализма и продемонстрировал «ясность, краткость, умеренность и серьезное стремление к логическому методу». [6]
Его первая книга, Essai sur l'origin des connaissance humanes , близка его английскому учителю. Он с некоторой неохотой принимает вывод Локка о наших знаниях из двух источников: ощущений и размышлений. В качестве основного принципа объяснения он использует ассоциацию идей. [6]
Его следующая книга, « Трактат о системах» , представляет собой энергичную критику тех современных систем, которые основаны на абстрактных принципах или необоснованных гипотезах. Его полемика, вдохновленная Локком, направлена против врожденных идей картезианцев , факультетской монадизма психологии Мальбранша, Лейбница и и, прежде всего, против концепции субстанции , предустановленной гармонии изложенной в первая часть « Этики Баруха Спинозы» . [6]
Безусловно, самой важной из его работ является « Трактат об ощущениях» , в котором Кондильяк трактует психологию своим характерным способом. Он подверг сомнению учение Локка о том, что чувства дают нам интуитивное знание об объектах и что глаз, например, естественным образом оценивает формы, размеры, положения и расстояния. Он считал необходимым изучать чувства отдельно, точно различать, какие идеи присущи каждому чувству, наблюдать, как тренируются чувства и как одно чувство помогает другому. Он считал, что вывод должен заключаться в том, что все человеческие способности и знания представляют собой только трансформированные ощущения, исключая любой другой принцип, такой как размышление. [6]
Автор представляет себе статую, внутренне организованную, как человек, одушевленную душой, никогда не воспринявшей идеи, в которую никогда не проникало никакое чувственное впечатление. Он раскрывает его чувства одно за другим, начиная с обоняния, как чувства, которое меньше всего способствует человеческому познанию. При первом ощущении запаха сознание статуи целиком занято им; и эта занятость сознания — внимание. Обоняние статуи вызовет удовольствие или боль; и удовольствие и боль с этого момента станут главным принципом, который, определяя все действия его ума, постепенно поднимет его до всего познания, на которое он способен. Следующая стадия — это память, которая представляет собой длительное впечатление от ощущения запаха на внимание: «память — это не что иное, как способ ощущения». Из памяти возникает сравнение: статуя ощущает запах, скажем, розы, вспоминая при этом запах гвоздики; и «сравнение — это не что иное, как сосредоточение внимания на двух вещах одновременно». И «как только у статуи есть сравнение, она обретает суждение». Сравнения и суждения становятся привычными, сохраняются в уме и формируются в серии, и таким образом возникает мощный принцип ассоциации идей. Из сравнения прошлого и настоящего опыта в отношении их качества, доставляющего удовольствие, возникает желание; именно желание определяет действие наших способностей, стимулирует память и воображение и порождает страсти. Страсти также суть не что иное, как преобразованные ощущения. [6]
Этих указаний будет достаточно, чтобы показать общий ход рассуждений в первом разделе «Трактата об ощущениях» . Он подробно развил эту идею в последующих главах: «Об идеях человека, ограниченного чувством обоняния», «О человеке, ограниченном чувством слуха», «Об обонянии и слухе вместе взятых», «О вкусе как таковом». «О вкусе в сочетании с обонянием и слухом», «О человеке, ограниченном зрением». [6]
Во втором разделе трактата Кондильяк наделяет свою статую чувством осязания, которое первым сообщает ей о существовании внешних объектов. В ходе очень тщательного и тщательного анализа он различает различные элементы нашего тактильного опыта — прикосновение к собственному телу, прикосновение к объектам, отличным от собственного тела, опыт движения, исследование поверхностей руками: он прослеживает рост восприятия статуей протяженности, расстояния и формы. Третий раздел посвящен сочетанию осязания с другими чувствами. Четвертый раздел посвящен желаниям, деятельности и идеям изолированного человека, обладающего всеми чувствами; и заканчивается наблюдениями за « диким мальчиком », которого нашли живущим среди медведей в лесах Литвы . [6]
Вывод всей работы состоит в том, что в естественном порядке вещей все имеет своим источником ощущение, однако этот источник не одинаково изобилует у всех людей; люди сильно различаются по степени живости своих чувств. Наконец, он говорит, что человек есть не что иное, как то, что он приобрел; все врожденные способности и идеи должны быть отброшены. Современные теории эволюции и наследственности отличаются от этого. [6]
Работы Кондильяка по политике и истории в его «Курах исследований » считаются менее интересными. В логике , о которой он много писал, он гораздо менее успешен, чем в психологии. Он подробно останавливается на превосходстве аналитического метода; утверждает, что рассуждение состоит в замене одного предложения другим, тождественным ему; и утверждает, что наука — это то же самое, что хорошо построенный язык, и это положение он пытается доказать в своем «Языке вычислений » на примере арифметики. Его логика ограничена изучением ощущений и незнанием других наук, кроме математики. Он отвергает средневековый аппарат силлогизма ; но его точка зрения не позволяет ему понять активный, духовный характер мысли; не было у него и того интереса к естествознанию и понимания индуктивных рассуждений, которые составляют главную заслугу Дж. С. Милля . Кто-то может возразить, что антидуховная психология Кондильяка с ее объяснением личности как совокупности ощущений ведет прямо к атеизму и детерминизму. Однако он отрицает оба эти последствия. То, что он говорит о религии, всегда находится в гармонии с его профессией; и он отстаивал свободу воли в диссертации, имеющей очень мало общего с «Трактат об ощущениях», к которому он прилагается. общий упрек в материализме Ему, конечно, не следует предъявлять . Он всегда утверждает субстантивную реальность души; и в первых словах его «Эссе» : «Поднимаемся ли мы на небеса или спускаемся в бездну, мы никогда не выходим за пределы самих себя — мы всегда воспринимаем наши собственные мысли», мы имеем субъективистский принцип, который образует отправную точку. из Беркли . [6]
Язык
[ редактировать ]Кондильяк рассматривал язык как средство, с помощью которого чувства и эмоции трансформируются в высшие умственные способности. Он считал, что структура языка отражает структуру мысли, и сравнивал идеи со звуками клавесина. Его теории оказали большое влияние на развитие языкознания . [ нужна ссылка ]
Кондильяк продвигал « сенсационализм » — теорию, согласно которой все знания исходят от чувств и не существует врожденных идей. Кондильяк продвигал экспрессионистскую теорию языкового творчества, которая предвосхищает основные черты более поздних мыслей о языке немецкого теоретика Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803). [7]
Экономика
[ редактировать ]В книге Кондильяка «Торговля и правительство» (опубликованной в 1776 году, в том же году, что и « » Адама Смита ) Богатство народов была предпринята попытка поместить экономику в последовательную логическую структуру. Он был другом Франсуа Кенэ – лидера физиократов . Большая часть работ Кондильяка отражала основные физиократы, особенно его анализ структуры налогообложения и предложений по возрождению экономики, но он также предложил другую линию аргументации, утверждая, что производители работают ради получения полезности. Большинство физиократов отвергали полезность, и эта идея игнорировалась до тех пор, пока ее не «переоткрыли» Стэнли Джевонс и Карл Менгер в 1871 году. [ нужна ссылка ]
В своей теории «vrai prix» [истинной цены] Кондильяк предложил теорию человеческой истории, разделенной на две фазы: прогресс и упадок. Прогресс отмечен рациональным развитием и использованием ресурсов; Упадок ускоряется плохим поведением высших классов, которое затем переливается на рабочих, поощряя излишества, роскошь и ложные цены, которые вредят массам. Кондильяк видел решение этой проблемы в «vrai prix», истинной цене, создаваемой беспрепятственным взаимодействием спроса и предложения и достигаемой путем полного дерегулирования. Людей научат работать ради достижения своих интересов на открытом рынке посредством изменения своего восприятия. Выступая за свободную рыночную экономику в отличие от преобладающей современной политики государственного контроля во Франции, Кондильяк повлиял на классическую либеральную экономику. [8]
История
[ редактировать ]Кондильяка «История древней» и «Современная история» (1758–1767) продемонстрировали, как опыт и наблюдение прошлого помогли человеку. История была не просто пересказом прошлого, но также источником информации и вдохновения. Разум и критическое мышление могут улучшить судьбу человека и уничтожить суеверия и фанатизм. Таким образом, история послужила моральным, политическим и философским учебником, который научил человека жить лучше. Таким образом, обе истории представляют основную программу Просвещения в кристаллизованной форме. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Как и подобало ученику Локка, идеи Кондильяка оказали наибольшее влияние на английскую мысль. В вопросах, связанных с ассоциацией идей, господством удовольствия и боли и общим объяснением всех психических содержаний как ощущений или трансформированных ощущений, его влияние можно проследить у Миллсов, а также у Бэйна и Герберта Спенсера . И, помимо каких-либо определенных положений, Кондильяк проделал заметную работу в направлении превращения психологии в науку; это большой шаг от бессвязных, гениальных наблюдений Локка к строгому анализу Кондильяка, недальновидному и неполноценному, каким бы этот анализ ни казался нам в свете более полного знания. [9]
Однако его метод творческой реконструкции никоим образом не подходил английскому образу мышления. Несмотря на его протесты против абстракции, гипотезы и синтеза, его аллегория статуи является в высшей степени абстрактной, гипотетической и синтетической. Джеймс Милль , который больше стоял за изучение конкретных реалий, отдал Кондильяка в руки своего юного сына, предупредив, что это пример того, чего следует избегать в методе психологии. Современный историк сравнил [10] Кондильяка с шотландским философом эпохи Просвещения и доэволюционным мыслителем лордом Монбоддо , который имел такое же увлечение абстракцией и идеями. Во Франции доктрина Кондильяка, столь близкая к тону философской философии XVIII века, господствовала в школах более пятидесяти лет, и ее оспаривали лишь немногие, которые, как Мэн де Биран , видели, что она не дает достаточного объяснения волевому опыту. В начале XIX века романтическое пробуждение Германии распространилось на Францию, и сенсационность была вытеснена эклектичным спиритуализмом Виктора Кузена . [11]
Собрание сочинений Кондильяка было опубликовано в 1798 году (23 тома) и два или три раза впоследствии; последнее издание (1822 г.) содержит вступительную диссертацию А. Ф. Тери . В «Методической энциклопедии» есть очень длинная статья Найгеона о Кондильяке . Биографические подробности и критика «Трактата о системах» в «Мемуарах Дж. П. Дамирона по истории философии восемнадцатого века» , том III; полная критика в «Курсе истории современной философии» V. Кузена , сер. я. том III. См. также Ф. Реторе, Кондильяк, или эмпиризм и рационализм (1864); Л. Девауле, Кондильяк и современная английская психология (1891); истории философии. [11]
В статуе Кондильяка , главе книги «Такой редкий разум: эволюция человеческого сознания» , психолог и когнитивный нейробиолог Мерлин Дональд утверждает, что Кондильяк был первым конструктивистом . [12]
В рассказе «Статуя Кондильяка, или Крапивники в его голове» писатель-фантаст Р. А. Лафферти оживляет аллегорию статуи Кондильяка, заставляя Кондильяка построить статую в парке во французской сельской местности, а затем медленно включая чувства статуи. по одному.
Работает
[ редактировать ]- Господин аббат Кондильяк (1786 г.). Торговля и правительство рассматриваются по отношению друг к другу (на французском языке). Амстердам: Жомбер и Селло . Проверено 5 марта 2015 г.
- Господин аббат Кондильяк (1780 г.). Логика, или Первые достижения искусства мышления (на французском языке). Париж . Проверено 5 марта 2015 г.
- Кондильяк (1947–1951). Ле Рой, Жорж (ред.). Философские труды Кондильяка . Париж: Press Universitaires de France.
- Этьен Бонно, аббат Кондильяка (1987). Философские сочинения Этьена Бонно, аббата Кондильяка . Хиллсдейл: Лоуренс Эрлбаум.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Этьен Бонно де Кондильяк (1714-1780)» . data.bnf.fr.
- ^ Jump up to: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Этьен Бонно де Кондильяк» . www.newadvent.org . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фалькенштейн, Лорн; Гранди, Джованни (2017). «Этьен Бонно де Кондильяк» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Стерт 1911 , с. 849.
- ^ Стёрт 1911 , стр. 849–850.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стерт 1911 , с. 850.
- ^ Джордж Альберт Уэллс, Происхождение языка: аспекты дискуссии от Кондильяка до Вундта (1987)
- ^ Сейчас (2006)
- ^ Стёрт 1911 , стр. 850–851.
- ^ Хоббс, Кэтрин, Риторика на грани современности, Вико, Кондильяк, Монбоддо , Издательство Университета Южного Иллинойса, Карбондейл, Иллинойс (2002)
- ^ Jump up to: а б Стерт 1911 , с. 851.
- ^ Дональд, Мерлин (2002). Редкий разум: эволюция человеческого сознания . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-32319-1 . OCLC 53438156 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Стёрт, Генри (1911). « Кондильяк, Этьен Бонно де ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 849–851. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хайн, Эллен МакНивен (1979). Критическое исследование «Трактата о системах» Кондильяка . Дордрехт: Спрингер. ISBN 978-94-009-9291-7 .
- Найт, Изабель Ф. (1968). Геометрический дух: аббат де Кондильяк и французское Просвещение . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Орен, Арно. «Направление или реформирование поведения? Обсуждение теории Кондильяка о« Vrai Prix »». История политической экономии 2006 38 (3): 497–530.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фалькенштейн, Лорн; Отлично, Джованни. «Этьен Бонно де Кондильяк» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Католическая энциклопедия . 1913. .
- Этьен Бонно де Кондильяк, Очерк о происхождении человеческого знания, являющийся дополнением к «Очерку г-на Локка о человеческом понимании» , перевод Томаса Ньюджента (Лондон: Дж. Нурс, 1756). Факсимиле изд., вв. Роберт Г. Вейант, 1971, Факсимиле и репринты ученых, ISBN 978-0-8201-1090-5 .
- Трактат об искусстве правильного письма на французском языке (Париж: Дюфар, 1812 г.)
- СМИ, связанные с Этьеном Бонно де Кондильяком, на Викискладе?
- 1714 рождений
- 1780 смертей
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Философы XVIII века
- Эпоха Просвещения
- Авторы Энциклопедии (1751–1772 гг.)
- Эмпирики
- Философы Просвещения
- Французские эпистемологи
- французские экономисты
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Члены Французской академии
- Онтологи
- Писатели из Гренобля
- Философы экономики
- Французские философы истории
- Философы языка
- Философы разума
- Философы психологии
- Французские философы науки
- Ученые Локка