Jump to content

Пещера Ла Пасьега

Координаты : 43 ° 17'20 "с.ш. 3 ° 57'56" з.д.  /  43,28889 ° с.ш. 3,96556 ° з.д.  / 43,28889; -3,96556
(Перенаправлено с Tectiform )
Пещера Ла Пасьега
Пещера Ла Пасьега
Пещера Ла Пасьега
Пещера Ла Пасьега
Расположение в Испании
Расположение в Испании
Расположение в Испании
Расположение Мост Вьесго ( Кантабрия ), Испания
Координаты 43 ° 17'20 "с.ш. 3 ° 57'56" з.д.  /  43,28889 ° с.ш. 3,96556 ° з.д.  / 43,28889; -3,96556
Часть Пещеры Монте-Кастильо
Официальное название Монте Кастильо - Ла Пасьега
Тип Культурный
Критерии я, iii
Назначен 1985 г. (9-я сессия )
Часть Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании
Справочный номер. 310-011
Область Европа и Северная Америка
Официальное название Пещера Пасьега
Тип Неподвижный
Критерии Памятник
Назначен 25 апреля 1924 г.
Справочный номер. РИ-51-0000269

Куэва де ла Пасьега , или Пещера Ла Пасьега , расположенная в испанском муниципалитете Пуэнте Вьесго , является одним из важнейших памятников палеолитического искусства в Кантабрии . Он включен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия с июля 2008 года, как часть надписи: Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании . [ 1 ]

Пещера , вокруг пещеры Орнос-де-ла-Пена и Монте-Кастильо, в той же группе пещер , расположена в самом сердце однопровинциального поселка, посреди долины реки Пас что и Лас-Монедас, Лас-Хименес и пещера Эль Кастильо. Пещеры Монте-Кастильо представляют собой удивительно полную серию как с точки зрения материальной культуры древнего каменного века , так и с художественной точки зрения. Ла-Пазьега представляет собой, по сути, огромную галерею, ее известная протяженность превышает 120 метров, которая проходит более или менее параллельно склону горы и выходит на поверхность в шести разных местах: шесть небольших устьев, большинство из которых закрыты, два из которых могут иметь доступ для проверки. Основная галерея имеет высоту около 70 метров и открывается в более глубокие второстепенные галереи, извилистые и лабиринтные, которые местами расширяются, образуя большие камеры. Таким образом, речь идет о «комнате II-VIII», комнате под названием «Галерея Б» или «комнате 11» «Галереи С», все с палеолитическими украшениями.

Зафиксированные останки относятся в основном к верхнесолютрейскому и нижнемадленскому возрастам , хотя встречаются и более древние предметы. В 2018 году уран-ториевое датирование показало, что скалярный (лестничный) символ старше 64 000 лет и, следовательно, создан неандертальцами . [ 2 ] По всей пещере много «стен» с картинами и выгравированными или вырезанными изображениями. Есть изображения лошадей (лошадей), оленей (оленей, самцов и самок) и крупного рогатого скота (крупный рогатый скот). Есть также много абстрактных символов (идиоморфов), предполагающих закономерности повторяющихся символов.

Открытие

[ редактировать ]

Научное открытие La Pasiega можно приписать Вернеру и Хьюго Обермайерам . Во время раскопок пещеры Эль-Кастильо в 1911 году они получили известие о том, что рабочие знали о другой пещере неподалеку, которую жители деревни называли «Ла Пасьега». Вскоре следователи подтвердили, что в пещере есть наскальные рисунки. Позже Анри Брей , Уго Обермайер и Эрмилио Алькальде дель Рио начали систематическое исследование пещеры. Однако исследование не удалось завершить из-за продолжающейся работы Анри Брейля над его выдающимся произведением. [ 3 ] Была необходима отдельная монография, которая была опубликована в 1913 году. [ 4 ] [ примечание 1 ] Исследование имело решающее значение для развития доисторической науки в Испании.

«В следующем десятилетии Алькальде дель Рио должен был полностью содействовать международному проекту, спонсируемому Институтом человеческой палеонтологии в Париже, в котором видные роли играли аббат Брей и Х. Обермайер. Это период, когда пещера Ла Пасьега была Это важнейший момент в изучении наскального искусства Кантабрии. Плоды этого труда должны были быть отражены в монументальных совместных публикациях о пещерах региона. выпущено в Монако, в общей работе (Алькальде дель Рио, Брей и Сьерра, 1911 г.) и в частности о Ла Пасьеге (Брей, Обермайер и Алькальде дель Рио, 1913 г.)» — Хоакин Гонсалес Эчегарай [ 5 ]

В 1903 году Алькальде дель Рио обнаружил пещеру Эль-Кастильо, а раскопки, как отмечается, Обермайер проводил в период с 1910 по 1914 год. Раскопки продолжались в разное время, с перерывами, вплоть до наших дней, квалифицированными специалистами. [ 6 ] В конечном итоге расследованием занялись археологи Родриго де Бальбин Берманн и Сезар Гонсалес Сайнс . После открытия «Ла Пасьеги» и первых кампаний этот район мало посещался — главным образом из-за сложных исторических обстоятельств Испании 1930-х годов. После этого, в 1952 году, во время закладки эвкалиптовой плантации, была найдена еще одна пещера с небольшим денежным кладом 17 века: отсюда новая пещера получила название «Лас Монедас»: в ней, однако, было найдено скальное святилище. с важными картинками и рисунками. В свете этого инженер Альфредо Гарсиа Лоренцо пришел к выводу, что Монте-Кастильо хранит еще больше секретов. Поэтому были начаты геологические исследования, в результате которых в следующем году была открыта еще одна пещера с наскальными рисунками, «Лас Хименес» («Дымоходы»), а также другие менее важные пещеры , такие как «Ла Флеча». Кастаньера», «Лаго» и др.

Другие археологи

[ редактировать ]

Пещера, поскольку в ней сохранились остатки первичной кантабрийской солютрейской и мадленской эпох, послужила основой для хронологической серии «настенных» росписей. Раскопки были старыми, последний раз их проводил доктор Хесус Карбальо в 1951 году. Там находился базовый уровень с неоднозначными артефактами, которые по своим характеристикам казались связанными с возможной мустьерской фазой. Выше располагался сравнительно богатый солютрейский уровень с очень характерными орудиями, такими как «feuilles de laurier» (острия листьев) и зазубренными наконечниками тончайшей обработки, полученными путем легкого отслаивания под давлением, например, легкие наконечники копий. Этот уровень можно с точностью отнести к верхнему солютрею. Самый поздний слой также был относительно богат разнообразными резцами (бурами), бойками и перфорированными предметами из кости и мог принадлежать нижнему мадлену. Конечно, по сравнению со стратиграфическим значением Эль-Кастильо, Ла-Пасьега представляет собой археологический комплекс менее организованный, что касается найденных материалов. [ примечание 2 ] Однако за это их, конечно, не следует меньше ценить.

Наскальные рисунки

[ редактировать ]

По плану, предложенному Андре Леруа-Гураном , Ла-Пазьегу можно рассматривать как наглядный пример «Пещеры как святилища», а точнее, как совокупность святилищ разных эпох, организованных по определенным моделям. Фактически эта идея возникла в мыслях выдающегося французского первоисторика именно во время посещения им Кантабрийских пещер, когда он участвовал в составе группы иностранных исследователей, проводивших раскопки в пещере Эль-Пендо в 1950-е годы. «Я могу с уверенностью подтвердить, что изучение наскального искусства северной Испании сыграло решающую роль в идеях мастера, которые с тех пор прославились благодаря его многочисленным публикациям». [ 7 ] Для Леруа-Гурана этот тип пещеры имеет довольно сложную пространственную или топографическую иерархию, в которой можно различить основные группы животных ( bos, стоящие лицом к equus , образующие двойственность), занимающие наиболее заметные или предпочтительные участки, дополняемые второстепенными. животные (олени, козы и т. д.) и другие, более редкие виды, которые, однако, выполняют свою вспомогательную функцию; с другой стороны, идиоморфные символы обычно появляются в периферийных или маргинальных областях или в тех, которые трудно обнаружить. достигать: [ 8 ]

Таким образом, животные и символы соответствуют одним и тем же основным формулам, логически бинарным и даже защищаемым тем фактом, что животные одного и того же вида часто появляются парами, самцами и самками, хотя диспозитиво настолько сложно, что мы не должны предполагать объяснение чисто основанный на символике плодородия; первый элемент – наличие двух видов АВ (лошадь-бизон); столкновение с двумя типами знаков, мужским и женским, попытка приписать лошади и зубру то же самое символическое значение или, по крайней мере, бивалентность того же рода, что и у символов двух категорий (S1 и S2) [ 9 ]

Предполагается, что из этого правила есть исключения, множество вариантов, зависящих от регионов и эпох, значение которых в общих чертах не совсем ясно, но которые следует пояснить особым образом, в том числе и в Ла-Пазьеге.

Общий план пещеры Ла Пасьега

Хоакин Гонсалес Эчегарай [ 10 ] а затем его коллеги по работе [ 11 ] провели различные подсчеты представленных видов животных, один из которых насчитал в этой пещере более 700 нарисованных форм, среди прочего: 97 оленей (69 самок и 28 самцов), 80 лошадей, 32 козла , 31 крупный рогатый скот (17 бизонов и 14 зубр ), два северных оленя , хищное животное, серна , мегалоцерос , птица и рыба; также могут быть мамонт и около 40 четвероногих, точно не идентифицированных; а также идиоморфы, такие как крыши в форме и другие удивительно разнообразные символы (более 130), причем очень часто включающие различные антропоморфы и сотни знаков и частично стертых следов.

[ редактировать ]
План и расположение наскальных изображений Галереи А, 1-го святилища.

Чтобы попасть в Галерею А, нужно спуститься небольшим колодцем, но первоначально можно было войти через другой вход, который, однако, сейчас насквозь завален сталактитами и обвалами снаружи. Галерея простирается на глубину 95 метров (от нынешнего входа), но становится уже, и невозможно узнать, продолжается ли она дальше. Войдя в пещеру, вы проходите через заблокированный вход справа, и на глубине от 60 до 70 метров появляется соединение с галереей B, чуть раньше самой интересной коллекции картин.

Затем на высоте чуть более 75 метров кажется, что начинается заповедник (собственно так называемый), с более чем 50 оленями (большинство самок), лошадьми примерно вдвое меньшего числа и меньшим количеством крупного рогатого скота (зуров и бизонов), стратегически размещены доминируя на самых видимых местах. В этом святилище были найдены антропоморф, вульва , линейные и пунктирные символы, квадрат и большое количество тектиформ, примерно столько же, сколько оленей.

Картины можно объединять в различные группы, обращая внимание, прежде всего, на критерии датировки, а также на техническую и тематическую последовательность, которая разворачивается как по маслу. Эти группы кажутся схематизированными с помощью семиотических зоологических конвенций, раскрытых Леруа-Гураном. [ примечание 3 ]

Первая большая группа находится на левой стене галереи и включает фигуры, расположенные в виде двойного фриза с многочисленными оленями, преимущественно самками, а также множеством лошадей и зубра, находящегося в центре композиции. Между ними находятся символы, подчеркивающие связь вульвы и стержня, различие между мужчиной и женщиной. Группа раскрывает тему Зубра-Лошади, которую также можно интерпретировать как тот же тип дуализма. Группу завершает еще одна небольшая группа лошадей, остальные животные находятся в центре и верхней части фриза, где присутствуют только лани и идиоморфы.

Расположение группировок, Первая группа , Галерея А
Оппозиция бизон-лошадь (с гигантским оленем),
из Первой группы , Галерея А

В технике исполнения используются контуры ланей и бизонов, линейный рисунок (между контуром и лепкой) и только в двух местах частичная тинта-плана применяется (выборочное заполнение) (для голов отдельных ланей). Доминирующим цветом, вне всякого сомнения, является красный, но в незначительной степени встречаются также желтый и пурпурно-красный. Гравировка в этой группе не использовалась.

После этого на левой стене галереи обнаруживается ряд менее организованных группировок, более или менее связанных с ними: в них появляются всякого рода фигуры, которые, конечно, дополняют следующую группу. Среди них явно преобладают олени в сочетании с некоторыми идиоморфами и небольшим количеством крупного рогатого скота (возможно, зубра), которые, кажется, стоят по отношению к лошадям в группе, которая затем появляется из-за угла.

Вторая большая группа начинается за поворотом влево, в концевом участке галереи, где она сужается: объединяет фигуры с одной и другой стороны. На этот раз лошадей и оленей почти поровну, как обычно в Ла-Пазьеге, а крупного рогатого скота меньше, но не менее важно, два из которых — бизоны. Также имеется возможный женский антропоморф и около тридцати прямоугольных тектиформных символов, расположенных так, как кажется, обычно в пещерных святилищах такого типа:

«Символы вообще занимают отдельное от животных пространство либо в границах панелей, либо уходящие в нишу или дупло, либо в щель более или менее поблизости. Но даже в этом случае есть основания думать, что знаки помещены по отношению к одним и тем же животным». [ 12 ]

На правой стороне сосредоточен крупный рогатый скот вместе с тремя лошадьми, образующими ядро ​​бинарного диалектического устройства этой второй группы, причем сюда же входит и антропоморф, окруженный типичными периферийными животными (олени ) и идиоморфы. На левой стене, вместе с еще одним оленем, остальные пять лошадей, которые, очевидно, стоят в бинарном отношении к рогатому скоту, нарисованному перед поворотом, который упоминался в более раннем описании. В конце галереи, которая начинает превращаться в узкое дефиле, по обе стороны расположены прямоугольные указатели.

Противостояние бизона и лошади (дополнено тектиформным знаком из «Второй группы» Галереи А).
Группировочная формула
Вторая группа , Галерея А

Рядом, в небольшом углублении, находится третья группа, меньшей протяженности. На нем изображены пять оленей, козерог и бык, дополненные семью четырехугольными знаками, один из которых имеет форму дольки апельсина. Расположение в принципе кажется ясным: изображения двух стен образуют два противостояния: на одной стороне бык с оленями и идиоморфные знаки; это противостоит лошадям, которые таким образом присоединяются к бизону, и остальным оленям, знакам и козлу.

Весь этот большой комплекс картин выполнен преимущественно в лепном контурном рисунке красного цвета.

Третья большая группа расположена на свисающем со свода сталагмитовом образовании (например, имеющем спелеологическое название «бандера» ), между уже описанной первой группой и последней, которая будет описана ниже. Обе группы хоть и расположены рядом друг с другом, но выполнены в разной технике. [ примечание 4 ] порождая подозрение, что они были созданы в разные периоды. Здесь около десяти ланей, а также несколько лошадей (хотя и не так много), две коровы и квадратный символ. Если подойти со стороны входа, то сначала можно увидеть большую часть ланей, а затем группу лошадей, под которыми находятся символ и оставшиеся лани.

Задние лапы окрашены в красный цвет «tinta plana»,
Третья группа , Галерея А
Формула группировки,
3-я группа , Галерея А
Формула группировки,
4-я группа , Галерея А

Преобладающей техникой по своей теплоте и частоте использования является тинта плана . цвет плоскости или блока - либо в сочетании с черными линиями, образующими контур своего рода двухцветным методом (как это происходит на одной из лошадей), либо подчеркнутый выгравированными линиями, которые определяют детали (это можно увидеть на различных задних лошадях), или закрытый, с скраффито в скале, чтобы добавить текстуру светотени , как это происходит с задней частью, окрашенной в красный цвет. Три лошади и голова еще одной черные, квадратный знак желтый, остальные фигуры красные.

Четвертая , расположенная напротив только что описанной группы, находится в очень близком к ней отношении и содержит такое же количество оленей и (и последняя) большая группа лошадей, а также пару бизонов. Среди различных символов выделяется идиоморф в форме руки, напоминающий символы Сантиана. [ 13 ] и красный знак, который вполне мог означать гротескную голову бизона. В центре изображены лошадь и бизон, образующие типичную бинарную комбинацию: на одном конце — другой бизон, а на противоположном — оставшиеся лошади. Здесь нет тинта плана , нет гравюры и нет двухцветной работы: напротив, это преимущественно (более или менее лепная) контурная работа красным цветом.

[ редактировать ]
План и схема наскальных рисунков Галереи Б , 2-го Святилища.

Войдя через галерею А, через 60 или 70 метров через туннель справа вы попадаете в первую большую комнату галереи Б. Довольно далеко от входа, который используется в настоящее время, есть различные старые выходы наружу, которые с течением времени были заблокированы. В одном из них был сделан проем, но неизвестно, можно ли было использовать что-либо из них в эпоху, когда эта территория была украшена, что помогло бы понять точку зрения, которой придерживались доисторические художники. приняты в концептуализации зонального расположения и уровней отделки помещения. [ примечание 5 ]

Живописная плотность этого помещения меньше, чем в Галерее А, с которой его отчасти и следует ассоциировать. Среди ее изображений примерно равное количество оленей и лошадей и меньшее количество крупного рогатого скота, что соответствует обычному для этой пещеры рисунку. Но он отличается оригинальностью некоторых других фигур, в том числе рыбы, большого козла и идиоморфов, таких как жезлы, формы ключей и беспрецедентной небольшой группы символов, широко известной как «Надпись».

Насколько можно было заметить, расположение всех этих фигур представляет собой тщательно продуманную схему введения к главным панелям Галереи А, если предположить, что это мог быть главный вход. У входа (из галереи А) есть небольшая выгравированная задняя часть, а позднее знаки типа альфа , названные Леруа-Гураном (то есть мужские), которые появляются по обе стороны галереи. За построенным входом справа появляется рыба, за ней следует большой самец оленя (олень) вместе с маленькой ланью (оба в черном цвете). Непосредственно перед достижением центра большой комнаты с обеих сторон появляются знаки, но на этот раз они бета-типа (женские), красного цвета. Венцом этого святилища являются три группы или панели, повторяющие схему скотоводства, дополненную второстепенными животными или без них. Есть еще три панели, на которых изображены только лошади, некоторые из них на тех же сталагмитовых колоннах, другие на стенах. В этом ядре выделяется рука позитивного изображения, не изуродованная, а с шесть пальцев! : символ в форме гриля, какое-то неопознанное животное, выгравированное полосатыми линиями, и единственный козел-самец в комнате.

Техники, использованные художниками, частично напоминают техники Галереи А (поэтому их стали считать родственными комнатами): красная живопись, между смоделированным и контурным, красная блочная окраска ( tinta plana ), с некоторым внутренним моделированием. скраффито на подстилающий камень и добавление линий того же цвета, но более насыщенных оттенков. Самым важным отличием является обильное использование гравировки, как простой, так и полосчатой, нанесенной специально на лошадей.

[ редактировать ]
План и схема наскальных рисунков Галереи С, Третьего святилища.

Доступ в Галерею C находится после входа в пещеру, проходя слева через Галерею D. Там открывается «Комната XI» Галереи C. Она, так же как и Галерея B, имеет прямую связь с внешним миром. , несмотря на то, что он завален щебнем и камнями, которые наверняка были занесены. И снова восприятие расположения картин для наблюдателя меняется из-за проблемы заблокированных входов, как мы заметили во втором Святилище.

Леруа-Гуран выделяет в этом святилище две четкие части, расположенные в разных местах одной комнаты и имеющие разные темы, технику и хронологию. [ 14 ] Кроме того, в оригинальной монографии есть два козла, обозначенные под номером 67, частично окрашенные в цвет посредством своего рода моделирования и черного цвета - метод, который не встречается ни на одной из остальных фигур в комнате.

Первая большая группа комнат XI находится в основном вокруг предполагаемого первоначального входа, который теперь заблокирован. В нем содержатся в основном самцы, немного оленей, различный крупный рогатый скот и пара лошадей, а также есть коза. Есть и другие символы, которые трудно идентифицировать: одни кажутся животными, другие антропоморфами, есть положительные отпечатки рук, окрашенные в черный цвет, пунктирные знаки, знаки палочек и другие идиоморфы, среди которых выделяется так называемый «Трампа» ( своего рода колонна, в которой за символом заключены бизон и лань (об этом будет сказано подробнее). Расположение этой группы, по-видимому, соответствует тройственной или тройной структуре с вариациями: bos-equus-cervus с различными знаками или bos-equus-антропоморф со знаками. Правда сложность этого панно велика, учитывая концентрацию весьма разнообразных фигур.

Очевидно, что преобладающей техникой является красный контурный рисунок, но на одной из панелей встречается также полосатая гравюра очень тонкого исполнения для некоторых оленей, а также различные фигуры черного цвета. Кроме того, на одном из скотов имеется двухцветная работа, в которой сочетаются красная клише и черные линии, на этот раз перекраска другой даты. Предполагаемый антропоморф, по-видимому, содержит до трех цветов, что не очень обычно в палеолитическом искусстве (красный, черный и желтый). Есть несколько желтых фигур.

Вторая большая группа находится вокруг зоны доступа в зону D, то есть на противоположной стороне комнаты. Среди представленных видов преобладают лошади, за ними следует крупный рогатый скот, в меньшем количестве, но определенно присутствуют олени и горные козлы (для которых символы дополняют предыдущую группу). Символы имеют неопределенное количество и различаются по виду, в том числе ключевидные и перьевые, а также перечеркнутые и пунктирные. Уменьшения численности оленей не происходит ни в каких других частях пещеры, где их большинство, зато увеличивается доля лошадей.

Здесь расстановка также сложная. Все идиоморфы находятся в районе, ближайшем к устью пещеры, и на наложениях видны перекраски, возможно, в разные периоды. Существуют три возможные подгруппы лошадей без крупного рогатого скота (только две из составов представляют собой типичные AB, которые наблюдались до сих пор). Однако есть множество отдельных фигур, прежде всего вокруг входа в комнату из зоны D.

Доминирующими техниками являются гравюра в несколько линий, как бы полосатая, и черная живопись: желтого, красного и охры меньше . Однако есть пример двухцветной работы в одном изображении, хотя он и не очень заметен. Как мы видели, эта техника также отличается от техники предыдущей группы и подтверждает разделение двух зон внутри комнаты.

Это промежуточная часть пещеры, которая, вероятно, является продолжением святилища Галереи С, подобная «серой зоне», с гораздо меньшим количеством и более спорадическими изображениями, среди которых мало связности, за исключением пары небольших групп, которые продолжаю повторять тему дуализма быда и лошади.

Различия между святилищами

[ редактировать ]

В совокупности можно увидеть явные различия между различными «святилищами». В галерее А, самой значительной, нет гравюр, за исключением нескольких изображений, в которых они сочетаются с блочной цветной живописью; с другой стороны, очень важен метод тампонадо в сочетании с другими техниками рисования в основном красным цветом; козерогов очень мало, но оленей почти вдвое больше, чем лошадей, и в пять раз больше, чем крупного рогатого скота. Существует множество прямоугольных тектиформных идиоморф.

В галерее Б, где изображений меньше, заметно отсутствие тампонадо , тогда как гравюра (простая или полосатая) приобретает значение. Оленей здесь меньше, за исключением комнаты, найденной в 1960-х годах; а идиоморфы совсем другие, причем так называемая «надпись» выделяется своей уникальностью.

Галерея С имеет, так сказать, два независимых святилища, оба с полосчатой ​​гравировкой, но если в первом представлены изображения преимущественно красного цвета, то во втором — главным образом черные; здесь козы приобретают значение, невиданное в остальной части пещеры, а идиоморфы довольно необычны, особенно те, которые окрашены в красный цвет.

Хотя и Галерея А, и Галерея С имеют двухцветную работу, методы в каждом случае разные.

Идиоморфы Ла Пасьеги

[ редактировать ]

Идиоморфы - и возможные антропоморфы - Ла Пасьеги перечислены и классифицированы как:

  • Пунктирные знаки: это самые простые символы в пещере. Обычно они появляются в двух формах, одна из которых имеет множество точек, обычно связанных не с животными, а с другими идиоморфами, которым они дополняют друг друга. Чаще всего они встречаются в галереях B и C, в последних группы из множества точек кажутся связанными с оленями, но символы нарисованы, а животные выгравированы, из чего можно сделать вывод, что они относятся к разным периодам.

Во втором типе точки могут выглядеть гораздо более свободно сгруппированными. Тогда их, конечно, можно без особой неуверенности связать с животными. Небольшие группы точек всегда появляются один или два раза в каждой комнате вместе со скотом. Но в Галерее А есть два совершенно разных случая, когда у лошадей есть ореол из точек, и они противостоят друг другу, как при входе в упомянутую комнату. Пунктирные формы наиболее распространены в солютрейский период.

  • Линейные знаки: они более разнообразны и сложны как по своей морфологии, так и по своим ассоциациям (есть примеры в форме стрел, ветвей, перьев, простых линий, называемых стержнями ( бастонциллами ) и т. д.). Иногда они ассоциируются со спинами. Например, на одной из передних панелей галереи А изображены такие идиоморфы, связанные с вульвой и задницей. Во второй группе Галереи С находится зубр (панель 83), с которым может быть связан линейный знак (он похож на копье, но эта идея очень спорна), а также какой-то другой символ. Сбоку находится символ в форме пера, сгруппированный с другими символами в форме ключа (обсуждаемыми ниже), которые не были идентифицированы в оригинальной монографии (но стали известны благодаря статье Леруа-Гурана). [ 15 ] ).

Наконец, есть серия знаков с стержнями, которые встречаются в записях галерей B и C. Брейль интерпретировал этот тип знаков в связи с топографическими изменениями внутри святилища, что возможно: это могли быть знаки, по которым следовали посвященные, или который предупреждал их о возможных опасностях, таких как расщелины. [ 16 ] Конечно, таким образом можно будет легче преодолеть трудные участки пещеры при посещении. Для Леруа-Гурана это мужские символы в бинарном отношении к самой пещере, которая представляет женский принцип (обсуждается ниже).

  • Ключеобразные знаки: знаки, называемые «клавиформными» (в форме ключа), довольно многочисленны, особенно в галерее B и в зале XI, но сомнительны, если не совсем отсутствуют в галерее A. Знаки из комнаты XI являются наиболее характерными и могут быть связанным с лошадьми. Один из них можно рассматривать как то, что Леруа-Гуран называет «связанным знаком». [ 15 ] получается путем объединения в одном идиоморфе линии или штриха (мужского рода) с ключевой формой (женского рода). Типология и хронология этих знаков весьма обширна.
  • Многоугольные знаки представляют собой разнообразную группу, общую категорию, включающую прямоугольные, пятиугольные и шестиугольные знаки. Они есть в каждой комнате, и хотя их немного, можно провести сравнения с примерами в других пещерах. например, в галерее B есть вывеска в форме гриля, которую можно сравнить с другими знаками в пещерах Агуас-де-Новалес и Марсулас. В галерее А есть прямоугольная вывеска, похожая на ту, что находится в одной из ниш Ласко. Наконец, существует знак, образованный расположенными рядом пятиугольником и шестиугольником, который, по мнению специалиста Пилар Касадо, следует классифицировать как вариант овальных знаков. [ 17 ]
  • Тектиформные знаки: Это, без сомнения, самые многочисленные знаки в этой пещере. Они имеют более или менее прямоугольную форму, с пристройками и без них, с внутренними делениями и без них. Несмотря на их частоту, эти знаки отсутствуют в Галерее Б. Брейль установил хронологию и развитие всех из них; согласно Леруа-Гурану, они принадлежат к стилю III и имеют параллели во многих пещерах Испании и Франции, ближайшей из которых является пещера Эль-Кастильо. В Ла-Пазьеге они находятся в конце и узком дефиле галереи А, а также в первой большой группе зала XI.
Тектиформные знаки в галерее А
  • Уникальные знаки:
"Ловушка"
  • Ла Трампа: Упомянув эту странную живописную группу в своем описании Галереи C, Брей первым понял, что на самом деле это результат рисования символа, подобного прямоугольному черному знаку очень развитой формы, наложенному на две старые красные фигуры. Леруа-Гуран признавал, что это результат совмещения картин разных дат, но не считал, что это следует рассматривать как развитый тектиформный знак: но он считал, что перекраска была преднамеренной и касалась эффекта ограждения животных (задняя часть тела). -четвертины бизона и передние части, голова и передние ноги оленя) в пределах идиоморфы; он включил все это в стиль III и интерпретировал как митограмму, возникшую в результате сочетания трех символов женственности. Хорда Серда и Касадо Лопес не допускают женской символики в «Ла Трампе», которую они скорее соотносят с другими изображениями запечатанных оград, которые встречаются в Лас-Хименеас и Ла-Пилета. [ 18 ]
  • «Надпись» Галереи Б еще более сложна и уникальна, чем эти знаки; так что Брейль интерпретировал это как подлинную надпись, содержащую закодированное послание для посвященных. Леруа-Гуран прикладывает все усилия, чтобы объяснить, что в разобранном виде фигура состоит из женских символов. Хорда видит в нем типичный знак в форме «мешка», связанный с упомянутыми выше запечатанными оболочками и змеевидными формами, которые появляются в конце его Среднего Цикла. Касадо Лопес находит параллели в Марсуласе и Фон-де-Гоме. Амелькин предлагает способ прочтения надписи с использованием символов австралийских аборигенов, а также протоафразийских пиктограмм. [ 19 ]
Так называемая «Надпись Ла Пасьеги».
  • Человеческие изображения: Сюда входят более или менее реалистичные человеческие изображения, как части, так и всей человеческой анатомии. Самым главным из частичных изображений является вульва: можно выделить три овальных изображения, еще одно прямоугольное и одно треугольное, очень близко к «Ла Трампе». В эту группу входят также руки, которые в Ла Пасьеге нарисованы по-разному: одна из них схематическая, называемая маниформой, родственная, как сказано выше, рукам Сантиана. В позитиве также присутствует красная рука (с шестью пальцами и по отношению к прямоугольному знаку гриля). Наконец, есть еще одна позитивная рука, но черного цвета, с непрерывными линиями, которые могут обозначать руку. После этого появляются предполагаемые полные человеческие изображения или антропоморфы.
  • Антропоморфов можно насчитать три (четыре, если считать линии, завершающие уже упомянутую черную руку), и все они весьма спорны. Самое сомнительное из всех — в галерее А, где могло быть женское изображение, связанное с фрагментарными животными, которые трудно идентифицировать. Спорным является и другой, выполненный в красном тинте-плане шаровидной формы, расположенный в зале XI. Очень близок один антропоморф, принятый как таковой всеми исследователями, а именно фигура, окрашенная в разные цвета: тело обведено красным, с большим ртом; кожа, напротив, черная, добавлены несколько рогов, тоже черных (по мнению специалистов, это перерисовки разных дат): внизу на фигуре изображен линейный идиоморф желтой охры, который Брейль интерпретировал как фаллос. . По отношению к этой человеческой форме есть два внешних красных символа.

Попытки хронологии

[ редактировать ]

Пещера Ла-Пазьега предлагает множество примеров перерисовок и перекрасок, которые позволяют попытаться провести относительную хронологию: с другой стороны, большое разнообразие использованных техник и цветов заставляет задуматься о довольно обширной хронологической последовательности. В заключение авторы монографии 1913 года установили три хронологические фазы, охватывающие практически все развитие палеолитического искусства: две ориньякские фазы, солютрейскую и пик двухцветного творчества (очень редкого в таких картинах), который мог быть мадленским. [ 20 ] Позже Анри Брей, один из авторов монографии, увеличил количество декоративных фаз до одиннадцати в тех же хронологических рамках. [ 21 ]

В 1968 году вышел анализ Леруа-Гурана . [ 22 ] который предложил довольно общую хронологию, которая в целом согласовывалась с Гонсалесом Эчегараем. [ 23 ] В обеих публикациях украшения всей галереи А и первого причастия зала XI помещены в самом начале стиля III; тогда как второе вспомогательное святилище той же комнаты должно быть помещено в самый ранний стиль IV. Леруа-Гуран аргументировал это тем, что сравнивал работы Галереи А с работами Ласко, хотя и признавал, что это более архаично, но предположил, что они были современниками. Недавно, благодаря возможности применить к картинам абсолютную систему датировки, было продемонстрировано, что классификация стилей, предложенная Леруа-Гураном, а также некоторые относительные датировки других исследователей, являются шаткими. [ примечание 6 ]

Хорда взял на себя задачу пересмотреть хронологию Ла Пасьеги. [ 24 ] Его последние публикации помещают украшение этой пещеры в его «Средний цикл: солютрейско-магдаленский», целиком принимая одиннадцать фаз Брейля, но не допуская (или, по крайней мере, серьезно сомневаясь), что какая-либо часть украшения действительно могла быть ориньякской. В солютрейскую фазу среднего цикла он включает фигуры, окрашенные в красный цвет, а также фигуры с тонкими линиями или очертаниями; также некоторые фигуры, выполненные методом тампанадо . По словам Хорды, гравюры этого периода были редкими и грубыми. Чуть позже появляются неполные красные кони, но в живом и реалистичном стиле, некоторые идиоморфы и так называемая надпись. Во второй части своего среднего цикла, по его словам, в кантабрийском нижнем магдалине архаичные гравированные контуры продолжаются, но также появляются множественные и исчерченные линии рисунка на лошадях из галерей B и C и на задних лапах из галереи C. Раскрашенные фигуры могут быть красного цвета, с тампоном , контурной или лепной линией. Но более важными являются Красные картины тинта-плана, обработанные лепной светотенью, иногда связанные с завершающими их резными или черными линиями: именно они больше всего выражают динамизм (поворот шеи, движение ног и т. д.). Для некоторых авторов эти цифры являются наиболее развитыми. Бихромы встречаются редко, и в большинстве случаев мы имеем дело с более поздними исправлениями в цвете, отличном от оригинальной картины. Только лошадь из галереи А в последней группе может считаться подлинным бихромом, сравнимым с лошадьми из Эль-Кастильо. Наиболее распространены идиоморфы четырехугольные с внутренними делениями. Хорда утверждает, что в течение среднего цикла антропоморфы исчезают, хотя в Ла-Пазьеге их немного: по мнению самых старых авторов, четыре, а по данным самых последних - только один.

Периодичность палеолитического искусства
МагдаленскийОни решатГраветтианориньякскийШательперрониан

Гонсалес Эчегарай и Гонсалес Сайнс, похоже, разделяли общую идею, предложенную Леруа-Гураном, который признает принадлежность произведений Ла Пасьеги к стилям III и IV. [ 25 ] Фактически, почти вся Галерея А и первый ансамбль Галереи С (зал XI) принадлежат стилю III, в котором преобладает красная живопись с простыми линиями или тампонадо с подкладкой , включая также блочные цвета и добавление гравюры или бихром работает как дополнение для моделирования объемов. Со своей стороны Стиль IV присутствует прежде всего в Галерее Б и во второй группе Галереи С: эта фаза имеет преимущественно черный цвет или нарисована с тонким линейным контуром, почти без лепки, но с внутренним заполнением царапин. Наиболее распространены гравированные формы (простые линейные знаки, повторяющиеся или полосатые линии, в том числе скраффито).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Обе публикации были выпущены в Монако, поскольку именно принц Монако Альберто I покровительствовал исследованиям с тех пор, как он посетил это место в 1909 году. Он был большим любителем археологии, очень поддерживал эти и другие раскопки и был одним из ископаемый человек назван в его честь « Человек Гримальди », одно из многих названий, данных Homo sapiens ископаемым).
  2. ^ В этой оценке делается оговорка, что она зависит от архаичной системы раскопок, существовавшей в Испании в 1950-х годах и раньше. На самом деле общеизвестным и доказанным фактом является то, что в отвалах старых работ, выполненных в Монте-Кастильо, можно найти выброшенные экземпляры, которые действительно являются объектами археологического значения.
  3. ^ Леруа-Гуран, «Соображения о пространственной организации фигур животных в палеолитическом теменном искусстве», в книге «Символы, искусство и верования доисторических времен» (Editorial Istmo, Мадрид, 1984), стр.: 453) идентифицирует фигуры животных и знаки с следующие обозначения:
    Другие
    • П : Рыба
    • С : Знак
      • S1 . : Знак, обозначающий мужчину
      • S2 . : Знак, обозначающий женщину
    • М : Рука или знак в виде руки.
    • H : Мужчина-антропоморф.
    • F : Женщина-антропоморф.
    • ? : Рисунок или знак (не идентифицирован)
  4. ^ В статье упоминаются эти группы разных методов, чтобы из-за их физической близости обратить внимание на различные техники их исполнения.
  5. ^ Помимо отсутствия информации, содержание ограничено нынешним состоянием пещеры. Вторая проблема касается доступного материала, который не был описан в Галерее А, поскольку в этом случае рисунки, представленные в монографии (Breuil, Obermaier y Alcalde Del Río, op. cit, 1913), показаны на отдельных листах, вне контекста, таким образом, что невозможно реконструировать, как получить реалистичное представление о полном расположении панелей. Опись говорит о совокупном эффекте, а не о количественном соотношении их состава. Эта проблема повторяется в группах изображений Галереи C. Также нет подробного исследования структуры панелей пристройки, обнаруженных в 1964 году Хоакином Гонсалесом Эчегараем и Эдуардо Риполем Перельо (1964): «Nuevos grados y pinturas en las cuevas». дель Монте-Кастильо, в Зефире, Revista de Prehistoria и Аркеология, том. XV, № Университета Саламанки. ISSN 0514-7336.
  6. ^ Шове и Нио также были включены в стиль III, но абсолютная хронология перемещает их в Граветт (25 000 лет назад), см. Clottes, J. (1995): «Картины Грота Шове Пон д'Арк в Валлон-Пон д’Арк (Ардеш, Франция): прямое и косвенное датирование радиоуглеродным методом», в Comptes-Rendus de la Académie des Sciences de Paris. , полет. 320, серия № IIª. Париж, с. 1113–1140: также Лорбанше М. (1995), «Украшенные пещеры доисторических времен»; новые взгляды, Эрранс, Париж. Противоположное, кажется, происходит в пещере Лас-Хименеас, недалеко от Ла-Пасиеги, которая была сгруппирована с ней по стилистическим причинам («Животные, которые их сопровождают, полностью соответствуют стилю III», Леруа Гурхан, французская версия 1965 года, стр. 269). , но с тех пор радиоуглеродное датирование сделало их намного моложе, в мадленском периоде.
  1. ^ Ламальфа, Карлос и Пеньиль, Хавьер, «Las Cuevas de Puente Viesgo», в Cuevas de España (Редакционная статья «Эверест», Леон, 1991). ISBN   84-241-4688-3
  2. ^ Д.Л. Хоффманн; компакт-диск Стэндиш; М. Гарсия-Диес; П. Б. Петтитт; Дж. А. Милтон; Ж. Зильян; Джей Джей Альколеа-Гонсалес; П. Канталехо-Дуарте; Х. Кольядо; Р. де Бальбин; М. Лорбланше; Х. Рамос-Муньос; Г.-Ч. Венигер; AWG Пайк (2018). «U-Th датирование карбонатных корок показывает неандертальское происхождение иберийского наскального искусства» . Наука . 359 (6378): 912–915. Бибкод : 2018Sci...359..912H . дои : 10.1126/science.aap7778 . hdl : 10498/21578 . ПМИД   29472483 .
  3. ^ Брей, Х., Алькальде дель Рио, Х., и Сьерра, Л., Пещеры Кантабрийского региона (Испания), Ред. А. Дуб. (Монако, 1911 г.).
  4. ^ Брей, Х., Обермайер, Х., и Алькальде дель Рио, Х., La Pasiega à Puente Viesgo, Ed. А. Шене (Монако, 1913)
  5. ^ Гонсалес Эчегарай, Хоакин (1994): «Предварительные соображения по кантабрийскому наскальному искусству», в Complutum , Новая серия публикаций университета Комплутенсе Мадридского , Vol. 5 , стр. 15-19. ISSN 1131-6993.
  6. ^ Кабрера В., Бернальдо де Кирос Ф. и др. (2004), «Раскопки в Эль-Кастильо: двадцать лет размышлений», в «Кантабрийских неандертальцах», состояние вопроса, том. Протокол научного совещания, № 20-22 (октябрь) (Музей Альтамира, Минкульт 2004).
  7. ^ Гонсалес Эчегарай 1994, «Предварительные соображения по кантабрийскому наскальному искусству», в Complutum, Vol. 5, Новая серия публикаций Мадридского университета Комплутенсе.
  8. ^ Леруа-Гурхан, Андре, «Соображения относительно пространственной организации фигур животных в палеолитическом париетальном искусстве», в «Символах, искусстве и верованиях доисторических времен» (Editorial Istmo, Мадрид, 1984). ISBN   84-7090-124-9
  9. ^ Леруа-Гуран, Андре, «Доисторические люди и религия», в «Символах, искусстве и верованиях доисторической эпохи» (Editorial Istmo, Мадрид, 1984). ISBN   84-7090-124-9
  10. ^ Гонсалес Эчегарай, Хоакин, «Пещеры с наскальными рисунками в Кантабрийском регионе», в Курсе палолитического наскального искусства (UIMP Publications, Сантандер-Сарагоса, 1978), стр. 49-78.
  11. ^ Гонсалес Эчегарай, Хоакин и Гонсалес Сайнс, Сезар (1994), «Палеолитические скальные ансамбли Кантабрийского Корниша», в Complutum , vol. 5, № Службы публикаций Мадридского университета Комплутенсе, стр. 21–43. ISSN 1131-6993.
  12. ^ Леруа-Гурхан, «Соображения о пространственной организации фигур животных в палеолитическом париетальном искусстве», в «Символах, искусстве и верованиях доисторических времен» (Editorial Istmo, Мадрид, 1984). ISBN   84-7090-124-9
  13. ^ Хорда Серда, Франциско, «Стили в париетальном искусстве Кантабрии Магдалины», в Курсе наскального искусства палеолита (UIMP Publications [1] , Сантандер-Сарагоса, 1978), стр. 98.
  14. ^ Леруа-Гуран, Андре (1972): «Соображения о пространственной организации фигур животных в палеолитическом париетальном искусстве», в las Actas del Symposium Internacional de Arte Prehistórico, vol. Сантандер, Нет стр. 281-308. Эта статья переведена (на испанский язык) как глава в книге: Леруа-Гуран, Андре: «Соображения относительно пространственной организации фигур животных в палеолитическом париетальном искусстве», в «Символах, искусстве и верованиях доисторических времен» (редакция Istmo, Мадрид, 1984). . ISBN   84-7090-124-9
  15. ^ Jump up to: а б Леруа-Гуран, Андре (1958), «Функция знаков в палеолитических святилищах», в Bulletin de la Société Préhistoire Française, vol. 55, № Статьи 7-8. ISSN 0249-7638
  16. ^ Брей, Анри (1952), Четыреста веков теменного искусства (новое издание Макса Фурни, Париж), стр. 373-374.
  17. ^ Касадо Лопес, Пилар (1977), Знаки в палеолитическом искусстве Пиренейского полуострова, Археологические монографии (Сарагоса), стр. 90 и 242.
  18. ^ Хорда Серда, Франциско, «Стили в кантабрийском мадленском париетальном искусстве», в Курсе наскального искусства палеолита (UIMP Publications, Сантандер-Сарагоса, 1978), стр.73; Касадо Лопес, Пилар (1977), Знаки в палеолитическом искусстве Пиренейского полуострова, Археологические монографии (Сарагоса), стр.269.
  19. ^ Александр А. Амелькин, доктор (2019): Надпись Пассиги. - «Иероглиф»,
  20. ^ Брей, Х., Обермайер, Х., и Алькальде Дель Рио, Х. (1913), La Pasiega à Puente viesgo, Ed. А. Оук (Монако).
  21. ^ Брей, Анри (1952), Четыреста веков наскального искусства, Рид. Макс Фурни (Париж).
  22. ^ Леруа-Гурхан, Андре (), Предыстория западного искусства, редакция Густаво Гили (ЮАР, Барселона). ISBN   84-252-0028-8 .
  23. ^ Гонсалес Эчегарай, Хоакин, «Пещеры с наскальными рисунками в регионе Кантабрии», в Курсе палолитического наскального искусства (UIMP Publications, Сантандер-Сарагоса, 1978).
  24. ^ Хорда Серда, Франциско, «Стили в кантабрийском мадленском париетальном искусстве», в курсе палеолитического наскального искусства, публикации UIMP, Сантандер-Сарагоса, 1978.
  25. ^ Гонсалес Эчегарай, Хоакин и Гонсалес Сайнс, Сезар (1994), «Палеолитические скальные ансамбли Кантабрийского Корниша», в Complutum, vol. 5, № Служба публикаций Мадридского университета Комплутенсе. ISSN 1131-6993.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пайк, AWG; Хоффманн, Д.Л.; Гарсиа-Диес, М.; Петтитт, П.Б.; Алколеа, Дж.; Де Бальбин, Р.; Гонсалес-Сайнс, К.; Гераса, К.; Лашерас, JA; Монтес, Р.; Зильхао, Дж. (14 июня 2012 г.). «Датирование палеолитического искусства серии U в 11 пещерах Испании» Наука 336 (6087): 1409–1413. Бибкод : 2012Наука... 336.1409P дои : 10.1126/science.1219957 . ПМИД   22700921 . S2CID   7807664 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 663529b7b622a35d50b24e23c19d2b07__1708074600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/07/663529b7b622a35d50b24e23c19d2b07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cave of La Pasiega - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)