Король королей
Часть серии о |
Императорские, королевские, дворянские, дворянские и рыцарские чины в Западной , Центральной , Южной Азии и Северной Африке. |
---|
Король королей [n 1] был правящим титулом, используемым в основном монархами Ближнего Востока и Индийского субконтинента . Хотя чаще всего он ассоциируется с Ираном (исторически известным как Персия на Западе) [7] ), особенно Ахеменидской и Сасанидской империй , титул был первоначально введен во времена Среднеассирийской империи царем Тукульти-Нинуртой I (годы правления 1233–1197 гг. до н. э.) и впоследствии использовался в ряде различных царств и империй, включая вышеупомянутую Персию, различные эллинские королевства , Индия , Армения , Грузия , Эфиопия .
Этот титул обычно рассматривается как эквивалент титула Императора , причем оба титула превосходят по престижу титул короля , происходящие от позднеантичных римских и восточно-римских императоров, которые считали шаханшахов Сасанидской империи равными себе. Последние правящие монархи, использовавшие титул Шаханшаха , из династии Пехлеви в Иране (1925–1979), также приравнивали этот титул к «Императору». Правители Эфиопской империи использовали титул Нəгуса Нагаст (буквально «Царь царей»), который официально переводился как «Император». Султан султанов — султанский эквивалент Короля королей.
В иудаизме Мелех Малхей ха-Мелахим («Царь царей царей») стало использоваться как имя Бога . «Царь царей» ( древнегреческий : βασιλεὺς τῶν βασιλευόντων , латинизированный : basileùs ton basileuónton ) также используется в отношении Иисуса Христа несколько раз в Библии, особенно в Первом послании к Тимофею и дважды в Книге Откровения .
Историческое использование
[ редактировать ]Древняя Индия
[ редактировать ]В Древней Индии , такие слова на санскрите как Чакраварти , Раджадхираджа и Махарадхираджа, входят в число терминов, которые использовались для обозначения титула Царя царей . [8] [9] Эти слова также встречаются в Айтарейя Араньяке и других частях Ригведы (1700–1100 гг. до н.э.). [10]
Монархи империи Гуптов приняли императорский титул Махараджадхираджи . [11]
Монарх Гурджара -Пратихара в десятом веке носил титул Махараджадхираджа Арьяварты . [12]
Императорский титул Махараджадхираджа использовался правителями династии Паллава , империи Пала и династии Саластамба . [13]
Правители Виджаянагара приняли императорский титул Махараджадхираджа . [14]
Титул Царя царей был распространен и среди правителей Кушанской империи . [15]
Древняя Месопотамия
[ редактировать ]Ассирия и Вавилон
[ редактировать ]Титул «Царь царей» был впервые введен ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I (правившим между 1233 и 1197 годами до нашей эры) как шар шаррани . Титул имел буквальное значение, поскольку шар традиционно был просто правителем города-государства . С образованием Среднеассирийской империи ассирийские правители утвердились в качестве царей над уже существовавшей системой царской власти в этих городах-государствах, став буквально «царями царей». [1] После правления Тукульти-Нинурты этот титул иногда использовался монархами Ассирии и Вавилона . [2] Среди более поздних ассирийских правителей, использовавших шар шаррани, были Асархаддон (годы правления 681–669 до н.э.) и Ашшурбанипал (годы правления 669–627 до н.э.). [16] [17] «Царь царей», как шар шаррани , был среди многих титулов последнего нововавилонского царя Набонида (годы правления 556–539 до н. э.). [18]
Хвастливые титулы, утверждающие право собственности на различные вещи, были обычным явлением на протяжении всей древней истории Месопотамии. Например, прадед Ашшурбанипала Саргон II использовал полный титул Великого Царя , Могущественного Царя , Царя Вселенной , Царя Ассирии , Царя Вавилона , Царя Шумера и Аккада . [19]
Урарту и СМИ
[ редактировать ]Титул Царя Царей изредка появляется в надписях царей Урарту . [2] Хотя никаких доказательств не существует, возможно, что этот титул также использовался правителями Мидийской империи , поскольку ее правители заимствовали большую часть своей королевской символики и протокола из Урарту и других мест Месопотамии. Ахеменидский , является мидийским по форме , персидский вариант названия, Xšāyaθiya Xšayaθiyānām что позволяет предположить, что Ахемениды, возможно, переняли его у мидийцев, а не у месопотамцев. [2]
Надпись на ассирийском языке на укреплении возле крепости Тушпа упоминает царя Урарту Сардури I как строителя стены и обладателя титула Царя царей ; [20]
Это надпись царя Сардури, сына великого царя Лутипри , могущественного царя, не боящегося сражаться, удивительного пастыря, царя, управлявшего мятежниками. Я Сардури, сын Лутипри, царь царей и царь, получивший дань от всех царей. Сардури, сын Лутипри, говорит: Эти каменные блоки я привез из города Алниуну. Я построил эту стену.
- Сардури I из Урарту
Иран
[ редактировать ]Использование Ахеменидов
[ редактировать ]Империя Ахеменидов, основанная в 550 г. до н. э. после падения Мидийской империи, быстро расширялась в течение шестого века до н. э. Малая Азия и Лидийское царство были завоеваны в 546 г. до н.э., Нововавилонская империя в 539 г. до н.э., Египет в 525 г. до н.э. и регион реки Инд в 513 г. до н.э. При Ахеменидах применялась сатрапская администрация, которая стала залогом успеха благодаря своей гибкости и терпимости ахеменидских царей к более или менее автономным вассалам. У системы также были свои проблемы; хотя некоторые регионы стали почти полностью автономными без каких-либо боевых действий (например, Ликия и Киликия), в других регионах неоднократно наблюдались попытки восстания и отделения. [21] Египет был особенно ярким примером, часто восстававшим против власти Ахеменидов и пытавшимся короновать своих фараонов . Хотя в конечном итоге оно было побеждено, восстание Великих сатрапов 366–360 гг. До н.э. показало растущие структурные проблемы внутри Империи. [22]
Цари Ахеменидов использовали множество различных титулов, в первую очередь Великий Царь и Царь Стран , но, пожалуй, самым известным титулом был титул Царя Царей (переведенный Xšayaθiya Xšayaθiyānām на древнеперсидском языке как ), [2] записано для каждого царя Ахеменидов. Полный титул царя Дария I гласил: «великий царь, царь царей, царь Персии , царь стран, Гистаспа сын , внук Аршама , Ахеменид». [23] [24] Надпись Ксеркса I в армянском городе Ван читает; [25]
Я Ксеркс, великий царь, царь царей, царь многоязычных провинций, царь этой великой земли дальней и ближней, сын царя Дария Ахеменитянина.
— Ксеркс I Персидский
Парфянское и Сасанидское использование
[ редактировать ]Стандартным царским титулом царей Аршакидов ( парфянских ) в Вавилоне был Аршака шарру («царь Аршакидов»), Царь царей (записанный как шар шаррани ). современными вавилонянами [26] был принят первым Митридатом I (годы правления 171–132 до н.э.), хотя он использовал его нечасто. [27] [28] Этот титул впервые начал последовательно использоваться племянником Митридата I, Митридатом II , который после его принятия в 111 г. до н.э. широко использовал его, даже включая в свою чеканку (как греческое BAΣIΛEΥΣ BAΣIΛEΩN). [4] до 91 г. до н.э. [29] Вполне возможно, что использование этого титула Митридатом II и его преемниками не было возрождением старого императорского титула Ахеменидов (поскольку он использовался только почти через десять лет после завоевания Митридатом II Месопотамии), а фактически возникло у вавилонских писцов. которые даровали парфянским царям императорский титул своих предков. [30] Независимо от того, как он получил этот титул, Митридат II все же предпринял сознательные шаги, чтобы считаться наследником и реставратором традиций Ахеменидов, введя корону в качестве обычного головного убора на парфянских монетах и предприняв несколько кампаний на запад, в бывшие земли Ахеменидов. [4]
Титул был переведен как шаханшах на среднеперсидском и парфянском языках и оставался в постоянном использовании до тех пор, пока правящие Аршакиды не были вытеснены сасанидской династией Ардашира I , создав Сасанидскую империю . Сам Ардашир использовал новый вариант названия, представив «Шаханшаха иранцев» (среднеперсидский: шахан шах и эран ). Преемник Ардашира Шапур I представил другой вариант; «Шаханшах иранцев и неиранцев» (среднеперсидский: šahān šāh ī ērān ud anērān ), возможно, предполагаемый только после побед Шапура над Римской империей (что привело к включению в состав империи новых неиранских земель). Этот вариант, Шаханшах иранцев и неиранцев , появляется на монетах всех более поздних сасанидских царей. [3] Последним шаханшахом Сасанидской империи был Йездигерд III (годы правления 632–651 гг. Н.э.). Его правление закончилось поражением и завоеванием Персии халифатом Рашидун , положив конец последней доисламской Иранской империи. [31] Поражение Йездигерда и падение Сасанидской империи стало ударом по национальному чувству иранцев, которое медленно восстанавливалось. Хотя были предприняты попытки восстановить Сасанидскую империю, даже с помощью Китая , эти попытки провалились, и потомки Йездигерда канули в безвестность. [32] Титул Шаханшах подвергся критике со стороны более поздних мусульман, связавших его с зороастрийской верой и назвавших его «нечестивым». [33]
Буид возрождение
[ редактировать ]После падения Сасанидской империи Иран вошел в состав первых халифатов. Начиная с 9 века, частями Ирана управляла серия относительно недолговечных мусульманских иранских династий; включая Саманидов и Саффаридов . Хотя недовольство Ирана Аббасидским халифатом было обычным явлением, оно материализовалось в виде религиозных и политических движений, сочетающих старые иранские традиции с новыми арабскими, а не в виде полномасштабных восстаний. Новые династии, судя по всему, не были заинтересованы в восстановлении империи старых шаханшахов, они ни разу не подвергали серьезному сомнению сюзеренитет халифов и активно продвигали арабскую культуру. Хотя Саманиды и Саффариды также активно способствовали возрождению персидского языка, Саманиды оставались верными сторонниками Аббасидов, а Саффариды, несмотря на то, что временами находились в открытом восстании, не возродили ни одну из старых иранских политических структур. [34]
Шиитская , пришла к власти в 934 году нашей эры на большей части династия Буидов , иранского происхождения из Дайламитов старого центра Ирана. В отличие от более ранних династий, управляемых эмирами и желавших умиротворить могущественных правящих халифов Аббасидов, Буиды сознательно возродили старые символы и обычаи Сасанидской империи. [35] Регион Дайлам сопротивлялся Халифату с момента падения Сасанидской империи. Попыток восстановить исконное иранское правление, основанное на иранских традициях, было много, хотя и безуспешных. Асфар ибн Шируя , зороастрийский и иранский националист, восстал против Саманидов в 928 году нашей эры, намереваясь возложить на себя корону, установить золотой трон и начать войну с халифом. Что еще более важно, Мардавидж , основавший династию Зияридов , также был зороастрийцем и активно стремился восстановить старую империю. Его цитировали как обещающего разрушить империю арабов и восстановить иранскую империю, и у него была корона, идентичная той, которую носил сасанидский Хосров, который я сделал для себя. [36] В то время, когда Мардавидж был убит собственными тюркскими войсками, он планировал поход на Багдад , столицу Аббасидов. Последующие правители Зияридов были мусульманами и не предпринимали подобных попыток. [37]
После смерти Мардавиджа многие из его войск поступили на службу основателю династии Буидов Имаду ад-Дауле . [37] Наконец, буидский эмир Панах Хосрав, более известный под своим лакабом (почетным именем) Адуд ад-Давла , провозгласил себя Шаханшахом после победы над мятежными родственниками и стал единоличным правителем династии Буидов в 978 году нашей эры. [n 2] Те из его преемников, которые также осуществляли полный контроль над всеми буидскими эмиратами, также называли себя шаханшахами . [38] [39]
Во времена распрей буидов титул стал важным вопросом. Когда значительная часть армии Фируза Хосрова (лакаб Джалал ад-Даула ) восстала в 1040-х годах и пожелала возвести на трон другого буид-эмира Абу Калиджара как правителя земель всей династии, они чеканили монеты в его имя, на одной стороне которых было написано имя правящего халифа ( Аль-Каима ), а на другой стороне надпись « аль-Малик аль-Адил Шаханшах ». [40] Обсуждая условия мира, Абу Калиджар, в свою очередь, обратился к Джалалу с письмом под названием «Шаханшах» . [41]
Когда борьба между Абу Калиджаром и Джалал ад-Давлой возобновилась, Джалал, желая утвердить свое превосходство над Калиджаром, подал официальную заявку халифу Аль-Каиму на использование титула Шаханшах , став первым буидским правителем, сделавшим это. Можно предположить, что халиф согласился (поскольку этот титул использовался позже), но его использование Джалалом в мечети вызвало протест из-за его нечестивого характера. [33] После этого вопрос был передан на рассмотрение группы юристов, собранной халифом. Хотя некоторые выразили несогласие, комитет в целом постановил, что использование аль-Малик аль-Адил Шаханшах было законным. [42]
Греческое использование
[ редактировать ]Завоевания Александра Великого положили конец империи Ахеменидов, а последующее разделение собственной империи Александра привело к тому, что династия Селевкидов унаследовала земли, ранее связанные с династией Ахеменидов. Хотя сам Александр не использовал ни одного из старых персидских царских титулов, а вместо этого использовал свой новый титул «Царь Азии» ( βασιλεὺς τῆς Ἀσίας ), [43] монархи империи Селевкидов все больше и больше присоединялись к персидской политической системе. Официальным титулом большинства царей Селевкидов был « Великий царь », который, как и «Царь царей», титул ассирийского происхождения, часто использовался правителями Ахеменидов и был призван продемонстрировать превосходство его владельца над другими правителями. «Великий царь» широко засвидетельствован как для Антиоха I (годы правления 281–261 до н.э.) в цилиндре Борсиппа , так и для Антиоха III Великого (годы правления 222–187 до н.э.) на протяжении всего его правления. [44]
В поздней Империи Селевкидов «Царь царей» даже возродился, несмотря на то, что территория, контролируемая Империей, была значительно меньше, чем во время правления первых царей Селевкидов. Очевидно, было довольно хорошо известно, что этот титул связан с царем Селевкидов, узурпатором Тимархом (активный в 163–160 гг. До н.э.) называл себя «Царем царей», и этот титул также обсуждался в источниках за пределами империи. [45] Некоторые правители, не принадлежащие к Селевкидам, даже присваивали себе этот титул, особенно в Понте (особенно широко использовался при Митридате VI Евпаторе ). [45] [46] Фарнак II появлялся как Царь царей в надписях и царских монетах, а Митридат Евпатор фигурировал в надписи как Царь царей. [47]
Вполне возможно, что использование Селевкидов указывает на то, что этот титул больше не подразумевал полную вассальную зависимость от других царей, а вместо этого признавал сюзеренитет (поскольку Селевкиды в то время быстро теряли лояльность своих вассалов). [45]
Армения
[ редактировать ]После того, как Парфянская империя при Митридате II разгромила Армению в 105 г. до н. э., наследник армянского престола Тигран был взят в заложники и содержался при парфянском дворе до тех пор, пока не выкупил свободу в 95 г. до н. э. (передав «семьдесят долин» в Атропатене ). и вступил на армянский престол. [48] Тигран в течение короткого времени в первом веке до нашей эры правил сильнейшей империей на Ближнем Востоке, которую он построил сам. После завоевания Сирии в 83 г. до н.э. Тигран принял титул Царя царей . [49] Армянские цари из династии Багратуни, начиная с правления Ашота III (953–977 гг. Н.э.) до конца династии в 1064 г. н.э., возродили этот титул, превратив его в Персидского Шаханшаха . [50]
Грузия
[ редактировать ]Царь царей был возрожден в Королевстве Грузия царем Давидом IV (годы правления 1089–1125 гг. Н.э.), что переводится как мепет мепе на грузинском языке . Все последующие грузинские монархи, такие как Тамар Великая , использовали этот титул для описания своего правления всеми грузинскими княжествами, вассалами и данниками. Использование ими этого титула, вероятно, произошло от древнего персидского титула. [51] [52]
Пальмира
[ редактировать ]После успешной кампании против Сасанидской империи в 262 году нашей эры, которая восстановила римский контроль над территориями, утраченными шаханшахом Шапуром I , правитель города Пальмиры Оденат основал Пальмирское королевство. Хотя Оденат был вассалом Рима, он принял титул Млк Млк ди Мднх (Царь царей и Корректор Востока). Сын Одената, Иродиан (Хайран I) был провозглашен его соправителем, а также получил титул Царя царей. [53] [54] Использование этого титула, вероятно, было оправдано провозглашением Пальмирского королевства законным государством-преемником эллинской империи Селевкидов, которая контролировала примерно те же территории ближе к ее концу. Иродиан был коронован в Антиохии , последней столице Селевкидов. [54]
Хотя тот же титул использовался вторым сыном и преемником Одената после смерти Одената и Иродиана, Вабаллат и его мать Зенобия вскоре отказались от него, вместо этого выбрав римского Августа («Император») и Августу («Императрицу») соответственно. [55]
Эфиопия
[ редактировать ]Титул «Царь царей» использовался правителями Аксумского царства со времен правления Сембрута ок. 250 год нашей эры . [56] Правители Эфиопской империи , существовавшей с 1270 по 1974 год нашей эры, также использовали титул Nəgusä Nägäst , который иногда переводится как «Царь Королевства», но чаще всего приравнивается к «Царю королей» и официально переводится как «Император». Хотя эфиопские императоры были буквально «королями королей» на протяжении всей истории Империи, а региональные лорды использовали титул Нэгус («король»), этой практике положил конец Хайле Селассие (годы правления 1930–1974 гг. Н.э.), который, как это ни парадоксально, все еще сохранял использование Nəgusä Nägäst . [6]
Чампа
[ редактировать ]С 7 по 15 века великие правители чамскоязычной конфедерации Чампа , существовавшей с 3 века нашей эры по 1832 год на территории современного Центрального Вьетнама , использовали титулы раджа-ди-раджа (король королей) и пу по тана райя. (царь царей). Однако некоторые, такие как Викрантаварман II , носили титул махараджадхираджи (великого царя царей) вместо раджа-ди-раджи . Ранние цари Чампы до децентрализации называли себя несколькими разными титулами, такими как махараджа (великий царь), например, Бхадраварман I (годы правления 380–413), или кампапритхивибхудж (правитель земли Чампа), используемый Кандарпадхармой (годы правления 629–629). 640).
Птолемеевское царство
[ редактировать ]Цезарион был провозглашен «Царем царей» в пожертвованиях Александрии . [57]
Женские формы и употребление
[ редактировать ]Женская форма имени «Король королей» — «Королева королев», но некоторые женщины-монархи принимали титул «Королева королей», в то время как другие просто использовали мужской титул «Король королей».
Король королей
[ редактировать ]- В династии Алупа женщина-монарх Балламахадеви использовала мужской титул махараджадхираджа («Великий царь царей»). [58]
- В династии Бхаума-Кара женщины-монархи Трибхувана Махадеви III , Данди Махадеви и Дхарма Махадеви использовали мужской титул махараджадхираджа («Великий царь царей») наряду с женским титулом парамешвари . [59] [60] [61]
- В Грузия Королевстве Тамар приняла титулы мепета-мепе («Царь царей») и дедопалта-дедопали («Царица цариц»). [62]
Королева королей
[ редактировать ]- В царстве Птолемеевском Клеопатра VII была провозглашена «Царицей царей» в пожертвованиях Александрии . [57]
- Как и ее мать Тамара, как монарх Грузии, Русудан приняла титул «Царица королей и королев». [63]
- В Эфиопской империи титул императрицы-правительницы Зевдиту был Nəgəstä Nägäst («Королева королей»). Этот титул отличается от Nəgusä Nägäst («Король королей»), титула императора-мужчины, и Итеге , титула императрицы-супруга.
Королева Квинса
[ редактировать ]- В империях Ирана существовал титул банбишнан банбишн («Царица цариц»), соответствующий титулу шаханшах («Царь царей») и сокращенно банбишн . Муса , Боран и Азармидохт были женщинами-монархами, эквивалентными по рангу шаханшахам .
- Согласно росписям Гелатского монастыря , титул дедопалта-дедопали («Царица цариц») использовался для цариц-супруга Имерети. [64]
В религии
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме Мелех ( Малхей Ха-Мелахим «Царь царей царей») стал использоваться как имя Бога , используя двойную превосходную степень, чтобы поставить этот титул на один шаг выше царского титула вавилонских и персидских царей, упомянутых в Библия. [65]
христианство
[ редактировать ]«Царь королей» (англ. βασιλεὺς τῶν βασιλευόντων ) используется по отношению к Иисусу Христу в Новом Завете : один раз в Первом послании к Тимофею (6:15) и дважды в Книге Откровения (17:14, 19:11–16); [66]
... которое Он осуществит в свое время - Тот, кто есть благословенный и единственный Владыка, Царь царей и Господь господствующих...
- Первое послание к Тимофею 6:15.
«Они будут вести войну против Агнца, и Агнец победит их, потому что Он Господь господствующих и Царь царей, и те, кто с Ним, — призванные, избранные и верные».
- Книга Откровения 17:14.
И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и Сидящий на нем называется Верный и Истинный, и праведно Он судит и воинствует. Очи Его — пламя огненное, и на главе Его множество диадем; и на Нем написано имя, которого никто не знает, кроме Него. ... И на одежде Своей и на бедре Своем у Него написано имя: «ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДЯЩИХ».
- Книга Откровения 19: 11–12, 16.
Некоторые христианские государства ( Грузия , Армения и Эфиопия ) использовали этот титул, и он был частью девиза византийских императоров периода Палеологов : , буквально «Царь королей Basileus Basileon, Basileuōn Basileuontōn , правящий над теми, кто правит». [67] В Византийской империи слово Βασιλεὺς (Басилевс), которое в древние времена означало «царь», вместо этого приобрело значение «император». Византийские правители переводили «Басилевс» на «Император» на латыни и называли других королей рексом или регасом ( ρέξ, ριγας ), эллинизированные формы латинского титула rex . [68] [69] Как таковой, Βασιλεὺς Βασιλέων в Византийской империи означало «Император императоров». Византийские правители присвоили титул басилевса только двум иностранным правителям, которых они считали равными себе, королям Аксума и шаханшахам Сасанидской империи, что привело к тому, что «Царь царей» был приравнен к рангу «Императора» в взгляд на Запад. [70]
ислам
[ редактировать ]После падения Сасанидской империи в 651 году нашей эры титул шаханшаха подвергся резкой критике в мусульманском мире . Это было настолько проблематично, что принятие Шаханшаха мусульманской династией Буидов в Персии потребовало, чтобы группа юристов пришла к согласию относительно его законности. [42] а сам титул (как «Царь царей», так и как персидский вариант «Шаханшах» ) осуждается в суннитских хадисах , ярким примером которых является книга Сахих аль-Бухари 73, хадисы 224 и 225; [71] [72]
Посланник Аллаха сказал: «Самым ужасным именем в глазах Аллаха в День Воскресения будет имя человека, называющего себя Малик Аль-Амлак (царь царей)».
- Сахих аль-Бухари, Книга 73, Хадис 224.
Пророк сказал: «Самое ужасное (самое подлое) имя в глазах Аллаха». Суфьян не раз говорил: «Самое ужасное (подлое) имя в глазах Аллаха — это имя человека, называющего себя царем царей». Суфьян сказал: «Кто-то другой (то есть, кроме Абу Аз-Зинада, второго рассказчика) говорит: «Под «Царем царей» подразумевается «Шаханшах».
- Сахих аль-Бухари, Книга 73, Хадис 225.
Осуждение этого титула в исламском мире может быть связано с тем, что в раннем исламе была заметна концепция того, что только Бог является царем. В противовес мирскому царству использование слова «Царь царей» считалось отвратительным и кощунственным. [32]
Современное использование
[ редактировать ]Иран
[ редактировать ]После падения династии Буидов в 1062 году титул Шаханшаха периодически использовался правителями Ирана вплоть до современной эпохи. Титул, переведенный как Шахиншах , используется на некоторых монетах Алп Арслана ( годы правления 1063–1072), второго султана Империи Сельджуков . [73]
Титул принял Исмаил I ( годы правления 1501–1524), основатель династии Сефевидов . После захвата Тебриза в 1501 году Исмаил провозгласил себя шахом Ирана и шаханшахом Ирана. [74] Термин шаханшах-е Иран, царь царей Ирана, широко известен как для периода Сефевидов, так и для предшествующего периода Тимуридов (когда он не использовался). [75] Надир-шах , основатель более поздней династии Афшаридов , принял титул шаханша в 1739 году, чтобы подчеркнуть свое превосходство над Мухаммад-шахом из Империи Великих Моголов в Индии. [76]
Титул Шаханшах также засвидетельствован Фатх-Али Шахом Каджаром из династии Каджаров (годы правления 1797–1834). Правление Фатх-Али отличалось помпезностью и тщательно продуманным судебным протоколом. [77] Портрет Фатх-Али 1813/1814 года содержит стихотворение с названием; «Это портрет шаханшаха, жителя небес / Или это восход солнца и образ луны?». [78]
Династия Каджаров была свергнута в 1925 году, на смену ей пришла династия Пехлеви . Оба правящих члена этой династии, Реза Шах Пехлеви (годы правления 1925–1941) и Мохаммад Реза Пехлеви (годы правления 1941–1979), до того, как они тоже были свергнуты в результате иранской революции в 1979 году, использовали титул Шаханшах . [79] Хотя Мохаммад Реза Пехлеви к тому времени правил шахом уже двадцать шесть лет, титул шаханшаха он принял только 26 октября 1967 года на пышной церемонии коронации, состоявшейся в Тегеране . Он сказал, что решил подождать до этого момента, чтобы принять этот титул, потому что, по его собственному мнению, он «не заслуживал этого» до этого момента; также записано, что он сказал, что «не было никакой чести быть императором бедной страны» (которым он считал Иран до того времени). [80] Нынешний глава изгнанного дома Пехлеви Реза Пехлеви II символически объявил себя Шаханшахом в возрасте 21 года после смерти своего отца в 1980 году. [81]
Ливия
[ редактировать ]В 2008 году ливийский лидер Муаммар Каддафи был удостоен титула «Король королей» после того, как собрание более 200 королей и вождей африканских племен одобрило использование им этого титула 28 августа того же года, заявив, что «Мы решили признать нашего братского лидера «королем королей, султанов, принцев, шейхов и мэров Африки». На встрече, состоявшейся в городе Бенгази , Каддафи были вручены подарки, в том числе трон, Коран 18-го века , традиционные наряды и страусиные яйца . На той же встрече Каддафи призвал своих гостей оказать давление на собственные правительства и ускорить процесс движения к единому африканскому континенту. Каддафи сказал присутствовавшим на встрече: «Мы хотим, чтобы африканские военные защищали Африку, мы хотим единой африканской валюты, мы хотим, чтобы один африканский паспорт позволял путешествовать по Африке». [82] [83] Позже международные СМИ назвали эту встречу «причудливой церемонией». [84]
Ссылки
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]- ^ Аккадский : шар шаррани ; [1] Иврит : מלק מלקים , латинизированный : мелек мелаким ; Древнеперсидский : Xšayaθiya Xšayaθiyānām ; [2] Среднеперсидский : шахан шах ; [3] Современный персидский : Шахншах , латинизированный : Шаханшах ; Греческий : Βασιλεὺς Βασιλέων , транслит. Басилеус Базилеон ; [4] Армянский : от короля к королю , латинизировано . ark'ayits ark'a ; Санскрит : महाराजाधिराज , латинизировано : Махараджадхираджа ; Грузинский : король с королем , Мепет-мепе ; [5] Геэз : Император , латинизировано: Nəgusä Nägäst. [6]
- ↑ Хотя титул, возрожденный Адудом ад-Даулой, является наиболее распространенной точкой зрения, некоторые скудные свидетельства позволяют предположить, что правители Буидов могли принять его на себя еще раньше, возможно, отец Даулы Рукн ад-Давла или дядя Имад ад-Давла . [34]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хэнди 1994 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и Царь царей Мидии и Урарту .
- ^ Jump up to: а б Юсель 2017 , стр. 331–344.
- ^ Jump up to: а б с Ольбрихт 2009 , стр. 165.
- ^ Пинкертон 1811 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Дежене 2007 , с. 539.
- ^ Yarshater 1989 .
- ^ Пасрича 1998 , с. 11. «На санскрите Чакраварти означает Царь царей».
- ^ Атикал и Партасарати (тр.) 2004 , с. 342.
- ^ Мукерс 1914 , с. 71.
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 485. ИСБН 978-81-317-1677-9 .
- ^ Андре Винк (2002). Аль-Хинд: Раннесредневековая Индия и распространение ислама, VII-XI вв . БРИЛЛ. п. 284. ИСБН 978-0-391-04173-8 .
- ^ Сингх, УБ (1998). Административная система в Индии: от ведической эпохи до 1947 года . Издательство АПХ. стр. 66–72. ISBN 978-81-7024-928-3 .
- ^ Патил, Мадхао П. (1999). Придворная жизнь при правителях Виджаянагара . Издательская корпорация БР. п. 200. ИСБН 978-81-7646-094-1 .
- ^ Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара, ред. (24 марта 2010 г.). Эпоха парфян . Издательство Блумсбери. п. 15. ISBN 978-0-85771-018-5 .
- ^ Карлссон 2017 , стр. 7.
- ^ Карлссон 2017 , стр. 10.
- ^ Осима 2017 , с. 655.
- ^ Левин 2002 , с. 362.
- ^ Тушпа (Ван) .
- ^ Английский 2011 , с. 20.
- ^ Английский 2011 , с. 21.
- ^ ДАРИУС IV. Дарий II .
- ^ Династия Ахеменидов .
- ^ Картрайт 2018 .
- ^ Симонетта 1966 , с. 18.
- ^ Дарьяи 2012 , с. 179.
- ^ Шиппманн 1986 , стр. 525–536.
- ^ Шайеган 2011 , с. 43.
- ^ Шайеган 2011 , с. 44.
- ^ Киа 2016 , стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1969 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Амедроз 1905 , с. 397.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1969 , с. 85.
- ^ Гольдшмидт 2002 , с. 87.
- ^ Маделунг 1969 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1969 , с. 87.
- ^ Клоусон и Рубин 2005 , с. 19.
- ^ Кабир 1964 , с. 240.
- ^ Амедроз 1905 , с. 395.
- ^ Амедроз 1905 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Амедроз 1905 , с. 398.
- ^ Фредриксмейер 2000 , стр. 136–166.
- ^ Английский 2011 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Английский 2011 , с. 28.
- ^ Котанский 1994 , с. 181.
- ^ Пастор Луис Баллестерос (1 января 2017 г.). «Фарнак II и его титул «Царь царей»» . Древний Запад и Восток .
- ^ Страбон, География .
- ^ Ольбрихт 2009 , стр. 178.
- ^ Гринвуд 2011 , с. 52.
- ^ Дзагнидзе 2018 .
- ^ Вашаломидзе 2007 , с. 151.
- ^ Хартманн 2001 , стр. 149 , 176 , 178 .
- ^ Jump up to: а б Андраде 2013 , с. 333 .
- ^ Андо 2012 , с. 210 .
- ^ Кобищанов 1979 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Кассий Дион, Римская история , Книга 49
- ^ Эрали, Авраам (2011). Первая весна: Золотой век Индии . Книги Пингвинов Индия. п. 368. ИСБН 978-0-670-08478-4 .
царица Балламахадеви из династии Алупа в южной Карнатаке много лет правила под мужским титулом Махараджадхираджа.
- ^ Саху, Северная Каролина (1981). История Ориссы . Наланда. п. 125.
Трибхубана-махадеви III, как и ее предшественница Притхвимахадеви, приняла императорские титулы Парама-бхаттарики, Махараджадхираджа Парамешвари.
- ^ Саху, Северная Каролина (1981). История Ориссы . Наланда. п. 126.
Дандимахадеви приняла императорский титул Парама-махешвари, Парама-бхаттарики, Махараджадхираджа Парамешвари.
- ^ Саху, Северная Каролина (1981). История Ориссы . Наланда. п. 126.
Она издала хартию Ангула и хартию Талтали, обе из которых не датированы. Первый был издан во время правления ее мужа, и там она описывается просто как Шри Дхарма-махадеви без какого-либо царского титула. На пластине Талтали она описана как Парама-бхаттарика-Махараджадхираджа Парамешвари.
- ^ Рэйфилд, Дональд (15 февраля 2013 г.). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 109. ИСБН 978-1-78023-070-2 .
Несмотря на сопротивление Тамары, брак был заключен немедленно: Лури был объявлен царем ( мепе ), но Тамар как мепета-мепе , дедопалта-дедопали (царь царей, царица цариц) осталась правящим монархом.
- ^ Рэпп, Стивен Х. (1997). Представляя историю на перепутье: Персия, Византия и архитекторы письменного грузинского прошлого . Том. 2. Мичиганский университет. п. 577. ИСБН 9780591308280 .
- ^ Йост Гипперт (ред.). «Академия наук Гелати: Фреска царских дарителей» . Проект Армази . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Глюк 2010 , с. 78.
- ^ Иисус как Царь царей .
- ^ Атлагич 1997 , с. 2.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 264.
- ^ Морриссон 2013 , с. 72.
- ^ Хрисос 1978 , с. 42.
- ^ Сахих аль-Бухари, Книга 73, Хадис 224 .
- ^ Сахих аль-Бухари, Книга 73, Хадис 225 .
- ^ СПГ , 208. Лот: 462.
- ^ Ленчовский 1978 , с. 79.
- ^ Иранская идентичность .
- ^ НАДЕР ШАХ .
- ^ Двор Фатх Али Шаха на церемонии салама Навруз .
- ^ Портрет сидящего Фатх Али Шаха .
- ^ Сайкал и Шнабель 2003 , с. 9.
- ^ Журнал National Geographic , стр. 9.
- ^ Гудспид 2010 .
- ↑ Каддафи назван «королем царей» .
- ↑ Каддафи: «король царей» Африки .
- ^ Адебахо 2011 .
Библиография
[ редактировать ]- Амедроз, Х.Ф. (1905). «Принятие титула Шаханшаха правителями Бувайхида». Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 5 : 393–399. JSTOR 42662137 .
- Андо, Клиффорд (2012). Имперский Рим, 193–284 годы нашей эры: критический век . Издательство Эдинбургского университета.
- Андраде, Натанаэль Дж. (2013). Сирийская идентичность в греко-римском мире . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01205-9 .
- Атикал, Иланко (2004). Чилаппатикарам: Сказка о ножном браслете . Перевод Партасарати, R. Penguin Books. ISBN 9780143031963 .
- Атлагич, Марко (1997). «Крест с символами S как геральдические символы» (PDF) . Баштина . 8 : 149–158. Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2013 г.
- Хрисос, Евангелос К. (1978). «Титул Βασιλευσ в ранневизантийских международных отношениях». Документы Думбартон-Окса . 32 : 29–75. дои : 10.2307/1291418 . JSTOR 1291418 .
- Клоусон, Патрик; Рубин, Майкл (2005). Вечный Иран: преемственность и хаос . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-6276-8 .
- Дарьяи, Турадж (2012). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 . Проверено 22 февраля 2019 г.
- Дежене, Соломон (2007). «Изучение Иддира: на пути к развитию контекстуальной теологии Эфиопии» . Исследования в области эфиопских исследований: избранные доклады 16-й Международной конференции по эфиопским исследованиям .
- Энгельс, Дэвид (2011). «Ближневосточный «феодализм» и распад Селевкидов». У К. Эриксона; Дж. Рамзи (ред.). Растворение Селевкидов. Затопление якоря . Висбаден: Харрасовиц. стр. 19–36. ISBN 978-3447065887 . Проверено 11 июня 2021 г.
- Фредриксмейер, Эрнст (2000). Босворт, AB; Бэйнхэм, Э.Дж. (ред.). Александр Великий и царство Азии . Александр Македонский в реальности и вымысле. Издательство Оксфордского университета.
- Глюк, ПК (2010). Суверенитет королей и правление ученых: конфликт парадигм (PDF) . Мичиганский университет.
- Гольдшмидт, Артур (2002). Краткая история Ближнего Востока (7-е изд.). Вествью Пресс. ISBN 978-0813338859 .
- Гринвуд, Тимоти (2011). Возникновение царств Багратуни Карс и Ани . Издательство Мазда.
- Хэнди, Лоуэлл К. (1994). Среди воинства Небесного: сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. ISBN 978-0931464843 .
- Хартманн, Удо (2001). Пальмиренская империя . Издательство Франца Штайнера. ISBN 978-3-515-07800-9 .
- Кабир, Мафизулла (1964). Династия Бувайхидов в Багдаде, 334/946–447/1055 гг . Калькутта: Иранское общество.
- Карлссон, Маттиас (2017). «Ассирийский царский титулярный титул в Вавилонии». S2CID 6128352 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - Каждан, Александр (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия . [2 тома]. АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Кобищанов, Юрий М. (1979). Аксум . Государственное издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-271-00531-7 .
- Котанский, Рой (1994). « Царь царей» на амулете из Понта». Греческие магические амулеты . стр. 181–201. дои : 10.1007/978-3-663-20312-4_36 . ISBN 978-3-663-19965-6 .
- Ленчовский, Джордж (1978). Иран под властью Пехлеви . Издательство Гуверовского института. ISBN 978-0817966416 .
- Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада» . Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 .
- Маделунг, Уилферд (1969). «Принятие титула Шаханшах Буйидами и «Царствование Дайлама (Давлат ад-Дайлама)» ». Журнал ближневосточных исследований . 28 (2): 84–108. дои : 10.1086/371995 . JSTOR 543315 . S2CID 159540778 .
- Мукерджи, Радха Кумуд (1914). Фундаментальное единство Индии (из индуистских источников) . Лонгманс, Грин и компания. OCLC 561934377 .
- Морриссон, Сесиль (2013). Демонстрация власти и характера Императора на рынке . Рутледж. ISBN 978-1409436089 .
- Нэшнл Географик . Том. 133, нет. 3. Март 1968 г. с. 299.
{{cite magazine}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - Ольбрихт, Марек (22 июня 2009 г.). «Митридат VI Евпатор и Иран». В Хойте, Якоб Мунк (ред.). Митридат VI и Понтийское царство . Орхусский университет. ISBN 978-87-7934-655-0 .
- Осима, Такаёси М. (2017). «Безумие Навуходоносора (Даниил 4:30): воспоминание об историческом событии или легенде?» . В Баручи-Унне — Амитай; Форти, Това Л.; Ахитув, Шмуэль; Эфал, Израиль; Тигай, Джеффри Х. (ред.). «И вот это случилось в те дни»: исследования по библейской, ассирийской и другой древней ближневосточной историографии, представленные Мордехаю Когану в день его 75-летия . Айзенбрауны. стр. 645–675. ISBN 978-1-57506-760-5 .
- Пасрича, Ашу (1998). Энциклопедия выдающихся мыслителей (т. 15: Политическая мысль Ч. Раджагопалачари) . Концептуальное издательство. ISBN 9788180694950 .
- Пинкертон, Джон (1811). Общий сборник лучших и интереснейших путешествий по всем частям света .
- Сайкал, Амин; Шнабель, Альбрехт (2003). Демократизация на Ближнем Востоке: опыт, борьба, вызовы . Издательство Университета Организации Объединенных Наций. ISBN 9789280810851 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шайеган, М. Рахим (2011). Аршакиды и сасаниды: политическая идеология в постэллинистической и позднеантичной Персии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521766418 .
- Шиппманн, К. (1986). «Аршакиды II. Династия Аршакидов» Энциклопедия Ирана, Том. II, Фаск. 5 . стр. 100-1 525–536.
- Симонетта, Альберто М. (1966). «Некоторые замечания о чеканке Аршакидов периода 90-57 гг. до н. э.». Нумизматическая хроника . 6 :15–40. JSTOR 42665068 .
- Сундерманн, В. (1988). «БАНБИШН». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 7 . Лондон и др.: Рутледж и Кеган Пол. стр. 678–679.
- Вашаломидзе, Г. София (2007). Положение женщин в древней Грузии: грузинские гендерные отношения, особенно в сасанидский период . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 9783447054591 .
- Яршатер, Эхсан (1989). «Персия или Иран, персидский или фарси» . Иранские исследования . XXII (1). Архивировано из оригинала 24 октября 2010 г.
- Юсель, Мухаммет (2017). «Уникальная драхмовая монета Шапура I». Иранские исследования . 50 (3): 331–344. дои : 10.1080/00210862.2017.1303329 . S2CID 164631548 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «6 библейских стихов об Иисусе как Царе царей» . bible.knowing-jesus.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- Адебахо, Адекей (2011). «Каддафи: человек, который станет королем Африки» . theguardian.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Династия Ахеменидов» . iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 г. Проверено 20 февраля 2019 г.
- Картрайт, Марк (12 марта 2018 г.). «Тушпа» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 20 февраля 2019 г.
- СПГ. «208. Лот:462» . cngcoins.com . Классическая нумизматическая группа . Проверено 24 мая 2021 г.
ИСЛАМСКИЕ, Сельджуки. Великий Сельджук. Мухаммад Алп Арслан. 455–465 гг. хиджры / 1063–1072 гг. н.э. АВ Динар (22мм, 1,90 г, 7ч). Гератская мята. Датировано 462 г. хиджры (1069/70 г. н.э.).
- «ДАРИУС IV. Дарий II» . iranicaonline.org . Проверено 20 февраля 2019 г.
- Дзагнидзе, Бая (2018). «Краткая история единственной женщины-короля Грузии» . theculturaltrip.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Каддафи: «король царей» Африки » . news.bbc.co.uk. 29 августа 2008 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Каддафи назван «королем царей» » . news24.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- Гудспид, Питер (2010). «Это мой долг» . rezapahlavi.org . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
- «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД» . iranicaonline.org . Проверено 23 февраля 2019 г.
- «Царь царей Мидии и Урарту» . melammu-project.eu . Проверено 19 февраля 2019 г.
- Киунгую, Кайли (2018). «Императрица Зевдиту: первая женщина-глава государства Эфиопии» . thisisafrica.me . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
- «НАДЕР ШАХ» . iranicaonline.org . Проверено 23 февраля 2019 г.
- «Портрет сидящего Фатх Али Шаха» . Hermitagemuseum.org . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Сахих аль-Бухари 6205» . amrayn.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Сахих аль-Бухари 6206» . amrayn.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Страбон, География» . perseus.tufts.edu . Проверено 20 февраля 2019 г.
- Тесфу, Джулианна (2008). «Императрица Зевдиту (1876–1930)» . blackpast.org . Проверено 21 февраля 2019 г.
- «Суд Фатх Али Шаха на церемонии салама Навруз» . rct.uk. Проверено 20 февраля 2019 г.
- «Тушпа (Ван)» . livius.org . Проверено 20 февраля 2019 г.