Эпистемическая привилегия
Эпистемическая привилегия или привилегированный доступ — это философская концепция , согласно которой определенное знание , например знание собственных мыслей , может быть воспринято непосредственно данным человеком, а не другими. [ 1 ] Это означает, что у человека есть доступ к своим собственным мыслям и прямое самопознание таким образом, которого нет у других. [ 2 ] Эта концепция может также относиться к идее привилегированного, неперспективного доступа к знаниям о реальности или о вещах, выходящих за рамки собственного разума . [ 3 ] Эпистемическую привилегию можно охарактеризовать двумя способами:
- Положительная характеристика : привилегированный доступ осуществляется посредством самоанализа .
- Отрицательная характеристика : знания, полученные в результате привилегированного доступа, не основаны на доказательствах .
Анализ
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Все еще преобладающая традиционная позиция утверждает, что каждый из нас на самом деле имеет привилегированный доступ к своим собственным мыслям. Декарт является парадигматическим сторонником такой точки зрения (хотя «привилегированный доступ» является анахроничным ярлыком для его тезиса):
Отвергая таким образом все, в чем мы можем иметь малейшее сомнение, и даже воображаем, что это ложно, мы легко предполагаем, что нет ни Бога, ни неба, ни тел, и что у нас самих даже нет ни рук, ни ног, ни , наконец, тело; но мы не можем точно так же предполагать, что это не так, пока мы сомневаемся в истинности этих вещей; ибо противно думать, что то, что думает, не существует в то самое время, когда оно думает. Соответственно, знание «Я ДУМАЮ, ПОЭТОМУ Я ЕСМЬ» — это первое и самое достоверное, что приходит в голову тому, кто философствует упорядоченно. [ 4 ]
По мнению Декарта, у нас по-прежнему есть привилегированный доступ даже в сценарии сомнений . То есть для него мы сохраняли бы самопознание даже в тех крайних ситуациях, в которых мы не можем иметь знания ни о чем другом.
Гилберт Райл , с другой стороны, придерживается диаметрально противоположной точки зрения. Согласно бихевиоризму Райла, каждый из нас знает свои мысли так же, как мы знаем мысли других. Мы узнаем мысли других только через их языковое и телесное поведение и должны делать то же самое, чтобы узнать наши собственные мысли. Привилегированного доступа нет. У нас есть доступ только к тому, что мы думаем, основываясь на доказательствах, полученных в результате наших собственных действий.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайль, Джон (1988). «Привилегированный доступ». Разум . 97 (386): 238–251. дои : 10.1093/mind/XCVII.386.238 . JSTOR 2255168 .
- ^ Гертлер, Бри. «Самопознание» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весны 2020 г.).
- ^ См., например: Аппель, Фредрик (1996). «Объективная точка зрения: ницшеанский рассказ». История философии Ежеквартальный журнал . 13 (4): 483–502. JSTOR 27744724 .
- ^ Декарт, Рене. 1641, Основы философии , Часть I, VII [1] .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд Дэвидсон , 1987, Познание собственного ума
- Декарт, Рене, 1641 (на латыни) и 1647 (исправленный перевод на французский язык), Размышления о первой философии.
- Декарт, Рене 1641, Основы философии [2]
- Гилберт Райл, 1966, «Самопознание».
- Джозеф Агасси , «Привилегированный доступ», Расследование, 12, 1969, 420–6. Перепечатано в его журнале Science in Flux , Boston Studies in the Philosophy of Science, Vol. 28, стр. 120–6.