Старый ишув
Старый ишув |
---|
![]() |
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
Старый ишув ( ивр . היישוב הישן , хаИшув хаЯшан ) — еврейская община региона Палестины в период Османской империи . [ 1 ] вплоть до начала волны сионистской алии и консолидации Нового ишува к концу Первой мировой войны . В отличие от Нового ишува, для которого характерны светские и сионистские идеологии, продвигающие труд и самодостаточность, Старый ишув в основном состоял из религиозных евреев , которые полагались на внешние пожертвования ( халукка ) для поддержки.
Старый ишув возник после значительного упадка еврейских общин по всей Земле Израиля в период поздней античности и раннего средневековья и состоял из трех групп. первых, ладино говорящие на еврейские общины сефардов поселились в регионе в период позднего мамлюка и раннего османского периода наряду с арабоязычными Во - общинами мустаараби , которые уже жили там еще до прихода ислама и были арабизированы в культурном и языковом отношении . Во-вторых, евреи-ашкенази иммигрировали из Европы в XVIII и начале XIX веков, образовав еще одну группу. Наконец, третья волна членов ишува прибыла в конце 19 века. [ 2 ] родом из Европы, Северной Африки , Йемена , Персии и Кавказа . [ 3 ] Эти миграции привели к возникновению двух отдельных общин внутри Старого ишува — сефардов ( включая мустаарабим ) и аскеназимов. [ 4 ]
Помимо центров Старого Ишува в Четырех Священных Городах , а именно Иерусалиме , Хевроне , Тверии и Цфате , более мелкие общины также существовали в Яффо , Хайфе , Пекине , Акко , Наблусе и Шфараме . Петах-Тиква , хотя и была основана в 1878 году Старым Ишувом, тем не менее, также пользовалась поддержкой прибывших сионистов.
Термин «Старый ишув» был придуман членами « Нового ишува » в конце 19 века. Сегодня ученые в целом сходятся во мнении, что термин «Старый ишув» не означает строго хронологию или демографию, поскольку многие общины, подпадающие под этот термин, прибыли во второй половине XIX века. К концу османского периода различия между старым ишувом и новым ишувом стали размытыми, особенно в городских кварталах и сельскохозяйственных поселениях. [ 2 ] В конце 19 века Старый ишув составлял 0,3% евреев мира, что составляло 2–5% населения палестинского региона . [ 5 ] [ 6 ] Основание Ришон-ле-Циона , первой мошавы, основанной Ховевей-Ционом в 1882 году, можно считать истинным началом «Нового ишува».
Фон
[ редактировать ]Хотя динамичный еврейский центр продолжал существовать в Галилее после иудейско-римских войн , его значение уменьшилось из-за усиления византийских преследований и отмены Синедриона в начале V века. Еврейские общины южного Леванта под властью Византии пришли в окончательный упадок в начале VII века, а с еврейским восстанием против Ираклия и мусульманским завоеванием Сирии численность еврейского населения значительно сократилась.
В раннем средневековье еврейские общины южного Билад аш-Шама (Южная Сирия), жившие как зимми под властью мусульман, были рассредоточены по ключевым городам военных округов Джунд Филастин и Джунд аль-Урдунн , с рядом бедных Еврейские деревни, существующие в Галилее и Иудее.
Несмотря на временное возрождение, Третья и Четвертая Фитны (гражданские войны среди арабов-мусульман) изгнали многих немусульман из страны без каких-либо свидетельств массового обращения, за исключением самаритян . [ 7 ]
Период крестоносцев ознаменовал наиболее серьезный упадок, продолжавшийся до XII века. Маймонид путешествовал из Испании в Марокко и Египет и оставался на Святой Земле , вероятно, где-то между 1165 и 1167 годами, прежде чем поселиться в Египте. [ 8 ] Затем он стал личным врачом Саладина , сопровождая его во время его военных кампаний против Иерусалимского королевства .
После поражения крестоносцев и завоевания Иерусалима он призвал Саладина разрешить переселение евреев в город, и несколько сотен представителей давно существовавшей еврейской общины Ашкелона переселили Иерусалим. Небольшие еврейские общины в то время также существовали в секторе Газа и в заброшенных деревнях по всей верхней и нижней Галилее. [ нужна ссылка ]
Иммиграция . группы из 300 евреев во главе с тосафистами из Англии и Франции в 1211 году [ 9 ] им пришлось очень тяжело по прибытии в регион, так как у них не было финансовой поддержки и перспектив зарабатывать на жизнь. Подавляющее большинство поселенцев было истреблено крестоносцами , прибывшими в 1219 году, а немногим выжившим было разрешено жить только в Акре . Их потомки смешались с коренными еврейскими жителями, которых называли Мустарабим или Магрибим , а точнее Машрики ( Муришкес ). [ 10 ]
В период мамлюков (1260–1517 гг.) Еврейское население увеличилось, особенно в Галилее, но Черной смерти эпидемия сократила демографию страны как минимум на одну треть. Цфат и Иерусалим были крупнейшими еврейскими городскими районами, заменив Тверию, Акру и Тир. [ 11 ]
В 1260 году раввин Йехиэль из Парижа прибыл в Эрец-Исраэль, в то время входившую в состав империи мамлюков , вместе со своим сыном и большой группой последователей, поселившись в Акре. [ 12 ] [ 13 ] Там он основал талмудическую академию «Мидраш ха-Гадоль де Пари» . [ 14 ] Считается, что он умер там между 1265 и 1268 годами и похоронен недалеко от Хайфы, на горе Кармель . Нахманид прибыл в 1267 году и также поселился в Акре. [ 15 ] [ 16 ]
В 1488 году, когда Обадия Бертиноро прибыл во владения мамлюков в Сирии и регулярно отправлял письма своему отцу в Италию, [ 17 ] многие представители диаспоры стали считать возможным жить в мамлюкской Сирии.
История
[ редактировать ]История Израиля |
---|
![]() |
![]() |
Возрождение
[ редактировать ]
С 1360 года, когда Людовик I Венгерский издал указ об изгнании , еврейский народ искал убежища в Османской империи . [ 18 ] В 1492 году и снова в 1498 году, когда евреи-сефарды были изгнаны из Испании и Португалии соответственно, беженцы мигрировали в Землю Израиля , которая перешла из рук в руки от мамлюков к османам после второй османско-мамлюкской войны , и османская терпимость рассматривалась как альтернатива. христианским гонениям. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Джозефу Наси , при финансовой поддержке и влиянии своей тети Грасии Мендес Наси , удалось в 1561 году переселить Тверию и Цфат евреями-сефардами, многие из которых были бывшими анусимами . [ 22 ]
С середины 16 века Цфат стал самым влиятельным центром еврейского мистицизма и, в основном, традиционной галахи , где проживал ряд важных раввинов и ученых. [ 23 ] [ 24 ] Среди них были раввины Яков би Рав , Моисей бен Якоб Кордоверо , Йосеф Каро , Авраам бен Элиэзер Халеви и Исаак Лурия . В это время в Иерусалиме существовала небольшая община, возглавляемая раввином Леви ибн Хавивом, также известная как Маральбах . В 1620 году из Праги прибыл раввин Ешайе Горовиц , Шела Хакадош . [ нужна ссылка ]
Галилея, ставшая важнейшим еврейским центром, просуществовала недолго. К началу 17 века друзы Маан начали борьбу за власть, которая привела к серьезной нестабильности в Горном Ливане и Галилее, разрушая еврейские общины. Экономические сдвиги также привели к негативным демографическим движениям, и еврейское население Галилеи значительно сократилось. [ нужна ссылка ]
Наконец, в 1660 году Тверия и Цфат были превращены в руины связанными с Османской империей друзскими военачальниками во время борьбы за власть друзов в 1658–1667 годах , а оставшиеся евреи бежали до Иерусалима. Хотя евреи вернулись в Цфат в 1662 году, он стал мусульманским центром османского Цфата Санджака . [ нужна ссылка ]
Иуда ХеХасид
[ редактировать ]В 1700 году Иуда ХеХасид , магид из Шедлица , Речи Посполитой совершил алию и поселился в Иерусалиме. [ 25 ] Вместе с ним приехала группа из более чем 1500 евреев-ашкенази , хотя некоторые источники утверждают, что на самом деле прибыло только 300 человек. [ 26 ] В то время еврейское население Старого города Иерусалима было в основном сефардским : 200 евреев-ашкенази по сравнению с сефардской общиной в 1000 человек. Иммигранты-ашкенази прислушались к призыву Иуды Хе-Хасида, который ходил из города в город, выступая за возвращение на Землю. Израиля, чтобы выкупить свою землю. Почти треть группы умерла от лишений и болезней во время долгого путешествия. По прибытии в Святую Землю они сразу же отправились в Иерусалим. Через несколько дней Иуда ХеХасид умер. Выжившие заняли деньги у местных арабов на строительство синагоги, но вскоре у них закончились средства, и они заняли еще деньги под очень высокие проценты. [ 26 ] [ оспаривается – обсуждаем ] В 1720 году, когда они не смогли выплатить свои долги, арабские кредиторы ворвались в синагогу, подожгли ее и разрушили их дома. Евреи бежали из города, и в течение следующего столетия любой еврей, одетый в ашкеназскую одежду, подвергался нападениям. [ 26 ] Некоторые из оставшихся евреев-ашкенази начали одеваться как евреи-сефарды. Одним из известных примеров является Авраам Гершон из Китова . [ нужна ссылка ]
Хасиды и перушим
[ редактировать ]В 18 веке группы хасидов и перушим поселились в Эрец Исраэль, в то время в Османской Южной Сирии. раввин Нахман из Городенки , ученик и тесть Баал Шем Това поселился В 1764 году в Тверии . Согласно «Алиосу в Эрец Исраэль», он уже был в Южной Сирии в 1750 году.
В 1777 году в этом районе поселились хасидские лидеры раввин Менахем Мендель из Витебска и раввин Авраам из Калиски , ученики маггида Дов Бера из Мезерича . Миснагдим начали прибывать в 1780 году. Большинство из них поселились в Цфате или Тверии, но некоторые основали еврейскую общину ашкенази в Иерусалиме, восстановив руины синагоги Хурва , разрушенной синагоги Иуды ХеХасида.
Начиная с 1830 года около двадцати учеников Моисея Софера поселились в Южной Сирии, почти все в Иерусалиме. [ 27 ]
Правление Ибрагим-паши
[ редактировать ]
С 1831 по 1840 год Сирия находилась под властью египетского наместника Мухаммеда Али и его сына Ибрагима-паши, которые фактически распространили египетское господство на Дамаск, вытеснив османов на север. В течение этого периода ряд событий сильно нарушил демографический состав страны, став ареной для сирийских крестьянских восстаний 1834 года и восстания друзов 1838 года , которые оказали большое влияние на старый ишув.
Наибольший ущерб в виде жизней и имущества был нанесен еврейским общинам Цфата и Хеврона. Кроме того, землетрясение в Галилее 1837 года разрушило Цфат, убило тысячи его жителей и способствовало восстановлению Иерусалима как главного центра Старого ишува.
В целом терпимый к меньшинствам, Ибрагим-паша поддерживал еврейские и христианские общины Южной Сирии , но в целом его неспокойный период правления считается, вероятно, худшим этапом для развития Старого Ишува.
Восстановленное османское правление
[ редактировать ]
С восстановлением османского владычества в 1840 году при вмешательстве Великобритании и Франции в регионе начался серьезный рост населения: с 250 000 в 1840 году до 600 000 к концу 19 века. Хотя большая часть прироста была мусульманской, численность еврейской общины постепенно росла.
В конце 19 века был основан ряд новых еврейских общин, в том числе Мишкенот Шаананим , построенная британским еврейским банкиром и филантропом сэром Мозесом Монтефиоре в 1860 году как богадельня, оплаченная имением американского еврейского бизнесмена из Нью-Йорка. Орлеан , Иуда Туро ; [ 28 ] и Петах-Тиква , основанная в 1878 году.
Экономика
[ редактировать ]Готовый
[ редактировать ]Многие из евреев-иммигрантов в то время были пожилыми и иммигрировали, чтобы умереть на Святой Земле, тогда как большинство евреев Старого Ишува веками жили в четырех священных городах: Цфате, Хевроне, Иерусалиме и Тверии. Эти евреи были посвящены молитве и изучению Торы, Талмуда или Каббалы и не имели независимого источника жизни.
Поскольку эти евреи выполнили талмудическую заповедь Бога о том, что еврейский народ должен жить на Земле Израиля, чтобы спровоцировать приход Мессии, и, отчасти, когда они молились о благополучии еврейской диаспоры . система еврейской благотворительности, называемая халукка Для их поддержки возникла «раздача».
Будучи живым населением, религиозные евреи Старого Ишува помогли диаспоре сохранить более прочную и глубокую связь с Землей Израиля. В обмен диаспора оказывала общинам финансовую поддержку, которая была экономической помощью жителям Старого Ишува. Евреи в диаспоре соблюдали еврейские религиозные традиции 613 заповедей и цдака (благотворительные пожертвования или действия). Многие из прибывших были известными знатоками Торы, чьи общины сочли за честь быть представленными и регулярно присылали им маамодот «стипендии». Сеть колель была создана много лет назад в еврейских общинах по всему миру для финансовой поддержки друг друга, находясь под гражданской властью и опекой правительств стран, в которых жили евреи.
Деньги для этой цели собирались в еврейских общинах по всему миру для распределения среди различных колелей, которые были соответственно созданы (по стране или общине происхождения) в Старом ишуве, особенно в Иерусалиме. С 13-го века до начала 20-го века еврейские общины Старого Ишува отправляли эмиссаров ( шлихим или мешуллахим ) для сбора денег для пропитания.
Система халукка , которая поощряла зависимость от благотворительности, в последующие годы подвергалась резкой критике как неэффективная, особенно когда в Европе возник сионизм (1830–1880-е годы). В этот период произошел переход от традиционных форм благотворительности к усилиям «самопомощи» и продуктивности как в Земле Израиля, так и в Диаспоре. [ 29 ]
Этрог экспорт
[ редактировать ]
Экспорт этрогов также был источником дохода для Старого Ишува. Это предшествовало идее «Любителей Сиона» о возвращении к земле и еврейскому сельскому хозяйству, до которых этроги ( цитроны ) для использования во время Суккота выращивались исключительно арабскими крестьянами, а затем продавались евреями.
По словам Джейкоба Сафира , [ 30 ] бизнес по производству этрогов был монополизирован сефардским колелем еще до 1835 года. Они заключили контракт с арабскими производителями Умм аль-Фахма на все свое потомство цитрона Балади . В 1840-х годах они также сыграли важную роль в выведении греческого цитрона, который уже выращивался на принадлежащих евреям фермах. [ 31 ]
В 1870-х годах сефарды перешли на греческую разновидность, и партнеры ашкенази Салант взяли на себя бизнес Балади. Через некоторое время разгорелся спор по поводу его статуса кашрута . [ 32 ]
Раввин Хаим Элозор Вакс , президент Купата. Раввин Меир Баал Ханесс , колель Варшавы, сыграл важную роль в том, чтобы сделать этроги доступными для продажи в еврейских общинах ашкенази в Европе . Он посадил тысячи деревьев в пожертвованном фруктовом саду недалеко от Тверии и передал доходы Варшавскому коллелю.
Сельскохозяйственный поселок
[ редактировать ]В целом Старый ишув не участвовал в создании сельскохозяйственных общин, которое всерьез начали иммигранты, прибывшие из Восточной Европы начиная с 1870-х и 1880-х годов. [ 33 ] во многом связан с Ховевей-Ционом . С этой целью члены Ховевей Цион, в том числе филантроп Исаак Лейб Гольдберг, приобрели землю у правительства Османской империи и местных жителей.
Хотя раньше была некоторая поддержка со стороны религиозных евреев в Европе, таких как раввин Цви Хирш Калишер из Торна , который опубликовал свои взгляды в Дришат Цион. [ 34 ] — Ховевей-Цион столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны религиозной общины, которая, например, настаивала на принятии древних и неэффективных библейских правил ведения сельского хозяйства. [ 35 ]
Еда
[ редактировать ]В еврейских общинах Старого ишува хлеб пекли дома. Люди покупали муку оптом или брали собственную пшеницу, чтобы перемолоть ее в муку и выпекать хлеб в кирпичных или глинобитных печах.
Небольшие коммерческие пекарни были созданы в середине 19 века. [ 36 ] Пшеничная мука использовалась для приготовления халы и печенья, обычного хлеба и кулинарии. Из-за нехватки высушенного хлеба делали пудинг, известный как бойос-де-пан . [ 37 ]
Молоко обычно предназначалось для беременных женщин или больных. миндальное молоко В качестве заменителя часто использовалось . Лабне или кислое молоко иногда покупали у арабских крестьян. Сефарды хранили мягкий сыр в банках с соленой водой, чтобы сохранить его. [ 37 ]
В 1870-х годах мясо было редкостью, и его ели в субботу и на праздниках , но к концу 19 века оно стало более доступным; однако курица оставалась предметом роскоши. Мясо в основном было говядиной, но ели козлятину и баранину, особенно весной. Были использованы почти все части животного. [ 37 ]
Свежая рыба была редкой и дорогой пищей в Иерусалиме, особенно зимой. Соленую треску замачивали, а затем готовили как для будних, так и для субботних блюд. Сефарды также отдавали предпочтение рыбе под названием «гратто» и сардинам . Еще одна доступная рыба - бури ( кефаль ). [ 37 ]
Даже до конца XIX века и ашкенази , и сефарды в Иерусалиме запасали на зиму большое количество продуктов питания. В семьях сефардов в их число входили рис, мука, чечевица, фасоль, оливки и сыр. Ашкенази хранили вино, спиртные напитки, оливки, кунжутное масло и пшеницу.
В конце лета большое количество яиц упаковывали в гашеную известь на зиму . Большинство сефардских и ашкеназских семей также покупали большое количество винограда для изготовления вина. Мариновали также оливки, а сефарды мариновали баклажаны. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев и иудаизма в Земле Израиля
- История сионизма
- Палестинские евреи
- Мой Шеарим
- Йемин Моше
- Mishkenot Sha'ananim
- Эда Ха-Чареидис
- Иегошуа Лейб Дискин
- Йосеф Хаим Зонненфельд
- Джейкоб Исраэль де Хаан
- Семья Монсон из Иерусалима
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Разрушение и реконструкция - Еврейский квартал. На протяжении 400 лет османского правления в Иерусалиме проживала еврейская община в стенах Старого города . Община, которую мы называем «Старым ишувом», не была единой, сплоченной единицей. До начала 19 века община состояла в основном из евреев -сефардов , потомков изгнанников из Испании, с евреями-ашкенази ( хасидами и митнагдим ) и мизрахи в меньшинстве. Начиная с середины 18 века евреи-ашкенази начинают селиться в городе, но не на длительный период. [1] Архивировано 1 апреля 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Гудрун Кремер, История Палестины: от османского завоевания до основания государства Израиль, Princeton University Press, 2008, стр.104.
- ^ Бартель, Израиль. «Гаарец и Иудея». В Бен-Наа, Ярон; Хелд Дилахроза, Михал (ред.). Старое испанское поселение в Земле Израиля (на иврите). Институт Бен-Цви по изучению израильских общин на востоке Яд Бен-Цви и Еврейский университет. п. 16. ISSN 1565-0774 .
- ^ Авраам П. Блох, Один в день: антология еврейских исторических годовщин на каждый день года , Издательство KTAV, 1987, ISBN 978-0-88125-108-1 , M1 Google Print, с. 278 .
- ^ По оценкам, 24 000 евреев в Палестине в 1882 году составляли всего 0,3% еврейского населения мира: см. On, Raphael R. Bar. «СЛЕДУЮЩАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ КАК ИСТОЧНИК ДАННЫХ О ЕВРЕЯХ». Труды Всемирного конгресса иудаистов (1969): 31*-41*. http://www.jstor.org/stable/23524099 .
- ^ Мендель, Йонатан (5 октября 2014 г.). Создание израильского арабского языка: безопасность и политика в арабских исследованиях в Израиле . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 188. ИСБН 978-1-137-33737-5 .
Примечание 28: Точный процент евреев в Палестине до возникновения сионизма неизвестен. Однако, вероятно, она колебалась от 2 до 5 процентов. Согласно османским записям, в 1878 году на территории нынешнего Израиля/Палестины проживало 462 465 человек. Из этого числа 403 795 (87 процентов) были мусульманами, 43 659 (10 процентов) христианами и 15 011 (3 процента) евреями (цитата по Алану Даути, Израиль/Палестина, Cambridge: Polity, 2008, стр. 13). . См. также Марк Тесслер, «История израильско-палестинского конфликта» (Блумингтон, Индиана: Indiana University Press, 1994), стр. 43 и 124.
- ^ Гил, Моше (27 февраля 1997 г.). История Палестины, 634–1099 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521599849 – через Google Книги.
- ^ Герберт Алан Дэвидсон, Моисей Маймонид: Человек и его произведения, Oxford University Press, 2005, стр. 28–30.
- ^ Канарфогель, Ефрем (январь 1986 г.). «Алия «трехсот раввинов» в 1211 году: тосафистское отношение к поселению в Земле Израиля» . Еврейский ежеквартальный обзор . 76 (3): 191–215. дои : 10.2307/1454507 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1454507 .
- ^ Описание Муришек цитируется в וזה שער השמים из שאלי שלום ירושלים, автор которого участвовал в алие «хасидов». Раввин Шломо Сюзен, со времен Бет Йосефа , был известен как потомок Муришек. [ нужна ссылка ]
- ^ ЭРЛИХ, МИХАИЛ (22 декабря 2020 г.). «Еврейские общины Цфата и Иерусалима в четырнадцатом веке» . Журнал Королевского азиатского общества . 31 (4): 711–720. дои : 10.1017/s1356186319000506 . ISSN 1356-1863 .
- ^ Образование Джафи . Архивировано 13 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Бионоты Лукштейна» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2014 г. Проверено 26 июня 2008 г.
- ^ «Еврейская история» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года.
- ^ Шейн, Сильвия (1996-01-01), «Между Востоком и Западом: Латинское Иерусалимское королевство и его еврейские общины как коммуникационный центр (1099–1291)» , Коммуникация в еврейской диаспоре , BRILL, стр. 141–169. , doi : 10.1163/9789004679184_012 , ISBN 978-90-04-67918-4 , получено 8 июля 2024 г.
- ^ Яхалом, Шалем (30 декабря 2008 г.). «Историческая справка об Акре Нахманида <i>Проповедь на Рош ха-Шана</i>: Укрепление каталонского центра» . Сефарад . 68 (2): 315–342. дои : 10.3989/sefarad.2008.v68.i2.467 . ISSN 1988-320X .
- ^ Джейкобс, Мартин (14 августа 2014 г.). Переориентация Востока: еврейские путешественники в средневековый мусульманский мир . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-9001-1 .
- ^ Инальчик, Халил (20 ноября 2010 г.), «VI. Евреи-сефарды в Османской империи», От империи к республике , Gorgias Press, стр. 105–114, doi : 10.31826/9781463230098-007 , ISBN 978-1-4632-3009-8 , получено 8 июля 2024 г.
- ^ Леманн, Матиас Б. (2008). «Переосмысление сефардской идентичности: евреи и другие евреи в Османской Палестине» . Еврейские социальные исследования . 15 (1): 81–109. ISSN 0021-6704 . JSTOR 40207035 .
- ^ Кафише, М. (01 января 2009 г.), «II гражданство в Палестине под властью Османской империи» , Международно-правовые основы палестинского гражданства , Брилл Ниджхофф, стр. 25–44, doi : 10.1163/ej.9789004169845.i- 254.14 , ISBN 978-90-04-18084-0 , получено 11 сентября 2024 г.
- ^ Рэй, Джонатан (2009). «Иберийское еврейство между Западом и Востоком: еврейское поселение в Средиземноморье шестнадцатого века» . Средиземноморские исследования . 18 : 44–65. дои : 10.2307/41163962 . ISSN 1074-164X . JSTOR 41163962 .
- ^ Бирнбаум, Марианна Д. (1 января 2003 г.). Долгий путь Грасии Мендес . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9241-67-1 .
- ^ Файн, Лоуренс (01 ноября 2011 г.), «4 новых подхода к изучению каббалистической жизни в Цфате XVI века» , Еврейский мистицизм и каббала , New York University Press, стр. 91–112, doi : 10.18574/nyu/ 9780814732885.003.0008 , ISBN 978-0-8147-3288-5 , получено 8 июля 2024 г.
- ^ Рудерман, Дэвид Б.; Велтри, Джузеппе (23 апреля 2004 г.). Культурные посредники: еврейские интеллектуалы в Италии раннего Нового времени . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3779-5 .
- ^ Машиах, Амир (14 декабря 2021 г.). «Вестники сионизма как теологические революционеры» . Религии . 12 (12): 1100. дои : 10.3390/rel12121100 . ПроКвест 2612837162 . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Россофф, Довид. «Синагога Чурва в Иерусалиме» . www.jewishmag.com . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Талмидей Хатем Софер беЭрец Хакодеш, Иерусалим, 1945 г.
- ↑ Уличные люди , Хельга Дудман, «Джерузалем Пост/Карта», 1982, стр. 21–22.
- ^ Шалом, Биньямин Иш (1 января 1993 г.). Рав Авраам Ицхак Хакоэн Кук: между рационализмом и мистицизмом . СУНИ Пресс. ISBN 9780791413692 – через Google Книги.
- ^ HaLevanon 14 № 2. Архивировано 21 июля 2007 г. на Wayback Machine , стр. 4.
- ^ HaLevanon 14 № 14 - страница 4. Архивировано 21 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ там же и Кунтрес При Эц Хадар (Иерусалим תרל"ח). Архивировано 10 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ [2] «Мандат для Палестины - Промежуточный отчет об обязательном тексте Лиги Наций / Декларации Бальфура (30 июля 1921 г.)»
- ^ Ха-Леванон 8 - № 21
- ^ «Хибат Цион» .
- ^ Гур, Яна, Книга новой израильской еды: кулинарное путешествие , Шокен (2008) ISBN 0-8052-1224-8 стр. 158–160
- ^ Jump up to: а б с д и Купер, Джон, Ешьте и будьте довольны: социальная история еврейской еды , Нью-Джерси, Jason Aronson Inc., 1993, ISBN 0-87668-316-2 стр. 124–128
Библиография
[ редактировать ]- Парфитт, Тюдор (1987) Евреи в Палестине, 1800–1882. Королевское историческое общество занимается изучением истории (52). Вудбридж: опубликовано Бойделлом для Королевского исторического общества.
- Блау, Моше, Аль Хомотеха Йерушалаим на твоих стенах, Иерусалим, иврит , Бней-Брак (1968)
- Раввин Гедалия, Шаали Шелом Йерушалаим , иврит , Берлин (1726) — воспоминания участника алии раввина Иегуды Хасида
- Россофф, Довид « Там, где небеса касаются земли: еврейская жизнь в Иерусалиме от средневековья до наших дней» , Guardian Press, Иерусалим, 6-е изд., (2004) ISBN 0-87306-879-3
- Софер, Йосеф Моше, Моро ДеАро Исроэль , иврит , Иерусалим (2003)
- Сольд, Генриетта , Недавний еврейский прогресс в Палестине в американском еврейском ежегоднике (1915–16)
- Иегошуа, Иаков, Хабайт и Хаарехов б'Йерушалаим Хаешана (Дом и улица в Старом Иерусалиме), иврит , Иерусалим, Рубиновая месса (1961)
- В Ливане Том. 11 и 42 , Еврейский , Майнц, 1875 г.
- В Ливане Том. 11 и 43 , Еврейский , Майнц, 1875 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]