Пракрит
Пракрит | |
---|---|
Географический распределение | Индийский субконтинент |
Лингвистическая классификация | Индоевропейский
|
ИСО 639-2 / 5 | для |
глоттолог | середина 1350 (Поздний средний индоарийский) |
Слово «Пракрит» (здесь Пра-кри-те ) в письме позднего брахми в каменной надписи Мандсаур Яшодхармана-Вишнувардхана , 532 г. н.э. [1] |
Пракрит ( / ˈ p r ɑː k r ɪ t / [а] ) — группа разговорных среднеиндоарийских языков , которые использовались на Индийском субконтиненте примерно с III века до нашей эры до VIII века нашей эры. [2] [3] Термин Пракрит обычно применяется к среднему периоду среднеиндоарийских языков, исключая более ранние надписи и пали . [4]
Этимология
[ редактировать ]Почти все коренные грамматисты- пракриты называют пракриты так, потому что они происходят от исходного языка (пракрити), которым является санскрит . Таким образом, название пракрита указывает на то, что их происхождение зависит от санскрита и сами по себе не являются пракрити (или первоначальными языками, возникшими независимо от санскрита):
- Согласно « Пракрта Пракаша» , древней пракритской грамматике, «Самскртам — это пракрити (источник) — и язык, который возникает в этой пракрити или исходит из нее, поэтому называется пракритам».
- Хемачандра (джайнский грамматик X века, живший в Гуджарате) в своей грамматике санскрита и пракрита под названием Сиддха-Хема-Шабданушасана определяет происхождение пракрита как санскрит: «пракритих самскритам, татрабхавам тата агата ва прак ритам" [5] [6] [Санскрит — это пракрити (источник) — и Пракрита называется так потому, что она либо «происходит из» санскрита, либо «приходит из» санскрита.]
- Другой грамматик пракрита, Марканая , пишет в своей грамматике практасарвасва - «Пракриг Сахскрита, татрабхава -пракхат -уди» [санскрит называется пракрити (происхождение), и от там прародий ». [6]
- Дханика в своем комментарии «Дашарупакавалока» к Дашарупаке (одному из наиболее важных трактатов, объясняющих 10 типов индийской драмы) говорит: «пракрити (источник) происходит пракритам, и это пракрити Санскрит] [6]
- Симхадеваганин, комментируя Вагбхаталанкару, пишет: «пракритех самскртад агатам пракритам» [с санскрита (который является источником, т.е. Пракрити) - происходит Пракрит] [6]
- Пракритачандрика (грамматика Пракрита) говорит: «пракритих самскритам, татрабхаватват пракритам смритам» [Санскрит — это пракрити, следует помнить, что пракритам происходит от этого (пракрити)] [6]
- Пракриташабдапрадипика Нарасимхи говорит: «пракритех самскртайасту викритих пракрити мата». [6]
- Шадбхашачандрика Лакшмидхары говорит то же самое, что и выше: «пракритех самскртайасту викритих пракрити мата» [Изменения/изменения (викрити) оригинального санскрита - известны как Пракрит] [6]
- Васудева в своем комментарии Пракритасамдживани к «Карпураманджари» Раджашекхары говорит: «пракритасйа ту сарвамева самскритам йоних» [санскрит — мать всего Пракрита] [6]
- Нараяна в своем комментарии «Расика-сарвасва» к «Гитаговиндам» Джаядевы говорит: «самскртат пракритам иштам тато 'пабхрамшабхашанам». т.е. апабхрамша] [6]
- Шанкара в своем комментарии «Расачандрика» к «Абхиджнанашакунтале» (пьесе Калидасы) говорит нечто несколько отличное от вышеизложенного: «самскртат пракритам шрештхам тато 'пабхрамшабхашанам» крит, и от него происходит искаженная речь, т.е. апабхрамша] [6]
Словарь Монье Монье-Вильямса (1819–1899) и других современных авторов, однако, интерпретирует это слово в противоположном смысле: «наиболее частые значения термина пракрита , от которого происходит слово «пракрит», таковы». исходный, естественный, нормальный», и этот термин происходит от пракрити , «создание или размещение до или вначале исходной или естественной формы или состояния чего-либо, исходной или первичной субстанции».
Определение
[ редактировать ]Современные ученые использовали термин «Пракрит» для обозначения двух концепций: [7]
- Пракритские языки: группа тесно связанных литературных языков.
- язык пракрит: один из языков пракрита, который единственный использовался в качестве основного языка целых стихотворений.
Некоторые современные ученые включают все среднеиндоарийские языки в категорию «пракритов», в то время как другие подчеркивают независимое развитие этих языков, часто отделенное от истории санскрита широкими кастовыми , религиозными и географическими разделениями . [8]
В самом широком определении термин «пракрит» используется для описания любого среднеиндоарийского языка, который каким-либо образом отличается от санскрита. [9] Американский ученый Эндрю Оллетт отмечает, что это неудовлетворительное определение делает «Пракрит» прикрытием для языков, которые на самом деле не назывались Пракритом в древней Индии, например: [10]
- Ашокан Пракрит : язык Ашоки. надписей
- язык более поздних надписей Индии, обозначенных как «Монументальный Пракрит», «Лена Пракрит» или «диалект Ступы».
- язык надписей Шри-Ланки, получивший название « сингальский пракрит ».
- Пали , язык буддийского канона Тхеравады.
- буддийский гибридный санскрит
- Гандхари , язык берестяных свитков, обнаруженный в регионе, простирающемся от северо-западного Пакистана до западного Китая.
- Каннада - одна из надписей Чалукья описывает каннаду как пракрита.
По мнению некоторых ученых, таких как немецкие индологи Рихард Пишель и Оскар фон Хинубер , термин «пракрит» относится к меньшему набору языков, которые использовались исключительно в литературе: [10]
- Живописные Пракриты
- Первичные пракриты
- Эти языки используются в качестве основных языков классиков литературы, таких как Гаха Саттасай.
- Сюда входит Махараштри Пракрит или «Пракрит по преимуществу », который, согласно Дандина Кавья -дарше такие стихи, как Равана-вахо (или Сетубандха ). , был распространен в регионе Махараштры и в котором были написаны
По мнению исследователя санскрита и пракрита Шрейанша Кумара Джайна Шастри и А. К. Вулнера , пракрит Ардхамагадхи (или просто Магадхи ), который широко использовался для написания писаний джайнизма , часто считается окончательной формой пракрита, в то время как другие считаются вариантами. этого. Пракритские грамматики сначала дадут полную грамматику Ардхамагадхи, а затем дадут определения другим грамматикам, связанным с ней. По этой причине курсы, преподающие «Пракрит», часто рассматриваются как обучение Ардхамагадхи. [11]
Грамматика
[ редактировать ]Средневековые грамматики, такие как Маркандейя (конец 16 века), описывают высоко систематизированную пракритскую грамматику, но сохранившиеся пракритские тексты не соответствуют этой грамматике. [12] Например, согласно Вишванатхе (XIV век), в санскритской драме персонажи должны говорить Махараштри Пракрит в стихах и Шаурасени Пракрит в прозе. Но санскритский драматург X века Раджашекхара не соблюдает этого правила. Маркандейя, а также более поздние ученые, такие как Стен Конов, находят недостатки в пракритских частях сочинений Раджашекхары, но неясно, существовало ли правило, провозглашенное Вишванатхой, во времена Раджашекхары. Сам Раджашекхара представляет себе пракрит как единый язык или единый вид языка, наряду с санскритом, апабхрамшей и пайшачи . [13]
Немецкий индолог Теодор Блох (1894) отверг средневековых пракритских грамматиков как ненадежных, утверждая, что они не были квалифицированы для описания языка текстов, написанных за столетия до них. [12] Другие ученые, такие как Стен Конов , Ричард Пишель и Альфред Хиллебрандт, не согласны с Блохом. [14] Вполне возможно, что грамматисты стремились систематизировать только язык самых ранних классиков пракритской литературы, таких как Гаха Саттасай . [13] Другое объяснение состоит в том, что дошедшие до нас рукописи Пракрита содержат ошибки переписчика. Большинство сохранившихся рукописей Пракрита были написаны различными региональными шрифтами в 1300–1800 годах нашей эры. Похоже, что писцы, сделавшие эти копии с более ранних рукописей, плохо владели языком оригинала текстов, поскольку некоторые из дошедших до нас пракритских текстов содержат неточности или непонятны. [12]
Кроме того, как и на санскрите и других древних языках, на пракрите говорили и писали задолго до того, как для него была написана грамматика. Веды не следуют санскритской грамматике Панини, которая сейчас является основой всей санскритской грамматики. Точно так же Агамы и такие тексты, как Шаткхандагама , не следуют современной грамматике Пракрита. [15]
Пракрита Пракаша, книга, приписываемая Вараручи , обобщает различные языки Пракрита. [16]
Распространенность
[ редактировать ]Пракритская литература производилась на обширной территории Южной Азии. За пределами Индии этот язык был также известен в Камбодже и на Яве. [17]
Литературный пракрит часто ошибочно считают языком (или языками), на котором говорят простые люди, поскольку он отличается от санскрита, который является преобладающим языком древнеиндийской литературы. [18] Некоторые современные ученые, такие как Джордж Абрахам Грирсон и Ричард Пишел , утверждают, что литературный пракрит не представляет собой реальные языки, на которых говорили простые люди древней Индии. [19] Эта теория подтверждается рыночной сценой в «Кувалая-мале» Уддйотаны (779 г. н.э.), в которой рассказчик говорит несколько слов на 18 различных языках: некоторые из этих языков звучат похоже на языки, на которых говорят в современной Индии; но ни один из них не похож на язык, который Уддйотана называет «Пракрит» и использует для повествования на протяжении всего текста. [18] Местные варианты апабхрамши превратились в современный индоарийский язык Южной Азии. [20]
Литература
[ редактировать ]Литературный пракрит был одним из основных языков классической индийской культуры. [21] Дандина В «Кавья-дарше» ( ок. 700 г. ) упоминаются четыре вида литературных языков: санскрит, пракрит, апабхрамша и смешанный. [22] Бходжи Сарасвати -Кантхабхарана (11 век) называет пракрит одним из немногих языков, подходящих для создания литературы. [21] В книге Мирзы Хана «Тухфат аль-хинд » (1676 г.) пракрит упоминается среди трех видов литературных языков, родных для Индии, два других - санскрит и народные языки. В нем Пракрит описывается как смесь санскрита и народного языка и добавляется, что Пракрит «в основном использовался для восхваления королей, министров и вождей». [23]
В течение длительного периода первого тысячелетия литературный пракрит был предпочтительным языком художественных романов в Индии. Его использование в качестве языка систематических знаний было ограничено из-за доминирования санскрита в этой области, но, тем не менее, пракритские тексты существуют по таким темам, как грамматика, лексикография , метрика, алхимия, медицина, гадание и геммология . [24] Кроме того, джайны использовали Пракрит для религиозной литературы, включая комментарии к джайнской канонической литературе, рассказы о джайнских деятелях, моральные истории, гимны и изложения джайнской доктрины. [25] Пракрит также является языком некоторых шайва -тантр и вайшнавских гимнов. [17]
Помимо того, что пракрит является основным языком нескольких текстов, он также выступает в качестве языка мужчин из низшего сословия и большинства женщин в санскритских постановках . [26] Американский ученый Эндрю Оллетт связывает происхождение санскритской кавьи со стихами пракрита. [27]
Некоторые из текстов, которые идентифицируют их язык как Пракрит, включают:
- Халы Гаха Саттасай ( ок. 1 или 2 века ), антология стихотворений, состоящих из одного стиха. [26]
- Ананда-вардханы Ныне потерянный Бог пяти стрел в игре , стихотворение [26]
- Сарвасены Хари -виджая (конец IV века), эпос [24]
- II Праварасены Равана-вахо (начало V века), эпос [24]
- Палитты Тарангавати (вероятно, I или II век), вымышленный роман. [24]
- Палитты Расикапракашана , или Блеск знатоков. [28]
- Вакпати Гаудавахо (ок. 8 века) [29]
- Харибхадры Самарадитья-чаритра (ок. 8 века), вымышленный роман [24]
- Уддйотаны Кувалая-мала (779 г. н.э.), вымышленный роман. [30]
- Каутухалы Лилавати Кохалы или Лилаваи (ок. 8 века), вымышленный роман [24]
- Мадхуки Харамекхала или Пояс Хары (10 век), сборник, охватывающий широкий круг тем, таких как наложение любовных заклинаний и лечение змеиных укусов.
- Джинешвары Сокровищница драгоценностей Гатхи (1194 г.), антология стихов [17]
- Аддахаманы «Сандеша-расака» (13 век), стихотворение-послание ; автор утверждает, что его семья происходила из «земли мусульман», что позволяет предположить, что Аддахамана является пракритским вариантом имени Абд ур-Рахман. [17]
Список Пракритов
[ редактировать ]К языкам, которые в наше время были названы «пракритами», относятся следующие:
Не все эти языки на самом деле назывались «пракритами» в древний период. [10]
Драматические Пракриты
[ редактировать ]Драматические пракриты использовались в драмах и другой литературе. Всякий раз, когда диалог был написан на пракрите, читателю также предоставлялся санскритский перевод.
Словосочетание «Драматические Пракриты» часто относится к трем наиболее выдающимся из них: Шаурасени Пракрит , Магадхи Пракрит и Махараштри Пракрит . Однако существовало множество других, менее часто используемых Пракритов, которые также попадают в эту категорию. К ним относятся Прачья, Бахлики, Дакшинатья, Шакари, Чандали, Шабари, Абхири, Драмили и Одри. Использование этих разных пракритов в драмах имело строгую структуру. Каждый персонаж говорил на своем пракрите в зависимости от своей роли и происхождения; например, драмили был языком «лесных жителей», на Саурасени говорили «героиня и ее подруги», а на Аванти говорили «мошенники и негодяи». [31] Махараштри и Шаурсени Пракрит были более распространены и широко использовались в литературе.
Джайн Пракрит
[ редактировать ]Некоторые европейские ученые 19–20 веков, такие как Герман Якоби и Эрнст Леуманн , проводили различие между джайнской и неджайнской пракритской литературой. Якоби использовал термин «джайнский пракрит» (или «джайнский Махараштри», как он его называл) для обозначения языка относительно поздней и сравнительно большей санскритской повествовательной литературы, в отличие от более ранней придворной поэзии пракритов. Более поздние ученые использовали термин «джайнский пракрит» для любой разновидности пракрита, используемой джайнскими авторами, включая тот, который использовался в ранних текстах, таких как Тарангавати и Васудева-хинди . Однако произведения, написанные джайнскими авторами, не обязательно относятся к исключительно джайнской истории и не демонстрируют каких-либо специфических литературных особенностей, вытекающих из их веры в джайнизм. Поэтому разделение пракритской литературы на джайнскую и неджайнскую категории больше не считается обоснованным. [32]
Статус
[ редактировать ]В империи Маурьев различные пракриты пользовались статусом королевского языка. Пракрит был языком императора Ашоки , покровителя буддизма. [2]
Говорят, что пракритские языки имели более низкий социальный статус, чем санскрит в классической Индии. В санскритских пьесах , таких как Калидаса » « Шакунтала , главные персонажи обычно говорят на санскрите, тогда как второстепенные персонажи и большинство женских персонажей обычно говорят на пракрите. [26]
Хотя изначально пракриты считались «низшими» формами языка, влияние, которое они оказали на санскрит, позволив простым людям более легко использовать его, а также обратное влияние санскрита на пракритов, придало пракритам все более высокий культурный престиж. . [33]
Мирзы Хана В книге «Тухфат аль-хинд» (1676 г.) пракрит характеризуется как язык «низших из низших», заявляя, что этот язык был известен как Патал-бани («Язык подземелья») или Наг-бани («Язык низших людей»). змеи»). [23]
Среди современных ученых пракритской литературе уделяется меньше внимания, чем санскриту. В наше время сохранилось немного современных пракритских текстов, и еще меньшее их количество было опубликовано или привлекло внимание критических исследователей. Пракрит не был признан классическим языком правительством Индии , хотя самые ранние тексты на пракрите старше литературы большинства языков, обозначенных как таковые. Одна из причин такого пренебрежения Пракритом заключается в том, что он не привязан к региональной, национальной, этнической или религиозной принадлежности. [28]
Научно-исследовательские институты
[ редактировать ]В 1955 году правительство Бихара основало в Вайшали Научно-исследовательский институт пракрит-джайнологии и ахимсы с целью продвижения исследовательской работы в Пракрите. [34]
Национальный институт изучения и исследования пракрита расположен в Шраванабелаголе , штат Карнатака, Индия. [35]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Санскрит : Пракрит пракрита ; Шаурасени : 𑀧𑀸𑀉𑀤, пауда ; Джайн Пракрит : пауа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флит, Джон Фейтфулл (1907). Корпус индийских надписей, том 3 (1970) и 4616 . п. 153, строка 14 надписи.
- ^ Jump up to: а б Ричард Г. Саломон 1996 , с. 377.
- ^ Альфред К. Вулнер 1928 , с. 235.
- ^ Вулнер, Альфред К. (1986). Знакомство с Пракритом . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 3–4. ISBN 978-81-208-0189-9 .
- ^ «Санскритские рукописи: Шабданушасаналагхувриттьявакури» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Пишель, Ричард (1965). Сравнительная грамматика пракритских языков . Индия: Мотилал Банарсидасс. п. 1.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 11.
- ^ Мадхав Дешпанде 1993 , с. 33.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Оллетт 2017 , с. 13.
- ^ Альфред К. Вулнер 1928 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Эндрю Оллетт 2017 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Оллетт 2017 , с. 19.
- ^ Эндрю Оллетт, 2017 , стр. 18–19.
- ^ Муни Пранамья Сагар 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Доктор Нариндер Шарма. Пракрита Пракаша Вараручи Др. П.Л. Вайдья (на санскрите).
- ^ Jump up to: а б с д Эндрю Оллетт 2017 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Оллетт 2017 , с. 21.
- ^ Эндрю Оллетт, 2017 , стр. 20–21.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Оллетт 2017 , с. 6.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Оллетт 2017 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрю Оллетт 2017 , с. 8.
- ^ Эндрю Оллетт, 2017 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д Эндрю Оллетт 2017 , с. 7.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Оллетт 2017 , с. 10.
- ^ Н.Г. Суру, изд. (1975). Гаудавахо Вакпатираджи . Пракрит Текстовая серия №. 18. Ахмадабад: Общество текстов Пракрит. п. xcviii. OCLC 463112812 .
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , стр. 8, 21.
- ^ Сатья Ранджан Банерджи 1977 , стр. 19–21.
- ^ Эндрю Оллетт 2017 , с. 54.
- ^ Мадхав Дешпанде 1993 , с. 35.
- ^ Муни Пранамья Сагар 2013 , с. 198.
- ^ «Центр исследований пракрита и пали – Институт джайнологии» . Проверено 5 июня 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альфред К. Вулнер (1928). Введение в Пракрит (2 (переиздание) изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0189-9 . Проверено 17 марта 2011 г.
- Эндрю Оллетт (2017). Язык змей: пракрит, санскрит и языковой порядок досовременной Индии . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/luminos.37 . ISBN 978-0-520-29622-0 .
- Мадхав Дешпанде (1993). Санскрит и пракрит, Социолингвистические проблемы . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1136-2 .
- Ричард Г. Саломон (1996). «Брахми и Харошти» . У Питера Т. Дэниелса; Уильям Брайт (ред.). Мировые системы письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-507993-7 .
- Сатья Ранджан Банерджи (1977). Восточная школа пракритских грамматистов: лингвистическое исследование . Видьясагар Пустак Мандир.
- Муни Пранамья Сагар (2013). Тиртханкар Бхавана . Вайшали: Институт пракрит-джайнологии и ахимсы. ISBN 978-93-81403-10-5 . [ нужна проверка ]
- Муни Пранамья Сагар (2017). Пайя Шикха: Учебная книга по Пракриту (PDF) . Ревари, Харьяна.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричард Пишель (1999). Грамматика пракритских языков . Перевод Субхадры Джа. Мотилал Банарсидасс. ISBN 9788120816800 .