Североамериканский B-45 Торнадо
Б-45 Торнадо | |
---|---|
Статический дисплей RB-45C, AF Ser. № 48-037 | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 17 марта 1947 г. |
Введение | 22 апреля 1948 г. |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США Королевские ВВС |
Количество построенных | 143 |
North American B-45 Tornado — ранний американский реактивный бомбардировщик, разработанный и изготовленный авиастроительной компанией North American Aviation . Он отличается тем, что является первым действующим реактивным бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС США (USAF), а также первым многомоторным реактивным бомбардировщиком, который дозаправляется в воздухе . [ 1 ]
B-45 возник в результате военной инициативы, выдвинутой военным министерством США , которое искало компанию для разработки реактивного бомбардировщика, который мог бы сравниться с теми, которые использовались нацистской Германией , такими как Arado Ar 234 . После конкурентного рассмотрения заявок военное министерство заключило с компанией North American контракт на разработку предложения NA-130 ; 8 сентября 1944 года начались работы по сборке трёх прототипов . Прогресс в реализации программы был остановлен из-за послевоенного сокращения расходов на оборону, но ее важность вновь возросла из-за растущей напряженности между Америкой и Советским Союзом . 2 января 1947 года компания North American получила от ВВС США контракт на производство бомбардировщика, получившего обозначение B-45A. 24 февраля 1947 года прототип совершил свой первый полет .
Вскоре после ввода в эксплуатацию 22 апреля 1948 года эксплуатация B-45 столкнулась с техническими проблемами, в частности с низкой надежностью двигателя. ВВС США сочли этот самолет полезным во время Корейской войны, выполняя как обычные бомбардировки, так и задачи воздушной разведки . 4 декабря 1950 года произошел первый успешный перехват реактивного бомбардировщика реактивным истребителем, когда B-45 был сбит МиГ-15 советской постройки в воздушном пространстве Китая. В начале 1950-х годов сорок B-45 были существенно модифицированы, чтобы их можно было оснастить ядерным оружием . В их защитные системы были внесены улучшения, а топливный бак был расширен для повышения их живучести и дальности полета.
В период своего расцвета B-45 был важен для оборонной стратегии США, выполняя стратегически важную миссию сдерживания в течение нескольких лет в начале 1950-х годов, после чего Tornado был заменен более крупным и боеспособным Boeing B-47 Stratojet . И бомбардировщики B-45, и разведчики ВВС США RB-45 служили в Стратегическом авиационном командовании с 1950 по 1959 год, когда ВВС США отозвали последние из них в пользу Convair B-58 Hustler , одного из первых сверхзвуковых бомбардировщиков. «Торнадо» также был принят на вооружение Королевских ВВС (RAF) и эксплуатировался с баз в Соединенном Королевстве, где он использовался для облетов Советского Союза в разведывательных миссиях. Несмотря на то, что они были окрашены маркировкой Королевских ВВС и пилотировались экипажем Королевских ВВС, они не принадлежали Королевским ВВС; Королевские ВВС просто управляли ими от имени Соединенных Штатов.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Разработка того, что впоследствии стало B-45, была инициирована по запросу военного министерства США во время Второй мировой войны . Авиационные технологии быстро развивались, и США стремились внедрить последние достижения в армейские ВВС. [ 2 ] Встревоженное появлением немецкого реактивного бомбардировщика Arado Ar 234 , военное министерство выдало запрос на новое семейство реактивных бомбардировщиков. В октябре 1944 года ВВС США (USAAF) опубликовали заявление о потребностях миссии, а 17 ноября 1944 года опубликовали официальное требование, которое, как утверждалось, было первым подобным требованием, выпущенным за пределами Германии. [ 2 ]
Требования касались не только реактивного движения; желаемый самолет будет иметь полную массу от 80 000 фунтов (36 287 кг) до 200 000 фунтов (90 718 кг), что сделает его легким бомбардировщиком той эпохи. [ 2 ] Производитель самолетов North American Aviation решил представить свою собственную конструкцию, получившую внутреннее обозначение NA-130 . Это предложение, наряду с тремя конкурирующими предложениями других фирм, будет заказано правительством. [ 2 ] 8 сентября 1944 года компания приступила к производству трех прототипов на базе конструкции НА-130. По мнению авторов авиации Билла Ганстона и Питера Гилкриста, NA-130 рассматривался как «просто традиционный бомбардировщик, на котором были установлены реактивные двигатели... первый эффективный реактивный бомбардировщик в мире, образец правильного самолета в нужное время». [ 2 ]
Окончание войны привело к отмене или задержке многих проектов. В 1946 году растущая напряженность в отношениях с Советским Союзом побудила ВВС США уделить более приоритетное внимание разработке реактивных бомбардировщиков. К середине 1946 года и XB-45, и его конкурент Convair XB-46 были близки к завершению, но до Boeing XB-47 и Martin XB-48 оставалось как минимум два года. Таким образом, USAAF решило оценить первые две конструкции. B-45 оказался на более продвинутой стадии разработки и менее дорогим. [ 2 ] Соответственно, 2 января 1947 года был подписан контракт на производство B-45A. Ранние планы предусматривали создание пяти легких бомбардировочных групп и трех легких разведывательных групп. B-45 обычно рассматривался как промежуточный самолет, в то время как разрабатывались более совершенные конструкции, такие как B-47. [ 2 ]
В полет
[ редактировать ]После завершения строительства первого прототипа на заводе North American в Инглвуде его по частям доставили по дороге на месторождение Мюрок , где его повторно собрали и подготовили к летным испытаниям. 17 марта 1947 года первый полет пилотировали Джордж Кребс и Пол Брюэр. [ 2 ] Программа летных испытаний была полна технических проблем и неудач, самой драматичной из которых стала потеря первого прототипа. Несмотря на проблемы, работы продолжались в бешеном темпе из-за политического давления, требующего скорейшей подготовки самолета к эксплуатации. [ 3 ]
Однако по мере того, как разработка и летные испытания конкурирующего B-47 продвигались успешно, что ознаменовало начало собственного производства, будущее B-45 становилось все более неопределенным. [ 2 ] В середине 1948 года штаб ВВС США начал сомневаться в его ценности. Вскоре после этого бюджетные ограничения президента Трумэна сократили расходы ВВС, что привело к сокращению производства B-45 до 142 планеров. В 1950 году дальнейшее сокращение бюджета вынудило Совет по авиации и вооружению отменить 51 из 190 заказанных самолетов. О списании этих 51 B-45 было объявлено 7 января 1949 года. [ 4 ]
Всего с февраля 1948 по июнь 1949 года было поставлено 96 самолетов. [ 5 ] Компания North American предложила несколько улучшенных версий B-45, некоторые из которых были реализованы. Хотя концепция B-45B, оснащенная радиолокационной , системой управления огнем никогда не была заказана, более совершенный B-45C был заказан. [ 5 ] Этот вариант отличался усиленным планером, наконечниками баков для увеличения запаса топлива и более мощными General Electric J47-15 турбореактивными двигателями . Из заказанных 43 штук будет поставлено только 10. Возможно, самым значительным вариантом был RB-45C, специальный самолет-разведчик, у которого не было бомбового отсека; Поставлено 33 самолета. [ 5 ] Позднее B-45 был заменен сверхзвуковым Convair B-58 Hustler .
Операционная история
[ редактировать ]Корейская война
[ редактировать ]На ранних этапах эксплуатации B-45 были проблемы с двигателем, которые, наряду с множеством других мелких недостатков, сводили на нет его полезность. Однако значение этого самолета вновь возросло, когда Соединенные Штаты вступили в Корейскую войну в 1950 году. На этом театре военных действий B-45 доказал свою ценность как в качестве бомбардировщика, так и в качестве самолета-разведчика. Массовое развертывание сил США для войны на Корейском полуострове выявило уязвимость сил Организации Североатлантического договора (НАТО) в Европе перед потенциальным советским нападением. Осознание этого стало основным фактором, повлиявшим на решение ВВС США относительно будущего B-45. B-45, как и большинство американских бомбардировщиков после Второй мировой войны, мог нести как ядерные, так и обычные бомбы. Прогресс в области оружейных технологий привел к значительному уменьшению как веса, так и размеров ядерного оружия на вооружении США, что позволило меньшим самолетам, таким как B-45, наносить ядерные удары, задача, которая ранее ограничивалась тяжелыми ракетами. бомбардировщики. Внезапно небольшой парк B-45 снова приобрел значительную ценность в качестве средства ядерного сдерживания.
4 декабря 1950 года произошел первый успешный перехват реактивного бомбардировщика реактивным истребителем, когда пилот МиГ-15 Александр Ф. Андрианов сбил RB-45C над Китаем . Капитан Чарльз Макдонаф был единственным членом экипажа из четырех человек, который спрыгнул с парашютом с самолета, хотя считается, что он умер, когда его удерживали либо китайцы, либо Советский Союз . Из-за секретности, обычно связанной с такими миссиями, большая часть информации об этом полете и подобной разведывательной деятельности остается засекреченной. [ 6 ] [ 7 ]
Операция «Фанданго» , иногда называемая «Операция Backbreaker», модифицировала самолет для ядерных миссий. 40 B-45, выделенных для этой программы, были оснащены новой защитной системой и дополнительными топливными баками. Несмотря на масштабы проекта модификации, а также продолжающиеся проблемы с реактивными двигателями, ядерные B-45 начали поступать в Соединенное Королевство в мае 1952 года, а развертывание 40 самолетов было завершено в середине июня. Примерно в то же время в Японию начали прибывать РБ-45 323-й стратегической разведывательной эскадрильи, чтобы летать вместе с 91-й стратегической разведывательной эскадрильей, дополняя поршневые RB-29 времен Второй мировой войны , которые были легкой мишенью для Северокорейские МиГи . [ 8 ] RB-45 предоставляли ценную разведывательную информацию на протяжении оставшейся части Корейской войны, несмотря на ограниченное количество. RB-45C выполняли множество дневных вылетов до начала 1952 года, когда они перешли на ночные операции после того, как RB-45 почти проиграл МиГ -15 . [ 9 ]
Послевоенный
[ редактировать ]Все 33 построенных RB-45C были приписаны к 322-й, 323-й и 324-й стратегическим разведывательным эскадрильям 91-го стратегического разведывательного крыла. RB-45C также совершил несколько дальних разведывательных вылетов над Советским Союзом В середине 1950-х годов . 29 июля 1952 года RB-45C совершил первый беспосадочный перелет через Тихий океан, дважды дозаправляясь на KB-29 по пути . Майор Лу Кэррингтон и его команда 91-го разведывательного крыла перелетели с Аляски в Японию за 9 часов 50 минут, выиграв за свое достижение приз Маккея . В составе 91-й НИР к 1954 году РБ-45С был заменен на РБ-47Э. Снятые с производства RB-45C затем поступили в 19-ю тактическую разведывательную эскадрилью, которая эксплуатировала их до тех пор, пока весной 1958 года они не были выведены из эксплуатации.
К концу 1950-х годов все B-45 были сняты с вооружения. Однако некоторые из них продолжали выступать в качестве испытательных самолетов до начала 1970-х годов. [ 10 ]
Операция джиу-джитсу
[ редактировать ]Единственной страной, использовавшей RB-45C, была Великобритания , где им управляла специальная группа экипажей, в основном набранная из 35-й и 115-й эскадрилий. Хотя ВВС в то время президент США запретил США пролетать над Советским Союзом, союзники США, находящиеся ближе к европейскому театру военных действий, могли это сделать. В Соединенном Королевстве , хотя сменявшие друг друга лейбористские правительства отказывались, возвращение Уинстона Черчилля и консервативной администрации на Даунинг-стрит создало атмосферу более сотрудничества для совместных разведывательных инициатив.
В результате в рамках операции «Джиу-джитсу» в июле 1951 года четыре самолета были арендованы Великобританией из 91-го стратегического разведывательного крыла для формирования «Отряда специального назначения, Скалторп» под командованием командира эскадрильи Джона Крэмптона . Лишившись маркировки ВВС США, а затем нанеся маркировку Королевских ВВС , эти четыре самолета были прикреплены к эскадрилье ВВС США, базирующейся в ВВС Великобритании в Скалторпе , Норфолк , на востоке Англии. Самолету было поручено выполнять миссии по глубокой разведке над Советским Союзом для сбора электронной и фотографической информации . Рейс специального назначения выполнял миссии в период 1952–54 годов.
17 апреля 1952 года три самолета были направлены в Киев из Германии и должны были вернуться в Скалторп через десять часов. Пролетая на высоте 36 000 футов (11 000 м), самолет Крэмптона был обнаружен наземным радаром и попал под огонь зенитной артиллерии. Применив полную мощность, он немедленно развернулся и направился в Германию, причем не слишком скоро, поскольку на выслеживание его самолета были отправлены советские ночные истребители. [ 11 ]
Последующие полеты над Украиной выполнялись на самолете English Electric Canberras под кодовым названием Project Robin , работавшем на высоте около 54 000 футов (16 000 м). Лишь в 1994 году (согласно « пятидесятилетнему правилу » Закона о государственных архивах 1958 года ) существование шпионских миссий стало достоянием общественности.
Варианты
[ редактировать ]ХВ-45
[ редактировать ]Первый полет XB-45 состоялся 24 февраля 1947 года с армейского аэродрома Мюрок . В общей сложности три прототипа самолета совершили 131 испытательный полет, один из которых был уничтожен на раннем этапе, в результате чего погибли два пилота.
ВВС США приняли один из двух уцелевших самолетов 30 июля 1948 года, другой - 31 августа. Один из них был поврежден и не подлежал ремонту в результате аварии. Последний XB-45 был доставлен на базу ВВС Райт-Паттерсон в 1949 году. Его оказалось слишком сложно обслуживать, и его пришлось использовать в качестве наземного учебно-тренировочного самолета.
- 3 самолета (45-59479 – 45-59481)
Б-45А
[ редактировать ]В-45А отличался от ХВ-45 улучшенными катапультными креслами и средствами связи, автопилотом Е-4 и бомбардировочной навигационной радиолокационной станцией .
Первый серийный B-45 поднялся в воздух в феврале 1948 года, а в апреле 1948 года ВВС получили 22 B-45. Оснащенные турбореактивными двигателями J35 и не считавшиеся боеготовыми, они были назначены для тренировок и проведения различных программ испытаний. Следующая партия была оснащена более мощными турбореактивными двигателями J47. Первые B-45A поступили на вооружение в ноябре 1948 года в составе 47-й бомбардировочной группы, а первоначальный заказ на 96 самолетов был выполнен в марте 1950 года.
Первые В-45А не были оснащены системами управления бомбовым огнём и бомбовыми прицелами . Они пострадали от отказов гирокомпаса на высоких скоростях, отцепленных крюков бомбы, возгорания двигателей и неточных приборов в кабине . Бомбардировочный и навигационный радар AN/APQ-24 на некоторых B-45 был тяжелым в обслуживании, а неисправности в системе наддува ограничивали высоту, на которой самолет мог работать.
Пятьдесят пять B-45, способных нести ядерное оружие, прибыли в Соединенное Королевство в 1952 году. Они были модифицированы топливным баком емкостью 1200 галлонов (4542 л) в кормовом бомбоотсеке. Несмотря на технические проблемы, они были Тактического авиационного командования первой линией сдерживания в Европе .
- 96 самолетов (47-001 – 47-097)
- Б-45А-1 47-001 – 47-022 (22 самолета)
- Б-45А-5 47-023 – 47-096 (74 самолета)
- Б-45А 47-097 (планер статических испытаний)
Б-45Б
[ редактировать ]B-45B представлял собой предложенный вариант B-45A с улучшенными радиолокационными системами и системами управления огнем . Ни один не был построен. [ 12 ]
Б-45С
[ редактировать ]B-45C был первым в мире многомоторным реактивным бомбардировщиком, дозаправлявшимся в воздухе. Он нес два топливных бака на законцовках крыла емкостью 1200 галлонов (4542 л), имел усиленный фонарь и резервуар для дозаправки в воздухе. Первый B-45C поднялся в воздух 3 мая 1949 года. Всего было построено десять, а остальные 33 строящихся были переоборудованы в RB-45C.
- Десять самолетов (48-001 – 48-010)
РБ-45С
[ редактировать ]RB-45C был последним серийным вариантом B-45. Фонарь бомбардира камер был заменен обтекателем и заменен системой наклонных . RB-45C нес два внешних топливных бака емкостью 214 галлонов (810 л) или две ракеты JATO . Он мог нести до 12 камер в четырех положениях или одну камеру с объективом с фокусным расстоянием 100 дюймов (2,5 м) . RB-45C впервые поднялся в воздух в апреле 1950 года и поставлялся с июня 1950 года по октябрь 1951 года. Всего было построено тридцать восемь самолетов, включая 33, переоборудованных из B-45C. [ 8 ] Именно этот вариант эксплуатировался (тайно) над Советским Союзом подразделением «специального назначения» ВВС Великобритании в Скалторпе , причем первый боевой вылет трех самолетов под командованием командира эскадрильи Джона Крэмптона состоялся в ночь на 17 апреля 1952 года.
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- 35-й эскадрильи RAF Экипажи , сгруппированные в специальные подразделения, эксплуатировали вариант RB-45C.
- 115-й эскадрильи RAF, Экипажи сгруппированные в специальные подразделения, эксплуатировали вариант RB-45C.
Самолет на выставке
[ редактировать ]До наших дней сохранились три B-45.
- Б-45А
- АФ сер. № 47-0008 — Музей авиации Касл на бывшей авиабазе Касл в Этуотере, Калифорния . [ 16 ]
- Б-45С
- АФ сер. № 48-0010 - в галерее Корейской войны Национального музея ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . Самолет использовался компанией Pratt & Whitney для испытаний двигателей и был доставлен в музей в 1971. [ 17 ]
- РБ-45С
- АФ сер. № 48-0017 — Стратегический музей авиации и космонавтики в Эшленде, штат Небраска . [ 18 ]
Технические характеристики (Б-45А)
[ редактировать ]Данные из стандартных характеристик самолетов США. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир-штурман и хвостовой стрелок)
- Длина: 75 футов 4 дюйма (22,96 м)
- Размах крыльев: 89 футов 0 дюймов (27,13 м)
- Высота: 25 футов 2 дюйма (7,67 м)
- Площадь крыла: 1175 кв. футов (109,2 м ). 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 66–215 ; Совет: NACA 66–212. [ 20 ]
- Пустой вес: 45 694 фунтов (20 726 кг)
- Полная масса: 81 418 фунтов (36 931 кг)
- Максимальный взлетный вес: 91 775 фунтов (41 628 кг)
- Силовая установка: 4 General Electric J47-GE-13 с тягой 5200 фунтов силы (23 кН) каждый. турбореактивных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 566 миль в час (911 км/ч, 492 узла)
- Крейсерская скорость: 365 миль в час (587 км/ч, 317 узлов)
- Диапазон: 1192 миль (1918 км, 1036 миль)
- Перегоночная дальность: 2170 миль (3490 км, 1890 морских миль)
- Практический потолок: 46 000 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 5200 футов/мин (26 м/с).
- Нагрузка на крыло: 69,3 фунта/кв. футов (338 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,26
Вооружение
- Орудия: калибра 0,50 дюйма (13 мм) 2 пулемета М3 (хвостовая башня).
- Бомбы: до 22 000 фунтов (10 000 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг Б-47 Стратоджет
- Конвэйр ХВ-46
- Инглиш Электрик Канберра
- Мартин XB-48
- Короткий сперрин
- Эсминец Дуглас B-66 / Дуглас A3D Skywarrior
- Хейнкель Хе 343
- Ильюшин Ил-22
- Ильюшин Ил-28
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Б-45 — Выжившие в торнадо» . www.johnweeks.com . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ганстон и Гилкрист 1993, с. 25.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 26.
- ^ Ассошиэйтед Пресс. «Контракт на 51 бомбардировщик убит - компания North American уволит 2600 человек». Газета San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, суббота, 8 января 1949 г., том LV. Номер 112.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон и Гилкрист 1993, с. 27.
- ^ «Добро пожаловать в информационную группу воздушного боя» . Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года.
- ^ Бернс, Роберт. «Тайна секретной миссии ВВС в Корее раскрыта: Военные: Родственники говорят, что наконец-то выяснили, как в 1950 году Советский Союз сбил американский самолет-шпион и членов его экипажа». Лос-Анджелес Таймс , 18 декабря 1994 г.
- ^ Jump up to: а б ФАС: РБ-45
- ^ «SpyFlight UK: RB-45C » . Архивировано из оригинала 18 января 2017 года . Проверено 26 сентября 2007 г.
- ^ Стратегический музей авиации и космонавтики: B-45C
- ^ Jump up to: а б «Некролог: командир эскадрильи Джон Крэмптон» . Дейли Телеграф. 1 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 1 августа 2010 г.
- ^ Баугер: B-45B. Архивировано 15 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Поиск серийного номера самолета, B-45
- ^ Маурер, Маурер, изд. (1982) [1969]. Боевые эскадрильи ВВС Второй мировой войны (PDF) (переиздание). Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-405-12194-6 . LCCN 70605402 . OCLC 72556 .
- ^ «Оп Джиу Джитсу» . www.spyflight.co.uk .
- ^ "Б-45 Торнадо/47-0008." Замковый музей авиации. Проверено: 18 декабря 2017 г.
- ^ "Североамериканский B-45 Торнадо". Национальный музей ВВС США. Проверено: 11 сентября 2015 г.
- ^ "Б-45 Торнадо/48-017." Стратегический музей авиации и космонавтики. Проверено: 18 декабря 2017 г.
- ^ «Стандартные характеристики самолета: B-45A Tornado» (PDF) . ВВС США. 9 июля 1951 года . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фредериксен, Джон К. (2009). B-45 Tornado: эксплуатационная история первого американского реактивного бомбардировщика . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. ISBN 978-0-7864-4278-2 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- Хейс, Джеффри (2021). Североамериканский B-45 Торнадо . Сими-Вэлли, Калифорния: Книги Стива Гинтера. ISBN 978-1-7349727-9-5 .