Jump to content

Джазовое фортепиано

(Перенаправлено с Джаз Фортепиано )
Телониус Монк в 1947 году

Джазовое фортепиано — собирательный термин, обозначающий технику, которую пианисты используют при игре джаза . Фортепиано . было неотъемлемой частью джазовой идиомы с момента его зарождения, как в сольной, так и в ансамблевой форме Его роль многогранна во многом благодаря сочетанию мелодических и гармонических возможностей инструмента . По этой причине это важный инструмент джазовых музыкантов и композиторов для преподавания и изучения теории джаза и аранжировки, независимо от их основного инструмента. В более широком смысле фраза «джазовое фортепиано» может относиться к аналогичным приемам игры на любом клавишном инструменте .

Наряду с гитарой , вибрафоном и другими клавишными инструментами, фортепиано является одним из инструментов джазового ансамбля, который может воспроизводить как отдельные ноты, так и аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба .

Новый стиль, известный как «страйд» или «гарлемский шаг», возник в 1920-х годах, преимущественно в Нью-Йорке , США. Джеймс П. Джонсон был видным приверженцем. Левая рука использовалась для установления ритма, а правая импровизировала мелодии. [ 1 ]

Обучение джазовому фортепиано

[ редактировать ]
Билл Эванс выступает на джазовом фестивале в Монтрё в 1978 году.

Освоение различных аккордов — от простых до сложных — является первым строительным блоком в изучении джазового фортепиано. В технике джазового фортепиано используются все аккорды , встречающиеся в западной художественной музыке, такие как мажор, минор, увеличенный, уменьшенный, седьмой, уменьшенный седьмой, шестой, минорный седьмой, мажорный седьмой, приостановленный четвертый и так далее. Второй ключевой навык — научиться играть в ритме свинга и «чувствовать». В джазе корни обычно исключаются из клавишных тембров, поскольку эта задача возлагается на контрабасиста . Джазовые пианисты также широко используют «расширения» аккордов, например, добавляя к аккорду девятую, одиннадцатую или тринадцатую ступень гаммы. В некоторых случаях эти расширения могут быть «изменены», то есть заострены или сглажены, как в случае с аккордом «диез 11».

Следующий шаг — научиться импровизировать мелодические линии, используя гаммы и аккордовые тона. Эта способность совершенствуется после долгого опыта, включая долгую практику, которая усваивает физические навыки игры и технические элементы гармонии, и требует большого природного «слуха» для импровизированного создания музыки. Когда джазовые пианисты импровизируют , они используют гаммы, лады и арпеджио, связанные с аккордами в последовательности аккордов мелодии. Подход к импровизации изменился с самых ранних эпох джазового фортепиано. В эпоху свинга многие солисты импровизировали «на слух», украшая мелодию орнаментами и проходящими нотами. Однако в эпоху бибопа из-за быстрого темпа и сложной последовательности аккордов играть «на слух» становилось все труднее. Наряду с другими импровизаторами, такими как саксофонисты и гитаристы, джазовые пианисты эпохи бибопа начали импровизировать над сменой аккордов, используя гаммы (целая тональная гамма, хроматическая гамма и т. д.) и арпеджио. [ 2 ]

Джазовое фортепиано (техника) и сам инструмент предлагают солистам исчерпывающий выбор. Можно играть на басовом регистре в остинато , популярном в стиле буги-вуги , когда левая рука многократно повторяет фразу на протяжении всей песни, как в исполнении Роба Агербика в «Boogie Woogie Stomp». Левой рукой также можно играть как мелодическую контрлинию, имитирующую походку вертикального баса . В шаговом фортепиано (аналогично более раннему рэгтайму ) левая рука быстро играет попеременные позиции между нотами в басовом регистре и аккордами в теноровом регистре, в то время как правая рука играет мелодию и импровизирует, как в Джорджа Гершвина «Лизе» . . Правая рука может играть мелодические линии или гармоническое содержание аккордами или октавами. Его также можно играть в ногу с левой рукой, используя двойной аккорд мелодического блока «сцепленной руки» , называемый озвучиванием или озвучиванием Ширинга - техника, популяризированная, но не изобретенная пианистом и руководителем декорации Джорджем Ширингом .

Ансамблевая роль

[ редактировать ]
Оригинальный джаз-бэнд диксиленда с Генри Рагасом на фортепиано

Джазовое фортепиано сыграло ведущую роль в развитии звучания джаза. Вначале чернокожие джазовые музыканты создавали рэгтайм на фортепиано. По мере развития жанра фортепиано обычно фигурировало в ритм-секции группы, которая обычно представляла собой одно или несколько фортепиано, гитары, баса или барабанов или других инструментов, таких как вибрафон.

Со временем игра в сопровождении фортепиано в ансамблях, а затем и в группах, превратилась из преимущественно хронометрического (состоящего из повторяющихся фигур левой руки) в более гибкую роль. В конечном счете, опытный пианист мог свободно вести и отвечать солисту-инструменталисту, используя как короткие, так и продолжительные, аккордовые и мелодические фрагменты - техника, известная как аккомпанирование . Хорошие музыканты-концерты были способны использовать множество разных аккордов, поэтому разные солисты стремились соответствовать разным настроениям. Вначале не все ведущие пианисты были заинтересованы в аккомпанировании. Другие, в частности Дюк Эллингтон , прославившийся в эпоху Гарлемского Возрождения в « Коттон-клубе», заслужили большое уважение среди участников группы, а также среди других музыкантов. Эллингтон с энтузиазмом поддерживал солиста и много сделал для развития техники.

Джазовое фортепиано перешло от исполнения ведущей мелодии к созданию основы для песен; вскоре в качестве солистов выступали опытные джазовые пианисты. В 1940-х и 1950-х годах появилось несколько великих пианистов. Пианисты, такие как Телониус Монк и Бад Пауэлл, помогли создать и утвердить звучание бибопа. Билл Эванс опирался на стиль Пауэлла, добавляя в свою игру явное классическое влияние, в то время как Оскар Петерсон продвигал ритмические вариации и находился под влиянием стиля Арта Татума , Тедди Уилсона и Нэта Кинга Коула . Уинтон Келли , Ред Гарланд , Херби Хэнкок и Кит Джарретт также были выдающимися пианистами, игравшими с Майлзом Дэвисом . Томми Фланаган был представлен Джоном Колтрейном в его популярном альбоме Giant Steps . Маккой Тайнер также является влиятельным игроком, игравшим с Колтрейном.

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Марк Левин : Книга о джазовом фортепиано . Книга «Как делать» на эту тему.
  • Рэнди Хальберштадт : Метафоры для музыканта . Понимание почти всех аспектов джазового фортепиано.
  • Люк Гиллеспи : Стилистические голоса II/V7/I для клавишников . Охватывает все стили компиляции, от базовых и фундаментальных подходов до современных.
  • Хэл Гальпер : Движение вперед . Подход к джазовой фразировке.
  • Риккардо Скивалес : Джазовое фортепиано: левая рука (Бедфорд-Хиллз, Нью-Йорк: Ekay Music, 2005). Метод, охватывающий все техники левой руки, используемые в джазовом фортепиано (а также изучение истории левой руки в джазовом фортепиано), с сотнями музыкальных примеров.
  • Дэвид Беркман : ​​Руководство джазового музыканта по творческой практике . Освещены проблемы джазовой импровизационной практики с акцентом на фортепиано, но для всех инструментов. (Кроме того, это интересно и юмористично.)
  • «Биография Дюка Эллингтона». Биография Дюка Эллингтона. Нп и Интернет. 13 ноября 2014 г.
  • Дюпюи, Робер. «Современные музыканты: Арт Татум». Энциклопедия. Нп, 1997. Интернет. 15 ноября 2014 г.
  1. ^ Лис, Джин (2006). Корни джазового фортепиано: Краткая история раннего джазового фортепиано - Часть I. Катона, штат Нью-Йорк. п. 24 – через ProQuest. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Джазология: Энциклопедия теории джаза для всех музыкантов , Роберт Роулинз, Нор Эддин Бахха, Барретт Тальярино. Корпорация Хэла Леонарда, 2005 г. ISBN   0-634-08678-2 , ISBN   978-0-634-08678-6 . Страница 141
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96192a8a64e98319993603870c029e82__1709157000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/82/96192a8a64e98319993603870c029e82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jazz piano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)