Священный танец
Священный танец — это использование танца в религиозных церемониях и ритуалах , присутствующее в большинстве религий на протяжении всей истории и доисторических времен. Его связь с человеческим телом и плодородием привела к запрету некоторых религий; например, некоторые ветви христианства и ислама запретили танцы. Танец стал основным элементом поклонения в индуистских храмах со строго формализованными стилями, такими как Бхаратанатьям , которые требуют квалифицированных танцоров и храмовых музыкантов. В 20 веке сакральный танец был возрожден такими хореографами, как Бернхард Возьен, как средство развития духа сообщества. [1]
Цели
[ редактировать ]Теолог УО Остерли предположил в 1923 году, что священный танец преследует несколько целей, наиболее важной из которых является прославление сверхъестественных сил; другими целями были «покрасоваться» перед властями; объединить танцора со сверхъестественной силой, как в танцах греческих богинь Деметры и Персефоны ; [2] сделать тело пригодным в качестве временного жилища божества, экстатически танцуя до потери сознания; выращивание сельскохозяйственных культур или помощь или поощрение божества в их росте, как в случае с танцем Ариадны, описанным в « Илиаде» ; [3] [4] освящение жертвы для принесения в жертву (как в случае с израильтянами, кружащими вокруг жертвенника, или саравак- каянами, кружащими вокруг жертвенной свиньи); отдать дань уважения божеству, присутствующему на церемонии инициации; помощь воинам в победе в бою и умиротворение духов погибших в бою врагов; предотвращение опасностей, связанных с браком, на свадебной церемонии; а на похоронах или траурной церемонии - в таких целях, как изгнание злобного призрака умершего, или предотвращение выхода призрака из могилы, или отпугивание любых злых духов, привлеченных трупом, или временное и невидимое возвращение мертвого человека обратно. присоединиться к танцу или просто почтить память умершего. [4]
Танцовщица и ученый Гарриет Лихс в 2009 году разделила религиозные танцы на танцы подражания, например, танцам животных, считающихся посланниками духов , или танцам сражений; «танцы медицины», то есть танцы исцеления, подобные танцам змей в Индии, которые используются для предотвращения болезней; памятные танцы по случаю таких событий, как зимнее солнцестояние ; и танцы для духовной связи, как в кружащемся танце кружащихся дервишей в суфизме . [5]
Лаура Шеннон, учительница священного танца для женщин, [6] в 2018 году заявил, что цели современного священного танца, практикуемого Фондом Финдхорна, заключаются в том, чтобы «быть инклюзивным, взаимоподдерживающим, соединяться с землей, духом и друг другом, а также становиться более целостным». Это было средство направления «исцеляющей энергии» как для танцоров, так и для их семей и сообществ, да и для всего мира. [7]
В религии экстатический танец — один из способов религиозного экстаза . достижения [8]
В древние времена
[ редактировать ]ритуалы коренных Церемониальные танцевальные народов по всему миру, похоже, сохраняют формы, широко распространенные в древние времена. Например, процессии и хороводы, которые сегодня можно увидеть в танцах коренных народов, использовались в Древнем Египте и среди евреев . [9] В древнем Египте танцоры изображали такое божество, как богиня Хатор , принимая на себя атрибуты божества и интерпретируя божественный мир для наблюдающих. [10]
В древнем Израиле в еврейской Библии упоминаются танцы во время религиозного богослужения. [11] Пророк Мириам водила танцы после перехода через Красное море во время Исхода . [12] Во время возвращения Ковчега Завета в Иерусалим царь Давид танцевал «пред Господом изо всех сил». [13] [10] Танцы упоминаются как нечто знакомое, подразумевая, что это была обычная практика. [14] Священный танец описан в Библии глаголами, означающими танец, вращение, прыжки, скачок и кружение. [15] Танец сопровождался ручными барабанами (бубнами), цимбалами, флейтами, дудками, лирами, арфами и лютнями. [16]
Хетты изображены в священном процессийном танце ок . Наскальная надпись 1200 г. до н.э. в святилище Язылыкая , недалеко от их города Хаттуса , в Каппадокии . Группа мужчин в конических шляпах и туфлях с загнутыми концами, а также группа женщин танцуют бегом навстречу группе названных богов и богинь. [17]
В Древней Греции был широко распространен священный танец; действительно, оно составляло часть почти всего поклонения, и боги Аполлон , Арес , Дионис и Пан описываются как танцоры, в то время как другие божества, такие как Артемида, описывались как танцующие со своими товарищами. [18]
Гавайские Хула танцы в честь Пеле , богини вулканов, сохранились, тогда как европейские танцы на майском дереве утратили свое значение как поклонение деревьям и сохранились только как народная традиция. [9]
Льюис Фарнелл, антрополог, заметил, что священный танец обладает «чрезвычайным единообразием» среди коренных народов всего мира, что, по его мнению, настолько поразительно, что предполагает либо «веру в абсолютно идентичную традицию, либо, что, возможно, более разумно, психологическую теория, согласно которой... [люди] на одной и той же стадии развития реагируют одинаковыми... религиозными действиями на одни и те же стимулы" из окружающей среды. [19] Остерли предположил, что эти стимулы к священному танцу были реакцией людей на сверхъестественную силу и «получение еды». [20]
- Танцоры в Древнем Египте. Гробница танцоров , 17-я династия, Фивы . 5 или 4 век до н.э.
- Танцовщица на фестивале Аполлона Карнейоса в калатикос соломенной шляпе . 5 век до н.э.
- Танец хула на Гавайях происходит от поклонения богине вулканов Пеле .
- Царь Давид танцует перед ковчегом . Итальянская терракота, ок. 1660 г.
В мировых религиях
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Большинство ветвей иудаизма соблюдают праздник Симхат Тора , который включает в себя танцы в синагогах. Хасидское движение , возникшее в 18 веке, практикует танцы в религиозном контексте. Танцы также являются важной частью торжества на еврейской свадьбе .
христианство
[ редактировать ]В некоторых христианских традициях используются литургические или богослужебные танцы , но это уже давно вызывает споры в церкви. [10] Его поддерживали, иногда горячо, как священники, так и христианские ученые; и против него выступали, иногда резко, другие, которые, например, написали около 157 трактатов против танца в период с 1685 по 1963 год. ритм, гармонирующий с еврейской традицией, но в отличие от экстатического греко-римского танца. [21] Типичным раннехристианским танцем является хоровод II века нашей эры в Деяниях Иоанна , в котором говорится: «Благодать танцует. [22] [23] Хоровод в своей более медитативной форме используется в богослужениях в рамках религиозных традиций, включая англиканскую церковь . [24] [25] [26] В северной Греции и южной Болгарии во время ежегодных празднований святых Константина и Святой Елены танцоры исполняют Анастенарию , ритуал хождения по огню , как кульминацию трехдневных шествий, музыки, танцев и жертвоприношений животных. [27] [28] [29]
индуизм
[ редактировать ]Индийские классические танцы, такие как Бхаратанатьям , Катхак , Одисси и Мохиниаттам , можно проследить до санскритского текста Натья Шастра . [30] [31] Это традиционное драматическо-танцевальное выражение религии, [32] связаны с вайшнавизмом , шиваизмом , шактизмом , паниндуистским эпосом и ведической литературой . [33] Как религиозное искусство, они исполняются либо внутри святилища индуистского храма, либо рядом с ним. [34] [35]
Ислам и суфизм
[ редактировать ]Танец необычен для ислама, но хоровод используется в исламских танцах хадра . [26] В традиции Ордена Мевлеви, основанного Руми , экстатическое суфийское вращение практикуется преданными как форма активной медитации в рамках Сама (церемонии поклонения). [36] [37] включая экстатические танцы и чтение религиозных стихов, стали предметом политического сопротивления в Иране, которое, как сообщается, было запрещено шиитскими В 2007 году суфийские практики , священнослужителями. [38]
Синкретический
[ редактировать ]Синкретическая покровителями афро-американская религиозная традиция Кандомбле , практикуемая в основном в Бразилии , использует музыку и экстатический танец, в котором верующие становятся одержимыми своими собственными божествами- Ориша . [39]
Духовность и Нью Эйдж
[ редактировать ]Мистик гурджиевские и духовный учитель Георгий Гурджиев собрал или создал серию священных танцев, известных как движения , и преподавал их своим ученикам как часть того, что он считал работой «самонаблюдения» и «самообучения». [41]
«Танцы всеобщего мира» , созданные в 1960-х годах североамериканскими суфиями, ведущим среди которых был Сэмюэл Л. Льюис (суфий Ахмед Мурад Чисти). Самый первый танец состоялся 16 марта 1968 года в Сан-Франциско , Калифорния. Он использует танцы, суфийские кружения и пение священных фраз из различных религий и духовных традиций для повышения сознания и укрепления мира. [42] [43]
С 1976 года балетмейстер и хореограф Бернхард Возиен представил хоровод в Фонде Финдхорна в Шотландии. Он использовал как традиционные танцы, так и свою собственную хореографию для развития «группового сознания». [44] Подход Восиена был подхвачен учителем танцев Анной Бартон как в Финдхорне, так и по всей Европе в 1980-х годах, и этот стиль священного танца распространился по всему миру. [7]
В западном искусстве
[ редактировать ]Хореографы, начиная с Айседоры Дункан , Рут Сен-Дени и ее мужа Теда Шона и Марты Грэм , разработали современный танец в начале 20-го века, часто используя элементы священного танца и объединяя их с другими жанрами. Более поздние хореографы также использовали темы из Библии. [45] [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гастон, Анн-Мари (Анжали); Гастон, Тони (1 февраля 2014 г.). «Танец как способ быть религиозным». В Брауне, Фрэнк Берч (ред.). Оксфордские справочники в Интернете . Издательство Оксфордского университета. стр. 182–202. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195176674.013.010 . ISBN 978-0195176674 .
- ^ Лоулер, Лилиан Брэди (март 1947 г.). «Танец в Древней Греции». Классический журнал . 42 (6): 343–349. JSTOR 291645 .
- ^ Гомер . Илиада . стр. 18: 590–606.
- ^ Перейти обратно: а б Oesterley 2010 , стр. 22–30 и пассим.
- ^ Лихс 2009 , стр. 6–7.
- ^ Шеннон 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Шеннон, Лаура (30 мая 2018 г.). «Сакральный танец, Армянский танец» . Фонд Финдхорна . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Улланд, Дагфинн (1 января 2012 г.). «Воплощенная духовность». Архив психологии религии . 34 (1): 83–104. дои : 10.1163/157361212x645340 . S2CID 220262836 .
- ^ Перейти обратно: а б Лихс 2009 , стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Марк, Джошуа Дж. «Музыка и танец в Древнем Египте» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Например: Исход 15:20, Исход 32:19, 2 Царств 6, 1 Паралипоменон 15:29, Псалом 149, Псалом 150.
- ^ Исход 15:20
- ^ 2 Царств 6:14, 1 Паралипоменон 15:29.
- ^ Остерли 2010 , с. 37.
- ^ Остерли 2010 , стр. 44–53.
- ^ Остерли 2010 , стр. 52.
- ^ Остерли 2010 , с. 59.
- ^ Остерли 2010 , стр. 64, 68.
- ^ Фарнелл, Льюис Ричард (2009) [2005]. Эволюция религии | Антропологическое исследование . Библиотека Корнеллского университета. п. 2. ISBN 978-1112156984 .
- ^ Остерли 2010 , стр. 2–3.
- ^ Смит, Г. Мик. Аргументированный ритм ритуала: танец в раннем христианстве. 1994.
- ^ Лихс 2009 , стр. 14–16.
- ^ Восен 1974 , с. 28.
- ^ «Мы закончили хороводом». «Одним из предлагаемых мероприятий было короткое занятие по хороводу...» «Церковь Св. Джеймса, Годовой отчет Пикадилли за 2006/2007 год» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ «...мы смогли засвидетельствовать свою любовь к лорду, используя хоровод и пение гимнов». [1]
- ^ Перейти обратно: а б Шилоах, Амнон (2001). Музыка в мире ислама: социокультурное исследование . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 143. ИСБН 0-8143-2970-5 .
- ^ Ксигалатас, Димитрис (2008). «Хождение по огню и мозг: физиология ритуалов сильного возбуждения». У Джозефа Бульбулиа; Ричард Сосис; Эрика Харрис; Рассел Жене; Шерил Жене; Карен Вайман (ред.). Эволюция религии: исследования, теории и критика . Издательство Фонда Коллинза. стр. 189–195.
- ^ Ксигалатас, Димитрис (2011). «Этнография, историография и создание истории в традиции Анастенарии» (PDF) . История и антропология . 22 (1): 57–74. дои : 10.1080/02757206.2011.546855 . S2CID 154450368 .
- ^ Дэнфорт, Лоринг М. (1989). Хождение по огню и религиозное исцеление: Анастенария Греции и американское движение хождения по огню . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691028538 .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 467 . ISBN 978-0-8239-3180-4 .
Натьяшастра остается высшим авторитетом для любой формы танца, которая претендует на звание «классического», а не «народного» танца.
- ^ Хокар, Мохан (1984). Традиции индийского классического танца . Кларион Книги. стр. 57–58. ISBN 9780391032750 .
- ^ Браун, Фрэнк Берч, изд. (2013). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 195–196. ISBN 978-0-19-972103-0 .
Все танцы, считающиеся частью индийского классического канона (Бхарата Натьям, Чхау, Катхак, Катхакали, Манипури, Мохиниаттам, Одисси, Саттрия и Якшагана), уходят своими корнями в религиозные практики (...) Индийская диаспора привела к перенос индуистских танцев в Европу, Северную Америку и мир.
- ^ Деви, Рагини (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 25–30 , 67–68, 166. ISBN. 978-81-208-0674-0 .
- ^ Липнер, Юлиус (2012). Индусы: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 206. ИСБН 978-1-135-24061-5 .
Индуистский классический танец... развился в религиозном контексте и получил большое значение как часть храмового богослужения. Существует ряд региональных и других стилей, а также исходных текстов, но мы хотим подчеркнуть коллективный характер такого танца. По форме и содержанию сердцем танца как поклонения в индуизме всегда было «выражение» (абхиная), то есть разыгрывание различных тем.
- ^ Холм, Джин; Боукер, Джон (1994). Поклонение . Блумсбери. п. 85. ИСБН 978-1-85567-111-9 .
Индуистские классические танцевальные формы, такие как индуистская музыка, связаны с поклонением. Упоминания о танце и музыке встречаются в ведической литературе...
- ^ Эрзен, Жале (2008). «Танец дервишей – священный ритуал любви». Современная эстетика . 6 . hdl : 2027/spo.7523862.0006.007 .
экстатический
- ^ «Сема Мевлеви» . Орден Мевлеви Америки. Архивировано из оригинала 21 декабря 2012 года . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Скольери, Пол (2008). «Введение глобальное / мобильное: переориентация исследований танцев и миграции». Журнал танцевальных исследований . 40 (2 (Зима)): XVII. дои : 10.1017/S0149767700000346 .
- ^ «Религии - Кандомбле: Кандомбле с первого взгляда» . Би-би-си . 15 сентября 2009 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Бернштейн, Мэтью; Стадлар, Гейлин (1997). Видения Востока: ориентализм в кино . ИБТаурис. п. 134. ИСБН 978-1-86064-305-7 .
- ^ "Введение" . Гурджиев танцует . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «О танцах всеобщего мира» . Танцы всеобщего мира . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Лихс 2009 , с. 17.
- ^ Уоттс 2006 , стр. 6–10.
- ^ «О священном танце» . Гильдия Священного Танца . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Клементе, Карен (2008). «Священное или мирское: вызов современного танца в религиозной образовательной среде». Журнал танцевального образования . 8 (2): 62–72. дои : 10.1080/15290824.2008.10387360 . S2CID 194955332 .
Использованные источники
[ редактировать ]- Лихс, Харриет (2009). «Глава 2 | Танец и религия». Ценя танец: путеводитель по самому живому искусству в мире (4-е изд.). Принстонская книжная компания. стр. 6–17. ISBN 978-0-87127-318-5 . OCLC 316057759 .
- Остерли, Уильям Оскар Эмиль (2010) [1923]. Священный танец: исследование сравнительного фольклора . Кессинджер. ISBN 978-1163177228 .
- Шеннон, Лаура, изд. (2016). Нитка жемчуга: празднование 40-летия священного танца в сообществе Финдхорн . Сарсен Пресс. ISBN 978-0-9934358-5-0 . OCLC 1001307546 .
- Уоттс, июнь (2006 г.). Хороводы: празднование священного танца . Зеленая магия. ISBN 978-0-9547230-8-8 .
- Восиен, Мария-Габриэла (1974). Священный танец: Встреча с богами . Темза и Гудзон . ISBN 0-500-81006-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хеллстен, Лаура (2021) Сквозь кости и мозг - новый взгляд на богословские встречи с танцем в средневековой Европе . Бреполи .
- Дикасон, Кэтрин (2020) Зачинщики искупления - Как средневековый танец стал священным . Издательство Оксфордского университета .
- Рот, Габриэль (1999) Потейте свои молитвы: движение как духовная практика . Ньюлиф.
- Стюарт, Ирис Дж. (1997) Священная женщина, Священный танец: пробуждение духовности через танец и ритуал . Внутренние традиции. Обзор
- Уинтон-Генри, Синтия (2009) Танец - Священное искусство: радость движения как духовная практика . Издательство Skylight Paths.
- Зер, Лесли (2008) Алхимия танца: священный танец как путь к универсальному танцору . iUniverse.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гильдия Священного Танца
- Армянский сакральный танец
- Христианский священный танец. Архивировано 31 декабря 2021 г. в Wayback Machine.
- Еврейский священный танец
- Мевлеви Дервиш Поворот
- Гурджиевская доминиканская группа: Гурджиевские движения и священные танцы
- Сеансы The Centerpiece — сеть, для священного и кругового танца и традиционного танца.
- Учебный институт Танцевальной медитации - Священный танец