Jump to content

византизм

Византизм , или византизм , — это политическая система и культура Византийской империи и ее духовных преемников, православных балканских стран Греции и Болгарии, особенно, и в меньшей степени Сербии и некоторых других православных стран Восточной Европы, таких как Беларусь , Грузия , Россия и Украина . [1] [2] Сам термин византизм был придуман в 19 веке. [3] Этот термин вызывает преимущественно негативные ассоциации, подразумевая сложность и автократию . [ нужна ссылка ]

Империи Эта негативная репутация подчеркивала запутанную сложность министерств и тщательность ее придворных церемоний. Точно так же «Византийская система» также предполагает склонность к интригам, заговорам и убийствам и общее нестабильное политическое положение дел. [ как? ] Этот термин подвергался критике со стороны современных ученых за то, что он является обобщением , которое не очень отражает реальность византийской аристократии и бюрократии . [4] [5]

Аристократия и бюрократия

[ редактировать ]

Византийская империя — это современный термин, применяемый жителями Запада к Восточной Римской империи (которая просуществовала тысячу лет после распада западной в 476 году) и, таким образом, имела сложную систему аристократии и бюрократии , заимствованную из более ранних римских систем. На вершине пирамиды стоял Император , единоличный правитель и назначенный Богом, а под ним множество чиновников и придворных чиновников управляли административным механизмом государства. Ключевым компонентом государственной власти был престиж имперского института и его давняя древность. Поэтому церемонии вручения почетных званий и ценных должностей были обширными и тщательно продуманными.

За почти полторы тысячи лет существования империи различные титулы принимались и отбрасывались, и многие из них потеряли или приобрели престиж. Ко времени Ираклия в VII веке многие ранние римские титулы, основанные на латинском языке и традициях старой Римской республики, устарели в ныне преимущественно грекоязычной империи, хотя латынь дольше сохранялась в законодательстве и в военный. Ираклий официально изменил официальный язык с латыни на греческий в 610 году. Титулы, вдохновленные их греческой традицией, часто лишь грубое приближение к латинским понятиям, стали обычным явлением (например, «басилевс» [βασιλεύς] вместо «цезаря» или «августа» для титула). самого императора). Другие титулы меняли значение (например, «Патриарх») или обесценивались со временем (например, «консул»).

Среди важных качеств Империи был также цезаропапизм , подчинение церкви государству. [6]

Византизм в Германии

[ редактировать ]

По мнению польского историка Феликса Конечного , немецкая культура глубоко укоренена в византинизме, феномене, который он называет немецким византинизмом ( польский : Bizantynizm niemiecki ). Все началось с образования Священной Римской империи и адаптации Отто I и последующих императоров Священной Римской империи византийских теорий относительно политического правления на немецких землях . [7]

Византийская империя приобрела негативную репутацию в западном мире еще в средние века . [4] [8] Создание Священной Римской империи Карлом Великим в 9 веке и раскол между Востоком и Западом в 11 веке сделали Империю изгоем для западноевропейских стран после Римской церкви , а также осада и разграбление Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 год только закрепил эти различия. [8] Отсюда европейские средневековые стереотипы о людях Византийской империи изображали их вероломными, вероломными, раболепными, женоподобными и невоинственными. [8]

Медеевист Стивен Рансиман описал средневековый европейский взгляд на Византийскую империю, сказав:

С тех пор, как наши грубые предки-крестоносцы впервые увидели Константинополь и, к своему презрительному отвращению, встретили общество, где все читали и писали, ели пищу вилками и предпочитали дипломатию войне, было модно с презрением обходить византийцев стороной и использовать их название как синоним декаданса.

- Стивен Рансиман , Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии десятого века , 1988 [9]

Критика Империи продолжалась среди историков 18 и 19 веков, особенно в работах историков и философов, находящихся под влиянием Просвещения . [4] Эдвард Гиббон , Гегель , Иоганн Готфрид Гердер , Уильям Леки , Монтескье и Вольтер были среди многих западных писателей того периода, критиковавших византийскую систему. [3] [10]

В отношении этой Византийской империи универсальный вердикт истории таков: она представляет собой, без единого исключения, наиболее низменную и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация. Не существовало другой устойчивой цивилизации, столь абсолютно лишенной всех форм и элементов величия, и ни одной, к которой можно было бы так решительно применить эпитет «среднее»… История империи — это монотонная история интриг жрецов, евнухи и женщины, отравления, заговоры, единая неблагодарность.

- Уильям Леки , История европейской морали от Августа до Карла Великого, 2 тома. (Лондон, 1869 г.) II, 13f. [11]

Общий вид ее [Византии] представляет отвратительную картину слабоумия: жалкие, нет, безумные страсти душат рост всего благородного в мыслях, делах и людях. Мятеж со стороны генералов, свержение императоров посредством или посредством интриг придворных, убийства или отравления императоров их собственными женами и сыновьями, женщины, предающиеся похотям и мерзости всех видов.

- Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Лекции по философии истории. [12]

Эдвард Гиббон , первый английский историк, написавший полную историю Византийской империи в своей «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776–1789), был резким критиком Империи. [13] Джейкоб Буркхардт , влиятельный историк XIX века, разделял точку зрения Гиббона:

На вершине находился деспотизм, бесконечно усиленный союзом церковной и светской власти; на место морали оно навязало ортодоксальность; вместо разнузданного и деморализованного выражения естественных инстинктов — лицемерие и притворство; перед лицом деспотизма развивались жадность, маскирующаяся под бедность, и глубокая хитрость; в религиозном искусстве и литературе наблюдалось невероятное упорство в постоянном повторении устаревших мотивов.

Якоб Буркхардт , Эпоха Константина Великого [14]

Критики отмечали, что на Византийскую империю и ее преемников не повлияли такие важные сдвиги в западной философии, как споры об инвестициях , Реформация и Возрождение ; [6] и свел византийскую политическую культуру к цезаропапизму и авторитарной политической культуре, описываемой как авторитарная , деспотическая и империалистическая . [13] [14]

После падения Византийской империи критики византийской системы указывали на то, что она сохранилась и «развратила» другие государства, в частности, использовалась в дискурсе политического строя, культуры и общества России (со времен Великого княжества Московского через царство Российское в Российскую империю – см. также царское самодержавие ), [2] [15] Советский Союз , [16] Османская империя [17] и балканские государства (бывшие европейские провинции Османской империи ). [1] [6] [18]

Современные историки отмечают, что эта негативная репутация не обязательно соответствует действительности и, по крайней мере, является очень упрощенным обобщением . [4] [5] Как сконструированный термин , византизм также разделяет эти заблуждения с тесно связанным термином «балканизм» . [19] Ангелов резюмирует это следующим образом:

Византизм начинается с простых стереотипов, проходит через редукционизм и эссенциализацию , а затем переходит к приписыванию предполагаемой сущности Византии современным Балканам или России как бремени истории. ... Как дискурс «инаковости» византизм развивается из худших мечтаний и кошмаров Запада о самом себе и размышляет над ними.

- Димитр Г. Ангелов, Византизм: мнимое и реальное наследие Византии в Юго-Восточной Европе. [20]

Хотя Византийскую империю обычно воспринимали негативно, были и исключения. Византия была реабилитирована во Франции в эпоху абсолютизма , с 17 века до Французской революции , в произведениях таких личностей, как иезуит Пьер Пуссен . [3]

Когда эпоха Просвещения охватила Западную Европу, французские традиции нашли убежище в Российской империи . Термин «византизм» использовался в положительном контексте русским ученым XIX века Константином Леонтьевым в книге «Византизм и славянство» (1875 г.) для описания типа общества, которое было необходимо Российской империи для противодействия «вырождающемуся влиянию» Запада . [15] [21] Леонтьев восхвалял Византийскую империю и царское самодержавие , а также общество и политическую систему, которая включает в себя авторитарную власть монарха, преданное следование Русской Православной Церкви , сохранение общины для крестьян и резкое классовое разделение ; он также критиковал всеобщее образование и демократию . [21] [22] [23]

Когда мы мысленно представляем себе византизм, мы видим перед собой как бы... строгий, ясный план просторного и вместительного сооружения. Мы знаем, например, что в политике это означает самодержавие. В религии это означает христианство с отчетливыми чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В области этики мы знаем, что византийский идеал не имеет того возвышенного и во многих случаях весьма преувеличенного представления о земной человеческой личности, введенного в историю немецким феодализмом. Мы знаем склонность византийского этического идеала разочароваться во всем, что есть в этом мире, в счастье, в постоянстве нашей собственной чистоты, в нашей способности здесь, внизу, достичь полного нравственного совершенства. Мы знаем, что византизм (как и христианство вообще) отвергает всякую надежду на всеобщее благополучие наций; это сильнейшая противоположность идее благополучия наций; это сильнейшая противоположность идее человечества в смысле всеобщего земного равенства, всеобщей мирской свободы, всеобщей мирской совершенствования и всеобщего довольства.

Константин Леонтьев , Византизм и славянство (1875)

В российском политическом дискурсе Россию иногда ласково называют Третьим Римом , а вторым Римом является Восточная Римская империя, которая на тысячу лет пережила своего западного аналога в самом Риме, Первый Рим. [24] [25]

В своей статье «Существовал ли когда-нибудь византизм?» Александр Миркович утверждал, что многие западные авторы создали воображаемую картину Византии как проекцию собственных тревог. [26]

Некоторые ученые сосредоточились на положительных аспектах византийской культуры и наследия. Французский историк Шарль Диль описал Византийскую империю следующим образом:

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую за все Средневековье, несомненно, единственную, существовавшую в христианской Европе до XI века. На протяжении многих лет Константинополь оставался единственным великим городом христианской Европы, не имеющим себе равных по великолепию. Византийская литература и искусство оказали значительное влияние на окружающие ее народы. Оставшиеся после него памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Вот почему Византия занимала значительное место в истории Средневековья и, надо признать, заслуженное. [27]

Историк Аверил Кэмерон считает неоспоримым вклад Византии в формирование средневековой Европы , а и Кэмерон, и Дмитрий Оболенский признают главную роль Византии в формировании православия , которое, в свою очередь, занимает центральное положение в истории, обществах и культуре Греции , Румынии. , Болгария , Россия , Грузия , Сербия и другие страны. [28] Византийцы также сохраняли и копировали классические рукописи, и поэтому их считают носителями классических знаний, важными вкладчиками в современную европейскую цивилизацию и предшественниками как гуманизма эпохи Возрождения , так и славяно-православной культуры. [29]

Современный дискурс

[ редактировать ]

В современном контексте его можно использовать для обозначения недемократических практик и применения насилия в политической жизни; его часто использовали в контексте политики Юго-Восточной Европы ( Балкан ). [6] [30] «Багаж» византийской традиции используется для объяснения задержек в развитии демократических институтов, предпочтения сильных, даже автократических правительств, недоверия людей к бизнесменам и избранным политикам и в целом для объяснения разницы между Западом и Юго-Востоком. и Восточной Европы. [6] Слово «византизм» и родственные ему, как «византийский», приобрели негативный оттенок в ряде западноевропейских языков, в том числе в английском языке . [2] [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Димитер Г. Ангелов, Византизм: мнимое и реальное наследие Византии в Юго-Восточной Европе , Димитрис Керидис, Эллен Элиас-Бурсач , Николас Ятроманолакис, Новые подходы к балканским исследованиям , Брасси, 2003, ISBN   1-57488-724-6 , Google Print, стр. 3.
  2. ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.11
  3. ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.8
  4. ^ Jump up to: а б с д Angelov 2003, p.6
  5. ^ Jump up to: а б Angelov 2003, pp.17–18
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Angelov 2003, pp.4–5
  7. ^ Конечный, Феликс (2005). Немецкий византизм . Кшешовице: Издательство «Остоя». ISBN  83-60048-75-4 .
  8. ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.6
  9. ^ Стивен Рансиман, Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии десятого века , Cambridge University Press, 1988, ISBN   0-521-35722-5 , Google Print, стр. 9.
  10. ^ Сирил Манго, Оксфордская история Византии , Oxford University Press, 2002, ISBN  0-19-814098-3 , Google Print, p.v
  11. ^ Элизабет Джеффрис, Джон Халдон, Робин Кормак, Оксфордский справочник по византийским исследованиям , Oxford University Press, 2009, ISBN   0-19-925246-7 , Google Print, стр. 9.
  12. ^ Angelov 2003, pp.8–9
  13. ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.9
  14. ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.10
  15. ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.12
  16. ^ Angelov 2003, p.13
  17. ^ Angelov 2003, p.18
  18. ^ Angelov 2003, pp.12–13
  19. ^ Angelov 2003, pp.6–7
  20. ^ Angelov 2003, pp.13–14
  21. ^ Jump up to: а б Ричард Пайпс, Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры , издательство Йельского университета, 2007, ISBN   0-300-12269-1 , Google Print, стр. 148–149.
  22. К. А. Ланц, Энциклопедия Достоевского , Издательство Greenwood Publishing Group, 2004. ISBN   0-313-30384-3 , Google Print, стр. 235.
  23. ^ Александр Полунов, Томас К. Оуэн, Лариса Георгиевна Захарова, Маршалл С. Шац, Россия в девятнадцатом веке: автократия, реформы и социальные изменения, 1814–1914 , М. Е. Шарп, 2005, ISBN   0-7656-0671-2 , Google Print, стр. 175.
  24. ^ Мэтью Рафаэль Джонсон, Третий Рим: Святая Русь, царизм и православие , Фонд экономической свободы, Inc, 2004, ISBN   0-9742303-0-8
  25. ^ Евгений Павлов, Новый Третий Рим? Москва в русской культуре 1990-х. Архивировано 6 января 2009 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Миркович, Александр (весна 2001 г.). «Политика молчания и конфронтации: существовал ли когда-нибудь византизм?» . Гуден Хоорн: Тидждскрипт над Византией [ Золотой Рог: Журнал Византии ]. 8 (2). Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
  27. ^ Диль, Чарльз (1947). Великие проблемы византийской истории . Издательство Калифорнийского университета. п. 179. ИСБН  9780299809256 .
  28. ^ Кэмерон 2009 , стр. 186–277.
  29. ^ Кэмерон 2009 , с. 261.
  30. ^ Кэти Кармайкл, Этническая чистка на Балканах: национализм и разрушение традиций , Routledge, 2002, ISBN   0-415-27416-8 , Google Print, стр. 100.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b986fb4119ddbacbdea87cefd4427461__1698791460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/61/b986fb4119ddbacbdea87cefd4427461.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantinism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)