византизм
Византизм , или византизм , — это политическая система и культура Византийской империи и ее духовных преемников, православных балканских стран Греции и Болгарии, особенно, и в меньшей степени Сербии и некоторых других православных стран Восточной Европы, таких как Беларусь , Грузия , Россия и Украина . [1] [2] Сам термин византизм был придуман в 19 веке. [3] Этот термин вызывает преимущественно негативные ассоциации, подразумевая сложность и автократию . [ нужна ссылка ]
Империи Эта негативная репутация подчеркивала запутанную сложность министерств и тщательность ее придворных церемоний. Точно так же «Византийская система» также предполагает склонность к интригам, заговорам и убийствам и общее нестабильное политическое положение дел. [ как? ] Этот термин подвергался критике со стороны современных ученых за то, что он является обобщением , которое не очень отражает реальность византийской аристократии и бюрократии . [4] [5]
Аристократия и бюрократия
[ редактировать ]Византийская империя — это современный термин, применяемый жителями Запада к Восточной Римской империи (которая просуществовала тысячу лет после распада западной в 476 году) и, таким образом, имела сложную систему аристократии и бюрократии , заимствованную из более ранних римских систем. На вершине пирамиды стоял Император , единоличный правитель и назначенный Богом, а под ним множество чиновников и придворных чиновников управляли административным механизмом государства. Ключевым компонентом государственной власти был престиж имперского института и его давняя древность. Поэтому церемонии вручения почетных званий и ценных должностей были обширными и тщательно продуманными.
За почти полторы тысячи лет существования империи различные титулы принимались и отбрасывались, и многие из них потеряли или приобрели престиж. Ко времени Ираклия в VII веке многие ранние римские титулы, основанные на латинском языке и традициях старой Римской республики, устарели в ныне преимущественно грекоязычной империи, хотя латынь дольше сохранялась в законодательстве и в военный. Ираклий официально изменил официальный язык с латыни на греческий в 610 году. Титулы, вдохновленные их греческой традицией, часто лишь грубое приближение к латинским понятиям, стали обычным явлением (например, «басилевс» [βασιλεύς] вместо «цезаря» или «августа» для титула). самого императора). Другие титулы меняли значение (например, «Патриарх») или обесценивались со временем (например, «консул»).
Среди важных качеств Империи был также цезаропапизм , подчинение церкви государству. [6]
Византизм в Германии
[ редактировать ]По мнению польского историка Феликса Конечного , немецкая культура глубоко укоренена в византинизме, феномене, который он называет немецким византинизмом ( польский : Bizantynizm niemiecki ). Все началось с образования Священной Римской империи и адаптации Отто I и последующих императоров Священной Римской империи византийских теорий относительно политического правления на немецких землях . [7]
Критика
[ редактировать ]Византийская империя приобрела негативную репутацию в западном мире еще в средние века . [4] [8] Создание Священной Римской империи Карлом Великим в 9 веке и раскол между Востоком и Западом в 11 веке сделали Империю изгоем для западноевропейских стран после Римской церкви , а также осада и разграбление Константинополя во время Четвертого крестового похода в 1204 год только закрепил эти различия. [8] Отсюда европейские средневековые стереотипы о людях Византийской империи изображали их вероломными, вероломными, раболепными, женоподобными и невоинственными. [8]
Медеевист Стивен Рансиман описал средневековый европейский взгляд на Византийскую империю, сказав:
С тех пор, как наши грубые предки-крестоносцы впервые увидели Константинополь и, к своему презрительному отвращению, встретили общество, где все читали и писали, ели пищу вилками и предпочитали дипломатию войне, было модно с презрением обходить византийцев стороной и использовать их название как синоним декаданса.
- Стивен Рансиман , Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии десятого века , 1988 [9]
Критика Империи продолжалась среди историков 18 и 19 веков, особенно в работах историков и философов, находящихся под влиянием Просвещения . [4] Эдвард Гиббон , Гегель , Иоганн Готфрид Гердер , Уильям Леки , Монтескье и Вольтер были среди многих западных писателей того периода, критиковавших византийскую систему. [3] [10]
В отношении этой Византийской империи универсальный вердикт истории таков: она представляет собой, без единого исключения, наиболее низменную и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация. Не существовало другой устойчивой цивилизации, столь абсолютно лишенной всех форм и элементов величия, и ни одной, к которой можно было бы так решительно применить эпитет «среднее»… История империи — это монотонная история интриг жрецов, евнухи и женщины, отравления, заговоры, единая неблагодарность.
- Уильям Леки , История европейской морали от Августа до Карла Великого, 2 тома. (Лондон, 1869 г.) II, 13f. [11]
Общий вид ее [Византии] представляет отвратительную картину слабоумия: жалкие, нет, безумные страсти душат рост всего благородного в мыслях, делах и людях. Мятеж со стороны генералов, свержение императоров посредством или посредством интриг придворных, убийства или отравления императоров их собственными женами и сыновьями, женщины, предающиеся похотям и мерзости всех видов.
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Лекции по философии истории. [12]
Эдвард Гиббон , первый английский историк, написавший полную историю Византийской империи в своей «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776–1789), был резким критиком Империи. [13] Джейкоб Буркхардт , влиятельный историк XIX века, разделял точку зрения Гиббона:
На вершине находился деспотизм, бесконечно усиленный союзом церковной и светской власти; на место морали оно навязало ортодоксальность; вместо разнузданного и деморализованного выражения естественных инстинктов — лицемерие и притворство; перед лицом деспотизма развивались жадность, маскирующаяся под бедность, и глубокая хитрость; в религиозном искусстве и литературе наблюдалось невероятное упорство в постоянном повторении устаревших мотивов.
— Якоб Буркхардт , Эпоха Константина Великого [14]
Критики отмечали, что на Византийскую империю и ее преемников не повлияли такие важные сдвиги в западной философии, как споры об инвестициях , Реформация и Возрождение ; [6] и свел византийскую политическую культуру к цезаропапизму и авторитарной политической культуре, описываемой как авторитарная , деспотическая и империалистическая . [13] [14]
После падения Византийской империи критики византийской системы указывали на то, что она сохранилась и «развратила» другие государства, в частности, использовалась в дискурсе политического строя, культуры и общества России (со времен Великого княжества Московского через царство Российское в Российскую империю – см. также царское самодержавие ), [2] [15] Советский Союз , [16] Османская империя [17] и балканские государства (бывшие европейские провинции Османской империи ). [1] [6] [18]
Современные историки отмечают, что эта негативная репутация не обязательно соответствует действительности и, по крайней мере, является очень упрощенным обобщением . [4] [5] Как сконструированный термин , византизм также разделяет эти заблуждения с тесно связанным термином «балканизм» . [19] Ангелов резюмирует это следующим образом:
Византизм начинается с простых стереотипов, проходит через редукционизм и эссенциализацию , а затем переходит к приписыванию предполагаемой сущности Византии современным Балканам или России как бремени истории. ... Как дискурс «инаковости» византизм развивается из худших мечтаний и кошмаров Запада о самом себе и размышляет над ними.
- Димитр Г. Ангелов, Византизм: мнимое и реальное наследие Византии в Юго-Восточной Европе. [20]
Хвалить
[ редактировать ]Хотя Византийскую империю обычно воспринимали негативно, были и исключения. Византия была реабилитирована во Франции в эпоху абсолютизма , с 17 века до Французской революции , в произведениях таких личностей, как иезуит Пьер Пуссен . [3]
Когда эпоха Просвещения охватила Западную Европу, французские традиции нашли убежище в Российской империи . Термин «византизм» использовался в положительном контексте русским ученым XIX века Константином Леонтьевым в книге «Византизм и славянство» (1875 г.) для описания типа общества, которое было необходимо Российской империи для противодействия «вырождающемуся влиянию» Запада . [15] [21] Леонтьев восхвалял Византийскую империю и царское самодержавие , а также общество и политическую систему, которая включает в себя авторитарную власть монарха, преданное следование Русской Православной Церкви , сохранение общины для крестьян и резкое классовое разделение ; он также критиковал всеобщее образование и демократию . [21] [22] [23]
Когда мы мысленно представляем себе византизм, мы видим перед собой как бы... строгий, ясный план просторного и вместительного сооружения. Мы знаем, например, что в политике это означает самодержавие. В религии это означает христианство с отчетливыми чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В области этики мы знаем, что византийский идеал не имеет того возвышенного и во многих случаях весьма преувеличенного представления о земной человеческой личности, введенного в историю немецким феодализмом. Мы знаем склонность византийского этического идеала разочароваться во всем, что есть в этом мире, в счастье, в постоянстве нашей собственной чистоты, в нашей способности здесь, внизу, достичь полного нравственного совершенства. Мы знаем, что византизм (как и христианство вообще) отвергает всякую надежду на всеобщее благополучие наций; это сильнейшая противоположность идее благополучия наций; это сильнейшая противоположность идее человечества в смысле всеобщего земного равенства, всеобщей мирской свободы, всеобщей мирской совершенствования и всеобщего довольства.
— Константин Леонтьев , Византизм и славянство (1875)
В российском политическом дискурсе Россию иногда ласково называют Третьим Римом , а вторым Римом является Восточная Римская империя, которая на тысячу лет пережила своего западного аналога в самом Риме, Первый Рим. [24] [25]
В своей статье «Существовал ли когда-нибудь византизм?» Александр Миркович утверждал, что многие западные авторы создали воображаемую картину Византии как проекцию собственных тревог. [26]
Некоторые ученые сосредоточились на положительных аспектах византийской культуры и наследия. Французский историк Шарль Диль описал Византийскую империю следующим образом:
Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую за все Средневековье, несомненно, единственную, существовавшую в христианской Европе до XI века. На протяжении многих лет Константинополь оставался единственным великим городом христианской Европы, не имеющим себе равных по великолепию. Византийская литература и искусство оказали значительное влияние на окружающие ее народы. Оставшиеся после него памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Вот почему Византия занимала значительное место в истории Средневековья и, надо признать, заслуженное. [27]
Историк Аверил Кэмерон считает неоспоримым вклад Византии в формирование средневековой Европы , а и Кэмерон, и Дмитрий Оболенский признают главную роль Византии в формировании православия , которое, в свою очередь, занимает центральное положение в истории, обществах и культуре Греции , Румынии. , Болгария , Россия , Грузия , Сербия и другие страны. [28] Византийцы также сохраняли и копировали классические рукописи, и поэтому их считают носителями классических знаний, важными вкладчиками в современную европейскую цивилизацию и предшественниками как гуманизма эпохи Возрождения , так и славяно-православной культуры. [29]
Современный дискурс
[ редактировать ]В современном контексте его можно использовать для обозначения недемократических практик и применения насилия в политической жизни; его часто использовали в контексте политики Юго-Восточной Европы ( Балкан ). [6] [30] «Багаж» византийской традиции используется для объяснения задержек в развитии демократических институтов, предпочтения сильных, даже автократических правительств, недоверия людей к бизнесменам и избранным политикам и в целом для объяснения разницы между Западом и Юго-Востоком. и Восточной Европы. [6] Слово «византизм» и родственные ему, как «византийский», приобрели негативный оттенок в ряде западноевропейских языков, в том числе в английском языке . [2] [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Димитер Г. Ангелов, Византизм: мнимое и реальное наследие Византии в Юго-Восточной Европе , Димитрис Керидис, Эллен Элиас-Бурсач , Николас Ятроманолакис, Новые подходы к балканским исследованиям , Брасси, 2003, ISBN 1-57488-724-6 , Google Print, стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.11
- ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.8
- ^ Jump up to: а б с д Angelov 2003, p.6
- ^ Jump up to: а б Angelov 2003, pp.17–18
- ^ Jump up to: а б с д и ж Angelov 2003, pp.4–5
- ^ Конечный, Феликс (2005). Немецкий византизм . Кшешовице: Издательство «Остоя». ISBN 83-60048-75-4 .
- ^ Jump up to: а б с Angelov 2003, p.6
- ^ Стивен Рансиман, Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии десятого века , Cambridge University Press, 1988, ISBN 0-521-35722-5 , Google Print, стр. 9.
- ^ Сирил Манго, Оксфордская история Византии , Oxford University Press, 2002, ISBN 0-19-814098-3 , Google Print, p.v
- ^ Элизабет Джеффрис, Джон Халдон, Робин Кормак, Оксфордский справочник по византийским исследованиям , Oxford University Press, 2009, ISBN 0-19-925246-7 , Google Print, стр. 9.
- ^ Angelov 2003, pp.8–9
- ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.9
- ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.10
- ^ Jump up to: а б Angelov 2003, p.12
- ^ Angelov 2003, p.13
- ^ Angelov 2003, p.18
- ^ Angelov 2003, pp.12–13
- ^ Angelov 2003, pp.6–7
- ^ Angelov 2003, pp.13–14
- ^ Jump up to: а б Ричард Пайпс, Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры , издательство Йельского университета, 2007, ISBN 0-300-12269-1 , Google Print, стр. 148–149.
- ↑ К. А. Ланц, Энциклопедия Достоевского , Издательство Greenwood Publishing Group, 2004. ISBN 0-313-30384-3 , Google Print, стр. 235.
- ^ Александр Полунов, Томас К. Оуэн, Лариса Георгиевна Захарова, Маршалл С. Шац, Россия в девятнадцатом веке: автократия, реформы и социальные изменения, 1814–1914 , М. Е. Шарп, 2005, ISBN 0-7656-0671-2 , Google Print, стр. 175.
- ^ Мэтью Рафаэль Джонсон, Третий Рим: Святая Русь, царизм и православие , Фонд экономической свободы, Inc, 2004, ISBN 0-9742303-0-8
- ^ Евгений Павлов, Новый Третий Рим? Москва в русской культуре 1990-х. Архивировано 6 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Миркович, Александр (весна 2001 г.). «Политика молчания и конфронтации: существовал ли когда-нибудь византизм?» . Гуден Хоорн: Тидждскрипт над Византией [ Золотой Рог: Журнал Византии ]. 8 (2). Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Диль, Чарльз (1947). Великие проблемы византийской истории . Издательство Калифорнийского университета. п. 179. ИСБН 9780299809256 .
- ^ Кэмерон 2009 , стр. 186–277.
- ^ Кэмерон 2009 , с. 261.
- ^ Кэти Кармайкл, Этническая чистка на Балканах: национализм и разрушение традиций , Routledge, 2002, ISBN 0-415-27416-8 , Google Print, стр. 100.
Источники
[ редактировать ]- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 .
- Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы (на греческом языке). Афины: Психогиос. ISBN 978-960-453-529-3 .