Немецкая Эйр Ганза
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( сентябрь 2019 г. ) |
Основан | 6 января 1926 г. |
---|---|
Начало деятельности | 6 апреля 1926 г. |
Прекращенная деятельность | 22 апреля 1945 г. |
Хабы | Берлин – Темпельхоф |
Вторичные концентраторы | |
Штаб-квартира | Берлин , Германия |
Ключевые люди | Курт Вайгельт |
Deutsche Luft Hansa AG (с 1933 года — Deutsche Lufthansa , также известная как Luft Hansa , Lufthansa или DLH ) — немецкая авиакомпания. Он служил флагманским авиаперевозчиком страны в последние годы существования Веймарской республики и по всей нацистской Германии , когда у него были тесные связи с нацистской партией .
Хотя Deutsche Luft Hansa была предшественницей современной немецкой авиакомпании Lufthansa (основанной в 1953 году) и обе авиакомпании имеют один и тот же логотип, между ними нет никакой юридической связи. Однако новая Lufthansa переняла персонал старой авиакомпании. [ 1 ] и претендует на наследие DLH. По этой причине при исторической переоценке остается спорным вопрос о том, в какой степени современная Lufthansa должна признаваться в преступлениях, совершенных старой авиакомпанией. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]1920-е годы
[ редактировать ]Deutsche Luft Hansa была основана 6 января 1926 года в Берлине . Название компании означает «Немецкая Воздушная Ганза». Ганза или Ганзейский союз доминировала в морской торговле в районе Балтийского моря на протяжении сотен лет и по сей день пользуется большим уважением в Германии. Авиакомпания была создана в результате слияния компаний Deutscher Aero Lloyd, ранее называвшейся Deutsche Luft-Reederei (1917–1923 гг.) , и Junkers Luftverkehr (около 1919 г.) в 1926 году. [ 5 ] Две компании, крупнейшие авиакомпании Германии на тот момент, были вынуждены объединиться правительством Германии, в то время как все остальные авиакомпании были закрыты. Целью этой реорганизации было сокращение объема финансовой поддержки, оказываемой правительством авиационной отрасли. Как и многие другие страны, Германия субсидировала авиакомпании, что также давало правительству Германии контроль над ними.
Стилизованный символ летающего крана появился еще до Luft Hansa и использовался DLR и Deutscher Aero Lloyd.
Основание авиакомпании совпало со снятием ограничений на коммерческие воздушные перевозки, наложенных на Германию Версальским договором . [ нужна ссылка ] Это позволило быстро расширить маршрутную сеть и охватить крупные города Европы. Первоначальный парк состоял из 162 самолетов, почти все из которых были устаревшими типами времен Первой мировой войны , а штат компании составлял 1527 человек. Важнейшим аэродромом для DLH был Берлин-Темпельхоф . Оттуда 6 апреля 1926 года Fokker F.II вылетел на первый регулярный рейс в Цюрих через Галле , Эрфурт и Штутгарт . В том же году Deutsche Luft Hansa приобрела долю в Deruluft , совместной немецко- советской авиакомпании, и открыла беспосадочные рейсы из Берлина в Москву , считавшуюся тогда исключительно дальним расстоянием. Вскоре после этого полеты в Париж начались . Deutsche Luft Hansa была одной из первых авиакомпаний, выполнявших ночные рейсы, первая из которых связала Берлин с Кенигсбергом на самолетах Junkers G 24 . Этот маршрут оказался настолько успешным, что через несколько лет движение ночных поездов было прекращено. [ нужна ссылка ] За первый год существования авиакомпания пролетела более шести миллионов километров полета, перевезя в общей сложности 56 268 пассажиров и 560 тонн грузов и почты.
В последующие годы внутренняя сеть выросла и охватила все важные города Германии. Дополнительные международные маршруты были добавлены в рамках соглашений о сотрудничестве. С недавно основанной компанией Iberia в Испании ее самый длинный запланированный маршрут составлял 2100 километров от Берлина до Мадрида (хотя и с несколькими остановками). Создание Syndicato Condor в Бразилии послужило интересам авиакомпании в Южной Америке, где в то время проживали важные немецкие меньшинства. Первое пересечение северной части Атлантического океана с востока на запад (от аэродрома Балдоннел в Ирландии до острова Гринли в Канаде ) было совершено пилотом Luft Hansa Германом Кёлем , Эренфридом Гюнтером Фрайхерром фон Хюнефельдом и ирландским пилотом Джеймсом Фицморисом на Junkers W 33. самолете Бремен в апреле 1928 года. Авиакомпания открыла регулярные многоэтапные рейсы в Токио . Самолет Heinkel HE 12 был запущен (с помощью катапульты ) с лайнера NDL Bremen во время его первого рейса через Атлантику в 1929 году, что сократило время доставки почты между Европой и Северной Америкой. И «Бремен», и его однотипный корабль Европа запускала почтовые самолеты во время запланированных перелетов через Северную Атлантику до 1935 года.
1930-е годы
[ редактировать ]Несмотря на то, что в первые годы десятилетия наблюдалась тяжелая финансовая ситуация из-за Великой депрессии , Deutsche Luft Hansa еще больше расширила свою международную сеть маршрутов в Южной Америке и открыла регулярные рейсы из Германии на Ближний Восток. В политическом отношении лидеры компании были связаны с растущей нацистской партией ; был предоставлен самолет Адольфу Гитлеру для его предвыборной кампании на президентских выборах 1932 года бесплатно . Нацистская партия использовала кадры этих полетов в своих пропагандистских целях и получила преимущество в возможности проводить мероприятия с участием Гитлера в разных местах гораздо быстрее, чем другие партии, которые в основном полагались на железнодорожный транспорт. Эрхард Мильх , занимавший пост главы авиакомпании с 1926 года, был назначен Германом Герингом главой министерства авиации , когда Гитлер пришел к власти в 1933 году; [ 6 ] Мильх был членом нацистской партии с 1929 года и позже был признан виновным в военных преступлениях. [ 7 ] [ 8 ] По мнению ведущего исследователя истории немецкой авиации, с этого момента «Люфтганза» служила прикрытием для вооружения, которое велось тайно до 1935 года — это были замаскированные военно-воздушные силы». [ 6 ] Историк Норман Лонгмейт сообщил, что во время своих полетов в мирное время в 1930-х годах авиакомпания тайно сфотографировала все британское побережье в рамках подготовки к возможному вторжению. [ 9 ]
Ключевым интересом Deutsche Luft Hansa в то время было сокращение сроков доставки почты. В 1930 году корпорация «Евразия» была создана как совместное предприятие с министерством транспорта Китая , что предоставило Luft Hansa монопольное положение в сфере почтовых перевозок между Германией и Китаем, а также доступ к китайскому рынку. С этой целью Шанхай — Нанкин — Пекин в следующем году был запущен маршрут с использованием специально развернутых там самолетов Junkers W 34 . Рекорд был установлен в 1930 году, когда почтовый маршрут из Вены в Стамбул (с остановками в Будапеште , Белграде и Софии ) был пройден всего за 24 часа. Для сравнения, первый трансатлантический пассажирский рейс авиакомпании (из Варнемюнде в Нью-Йорк на Dornier Wal летающей лодке ) занял примерно одну неделю.
После нескольких лет испытаний в 1934 году был открыт регулярный почтовый маршрут между Европой и Южной Америкой. Это было первое в мире регулярное авиационное сообщение через океан. Были использованы летающие лодки Wal и запущена катапульта для трансатлантического этапа. [ 10 ] В 1936 году они были заменены Dornier Do 18, что сделало возможными операции в невидимых условиях. В европейской сети были представлены Junkers G.38 (на тот момент самый большой пассажирский самолет в мире) на маршруте Берлин- Лондон через Амстердам , а также Junkers Ju 52/3m и Heinkel He 70 , что позволило более быстрые авиаперелеты. Этому способствовали так называемые « Блиц -службы» (нем. Blitzstrecken ) между Берлином , Гамбургом , Кельном и Франкфуртом . В 1935 году в парк Luft Hansa были введены первые самолеты, не производившиеся в Германии: два Boeing 247 и один Douglas DC-2 .
Контроль над внутренними рынками Южной Америки еще больше усилился в 1937 году, когда Экваториальное общество воздушного транспорта (SEDTA) [ 11 ] и Lufthansa Perú были основаны как кооперативы Luft Hansa в Эквадоре и Перу соответственно, эксплуатирующие Junkers W 34 самолеты . Ближневосточная сеть была расширена с запуском Берлин- Багдад - Тегеран в том же году маршрута . В 1938 году был представлен дальнемагистральный самолет Focke-Wulf Fw 200, позволяющий совершать беспосадочные перелеты между Берлином и Нью-Йорком и из Берлина в Токио только с одной промежуточной остановкой. Прошлый год перед началом Второй мировой войны оказался самым успешным в истории авиакомпании: на регулярных европейских маршрутах было перевезено 19,3 миллиона километров, а всего было перевезено 254 713 пассажиров и 5 288 тонн почты.
С 1936 года Deutsche Luft Hansa выполняла маршрутные полеты для перевозки почты через Северную Атлантику. Эта услуга была призвана заменить почтовые самолеты, запускаемые катапультами с трансатлантических пароходов. Однако этого так и не произошло, поскольку Соединенные Штаты отказали немецким самолетам в праве доставлять почту в страну по политическим причинам.
1 апреля 1939 года Deutsche Luft Hansa открыла регулярные трансатлантические рейсы в Натал, Риу-Гранди-ду-Норти и Сантьяго-де-Чили на самолетах Fw 200, маршрут, который ранее выполнялся Syndicato Condor . а именно Бангкок , Ханой и Тайбэх К маршрутной сети добавились и другие азиатские направления, .
В 1930-е годы самолеты Luft Hansa также использовались в ряде экспериментальных и исследовательских миссий, в первую очередь для разработки лучшего воздушного перехода через Южную Атлантику, а также во время Третьей немецкой антарктической экспедиции в 1938–39 годах, когда два самолета Dornier Wal провел фотосъемку 350 000 квадратных километров территории, которая стала известна как Новая Швабия .
Во время Второй мировой войны
[ редактировать ]С началом войны 1 сентября 1939 года все гражданские полеты Luft Hansa прекратились, и парк самолетов перешел под командование Люфтваффе вместе с большей частью личного состава. Компания специализируется на техническом обслуживании и ремонте самолетов. Регулярные пассажирские рейсы по Германии, а также в оккупированные или нейтральные страны все еще выполнялись, но бронирование было ограничено и соответствовало требованиям войны. В последние годы войны большинство пассажирских самолетов было переоборудовано в военные грузовые.
Кооперация Luft Hansa в зарубежных странах постепенно свертывалась: Deruluft прекратила свое существование в марте 1940 года, а к ноябрю того же года корпорацию «Евразия» пришлось закрыть из-за вмешательства китайского правительства . Syndicato Condor был национализирован и переименован в Cruzeiro do Sul в 1943 году в попытке стереть свои немецкие корни.
Последний регулярный рейс Deutsche Luft Hansa – из Берлина в Мюнхен состоялся 21 апреля 1945 года, но самолет разбился. [ 12 ] незадолго до запланированного прибытия. На следующий день был выполнен еще один (нерегулярный) рейс из Берлина в Варнемюнде , что ознаменовало окончание полетной эксплуатации. После капитуляции Германии и последующей оккупации Германии союзниками все самолеты в стране были конфискованы, а Deutsche Luft Hansa была распущена. Остальные активы были ликвидированы 1 января 1951 года.
Использование принудительного труда
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в Deutsche Luft Hansa было занято более 10 000 подневольных рабочих, в том числе много детей, из оккупированных стран; принудительный еврейский труд особенно использовался с 1940 по 1942 год. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Подневольные рабочие использовались для установки и обслуживания радиолокационных систем, а также для сборки, ремонта и обслуживания самолетов, в том числе военных. [ 16 ] [ 15 ] Подневольные рабочие размещались в бараках, принадлежащих Luft Hansa, на территории Темпельхофа, а в других местах Берлина были окружены колючей проволокой и охранялись властями с автоматами; санитарные условия в этих лагерях были плохими, как и уровень медицинского обслуживания и питания. [ 16 ] [ 15 ] В 2012 году группа археологов раскопала территорию лагеря Luft Hansa в аэропорту Темпельхоф. [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Lufthansa , нынешний флагманский авиаперевозчик Германии , приобрела название и логотип авиакомпании 1926–1945 годов после ее основания в 1953 году и заявляет, что история DLH является своей собственной. Однако юридической связи между двумя компаниями нет. В период с 1955 по 1963 год недавно основанная восточногерманская национальная авиакомпания работала под тем же названием , но, проиграв судебный процесс с западногерманской компанией, была ликвидирована и заменена Interflug .
Маршрутная сеть
[ редактировать ]Европейские пассажирские рейсы
[ редактировать ]С 1926 года и до начала Второй мировой войны в 1939 году Deutsche Luft Hansa создала на своей базе в берлинском аэропорту Темпельхоф обширную сеть , охватывающую многие города Германии, а также крупные города Европы. Ранее были заключены интерлайн-соглашения , которые предоставляли пассажирам Luft Hansa доступ к полетной сети ведущих европейских авиакомпаний того времени и наоборот. Соглашения были заключены с такими авиакомпаниями, как Aerotransport , Ad Astra Aero , Adria Aerolloyd , Aero Oy , Air Union , Balair , CIDNA , CSA , DDL , Imperial Airways , KLM , Lignes Aeriennes Latécoère , LOT , ÖLAG , Malert , SABENA , SANA , SGTA. и «Укрповитрошлиах» , а также Syndicato Condor из Бразилии и SCADTA из Колумбии .
За этот период регулярные пассажирские рейсы осуществлялись по следующим европейским направлениям: [ 17 ] [ 18 ]
- Австрия
- Грац – Аэропорт Талерхоф
- Инсбрук – Аэропорт Райхенау
- Клагенфурт – Аэропорт Аннабихль
- Зальцбург – Аэропорт Максглан
- Вена - Аэропорт Асперн
- Бельгия
- Болгария
- Чехословакия
- Братислава – Аэропорт Вайноры
- Карлсбад – Аэропорт Эспентор
- Марианские Лазни – Аэропорт Скларе
- Пиештяны
- Прага - Аэропорт Кбели
- Дания
- Эстония
- Финляндия
- Франция
- Вольный город Данциг
- Германия
- Ахен
- Баден-Баден – Аэропорт Баден-Оос
- Боркум
- Берлин – аэропорт Берлин-Темпельхоф (главный хаб)
- Брауншвейг
- Бремен – Аэропорт Нойенланд
- Бремерхафен
- Бреслау – Аэропорт Гандау
- Хемниц
- Кёльн – аэропорт Буцвайлерхоф (вторичный узел)
- Котбус
- Дармштадт
- Дессау
- Дортмунд – Аэропорт Бракель
- Дрезден – Аэропорт Клоче
- Дюссельдорф – Аэропорт Дюссельдорфа
- Эрфурт
- Эссен / Мюльхайм – Аэропорт Мюльхайм
- Фленсбург – Аэропорт Шеферхаус
- Франкфурт – аэропорт Рейн-Майн (вторичный узел)
- Фрайбург
- Фридрихсхафен – Аэропорт Левенталь
- Делать
- Гляйвиц
- Гёрлиц
- Гослар
- Галле / Лейпциг – аэропорт Шкойдиц (вторичный транспортный узел)
- Гамбург – аэропорт Гамбург-Фульсбюттель (вторичный узел)
- Ганновер – Аэропорт Варенвальдер Хайде
- Хиддензее
- Хиршберг – Аэропорт Хартау
- Карлсруэ
- Киль – Аэропорт Холтенау
- Крефельд
- Кенигсберг – Аэропорт Девау
- Постоянство
- Крефельд
- Лангеог
- Любек / Травемюнде
- Магдебург
- Мангейм – Аэропорт Нойостхайм
- Мюнхен – аэропорт Обервизенфельд (вторичный узел)
- Нордерней
- Нюрнберг / Фюрт – Аэропорт Фюрт
- Оснабрюк / Мюнстер
- Плауэн – Аэропорт Хоф-Плауэн
- Саарбрюккен – Аэропорт Санкт-Арнуаль
- Штеттин – аэропорт Ам Даммшен Зее
- Башня
- Штральзунд
- Штутгарт – Аэропорт Бёблинген
- Свиноуйсьце
- Тильзит
- Вангероге
- Вернигероде
- Вестерланд – Аэропорт Вестерланд
- Сторожить
- Цвиккау
- Греция
- Венгрия
- Италия
- Больцано
- Милан – Аэропорт Тальедо
- Рим – Аэропорт Литторио
- Тренто – Аэропорт Гардоло
- Венеция – Аэропорт Сан-Николо
- Латвия
- Литва
- Каунас - Аэропорт Каунас
- Клайпеда / Мемель – аэродром Румпишкес (к 1927 г.)
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Советский Союз
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Базель – Аэропорт Бирсфельден
- Берн – Аэропорт Бельпмос
- Женева – Аэропорт Куантрин
- Цюрих – Аэропорт Дюбендорф
- Турция
- Великобритания
- Югославия
Пассажирские рейсы на Ближний Восток
[ редактировать ]- Афганистан
- Иран
- Ирак
- Сирия
Во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Из-за войны и фактического прекращения коммерческих авиаперевозок в Германии Luft Hansa выполняла регулярные пассажирские рейсы только на некоторых внутренних магистральных маршрутах и международные рейсы на ограниченном количестве маршрутов в оккупированные или аффилированные страны Оси . Эти маршруты ухудшились во время войны, когда Германия приблизилась к поражению.
По состоянию на 1940/41 год обслуживались следующие направления. На тот момент действовали интерлайн-соглашения с Iberia , «Аэрофлотом» , Malert , LARES (Румыния), Aero Oy (Финляндия), DDL ( оккупированная Дания ), ABA (Швеция) и CSA ( оккупированная Чехословакия ).
- Болгария
- Дания
- Германский Рейх
- Берлин – аэропорт Темпельхоф (хаб)
- Бреслау – Аэропорт Гандау
- Данциг – Аэропорт Лангфюр
- Кенигсберг – Аэропорт Девау
- Мюнхен – Аэропорт Рием
- Прага – Аэропорт Русин
- Штутгарт - Эхтердинген (аэропорт)
- Вена - Аэропорт Асперн
- Греция
- Венгрия
- Италия
- Норвегия
- Румыния
- Португалия
- Советский Союз
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Турция
- Югославия
Кроме того, осуществлялись регулярные полеты гидросамолетов вдоль норвежского побережья (от Тронхейма до Киркенеса ), которое тогда было частью Атлантического вала .
Флот
[ редактировать ]За годы своего существования Deutsche Luft Hansa эксплуатировала следующие типы самолетов:
Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию | Примечания |
---|---|---|---|
Arado V I | 1929 | 1929 | Только 1 груз, потерян в результате крушения |
БФВ М.20 | 1929 | 1943 | 14 |
Блом и Восс Ха 139 | 1937 | 1939 | грузовой гидросамолет |
Блом и Восс Ха 142 | 1939 | 1940 | груз |
Боинг 247 | 1935 | ||
Дорнье До 18 | 1937 | 1939 | грузовая летающая лодка |
Дорнье То Р | 1928 | 1932 | летающая лодка |
Dornier Komet III | 1926 | 1933 | |
Дорнье До Дж. | 1926 | 1940 | грузовая летающая лодка |
Дуглас DC-2 | 1935 | ||
Дуглас DC-3 | 1940 | 1944 | |
Фокке-Вульф А 17 | 1927 | ||
Фокке-Вульф А 32 | 1934 | 2 самолета от NOBA | |
Фокке-Вульф А 33 | 1937 | 1938 | только 1 |
Фокке-Вульф А 38 | 1931 | 1934 | 4 самолета |
Фокке-Вульф Fw 58 | 1938 | 1943 | 5 самолетов |
Фокке-Вульф Fw 200 | 1938 | 1945 | |
Фоккер-Грулих Ф.II Фоккер-Грулих Ф.III |
1926 | 1935 | |
Хейнкель HE 12 | 1929 | 1931 | почтовый самолет, только 1, списан после крушения |
Хейнкель Хе 58 | 1930 | 1932 | почтовый самолет, всего 1 |
Хейнкель Хе 70 | 1934 | 1937 | пассажир, почта |
Хейнкель Хе 111 | 1936 | 1940 | пассажир |
Хейнкель Хе 116 | 1938 | почтовый самолет | |
Юнкерс Ф 13 | 1926 | 1938 | |
Юнкерс Г 24 | 1926 | 1938 | |
Юнкерс Г 31 | 1928 | 1935 | 8 самолетов |
Юнкерс G.38 | 1930 | 1939 | Всего 2, один списан после крушения в 1936 году. |
Юнкерс Ю 46 | 1933 | 1939 | почтовый самолет |
Юнкерс Ю 52 | 1935 | 1945 | |
Юнкерс Ю 86 | 1936 | 1945 | 5 самолетов |
Юнкерс Ю 90 | 1938 | 1940 | |
Юнкерс Ю 160 | 1935 | 1941 | 21 самолет |
Юнкерс Ю 290 | 1943 | 1945 | 3 примера |
Юнкерс В 33 Юнкерс В 34 |
1929 1926 |
1929 | почтовый самолет |
Рорбах Ро VIII | 1927 | 1936 | |
Румплер CI | 1926 | ||
Udet U-11 | 1929 | 1929 | Только 1, погиб в результате крушения |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ 6 января 1926 — основана компания Deutsche Lufthansa AG . Westdeutscher Rundfunk, получено 31 октября 2022 года.
- ^ Lufthansa приближается к своей нацистской истории . Süddeutsche Zeitung, получено 31 октября 2022 г.
- ^ Спор о примирении с нацистской историей . Deutschlandfunk, получено 31 октября 2022 г.
- ^ Lufthansa и нацисты . Frankfurter Allgemeine, получено 31 октября 2022 г.
- ^ «Люфтганза – Хроника» . Архивировано из оригинала 10 октября 2009 года . Проверено 10 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Welle (www.dw.com), Deutsche. «Почему Lufthansa сводит свое нацистское прошлое на полях | DW | 14.03.2016» . DW.COM . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ Анголия, Джон Р. (1976). За фюрера и Отечество: Военные награды Третьего рейха . Джеймс Бендер. стр. 351–7. ISBN 978-0912138145 .
- ^ «Вторая мировая война: бурное наследие» . www.handelsblatt.com . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ Лонгмейт, Норман (2004). Если бы Британия пала . Барнсли: Книги Гринхилла. п. 153. ИСБН 978-1-84832-647-7 .
- ^ «Первая трансатлантическая воздушная линия» . Популярная наука . Февраль 1933 года.
- ^ «Военный фронт: Седта снижает ставки» . Время . 27 января 1941 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 14 сентября 2007 г.
- ^ Описание происшествия с D-ASHH в Сети авиационной безопасности .
- ^ Будрасс, Лутц. Орел и журавль: история Lufthansa с 1926 по 1955 год .
- ^ «Вторая мировая война: бурное наследие» . www.handelsblatt.com . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ст. Эндлих, М. Гейлер-фон Бернус, Б. Россье. «Темпельхоф — подневольные работники» . www.thf-berlin.de/en/ . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 24 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Старцманн, Мария Терезия (сентябрь 2015 г.). «Материальность принудительного труда: археологическое исследование наказания в нацистской Германии» . Международный журнал исторической археологии . 19 (3): 647–663. дои : 10.1007/s10761-015-0302-9 . JSTOR 24572806 . S2CID 154427883 – через JSTOR.
- ^ «Индекс /ttimages/complete/dlh27/» . www.timetableimages.com .
- ^ «Индекс /ttimages/complete/dlh32/» . www.timetableimages.com .
- ^ http://www.timetableimages.com/ttimages/complete/dlh38/dlh38-12.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Перейти обратно: а б с д http://www.timetableimages.com/ttimages/complete/dlh38/dlh38-03.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
Библиография
[ редактировать ]- Куксли, Питер (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Небесные тренеры: рекорды Дорнье, Комета и Меркур». Энтузиаст авиации (65): 20–24. ISSN 0143-5450 .
- Йоахим Вахтель, Гюнтер Отт: Под знаком журавля. История Lufthansa от основания до 1945 года . Пайпер, Мюнхен 2016, ISBN 978-3-492-05788-2 .
- Лутц Будрас : Орел и журавль. Lufthansa и ее история 1926-1955 гг . Благословение, Мюнхен 2016, ISBN 978-3-89667-481-4 .