да
да | |||
---|---|---|---|
![]() Корейский разворот джеса (2005) | |||
Китайское имя | |||
китайский | 祭жертва | ||
| |||
Корейское имя | |||
хангыль | родовые обряды | ||
Ханджа | 祭жертва | ||
|
![]() |
Часть серии о |
Культура Кореи |
---|
Общество |
Искусство и литература |
Другой |
Символы |
|
Джеса ( корейский : Джеса , Корейское произношение: [tɕe.sa] ) — церемония, обычно практикуемая в Корее. Джеса функционирует как памятник предкам участников. [ 1 ] Джеса обычно проводится в годовщину смерти предка. Большинство католиков, буддистов и неверующих практикуют родовые обряды, а протестанты этого не делают. [ 2 ] Католический запрет на родовые ритуалы был снят в 1939 году, когда Папа Пий XII официально признал родовые обряды гражданской практикой (см. Споры о китайских обрядах ). [ 2 ] Многие корейские христиане, особенно протестанты , больше не практикуют этот обряд. [ 3 ] [ 4 ] Христиане обычно избегают обрядов, [ 5 ] [ 6 ] и многие эмигранты избегают обрядов. [ 7 ]
С момента своего возникновения Джеса по мере развития человеческой цивилизации приняла на себя определенную формальность, которую иногда называют ритуалами в конфуцианстве . [ 8 ]
Ритуалы Джеса: продолжение эпохи Дангун в корейской культуре
[ редактировать ]Родовые ритуалы, известные по-корейски как « Джеса », практиковались со времен легендарной эпохи Дангун в древней Корее. Эти ритуалы включают в себя почитание и принесение жертв предкам, духам и божествам. Основанный на вере в то, что духи предков продолжают влиять на живых, Джеса служит способом поддерживать связь с прошлым и искать благословения для настоящего и будущего.
В контексте Дангуна, основателя первого корейского королевства Кочосон, ритуалы Джеса, вероятно, были неотъемлемой частью социальных и духовных практик того времени. На протяжении веков традиция Джесы развивалась, вбирая в себя различные культурные и религиозные влияния. Ритуалы обычно включают в себя приготовление определенных блюд, напитков и других символических предметов, которые располагаются на родовом алтаре. Участники возносят молитвы и выражают благодарность своим предкам, ища их руководства и благословения.
На протяжении всей корейской истории Джеса оставалась важной культурной и религиозной практикой. Его часто исполняют в важных случаях, таких как дни памяти предков, Новый год и семейные встречи. Ритуалы различаются в зависимости от региона и семьи, что отражает разнообразие корейских культурных практик и верований.
По сути, Джеса служит мостом между живыми и умершими, подчеркивая важность семейных и родовых связей в корейском обществе. Он отражает глубоко укоренившееся уважение к предкам и стремление сохранить гармонию между духовным и земным царствами.
История в Корее
[ редактировать ]доисторический
[ редактировать ]Корейское поклонение предкам можно проследить до корейского бронзового века, поскольку настольные дольмены, найденные на Корейском полуострове, в Ляодун и Маньчжурии, использовались для поклонения предкам среди различных социальных групп. [ 9 ] [ нужен лучший источник ]
Событие в Чечхоне
[ редактировать ]Событие Чечхон было унаследовано от Дангун Чосон Ёнго (迎鼓) в Пуё, Мучон (舞天) в Донге, Альянсу Когурё (東盟), Джингунджеса (Силла) и Пальгванхэ (八關會) в Корё. До этого момента ею управляло государство. Однако, когда Чосон начал платить дань Китаю и принял конфуцианство в качестве господствующей идеологии, небесная культура прекратила свое существование. [ 10 ] После этого король Годжонг основал Веонгудан (圜丘壇), небесный алтарь, и возродил небесную культуру. [ 11 ] Сегодняшние конфуцианские ритуалы были введены в конце Корё. Затем, во времена ранней династии Чосон, китайская «Чжуджу Гаре» была принята и постепенно распространилась, сосредоточившись на четырех основных направлениях. [ 12 ]
Джеса как национальный ритуал
[ редактировать ]В Корее родовые обряды проводились ради безопасности и благополучия страны и ее народа с древних времен. Эти национальные церемонии включают в себя родовые обряды и поклонение предкам .
Событие Чечхон — это мероприятие, проводимое на небесах, в Ёнго (迎鼓) в Пуё , [ 13 ] Мучон в Донге , [ 14 ] Альянс Когурё , [ 14 ] и в мае и октябре Самхана . Существовали ритуальные церемонии, такие как Майский фестиваль и Октябрьский фестиваль. Кроме того, к фестивалям Чечхона относятся Пальгванхо (八關會), проводимый в Силле и Корё, и Вонгудже (圜丘祭), проводимый в Корё и Чосон.
Кроме того, поклонение предкам продолжалось с древнейших времен. В Когурё проводились родовые обряды в честь Годжумона и Юхвы, основателей нации, а в Пэкче существовал также Тонмёнмё, который, как считалось, отделился от Когурё. В Силле во времена правления короля Намхэ был построен Хёкгеосемё. В Корё и Чосоне проводились родовые обряды для закрепления Дангуна , а Чонмё и Саджик были установлены соответственно для проведения родовых обрядов для предков династии. Также в Чосоне поклонялись конфуцианству и было организовано место захоронения, а проводимый там обряд мумме был национальным обрядом.
Виды ритуалов предков
[ редактировать ]Существует несколько видов ритуалов предков, такие как киджеса (기제사, 忌祭祀), чарье (차례, 茶禮), сонмё (성묘, 省墓) и миоса (묘사, 墓祀). Гиджеса — это поминальная служба, которая проводится каждый год в день смерти предка. Гиджеса проводится до тех пор, пока в доме старшего потомка не проживут более пяти поколений предков. Поминальные службы, совершаемые в Чусок или Новый год, называются «чарье». 5 апреля и перед Чусоком корейцы посещают могилы своих предков и подстригают траву на могилах. Затем они предлагают еду, фрукты и вино и, наконец, кланяются перед могилами. Поминальные службы, совершаемые перед гробницами, называются «сонмё». Наконец, миоза совершается на месте могилы в октябре по лунному месяцу в память о старых предках (пять и более поколений).
Родовые обряды обычно делятся на 3 категории: [ 15 ]
- Чарье (차례, 茶禮) — чайные обряды, проводимые 4 раза в год по большим праздникам ( Корейский Новый год , Чусок )
- Гидже (기제, 忌祭, также называемый гиджеса ) — домашние обряды, проводимые накануне или утром в годовщину смерти предка (기일, 忌日).
- Сидже (시제, 時祭; также называемый 사시제 или 四時祭) — сезонные обряды, проводимые для предков, отстоящих на 5 или более поколений (обычно проводятся ежегодно в десятый лунный месяц)
Производительность
[ редактировать ]
Чтобы совершить ритуалы предков, семья в доме старшего сына готовит множество блюд, таких как вино , суп таро , говядину , рыбу трех разных цветов , овощи , множество видов фруктов , а также рисовые лепешки или сонпён , особенно те, которые предпочитались умерший. [ 3 ] В центре стола помещается шинви (신위,神位 ), или памятная табличка, символизирующая духовное присутствие предка. [ 16 ] В наши дни эти обряды могут совершать дочь или младший сын семьи.
После полуночи или вечером перед годовщиной смерти предка потомки устанавливали святыню с бумажной ширмой, обращенной на север, и едой, раскладываемой на лакированном столе следующим образом: рис, мясо и белые фрукты на западе, суп, рыба, и красные фрукты на востоке: фрукты в первом ряду, мясо и рыба - во втором, овощи - в третьем, а вареный рис и суп - в последнем. [ 17 ] [ 18 ] Чаши с рисом и отдельные подношения предкам-мужчинам размещаются на западе, а жертвам-женщинам - на востоке (고서비동, 考西妣東). [ 19 ] На обоих концах стола также ставят две свечи, а посередине ставят подставку для благовоний. Перед святыней устанавливают письменную молитву, если в семье нет поминальной доски (신위).
Типичный обряд обычно проводится в следующей последовательности: [ 17 ]
- Каншин (강신, 降神 ) – несколько ритуальных приветствий вызывают духов, а затем следуют.
- Чохон (초헌, 初 獻 , «первоначальное подношение») – старший потомок мужского пола делает первое подношение рисового вина , за ним следует его жена. По завершении первого ритуального подношения старший сын выказывал свое почтение, дважды совершая ритуальный поклон. Жена кланяется четыре раза.
- Ахон (아헌, 亞 獻 , «вторичное подношение») - второй старший потомок мужского пола (обычно следующие старшие сыновья или зятья) также делает подношение спиртных напитков.
- Чонхон (종헌, 終 獻 , «последнее подношение») - третий старший потомок мужского пола (обычно следующие старшие сыновья или зятья) также делает подношение спиртных напитков. Подношения продолжают делать до тех пор, пока не останется высокопоставленных потомков мужского пола.
- Сапси (삽시, 揷 匙 , «вставка ложки») - основное блюдо подает старший потомок мужского пола к мемориальной табличке, воткнув ложку в середину миски с рисом.
- Юшик (유식, 侑 食 , «настоятельная трапеза») - предки получают подношения и принимают участие в трапезе. Для этого участники покидают комнату, называемую хапмун (합문, 闔門). Затем, в гёмуне (계문, 啓門), участники возвращаются в комнату через несколько минут. Об этом сигнализирует тот факт, что старший потомок мужского пола дважды откашливается.
- Хеонда (헌다, 献献茶 , «чайное подношение») - предкам предлагается чай, сваренный из жареного риса.
- Чолсан (철상, 撤 床 , «уборка стола») – все присутствующие на церемонии дважды кланяются, и духи отсылаются до следующего года. Затем стол с подношениями еды и вина убирают, а письменную молитву, произнесенную ранее во время церемонии, поджигают.
- Ымбок (음복, 飮 福 , «выпить благословение») – участники делят жертвенные подношения и принимают участие в пиршестве. Употребление ритуальной еды и вина считается неотъемлемой частью церемонии, поскольку символизирует получение благословений, дарованных семье.
Алтарную еду можно раздавать соседям и друзьям в рамках буддийского обряда , называемого шишик , который представляет собой форму создания заслуг , которая, наряду с чтением сутр и произнесением нараспев учений Будды, ускоряет вход умершего духа в Сукхавати . [ 3 ]
Современные ритуалы предков
[ редактировать ]
Культ предков за последние годы существенно изменился. В наши дни принято проводить ритуалы предков только для двух поколений предков, а в некоторых случаях люди проводят ритуалы только для своих умерших родителей. Кроме того, все больше людей проводят ритуалы вечером, а не после полуночи. Люди также могут совершать ритуалы предков в доме младшего сына.
Сегодня в большинстве корейских семей ритуалы предков по-прежнему остаются важной частью культуры и их неукоснительно соблюдают. Эти ритуалы предков, несмотря на пересмотренную форму, продолжают играть важную роль в современном корейском обществе, что свидетельствует об их неотъемлемой важности в жизни корейцев.
Хеотжесатбап
[ редактировать ]В Андоне обычно в период Чосон продукты джеса употребляли в пищу, а не использовали в церемонии. Такие блюда назывались хеотджесатбап (букв. «фальшивая еда джеса »). Самым распространенным блюдом был особый тип пибимпаба, смешанный с соевым соусом вместо более часто используемой пасты из острого перца гочуджан . Это была обычная ночная закуска для ученых янбана , известная как сонби , и во многих ресторанах Андона до сих пор подают хотчесатбап . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Родовая табличка
- Китайское древнее поклонение
- Споры о китайских обрядах
- Годовщина смерти
- Народная религия
- Чаннье
- создание заслуг
- Паренталия , подобные обряды в Древнем Риме
- Почитание мертвых
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный фольклорный музей Кореи - 영어 > Коллекция > Народная история > Традиционные обряды и ритуалы > Что такое Джеса (Родовой обряд)?» . www.nfm.go.kr. Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пак, Чанг-Вон (10 июня 2010 г.). Культурное смешение в корейских обрядах смерти . Международная издательская группа «Континуум». стр. 12–13 . ISBN 978-1-4411-1749-6 .
- ^ Jump up to: а б с Су, Шэрон А. (2004), Быть буддистом в христианском мире: гендер и сообщество в корейско-американском храме , University of Washington Press, стр. 49, ISBN 0-295-98378-7
- ^ Квон, Окюн (2003). Буддийские и протестантские корейские иммигранты: религиозные верования и социально-экономические аспекты жизни . ООО «ЛФБ Научное Издательство». стр. 137–138. ISBN 978-1-931202-65-7 .
- ^ Сегодня мы можем верить в другие религии, поэтому нет необходимости искать вечную жизнь через жертвоприношения.
- ^ Протестантские церкви вместо родовых обрядов проводят поминальные службы.
- ^ В зависимости от обычаев страны, в которую вы иммигрировали, есть страны, в которых нет родовых обрядов.
- ↑ Показана складная ширма Хвангудан и церемониальная посуда, принесенная в жертву небу, 4 мая 2015 г.
- ^ Мегалиты мира Люк Лапорт, Жан-Марк Ларж, Лоран Неспулус
- ^ «Какой корень Дансана? 24 июля 2015 г.» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 3 сентября 2015 г.
- ↑ Декларация короля Годжона о независимом государстве, реликвии Хвангудана «впервые открыты» 5 мая 2015 г.
- ^ От родовых обрядов в конфуцианском стиле к родовым онлайн-обрядам... История изменений традиционных ритуалов 2010-09-18
- ^ Лунный календарь декабрь
- ^ Jump up to: а б 10-й лунный месяц
- ^ Пэ, Чун Соп (август 2007 г.). «Проблема поклонения предкам в Корее» (PDF) . Университет Претории.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Как удержать Джесу» . 19 сентября 2010 г. Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кортни, Чарльз; Юнг Ён Ли (1997). Восточный ветер: даосские и космологические последствия христианского богословия . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-0861-9 .
- ^ Предписанный метод в хандже следующий: Канто Ииси, Красный Восток, Белый Запад, Уо Восток, Мясной Запад, Голова Восток, Хвост Запад. (반서갱동, 홍동백서, 어동육서, 두동미서 [1] Архивировано 3 августа 2012 г. в archive.today ).
- ^ «Сервировка стола Чарье» . Чусок – корейский День Благодарения . Чусок.org. 16 марта 2022 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2012 г. Проверено 9 ноября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]