Легенда о белом клобуке

Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Сказание о белом клобуке ( церковнославянский : По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́ ; русский : Повесть о белом клобуке ) — русская православная история, впервые записанная монахом Филофеем Псковским в 1510 году. В ней рассказывается о прохождении религиозной реликвии, имеющей большое значение. через великую опасность из Рима в Константинополь и, наконец, в Москву , в то время, когда многие русские верили в выдающегося христианина Церковь мира перенесут в Москву.
Исторический контекст
[ редактировать ]В начале 16 века Русская Православная Церковь находилась в процессе утверждения своей независимости от Вселенского Константинопольского Патриархата и недавно разрушенной Византийской империи . «Сказание о белом клобуке» утверждает историческую и религиозную неизбежность места России как наследницы светской и религиозной власти Византийской империи. в Константинопольский Патриарх конце концов признал независимость Русской церкви в 1589 году.
Легенда о Белом Клобуке также вписывается в идеологию Третьего Рима в России того времени. Подобно тому, как Константинополь был Вторым Римом, Россия выросла и стала Третьим . В этой интерпретации капюшон действует почти как эстафета в беге, передаваясь из одного города в другой и имея при этом превосходство.
В 1667 году история была осуждена Великим Московским Синодом как «ложная и неверная» и как сконструированная Дмитрием Толмачем (разные специалисты понимают под этим именем то Дмитрий Траханиот, то Дмитрий Герасимов , оба они носили это прозвище). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Историки полагают, что осуждение могло быть вызвано столкновениями Моссовета с Новгородом. [ 4 ] Из-за этого осуждения история стала популярной среди старообрядцев. [ 3 ]
Легенда
[ редактировать ]В середине XIV века константинопольским патриархом был Филофей, человек легендарной христианской добродетели и благочестия. Однажды ночью ему было видение сияющего юноши, который рассказал ему, что Константин подарил Папе Сильвестру I белый клобук во славу Церкви. Некоторое время он находился во владении римско-католических пап на Западе, но в конце концов они отправили клобук Филофею. Юноша сказал Филофею, что он должен принять подарок и немедленно переправить его в Новгород , Россия, прежде чем коррумпированная Западная Церковь сможет потребовать его возвращения.
Папа действительно потребовал вернуть Клобук, но Константинопольский Патриарх мудро отказался. Первоначально Патриарх пожелал хранить святую реликвию в своем городе, но сияющий юноша снова явился ему и рассказал о неминуемой гибели Империи от рук турок . Патриарх увидел мудрость в этом предупреждении и сразу же отправил Клобук в Новгород, куда он благополучно прибыл. Затем он был подарен архиепископу Василию Калике (1330–1352). Белый клобук или клобук стал особым символом, присущим новгородскому архиепископу . Фактически церковный собор 1564 г. подтвердил право архиепископов носить белый клобук и использовать в своей корреспонденции красные сургучные печати (последняя привилегия ранее была закреплена за великим князем и патриархом).
Сегодня Патриарх и митрополиты носят белые клочья. Архиепископ Новгородский носит черный клобук, как и другие архиереи.
Примечания
[ редактировать ]Со времени предыдущего разграбления Константинополя Четвертым крестовым походом в 1204 году идея о том, что Византийская империя не сможет противостоять крестовому походу, приобрела большое доверие. Поэтому сокрытие такой реликвии было бы воспринято русскими православными читателями вполне рационально. Аналогичным образом, с падением Византийской империи перед Османской империей в 1453 году русские православные читатели в 1510 году осознали бы необходимость срочной защиты таких реликвий.
См. также
[ редактировать ]- Клобук , белый капюшон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Solntsev, Fedor (2007). Drevnosti Rossiĭskogo gosudarstva . Moskva: Belyĭ gorod. ISBN 978-5-7793-1250-9 . OCLC 232995137 .
- ^ "Тайны русской веры. От язычества к империи. Повесть о новгородском белом клобуке Повесть о белом клобуке" . arbat-samotsvety.ru . Retrieved 2021-06-28 .
- ^ Jump up to: а б Франклин, Саймон (2000). «Рецензия на «Сказание о новгородском белом клобуке» (исследование ее «Пролога» и «Эпилога»)» . Славянское и восточноевропейское обозрение . 78 (4): 773–775. ISSN 0037-6795 . JSTOR 4213137 .
- ^ Jump up to: а б СВОБОДА, МАРИНА (1998). «Место Новгорода во «Временнике» Ивана Тимофеева » . Русская история . 25 (4): 409–428. дои : 10.1163/187633198X00194 . ISSN 0094-288X . JSTOR 24659105 .
- Эрнест Ли Тувесон, Нация-Искупитель: идея тысячелетней роли Америки. (изд. 1980 г.)
- Жорж Флоровский, Пути русского богословия. (1937, английский перевод 1979)
- Мирослав Лабунка, Сказание о новгородском белом клобуке. (Мюнхен, Германия, 1998 г.) На английском языке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жорж Флоровский, Пути русского богословия: http://www.myriobiblos.gr/texts/english/florinsky_ways.html
- Хранение Веры. Религия и идеология в Советском Союзе, Пол Д. Стивс: https://web.archive.org/web/20060311012748/http://www.stetson.edu/departments/russian/keepingthefaiths01.html