Слоновина
Родное имя: Остров Филе (Ⲉ)ⲓⲏⲃ 𓍋𓃀𓅱𓃰 | |
---|---|
Расположение на реке Нил в Асуане, Верхний Египет. | |
География | |
Координаты | 24 ° 05' с.ш. 32 ° 53' в.д. / 24,09 ° с.ш. 32,89 ° в.д. |
Рядом с | Нил |
Длина | 1200 м (3900 футов) |
Ширина | 400 м (1300 футов) |
Администрация | |
Египет |
| |||||
3чб 𓍋𓃀𓅱𓃰 "Элефантина" [1] в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Слоновая ( / ˌ ɛ l ɪ f æ n ˈ t aɪ n iː , - ˈ t iː - / EL -if-an- TY -nee, - TEE - ; [2] Древнеегипетский : 𓃀𓅱𓃰 , латинизированный : ꜣbw ; Египетский арабский : Финские острова ; Греческий : Ἐλεφαντίνη Элефантина ; Коптский : (Ⲉ)ⲓⲏⲃ (e)iēb , Коптское произношение: [jæb] ) — остров на Ниле , входящий в состав города Асуан в Верхнем Египте . Археологические раскопки на острове стали объектом Всемирного наследия в 1979 году вместе с другими образцами архитектуры Верхнего Египта как часть «Нубийских памятников от Абу-Симбела до Филе» (несмотря на то, что Элефантина не была ни нубийской, ни между Абу-Симбелом и Филами). . [3]
Остров изучен посредством раскопок. Арамейские папирусы и остраки были собраны для изучения того, какой была жизнь на Элефантине во времена Древнего Египта. Были исследования Элефантинской триады и еврейского присутствия на острове. [4]
Стандартным справочным собранием арамейских документов Элефантинских папирусов и остраков является « Учебник арамейских документов Древнего Египта» . [5]
География
[ редактировать ]Элефантина, или то, что древние египтяне называли Йебу или Абу, расположена в самой верхней части реки Нил, которая является частью Асуана. [6] Имея длину в одну милю и ширину в одну треть, Элефантина была первым номом северной части Египта. [4] Длина Элефантины составляет 1600 метров с севера на юг, а ширина в самом широком месте составляет 450 метров. [7] Планировку этого и других близлежащих островов Асуана можно увидеть со склонов западного берега Нила. Остров расположен чуть ниже по течению от Первого водопада , на южной границе Верхнего Египта с Нижней Нубией . Этот регион выше называется Верхним Египтом, потому что он находится выше по Нилу. [4]
Остров, возможно, получил свое название из-за своей формы, которая с высоты птичьего полета похожа на бивень слона , или из-за округлых скал вдоль берегов, напоминающих слонов. [8]
Древний Египет
[ редактировать ]Известный древним египтянам как ꜣbw «Слон» ( среднеегипетский : /ˈʀuːbaw/ → Среднеегипетский: /ˈjuːbəʔ/ → коптский: (Ⲉ)ⲓⲏⲃ /ˈjeβ/ , сохранившийся в еврейском названии יֵב Yēḇ ), остров Элефантина стояла на границе Египта и Нубии. Торговые пути останавливались на Элефантине, чтобы доставить слоновую кость, ценный товар в Древнем Египте. [4] Это был отличный оборонительный объект для города, а его расположение делало его естественным перевалочным пунктом для речной торговли. Эта граница проходит вблизи тропика Рака , самой северной широты, на которой солнце может появиться прямо над головой в полдень и откуда оно, кажется, меняет направление или «поворачивается назад» в дни солнцестояния .
Элефантина — форт, стоявший прямо перед Первым порогом Нила . Во второй переходный период (1650–1550 гг. До н.э.) форт обозначал южную границу Египта. [9]
В исторических текстах Среднего Египта упоминается мать Аменемхета I , основателя Двенадцатой династии , родом из [10] слоновий египетский ном Та-Сети. [11] [12] [13] Многие ученые утверждают, что мать Аменемхета I имела нубийское происхождение. [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21]
Археологические памятники
[ редактировать ]Между 1893 и 1910 годами на Элефантине были найдены и собраны арамейские папирусы, состоящие из еврейских достижений. Было проведено большое количество немецких раскопок с огромным количеством находок папирусов и остраков. [22] Эти документы привели к открытиям о еврейском присутствии и значении на Элефантине. [8] [23] Французские команды также отправились на Элефантину, где обнаружили несколько сотен остраков, но лишь немногие из них были опубликованы до сих пор. [22] [7] В этих музеях находятся основные находки конца 19 - начала 20 веков; Берлин, Бруклин, Каир, Лондон, Мюнхен и Париж, самая большая коллекция находится в Берлине. [24]
Продолжающиеся раскопки, проводимые Немецким археологическим институтом в городе, обнаружили множество находок, выставленных в Асуанском музее, расположенном на острове, в том числе мумифицированного барана Хнума. артефакты , относящиеся к доисторическому Египту На Элефантине были найдены редкий календарь , известный как « Слоновий календарь вещей» , датируемый периодом правления Тутмоса III во времена Восемнадцатой династии . На острове во фрагментах был найден .
В древние времена остров также был важным каменоломней , добывавшим гранит для памятников и зданий по всему Египту.
Храмы
[ редактировать ]До 1822 года здесь существовали храмы Тутмоса III и Аменхотепа III. [25] на острове. В 1822 году они были уничтожены во время кампании Мухаммеда Али пришедшего к власти в Египте по завоеванию Судана . Оба храма были относительно нетронутыми до преднамеренного сноса. [ нужна ссылка ]
Два главных храма острова были посвящены богине Сатет и богу Хнуму. [7] Первым храмом был Храм Сатет , основанный около 3000 г. до н.э., расширенный и отремонтированный в течение следующих 3000 лет. Есть записи о египетском храме Хнума на острове еще во времена Третьей династии . Этот храм был полностью перестроен в поздний период, во времена Тридцатой династии Египта , незадолго до иностранного правления, последовавшего в греко-римский период. Греки сформировали династию Птолемеев во время своего трехсотлетнего правления Египтом (305–30 гг. до н. э.) и сохранили древние религиозные обычаи и традиции, часто связывая египетских божеств со своими собственными.
Большую часть современной южной оконечности острова занимают руины храма Хнума. Эти самые старые руины, до сих пор сохранившиеся на острове, состоят из гранитной ступенчатой пирамиды Третьей династии и небольшого храма, построенного для местного Шестой номарха династии Хекаиба . В Среднем царстве многие чиновники, такие как местные правители Саренпут I или Хекаиб III , посвящали храмам статуи и святыни.
Нилометры
[ редактировать ]Нилометр представлял собой приспособление для измерения прозрачности реки Нил и уровня воды во время ежегодного сезона паводков. На острове Элефантина есть два нилометра. [4] Более известен нилометровый коридор, связанный с храмом Сатис, с каменной лестницей, спускающейся по коридору. [4] Это один из старейших нилометров в Египте, последний раз реконструированный во времена Римской империи и до сих пор используемый еще в девятнадцатом веке нашей эры. Девяносто ступенек, ведущих вниз к реке, отмечены арабскими , римскими и иероглифическими цифрами. У кромки воды видны надписи, вырезанные глубоко в скале во времена Семнадцатой династии .
Другой нилометр представляет собой прямоугольный бассейн, расположенный на южной оконечности острова, недалеко от храма Хнума и напротив отеля Old Cataract. Вероятно, это старший из двух. Один из нилометров, хотя и неясно какой именно, упоминается греческим историком Страбоном .
легендарный «Колодец Эратосфена», известный в связи с Эратосфеном предполагаемым вычислением окружности Земли Многие источники утверждают, что на острове находился . Страбон упоминает колодец, который использовался для наблюдения за тем, что Асуан расположен на тропике Рака , но речь идет о колодце в Асуане , а не на Элефантине. Ни один нилометр в Элефантине для этой цели не годится, а колодец в Асуане, по-видимому, утерян. [26]
Слоновья триада
[ редактировать ]Слоновья триада находится между Хнумом, Сатисом и Анукет . Спорный вопрос, является ли Анукет дочерью этих двоих или сестрой Сатис. [4] [27] Элефантина была местом обитания Хнума , бога водопадов с головой барана, который охранял и контролировал воды Нила из пещер под островом. [4]
Сатис с давних времен почиталась как богиня войны и защитница этого стратегического региона Египта. Когда ее считали богиней плодородия , она олицетворяла обильный ежегодный разлив Нила. Культ Сатис зародился в древнем городе Асуане . Позже, когда триада сформировалась, Хнум стал считаться ее супругом и, таким образом, стал считаться отцом Анукет. Позже его роль в мифах изменилась; другому божеству были поручены обязанности по управлению рекой. В то время его роль гончара позволила ему поручить создание человеческих тел.
Анукет была богиней первого водопада и упоминалась как олицетворение Нила. [4] На острове формируется культ Анукет. [27]
Еврейское присутствие
[ редактировать ]Элефантинские папирусы и остраки представляют собой тайники юридических документов и писем, написанных на императорском арамейском языке и датируемых где-то пятым веком до нашей эры. [28] [29] Эти папирусы документально подтверждают присутствие на Элефантине сообщества иудейских наемников и их семей, начиная с седьмого века до нашей эры. Наемники охраняли границу между Египтом и Нубией на юге. [30] [31] После разрушения Иерусалима в 587 году до нашей эры некоторые иудейские беженцы отправились на юг и, что можно назвать «исходом наоборот», поселились на Элефантине. Они содержали свой собственный храм ( Дом Яхве ), в котором приносились жертвы , демонстрируя политеистические верования , которые действовали наряду с верованиями Хнума . [32] Неясно, когда и почему еврейская община поселилась на Элефантине. [6]
Храм мог быть построен в ответ на восстановление Манассией языческого богослужения или просто для удовлетворения нужд еврейской общины. [28]
Конфликт между евреями и египтянами
[ редактировать ]Существует предвзятость в отношении взаимодействия евреев и египтян, произошедшего на Элефантине, но результаты показывают, что часто происходил обмен культурами. [6] Конфликт начался из-за камня, который изначально принадлежал египтянам, но оказался в руках евреев. [33]
Самый ранний отчет о еврейском храме датируется 525 годом до нашей эры. [34] В 410 году до нашей эры еврейский храм, Дом Яхве , был сожжён персидским военачальником из-за подкупа жрецов Хнума. [4] [24] [8] Хотя никаких явных причин для этой атаки не было дано, есть подозрение, что священники сделали это из-за еврейских ритуалов принесения в жертву овец, особенно во время Песаха. [8] Папирусы, собранные за это время, показывают еврейские письма с просьбой к Багоасу о помощи в восстановлении храма. [8]
Стандартным справочным собранием арамейских документов Элефантинских папирусов и остраков является « Учебник арамейских документов Древнего Египта» . [35]
Другие особенности
[ редактировать ]Асуанский музей расположен на южной оконечности острова. Продолжающиеся раскопки, проводимые Немецким археологическим институтом на месте древнего города на острове, обнаружили множество находок, которые сейчас выставлены в музее, в том числе мумифицированного барана Хнума. Значительная часть нубийцев проживает в трех деревнях в средней части острова. Большой роскошный отель находится на северной оконечности острова.
Асуанский ботанический сад примыкает к западу от острова Эль-Набатат .
Основные научные документы
[ редактировать ]- Артур Унгнад , арамейский папирус из Элефантины
- Эдуард Сахау , 1908, Три арамейских папируса из Элефантины.
- Эдуард Сахау , 1911 год, арамейский папирус и острака из еврейской военной колонии на Элефантине.
- Вотивный наос с санями и пронаосом, поддерживаемый аторическими колоннами, посвященный ремесленником Касой Элефантинской Триаде. Музей Эджицио, Турин .
Галерея
[ редактировать ]- Нубийские дома в центре острова Элефантина
- Зеленый остров Элефантин, напротив Ассуана, Египет», 1908 год. Горка-фонарь. Бруклинский музей .
- Остров Элефантина, Эдвин Хоуленд Блэшфилд . Бруклинский музей
- Руины на острове Элефантина в 2000 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «3bw» в Фолкнере, Краткий словарь среднеегипетского языка, ср. http://projetrosette.info/popup.php?Id=1012&idObjet=423
- ^ Географический словарь Мерриам-Вебстера, третье издание (Мерриам-Вебстер, 1997; ISBN 0877795460 ), с. 351.
- ^ «Нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бансон, Маргарет (1995-11-23), «K» , Словарь Древнего Египта , Oxford University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, стр. 130–141, doi : 10.1093/oso/9780195099898.003.0011 , ISBN 978-0-19-509989-8 , получено 1 марта 2024 г.
- ^ Кук, Эдвард (29 сентября 2022 г.). Библейский арамейский язык и родственные ему диалекты: введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-78788-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Джон Мерлин Поуис (1908). «Еврейский храм на Элефантине» . Библейский мир . 31 (6): 448–459. дои : 10.1086/474061 . ISSN 0190-3578 . JSTOR 3141839 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мюллер, Матиас (2016). «Среди жрецов острова Элефантина. Остров Элефантина, вид из египетских источников» . Мир Востока . 46 (2): 213–243. дои : 10.13109/wdor.2016.46.2.213 . ISSN 0043-2547 . JSTOR 24887875 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Розенберг, Стивен Г. (2004). «Еврейский храм на Элефантине» . Ближневосточная археология . 67 (1): 4–13. дои : 10.2307/4149987 . ISSN 1094-2076 . JSTOR 4149987 .
- ^ Ян Шоу, Эд, Оксфордская история Древнего Египта, Нью-Йорк, 2000, стр. 206.
- ^ «Тогда придет царь с юга, Аминий, оправданный по имени сын женщины из Тасети, дитя Верхнего Египта» «Начало Двенадцатой династии» . Царство, власть и легитимность в Древнем Египте: от Старого царства к Среднему царству . Издательство Кембриджского университета: 138–160. 2020. дои : 10.1017/9781108914529.006 . ISBN 9781108914529 . S2CID 242213167 .
- ^ «Сам Амменем не был фиванцем, а был сыном женщины из Элефантины по имени Нофрет и священника по имени Сесострис («Человек Великой Богини»).», Грималь, Николас (1994). История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл (19 июля 1994 г.). п. 159.
- ^ «Сенусрет, простолюдин, отец Аменемхета, его мать Неферт происходила из области Элефантина». А. Клейтон, Питер (2006). Хроники фараонов: Запись правления правителей и династий Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 78.
- ^ «Аменемхет I был простолюдином, сыном некоего Сенусрета и женщины по имени НЕФРЕТ, внесенных в список видных членов семьи с острова ЭЛЕФАНТИН». Бансон, Маргарет (2002). Энциклопедия Древнего Египта (Факты о картотеке всемирной истории) . Факты в файле. п. 25.
- ^ «XII-я династия (1991–1786 гг. До н.э.) произошла из региона Асуана. Как и ожидалось, в их скульптурах и рельефах видны сильные нубийские черты и темные цвета. Эта династия считается одной из величайших, чья слава далеко пережила свое фактическое существование. Особенно интересно то, что он был членом этой династии, которая постановила, что ни один Нехси (речной нубиец княжества Куш), за исключением тех, кто прибыл по торговым или дипломатическим причинам, не должен проходить мимо египетской крепости на южном конце. Почему эта королевская семья нубийского происхождения запрещала другим нубийцам въезжать на территорию Египта? Поскольку египетские правители нубийского происхождения стали египтянами в культурном отношении, они демонстрировали типичные египетские взгляды и придерживались типичной египетской политики». Ф.Дж. Юрко. « Были ли древние египтяне черными или белыми?» ". Обзор библейской археологии . (Том 15, № 5, 1989): 24–9, 58.
- ^ Всеобщая история Африки, том II - Древние цивилизации Африки (под ред. Г. Моктара) . ЮНЕСКО. п. 152.
- ^ Кроуфорд, Кейт В. (1 декабря 2021 г.). «Критика темы «черных фараонов»: расистские перспективы египетских и кушитско-нубийских взаимодействий в популярных СМИ» . Африканский археологический обзор . 38 (4): 695–712. дои : 10.1007/s10437-021-09453-7 . ISSN 1572-9842 . S2CID 238718279 .
- ^ Лоббан, Ричард А. младший (10 апреля 2021 г.). Исторический словарь Древней Нубии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781538133392 .
- ^ Моррис, Эллен (6 августа 2018 г.). Древнеегипетский империализм . Джон Уайли и сыновья. п. 72. ИСБН 978-1-4051-3677-8 .
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2021). История Древнего Египта (Второе изд.). Чичестер, Западный Суссекс. п. 99. ИСБН 978-1119620877 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Флетчер, Джоан (2017). История Египта: цивилизация, сформировавшая мир (изд. «Первые книги о Пегасе» в мягкой обложке). Нью-Йорк. стр. Глава 12. ISBN 978-1681774565 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Смит, Стюарт Тайсон (8 октября 2018 г.). «Этническая принадлежность: конструкции себя и других в Древнем Египте» . Журнал истории Египта . 11 (1–2): 113–146. дои : 10.1163/18741665-12340045 . ISSN 1874-1665 . S2CID 203315839 .
- ^ Перейти обратно: а б Портен, Бецалель (31 декабря 1999 г.). «Элефантина» . Еврейский женский архив . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Марголис, Макс Л. (1912). «Слоновские документы» . Еврейский ежеквартальный обзор . 2 (3): 419–443. дои : 10.2307/1451065 . JSTOR 1451065 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б Портен, Бецалель, изд. (1996). Слоновские папирусы на английском языке: три тысячелетия межкультурной преемственности и изменений . Idocumenta et Monumenta Orientis Antiqui (DMOA). Лейден: Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10197-5 .
- ^ де Морган 1894. Дж. Де Морган. Каталог памятников и надписей Древнего Египта. От границы с Нубией до Ком-Омбоса. Вена
- ^ Мейбум, PGP (1995). Нильская мозаика Палестрины: ранние свидетельства египетской религии в Италии . БРИЛЛ. п. 52. ИСБН 90-04-10137-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Парих, Ами (24 мая 2023 г.). «Анукет: древнеегипетская богиня Нила | Исторический кооператив» . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ботта, Алехандро (2009). Арамейские и египетские правовые традиции на Элефантине: египтологический подход . Т&Т Кларк. стр. 15–116. ISBN 978-0567045331 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (2011). История евреев и иудаизма в период Второго Храма (т. 2) . Блумсбери Т&Т Кларк. п. 103. ИСБН 978-0567541192 .
- ^ Шама, Саймон (сентябрь 2013 г.). «В начале». История евреев . ПБС.
- ^ Тоорн, Карел Ван Дер (2019). Стать евреем диаспоры: за историей Элефантины . Издательство Йельского университета. стр. 1–88. ISBN 978-0-300-24949-1 .
- ^ А. ван Хунакер , Иудео-арамейская община на Элефантине, Египет, в VI и V веках до нашей эры, цитируется в Лондоне, 1915 г., Арнольд Тойнби , Исследование истории , том 5, (1939) 1964, стр. 125, № 1.
- ^ Тоорн, Карел ван дер (16 декабря 2021 г.). «Раньше в Элефантине» . Журнал Американского восточного общества . 138 (2). дои : 10.7817/jameroriesoci.138.2.0255 . ISSN 2169-2289 .
- ^ Гордон, Сайрус Х. (1955). «Происхождение евреев на Элефантине» . Журнал ближневосточных исследований . 14 (1): 56–58. дои : 10.1086/371243 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 542551 .
- ^ Кук, Эдвард (29 сентября 2022 г.). Библейский арамейский язык и родственные ему диалекты: введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-78788-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брешиани, Эдда (1998). "ЭЛЕФАНТИНА " Иранская энциклопедия, Том. VIII, Фаск. 4 . стр. 360–362.