Иоганн Штраус I
Иоганн Баптист Штраус I (англ. Немецкий: [ˈjoːhan bapˈtɪst ˈʃtʁaʊs] ; 14 марта 1804 — 25 сентября 1849), также известный как Иоганн Штраус-старший , Старший или Отец (нем. John Strauß Vater ), был австрийским композитором периода романтизма . Он был известен своей легкой музыкой , а именно вальсами , польками и галопами, которые он популяризировал вместе с Йозефом Ланнером , тем самым заложив основу для своих сыновей — Иоганна , Йозефа и Эдуарда — для продолжения его музыкальной династии. Он наиболее известен своей композицией « Марша Радецкого» (названного в честь Йозефа Радецкого фон Радца ).
Жизнь и работа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Иоганн Штраус родился в Леопольдштадте (ныне Вена ). Родители Штрауса, Франц Борджиас Штраус (10 октября 1764 — 5 апреля 1816) и Барбара Долльман (3 декабря 1770 — 28 августа 1811), были трактирщиками ( Zum heiligen Florian ). Он родился католиком . У Штрауса был дедушка -еврей , Иоганн Михаэль Штраус (1720–1800), который обратился в католицизм. [ 1 ]
Мать Штрауса умерла от «ползучей лихорадки», когда ему было семь лет, а пять лет спустя его отец утонул, возможно, в результате самоубийства, в реке Дунай . Опекун Штрауса, портной Антон Мюллер, определил его учеником переплетчика Иоганна Лихтшайдля; Штраус брал уроки игры на скрипке и альте . Помимо учебы [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вопреки истории, позже рассказанной его сыном Иоганном Штраусом II , Штраус успешно завершил обучение переплетчику в 1822 году. [ 3 ] [ 4 ] Во время своего ученичества он также изучал музыку у Иоганна Полищанского. [ нужна ссылка ] и в конце концов сумел обеспечить себе место в местном оркестре, возглавляемом Майклом Памером . [ 2 ] Штраус покинул оркестр, чтобы присоединиться к популярному струнному квартету, известному как Квартет Ланнера , сформированному его будущими соперниками Йозефом Ланнером и братьями Драханек, Карлом и Иоганном. [ нужна ссылка ] Этот струнный квартет, исполнявший венские вальсы и деревенские немецкие танцы, в 1824 году превратился в небольшой струнный оркестр. [ нужна ссылка ]
Штраус стал заместителем дирижера оркестра, чтобы помогать Ланнеру в выполнении заказов после того, как он стал настолько популярен во время Фашинга 1824 года. Вскоре Штраус был назначен командиром второго меньшего оркестра, который был сформирован в результате успеха головного оркестра. В 1825 году он решил создать свой оркестр и начал писать для него музыку (главным образом танцевальную). Он понял, что, возможно, сможет повторить успех Ланнера и положить конец его финансовым трудностям. Тем самым он сделал бы Ланнера серьезным соперником, хотя соперничество не повлекло за собой враждебных последствий. Музыкальный конкурс был очень плодотворным для развития вальса, как и другой танцевальной музыки в Вене.
Вскоре Штраус стал одним из самых известных и любимых танцевальных композиторов в Вене. Во время карнавала 1826 года Штраус открыл свою длинную череду триумфов, представив свой оркестр венской публике в Шване в пригороде Россау , где его «Тауберльн-вальцер» (соч. 1) сразу же завоевал ему репутацию. [ 5 ] Он гастролировал со своей группой в Германии, Нидерландах, Бельгии и Великобритании. Дирижерские бразды правления и управление этим оркестром Штрауса в конечном итоге перешли в руки его сыновей до его расформирования Эдуардом Штраусом в 1901 году.
Во время поездки во Францию в 1837 году Штраус услышал кадриль и начал сочинять их сам, став во многом ответственным за представление этого танца в Австрии в Фашинге 1840 года, где он стал очень популярным. Именно эта поездка (в 1837 году) доказала популярность Штрауса среди публики из разных слоев общества и проложила путь к формированию амбициозного плана исполнения его музыки в Англии на коронации королевы Виктории в 1838 году. Штраус также адаптировал различные популярные мелодии своего времени в свои произведения, чтобы обеспечить более широкую аудиторию, о чем свидетельствует включение «Оберон» увертюры в его ранний вальс « Винерский карнавал », соч. 3, а также (на тот момент бывший) национальный гимн Франции « Марсельеза » в его «Парижский вальцер», соч. 101.
Штраус женился на Марии Анне Штрайм (1801–1870) в 1825 году в римско-католической приходской церкви Лихтенталь в Вене. Брак был относительно несчастливым из-за его длительного отсутствия, вызванного частыми поездками за границу, что привело к постепенному отчуждению. У них было шестеро детей: Иоганн (1825 г.р.), Йозеф (1827 г.р.), Анна (1829 г.р.), Тереза (1831 г.р.), Фердинанд (1834 г.р., прожил всего десять месяцев) и Эдуард (1835 г.р.). Иоганн Первым сыном Эдуарда был Штраус III . [ 6 ]
Семейный дом назывался «Хиршенхаус», но был более известен в Вене как «Голденер Хирш» («Золотой олень»). Штраус был строгим приверженцем дисциплины и требовал, чтобы ни один из его сыновей не делал музыкальную карьеру, несмотря на проявление ими музыкальных талантов. Иоганн-младший должен был изучать банковское дело, его брату Йозефу Штраусу была суждена военная карьера, а младший Эдуард Штраус должен был поступить в австрийское консульство .
К 1834 году Штраус завел любовницу Эмили Трампуш, с которой у него было восемь [ 7 ] дети. Когда ее муж открыто признал свое отцовство дочери, родившейся у Эмилии в 1844 году, Мария Анна подала в суд на развод. После расторжения брака Анна Штраус решила продолжить музыкальную карьеру Иоганна Штрауса II, что позволит ему развивать свои композиторские способности.
Несмотря на семейные проблемы, Штраус-старший продолжал часто гастролировать и всегда был готов писать новинки для многочисленных благотворительных организаций. Его вальсы постепенно превратились из деревенского крестьянского танца в тот, который потомки узнают как венский вальс . Они были написаны в три четверти с коротким вступлением; часто практически без ссылки на более позднюю цепочку из пяти двухчастных вальсовых структур; обычно дополняется короткой кодой и завершается волнующим финалом, хотя его сын Иоганн Штраус II расширил структуру вальса и использовал больше инструментов, чем его отец. Хотя он не обладал столь богатым музыкальным талантом, как у его старшего сына, и не столь проницательным деловым умом, он был среди немногих первых композиторов вальсов, наряду с Джозефом Ланнером, которые активно писали пьесы с индивидуальными названиями - с целью повысить продажи вальсов. их ноты, что позволило любителям музыки легко узнать эти произведения. Фактически, во время своих выступлений в бальном зале «Шперл» в Вене, где он закрепил за собой имя, он активно придерживался концепции сбора фиксированной платы за вход с посетителей бального зала вместо старой практики раздачи тарелок для сбора пожертвований, где доходы полагался на добрую волю покровителей.
Иоганн Штраус II часто исполнял произведения своего отца и открыто заявлял о своем восхищении ими, хотя для венцев не было секретом, что их соперничество было ожесточенным, и тогдашняя пресса его подогревала. Иоганн Штраус I отказался снова играть в казино Доммайера, которое предложило его сыну дирижерский дебют и должно было при жизни возвышаться над сыном с точки зрения карьерного роста, но Штраус II должен был затмить его с точки зрения популярности в классической игре. репертуар. удостоил Иоганна Штрауса I почетного звания К.К. Hofballmusikdirektor (музыкального директора императорских и королевских придворных балов) В 1846 году император Фердинанд I .
Штраус умер в Вене 25 сентября 1849 года в возрасте 45 лет от скарлатины, заразившейся от одного из его внебрачных детей. [ 8 ] Он был похоронен на Дёблингерском кладбище рядом со своим другом Йозефом Ланнером. В 1904 году оба их останка были перенесены в почетные могилы в Центральнофридхофе . Бывшее кладбище Дёблинг теперь является парком Штрауса-Ланнера. Гектор Берлиоз отдал дань уважения «отцу венского вальса», отметив, что «Вена без Штрауса подобна Австрии без Дуная».
Нита Штраус , гитаристка Элиса Купера и других, утверждает, что является потомком Иоганна Штрауса. [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]Вальсы
[ редактировать ]- Тойберлин-Вальс , соч. 1 голубь (1827)
- Дёблингер Реюньонский вальс , соч. 2 Вальс воссоединения Доблинга
- Венский карнавал , соч. 3 Венский карнавал (1828 г.)
- Вальс «Цепной мост» , соч. 4 Подвесной мост (1828 г.)
- Светский вальс , соч. 5 Вальс Ассоциации
- Венский причудливый вальс , соч. 6 Венских фантазий вальс
- Тиволи-Ручский вальс, соч. 39 Слайд Тиволи (1830 г.)
- Жизнь – это танец или Танец – это жизнь! Вальс, соч. 49 Жизнь - это танец
- Элизабетен-Вальцер, соч. 71
- Филомелена Вальс, соч. 82
- Пэрис Вальцер, соч. 101 (1838)
- Посвящение королеве Великобритании Виктории, соч. 103 Посвящение королеве Великобритании Виктории
- Винер Гемютс-Вальцер, соч. 116 венских настроений (1840)
- Лорелей-Рейн-Кленге, соч. 154 Эхо Рейна Лорелей (1843)
Галоп и польки
[ редактировать ]Штрауса Галопы и польки включают:
- Шампанский галоп, соч. 8
- Вздох галопом , соч. 9 Вздохи
- Китайский галопп, соч. 20 китайцев
- Входной галоп, соч. 35 Входной галоп
- Сперль-Галоп, соч. 42
- Зампа Галоп, соч. 62
- Фортуна Галоп, соч. 69
- Югендфойер-Галоп, соч. 90 Молодой дух
- Качуча-Галопп, соч. 97
- Карнавал в Париже, Op.100
- Индейцы галопом, соч. 111 Красный индийский галоп
- Сперл-Полька, соч. 133
- Аннен-Полька, соч. 137 (не путать с «Аннен-полькой» его сына, соч. 117, 1852 г.)
- Венская Крейцеровая Полька, соч. 220
- Полька «Пифке и Пуфке», соч. 235
Марши
[ редактировать ]- Марш Радецкого , соч. 228 (1848)
- Елачич-Марш, соч. 244
- Марш елизаветинцев, АМ Ил-126
См. также
[ редактировать ]- Семья Штраусов , теледрама
- Вальсы из Вены , фильм
- Список австрийцев в музыке
- Музей Штрауса в Вене
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свадьба Иоганна Михаэля Штрауса в 1762 году , Венский институт исследований Штрауса.
- ^ Jump up to: а б «Иоганн Штраус I» . Общество Иоганна Штрауса . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Отец Иоганна Штрауса» , Венский институт исследований Штрауса (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б Норберт Руби : «Иоганн Штраус (отец) — 'музыкант по милости Божией'?» Архивировано 6 июля 2011 года в Wayback Machine Венского университета (на немецком языке).
- ^ Бэйнс, Т.С.; Смит, WR, ред. (1887). Британская энциклопедия . Том. 22 (9-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. .
- ^ «Генеалогическое древо» , Венский институт исследований Штрауса.
- ^ Михаэль Лоренц : «Семья Трампуш - любимая и замалчиваемая» , Ежегодник Ассоциации истории города Вены , Том 62/63, 2006/2007, (Вена: Ассоциация истории города Вены, 2011), 135–149.
- ^ «Иоганн Штраус I в Grove Music Online» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 5 октября 2008 г.
- ^ Бьенсток, Ричард (27 октября 2015 г.). «Нита Штраусс доказывает, что Shred Guitar не мертва» . Роллинг Стоун . Проверено 27 сентября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руби, Норберт (весна 2011 г.). «Иоганн Штраус-старший – «Музыкант по милости Божией»?» (PDF) . Венская музыка (100). Перевод Йеруна Х.К. Темпельмана: 16–19. Архивировано из оригинала (PDF) 25 апреля 2012 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Иоганна Штрауса I в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Список опусов Иоганна Штрауса I , johann-strauss.org.uk
- Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). 1911. с. 1003. .
- Коллекция Пауля Левенберга материалов Ланнера-Штрауса, 1825–1916 , Музыкальный отдел, Библиотека Конгресса.
- Семья Штраусов
- 1804 рождения
- 1849 смертей
- Композиторы Австрийской империи
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские католики
- Композиторы-романтики
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Смертность от стрептококковой инфекции
- Люди из Леопольдштадта
- Композиторы из Вены
- Австрийский народ венгерско-еврейского происхождения
- Австрийцы еврейского происхождения