Флорентийский баптистерий
Флорентийский баптистерий | |
---|---|
Баптистерий Святого Иоанна | |
Фасад напротив Флорентийского собора | |
Расположение | Флоренция , Тоскана |
Страна | Италия |
Номинал | Католическая церковь |
Веб-сайт | Флорентийский баптистерий |
История | |
Статус | баптистерий , малая базилика |
Преданность | Святой Иоанн Креститель |
Связанные люди | Епископ Раньери, Папа Григорий VII , Беатрис Лотарингская , Матильда Тосканская (предположительно [ 1 ] ) |
Архитектура | |
Стиль | романский |
Новаторский | 11 век |
Технические характеристики | |
Длина | 32,0 м (105,0 футов) |
Ширина | 31,6 м (104 фута) |
Высота | 39 м (128 футов) |
Материалы | Мрамор , серпентинит , песчаник |
Администрация | |
Архиепископия | Флорентийская архиепархия |
Духовенство | |
Архиепископ | Герардо Гамбелли |
Официальное название | Исторический центр Флоренции |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iii, iv, vi |
Назначен | 1982 г. (6-я сессия ) |
Справочный номер. | 174 |
Область | Европа и Северная Америка |
Флорентийский баптистерий , также известный как Баптистерий Святого Иоанна ( итальянский : Battistero di San Giovanni ), — религиозное здание во Флоренции , Италия . Посвященный покровителю города Иоанну Крестителю , с момента своего завершения он был центром религиозной, гражданской и художественной жизни. Восьмиугольный так баптистерий расположен как на площади Пьяцца дель Дуомо, и на площади Сан-Джованни , между Флорентийским собором и . дворцом архиепископа
Первоначально флорентийских младенцев крестили большими группами в Великую субботу и Пятидесятницу с пятью чашами, в купели расположенной в центре здания. В течение 13 века индивидуальные крещения вскоре после рождения стали обычным явлением, поэтому требовалось меньше приспособлений. Около 1370 года была введена в эксплуатацию небольшая купель, которая используется до сих пор. [ 2 ] Оригинальная купель, вышедшая из употребления, была разобрана в 1577 году Франческо I Медичи , чтобы освободить место для торжеств великого герцога, что в то время осуждалось флорентийцами. [ 3 ]
Баптистерий служит местом проведения самых важных религиозных праздников города, в том числе Фестиваля Святого Иоанна, который проводится 24 июня, который до сих пор является официальным праздником во Флоренции. В прошлом в Баптистерии размещались знаки отличия Флоренции и завоеванных ею городов. [ 4 ] и предложил место для чествования индивидуальных достижений, таких как победа в фестивальных скачках. [ 5 ] Данте Алигьери был крещен там и напрасно надеялся, что он «вернется поэтом и возложит у моей купели лавровый венец». [ 6 ] Городские стены, строительство которых началось в 1285 году, возможно, были спроектированы так, чтобы баптистерий находился точно в центре Флоренции, подобно храму в центре Нового Иерусалима, предсказанному Иезекиилем . [ 7 ]
Архитектура Баптистерия черпает вдохновение из Пантеона , древнего римского храма , как отмечают наблюдатели уже не менее 700 лет. [ 8 ] и тем не менее это также весьма оригинальное художественное достижение. Ученый Вальтер Паатц заметил, что общий эффект Баптистерия вообще не имеет аналогов. [ 9 ] Эта особенность сделала происхождение Баптистерия многовековой загадкой, поскольку предполагалось, что первоначально это был римский храм, раннехристианская церковь, построенная римскими мастерами-каменщиками, или (нынешний научный консенсус) работа XI или XII вв. Архитектура «проторенессанса» века. Для Филиппо Брунеллески это было почти идеальное здание, которое вдохновило его на изучение перспективы и его подход к архитектуре. [ 10 ]
Баптистерий также известен произведениями искусства, которыми он украшен, в том числе мозаикой и тремя наборами бронзовых дверей с рельефными скульптурами. Андреа Пизано руководил созданием южных дверей, а Лоренцо Гиберти руководил мастерскими, занимавшимися созданием северной и восточной дверей. Микеланджело сказал, что восточные двери были настолько красивы, что «они могли бы достойно стоять у ворот Рая». [ 11 ] В здании также находится первый погребальный памятник Донателло эпохи Возрождения работы и Микелоццо .
История
[ редактировать ]Состояние знаний
[ редактировать ]Флорентийцы когда-то верили, что Баптистерий изначально был римским храмом, посвященным Марсу , или остатком возрождения города после разрушительных действий остготов . В современный период скептицизм нарастал, пока в девятнадцатом веке от этих легенд не отказались, отчасти потому, что раскопки показали, что во времена Римской империи на этом месте стояло совсем другое строение - большой дом. Под частью здания также было обнаружено могильник с грубо отесанными камнями примерно VII века. [ 12 ]
Никаких документов, касающихся строительства Баптистерия, не сохранилось, а мимолетные упоминания о церкви Святого Иоанна Крестителя не могут подтвердить ее существование, поскольку бывший собор, ныне известный только как Санта-Репарата , когда-то также назывался церковью Святого Иоанна. Креститель. [ 13 ]
Сегодня подавляющее большинство ученых, основанное на технике строительства и архитектурном стиле, считает, что истоки Баптистерия следует искать в 11 или 12 веке. [ 12 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Установить более точную датировку было сложно из-за двух противоречивых указаний в «Firenze città nobilissima » Фердинандо Леопольдо Дель Мильоре (1684 г.). По одной из них, папа Николай II освятил Баптистерий в 1059 году; согласно другому, купель для крещения была перенесена в Баптистерий в 1128 году. Ученые изо всех сил пытались разобраться в двух очевидных признаках завершения, разделенных почти 70 годами, многие полагают, что один из них ошибочен полностью или частично.
В 2020-х годах архивное исследование рукописей Дель Мильоре и его близкого соратника показало, что ни одно из утверждений не является точным: баптистерий не был освящен в 1059 году, а в 1128 году не было введено никакой купели для крещения. [ 17 ] Это открытие не совсем удивительно; историки начали замечать ошибки в «Firenze città nobilissima» вскоре после того, как оно было опубликовано, а в 20 веке филолог даже продемонстрировал, что Дель Мильоре фальсифицировал существование средневекового флорентийца по имени Сальвино дельи Армати .
Таким образом, определение даты строительства Баптистерия полностью зависит от соотнесения свидетельств, присущих самому зданию, с более широким контекстом. В 1930-х годах исследование Уолтером Хорном флорентийской техники каменной кладки (усовершенствованная обработка камня, нанесение раствора, нанесение рисунка) показало, что конструкция из песчаника нижних этажей Баптистерия была близка к конструкции церкви Санти-Апостоли и церкви Санти -Апостоли. более поздние части Сан-Пьер-Скераджио, документы об обоих из которых подтверждают датировку 1060-х или 1070-х годов. Он не такой изысканный, как более поздние части Сан-Миниато-аль-Монте , датируемые 1077–1115 годами. [ 18 ]
Гипотеза исторического сотрудничества
[ редактировать ]Гипотеза, опубликованная в 2024 году, предполагает, что баптистерий возник в начале 1070-х годов в результате сотрудничества Беатрис Лотарингской и ее дочери Матильды Тосканской , правителей Тосканского марша , и одного из пап , с которым они были тесно связаны, папы Александра. II (ум. 1073) или, что более вероятно, Папа Григорий VII (на папском престоле 1073–1085). Хотя Флоренция и была небольшой, она была важным административным и религиозным центром, и эти влиятельные фигуры были готовы и могли спонсировать строительство столь амбициозного и дорогостоящего здания, как Баптистерий, которое в противном случае казалось бы недосягаемым для города. [ 19 ] Руководить строительством должен был Раньери, епископ Флоренции, назначенный в 1072 или 1073 году, чья гробница занимает почетное место внутри здания. Гипотеза согласуется со свидетельствами каменной кладки и радиоуглеродным датированием древесного угля, раскопанного неподалеку, что позволяет предположить, что в это время осуществлялся крупный строительный проект. [ 20 ]
Происхождение в этот период хорошо вписывается в исторический контекст. В 1060-х годах валломброзианские монахи- реформисты обвинили епископа Флоренции Пьетро Меццабарбу в симонии , в частности в том, что он получил свою должность посредством коррупционного предложения денег, сделанных его отцом. Их обвинения получили распространение среди флорентийцев до такой степени, что, по словам Петра Дамиана , они больше не принимали миро Меццабарба, освященное для крещения своих детей, и искали крещения в другом месте. Такая ситуация, по-видимому, сохранялась в течение трех лет до 1068 года, когда валломброзианский брат подвергся суду огнем перед Бадиа-а-Сеттимо, чтобы доказать справедливость обвинений монахов. Его выживание сделало положение епископа несостоятельным, и тем летом Меццабарба покинул Флоренцию. Монументальный новый баптистерий, вероятно, рассматривался бы как способ восстановить власть флорентийского епископа и помочь гарантировать, что он будет контролировать совместное крещение флорентийских младенцев в Великую субботу , как того требует каноническое право. [ 21 ]
-
Пантеон интерьер
-
Интерьер баптистерия с нишами
-
Интерьер Пантеона (рисунок Рафаэля до более поздних изменений на верхний уровень) с изображением ниш и эдикул.
-
Южный фасад Баптистерия с монументальными окнами, похожими на эдикулы Пантеона.
Ссылки Баптистерия на Пантеон подтверждают гипотезу о причастности к этому Папы Римского . В одиннадцатом веке Пантеон, преобразованный в церковь в 609 году, служил только в самые важные праздники и только для месс, совершаемых самим папой. Более того, папский интерес к Римской империи был высок. Папа Александр II спонсировал строительство церкви Сант-Алессандро Маджоре в Лукке с древними капителями и имитацией средневековых аналогов и, скорее всего, классическим фасадом. Освящение Папой Григорием VII церкви Санта-Мария-ин-Портик в Риме в 1073 году отмечено на римском аре , языческом алтаре, надписанном и перепрофилированном для христианского использования (ныне в Санта-Галле , Рим). Церковная поэзия сравнивала Папу Григория с Юлием Цезарем , а в письме сам Григорий заявил, что сфера влияния Церкви теперь превысила возможности Римской империи . Церковь в это время также верила в дар Константина , согласно которому папа унаследовал светскую власть Римский император , оправдывающий свое равенство или превосходство над императором Священной Римской империи в Германии. [ 22 ] Если бы интерес к античности возник во Флоренции органически, можно было бы ожидать, что больше флорентийских романских церквей будут ссылаться на древние здания. Вместо этого части Баптистерия, завершенные лишь поколением или двумя позже, такие как уровень внутренней галереи, демонстрируют типично средневековое восхищение геометрическим и фигуративным орнаментом, чуждым суровому интерьеру Пантеона.
Архитектор
[ редактировать ]Стилистическое сходство позволяет предположить, что один и тот же архитектор мог спроектировать Баптистерий, Санти-Апостоли и Сан-Миниато-аль-Монте . [ 23 ] Сходство плана Сан-Миниато (часть которого начата в 1077 г.) с планом снесенной церкви Санта-Мария-ин-Портико (освященной папой Григорием VII в 1073 г.) может указывать на руку одного и того же архитектора, подтверждая доводы в пользу того, что архитектор Баптистерий произошел из папского окружения в Риме. Присутствие в баптистерии мотива, включающего круглое арочное окно, окруженное окнами с треугольными тимпанами , также наблюдаемого на фасаде базилики Сан-Сальваторе в Сполето , возможно, указывает на то, что архитектор был в Умбрии . [ 24 ]
Восьмиугольный дизайн
[ редактировать ]Баптистерий имеет восьмиугольную форму в плане, но обретает направленность и место для своего алтаря благодаря прямолинейной скарселле на его западной стороне.
Восьмиугольник был распространенной формой баптистерий с раннехристианских времен. четвертого века Другими ранними примерами являются Баттистеро Палеокристиано , раскопанный под Миланским собором пятого века , и Латеранский баптистерий . Восьмигранность этих структур была значительной. Как пишет Тимоти Вердон , «в то время как земная жизнь человека разворачивается в единицах конечного времени, таких как неделя с ее семью днями, в Крещении верующие переходят в жизнь вечную, за пределами измеряемого времени. Они вступают в «восьмой день». [ 25 ]
Хотя план Пантеона имеет круглую форму, его можно разделить на восемь частей, что позволяет повторно использовать его в восьмиугольном здании.
Строительство и предсуществование
[ редактировать ]Согласно последним исследованиям, баптистерий, возможно, использовался к концу 1080-х годов, но строительство продолжалось и в 12 веке. [ 26 ]
Джованни Виллани сообщает, что фонарь на вершине купола был завершен в 1150 году. Это первый известный пример этого элемента в истории архитектуры. [ 27 ]
Раскопки показывают, что первоначально здание имело полукруглую апсиду . Джузеппе Рича записал, что нынешняя скарселла возникла в 1202 году. [ 28 ] но его заявленный архивный источник не может быть проверен. [ 29 ] Установка фонаря в 1150 году предполагает широкий купол, который, вероятно, не выдержал бы удаления из-под него полукруглой апсиды. Таким образом, скарселла может датироваться незадолго до 1150 года. [ 30 ]
Толстые стены под полом Баптистерия образуют внутренний восьмиугольник, размер которого примерно соответствует самой внутренней части тротуара Баптистерия. Назначение этих стен неясно, но ученые предполагают, что они были частью меньшего баптистерия, предшествовавшего нынешнему. [ 31 ] что они заключили в себя таз с полным погружением, [ 32 ] или что они поддерживали кольцо колонн, как в Латеранском баптистерии или Санто-Сеполькро в Пизе . [ 33 ]
Во Флоренции, несомненно, был баптистерий до нынешнего, но существовал ли он в том же месте или располагался где-то еще рядом с собором (миланский баптистерий находился за собором), является предметом постоянных споров и исследований.
Большую часть своей ранней истории Баптистерий стоял среди гробниц. Еще в XIX веке южный портал был окружен саркофагами. Эти напоминания о земной смерти подчеркивали послание вечной жизни, предлагаемое крещением .
Экстерьер
[ редактировать ]Дизайн и украшение
[ редактировать ]Баптистерий имеет восемь сторон, украшенных классическими архитектурными элементами поверх мраморной инкрустации, отмеченной двухцветными геометрическими узорами. Прямолинейная апсида ( скарселла ) расширяется с западной стороны. Остальные стороны украшены тремя глухими арками одинакового размера на межкардинальных гранях и расширенной центральной аркой на гранях, включающих дверной проем. Внутри этих арок находятся окна с монументальной окантовкой, созданные по образцу эдикул внутри Пантеона . Используется несколько различных видов мрамора, в основном белый каррарский мрамор и зелено-черный серпентинит из Прато . Архитектура этой церкви оказала важное влияние на архитекторов эпохи Возрождения, включая Филиппо Брунеллески и Леоне Баттиста Альберти .
Углы в виде зебровых полос не являются частью первоначального дизайна, но были добавлены в 1293 году, когда начались работы над новым собором Санта-Мария-дель-Фьоре . Они покрывали блоки песчаника , камня, используемого для строительства здания. [ 34 ] Порфировые пока колонны по обе стороны от «Врат рая» были разграблены пизанцами на Майорке и подарены флорентийцам в 1117 году в благодарность за защиту своего города от Лукки, пизанский флот завоевывал остров. [ 35 ] Как расписные кассоны на выставках Барджелло , они изначально стояли отдельно на площади Пьяцца дель Дуомо. Сильно поврежденные во время шторма 1424 года, они были помещены на свое нынешнее место несколько лет спустя.
Кассоне также демонстрирует средневековую декоративную схему, в которой каждую дверь венчает группа статуй работы Тино ди Камайно . [ 36 ] Сохранившиеся статуи сейчас находятся в Музее Оперы Дуомо , а благотворительный фонд в Музее Бардини, возможно, имеет то же происхождение. [ 37 ]
В эпоху Возрождения были заказаны новые скульптурные группы: над восточной дверью - Крещение Христа , начатое Андреа Сансовино в 1505 году (Креститель), продолженное Винченцо Данти в 1568-1569 годах (Христос) и завершенное Инноченцо Спинацци в 1792 году (ангел ); [ 38 ] над северной дверью — « Баптистская проповедь» Франческо Рустичи (1506–1511), написанная под сильным влиянием друга Рустичи Леонардо да Винчи , который сам изобразил этот предмет ; [ 39 ] а над южной дверью — Винченцо Данти » « Усекновение главы Крестителя (1569–1570 гг.). [ 36 ] Сегодня все три группы находятся в Museo dell'Opera del Duomo . Только Крещение Христово было заменено копией, а пространство над двумя другими дверями теперь пустует.
Над двумя основными внешними уровнями и в стороне от них находится чердак, построенный, вероятно, в 1130-х годах. Он содержит «единственную ошибку», которую, по словам Брунеллески, он смог найти в здании: горизонтальный антаблемент, который изгибается, чтобы стать вертикальным, вопреки практикам классической архитектуры. [ 40 ]
Двери баптистерия
[ редактировать ]Три монументальных набора дверей, сделанных для Баптистерия, шедевры готического и ренессансного искусства, сейчас хранятся в Музее оперы Дуомо , напротив реконструкции фасада собора, каким он должен был выглядеть, когда последний из них был завершен. Копии, сделанные между 1990 и 2009 годами, теперь висят в Баптистерии в оригинальных дверных косяках. Каждый набор дверей представляет хронологические библейские сцены по-своему — как отдельные двери, каждая из которых читается поперек, сверху вниз; как единая композиция на двух дверях, читающая снизу вверх; и как две большие колонки, читающиеся слева направо и сверху вниз.
Андреа Пизано: Южные двери
[ редактировать ]В 1320-х годах могущественная гильдия , покровительствовавшая баптистерию Арте ди Калимала , решила украсить его множеством дверей для южного портала, через которые, как полагают, входили родители, вынашивающие младенцев для крещения. [ 41 ] К 1329 году они остановились на весьма амбициозном плане, вдохновленном непревзойденными на тот момент дверями Пизанского собора, сделанными Бонанно Пизано 150 лет назад. Андреа Пизано изготавливал восковые модели для бронзовых рельефов, выполненных венецианскими мастерами, которые затем позолотил. Над дверями указан год их начала, 1330, но на их завершение ушло шесть лет. историку Джованни Виллани , как он позже с гордостью вспоминал. Курировать проект было поручено [ 42 ]
На дверях представлены двадцать сцен из позолоченной бронзы, повествующих о жизни Крестителя, покровителя Флоренции, многие из которых явно вдохновлены пятнадцатью сценами из его жизни, изображенными на внутреннем мозаичном потолке, или тремя сценами, написанными Джотто в недавно завершенной картине. Капелла Перуцци . Джордж Робинсон называет это «визуальной эпопеей, в которой с самого начала герой стремится достичь своей цели, терпит тяжелые испытания и торжествует в парадоксе собственной смерти». [ 43 ] Два нижних регистра дверей символизируют надежду, веру, милосердие (три богословские добродетели ), а также смирение, силу духа, умеренность, справедливость и благоразумие (четыре основные добродетели ).
Рельефы характеризуются небольшими монументальными фигурами. Эмоции умеренны, но безошибочны, как в сцене, когда измученные ученики Крестителя усыпляют его. Хотя границы четырехлистника , возможно, были наложены другим художником, участвовавшим в проекте. [ 44 ] Андреа Пизано обычно находит способы работать с ними. Например, архитектура и ритмы драпировок в сцене похорон Крестителя искусно противопоставляются объемлющей форме. [ 45 ] Кеннет Кларк отмечает, что стиль Андреа «глубоко человечен» и что «мужчины и женщины Джотто — это типы; Андреа — индивидуальность». [ 46 ]
Рамка вокруг дверей, завершенная более века спустя в мастерской Лоренцо Гиберти, сына Витторио, изображает Адама и Еву после грехопадения человека, а также сражающихся младенцев Каина и Авеля, а под цветами и фруктами, символизирующими первородный грех, который могло устранить крещение. . [ 47 ]
Лоренцо Гиберти
[ редактировать ]Лоренцо Гиберти завершил два комплекта дверей для баптистерия. Историк искусства Антонио Паолуччи назвал создание первого набора «самым важным событием в истории флорентийского искусства первой четверти пятнадцатого века». [ 48 ] и создание второго «одного из величайших моментов в истории искусства». [ 49 ]
Северные двери
[ редактировать ]В 1401 году Arte di Calimala попросила семь тосканских скульпторов сделать рельеф «Жертвоприношения Исаака» , пообещав, что наиболее успешные получат крупный заказ: рельефы для новых дверей на восточной стороне баптистерия. [ 50 ] Выдающиеся произведения Гиберти и Филиппо Брунеллески , которые сейчас находятся в Музее дель Барджелло , обычно считаются началом Ренессанса в западном искусстве. Гиберти получил комиссию, хотя неясно, единогласно ли 34 судьи объявили его победителем, как он утверждал в своих «Комментариях» , или же они зашли в тупик между ним и Брунеллески, как утверждает биография Брунеллески, написанная 80 лет спустя.
В ноябре 1403 года представители Арте подписали договор с 25-летним Гиберти. Его работа была в основном завершена к лету 1416 года, но он руководил проектом до установки дверей в пасхальное воскресенье 1424 года. 21-летнее предприятие оказалось чрезвычайно дорогостоящим, эквивалентным годовому оборонному бюджету Флоренции, и почти таким же дорогостоящим, как покупка Флоренцией весь город Сансеполькро несколько лет спустя. [ 48 ] Зарплата Гиберти была эквивалентна зарплате менеджера банка Медичи . [ 51 ]
Над восемью панелями, изображающими четырех евангелистов и отцов церкви святых Амвросия , святого Иеронима , святого Григория и святого Августина жизнь Христа из Нового Завета , на двадцати панелях рассказывается , читающаяся снизу вверх, следуя «восходящему пути спасения». . [ 52 ] Джордж Робинсон пишет, что «Христос Гиберти — это достойный, смиренный, почти отстраненный Мессия, чье отношение и поведение постоянно имеют оттенок печали и обособленности». [ 53 ]
В этих дверях Гиберти, кажется, переходит от преданности международному готическому стилю к принятию ценностей Возрождения . С одной стороны, Гиберти подчеркивает извилистые линии и тщательно работает в средневековом формате четырехлистника, делая мало отсылок к античности на большинстве панелей. Тем не менее, он является новатором, преодолевающим ограничения своего формата, привнося новое ощущение трехмерности посредством ракурса, раздутой драпировки, различных уровней рельефа и архитектуры, расположенной под углом от плоскости обзора. А в нескольких панно, предположительно созданных позже, таких как « Жечение», Гиберти демонстрирует большой интерес к античной скульптуре и архитектуре. Панели окружены рамкой из листвы в дверном косяке и позолоченными бюстами пророков и сивилл, а также автопортретом Гиберти средних лет на пересечениях между панелями.
Восточные двери («Врата Рая»)
[ редактировать ]Едва первый комплект дверей был завершен, как Арте ди Калимала запросил у великого гуманиста Леонардо Бруни программу для еще одного комплекта с историями из Ветхого Завета . Бруни предполагал, что как минимум 24 панели будут иметь формат, аналогичный остальным дверям. Гиберти, ныне широко признанный за свой огромный талант, был удостоен этой комиссии в начале 1425 года. [ 54 ] и к 1429 году, когда работа началась, он склонил своих покровителей к совершенно новому формату: десяти панно без четырехлистников, каждое из которых было достаточно большим, чтобы вместить несколько эпизодов. Каждая панель будет полностью позолочена, что придаст ей больше единства, чем в более ранних дверях, где основание панели было оставлено голой бронзой.
В конечном итоге проект окажется почти таким же дорогостоящим, как и первый набор дверей, но еще более красивым — и первый набор дверей, первоначально висевший лицом к собору, будет перенесен на северный портал, чтобы они могли занять свое место.
Изображенные истории начинаются с Сотворения Адама и Евы и заканчиваются встречей царя Соломона и царицы Савской . Помимо своего буквального значения, они могут воплощать богословские идеи будущего епископа Флоренции Антонина . Например, центральное место создания Евы на первой панели может относиться к идее Антонина о том, что Церковь была создана из человечества аналогичным образом. [ 55 ] С другой стороны, для Джорджа Робинсона повествование историй об Иакове и Исаве , Иосифе , битве при Иерихоне , Давиде и Голиафе имеет политический подтекст: «если израильтяне хотели выжить… они должны были объединиться, несмотря на конфликт, и были вынуждены позволить силе и авторитету найти свое место в руках молодых и неопытных». [ 56 ]
Недавнее исследование подчеркивает попытку ученого Гиберти примирить библейскую и классическую историю, например, включая все более сложные архитектурные сооружения, следуя Витрувия описанию в «О архитектуре» об истории архитектуры. Одежда также меняется от простых одежд Авраама и Исаака к богато украшенной одежде Соломона и Савской. [ 57 ]
Работа над дверями длилась с 1429 по 1447 год и включала большую мастерскую, в которую входили сыновья Гиберти Витторио и Томмазо, Беноццо Гоццоли , Лука делла Роббиа , Микелоццо и Донателло . Вместе они научились объединять разные стили и применять на практике такие инновации, как линейная перспектива и монументальный реализм Мазаччо. Вероятно, также состоялся некоторый обмен мнениями с Леоном Баттистой Альберти , который в эти годы искал теоретическую основу для изобразительного искусства, что в конечном итоге было закреплено в его трактате « De pictura» . Как пишет Паолуччи, мастерская, производившая эти двери, была «местом встречи различных культурных традиций и стилистического опыта, опосредованного и преображенного утонченным эклектизмом Лоренцо Гиберти, его необычайной способностью одновременно культивировать как античное, так и современное». , за работу в рамках готической традиции, а также в тенденциях Возрождения». [ 49 ]
Одна из самых впечатляющих панелей рассказывает историю Иакова и Исава , медленно разворачивающуюся от фона (Ребекка молится о близнецах, толкающихся в ее утробе в правом верхнем углу) к горельефу на переднем плане (слегка от центра Исав, обманутый из-за его право по рождению принадлежит его немного младшему близнецу, что противоречит его отцу Исааку ). Сцена соответствует многим предписаниям, которые Альберти предложил в своем трактате: она построена в архитектурном окружении, рассматриваемом в линейной перспективе, коринфские капители отсылают к древней архитектуре, драпировка подчеркивает красоту конечностей внизу, а фигуры движения гармоничны в скоординированном пространстве. [ 58 ]
Панно заключено в богато украшенный позолоченный каркас из листвы и фруктов, множество статуэток пророков и 24 бюста. Лоренцо Гиберти еще раз включает автопортрет, который Кеннету Кларку наводит на мысль, что «серьезный молодой человек, пристально созерцающий свои видения, превратился в хитрую старую птицу, привыкшую ко всем обманам мира и вспоминающую их полушутливо. » [ 59 ]
Копии и невыполненные работы
[ редактировать ]Несколько копий дверей хранятся по всему миру. Один такой экземпляр хранится в колледже Вассар в Покипси , штат Нью-Йорк. [ 60 ] Другая копия, сделанная в 1940-х годах, установлена в соборе Грейс , в Сан-Франциско ; копии дверей были также изготовлены для Казанского собора в Санкт-Петербурге , Россия ; Музей Харриса в Престоне , Великобритания ; [ 61 ] и в 2017 году для Художественного музея Нельсона-Аткинса. [ 62 ] в Канзас-Сити, штат Миссури.
Джорджио Вазари утверждал, что видел модели Гиберти, сделанные для третьего комплекта дверей, которые, как он надеялся, заменят двери Андреа Пизано. [ 63 ]
Интерьер
[ редактировать ]Куполообразное внутреннее пространство с колонными нишами на внушительном первом этаже и апсидой, создающей направленный акцент, повторяет Пантеон . Монументальные колонны такого размера не могли быть изготовлены в XI и XII веках, поэтому их, должно быть, спасли из древних зданий, вероятно, гражданских или религиозных построек на римском форуме, стоявших на месте нынешней площади Республики . Стены облицованы темно-зеленым и белым мрамором с инкрустацией геометрических узоров. Более короткий уровень галереи с бифором украшен обширным геометрическим и фигуративным орнаментом.
Справа от алтаря Скарселлы находится могила епископа Раньери (занимавший должность в 1072/1073–1113 гг.), стилистически похожая на гробницу графинь Силлы и Гасдии в Бадиа-а-Сеттимо ок. 1096 г. и до нижнего уровня фасада Сан-Миниато-аль-Монте.
Рядом находится монументальная гробница антипапы Иоанна XXIII работы Донателло и Микелоццо . Позолоченная статуя, обращенная лицом к зрителю, покоится на смертном одре, поддерживаемая двумя львами, под балдахином из позолоченной драпировки. Этому баптистерию он завещал несколько реликвий и свое огромное богатство. Подобный памятник с балдахином был первым в эпоху Возрождения.
Тротуар
[ редактировать ]Мраморный тротуар состоит из множества независимо спроектированных секций: одни геометрические, другие фигуративные. Раньше считалось, что зодиак, подобный зодиаку на тротуаре Сан-Миниато-аль-Монте , датированному 1207 годом, имеет астрономическое значение, но теперь это считается маловероятным. [ 64 ] Тротуар, вероятно, был построен в XII веке. Согласно источникам семнадцатого века, перед крещением взрослые помещали детей на порфировый диск в юго-восточной части тротуара. [ 65 ]
Алтарь и крестильная купель
[ редактировать ]Алтарь представляет собой реконструкцию Джузеппе Кастеллуччи в 1911 году оригинального алтаря XII века, разобранного в 1731 году, с использованием частей, которые сохранил Антонио Франческо Гори , а также рисунков, показывающих их первоначальное расположение. Алтарь вдохновил Брунеллески на создание алтаря Старой ризницы Сан-Лоренцо . [ 66 ]
Однако, по крайней мере, с 13 века перед алтаря закрывала серебряная панель. В 1366 году Арте ди Калимала переплавил его, чтобы начать более роскошную работу. Художники из круга Орканья, в том числе Леонардо ди Сер Джованни, начали работу над новым серебряным фронтальным алтарем со сценами из жизни Иоанна Крестителя , который теперь выставлен в Музее оперы дель Дуомо . Примерно в то же время скульпторы из той же среды Орканья вырезали нынешнюю восьмиугольную купель (с надписью 1370 года), которая стоит возле южного входа. [ 67 ]
В середине XV века было принято решение превратить фронтон в передвижной алтарь, который можно было трижды в год ставить на древней купели в центре Баптистерия вместе с богослужебными предметами и реликвариями. Маттео ди Джованни и сын Гиберти Томмазо работали над центральной нишей нового алтаря, для которого Микелоццо вырезал центральную фигуру Иоанна Крестителя . Позже Бернардо Ченнини и Антонио дель Поллайуоло добавили сцены с левой стороны, а сцены с правой стороны были заказаны Антонио ди Сальви и Франческо ди Джованни, а также Андреа дель Верроккьо . [ 68 ]
-
Обзор
-
Серебряный мастер XIV века, Христос посещает Крестителя в пустыне.
-
Андреа дель Верроккьо , Усекновение главы Крестителя , ок. 1480 г.
Мозаичный потолок
[ редактировать ]Баптистерий увенчан великолепным мозаичным потолком в итало-византийском стиле, строительство которого обычно считается завершенным примерно между 1240 и 1300 годами, с многочисленными перерывами из-за нестабильной политической ситуации. [ 69 ] Работа состоит из около десяти миллионов мозаичных мозаик.
Великий художник, нарисовавший шестиметровую фигуру Сидящего на Суде Христа (1) и, по крайней мере, части элегантного балдахина в центре (2), по-видимому, является анонимным мастером, известным благодаря большому Распятию в Уффици ( № 434); алтарь, посвященный святому Франциску, в Музее Чивико в Пистойе ; и небольшой триптих в Художественном музее Принстонского университета . [ 70 ] Второй ярус мозаик (3), изображающий Христа, ангелов и другие небесные фигуры, кажется, отражает его работу, а также работу двух важных художников, сражавшихся в битве при Монтаперти в 1260 году, Мелиоре ди Якопо и Коппо ди Марковальдо . Мелиоре, вероятно, также рисовал карикатуры на Мадонну, апостолов и ангелов слева от Христа (1) в годы до 1270 года. Они вспоминают алтарный образ, который он написал в Пьеве Сан-Леолино . [ 71 ]
Христос возглавляет огромный Страшный суд , плитки которого были выложены еще в детстве Данте . Рай , находящийся по правую руку от Христа, в основном статичен, лишь с несколькими эпизодами движения. К ним относится появление нескольких обнаженных тел из своих гробниц, один из которых, крайний слева, видит воскресшего Христа и, кажется, готов упасть перед ним на колени. Другие спасенные души, представленные в виде детей, следуют за огромным ангелом, а еще одна юная душа стоит на цыпочках перед вратами Рая. Мелиоре и Коппо ди Марковальдо, среди других художников, принимали активное участие в оформлении этого раздела. [ 72 ]
-
Мозаичный потолок XIII века.
-
Центр потолка (самые старые секции)
-
Мастер Распятия нет. 434, Христос в величии
-
Коппо ди Марковальдо и мастерская, Ад
Из саркофагов под левой рукой Христа выходят проклятые. Дьяволы отправляют заблудшие души в ад, полный движения, искажений и проявлений боли. Коппо ди Марковальдо разработал лучшие части этой сцены, включая отвратительную фигуру Сатаны , чья поза кажется пародирующей Христа на Суде. Остальное составили мастерская Коппо, в том числе его сын Салерно ди Коппо. [ 73 ] Миклош Босковиц описывает этот раздел:
Ад представлен как пустынный ландшафт скалистых гор, извергающих огонь. Оно кишит мелкими чертями... которые перевозят проклятых и подвергают их самым разнообразным пыткам, порой кулинарного характера: на переднем плане справа человека, насаженного на вертел, вертит черт, который длинной палкой разжигает пламя под жареным грешником, в то время как другой демон поливает его маслом. Неподалеку другой дьявол хватает отверженного за руку и собирается ампутировать ее ножом для мяса, который он размахивает над головой... Что касается отверженных, то единственный, чья личность определена - подтверждается подписью, - это Иуда, повешен на дереве в крайнем правом углу сцены…» [ 74 ]
Страшный суд занимает основную зону трех из восьми сегментов купола. Остальные пять сегментов, которые следует рассматривать лицом к Вратам Рая и сканировать слева направо, включают четыре яруса, изображающие начало Книги Бытия (4); жизнь Иосифа (5); жизнь Марии и Христа (6); и житие святого Иоанна Крестителя , покровителя церкви и города (7).
Рассказы в первом из этих сегментов, вероятно, датируются периодом 1270–1275 годов. Они включают в себя переработку и реставрацию на протяжении многих столетий, но в целом создается впечатление, что верхние ветхозаветные сюжеты изначально были продуктом мастерской, в которую входил Салерно, сын Коппо ди Марковальдо, тогда как приведенные ниже регистры Нового Завета отражают более натуралистический стиль, близкий к Чимабуэ. , отождествляемый с художником распятия в Сан-Миниато-аль-Монте . [ 75 ]
Участвовал ли сам Чимабуэ , было предметом споров с 1920-х годов, при этом недавние исследования имели тенденцию быть благоприятными, включая работы Майкла Виктора Шварца и Миклоша Босковица . Босковиц обнаружил свою руку в эпизодах «Грехопадение человека» , « Упрек Творца» , « Изгнание из рая» , «Иосиф, проданный братьями» , «Ложное сообщение о смерти Иосифа» , «Введение Иосифа в Египет» (возможно), « Рождение и наречение имени». «Креститель» и « Молодой Иоанн Креститель в пустыне» , все из которых он датировал серединой 1270-х годов. Он сравнивает, например, фигуру Адама в « Упреке Творца» с бюстом младенца Христа в « Маэсте » Чимабуэ , которая сейчас находится в Лувре . [ 76 ]
Чимабуэ, возможно, сотрудничал, но в любом случае ему наследовал Корсо ди Буоно, известный по подписанным и датированным фрескам в церкви Сан-Лоренцо, Монтелупо-Фьорентино . Корсо и его мастерская отвечали за оставшиеся эпизоды в северо-восточном и восточном сегментах. Несколько сцен в юго-восточном сегменте рухнули в 1819 году, и их пришлось воссоздать, но другие, находящиеся в лучшем состоянии, предполагают работу Корсо и Грифо ди Танкреди. [ 77 ]
Остальные сцены приписаны анонимным художникам, известным как «Предпоследний мастер» и «Последний мастер», хотя Босковиц называет другого мастера, который завершил последние три сцены из жизни святого Иоанна. Он относит их дизайн к 1300 году из-за мягкости моделирования, сложной архитектурной обстановки и деталей одежды. [ 78 ]
Под главным сводом, перемежающимся прямоугольными проемами, расположены мозаичные изображения святых, пап, епископов и диаконов-мучеников, а на внешних сторонах парапетов уровня галереи расположены бюсты патриархов и пророков, все из начала 14 века. Среди задействованных художников были Гаддо Гадди и Предпоследний мастер. [ 79 ] Также к этому периоду относятся мозаики в галереях, сначала над южной дверью, а затем над восточной дверью, принадлежащие Гаддо Гадди и Липпо ди Бенивьени . [ 80 ]
Мозаику скарселлы по-прежнему сложно разместить стилистически и хронологически. Пророки и святые появляются на триумфальной арке, ведущей к алтарю, а на своде внутри мы видим четыре теламона, поддерживающие большое колесо, окружающее пророков и патриархов, мистического агнца в центре, с Иоанном Крестителем и Мадонной с Младенцем по обе стороны. . Босковиц подчеркивает качество этих мозаик:
Какая строгость выражения в строгом и изможденном лице Крестителя ! Какой трогательный и боязливый пафос на юном лице Фаддея , обрамленном непослушными локонами волос! Какое богатство сочетания света и тьмы в лепке головы Св. Фомы ! Какое внимание было уделено характеристике острого и напряженного лица св. Павла , оттененного нежными тональными переходами и оживленного ослепительными бликами! [ 81 ]
Выполнение замыслов различных мастеров проходило не без трудностей. В одном документе отмечается, что двух мозаичистов по имени Бинго и Паццо пришлось выгнать с места работы за непрофессиональное поведение, а новых квалифицированных мозаичистов пришлось срочно искать в Венеции или где-либо еще. [ 82 ]
С 2023 года мозаичный потолок снова находится на реставрации, завершение которой ожидается в 2028 году.
Приложения
[ редактировать ]Сюжеты дверных рельефов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Данцигер 2024 .
- ^ Блох 2013 , стр. 80–92. Далее об исходном шрифте см. Шварц, Виктор Майкл (2021). « In sul Fonto del mio baptismal»: крестильная купель Данте на неизвестном плане этажа флорентийского баптистерия». Художественный журнал . 5а. 11 :1–14.
- ^ Анна Мария Джусти. «Тротуар Баптистерия». В Паолуччи 1994 , с. 373.
- ^ Джусти, Анна Мария (2000). Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Флоренция: Мандрагора . п. 11.
- ^ Ван Вин, Хенк Т. (2013). Козимо I Медичи и его саморепрезентация во флорентийском искусстве и культуре . Издательство Кембриджского университета . стр. 44–45.
- ^ Paradiso, Canto XXV, строки 8-9, перевод Мандельбаума.
- ^ Манетти, Ренцо (2024). Стены Флоренции от Арнольфо до Микеланджело . Флоренция: Pontecorboli Editore. стр. 45–50.
- ^ Сравнение сделано историком четырнадцатого века Джованни Виллани в его Nuova Cronica , II, xxiii.
- ^ Паатц 1940 , с. 43.
- ^ Данцигер 2024 , с. 1.
- ^ Вазари, Жизни художников , жизнь Лоренцо Гиберти, перевод г-жи Джонатан Фостер. https://en.wikisource.org/wiki/Page%3AVasari_-_Lives_of_the_Most_Excellent_Painters%2C_Sculptors%2C_and_Architects%2C_volume_1.djvu/396
- ^ Перейти обратно: а б Тимоти Вердон. «Баптистерий Сан-Джованни: религиозный памятник, служащий городу». В Паолуччи, 1994 , стр. 54–56.
- ^ Тиглер 2006 , с. 134.
- ^ Тиглер 2006 , стр. 137–145.
- ^ Ферни, Эрик (2014). Романская архитектура: первый стиль европейской эпохи . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 90. ИСБН 978-0-300-20354-7 .
- ^ Фрати, Марко (2019). «Баптистерии или небные часовни? Новые исследования великих крещальных церквей 11 века: Ареццо, Лукки и Флоренции». Исследования и исследования по истории архитектуры . 3 :22–37.
- ^ Данцигер, 2024 , стр. 8–14.
- ^ Хорн 1938 , с. 142 и Данцигер 2024 , с. 24.
- ^ Данцигер 2024 . Флоренция того времени (названная в стихотворении Питера Дамиана «маленькой Флоренцией»), казалось, была не способна справиться с этой задачей «не только на художественном уровне, но и экономически, технически и организационно». Дегль'Инноченти, Пьетро (2019). Баптистерий Сан-Джованни, флорентийская загадка: исследования, легенды и истины от Данте до Кена Фоллетта . Флоренция: Анджело Понтекорболи. п. 31.
- ^ Данцигер 2024 , с. 24.
- ^ Данцигер 2024 , стр. 21–24.
- ^ Данцигер 2024 , стр. 33–38.
- ^ Тиглер 2006 , стр. 163, 291.
- ^ Данцигер 2024 , стр. 23, 27.
- ^ Тимоти Вердон. «Баптистерий Сан-Джованни: религиозный памятник, служащий городу». В Паолуччи 1994 , с. 18.
- ^ Данцигер 2024 , стр. 27–28.
- ^ Шварц, Майкл Виктор (2022). «Свет и дождь: изобретение купольного фонаря во Флоренции XII века». Фингарова Галина; Гаргова, Фани; Маллетт, Маргарет (ред.). Иллюминирование: исследования, представленные Лиобе Тейс . Вена: Фойбос Верлаг. стр. 135–142.
- ^ Рича, Джозеф (1757). Исторические сведения о флорентийских церквях, разделенных на кварталы . Том 5. Флоренция: Типография Пьетро Гаэтано Вивиани. стр. xxxiii – xxxiv.
- ^ Данцигер 2024 , с. 32.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 17–19.
- ^ Токер, Франклин (1976). «Баптистерий под баптистерием Флоренции» . Художественный вестник . 58 (2): 157–167. дои : 10.2307/3049493 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3049493 .
- ^ Пьетрамеллара, Карла (1973). Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции . Флоренция: Полистампа. п. 30.
- ^ Данцигер 2024 , с. 25.
- ^ Джованни Виллани , Nuova Cronica , IX, iii.
- ^ Паолуччи 1994 , с. 401.
- ^ Перейти обратно: а б Паолуччи 1994 , с. 404.
- ^ «Polo Museale Fiorentino — Каталог работ» . www.polomuseale.firenze.it .
- ^ Паолуччи 1994 , с. 543.
- ^ Паолуччи 1994 , с. 411.
- ^ Данцигер 2024 , стр. 7, 32.
- ^ Блох 2013 , с. 96. Ученые больше не доверяют рассказу Джорджо Вазари о том, что двери были перенесены из восточного портала.
- ^ Паолуччи 1994 , стр. 149–151.
- ^ Робинсон 1980 , с. 28.
- ^ Крейтенберг, Герт (1984). Андреа Пизано и тосканская скульптура четырнадцатого века . Мюнхен: Брукманн. п. 24.
- ^ Московиц, Анита Фидерер (1987). Скульптура Андреа и Нино Пизано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 12. .
- ^ Робинсон 1980 , с. 16.
- ^ Блох, Эми Р. (2009). «Крещение и рама южной двери баптистерия во Флоренции». Скульптурный журнал . 18 (1): 24–37. дои : 10.3828/sj.18.1.3 .
- ^ Перейти обратно: а б Паолуччи 1994 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Паолуччи 1994 , с. 163.
- ^ Джусти и Радке 2012 , с. 30.
- ^ Робинсон 1980 , с. 12.
- ^ Робинсон 1980 , с. 95
- ^ Робинсон 1980 , с. 96
- ^ Хартт и Уилкинс 2011 , с. 249.
- ^ Хартт и Уилкинс 2011 , с. 250.
- ^ Робинсон 1980 , с. 199
- ^ Блох 2016 .
- ^ Хартт и Уилкинс 2011 , стр. 250–251.
- ^ Робинсон 1980 , с. 15.
- ^ «Гипсовые слепки - Энциклопедия колледжа Вассар - Колледж Вассар» . vcencyclepedia.vassar.edu . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Бьюкенен, Алан (16 октября 2019 г.). «Архитектура здания Харриса» . Харрис . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ «Врата рая будут установлены в Нельсон-Аткинсе» . Художественный музей Нельсона-Аткинса . 28 января 2017 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Вазари, Жизни художников , жизнь Лоренцо Гиберти, перевод г-жи Джонатан Фостер. https://en.wikisource.org/wiki/Page%3AVasari_-_Lives_of_the_Most_Excellent_Painters%2C_Sculptors%2C_and_Architects%2C_volume_1.djvu/397
- ^ Тиглер 2006 , с. 144.
- ^ Блох 2013 , с. 83.
- ^ Паолуччи 1994 , с. 427.
- ^ Паолуччи 1994 , стр. 415, 556–557.
- ^ Паолуччи 1994 , с. 557.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 23–24. Boskovits 2007 , стр. 21–22, 142 обсуждает знаменитую надпись на скарселле, согласно которой проект мозаики был начат в 1225 году, хотя она, должно быть, была написана позже, поскольку относится к Святому Франциску, канонизированному только в 1228 году. В соответствии с искусством того раннего периода, Босковиц и другие предполагают, что самая ранняя работа по проекту была утеряна или скрыта над второй, укрепляя свод скарселлы , который теперь виден.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 143–156.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 117, 156–158.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 159–163.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 163–167.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 310–311.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 167–178.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 178–188.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 198–203.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 216–223.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 240–250.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 251–254.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 239.
- ^ Босковиц 2007 , стр. 24.
Ссылки
[ редактировать ]- Хорн, Уолтер (1938). «Флорентийский баптистерий». Объявления Института истории искусств во Флоренции . 5 :99–151.
- Паатц, Уолтер (1940). «Основные направления флорентийской архитектуры раннего и высокого средневековья и их историческая подоплека». Объявления Института истории искусств во Флоренции . 6 (1/2): 33–72.
- Хорн, Уолтер (1943). «Романские церкви во Флоренции: исследование их хронологии и стилистического развития». Художественный вестник . 25 : 112–131.
- Робинсон, Джордж (1980). Двери Флорентийского баптистерия . Введение Кеннета Кларка, фотографии Дэвида Финна. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500233139 .
- Паолуччи, Антонио, изд. (1994). Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции (на итальянском и английском языках). Модена: ФК Панини.
- Тиглер, Гвидо (2006). Романская Тоскана (на итальянском языке). Милан: Книга Хака.
- Босковиц, Миклош (2007). Критический и исторический корпус флорентийской живописи: мозаика баптистерия Флоренции . Флоренция: Джунти.
- Радке, Гэри (2007). Врата рая: шедевр Лоренцо Гиберти эпохи Возрождения (серия Высокого художественного музея) . Издательство Йельского университета.
- Токер, Франклин (2009). На Святой Земле: Литургия, архитектура и урбанизм в соборе и на улицах средневековой Флоренции . Лондон; Тёрнхаут: Издательство Харви Миллера; Бреполи.
- Хартт, Фредерик; Уилкинс, Дэвид Г. (2011). История искусства итальянского Возрождения . Река Аппер-Седл Лондон Сингапур Торонто Токио Сидней Гонконг Мехико: Пирсон. ISBN 978-0-205-70581-8 .
- Джусти, Аннамария; Радке, Гэри М. (2012). Врата рая (на итальянском языке). Флоренция: Джунти Эдоре. ISBN 978-88-09-77427-8 .
- Блох, Эми Р. (2013). «Две купели флорентийского баптистерия и эволюция обряда крещения во Флоренции, около 1200-1500». В Сонне де Торренс, Харриет М.; Торренс, Мигель А. (ред.). Визуальная культура крещения в средние века: очерки средневековых шрифтов, обстановки и верований . Фарнем: Эшгейт.
- Токер, Франклин (2013). Археологические кампании под Флорентийским собором и баптистерием, 1895–1980 гг . Лондон; Тернхаут: Харви Миллер; Бреполи.
- Блох, Эми Р. (2016). «Врата рая» Лоренцо Гиберти: гуманизм, история и художественная философия в эпоху итальянского Возрождения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Маттеуцци, Николетта (2016). Священные символы света: мраморные инкрустации романского периода во Флоренции и Тоскане (на итальянском языке). Эмполи: Editori dell'Acero.
- Тиглер, Гвидо (2016). «Баптистерий и Пантеон». В Вердоне, Тимоти (ред.). Флоренция до Арнольфо: предпосылки к величию . Мандрагора. стр. 35–53.
- Вердон, Тимоти (2016). «Баптистерий и Сан-Миниато-аль-Монте: первые флорентийские памятники». В Вердоне, Тимоти (ред.). Флоренция до Арнольфо: предпосылки к величию . Мандрагора. стр. 7–33.
- Данцигер, Илон (2024). « ' Fiorenza figlia di Roma': новый взгляд на баптистерий Сан-Джованни и хронологию флорентийской романской архитектуры». Объявления Института истории искусств во Флоренции . 65 (1): 6–43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Брунеллески и Гиберти, Жертвоприношение Исаака |
- Прогулки по Флоренции
- Перенасыщенные фотографии Врат Рая
- Баптистерий Флоренции на MuseumsinFlorence.com
- Врата рая , журнал Smithsonian
43 ° 46'24 "N 11 ° 15'17" E / 43,773224 ° N 11,254602 ° E