Falcon 9 на полной тяге
![]() Falcon 9 Flight 20 , первый полет Full Thrust, в ходе которого было успешно развернуто 11 спутников Orbcomm и осуществлена первая в истории вертикальная посадка первой ступени ракеты. | |
Функция | Ракета-носитель средней грузоподъемности |
---|---|
Производитель | SpaceX |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость за запуск | |
Размер | |
Диаметр | 3,7 м (12 футов) [ 4 ] |
Масса | 549 000 кг (1 210 000 фунтов) [ 4 ] |
Этапы | 2 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Наклонение орбиты | 28.5° |
Масса | |
Полезная нагрузка для GTO | |
Наклонение орбиты | 27° |
Масса | |
Полезная нагрузка для TMI | |
Масса | 4020 кг (8860 фунтов) [ 1 ] |
Связанные ракеты | |
Семья | Сокол 9 |
На основе | Сокол 9 v1.1 |
Производная работа | Сокол 9 Блок 5 Сокол Хэви |
Сопоставимый | |
История запуска | |
Статус | Активный |
Запуск сайтов | |
Всего запусков | 36 [ 7 ] |
Успех(а) | 36 |
Заметный результат(ы) | 1 ( АМОС-6 ) предполетное уничтожение |
Лендинги | 22/24 попытки |
Первый полет | 22 декабря 2015 г. Orbcomm-OG2-2 ) | (
Последний рейс | 29 июня 2018 г. CRS-15 ) | (
Тип пассажиров/груза | |
Первый этап | |
Питаться от | 9 × Мерлин 1Д |
Максимальная тяга | |
Удельный импульс |
|
Время горения | 162 секунды [ 4 ] |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Второй этап | |
Питаться от | 1 × Пылесос Merlin 1D |
Максимальная тяга | 934 кН (210 000 фунтов силы ) [ 4 ] |
Удельный импульс | 348 с (3,41 км/с) [ 4 ] |
Время горения | 397 секунд [ 4 ] |
Порох | ЛОКС/РП-1 |
Falcon 9 Full Thrust (также известный как Falcon 9 v1.2 ) — частично многоразовая ракета двухступенчатая , -носитель средней грузоподъемности разработанная и изготовленная в США компанией SpaceX . Это третья основная версия семейства Falcon 9 , разработка которой началась в 2014 году, а первые запуски состоялись в декабре 2015 года. Позже она была усовершенствована до конфигурации Block 4 . Ракета совершила 36 успешных пусков без каких-либо сбоев, хотя у нее был один предполетный отказ ( АМОС-6 ).
22 декабря 2015 года версия Full Thrust семейства Falcon 9 стала первой ракетой-носителем на орбитальной траектории, которая успешно вертикально приземлила первую ступень . Приземление последовало за программой разработки технологий, проводившейся с 2013 по 2015 год. Некоторые из необходимых технологических достижений, такие как посадочные опоры, были впервые реализованы на версии Falcon 9 v1.1, но эта версия так и не приземлилась в целости и сохранности. Начиная с 2017 года ранее летавшие ускорители первой ступени были повторно использованы для вывода на орбиту новых полезных нагрузок. [ 9 ] [ 10 ] Это быстро стало обычным явлением: в 2018 и 2019 годах более половины всех полетов Falcon 9 повторно использовали ускоритель. В 2020 году доля повторно используемых ускорителей увеличилась до 81%.
Falcon 9 Full Thrust представляет собой существенную модернизацию предыдущей ракеты Falcon 9 v1.1 , которая совершила свой последний полет в январе 2016 года. Благодаря модернизированным двигателям первой и второй ступеней, увеличенному баку с топливом второй ступени и уплотнению топлива, Транспортное средство может доставить значительную полезную нагрузку на геостационарную орбиту и совершить реактивную посадку для восстановления. [ 11 ]
Full Thrust в дальнейшем будет развит в Falcon 9 Block 5 , весьма успешную ракету-носитель средней грузоподъемности SpaceX, и Falcon Heavy , ракету-носитель тяжелого класса.
Дизайн
[ редактировать ]![]() | этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( Март 2019 г. ) |


Основная цель новой конструкции заключалась в том, чтобы облегчить повторное использование ракеты-носителя для более широкого круга миссий, включая доставку крупных спутников связи на геостационарную орбиту . [ 12 ]
Как и в более ранних версиях Falcon 9 и в серии Saturn из программы Apollo , наличие нескольких двигателей первой ступени может позволить завершить миссию, даже если один из двигателей первой ступени выйдет из строя в середине полета. [ 13 ]
Модификации от Falcon 9 v1.1
[ редактировать ]Третья версия Falcon 9 была разработана в 2014–2015 годах и совершила свой первый полет в декабре 2015 года. Falcon 9 Full Thrust представляет собой модифицированный многоразовый вариант семейства Falcon 9 с возможностями, превосходящими Falcon 9 v1.1, включая способность «посадить первую ступень для миссий на геостационарную переходную орбиту (GTO) на дрон-корабль » [ 14 ] [ 15 ] Ракета была спроектирована с использованием систем и программных технологий, которые были разработаны в рамках программы разработки многоразовых систем запуска SpaceX , частной инициативы SpaceX, призванной облегчить быстрое повторное использование как первой, так и, в долгосрочной перспективе, второй стадий запуска SpaceX. транспортные средства. [ 16 ] Различные технологии были опробованы на демонстраторе технологий Grasshopper , а также на нескольких полетах Falcon 9 v1.1, на которых испытания управляемого спуска ускорителя после миссии . проводились [ 17 ]
В 2015 году SpaceX внесла ряд модификаций в существующий Falcon 9 v1.1. Новая ракета получила внутреннее название Falcon 9 Full Thrust. [ 18 ] и также известен как Falcon 9 v1.2, Enhanced Falcon 9, Full-Performance Falcon 9, [ 14 ] и обновление Falcon 9. [ 19 ]
Основная цель новой конструкции заключалась в том, чтобы облегчить повторное использование ракеты-носителя для более широкого круга миссий, включая доставку крупных спутников связи на геостационарную орбиту . [ 12 ]
Изменения в обновленной версии включают в себя:
- жидкий кислород, переохлажденный до 66,5 К (-206,7 ° C; 119,7 ° R; -340,0 ° F) и РП-1, охлажденный до 266,5 К (-6,6 ° C; 479,7 ° R; 20,0 ° F) [ 20 ] по плотности (позволяет хранить больше топлива и окислителя в заданном объеме бака, а также увеличивает массовый расход топлива через турбонасосы, увеличивая тягу)
- модернизированная структура на первом этапе [ 19 ] [ 21 ]
- более длинные топливные баки второй ступени [ 19 ]
- более длинный и прочный межступенчатый , в котором находится сопло двигателя второй ступени, решетчатые ребра и подруливающие устройства. [ 19 ] [ 21 ]
- добавлен центральный толкатель для разделения ступеней [ 19 ]
- эволюция дизайна решетчатых ребер [ 19 ] [ 21 ]
- модифицированный Октавеб [ 19 ]
- модернизированные посадочные стойки [ 19 ] [ 21 ]
- Merlin 1D. Увеличена тяга двигателя [ 19 ] к полнотяговому варианту Merlin 1D , использующему преимущества более плотного топлива, достигаемого за счет переохлаждения .
- Вакуумная тяга Merlin 1D увеличена за счет переохлаждения топлива. [ 19 ]
- несколько небольших усилий по сокращению массы. [ 22 ]
Модифицированная конструкция получила дополнительные 1,2 метра (3 фута 11 дюймов) в высоту, увеличившись ровно до 70 метров (230 футов), включая обтекатель полезной нагрузки. [ 13 ] при этом общий прирост производительности составил 33 процента. [ 19 ] Новый двигатель первой ступени имеет значительно увеличенную тяговооруженность.
Ракета-носитель первой ступени с полной тягой может выйти на низкую околоземную орбиту как одноступенчатая, если на ней не будет разгонного блока и тяжелого спутника. [ 23 ]
Версии, выпущенные в 2017 году, включают экспериментальную систему восстановления половин обтекателя полезной нагрузки. 30 марта 2017 года SpaceX впервые восстановила обтекатель миссии SES-10 благодаря двигателям и управляемому парашюту, помогающим ему плавно приземлиться на воду. [ 24 ]
В полете 25 июня 2017 года ( Iridium NEXT 11–20) алюминиевые ребра были заменены на титановые, чтобы улучшить управляемость и лучше справляться с нагревом при входе в атмосферу . [ 25 ] После послеполетных проверок Илон Маск объявил, что новые решетчатые плавники, скорее всего, не потребуют обслуживания между полетами. [ 26 ]
Автономная система прекращения полета
[ редактировать ]SpaceX уже некоторое время разрабатывает альтернативную автономную систему для замены традиционных наземных систем , которые использовались для всех запусков в США на протяжении более шести десятилетий. Автономная система использовалась в некоторых суборбитальных испытательных полетах VTVL компании SpaceX в Техасе, а также выполняла параллельные полеты на ряде орбитальных запусков в рамках процесса тестирования системы для получения разрешения на использование в эксплуатационных полетах.
компании SpaceX В феврале 2017 года запуск CRS-10 стал первым оперативным запуском с использованием новой автономной системы безопасности полета (AFSS) «либо на ВВС Космического командования восточном , либо на западном полигоне ». Следующий полет SpaceX, EchoStar 23, состоявшийся в марте, стал последним запуском SpaceX с использованием исторической системы наземных радаров, компьютеров слежения и персонала в стартовых бункерах, которые использовались более шестидесяти лет для всех запусков с Восточного полигона. Для всех будущих запусков SpaceX AFSS заменила «наземный персонал и оборудование управления полетом бортовыми источниками позиционирования, навигации и синхронизации, а также логикой принятия решений. Преимущества AFSS включают повышение общественной безопасности, снижение зависимости от инфраструктуры полигона, снижение стоимость доставки в космос, повышенная предсказуемость графика и доступность, эксплуатационная гибкость и гибкость слотов запуска». [ 27 ] [ 28 ]
Блок 4
[ редактировать ]В 2017 году SpaceX начала вносить дополнительные изменения в версию Falcon 9 Full Thrust, назвав их «Блок 4». [ 29 ] Сначала только вторая ступень была модифицирована в соответствии со стандартами Блока 4: она летала поверх первой ступени «Блока 3» в трех миссиях: NROL -76 и Inmarsat-5 F4 в мае 2017 года и Intelsat 35e в июле. [ 30 ] Блок 4 был описан как переход между Full Thrust v1.2 «Блок 3» и последующим Falcon 9 Block 5 . Он включает в себя постепенное повышение тяги двигателя, ведущее к окончательной тяге для Блока 5. [ 31 ] Первым полетом полной конструкции Блока 4 (первая и вторая ступени) стала миссия НАСА CRS-12 14 августа 2017 года. [ 32 ]
Блок 5
[ редактировать ]В 2017 году SpaceX объявила, что находится в разработке еще одна серия дополнительных улучшений - версия Falcon 9 Block 5 , пришедшая на смену переходному Block 4. Самыми большими изменениями между Block 3 и Block 5 являются более высокая тяга всех двигателей и улучшения при посадке. ноги. Кроме того, многочисленные небольшие изменения помогут упростить восстановление и повторное использование ускорителей первой ступени . Переделки ориентированы на повышение скорости производства и эффективности повторного использования. SpaceX планирует запустить каждую ракету-носитель Block 5 десять раз с только проверками между ними и до 100 раз с ремонтом. [ 33 ] [ 34 ]
Характеристики ракеты
[ редактировать ]Технические характеристики и характеристики Falcon 9 Full Thrust следующие: [ 13 ] [ 30 ] [ 35 ]
Характеристика | Первый этап | Второй этап | Обтекатель полезной нагрузки |
---|---|---|---|
Высота [ 35 ] | 42,6 м (140 футов) | 12,6 м (41 фут) | 13,2 м (43 фута) |
Диаметр [ 35 ] | 3,7 м (12 футов) | 3,7 м (12 футов) | 5,2 м (17 футов) |
Пустая масса [ а ] [ 35 ] | 22 200 кг (48 900 фунтов) | 4000 кг (8800 фунтов) | 1700 кг (3700 фунтов) |
Полная масса [ б ] | 433 100 кг (954 800 фунтов) | 111 500 кг (245 800 фунтов) | — |
Тип структуры | LOX бак: монокок Топливный бак: обшивка и стрингер |
LOX бак: монокок Топливный бак: обшивка и стрингер |
Половинки монокока |
Материал конструкции | Алюминиевая литиевая кожа; алюминиевые купола | Углеродное волокно | |
Двигатели | 9 × Мерлин 1Д | 1 × Пылесос Merlin 1D | — |
Тип двигателя | Жидкостный , газогенераторный | ||
Топливо | Керосин ( РП-1 ) | ||
Окислитель | Переохлажденный жидкий кислород (LOX) | Жидкий кислород (LOX) | |
Емкость бака LOX [ 35 ] | 287 400 кг (633 600 фунтов) | 75 200 кг (165 800 фунтов) | |
Емкость бака РП-1 [ 35 ] | 123 500 кг (272 300 фунтов) | 32300 кг (71200 фунтов) | |
Форсунка двигателя | Подвесной, расширение 16:1 | Подвесной подвес, расширение 165:1 | |
Общая тяга [ 4 ] | 7607 кН (1710000 фунтов силы ) | 934 кН (210 000 фунтов силы ) | |
Система подачи топлива | Турбонасос | ||
Возможность дроссельной заслонки [ 13 ] | 845–482 кН (190 000–108 300 фунтов силы) [ 36 ] | 930–360 кН (210 000–81 000 фунтов силы ) | |
перезапуска Возможность | Да (только 3 двигателя для разгона/входа в атмосферу/приземления) | Да, TEA - TEB с двойным резервированием пирофорные воспламенители | |
Наддув бака | Нагретый гелий | ||
при подъеме Контроль ориентации ( подача , рыскание ) |
Подвесные двигатели | Подвесной двигатель и на азоте газовые подруливающие устройства | |
Контроль ориентации при подъеме ( рулон ) |
Подвесные двигатели | Азотные газовые двигатели | |
Контроль ориентации на выбеге/спуске | Азотные газовые двигатели и ребра решетки | Азотные газовые двигатели | Азотные газовые двигатели |
Процесс выключения | Командовал | — | |
разделения ступеней Система | Пневматический | — | Пневматический |
В Falcon 9 Full Thrust используется двигатель длиной 4,5 метра. [ 35 ] межступенчатый , который длиннее и прочнее, чем межступенчатый Falcon 9 v1.1. Это « композитная конструкция , состоящая из алюминиевого сотового сердечника , окруженного из углеродного волокна ». лицевыми слоями [ 13 ] Габаритная длина корабля на старте составляет 70 метров, а полная заправленная масса — 549 000 кг. [ 35 ] Используемый алюминиево-литиевый сплав — 2195-T8 . [ 37 ]
Модернизированная машина Falcon 9 Full Thrust «включает в себя системы восстановления первой ступени , позволяющие SpaceX вернуть первую ступень на стартовую площадку после выполнения основных требований миссии. Эти системы включают в себя четыре развертываемые посадочные опоры , которые фиксируются на первой ступени. Во время подъема излишек топлива, зарезервированный для операций по восстановлению первой ступени Falcon 9, будет перенаправлен для использования на основной цели миссии, если потребуется, обеспечивая достаточный запас производительности для успешных миссий». [ 13 ] Номинальная грузоподъемность на геостационарную переходную орбиту составляет 5500 кг (12 100 фунтов) с восстановлением первой ступени (цена за запуск - 62 миллиона долларов США) против 8300 кг (18 300 фунтов) с одноразовой первой ступенью. [ 35 ]
История развития
[ редактировать ]
Разработка
[ редактировать ]Еще в марте 2014 года цены и характеристики полезной нагрузки SpaceX, опубликованные для одноразовой ракеты Falcon 9 v1.1, фактически включали примерно на 30 процентов большую производительность, чем указано в опубликованном прайс-листе. В то время дополнительная производительность была зарезервирована для SpaceX для проведения испытаний на возможность повторного использования Falcon 9 v1.1, при этом обеспечивая при этом указанную полезную нагрузку для клиентов. В более ранней версии 1.1 было внесено множество инженерных изменений для поддержки возможности повторного использования и восстановления первой ступени. SpaceX указала, что у них есть возможность увеличить характеристики полезной нагрузки Falcon 9 Full Thrust или снизить цену запуска, или и то, и другое. [ 38 ]
В 2015 году SpaceX анонсировала ряд модификаций предыдущей версии ракеты-носителя Falcon 9 v1.1 . Новая ракета какое-то время была известна внутри страны как Falcon 9 v1.1 Full Thrust . [ 18 ] но был также известен под разными названиями, включая Falcon 9 v1.2 , [ 39 ] Усовершенствованный Falcon 9 , Полноценный Falcon 9 , [ 14 ] Модернизированный Сокол 9 , [ 40 ] и обновление Falcon 9 . [ 19 ] [ 41 ] С момента первого полета «модернизации с полной тягой» SpaceX называла эту версию просто Falcon 9 . [ 42 ]
Президент SpaceX Гвинн Шотвелл объяснила в марте 2015 года, что новый дизайн приведет к оптимизации производства, а также повышению производительности: [ 15 ]
Итак, мы получили двигатели с большей тягой, завершили разработку и находимся на [квалификационных испытаниях]. Мы также немного модифицируем структуру. Я хочу производить на своем заводе только две версии или два ядра, иначе это было бы не очень хорошо с точки зрения клиента. Это примерно 30% прироста производительности, а может и чуть больше. Он позволяет нам посадить первую ступень для миссий GTO на дрон-корабль . [ 14 ]
Согласно заявлению SpaceX в мае 2015 года, Falcon 9 Full Thrust, скорее всего, не потребует повторной сертификации для запуска по правительственным контрактам США. Шотвелл заявил, что «это итеративный процесс [с участием агентств]» и что «сертификация новых версий автомобиля будет становиться все быстрее и быстрее». [ 43 ] ВВС США сертифицировали модернизированную версию ракеты-носителя для использования в военных запусках США в январе 2016 года на основе одного успешного запуска и продемонстрированной «способности проектировать, производить, квалифицировать и доставлять новую пусковую систему и обеспечить поддержку миссии, необходимую для доставки спутников NSS (космос национальной безопасности) на орбиту». [ 44 ]
Тестирование
[ редактировать ]Приемочные испытания модернизированной первой ступени начались на предприятии SpaceX в МакГрегоре в сентябре 2015 года. Первое из двух статических огневых испытаний было завершено 21 сентября 2015 года и включало переохлажденное топливо и улучшенные двигатели Merlin 1D. [ 45 ] Ракета достигла полного газа во время статического пожара и должна была быть запущена не ранее 17 ноября 2015 года. [ 46 ]
Первый полет
[ редактировать ]SES SA , владелец и оператор спутника, объявила в феврале 2015 года о планах запустить свой спутник SES-9 в первом полете Falcon 9 Full Thrust. [ 47 ] В этом случае SpaceX решила запустить SES-9 во втором полете Falcon 9 Full Thrust и запустить вторую группировку Orbcomm OG2 в первом полете . Как объяснил Крис Бергин из NASASpaceFlight, для SES-9 требовался более сложный профиль горения второй ступени, включающий один перезапуск двигателя второй ступени, в то время как миссия Orbcomm «позволила бы второй ступени провести дополнительные испытания перед более трудоемким SES». -9 миссия». [ 48 ]
Falcon 9 Full Thrust завершил свой первый полет 22 декабря 2015 года, выведя на орбиту полезную нагрузку из 11 спутников Orbcomm и приземлив неповрежденную первую ступень ракеты в зоне приземления 1 SpaceX на мысе Канаверал. [ 40 ] Вторая миссия, SES-9 , произошла 4 марта 2016 года. [ 49 ]
История запуска
[ редактировать ]По состоянию на 20 августа 2024 года версия Falcon 9 Full Thrust выполнила 346 вылетов с вероятностью успеха 99,7%. У 326 из них первая ступень восстановлена. Одна ракета была уничтожена в ходе предстартовых испытаний и не засчитана в число выполненных полетов. Одна миссия достигла орбиты ниже запланированной, что стало единственной аварией в полете версии Full Thrust.
1 сентября 2016 года ракета с Spacecom компании AMOS-6 взорвалась на стартовой площадке ( стартовый комплекс 40 ) во время заправки топливом при подготовке к статическим огневым испытаниям. Испытания проводились в рамках подготовки к запуску 29-го полета Falcon 9 3 сентября 2016 года. В результате взрыва были уничтожены аппарат и полезная нагрузка стоимостью 200 миллионов долларов. [ 50 ] Последующее расследование показало, что основной причиной было возгорание твердого или жидкого кислорода, сжатого между слоями углеродного волокна оберток погруженных баллонов с гелием. [ 51 ] Чтобы решить вопрос дальнейших полетов, SpaceX внесла изменения в конструкцию баков и порядок их заправки.
Стартовые и посадочные площадки
[ редактировать ]Запуск сайтов
[ редактировать ]SpaceX впервые использовала стартовый комплекс 40 на станции ВВС на мысе Канаверал и космический стартовый комплекс 4E на базе ВВС Ванденберг для ракет Falcon 9 Full Thrust, как и его предшественник Falcon 9 v1.1. После аварии на LC-40 в 2016 году запуски с восточного побережья были перенесены на отремонтированную площадку LC-39A в Космическом центре Кеннеди , арендованную у НАСА. [ 52 ]
Архитектурные и инженерно-проектные работы по изменениям в LC-39A начались в 2013 году, контракт на аренду площадки у НАСА был подписан в апреле 2014 года, строительство начнется позже в 2014 году. [ 53 ] включая строительство большого объекта горизонтальной интеграции (HIF) для размещения ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy с соответствующим оборудованием и полезной нагрузкой во время обработки. [ 54 ] Первый запуск состоялся 19 февраля 2017 года с миссией CRS-10 . Работы по доступу к экипажу и Белой комнате еще предстоит завершить до пилотируемых запусков капсулы SpaceX Dragon 2, запланированных на 2019 год.
Дополнительный частный космодром , предназначенный исключительно для коммерческих запусков, планировался в деревне Бока-Чика недалеко от Браунсвилля , штат Техас. [ 55 ] после процесса оценки нескольких штатов в 2012–середине 2014 года с учетом Флориды , Джорджии и Пуэрто-Рико . [ 56 ] [ 57 ] Однако фокус сайта был изменен с запусков Falcon 9 и Falcon Heavy на испытательные полеты вертикального взлета и посадки маломасштабного испытательного корабля Starship Hopper . Очень маловероятно, что он когда-либо будет использоваться для полетов Falcon 9 или Heavy, поскольку нынешние стартовые площадки обеспечивают более чем достаточные стартовые возможности.
Посадочные площадки
[ редактировать ]
SpaceX завершила строительство посадочной зоны на базе ВВС на мысе Канаверал, известной как LZ-1 . Зона, состоящая из площадки диаметром 282 фута (86 м), была впервые использована 16 декабря 2015 года при успешной посадке Falcon 9 Full Thrust. [ 58 ] Приземление на LZ-1 стало первой в целом успешной попыткой Falcon 9 и третьей попыткой приземления на твердую поверхность. По состоянию на 4 июня 2020 г. [update], только одна попытка приземления не удалась. Ракета-носитель приземлилась недалеко от берега. В следующие несколько дней его отбуксировали обратно в Порт-Канаверал, подняли из воды с помощью двух кранов и доставили обратно в ангар SpaceX.
Непосредственно рядом с LZ-1 SpaceX построила LZ-2, чтобы обеспечить возможность одновременной посадки ракет-носителей после полетов Falcon Heavy. По состоянию на ноябрь 2022 г. [update], четыре ракеты-носителя приземлились на LZ-2.
SpaceX также создала посадочную площадку на территории бывшего стартового комплекса SLC-4W на базе ВВС Ванденберг . В 2014 году космодром снесли для реконструкции под посадочную площадку. [ 59 ] успешно приземлился на новой площадке, известной как LZ-4 . 8 октября 2018 года ракетный ускоритель Falcon 9 впервые [ 60 ]
Дроны-корабли
[ редактировать ]Начиная с 2014 года SpaceX заказала строительство автономных беспилотных кораблей космодрома (ASDS) из палубных барж, оснащенных двигателями для поддержания станции и большой посадочной платформой. Корабли, расположенные на расстоянии сотен километров вниз, позволяют восстанавливать первую ступень высокоскоростных миссий, которые не могут вернуться на стартовую площадку. [ 61 ] [ 62 ]
У SpaceX есть три действующих корабля-дрона: «Просто прочти инструкции» , «Конечно, я все еще люблю тебя» и «Недостаток гравитации» . [ 63 ] И «Недостаток гравитации» , и «Просто прочти инструкции» используются в Атлантике для запусков с мыса Канаверал, а « Конечно, я все еще люблю тебя» эксплуатируется в Тихом океане из порта Ванденберг.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Возможности и услуги (2016)» . SpaceX. 28 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 января 2017 года . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Бэйлор, Майкл (17 мая 2018 г.). «Благодаря Block 5 SpaceX увеличит частоту запусков и снизит цены» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2024 года . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ «Руководство пользователя полезной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9» (PDF) . 21 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2017 г. . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Сокол 9» . SpaceX. 16 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2013 года . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Сесник, Тревор (25 февраля 2024 г.). «Группа Starlink 6-39 – Falcon 9 Block 5» . Каждый день космонавт . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Сокол 9 Блок 5 | SXM-7» . nextspaceflight.com . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Кребс, Гюнтер. «Сокол-9» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 7 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сокол 9» . SpaceX. 16 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 29 сентября 2013 г.
- ^ «SpaceX запускает и получает свою первую переработанную ракету» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс . 30 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Чанг, Кеннет (30 марта 2017 г.). «SpaceX запустила спутник с частично использованной ракетой» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Б. де Сельдинг, Питер (16 октября 2015 г.). «SpaceX меняет планы по возвращению Falcon 9 в полет» . Космические новости . Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б де Сельдинг, Питер Б. (20 марта 2015 г.). «SpaceX планирует этим летом представить новую версию Falcon 9» . Космические новости . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Руководство пользователя ракеты-носителя Falcon 9, редакция 2» (PDF) . СпейсИкс . 21 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2017 г. . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Свитак, Эми (17 марта 2015 г.). «Новый поворот SpaceX в отношении Falcon 9» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Свитак, Эми (21 марта 2015 г.). «Гвинн Шотвелл из SpaceX рассказывает о Raptor, Falcon 9, CRS-2, спутниковом Интернете и многом другом» . Неделя авиации и космических технологий . Пентон. Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Эбботт, Джозеф (8 мая 2013 г.). «Кузнечик SpaceX прыгает в космодром Нью-Мексико» . Уэйко Трибьюн . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Бергин, Крис (3 апреля 2015 г.). «SpaceX готовится к напряженному сезону миссий и испытаний» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бергин, Крис (9 сентября 2015 г.). «Ступень Full Thrust Falcon 9 проходит испытания в МакГрегоре» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2023 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л де Сельдинг, Питер Б. [@pbdes] (15 сентября 2015 г.). «Небольшая модификация? Вот изображение, показывающее обновление SpaceX Falcon 9, которое дебютирует с SES-9 в ноябре/декабре. #WSBW» ( твит ). Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 20 января 2016 г. - через Twitter .
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (17 декабря 2015 г.). «В данном случае -340 F. Глубокая крио увеличивает плотность и улучшает характеристики ракеты. Впервые кто-либо снизил содержание O2 до такого низкого уровня. [RP-1 охлажден] с 70 F до 20 F» ( Твиттер ). Архивировано из оригинала 31 декабря 2015 года . Проверено 19 декабря 2015 г. - через Twitter .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фауст, Джефф (15 сентября 2015 г.). «SES делает ставку на SpaceX и обновление Falcon 9 по мере приближения дебюта» . Космические новости . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Свитак, Эми (5 марта 2013 г.). «Производительность Falcon 9: GEO среднего размера?» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 11 января 2018 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (24 ноября 2015 г.). «@TobiasVdb Ракета-носитель F9 может достичь низкой орбиты в виде одной ступени, если не будет нести верхнюю ступень и тяжелый спутник» ( Твиттер ). Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г. - через Twitter .
- ^ Лопатто, Элизабет (30 марта 2017 г.). «SpaceX даже приземлила носовой обтекатель своей исторической ракеты Falcon 9» . Грань . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (25 июня 2017 г.). «Полет с более крупными и значительно модернизированными гиперзвуковыми решетчатыми килями. Цельнолитой и вырезанный титан. Может выдерживать тепло при входе в атмосферу без защиты» ( Твиттер ). Архивировано из оригинала 25 июня 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г. - через Twitter .
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (25 июня 2017 г.). «Новые стабилизаторы с титановой решеткой работали даже лучше, чем ожидалось. Должен быть способен выполнять неопределенное количество полетов без обслуживания» ( твит ). Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 2 апреля 2018 г. - через Twitter .
- ^ «45-й SW поддерживает успешный запуск Falcon 9 Echostar XXIII» (пресс-релиз). База ВВС на мысе Канаверал, Флорида: Связи с общественностью 45-го космического крыла . 16 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2023 г. . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Гебхардт, Крис (20 марта 2017 г.). «ВВС раскрывают план до 48 запусков в год с мыса Канаверал» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Генри, Калеб (29 июня 2017 г.). «Окончательный проект SpaceX Falcon 9 появится в этом году, два запуска Falcon Heavy – в 2018 году» . Space.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Технические данные SpaceX Falcon 9 v1.2» . Отчет о космическом запуске . 14 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2015 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гебхардт, Крис (16 августа 2017 г.). «Главная Форумы L2 Регистрация Коммерческий шаттл МКС SLS/Орион Русский Европейский Китайский Беспилотный Другое Дебют Falcon 9 Block 4 прошел успешно, Дракон прибывает на станцию» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Грэм, Уильям (14 августа 2017 г.). «SpaceX Falcon 9 запускает миссию CRS-12 Dragon к МКС» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2023 года.
- ^ Кларк, Стивен (4 апреля 2017 г.). «Маск прогнозирует, что предстоящий год для SpaceX будет насыщенным» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ НАСА (17 февраля 2017 г.). «НАСА проводит брифинг перед запуском на исторической площадке 39А Космического центра Кеннеди» . Ютуб .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Техника Fiche: Falcon-9» [Технический паспорт: Falcon 9]. Espace & Exploration (на французском языке). № 39. Май 2017. С. 36–37. Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Руководство пользователя Falcon» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 года . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ «Как легкие металлы помогают SpaceX приземлять ракеты Falcon 9 с поразительной точностью» . Эпоха лёгкого металла . 26 апреля 2019 г.
- ^ Гвинн Шотвелл (21 марта 2014 г.). Трансляция 2212: Специальный выпуск, интервью с Гвинн Шотвелл (аудиофайл). Космическое шоу. Событие происходит в 08:15–11:20. 2212. Архивировано из оригинала (mp3) 22 марта 2014 года . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ «Приказ о лицензии № LLS 14-090A Ред. 2» (PDF) . ФАУ. Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2016 года . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грэм, Уильям (21 декабря 2015 г.). «SpaceX возвращается в полет с OG2, гарантируя историческое возвращение ядра» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Грусс, Майк (25 января 2016 г.). «Модернизация Falcon 9 дает ВВС разрешение на запуск военных спутников» . Космические новости . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Шотвелл, Гвинн (3 февраля 2016 г.). Гвинн Шотвелл комментирует конференцию по коммерческому космическому транспорту . Коммерческий космический полет. Событие происходит в 2:43:15–3:10:05 . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ де Сельдинг, Питер Б. (16 марта 2015 г.). «SpaceX заявляет, что обновление Falcon 9 не потребует новой сертификации» . Космические новости . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (25 января 2016 г.). «Модернизация Falcon 9 получила благословение ВВС США» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ «Модернизированный статический огонь первой ступени Falcon 9 | 21 сентября 2015 г.» . Ютуб . 24 сентября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (25 сентября 2015 г.). «Первая статическая стрельба завершена на модернизированном Falcon 9» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (20 февраля 2015 г.). «SES готовится к запуску с более мощными двигателями Falcon 9» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ Бергин, Крис (16 октября 2015 г.). «SpaceX выбирает миссию ORBCOMM-2 для возвращения Falcon 9 в полет» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ «Космический полет сейчас — График запусков» . Космический полет сейчас . Проверено 26 января 2016 г.
- ^ Малик, Тарик (1 сентября 2016 г.). «Взрыв на стартовой площадке уничтожил ракету SpaceX Falcon 9 и спутник во Флориде» . Space.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2016 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ «Обновления об аномалиях» (пресс-релиз). СпейсИкс . 1 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 г. Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Фауст, Джефф (4 февраля 2016 г.). «SpaceX стремится ускорить производство и темпы запуска Falcon 9 в этом году» . Космические новости . Архивировано из оригинала 9 февраля 2016 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (14 апреля 2014 г.). «НАСА передает историческую стартовую площадку 39А компании SpaceX» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2024 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Бергин, Крис (1 июля 2015 г.). «Площадка 39A — SpaceX закладывает основу для дебюта Falcon Heavy» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «SpaceX начинает работу на пляже Бока-Чика» . Браунсвилл Геральд . 22 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2017 г. Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Битва Техаса и Флориды за космодром SpaceX» . Параболическая дуга. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Дин, Джеймс (7 мая 2013 г.). «Три государства соперничают за коммерческие запуски ракет SpaceX» . США сегодня . Архивировано из оригинала 2 октября 2019 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Давенпорт, Кристиан (21 декабря 2015 г.). «Корабль SpaceX Илона Маска возвращается в полет и совершает драматическую историческую посадку» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ SpaceX сносит SLC-4W Titan Pad . Ютуб . 18 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «Миссия SAOCOM 1A» (Пресс-релиз). СпейсИкс . 7 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 8 октября 2018 г. Проверено 8 октября 2018 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (12 января 2016 г.). «На этих выходных мы планируем запустить корабль и (надеюсь) приземлиться на нашем дрон-корабле. Для высокоскоростных миссий необходима посадка на корабль» ( твит ). Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года — через Twitter .
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (17 января 2016 г.). «Если скорость при отделении ступеней > ~6000 км/ч. На корабле нет необходимости обнулять боковую скорость, поэтому можно достичь скорости до ~9000 км/ч» ( Твит ). Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года — через Twitter .
- ^ «SpaceX: Илон Маск поделился фотографией дрона, который позволяет выполнять больше миссий» . 20 февраля 2024 г.
