Вадда Галугара
Вадда Галугара | |
---|---|
Часть афгано-сикхских войн и индийской кампании Ахмад Шаха Дуррани. | |
Родное имя | Великая резня |
Расположение | 45–50-километровый участок маршрута от Куп-Рахиры до Барналы , проходящий через деревни Куп, Рахира, Кутба, Бахмания, Гехал и Хатур. [ 1 ] |
Дата | 5 февраля 1762 г. |
Летальные исходы | От 10 000 до 50 000 сикхов мужчин, женщин и детей |
Жертвы | Сикхские некомбатанты |
Преступники | Афганская империя Дуррани , штат Малеркотла |
Нападавшие | Ахмад Шах Абдали , Зейн Хан , Бихан Хан , Касим Хан, Тахмас Хан Мискин, Вазир Шах Вали Хан, Деван Лачхми Нараян |
Защитники | Одиннадцать мислдаров , в том числе Джасса Сингх Ахлувалиа и Чарат Сингх Сукерчакиа. |
Часть серии о |
Геноцид |
---|
![]() |
Проблемы |
Связанные темы |
Категория |
Вадда Галугара ( панджаби : Большая Галугара Пенджабское произношение: [ʋəɖɖäː kəl˨luːkäː˨ɾäː] ; альтернативно пишется как Вадда Галугара ) — массовое убийство сикхов афганскими войсками Империи Дуррани в годы афганского влияния в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте из-за неоднократных вторжений Ахмад Шаха Дуррани в феврале 1762 года. [ 2 ] Его отличают от Чхота Галугхара (Маленькой резни). В этом случае погибли в основном мирные жители. [ 3 ] и, по оценкам, 5 февраля 1762 года было убито от 50 000 до 80 000 сикхов. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Вадда Галугара была драматической и кровавой резней во время кампании провинциального правительства Афганистана ( Империи Дуррани ), базирующейся в Лахоре, по уничтожению сикхов, наступления, которое началось с Великих Моголов и длилось несколько десятилетий. [ 9 ] в то время половина сикхского населения была убита.
Фон
[ редактировать ]Преследование сикхов (1746–1762 гг.)
[ редактировать ]За 18 лет после Чхота Галугхары Пенджаб подвергся пяти вторжениям, а также нескольким годам восстаний и гражданской войны. В этих нестабильных обстоятельствах какой-либо власти было трудно вести кампанию угнетения против сикхов; вместо этого сикхов часто искали и ценили как полезных союзников в различных битвах за власть. [ 10 ]
В эти времена относительного спокойствия [ 11 ] однако Шах Наваз, губернатор Лахора в 1747 году, и его афганские союзники возобновили свои кампании геноцида против сикхов. [ 12 ] Этот период характеризовался осквернением сикхских культовых сооружений и организованным захватом, пытками и беспощадными казнями десятков тысяч сикхских мужчин, женщин и детей. [ 13 ]
Губернаторство Мир Манну
[ редактировать ]Мир Манну (Муин уль-Мульк) [ 14 ] стал губернатором Лахора и прилегающих провинций в 1748 году и продолжал занимать эту должность в течение следующих пяти лет до 1753 года благодаря своим подвигам в боях против афганской армии. Его первым действием на посту губернатора было взятие под контроль Рам Рауни, сикхского форта в Амритсаре , где укрылись 500 сикхов. Чтобы взять под свой контроль форт и победить сикхов, Мир послал сообщение Адине Бегу, командующему армией Джаландхара. [ 15 ] Обе армии Лахора и Джаландхара в конце концов осадили форт, и, несмотря на сильное сопротивление сикхов, в конечном итоге он пал в их руках. Затем Мир Манну разместил отряды войск во всех частях Пенджаба среди всех жителей-сикхов с приказом схватить их и побрить им головы и бороды. [ 16 ] Его притеснения были настолько велики, что большое количество сикхов перебралось в относительно труднодоступные горы и леса. Губернатор приказал задержать сикхов, отправленных в кандалах в Лахор. Таким образом, сотни людей были доставлены в Лахор и казнены на конном рынке на глазах у толп зрителей. [ 17 ] [ 18 ] По словам историка Нура Ахмеда Чишти, Мир Манну приказал казнить более 1100 сикхов на конном рынке Шахидгандж во время Ида . [ 19 ]
Частично благодаря влиянию своего индуистского министра Кауры Малла, симпатизировавшего сикхам, а частично из-за угрозы нового вторжения в Афганистан, Мир Манну в следующем году заключил мир с сикхами. Им был предоставлен участок земли недалеко от Патти. Это перемирие продлилось недолго, поскольку во время следующего афганского вторжения артиллерия Лахора атаковала сикхов Дал Хальсы под командованием Сукхи Сингха. [ 15 ] Сикхская армия ушла сразу после этой атаки, что привело к конечному поражению и падению Лахора под власть Дуррани. Каура Молл также был в конечном итоге убит Адиной Бегом от рук патана в битве против афганцев в 1752 году. Вскоре Лахор был сдан захватчику Ахмад Шаху Дуррани . [ 17 ] Земля, отданная сикхам, также была у них конфискована.
В своей новой роли губернатора Афганистана Мир Манну смог возобновить преследование сикхов. Более того, он организовал создание новой артиллерии и специальное подразделение в 900 человек для выслеживания «неверных». [ 20 ] По словам очевидца: «Муин поручил большинству боевиков наказать сикхов. Они преследовали этих негодяев до 67 километров (42 миль) в день и убивали их везде, где они вставали, чтобы противостоять им. Любой, кто принес голову сикха, получал вознаграждение в размере десяти рупий за голову». [ 21 ]
Согласно тому же сообщению: «Сикхов, захваченных живыми, отправляли в ад, избивая деревянными молотками. Иногда Адина Бег Хан отправлял из Доаба от 40 до 50 пленных сикхов. Их, как правило, убивали ударами деревянные молотки». [ 21 ]

Мир Манну прямо приказал своим войскам хватать и пытать сикхских женщин и детей. [ 14 ] [ 18 ] Женщин выхватили из домов и заставили молоть зерно в тюрьме, а задержанных заставили перемолоть около 1,25 тонны зерна. [ 22 ] (46 килограммов зерна) перемолоть за день. Согласно рассказу сикхов, «многих женщин подвергали беспощадной порке, они работали весь день, изнемогая от жажды и голода, работали на каменных мельницах и, работая на каменных мельницах, пели гимны своего Гуру. Индуисты или мусульмане , или на самом деле любой, кто видел их и слушал их песни, был совершенно изумлен, когда их дети, голодные и жаждущие, стенали и корчились на земле. кусок, беспомощные заключенные в руках заключенных мало что могли сделать, кроме как утешать их своей любовью, пока уставшие от слез голодные дети не пошли спать». [ 23 ] [ 24 ]
Однако жестокое правление Мир Манну не остановило распространение сикхизма. Согласно популярной поговорке того времени: «Манну — наш серп, Мы — корм, который он может косить. Чем больше он режет, тем больше мы растем». Продолжающееся преследование со стороны Мир Манну только помогло укрепить численность и веру сикхов. [ 25 ] [ 26 ]
Баба Дип Сингх
[ редактировать ]В 1756 году Ахмад Шах Дуррани начал свой четвертый набег на Индию с целью грабежа. Ему удалось успешно совершить набег на город Дели и захватить в рабство золото, драгоценности и тысячи индуистских женщин. Но на обратном пути его обоз неоднократно попадал в засады и нападения со стороны сикхских сил, которые освобождали рабов и возвращали добычу. Дуррани сумел бежать и поклялся отомстить сикхам. [ 27 ] Поскольку Дуррани не смог схватить неуловимые банды сикхов, он решил напасть на их священный город Амритсар , Харимандир-сахиб был взорван, а окружающий его бассейн заполнился внутренностями забитых коров. [ 28 ]

Услышав об этом событии , Баба Дип Сингх , пожилой ученый из числа сикхов, живущий в Дамдама-Сахиб , в 160 километрах (99 миль) к югу от Амритсара, был побужден к действию. Как лидер одного из сикхских подразделений, которому была поручена забота о храме, он чувствовал себя ответственным за нанесенный ему ущерб и объявил о своем намерении восстановить Хармандир-Сахиб. Он направил свои силы сикхов к Амритсару, и по пути к ним присоединилось множество других сикхов, численность которых в конечном итоге составила около 5000 человек, когда они достигли окраин Амритсара. В соседнем городе Тарн Таран Сахиб они готовились к мученической смерти, посыпая шафраном тюрбаны друг друга. [ 29 ]
Когда до Лахора дошло известие о том, что к Амритсару прибыл большой отряд сикхов, Джанам-хан мобилизовал армию из 20 000 солдат. [ 27 ] Были отправлены два крупных отряда. Подойдя к Амритсару, Баба Дип Сингх и его спутники столкнулись с ними, и завязалась жестокая битва. [ 30 ] Силы сикхов доблестно сражались, но численное превосходство врагов и постоянные подкрепления привели к их окончательному поражению. [ 27 ]
Владея кхандой (обоюдоострым мечом) , 75-летний сикх получил множество ран, но при этом сумел убить генерала Джанама Хана, обезглавив его. [ 27 ] Дип Сингх также был смертельно ранен ударом в шею, но не обезглавлен полностью. Получив этот удар, сикх напомнил Бабе Дип Сингху: «Вы решили достичь периферии бассейна». Услышав разговор сикха, он держал голову левой рукой и удалял врагов со своего пути ударами своего 15-килограммового (33 фунта) оружия. [ нужна ссылка ] кханда «правой рукой достиг периферии Хармандира Сахиба, где он испустил последний вздох. Сингхи праздновали Банди Чхор Дивас 1757 года в Хармандир Сахибе». [ 31 ]
Резня 1762 года.
[ редактировать ]Подведение итогов
[ редактировать ]14 января 1761 года, после Третьей битвы при Панипате , афганцы возвращались в свою родную страну с военными трофеями, в том числе с 2200 заключенными в тюрьму незамужними индуистскими девушками и женщинами маратхи . [ 32 ] Пока афганцы пересекали реку Сатледж, внезапно на них напали силы сикхов и спасли захваченных женщин-маратхи, спасая их от похитителей и возвращая их родителям и семьям. [ 32 ] Поступок заставил Абдали считать сикхов большей угрозой, чем раньше, и он начал думать, что ему необходимо уничтожить сикхов из Пенджаба, чтобы прочно установить контроль Афганистана над территорией. [ 32 ]
сикхи разгромили силы фаудждара Джаландхара С июня по сентябрь 1761 года . [ 33 ] Сикхи приступили к грабежу Сирхинда и Малеркотлы. [ 33 ] Разгромив афганские войска, они также ненадолго захватили и оккупировали город Лахор. [ 33 ]
На ежегодном Дивали созыве Сарбат Хальсы в Амритсаре 27 октября 1761 года в была принята гурматта , согласно которой сторонники Дуррани должны быть устранены, начиная с Акил Даса (базирующегося в Джандиале), чтобы подготовиться к установлению независимости региона от вторжения и оккупации Афганистана. силы. [ 34 ] Узнав об этом приговоре, вынесенном против него, Акил Дас обратился за помощью к Абдали. [ 34 ] Еще одно решение, принятое гурматтой, заключалось в том, что сикхи должны взять Лахор и оккупировать его. [ 35 ]
Вскоре после этого сикхи напали на Лахор. [ 35 ] Во время этого нападения местный правитель Лахора Убайд-хан заперся в городской крепости, чтобы избежать нападения сикхов. [ 35 ] Это позволило сикхским силам взять под контроль окраины города. [ 35 ] Затем Наваб Капур Сингх посадил Джассу Сингха Ахлувалию на трон в Лахоре, провозгласив его императором. [ 35 ] После этого сикхи стали называть его королем. [ 35 ] Сикхи также получили контроль над местным монетным двором Лахори и начали чеканить собственные монеты. [ 35 ] Сикхи не смогли установить длительную оккупацию города, поэтому они решили уйти и затем атаковать Джандиалу. [ 35 ]
В январе 1762 года сикхские истребители выдвинулись к Джандиале, в 18 километрах (11 милях) к востоку от Амритсара . [ 34 ] [ 35 ] Войска сикхов осаждали оплот еретической секты хинди, возглавляемой Акил Дасом. [ 34 ] Это место было домом Акила Даса, главы еретической секты Ниринджания ( Хиндали ), союзника афганцев и заклятого врага сикхов. [ 36 ] [ 8 ] Он был известным информатором исламских правительств, работающих против сикхов. [ 35 ] Из-за его прошлых действий многие сикхи были убиты. [ 35 ]
Акил отправил послов к Дуррани с просьбой о помощи в борьбе с сикхами. [ 34 ] Посланники Акила встретились с Абдали в Рохтасе, когда последний продвигался, чтобы начать свое шестое вторжение с целью уничтожить сикхов. [ 34 ] [ 32 ] [ 35 ] Узнав о беде, в которой оказался его союзник, войска Абдали поспешили в Лахор и на следующий день достигли Джандиалы, чтобы снять осаду, но к тому времени, когда они прибыли, осада была снята, и осаждающие сикхи уже ушли. [ 36 ] [ 8 ] [ 34 ] [ 35 ]
Сикхские бойцы отступили с целью увести свои семьи в безопасное место в пустыне малва, прежде чем вернуться, чтобы противостоять захватчикам. [ 8 ] Другая причина отступления сикхов заключается в том, что они ушли, чтобы отомстить за недавнюю смерть Дьяла Сингха Брара от рук Зайн Хана из Сирхинда. [ 37 ] Сикхи начали разбивать лагеря в деревнях Райпур и Гуджаравал. [ 32 ] В это время сикхи расположились лагерями в деревнях Куп, Рахира, Делон и Гурм, причем все они находились недалеко от Малеркотлы. [ 34 ] [ 32 ] Этот регион был известен как джух (невозделанная пустошь или открытая земля, используемая в качестве пастбища). [ 32 ] В то время Делон был деревней, населенной сикхами, а ее окрестности представляли собой песчаные дюны и густые леса. [ 32 ] Недалеко от Гурма располагались большие и густые джунгли, в которых укрылись сикхи. [ 32 ]
Бихан Хан, правитель штата Малеркотла, обнаружил, что сикхские силы и их семьи укрываются в деревнях, окружающих его город, о чем он предупредил Абдали и обратился к Зейну Хану с предложением провести совместную операцию против сикхов. [ 34 ] [ 37 ] Джахан Хан, командующий Сирхиндом, также присутствовал в это время в Малеркотле. [ 35 ] Когда афганский лидер узнал о местонахождении сикхов, он заранее послал сообщение своим союзникам, Зайн Хану ( фаудждару Сирхинда) и Бихан Хану (вождю или навабу Малеркотлы ), чтобы они остановили их продвижение. [ 8 ] Абдали поручил Зайн-хану атаковать сикхов своими войсками с фронта, в то время как Абдали нападет на них с тыла. [ 34 ] [ 37 ] Атаки Зейна и Бихана на сикхов оказались безрезультатными, но основные силы Абдали еще не прибыли на место происшествия. [ 8 ] Абдали также отдал приказ Зайн-хану, чтобы его войска, состоявшие из местных индейцев, повесили зеленые листья на свои тюрбаны, чтобы отличиться от сикхов и предотвратить дружественный огонь . [ 34 ] [ 37 ]
Дуррани отправился 3 февраля из Лахора, чтобы добраться до региона малва. Он двинулся в быстрый марш, преодолев расстояние в 240 километров (150 миль), включая две переправы через реки менее чем за 48 часов. [ 36 ] [ 8 ] [ 34 ] 4 февраля он сообщил Зейну Хану, что прибудет завтра со своими войсками и что их два отряда должны начать совместную атаку на сикхов ранним утром следующего дня. [ 32 ] В то время около 150 000 сикхов разбили бивак в рохи (невозделываемой земле) региона Сирхинд. Они состояли из 50 000–60 000 боеспособных мужчин (как пехоты, так и кавалерии), причем большую часть составляли сопровождающие их семьи. [ 32 ] В Малеркотле Зейн Хан разбил лагерь с отрядом в 10 000–15 000 человек, как пехотных, так и конных, под его командованием. [ 32 ]
В конце концов Абдали оказался всего в 15–20 километрах от основных сил сикхов. [ 32 ] Когда его армия отошла от пристани на Сатледже, она была немедленно атакована сикхами, и завязалась битва. [ 32 ] Зейн Хан также призывал к нападению на сикхов в начале 5 февраля. [ 32 ] Сикхи узнали об этом замысле и поэтому начали марш к Сатледжу. [ 32 ] Зейн Хан отправил разведывательный отряд, чтобы преследовать сикхов, в состав которого входили Касим Хан и Тахмас Хан Мискин, последний дал такой отчет в своем письме: [ 32 ]
«Я тоже был в отряде Касим-хана. Когда мы пошли впереди сикхов, они убежали. Мы следовали за ними полкоха ( 2 км). Внезапно бежавшие сикхи быстро остановились и вернулись к нам. и напал на нас, Касым-хан не смог противостоять им и убежал, хотя я просил его не бежать. Он не принял моего предложения, взяв с собой свое войско, он убежал в сторону Малеркотлы и расположился там лагерем. (Мискин) один направился к деревне Куп. Тем временем эти сикхи исчезли».
- Тахмас Хан Мискин, Тахмаснама
Силы Мискина были неэффективны в бою против сикхов рано утром 5 февраля, и Касим-хан на данный момент отказался от миссии и разбил лагерь в Малеркотле. [ 32 ] Абдали догнал стоявших лагерем сикхов в Куп-Рахире, примерно в двенадцати километрах к северу от Малеркотлы . [ 8 ]
Резня
[ редактировать ]В сумерках 5 февраля 1762 года Дуррани и его союзники застали врасплох сикхов, численность которых составляла около 30 000 человек только в деревне Куп. [ 37 ] [ 4 ] большинство из них - мирные жители - женщины, дети и пожилые мужчины. [ 8 ] В группе сикхов также присутствовали 11 мислдаров (лидеров мислов) Сикхской Конфедерации , в том числе Джасса Сингх Ахлувалиа из Ахлувалиа Мисл и Чарат Сингх из Сукерчакиа Мисл . [ 8 ] Присутствовали также официальные лица сикхских вождеств региона малва. [ 8 ] Абдали отдал приказ своим войскам убивать всех, кто носит « индийскую одежду ». [ 34 ] Абдали разделил свою армию на две фракции: одной под командованием он, а другой - Шах Вали Хана. [ 35 ] Армии Шаха Вали Хана было приказано атаковать лагерь сикхских семей. [ 35 ] Первым, кто напал на сикхов, был Касим-хан. [ 35 ] Только в деревне Куп было убито несколько тысяч сикхов, причем большинство погибших составили женщины и дети. [ 37 ] Затем Абдали приказал двум другим генералам своих войск, Джахан-хану и Буланд-хану, атаковать сикхов. [ 35 ] Армия Шаха Вали Хана убила множество мирных сикхов, многие женщины и дети были взяты в плен. [ 35 ]
Сначала на первом этапе боевых действий между сикхской армией и армией Абдали у берегов Сатледжа завязался решительный бой, в то время как конвой вахиров , состоящий из сикхских мирных жителей, отошел от поля боя на 10–12 километров. и проезжали через деревни Куп и Рахира (эти два населенных пункта находятся на расстоянии друг от друга примерно на 4 км и в обоих демографически доминировали мусульмане). этот период времени). [ 32 ] Внезапно, когда конвой проходил через этот район, на них неожиданно напали две армии Зайн-хана Сирхинди и Бхикхан-хана из Малеркотлы. [ 32 ] В результате последовавшей драмы было убито множество сикхских детей и женщин. [ 32 ] Силы Дал Хальсы, которые вступали в генеральное сражение с армией Абдали, узнали о резне, учиненной над их родственниками, и решили послать джатху под командованием Шам Сингха Карорсингхи , Каро Сингха, Карама Сингха, Нахара Сингха и некоторых другие сардары , чтобы помочь вахиру . [ 32 ] [ 35 ] Джатха смогла временно отразить армии Зайн-хана Сирхинди и Бихан-хана, и конвой продолжил свой путь в Барналу. [ 32 ] Им также удалось освободить пленных сикхских женщин и детей, похищенных армией Шах Вали Хана. [ 35 ] Шах Вали Хан решил отказаться от захвата сикхских женщин и детей, и часть армии, которой он командовал, вновь присоединилась к основной афганской армии. [ 35 ] Основные силы Дал Хальсы вышли из генерального сражения возле Сатледжа, поскольку теперь они знали, что их женщины, дети и старики уязвимы для дальнейших атак, поэтому они воссоединились с конвоем вахиров в районе Куп-Рахира. [ 32 ] Отходя с поля боя возле Сатледжа, чтобы воссоединиться с конвоем вахиров, армия сикхов продолжала атаковать основные силы Абдали даже во время отступления, в то время как Зайн Хан и Бихан Хан пытались атаковать конвой вахиров с переднего направления. [ 32 ] Сухдиал Сингх описал действия сикхских сил следующим образом: «... Дал Хальса отогнал силы Абдали, как если бы они были сухим стеблем травы». [ 32 ] Чарат Сингх сумел ранить Буланд Хана в завязавшемся бою. [ 35 ] После этого Джахану Хану удалось ранить Чарата Сингха, но затем Джасса Сингх Ахлувалия сумел нанести рану Джахану Хану. [ 35 ]
Бхангу рассказывает, что многие вражеские кавалеристы были убиты, но их скакуны остались живы, поэтому эти лошади были захвачены и использованы сикхами для защиты. [ 32 ] Вазир Шах Вали Хан имел армию из 4000 кавалерийских воинов, в то время как Зейн Хан Сирхинди имел армию из 4000 конных лучников . [ 32 ] Зейна Хана также сопровождал Деван Лачми Нараян. [ 32 ] Некоторые сикхи сдались во время боевых действий в районе Куп-Рахира и впоследствии были арестованы. [ 32 ]
Воссоединившийся конвой вахиров и их защитники из Дал Хальсы более или менее полтора часа удерживали свои позиции от беспокойных сил своих врагов. [ 32 ] Однако затем Абдали послал два вооруженных контингента своей армии для атаки на конвой, и сикхи начали ускользать от их защиты, и точки воздействия открылись. [ 32 ] Сухдиал Сингх описывает, что, когда сикхские армии вступили в бой со своим врагом один на один, они обнаружили, что наступающие вахиры оставили их позади, что сделало конвой уязвимым, поэтому им пришлось догонять конвой и они не могли оставаться на месте. [ 32 ] В конце концов, после часа ожесточенного боя сикхи смогли отбить даже два вооруженных контингента, посланных Абдали, поэтому афганский король решил вступить в бой с конвоем напрямую со своей резервной армией и непосредственно присутствовать в кровавой бойне. [ 32 ] Армия Абдали состояла из четырех контингентов, в общей сложности насчитывавших 12 тысяч вооруженных людей. [ 32 ] В результате этой атаки Абдали удалось отделить основные обороняющиеся силы сикхских воинов от конвоя вахиров, в результате чего они остались незащищенными. [ 32 ]
Сикхи превосходили численностью четыре к одному, столкнувшись с тремя враждебными армиями, а афганцы привезли с собой тяжелую артиллерию , которой у сикхов совершенно не хватало. [ 34 ] [ 35 ] Сикхи решили, что им следует сражаться, даже если в результате они все погибнут. [ 34 ] [ 37 ] Разработанная тактика заключалась в том, что сикхские бойцы образовали кордон вокруг медленно движущегося обозного поезда ( вахир ), состоящего из женщин, детей и стариков. [ 8 ] Вахир начинался в деревнях Делон и Гурм и направлялся в Барналу. [ 32 ] Лидеры сикхов решили двигаться в направлении Барналы, потому что в Барнале преобладали сикхи, и они должны были помочь в отражении афганцев. [ 32 ] Три сикха, которые были вождями малва, а именно Бхаи Сангу Сингх Вакил из Бхаи Ке Дараджа, Бхаи Сеху Сингх из Хамблке Ваас Вала (чиновник Ала Сингха ) и Бхаи Будда Сингх, были выбраны, чтобы возглавить вахиров спереди с помощью большие ткани, называемые чаадра , на вершинах их копий. [ 32 ] [ 35 ] Это должно было дать ощущение направления и порядка колонне сикхских семей, идущей за ними. [ 32 ]
- Изображения повозок сикхов XIX века.
Сикхские силы не могли использовать свою обычную партизанскую тактику «нападай и беги» из-за присутствия среди них мирных жителей, что делало их уязвимыми. [ 8 ] Стационарное сражение было бы самоубийственным для сикхов, поскольку они были значительно меньше по численности и снаряжению. [ 8 ] Чарат Сингх предложил сикхам сформировать квадратное построение с силами из четырех мислов, обращенных вперед, прямо на линию противника, в то время как силы двух мислов будут защищать фланги конвоя, а остальные будут действовать в качестве резерва. [ 8 ] Джасса Сингх Ахлувалиа отклонил предложение Чарата и посчитал, что было бы лучше, если бы все мислы объединились в единый мобильный боевой отряд против врага, а сикхские воины были бы оцеплены вокруг конвоя вахиров , чтобы защитить его от нападения противника, и направились бы в направлении Барнала , который находился в сорока километрах к юго-западу от их нынешнего местоположения. [ 8 ] Они ожидали, что их союзник Ала Сингх и проводники его Пхулкиан Мисл придут им на помощь, как только они прибудут к месту назначения. [ 38 ] [ 8 ] [ 37 ] Если это не удастся, они рассчитывали потерять своего врага в засушливых, безводных и засушливых районах Батинды . [ 37 ]
Согласно рассказу Тахмаса Хана Мискина, силы Дал Хальсы решили применить те же методы, которые использовались в более ранней Чотта Галугхаре , где для борьбы с армией использовались 2½ шага с разрезами. [ 32 ] Тактика следующая: первая рана быстро атакует силы противника, когда вражеские силы находятся под полным контролем, вторая рана состоит из быстрого отхода, а половина раны, по сути, должна была умереть в бою, а не быть захваченным противником. [ 32 ]
Сухдиал Сингх сюрреалистично описывает ландшафт, в котором происходили мобильные резни и сражения: песчаные холмы, мало или совсем нет водоемов для восполнения запасов воды, отставшие сикхи были брошены. [ 32 ] Если сикх падал в бою, его растоптали копыта лошадей. [ 32 ] Когда сикхские воины стали свидетелями того, как их женщин, детей и стариков безжалостно убили, когда защита конвоя была прорвана, это укрепило их боевой дух, чтобы защитить выживших от той же участи. [ 32 ] Говорят, что Абдали был удивлен тем, насколько серьезно и смертельно раненые сикхи, залитые кровью, продолжали сражаться. [ 32 ]
По словам Бхангу, Абдали затем сделал выговор Зайну Хану Сирхинди за то, что ему не удалось прорвать конвой с фронта: [ 32 ]
«... вы еще не сделали того, что обещали. Вы не смогли осадить сингхов с фронта. У вас есть 20 000 всадников. Уменьшили ли сингхи это число, убив их? У вас также есть армия Малле Рия патанс Лаччми Нараяна даже тогда вам не удалось окружить этих кафиров [неверующих в Бога или ислам, если вы сможете удержать их всего на четыре гариана ]. (два часа) Я прикончу их всех, не окружив их, их невозможно убить».
- Раттан Сингх Бхангу цитирует Абдали, Сураджа Пракаша.
Затем Зейн Хан ответил: «Осадить их спереди невозможно. На первый взгляд их кажется очень мало, но я не знаю, почему во время боя их кажется слишком много». [ 32 ] Затем Зейн Хан посоветовал Абдали также атаковать колонну вахиров с переднего направления, что тот и начал делать. [ 32 ] Абдали должен был атаковать сикхский конвой с фронта, в то время как вахир преодолел расстояние в шесть километров. [ 32 ] Чарат Сингх Сукерчакиа руководил обороной конвоя с переднего направления и столкнулся лицом к лицу с армией Абдали. [ 32 ] В какой-то момент собственная лошадь Джассы Сингха Ахлувалии была убита врагом, поэтому ему пришлось взять лошадь другого сикха. [ 32 ] Это привело к тому, что сикхские воины отступили, чтобы защитить жизнь Джассы Сингха Ахлувалии, который находился в уязвимом положении. [ 32 ]
Абдали хотел остановить мобильность сикхов и сразиться с ними в решающей битве, но сикхи не ослабили свой движущийся конвой в направлении Барналы, по пути сражаясь от деревни к деревне. [ 34 ] [ 37 ]
Сикхский писатель начала XIX века Раттан Сингх Бхангу записывает свидетельства очевидца о событиях того дня, полученные от его отца и дяди, принимавших участие в защите от афганцев: [ 8 ] [ 36 ]
«...сражаясь во время движения и двигаясь во время боя... они держали вахир марширующим, прикрывая его, как курица прикрывает своих цыплят под крыльями».
Войска оккупанта не раз прорывали кордон и безжалостно резали находящихся внутри женщин, детей и стариков, но каждый раз сикхские воины перегруппировывались и сумели отбросить нападавших. [ 36 ]
В какой-то момент похода афганским войскам удалось прорвать кордон, где они приступили к резне тысяч и тысяч сикхов. [ 37 ]
Резня сикхов афганцами началась в сумерки и продолжалась до полудня. [ 8 ]
Враждебность местных жителей-мусульман
[ редактировать ]После инцидента, связанного с гибелью лошади Джасса Сингха Ахлувалии, сикхи добрались до деревень Кутба и Бахмания (обе деревни находятся на расстоянии примерно 1,5 км друг от друга), местные жители которых индуисты и сикхи давно покинули населенные пункты и остались только жители-мусульмане. остались. [ 32 ] Мусульманские жители этих мест яростно нападали на сикхов, которые искали у них помощи и убежища, чтобы избежать резни, при этом мусульманские жители убивали многих из этих умоляющих сикхов. [ 32 ]
Местные жители из многих деревень вдоль маршрута, таких как Кутаб-Бахмани и Гахал, напали на сикхов, которые пытались укрыться у них, поскольку местные жители опасаются возмездия со стороны афганцев и сами становятся мишенью. [ 34 ] [ 35 ] Все местные жители деревень (Куп, Рахира, Кутба, Бахмания и Хатур), у которых сикхи искали помощи и убежища, в то время, за исключением деревни Гехал, были населены мусульманами. [ 34 ]
Некоторые сикхские женщины, дети и старики пытались избежать неминуемой гибели, скрываясь в минаретах из коровьего навоза, джавара (сорго ) , проса и кукурузы, расположенных за пределами этих деревень. [ 32 ] [ 35 ] Враждебные силы и местные мусульмане подожгли эти минареты, в то время как сикхи находились внутри них, чтобы сжечь их заживо. [ 32 ] [ 35 ]
В отместку за убийство местных жителей умоляющими сикхами некоторые воины-сикхи убили жителей деревень Кутба и Бахмания. [ 32 ] После того, как Чарат Сингх Сукерчакиа узнал, что местные жители деревни Кутба безжалостно убивают бегущих сикхов, он ушел с джатой воинов, которые приступили к убийству местных жителей. [ 32 ] Он сравнял с землей дома местных жителей, убивших сикхов, и уничтожил всю их сельскохозяйственную продукцию. [ 32 ] Это побудило местных мусульман обратиться за защитой к афганской армии. [ 32 ] Однако афганцы мало что могли сделать, чтобы помочь, поскольку они уже были сосредоточены на атаке на основной конвой сикхов. [ 32 ]
Прекращение боевых действий
[ редактировать ]К полудню боевая кавалькада достигла большого пруда, известного на местном языке как даб , в Хатуре (согласно Джан Сингху ) или Кутбе (согласно Раттан Сингху Бхангу), первому, с которым они столкнулись с утра. [ 33 ] [ 32 ] Внезапно кровопролитие прекратилось, и оба отряда пошли к воде, чтобы утолить жажду и расслабить уставшие конечности. [ 36 ] Афганцы и их лошади отдыхали на берегу пруда. [ 32 ]
Абдали прекратил боевые действия в деревнях Кутба и Бахмания. [ 32 ] Согласно местным преданиям, крики ( джайкары ) « Боле Со Нихал - Сат Шри Акал » можно было услышать со стороны малва, которые были подкреплением сикхов малваи. [ 32 ] Афганцы отступили, услышав боевые кличи свежих тел сикхов. [ 32 ] Другая причина их ухода заключалась в том, что местное население предупредило дуррани о том, что предстоящая территория Пенджаба, через которую им придется пересечь, чтобы продолжить нападения на сикхов, в значительной степени заселена деревнями, населенными сикхами, и мало водоемов. [ 32 ] Сообщается также, что некоторые афганцы пытались атаковать регидратированных сикхов, но были отбиты. [ 35 ]
С этого момента пути двух сил разошлись. [ 8 ] Афганские силы нанесли огромные потери сикхскому народу и, в свою очередь, многие из них были убиты и ранены; они были измотаны, не имея отдыха уже два дня. [ 8 ] Абдали также опасался следовать за ними в пустынные полузасушливые земли региона малва. [ 8 ] Затем малвайские джаты помогли выжившим сикхам и отвели их в безопасное место в деревни малваи. [ 32 ] Остальные сикхи двинулись в полупустыню в сторону Барналы . [ 8 ] Отсюда выжившие сикхи воспользовались покровом ночи и проследовали к Батинде , Коткапуре и Фаридкоту . [ 34 ] [ 35 ] Местные сикхи малваи снабдили выживших разнообразной едой и молоком и разрешили им отдохнуть в своих населенных пунктах. [ 32 ] Некоторые авторы утверждают, что бои продолжались вплоть до села Гехал в районе Барнала. [ 32 ]
Даже сразу после резни сикхи оставались в приподнятом настроении ( чарди кала ) после прекращения военных действий, а Нихан провозгласил: вечером того же дня [ 8 ]
«... подделка [имеется в виду убитых сикхов] была отброшена. Истинная Хальса остается нетронутой».
— Раттан Сингх Бхангу, Прачин Пант Пракаш
С этого дня Джасса Сингх Ахлувалия лично получил 22 раны на теле, а Чарат Сингх получил 16 ран. [ 33 ] Однако оба выжили. [ 33 ]
Резня стала не только физической гибелью сикхов, но также религиозной и культурной потерей, поскольку оригинал рукописи Дамдами Бир Гуру Грантха Сахиба , составленный самими Гуру Гобинд Сингхом и Бхаи Мани Сингхом , был утерян. во время бойни этого дня. [ 37 ]
После резни дороги были завалены трупами сикхов. [ 35 ] Абдали приказал своим войскам расчленить головы трупов и погрузить их на телеги, чтобы отвезти обратно в Лахор. [ 35 ]
Абдали вернулся в Лахор 3 марта 1762 года с пятьюдесятью тележками, полными голов сикхов, полученных в результате резни, чтобы вызвать страх у местных сикхских жителей города. [ 37 ] С ним также было привезено множество пленных сикхов. [ 37 ] Пирамиды из отрубленных голов сикхов были воздвигнуты возле ворот Дели , а кровью сикхов «омывали» стены городских мечетей, чтобы «очистить» их. [ 37 ] [ 35 ] Армия Ахмад Шаха Дуррани вернулась в столицу Лахор с сотнями сикхов в цепях. Из столицы Дуррани вернулся в Амритсар и взорвал Хармандир-Сахиб 10 апреля 1762 года в день праздника Вайсакхи , который с 1757 года восстанавливали сикхи. [ 37 ] В качестве преднамеренного кощунства бассейн вокруг него был заполнен коровьими тушами. [ 39 ] [ 37 ] Однако, когда на этот раз Абдали взорвал храм, разлетевшийся от взрыва кирпич, как сообщается, попал ему в нос, и он получил травму, от которой так и не оправился. [ 37 ]
Нейтралитет Ала Сингха
[ редактировать ]
Ала Сингх не смог помочь своим религиозным родственникам. [ 37 ] Он оставался нейтральным во время событий и не инициировал боевых действий против Дуррани. [ 37 ] Однако этот нейтралитет не спас Ала Сингха, поскольку Абдали, которому Зейн Хан и Бихан Хан сказали, что Ала Сингх был «тайным союзником Маджхи - сикхов», позже сжег Барналу и двинулся на Бхаванигарх , где находился Ала Сингх. спрятался. [ 37 ] Ала Сингх обратился за помощью к Наджибу-уд-Дауле и был вынужден заплатить унизительную плату в размере «пяти лакхов рупий в качестве дани и еще сто двадцать пять тысяч рупий за разрешение предстать перед ним с длинными волосами неповрежденными ». чтобы успокоить Абдали. [ 37 ] После этого Ала Сингх был задержан на короткое время, но был освобожден под обещание, что его государство будет платить ежегодную дань Дуррани. [ 37 ]
Оценка общего числа погибших сикхов
[ редактировать ]Оценки числа погибших сикхов варьируются от более низкой оценки в 10 000 до более высокой цифры в 50 000 человек. [ 8 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 37 ]
Современный мусульманский летописец по имени Тахмас Хан Мискин, который был командиром контингента в армии Абдали, подсчитал, что было убито 25 000 сикхов, что, по мнению Харбанса Сингха , более достоверно. [ 8 ] [ 32 ] Ратан Сингх Бхангу дает более высокую цифру - 30 000. [ 8 ] [ 32 ] Джадунатх Саркар дает гораздо меньшую оценку — 10 000, и эту цифру подтверждают Теджа Сингх и Ганда Сингх . [ 32 ] Кан Сингх Набха считал, что 15 000–20 000 сикхов были убиты, но также заявил, что такое же количество вражеских сил (включая враждебно настроенных местных жителей) понесло такое же количество убитых. [ 32 ] Беант Сингх Баджва назвал цифру в 25 000–30 000 убитых и 10 000 раненых сикхов. [ 32 ] Трилочан Сингх утверждает, что погибло 35 000–40 000 сикхов. [ 32 ] Амрит Каур называет цифру в 40 000 человек. [ 32 ] По оценкам Ратана Сингха Джагги, было убито 20 000 сикхов. [ 33 ] Раттан Сингх Бхангу назвал цифру в 50 000 сикхов, убитых в своем Пантх Пракаше , в то время как его дядя (очевидец из первых рук) утверждал, что было убито 30 000 сикхов. [ 35 ] Мухаммад Латиф Ансари дает оценку числа погибших сикхов в диапазоне от 12 000 до 30 000 человек. [ 35 ] Джозеф Дэйви Каннингем дал оценку от 12 000 до 20 000. [ 35 ] Местная гурдвара, построенная в память об этом дне, опубликовала буклет, в котором утверждалось, что «приблизительно 35 000 сингхов [сикхских мужчин], сингхний [сикхских женщин] и бхуджанги [«маленьких змей», имея в виду сикхских детей]» были убиты в тот день. . [ 32 ]
Последствия
[ редактировать ]Через два месяца сикхи снова собрались и победили афганцев в битве при Харнаулгархе . Через три месяца после резни сикхи напали на Зайн-хана, принимавшего участие в резне. [ 8 ] В мае Зейн Хан подкупил сикхов, заплатив им 50 000 рупий. [ 8 ] Сикхи терпели поражение в районе Лахора и Джаландхар-Доаба в июле и августе того же года (1762 г.), Ахмад Шах Абдали был бессилен их остановить. [ 8 ]
Сикхские воины не забывали местных жителей деревень Куп, Рахира, Кутба и Бахмания, отворачиваясь и даже убивая умоляющих сикхов, искавших у них убежища. [ 32 ] В отместку они сравняли эти деревни с землей. [ 32 ] По сей день сохранились руины бывших построек Рахиры, недалеко от Гурдвара Шахид Гандж Вадда Гуаллугхара Сахиб. [ 32 ] высотой 125 футов . Нишан Сахиб Позже на руинах был воздвигнут [ 32 ]
Историография
[ редактировать ]Отчет из первых рук о Вадда Галугаре представлен в «Тахмаснаме» , написанной Тахмас Ханом Мискиным, тюркским командиром армии Зайн-хана Сирхинда и ученым, присутствовавшим во время резни. [ 32 ]
Мемориал
[ редактировать ]В течение долгого времени не было построено ни одного мемориала в память о геноциде, поскольку в местном населении деревень Куп, Рахира, Кутба и Бахмания изначально преобладали мусульмане, потомки тех же жителей деревни, которые убивали сикхов, искавших у них убежища во время геноцида. . [ 32 ] После раздела Пенджаба в 1947 году был построен памятник, а также несколько гурдваров вдоль маршрута геноцида, например, два под названием «Гурдвара Шахид Гандж Вадда Галлугара Сахиб» в деревне Рахира с памятником, построенным неподалеку в ознаменование этого события. [ 32 ] Местный железнодорожный вокзал был переименован в «Железнодорожный вокзал Галлухара Рахира» в память об истории этого района. [ 32 ] В деревне Кутба была основана гурдвара под названием «Гурдвара Атт Вадда Галлугара Сахиб», а был установлен Нишан Сахиб на берегу исторического дхаба (водоема), где обе силы останавливались и отдыхали, чтобы утолить жажду, (сикхский религиозный флаг). в разгар событий того дня. [ 32 ] Однако в 1970–1971 годах исторический дхаб был засыпан землей, смешанной с пахотной почвой, и передан в качестве сельскохозяйственной земли местным фермерам, поэтому исторического водоема больше не существует. [ 32 ] Гурдвара под названием «Гурдвара Дхаб Сахиб» была построена на месте бывшего дхаба . [ 32 ] В деревне Гехал в комплексе местного «Гурдвара Шри Гуру Хар Рай Сахиб» была возведена гурдвара в память об этом событии. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Чхота Галлугара
- Резня в Джаллианвала Баге
- Резня в Патаригате
- Список массовых убийств в Индии
- Битва при Куп
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каур, Амрит (8 февраля 2018 г.). «Вадда Сикх Галлугара — Большой Холокост» . Пенджаб Хабар . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Согласно Пенджабско-английскому словарю, ред. С. С. Джоши, Мухтиар Сингх Гилл (Патиала, Индия: Издательское бюро Пенджабского университета, 1994) определения «Галугхары» следующие: «холокост, резня, великие разрушения, наводнение, геноцид, резня, (исторически) великая потеря жизнь, от которой пострадали сикхи от рук своих правителей, особенно 1 мая 1746 г. и 5 февраля 1762» (с. 293).
- ^ Федерализм, национализм и развитие: Индия и экономика Пенджаба, стр. 26 , Рутледж, Притам Сингх
- ^ Jump up to: а б с Лэнсфорд, Том (2017). Афганистан в войне: от династии Дуррани XVIII века до XXI века . АВС-КЛИО. п. 21. ISBN 9781598847604 .
- ^ Jump up to: а б Сардар Сингх Бхатия, «Вадда Галугара», Энциклопедия сикхизма, том IV, Патиала, Пенджабский университет, 1998, стр. 396; Сиад Мухаммад Латиф, История Пенджаба от древнейших времен до наших дней, Нью-Дели, Eurasia Publishing House (Pvt.) Ltd., 1964, стр. 283.
- ^ Jump up to: а б Шани, Джорджио (6 декабря 2007 г.). Сикхский национализм и идентичность в глобальную эпоху . Рутледж. ISBN 978-1-134-10188-7 .
- ^ Jump up to: а б Сандху, Джан Сингх (28 марта 2023 г.). Кто такие сикхи?: Исследование верований, обычаев и традиций сикхов . Издательство Арчвей. ISBN 978-1-6657-3953-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Сингх, Харбанс. Энциклопедия сикхизма . Том. 4: СЗ. Пенджабский университет, Патиала. стр. 395–397.
- ^ Хушвант Сингх , История сикхов, Том I: 1469–1839, Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 127–129.
- ^ Хари Рам Гупта, История сикхов от вторжения Надир-шаха до возвышения Ранджита Сингха (1739–1799); Том I: Эволюция Конфедераций сикхов (1739–1768), Симла, книжный магазин Минервы, 1952, стр. 68–69, 115–23, 139–43.
- ^ «Научный журнал: (гуманитарные науки)». Журнал исследований: (гуманитарные науки) . 1 (1–2): 63. 1966.
- ^ Сингх, Бхагат (1993). История сикхских мисалов . Патиала: Пенджабский университет. п. 55.
- ^ Хари Рам Гупта, История сикхов от вторжения Надир-шаха до возвышения Ранджита Сингха (1739–1799); Том I: Эволюция Конфедераций сикхов (1739–1768), Симла, книжный магазин Минервы, 1952, стр. 79–83.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Сюзанна (2007). Матери героев, матери мучеников: Первая мировая война и политика горя . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 36. ISBN 9780773560239 .
- ^ Jump up to: а б «Жестокость Мир Манну» . Ворота в сикхизм . 27 января 2014 года . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Агарвал, Кришна Пракаш (1979). Британский захват Индии: Modus Operandi: оригинальное исследование политики и методов, принятых британцами при захвате Индии, на основе договоров и других официальных документов, Том 2 . Восточные издатели и дистрибьюторы. п. 141.
- ^ Jump up to: а б Бхагат Сингх, «Муин уль-Мульк», Энциклопедия сикхизма , том III, Патиала, Пенджабский университет, 1997, стр. 130.
- ^ Jump up to: а б Ситал, Сохан (1971). Расцвет власти сикхов и махараджа Ранджит Сингх . Дханпат Рай и сыновья. п. 269.
- ^ Сингх, Харак; Сингх, Далджит (1997). Сикхизм: его философия и история . Чандигарх: Институт сикхских исследований. п. 467.ISBN 9788185815039 .
- ^ Хари Рам Гупта, История сикхов от вторжения Надир-шаха до возвышения Ранджита Сингха (1739–1799) ; Том I: Эволюция Конфедераций сикхов (1739–1768), Симла, книжный магазин Минервы, 1952, стр. 63–64, 66.
- ^ Jump up to: а б Сайед Хасан Аскари, «Тахмаснама». Энциклопедия сикхизма , том IV, Патиала, Пенджабский университет, 1998, стр. 300.
- ^ Сингх, Ганда (1990). Сардар Джасса Сингх Ахлувалия . Патиала: Пенджабский университет. п. 71.
- ^ Харбанс Сингх, Наследие сикхов , Дели, Manohar Books, 1983, стр. 135–36.
- ^ Ситал, Сохан (1971). Расцвет власти сикхов и махараджа Ранджит Сингх . Дханпат Рай и сыновья. п. 271.
- ^ «1762 Вадда Галлугара | Откройте для себя сикхизм» . www.discoversikhism.com . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Бхагат Сингх, «Муин уль-Мулк», Энциклопедия сикхизма, Том III , Патиала, Пенджабский университет, 1997, стр. 131.
- ^ Jump up to: а б с д Пахал, Индерджит (28 мая 2017 г.). «ИСТОРИЯ БАБА ДИП СИНГХ ДЖИ» . Сихэкспо . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ Хушвант Сингх, История сикхов, Том I: 1469–1839, Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 144–45.
- ^ Хушвант Сингх, История сикхов, Том I: 1469–1839 , Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 145; Хари Рам Гупта, История сикхов от вторжения Надир-шаха до возвышения Ранджита Сингха (1739–1799); Том I: Эволюция Конфедераций сикхов (1739–1768) , Шимла, книжный магазин Минервы, 1952, стр. 109.
- ^ Хушвант Сингх, История сикхов, Том I: 1469–1839 , Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 145; Хари Рам Гупта, История сикхов от вторжения Надир-шаха до возвышения Ранджита Сингха (1739–1799); Том I: Эволюция Конфедераций сикхов (1739–1768), Симла, книжный магазин Минервы, 1952, стр. 109–110.
- ^ «Шахид Баба Дип Сингх» . Сантох Сингх Джагдев – Сказки на ночь-7. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см Каур, Амрит (8 февраля 2018 г.). «Вадда Сикх Галлугара — Большой Холокост» . Пенджаб Хабар . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джагги, Раттан Сингх (9 марта 2015 г.). «Вадда Галугара (оцифрованная запись из сикхской энциклопедии Пантх)» [Вадда Галугара]. Пенджабипедия (на пенджаби). Пенджабский университет, Патиала . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Сингх, Теджа; Сингх, Ганда (13 августа 2018 г.). «Вадда Галугара» [Вадда Галугара]. Пенджабипедия (извлеченная статья из Пенджаб Кош, том 1) (на пенджаби). Пенджабский университет, Патиала (факультет языков) . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и «Пенджабский Вишва Кош [Всемирный панджабский словарь] Том IX (переиздан на Пенджабипедии Пенджабским университетом, Патиала)» Галлугара [Галугхара]. Пенджабипедия (на пенджаби). Пенджабский университет, Патиала. 17 марта 2016 г. Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сардар Сингх Бхатия, «Вадда Галугхара», Энциклопедия сикхизма, том IV , Патиала, Пенджабский университет, 1998, стр. 396.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Сингх, Теджа; Сингх, Ганда (2006). «Шестое вторжение в Дуррани и второй Холокост». Краткая история сикхов . Том. 1 (1469–1765). Издательское бюро Пенджабского университета, Патиала. стр. 162–164. ISBN 8173800073 .
- ^ Сиад Мухаммад Латиф, История Пенджаба от древнейших времен до наших дней, Нью-Дели, Eurasia Publishing House (Pvt.) Ltd., 1964, стр. 283; Кхушвант Сингх, История сикхов, Том I: 1469–1839, Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 154.
- ^ Хушвант Сингх, История сикхов, Том I: 1469–1839, Дели, Oxford University Press, 1978, стр. 154-55.