Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном
Автор | Эдмунд Берк |
---|---|
Оригинальное название | Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном |
Дата публикации | 1757 г., 2-е издание 1759 г. |
Место публикации | Великобритания |
Текст | О возвышенном и прекрасном в Wikisource |
«Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном» — трактат 1757 года (2-е издание, 1759 год) по эстетике, написанный Эдмундом Бёрком . Это было первое полное философское изложение разделения прекрасного и возвышенного на соответствующие им рациональные категории. Оно привлекло внимание таких выдающихся мыслителей, как Дени Дидро и Иммануил Кант .
Краткое содержание
[ редактировать ]По Берку, Прекрасное — это то, что хорошо оформлено и эстетично, тогда как Возвышенное — это то, что способно принуждать и разрушать нас. Предпочтение Возвышенного Красивому должно было ознаменовать переход от неоклассики к эпохе романтизма .
Истоки наших представлений о прекрасном и возвышенном, по Бёрку, можно понять посредством их причинных структур . Согласно аристотелевской физике и метафизике , причинность можно разделить на формальную, материальную, действующую и конечную причины. Формальная причина красоты — страсть любви; материальная причина касается таких аспектов определенных объектов, как малость, гладкость, деликатность и т. д.; действующая причина — успокоение наших нервов; конечная причина – Божье провидение. Что наиболее своеобразно и оригинально во взгляде Берка на красоту, так это то, что ее нельзя понять с помощью традиционных основ красоты: пропорций, приспособленности или совершенства. Возвышенное также имеет причинную структуру, отличную от структуры красоты. Формальной причиной его, таким образом, является страсть страха (особенно страха смерти); материальная причина в равной степени представляет собой аспекты определенных объектов, такие как необъятность, бесконечность, великолепие и т. д.; ее действительная причина — напряжение наших нервов; конечная причина - Бог создал и сражался Сатана , как он выражен в Джона Мильтона великом эпосе «Потерянный рай» .
Комментарии Канта
[ редактировать ]Иммануил Кант критиковал Бёрка за непонимание причин психических эффектов, возникающих при переживании прекрасного или возвышенного. По мнению Канта, Берк просто собирал данные для того, чтобы какой-нибудь будущий мыслитель мог их объяснить.
Проводить психологические наблюдения, как это делал Берк в своем трактате о прекрасном и возвышенном, и таким образом собирать материал для систематического соединения эмпирических правил в будущем, не стремясь понять их, — это, вероятно, единственная истинная обязанность эмпирической психологии, которая может вряд ли даже претендуют на звание философской науки.
- Иммануил Кант, Первое введение в критику суждения , X. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кант, Иммануил , Первое введение в критику суждения , Библиотека свободных искусств, 146, Bobbs-Merrill Co., 1965.
Ссылки
[ редактировать ]- Вермейр, Коэн и Фанк Декард, Майкл (ред.) Наука чувствительности: чтение философских исследований Берка (Международные архивы истории идей, том 206) (Springer, 2012)
- Доран, Роберт. Теория возвышенного от Лонгина до Канта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2015.