Jump to content

Майсурская литература на каннада

Майсурский дворец , построенный в 1912 году, в настоящее время хранит королевские архивы, в которых хранится огромная коллекция записей о композиторах, находящихся под королевским покровительством, охватывающая период более 100 лет. [1]
Майсур в разные периоды

Майсурская литература на каннада — это совокупность литературы, написанная на языке каннада в историческом королевстве Майсур на юге Индии и написанная шрифтом каннада . Эти сочинения датируются Майсурским королевством, которое существовало примерно с 1600 г. н. э. до основания современной Индии в 1947 году. Многие из произведений этой литературы, написанные на религиозные темы, маркируются как вирашайвы или вайшнавы в знак признания двух конфессий, которые дали форму литературы и способствовал ее развитию до наступления современной эпохи . [2] Несмотря на постепенное снижение популярности джайнизма , авторы, посвященные вере, создали некоторые достойные произведения. [2] Также были написаны светские темы, затрагивающие широкий круг тем. [3] Литература каннада какое-то время процветала при дворе соседнего королевства наяков Келади , территория которого была аннексирована Майсуром в 1763 году. [4]

В эпоху возрождения и инноваций некоторые придворные поэты Майсура вернули классическое чампу (сочинение в стихах в прозе), форму письма, которая преобладала на каннаде до 13 века, и положили начало написанию работ по современной истории. [5] Якшагана , местная форма драматической литературы, предназначенная для деревенской аудитории, консолидировалась в прибрежных и малнадских (холмистых) регионах в 16 веке, после этого приобрела популярность и распространилась на Майсур и Йеландур . [6] Литература странствующих Харидасов , популярная в 15 и 16 веках, возродилась в 18 и 19 веках и оказала сильное влияние на религиозность в регионах, говорящих на каннада. [7] Поэтическая традиция вачана . была повторно популяризирована некоторыми поэтами, в то время как другие писали антологии и доктрины, основанные на каноне Вирашаива XII века [8] Социальные события XIX века привели к влиянию английской литературы и классической санскритской литературы , что привело к рождению современной прозы, прозаического повествования и театральной литературы. [9]

Среди литераторов при королевском дворе Майсура были не только придворные поэты, которые часто были весьма плодовитыми, но иногда и сами правители. [10] В период после Виджаянагара набирал популярность новый вид лирической поэзии, не связанной с королевским двором и написанной поэтами-индивидуалистами. [11] Был популярен широкий диапазон размеров , как местных, так и санскритских, включая трипади (3-строчный стих), шатпади (6-строчный стих), саптапади (7-строчный стих) и гадья (проза). [12]

Литература до 16 века

[ редактировать ]
Тенденции в литературе каннада (середина 16–20 веков).
События Дата
Рождение «Якшагана» пьесы . 1565–1620 гг. н.э.
Господство Вайшнава
и литература Вирашаива
17–20 века н.э.
Историки и биографии.
Возрождение классического Чампу .
Возрождение поэзии Вачаны .
Антологии Вирашайвы
и комментарии.
Эпоха Сарваджны и Лакшмисы .
Вайшнавские эпосы и стихи
1600–1700 гг. н.э.
Сочинения Майсурской королевской семьи 16:30 и далее
Возрождение Харидаса литературы
Популярность пьесы Якшагана
1700 г. н. э. и далее
Рождение современной литературы 1820–1900 гг. н.э.

К середине 16 века на литературу каннада повлияли три важных социально-религиозных течения: джайнизм (9–12 века), вирашиваизм (преданность богу Шиве с 12 века) и вайшнавизм (преданность богу Вишну) . , XV век). [13] [14] Кроме того, на протяжении всего этого периода оставались популярными сочинения на светские темы. [15]

Джайнские произведения были написаны классическим метром чампу и были сосредоточены на жизни тиртханкаров (святых), принцев и персонажей, связанных с джайнизмом . [16] Ранняя литература Вирашаива (1150–1200 гг. Н. Э.), Включающая содержательные стихотворения, называемые Вачанами ( букв. «Высказывание» или «Высказывание»). [17] [18] пропагандирующие преданность богу Шиве, были написаны в основном в виде стихотворений в прозе и в меньшей степени в трипади -метре. [19] [20] Начиная с 13-го века писатели-вирашайва сделали святых 12-го века главными героями своих произведений и установили местные размеры, такие как рагале (лирические композиции белым стихом) и шатпади . [21] [22] [23]

Писатели-вайшнавы 15-го и начала 16-го веков империи Виджаянагара состояли из комментаторов -брахманов , писавших под королевским покровительством, и странствующих Харидасов , святых поэтов, которые распространяли философию Мадхвачарьи, используя простую каннаду в форме мелодичных песен. [24] [25] [26] Поэты Харидаса использовали такие жанры, как киртан (композиции, основанные на ритме и мелодии), сулади (основанные на ритме) и угабхога (основанные на мелодии). [27] В целом, сочинения каннада изменились с марга (формального) на дези (народный язык) и стали более доступными для простолюдинов. [28]

События 16 века

[ редактировать ]

Придворная и монастырская литература

[ редактировать ]

После упадка империи Виджаянагара центры литературного производства каннада переместились во дворы развивающихся независимых государств, в Майсуре и Келади . [29] Королевство Келади было сосредоточено в Келади и близлежащем Иккери в современном районе Шивамогга . На пике своего развития их владения включали прибрежные, холмистые и некоторые внутренние районы современной Карнатаки . Писатели при дворе Келади написали важные работы по доктрине Вирашайвы. Территории Келади и территории более мелких вождей ( Палегаров ) в конечном итоге были присоединены к Королевству Майсур к 1763 году. [30] Уникальной особенностью двора Майсура было присутствие множества многоязычных писателей, некоторые из которых были вирасайвас. Помимо каннада, они часто владели телугу и санскритом. Монастыри Вирашаива, возникшие в различных регионах, включая Майсур , Тумкур , Читрадургу и Бангалор, стремились распространить свое влияние за пределы границ, говорящих на каннада. [31] Садакшара Дева, писатель-вирашаива, пытался омолодить классический чампу . стиль письма [32] Писатели шривайшнавов (секта вайшнавизма ), которые доминировали при дворе Майсура, поддерживали традиционный и консервативный литературный стиль, одновременно распространяя знания и легенды. Всплеск писаний вайшнавов привел к появлению новых интерпретаций эпоса « Махабхарата» , « Бхагавата» и не менее трех версий « Рамаяны» . [33] До 17 века сведения о королевской генеалогии и достижениях записывались в основном в стихотворных надписях. Начиная с 17 века, с объединением феодалов Майсура в независимое королевство, стали популярны историко-биографические сочинения. Ряд таких произведений был написан придворными поэтами 17 и начала 18 веков, в первую очередь Тирумаларья II и Чиккупдхьяя. Некоторые из этих сочинений позже послужат ценным исследовательским и исходным материалом для современных историков. [34]

Народная и дидактическая литература

[ редактировать ]
Артисты Якшагана наносят грим перед спектаклем

Якшагана ( букв. «Песни полубогов») — это сложный народно-танцевальный театр или народный театр южной Индии , сочетающий в себе литературу, музыку, танец и живопись. Наиболее известные формы этого искусства происходят из Дакшина-Каннада , района Удупи , Уттара-Каннада и в некоторой степени из района Шимога в современной Карнатаке. [35] [36] [37] Существует множество танцевальных драм, которые вместе называются Якшагана. Якшагана Тенкутитту ( букв. «Якшагана южного стиля») популярна в первую очередь в регионе Мангалор , а Якшагана Бадагатитту Баялаата ( букв. «Якшагана северного стиля, исполняемая на открытом воздухе») популярна в Удупи и прилегающих регионах. [38] Другими формами искусства, также сгруппированными в Якшагану, являются Нагамандалам , танец, призванный умилостивить божество Нага , и различные танцы бхута (духов). [36] » больше похожа на классическую Катхакали Кералы . «Якшагана Тенкутитту [36]

По мнению современного писателя каннада Шиварамы Каранта , регион между Удупи и Иккери мог быть местом происхождения якшаганы северного стиля. [39] Однако он отметил, что самые ранние формы танцевальной драмы, называемые Гандхараграма , упоминаются в сочинении Нарада Сиска, датированном 600–200 гг. до н.э. Эта примитивная форма превратилась в «Эккалагана», термин, который появляется в каннада XII веке в сочинениях «Малинатхапурана» (ок. 1105 г., Нагачандра) и «Чандрапрабха-пурана» (ок. 1189 г., автор Аггала). [40] ). [41] По мнению ученого М.М. Бхата, Чаттана , местная композиция, приспособляемая к пению и упомянутая в Кавираджамарге (ок. 850 г.), может считаться самым ранним известным предшественником каннада якшаганов. [42] Эпиграф ок . В 1565 году из Беллари описывается грант труппе исполнителей Тала-Маддейл . Самая ранняя доступная рукопись, содержащая пьесы Якшагана, - это «Вирата Парва» (ок. 1565 г.) Вишну из Брахмавары в Южной Канаре и «Сугрива Виджая» (середина 16 века) Кандукуру Рудракави. Самое раннее доступное издание пьес Якшагана, «Сабхапарва» , датируется ок. 1621. [43] [44]

Харидаса Сахитья , религиозная литература святых-вайшнавов Карнатаки, процветала в 15 и 16 веках под руководством таких святых-поэтов, как Вьясатиртха , Пурандара дас («отец карнатической музыки»). [45] и Канака Даса . Этот период, по мнению ученых М. В. Камата и В. Б. Хера, можно назвать его «классическим периодом». Эта литература возродилась в XVIII и XIX веках. [46] По словам музыковеда Селины Тилеманн, движение вайшнавского бхакти VI века (преданности), которое началось с альваров в современном Тамилнаде и распространилось на север, достигло своего пика влияния на южноиндийское религиозное движение с приходом Харидасов Карнатаки. [47] Поэзия Харидаса, имеющая некоторое структурное сходство с религиозными песнями северной и восточной Индии, сохранилась в письменной текстовой форме, но музыкальные композиции, в которых она представлена, передавались устно. Эти песни остаются популярными среди членов религиозного ордена Мадхва даже в наше время. [45] Виджая дас , Гопала дас и Джаганнатха дас — наиболее выдающиеся среди святых поэтов, принадлежащих к «дидактическому периоду». [46] [48] Ученый Муталик классифицирует религиозные песни Харидаса на следующие категории: «биографические, социально-религиозные, этические и ритуальные, дидактические и философские, медитативные, повествовательные и восхвалительные и прочие». [46] Их вклад в индуистский мистицизм и литературу бхакти аналогичен вкладу альваров и наянмаров современного Тамил Наду и преданным святым поэтам Махараштры и Гуджарата . [49] По словам ученого Х.С. Шивы Пракаша, около 300 святых поэтов из этого круга обогатили литературу каннада в 18–19 веках. [48]

Басаванна, главный герой многих произведений Вирашайвы.

После более чем трехвекового перерыва вачана возродилось написание стихов . Хотя некоторые поэты, такие как Тонтада Сиддхалингаяти (1540 г.), Сватантра Сиддхалингешвара (1565 г.), Ганалингидева (1560 г.), Шанмукха Свами (1700 г.), Кадасиддхешвара (1725 г.) и Кадаколу Мадеваллаппа (1780 г.), пытались вновь популяризировать традицию с помощью примечательных произведений, они не хватало мастерства социальных реформаторов XII века. [50] Самыми известными из вачанакар более позднего времени ( букв. «Поэты вачаны») были, несомненно, Сарваджна и Сисунала Шериф (конец 18 века). [51] [52] Известно, что Сарвайна жил где-то между серединой 16 и концом 17 веков. [52] [53] Хотя поэтическая традиция вачана временно прекратилась, создание антологий и комментариев, основанных на более раннем каноне вачана , изображающих святых Вирасайва XII века в качестве его главных героев, стало популярным примерно с ок. 1400. Среди известных антологов 16 века были Чаннавирачарья (16 век) и Сингалада Сиддхабасава (ок. 1600), которые интерпретировали вачаны из чисто философского и метафизического контекста. [54] При дворе Келади были написаны известные труды по доктрине, такие как Вирасайвадхарма сиромани («Главная жемчужина морального порядка Вишашайвов») и Вирасайвананда Чандрике («Лунный свет для удовольствия Вишашайвов»). [55] Новый жанр мистической литературы Кайвальи , синтез философии Вирашайвы и Адвайты (монистической), сложившийся с 16 века. Хотя самые известные произведения приписываются Ниджагуне Шивайоги писатели более поздних времен, такие как Махалингаранга ( Анубхавамрита в шатпади- метре, ок. 1675 г.) и Чиданандавадхута ( Джнана Синдху ). (ок. 1500 г.), также известны [56]

Современная литература

[ редактировать ]

Рождение современного выражения языка каннада можно отнести к началу 19 века, переходному периоду, который в последующие десятилетия включал влияние английской литературы на местные традиции. [57] Самые ранние образцы современной литературы появились в форме прозы, вдохновленной или переработанной санскритской классикой, при дворе короля Кришнараджи Водеяра III. Сам король был опытным писателем каннада, которому приписывают прозаический роман «Саугандхика Париная» . [57] Под патронажем короля Кемпу Нараяна написал «Мудраманджуша» («Шкатулка с печатью», 1823 г.), исторический роман и новаторскую версию санскритского оригинала « Мудраракшаса » Вишаки Датты. Это произведение считается первопроходцем в современной прозе каннада. [57]

Англоязычное образование, роль миссионеров, перевод Библии на каннада в 1820 году, появление печатного станка, публикация газет и периодических изданий, а также самые ранние словари каннада-английского и англо-каннада помогли модернизировать прозу каннада. [58] Развитие прозаического повествования произошло благодаря переводам христианской классики, например, «Ятриканы Санчара» ( «Путешествие паломника» , 1847). Драматическая литература получила импульс от переводов санскритской и английской классики ( «Шакунтала» в 1869 году; «Макбет» , «Король Лир» и «Ромео и Джульетта» ). [59] Современный роман с реформистским мировоззрением родился в 1892 году. За этой вехой последовали самые ранние социальные пьесы на аналогичные темы - тенденция, которая уже пустила корни в современной литературе на языках маратхи и бенгали. [60] Мудданна (или Нандалике Лакшминараяна) выделяется как уникальный писатель, чей язык - староканнада, но чьи чувства современны. Двумя его важными произведениями были «Адбхута Рамаяна» (1895 г.) и «Рамасвамедхам» (1898 г.). Последняя работа имеет историческое значение для развития прозы: древний эпос рассматривается с современной точки зрения. Рассказчик — автор, а слушатель — его жена. Заявление Мудданны Падьям Вадхьям, Гадьям Хридьям ( букв. «Поэзия заслуживает убийства, тогда как проза достигает сердца») резюмирует тенденции в литературе каннада конца XIX века. [61]

сочинения 17 века

[ редактировать ]
Известные поэты и писатели каннада
(1600-1700 гг. н. э.)
Тирумалария I 1600
Чамараджа Водеяр VI 1630
Нарасараджа Водеяр 1650
Говинда Вайдья 1648
Нанджакави 17 век.
Шантавира Десика 1650
Бхаскара 17 век.
Часовая гонка 1650
Модель поезда 17 век.
Чаннария 17 век.
Хамаия 1700
Чикка Девараджа Водеяр 1690
Тирумалария II 1698
Чиккупадхьяя 1679
Лакшманачарья 17 век.
Чиданан 1675
Сингарая 1680
Тиммакави 1677
Маллараса 17 век.
Шрирангамма 1685
Санчи Хоннамма 17 век.
Лакшмиса 17 век.
Рамачандра 17 век.
Тирумалеваидья 1650
Нагараса 17 век.
Бхаттакаланка Дева 1604
Падмана Пандит 17 век.
Чандрашекара 17 век.
Сарвайна 17 век.
Шадакшарадева 1655
Харишвара 17 век.
Сиддхананджеша, 17 век.
Прасабхушана 17 век.
Муммади Тамма 17 век.
Парватешвара 17 век.
Сейджея Сиддхалингарайя 17 век.

Переход из Виджаянагара

[ редактировать ]

С упадком империи Виджаянагара раджа Водеяр I (годы правления 1578–1617) стал первым правителем политического значения в Майсуре, свергнув губернатора Виджаянагара в Шрирангапатне . Однако молодое королевство по-прежнему оставалось номинально преданным уменьшающейся империи. [62] В этот период был заложен фундамент независимого государства, которое будет влиять на региональную политику и культуру. В последующие десятилетия двор Майсура стал наследником литературного наследия Виджаянагара и центром текстового производства не только на каннаде, родном языке, но в некоторой степени даже на телугу и санскрите. [29] Самые ранние доступные сочинения на языке каннада, написанные при дворе Майсура, принадлежат Тирумаларье I (или Тирумале Айенгару), придворному поэту Раджи Водеяра I. Он сочинил « Карна Вриттанта Кате » (около 1600 г.) сангатья- метром, композицию, исполненную под аккомпанемент инструмента. [63] Внук раджи Водеяра I, Чамараджа VI (годы правления 1617–1637), является самым ранним среди королей Майсура, известным своим личным вкладом в изобразительное искусство. Царь написал Чамарайокти Виласу , перевод санскритской Рамаяны , в традиции Валмики . [62]

Во время правления короля Кантиравы Нарасараджи Водеяра I (годы правления 1637–1659) королевство обрело полную свободу, о чем свидетельствует выпуск золотых монет, называемых пханамами , подобных тем, которые выпускала империя Виджаянагара. За этим событием последовал период политической экспансии в пределах современной южной Карнатаки и успешное военное столкновение с вторгшимся полководцем Великих Моголов Ранадуллой Ханом. [64] Говинда Вайдья, самый известный поэт при королевском дворе, написал «Кантхираву Нарасараджа Виджая » (1648 г.) сангатья- метром. [34] В этом восхвалении, состоящем из 26 глав, Вайдья сравнивает своего царя-покровителя с «Богом Нарасимхой » (аватаром индуистского бога Вишну). В письме также приводятся полезные подробности о королевстве, его общественных мероприятиях, городской жизни, королевском дворе, типах музыки, сочиняемой придворными музыкантами, и инструментах, которые они использовали для ее исполнения. [65] В это время Бхаттакаланка Дева , джайнский писатель из Хадувалли в Южной Канаре, проявил себя как грамматист необычайного таланта. Он был последним из трех выдающихся людей, которые всесторонне писали по грамматике древнего каннада ( Нагаварма II и Кешираджа ). двое других - [66] Он также был знатоком санскритской грамматики. Его дошедшая до нас грамматика каннада, Карнатака Сабданусасанам , содержащая 592 санскритские сутры (литературная форма, написанная для краткости) с вритти (словарь) и вьяхья (комментарий), написана в четырех падах (главах) и содержит полезные ссылки на современных и более ранних авторов. Его работа создана по образцу работ более ранних санскритских грамматиков, Панини , Пуджьяпады и других, и считается исчерпывающей работой. Акцент автора на важности языка каннада и его богатой литературной и поэтической истории очевиден и должен был стать опровержением отношения современных ученых-санскритологов к языку каннада. [66]

Шадакшарадева, который пытался возродить классический (санскритский) чампу- метр, принадлежал к традиции пампа . [32] Вирашайва по вере и настоятель монастыря Еландур , он находился под покровительством майсурского двора. Двуязычный писатель, владеющий санскритом и каннада, в своих произведениях пропагандирует веру в бога Шиву. Он написал три известных произведения на каннада: [67] Ракашекара Виласа (1655), его самое известное поэтическое произведение, написанное в ранние годы, имеет любовь в качестве главной темы и соперничает со стихами из Лакшмисы » «Джаймини Бхараты (17 век). [68] Он основан на известной тамильской религиозной истории о Сатьендре Чоле и, как известно, основан на более раннем произведении « Бхавачинтаратна» (ок. 1513 г.) каннада-писателя Губби Малланарьи из Виджаянагара. [67] [68] В примечательном произведении элегической поэзии поэт в своем неповторимом стиле описывает плач матери. Услышав известие о смерти своего сына, затоптанного копытами лошади принца Раджашекара, мать бросается на место происшествия и оплакивает, держа тело сына на коленях. [69] Вришабхендра Виджая (1671), поэма эпических масштабов, написанная в сорока двух песнях и 4000 строфах, представляет собой рассказ о реформаторе XII века Басаванне . Сабарасанкара Виласа — стихотворение в пяти песнях, повествующее популярную историю о битве между богом Шивой и Пандавов принцем Арджуной . Чтобы проверить преданность Арджуны ему, Шива маскируется под охотника и вступает с Арджуной в жестокую битву. Ближе к концу, впечатленный преданностью Арджуны, Шива дарует ему оружие под названием Пашуптастра . [67] [70]

Другими известными писателями каннада при дворе Кантиравы Нарасараджи I (годы правления 1637–1659) были Шантавира Дешика ( Шиваганга Чаритра в сангатья -метре, 1650 г.), [71] Бхаскара ( Бехараганита , по математике, начало 17 века), Нанджакави ( Кантхирава Нарасараджа Чаритра , исторический, начало 17 века) и Тиммараса ( Маркандея Рамаяна , история бога Рамы, составляющая эпизод в лесном разделе эпоса Махабхарата, ок. 1650). [72] [73] Чамайя, придворный поэт, написал отчет о своем покровителе, короле Додде Деварадже Водеяре (годы правления 1659–1673) в Девараджендре Сангатье (конец 17 века), а Чаннария написал метрическую историю того же короля в Деварадже Виджае (конец 17 века). ). [74] Тирумалабхатта, придворный поэт правителя Келади Хирия Венкатаппа Наяка (годы правления 1586–1629), написал стихотворение «Шивагита» . [75]

Золотой век

[ редактировать ]

Правление короля Чикки Девараджи Водеяра (годы правления 1673–1704) является высшим этапом в ранней истории Королевства Майсур. Король, способный воин, который, как известно, иногда побеждал даже маратхов , одержал верх над низамами Голконды . Будучи способным администратором, король был склонен к вере шривайшнавов. и Келади к 1682 году подчинил себе территории [76] Его правление породило множество плодовитых писателей, не в последнюю очередь сам король – он был опытным знатоком каннада и композитором музыки. [77] [78] известный трактат о музыке под названием «Гита Гопала» , написанный в оперном стиле и в размере саптапади Ему приписывают . Хотя он был вдохновлен Джаядевы « Гитой -Говиндой» (ок. 1200 г.), он имел свою собственную оригинальность. Произведение отличается от оригинала тем, что главными героями пьесы являются бог Кришна и его гопи, а не Кришна и его супруга Радха . [79] Сочинение состоит из четырнадцати разделов, по семь песен в каждом. Это считается преимуществом для студентов, изучающих музыку и литературу. Другие произведения короля — это комментарии к « Бхагавате» и более поздним главам эпоса «Махабхарата» , сборник религиозных стихов, написанных в тридцати стихах ( Чиккадеварая бинаппа , «Петиция короля») и составленных во славу бога Челувы Нараянасвами из Мелькоте . [80] [81]

Тирумаларья II, уроженец Шрирангапатны и потомок Тирумаларии I, пользовался большим уважением при дворе Майсура. Друг детства короля Чикки Девараджи, он был его министром. [82] Тирумаларья II является автором пяти известных произведений: «Чикка Девараджа Саптапади» ( саптапади- метр, 1698 г.), важный музыкальный трактат, состоящий из семи разделов, включающий пятьдесят две песни, которые возносят царя-покровителя до уровня «Бога на Земле»; [83] Апратимавира Шарите («История несравненного героя»), риторический панегирик королю и трактат о поэтике; Чиккадевараджа Виджая , отчет о завоеваниях царя, его жизни и его предках, в чампу- метре, состоящем из шести глав; Чиккадеварайа Ясо-бхушана ; и прозаическое произведение «Чиккадевараджа Вамшавали» , одно из самых ранних доступных современных исторических произведений на языке каннада, описывающее происхождение короля. [84] [85] Кроме того, Тирумаларья II написал семьдесят песен, большинство из которых написаны на каннада и несколько на телугу. [86]

Министр Чиккупадхьяя (или Лакшмипати), уроженец города Тераканамби в округе Майсур, был ревностным шривайшнавом и одним из самых плодовитых писателей каннада своего времени. На его счету более тридцати произведений, в основном в размерах сангатья , чампу и гадья (проза). [87] Его самые известные произведения: Вишнупурана в прозе и чампу ( версии , 1691 г.); Дивья Сури Чаритре , история двенадцати Альвара святых ; Артха Панчака («Пять истин») о святом Пиллае Локачарье; комментарий к Тируваймоле святого Наммальвара ; Камалачала Махатмья (1680 г.); Хастигири Махатмья (1679 г.); Рукмангада Чарите (1681 г.); Сатвикабрахма-Видья-Виласа , трактующая философию Вишиштадвайты ; [68] [88] Ядугири Махатмья , восхваление святого Кадамби Шрирангачарьи; Ядавагири Махатмья , восхваление святого Кадамби Лакшманачарьи; и сборник из семидесяти песен под названием «Шрингарада Хадугалу» в честь его покровителя Чикки Девараджи (псевдоним «Чиккадевараджа»). [89]

Лакшмиса , превосходный рассказчик, драматург и вайшнав по вере, является одним из самых известных авторов кавьяс (повествовательных стихотворений). Исследователь каннада Х.С. Шива Пракаш полагает, что он жил в середине 16 века, но Р. Нарасимхачарья и историк Нилаканта Шастри утверждают, что он действовал в конце 17 века, вероятно, во время правления короля Чикка Девараджа. [90] [91] Его «Джаймини Бхарата» , написанная шатпади- поэта метром, представляет собой каннада-версию индуистского эпоса «Махабхарата» и является одним из самых популярных стихотворений позднего средневековья. [92] Эпическая поэма, сборник рассказов, содержит знаменитую сказку о Сите Паритьяге («Отказ от Ситы»). Автору удалось превратить религиозную историю в очень человечную историю, сделав ее популярной даже в наше время. За ловкое использование языка поэт получил почетное звание Упамалола ( букв. «Один из тех, кто упивается сравнениями и метафорами»). [32]

Сингарая, брат Тирумаларьи II, написал «Митравинда Говинду» (1680 г.), самую раннюю доступную классическую драму на каннаде. Это пьеса, вдохновленная санскритской драмой Ратнавали» («Жемчужное ожерелье») короля Харши Каннауджа « . [93] Среди известных женщин-поэтов Шрирангамма (1685) написала «Падмини Кальяна» («Женитьба Падмини»), а Санчи Хоннамма, воккалига из Йеландура, написала «Хадибадея Дхарма » об обязанностях верной жены. Это произведение, завоевавшее ее многочисленные похвалы, состоит из девяти разделов и содержит 479 строф и написано сангатья- метром. Несмотря на то, что она работала носильщиком мешков с бетелем и служанкой царицы Деваджаммани, она называла Аласингарайю, придворного поэта, своим Гуру. Ее работы повествуют о борьбе женщин в обществе и подчеркивают их потребность выполнять свои повседневные роли в семейной жизни. [94] [95]

Другими писателями, находившимися под покровительством царя Чикки Девараджи, были: Чидананда, джайнский поэт, написал философские сочинения под названием «Татвада Киртанегалу» (1675 г.), «Нити Нримайя» и «Мунивамша Бхьюдая» в сангатья -метре; Вайкунта Дас (1680), уроженец Белура, сочинял киртаны, посвященные богу Вишну (псевдоним «Вайкунта»), и такие песни, как Капатамата ; [96] Тиммакави ( Хари Виласа в сангатье- метре и Ядавагири Махатмья , 1677 г.); Малликарджуна ( Шриранга Махатмья , 1678) и Маллараса ( Дашаватара Чарите ) [97]

Некоторые писатели-брахманы, заслуживающие упоминания из 17-го века, - Рамачандра ( «Ашрасастра» ), Тирумалеваидья ( «Уттара Рамаяна» , 1650), Нагараса из Пандхарпура ( «Бхагавадгит» ), Тиммараса ( «Кшетраганита по геометрии»), [68] и Венкаярия, Харидас Пенуконды ( Кришналилабхьюдая ). [98] Среди джайнов Падмана Пандит ( Хаясара Самуччая ) и Чандрашекара ( Рамачандра чаритра , история индуистского бога Рамы ). примечательны [68] Среди писателей Вирашайвы — Харишвара ( «Прабхудева Пурана» ), Сиддхананджеша ( «Рагхаванка Чаритра» и «Гурураджа Чаритра» ), Прасабхушана (или Пеммисетти, Гурубхактандара Чаритре ), Муммади Тамма ( «Шанкара Самхита» ), Парватешвара ( «Чатуачарья Пурана» ) и Сейджея Сиддхалингарайя ( «Малайараджа Чарите» ). хорошо известно. - известно. [68]

Эпоха Сарваджны

[ редактировать ]
Известные поэты и писатели каннада
(1700-1800 гг. н. э.)
Нарасараджа Водеяр II 1700
Королева Челувамбе 1720
Тиммария 1708
Путтайя 1713
Ченния 18 век.
Калале Нанджараджа 1720
Нурондия 1740
Шанкара Кави 18 век.
Паянна 18 век.
Падмараджа 1792
Падманабха 18 век.
Сурала 18 век.
Джайендра 18 век.
Шаляда Кришнараджа 18 век.
Лакшмакави 1728
Венкатеш 18 век.
Конайя 18 век.
Тиммаматья 18 век.
Балавайдия Челува 18 век.

Нищенствующий поэт-вирашаива, моралист и бродяга, чьи ранние дни неясны, Сарвайна ( букв. «Всезнающий») оставил свой неизгладимый след в литературе каннада и людях, говорящих на каннада. Известно, что он был уроженцем Аббалура или Мадагамасуру в округе Дхарвад . Основываясь на литературных свидетельствах, ученые по-разному относят его к XVI и XVIII векам. Прабху Прасад из Академии Сахитьи считает, что он принадлежал к 16 веку, в то время как ученые каннада Р. Нарасимхачарья и Х. С. Шива Пракаш утверждают, что он жил в 17 веке. [99] [100] Сарваджне принадлежит заслуга возрождения поэтической традиции вачана . Его остроумные и дидактические стихи, насчитывающие более 2000 экземпляров, были написаны с использованием простого трипади- метра. [52] Некоторые подсказки в его первых четырнадцати стихотворениях из серии («Воспоминания о рождении») дают представление о его рождении, происхождении и причинах ухода из дома в раннем возрасте. [101] Его стихи после 14-го посвящены его духовным поискам. [102]

Сарвайна, который, как известно, не получил формального образования, черпал знания из мира, сочиняя импровизированные стихи о природе людей и мест. По словам ученого Найкара, Сарваджна был рожден, чтобы «воспевать правду и только правду». [103] Его стихи охватывают широкий спектр тем: от каст и религии до экономики и управления, от декоративно-прикладного искусства до семейной жизни и здоровья. Комментировались люди из самых разных слоев общества: «Профессионалы, такие как священники, астрологи, колдуны, сборщики налогов и бухгалтеры; ремесленники, такие как кузнецы, плотники, портные и гончары; и бизнесмены, такие как нефтяники, ростовщики, рыбаки и фермеры», все они привлекли проницательный взгляд поэта. Сарвайна приберегал свои комплименты только для фермеров, ткачей, настоящих духовных искателей и целомудренных домохозяек. [52] [104] Говорят , что могила в городе Хирекерур в районе Хавери является местом его последнего упокоения. [105] Его стихи, все из которых заканчиваются именем «Сарваджна», составляют одни из самых популярных произведений каннада. Сарваджна для языка каннада является тем же, чем Бхартрихари для санскрита, Вемана для телугу и Тируваллувар для тамильского языка . Ему не покровительствовала королевская семья, и он не писал ради славы или денег. [106] Его главной целью было научить людей нравственности с помощью таких стихов: [107]

Чаша для подаяния в руке,

Огромная земля, по которой можно бродить
Великий бог Шива охраняет меня.

Чего мне бояться, о Сарваджна?

- Сарваджна, Шива Пракаш (1997), стр. 191–192

Хоть язык и успевает, окружённый

Зубами; так же должно быть и хорошее

Живи среди нечестивцев, Сарваджна.

- Сарвайна, Прасад (1987), с. 3

сочинения 18 века

[ редактировать ]

Распространение Якшагана

[ редактировать ]
Часть Каушика Рамаяны XVIII века.
Часть каннада эпоса Гокарна Махатме XVIII века.
Известные поэты-харидасы (каннада) (1650-1900 гг. н. э.)
Поэт Даты
Махапати Дас 1611–1681
Кришна Дас

(Вараха Тиммаппа)

18 век.
Вайкунта дас 1680
Виджай Даса 1687–1755
Гопала дас 18 век.
Суббанна Даса 18 век.
Мохан Даса 18 век.
Шешагири Даса 18 век.
Прасанна Венката дас 18 век.
Иги Венкатачарья 18 век.
Хелаванакатте Гириямма 18 век.
Венугопаладаса 18 век.
Джаганнатха дас 1728–1809
Виттала Даса 18 век.
Мадхва дас 18 век.
Пранеша дас 19 век.
По словам Даса 19 век.
Каргаги Дасаппа 19 век.

В течение первой половины 18-го века независимость Майсура была тонко сбалансирована: действующие короли соглашались либо на номинальное подчинение, либо на стратегический союз с более крупной державой, Моголами северной Индии , платя дань, сохраняя при этом маратхов (Баджи Рао I). в плато Декан страхе. С 1830-х годов короли также попали под влияние могущественного Далавоя (или Далвая , премьер-министра) Нанджараджи (или Нанджараджайи) и Сарвадхикари (главного министра) Девараджи (или Девараджайи), влиятельных братьев Калале из Нанджангуда . [108] В этот период литературный вклад внесли некоторые члены королевской семьи, в том числе король Нарасараджа Водеяр II, Нанджараджа и королева Челувамбе. [109] [110] [111] [112]

Якшагана, деревенская форма театра, основанная на темах индуистского эпоса, Рамаяны , Махабхараты и Бхагаваты , имеет более чем 400-летнюю историю в регионе, где говорят на каннада. [37] В своей элементарной форме сценарий пьесы содержит прасангу (поэтические песни) в исполнении бхагаваты импровизированный мату (музыканта), к которым добавляется (диалог). Остроумные комментарии вставляют хасягары (клоуны). Музыкальные инструменты включают маддейл и ченде (разновидности барабанов), а также шрути ( инструмент, похожий на фисгармонию ). Рангастхала (актерская арена) могла представлять собой храмовый комплекс, открытое пространство возле дома покровителя или поляну на рисовом поле. [113] «Сугрива Виджая» (середина XVI века) Кандукуру Рудракави — одна из самых ранних доступных рукописей пьесы Якшагана. Он основан на истории обезьяноподобного царя-гуманоида Сугривы, который сверг своего могущественного брата Вали, чтобы вернуть себе королевство в индуистском эпосе Рамаяна. [37] Хотя такие ученые, как М.М. Бхат, Шиварама Карант и Р.Р. Дивакар, предложили различные теории о происхождении и предшественниках искусства Якшагана, [114] Н. Венката Рао, редактор Южной школы литературы на телугу (1960), отдает должное написанию самых ранних доступных пьес Якшагана, включающих сангиту (музыку), натаку (драма) и натью (танец), королю-полиглоту Майсура, Нарасараджа II (годы правления 1704–1714). [109] Король владел каннада, санскритом, телугу, тамильским и пракритом. Его четырнадцать композиций Якшагана, написанные на разных языках, но шрифтом каннада, были обнаружены в правительственной библиотеке рукописей в Ченнаи . [115] К началу 19 века Якшагана стала популярной в Майсуре и близлежащем Еландуре, где действовали сценические труппы. [116]

Возрождение литературы Харидаса

[ редактировать ]

Литература Харидаса пропагандирует двайту (дуалистическую) философию Мадхвачарьи. Их сочинения также имели огромное значение для развития музыки и литературы в целом. Хотя Хари (форма бога Вишну) занимает центральное место в их верованиях, их композиции демонстрируют терпимость и к другим вайшнавским божествам. Донося простым людям ценности, заложенные в Упанишадах (писаниях) и Ведах (священных индуистских текстах), на простом языке каннада, эти странствующие Харидасы внесли ценный вклад в качестве «менестрелей Бога». [117] С кончиной эпохи Виджаянагара создание литературы Харидаса замедлилось примерно на столетие, несмотря на попытки двух поэтов даса (преданных), Махапати Даса (1611–1681), написавшего 600 сочинений, и его сына Кришны Даса. [118] Однако традиция восстановилась в начале 18 века под умелым руководством Виджая Даса (1687–1755). [119] уроженец Чеекалапарави Райчурского района . Виджая дас был вдохновлен основанием монастыря святого Рагхавендры Свами (ордена Мадхвачарьи) в городе Мантралаям . Его лирические композиции, которых насчитывается в общей сложности 25 000, написаны в традиции Пурандара даса под псевдонимом ( анкита ) «Виджая Виттала». [118] Самым известным среди его многочисленных учеников является Гопала Дас , писавший под псевдонимом «Гопала Виттала» (1721–1769). [119] Позже Гопала дас вдохновил другого известного святого поэта, Джаганнатху даса, принять сторону Харидаса. [118]

Джаганнатха дас (1728–1809) считается самым известным из Харидасов конца XVIII века. Помимо ряда религиозных песен, ему приписывают два важных произведения. Харикатхамритасара . рассматривает философию Мадхвачарьи Написанное шатпадским размером с поэтическим оттенком, оно содержит 32 главы по 988 строф. [120] Известно, что « Таттва Суввали» , содержащая 1200 содержательных стихотворений и пословиц, написанных трипади- метром, стала утешением для его овдовевшей дочери. [120] [121] Среди женщин выделяются Хелаванакатте Гириямма (псевдоним «Хелаванакатте Ранга», начало 18 века) и Харапанхалли Бхимава (псевдоним «Бхимеса Кришна», 1890 г.), несмотря на свое скромное образование и происхождение. Гириямма является автором более сорока песен и пяти повествовательных стихотворений, наиболее известным из которых является религиозное произведение «Чандрахасана Кате» . [117] [122] [123] В молитвенном стихотворении о голоде Гириямма написал: [48]

Женщины вывозят в судах

Вода из колодца высохла
Пока приносят, весь день думают:

О Хари, пошли нам дождь скорее.

- Хелаванакатте Гириямма, Шива Пракаш (1997), с. 201

Другие произведения

[ редактировать ]

Челувамбе, королева короля Кришнараджи Водеяра I (годы правления 1714–1732), была опытной писательницей каннада. Среди ее известных работ - «Варананди Кальяна» , написанная сангатья -метром. [111] История повествует о свадьбе Варананди, дочери Бадшаха (императора) Дели, и бога Челуварая Свами из Мелькоте . В своей книге автор представлял Варананди реинкарнацией Сатьябхамы , супруги индуистского бога Кришны. Среди других ее композиций - Венкатачала Махатмьям - колыбельная песня, написанная размером чоупади (4-строчный куплет) в знак преданности индуистскому богу Венкатешваре, живущему на холме Вришабха, песни, посвященные Аламелу Мангамме, супруге индуистского бога Венкатешвары из Тирупати , и песни во славу бога Челуванараяна. [124] Шаляда Кришнараджа, поэт и член королевской семьи, был опытным писателем на каннада, телугу и санскрите. Его вклад в литературу каннада включает религиозные песни, стихи вачаны , композиции в сангатья- метре ( Ниджа Дипика Ратна ), гадья ( Анубхава Расаяна ) и киртана композиции ( Бхакти Марга Саровара , Гнана Саровара и Шаляда Арасинавара Тикина Киртане ). [112]

Нанджараджа был самым известным из шиваитских писателей при дворе короля Кришнараджи Водеяра II (годы правления 1734–1766). За свой литературный вкус он получил почетное звание «Нутана Бходжараджа» по сравнению со средневековым королем Бходжей . Уроженец города Калале недалеко от Нанджангуда , Нанджараджа происходил из влиятельной семьи воинов, государственных деятелей и ученых. Он был политически активен и, как известно, создал центр власти, управляющий судом параллельно Кришнарадже II. [110] Он владел несколькими языками и написал более двадцати произведений на каннада, санскрите и телугу. Среди его сочинений на каннада Кукудгири Махатмья : [111] и хорошо известно музыкальное произведение под названием «Араватту мувара тривадхи» , повествующее о жизни 63 древних преданных бога Шивы. [125]

Другими известными авторами Шайвы были Ченния, писавший сангатья -метром ( Падмини Париная , 1720), [126] Нуронда, восхвалявший своего покровителя Кришнараджа II в «Саундарья Кавья» (ок. 1740) в сангатья- метре, и Шанкара Кави ( «Чорабасава Чаритре» , 18 век). [127] Лингана Кави написала чампу историческую пьесу под названием «Келадинрипавиджаям» в период 1763–1804 годов, в которой описывается хронология и история династии Келади. Работа также дает полезную информацию о современных королевствах и государствах, включая навабов Саванура, маратхов и Великих Моголов. [128] Известными джайнскими писателями того периода были Пайанна ( Ахимсачаритре ), Падмараджа ( Пуджьяпада Чаритре , 1792), Падманабха ( Рамачандра Чаритре ), Сурала ( Падмавати Чаритре ) и Джайендра ( Карнатака Кувалаянанда ). [111] Выдающимися писателями-вайшнавами были Лакшмакави ( «Бхарата» в 1728 году и «Рукмангада Чарите» ), Венкатеша ( «Халасия Махатмья» , в чампу метре), Конайя ( «Кришнарджуна Сангара» ), Тиммаматья ( «Рамабхьюдая Катхакусумаманджари» , версия эпоса «Рамаяна»), Тиммарья Анекала ( «Ананда»). Рамаяна , 1708), Балавайдья Челува ( «Лилавати» , и энциклопедия драгоценных камней под названием «Ратнашастра» ), [111] и Путтайя ( Майсуру Арасугала Пурвабхьюдая , ок. 1713, отчет об истории Королевства Майсур). [129]

сочинения 19 века

[ редактировать ]

Эпоха прозы и драмы

[ редактировать ]

После смерти Типу Султана в четвертой англо-майсурской войне (1799 г.) королевство взяли под свой контроль британцы. Однако они восстановили Водеяров в меньшем княжеском штате Майсур под верховенством британского владычества . Британцы взяли под прямой контроль управление королевством в 1831 году, после чего Махараджа Кришнараджа Водеяр III посвятил все свое время развитию изобразительного искусства, за что получил почетное звание «Абхинава Бходжа» ( букв. «Современный Бходжа »). [130] Кришнараджа III (1799–1868) называют «Утренней звездой Возрождения в Карнатаке». [131] Покровитель изящных искусств, он был опытным писателем, музыкантом, музыковедом и композитором. [132] Он давал щедрые гранты ученым и сам был плодовитым писателем. Из более чем сорока приписываемых ему произведений наиболее известен прозаический роман под названием «Саугандхика Париная» в двух вариантах ( сочинение сангатья и пьеса). [133] В этом сочинении автор образно повествует историю мудреца Дурвасы , который проклинает Девендру (индуистского бога Индру ), чтобы тот родился как Сучаритра, сын царя Сугандхарая из Ратнапури. Жена Девендры Шачидеви рождается как Сугандхика и выходит замуж за Сучаритру. [134] Помимо сочинения множества песен, посвященных своему божеству, индуистской богине Чамундешвари (псевдоним «Чамунди»), он является автором трех заслуживающих внимания трактатов: «Шри Татванидхи» и «Свара Чудамани» (о музыке) на санскрите и языке каннада, а также «Сара Санграха Бхарата» ( о танце и музыке), посвященном тале (ритму) в языке каннада. [135]

Алия Лингараджа Урс, уроженец Хеггададеванакоте и зять ( Алия ) Махараджи Кришнараджи III, был плодовитым писателем, написавшим более пятидесяти произведений, охватывающих различные жанры: религиозные песни, музыкальные композиции, кавья (классические стихи), более тридцати пьес Якшагана. и другие драмы. Автор использовал несколько псевдонимов, в том числе «лингараджа» и «линганрипа». За вклад в изобразительное искусство он получил титул Убхая Кавита Вишарада ( букв. «Мастер поэзии на двух языках» - каннада и санскрите). [136] Среди его самых известных произведений на каннаде - стихотворение «Прабхавати Париная» и две версии классического эпоса «Гириджа Кальяна» («Брак богини, рожденной в горах»), в стиле Якшагана и в сангатья -метре. В письме рассказывается о Гиридже, дочери Химаванты, ее юных годах и ее успешном покаянии, которое привело к ее браку с индуистским богом Шивой. [137] [138] Ядава, также придворный поэт, написал два прозаических произведения: Калавати Париная (1815) в размере дандака вритта (пустой стих) и Вачана Кадамбари , прозаическое исполнение классического санскритского оригинала поэта Баны. [57]

Джайнский поэт Девачандра (1770–1841), уроженец Канкагири, был при дворе Кришнараджи III и написал три известных произведения: Пуджьяпада Чарите , стихотворение о жизни джайнского святого Пуджьяпады в сангатья- метре; Рамакатхаватара , джайнская версия индуистского эпоса «Рамаяна» поэта в чампу- метре; и Раджаваликате (1838 г.), биографический отчет о королевской семье Майсура, некоторых более ранних поэтах и ​​рассказах религиозного значения. [139] Другим выдающимся джайнским писателем был Чандрасагараварни, автор «Кадамбапураны» и других произведений. [138] Девалапурада Нанджунда из Нанджангуда , простой придворный служитель, поднялся до уровня придворного поэта благодаря своим знаниям каннада и санскрита. Среди его многочисленных произведений Сугандхика Париная в размере сангатья , Самудра Матхана Кате (пьеса Якшагана), Шри Кришна Сарвабхумара Чаритре в размере сангатья и Кришнендра Гите в размере чоупади хорошо известны . Он получил почетное звание Убхая Бхаша Кави («Поэт двух языков»). [140] Современная проза каннада зародилась в 1823 году с Мудры Манджуша («Шкатулка с печатью»). Это развитие пьесы, кратко изложенной в санскритском оригинале « Мудра Ракшаса» Вишакадатты, написанной Кемпу Нараяной, придворным поэтом Махараджи Кришнараджи III. [141]

Внешние воздействия

[ редактировать ]
Фердинанд Киттель (1854)

Стремясь распространять свое Евангелие на каннада, христианские миссионеры перешли на язык каннада. Создание типографии и обучение английскому языку положительно повлияли на прозу каннада. Впервые издавались периодические издания и газеты. [142] Первый учебник на языке каннада был напечатан в 1817 году, а первая Библия — в 1820 году. Появились грамматические книги и словари, призванные помочь миссионерам в их усилиях по распространению христианства. Преподобный В. Рив составил самый ранний англо-каннадский словарь в 1824 году, за которым последовал каннада-английский словарь в 1832 году, хотя самой известной работой является публикация преподобного Фердинанда Киттеля 1894 года . Преподобный Уильям Керри опубликовал самую раннюю грамматику каннада в 1817 году. [143] Влияние английской литературы и поэзии на каннада было очевидно из многочисленных молитвенных песен, сочиненных миссионерами. [116] Британские офицеры Льюис Райс и Джон Фейтфул Флит расшифровали многочисленные надписи на каннада. Райс опубликовала несколько древних классических произведений и краткую историю литературы каннада, а Флит опубликовал народные баллады , такие как Санголи Райана Данге («Восстание Санголи Райя»). [142] Первая газета каннада, «Мангалура Самачара » («Новости Мангалора»), была издана в Мангалоре в 1843 году. Через несколько лет типографии открылись во многих местах, в том числе во дворце Майсура в 1840 году. [143]

Всплеск генерации прозы и драматической литературы, вдохновленный произведениями на английском, санскрите, современном маратхи и современном бенгальском языках, завершился появлением оригинальных произведений в последующие десятилетия. [142] В области прозы переводы английских классиков, таких как Ятрикана Санчара ( «Путешествие пилигрима» , Беньяна 1847 г.) и «Робинзон Крузо» тенденцию задали (1857 г.). Переводы с местных языков также были популярны и включали классическую маратхи «Ямуна Праятана» (1869 г.) и бенгальское произведение «Дургесанандини» (1885 г.). [144] В жанре драмы вдохновение пришло из переводов санскритских и английских пьес. Шакунтала и Рагхавендрарао Натака ( «Отелло» ) Чурамури Сехагири Рао (1869), Прамиларджунья Шрикантеса Гауда и Васантхаямини Свапначаматкара Натака К. Васудевачара ( «Сон в летнюю ночь» ), Макбет Шрикантеса Гауда, Король Лир М.С. Путтанна, Рамаварма-Лилавати ( «Ромео и Джульетта ) К. Ананды Рао проложила путь. [145]

Басаваппа Шастри (1882 г.), уроженец Майсура и придворный поэт Махараджи Кришнараджи III и Махараджи Чамараджи Водеяра IX, получил почетную награду Каннада Натака Питамаха ( букв. «Отец сцены каннада») за свой вклад в драму. Его вклад в драматическую литературу в виде антологий, переводов и адаптаций с английского и санскрита, научных изданий и успешной интеграции музыкальных композиций в драму широко принят. [146] Его переводы с английского на каннада включают Шурасена Шарите («Отелло»). Его переводы с санскрита на каннада включают Калидасу , Абхигньяну Шакунталу , Викраморвашию , Малавикагнимитру , Уттара Рама Чарите , Чанда Кошика Натака , Малати Мадхава и Ратнавали . [147] Другими известными писателями каннада при дворе Чамараджи IX были С.Г. Нарасимхачарья, Дхондо Нарасимха Мулабаглу, Санта Кави и Б. Вентакачарья. [138]

Самыми ранними современными романами на языке каннада являются « Сурьяканта» Лакшмана Гадагкара (1892 г.) и « Индрабайи» (1899 г.) Гульвади Венката Рао. Более поздние работы носят реформистский характер и осуждают коррупцию и поощряют повторные браки вдов. [148] Современная социальная пьеса Сури Венкатараманы Шастри « Иггаппа Хегадея Виваха Прахасана » («Брак-фарс Иггаппы Хеггаде», 1887 г.) и « Канья Викрая» Дхарешвара (1887 г.) несли схожий реформистский взгляд, в то время как « Ватсалахарана » Санта-Кави (1885 г.) опиралась на мифологические и народные темы. [60]

События до середины 20 века

[ редактировать ]
Статуя известного писателя каннада Д. В. Гундаппы в саду камней Бьюгла, Бангалор

В 1881 году британцы вернули административные полномочия семье Водеяр. До 1947 года, когда королевство присоединилось к Индийскому Союзу , действующему Махараджу помогал Диван (премьер-министр), глава администрации Майсура. Это были времена позитивных социальных и экономических перемен, движения за независимость и современного национализма, которые повлияли на литературу. [149]

В литературе каннада произошел расцвет стиля Наводая ( букв . «Новое начало») в таких жанрах, как лирические стихи, драма, романы и рассказы, при сильном влиянии английской литературы. [150] Б. М. Шрикантайи ( «Английские песни», 1921). Английская Гитагалу» Первопроходцем в жанре современной лирической поэзии явилась « [151] Первыми приверженцами современной исторической драмы и комедии были Т. П. Кайласам и А. Н. Свами Венкатадри Айер (также называемый «Самса»). Кайласам стремился критиковать социальное развитие, создавая пьесы, ставящие под сомнение полезность современной системы образования в Толлу Гатти (1918, «Пустое и твердое») и системы приданого в Тали Каттоке Кулине («Заработная плата за связывание Мангалсутры »). Идеальный царь Самсы, Нарасараджа Водеяр, — главный герой пьесы Вигада Викрамарья («Злой Викрамарья», 1925). [152]

Первоначальное развитие жанра исторических романов в виде переводов и оригинальных произведений было направлено на разжигание националистических чувств Каннадигаса . Венкатачар ( Анандаматха ) и Галаганатх были одними из первых, кто написал такие романы. Галаганатха В «Мадхава Каруна Виласа» (1923) описано основание империи Виджаянагара, а в его «Каннадигара Кармакатха» («Роковая сказка Каннадиги») описан упадок империи. [153] В 1917 году Алур Венката Рао написал знаменитую « Карнатака Гхата Вайбхава» , краткое изложение более ранних работ Флита, Райса, Бхандаркара и Роберта Сьюэлла, призывая каннадигов помнить о своем славном прошлом, своих древних традициях и культуре, своих великих правителях, святых и поэты. [154] Другими известными работами были «Яду Махараджа» Керура Васудевачара , описывающая возникновение династии Водеяров, и «Арья Кирти» Васудевайи (1896). [155] Традиция романов, начатая Гульвади Венката Рао (1899), достигла зрелости в 1915 году с появлением « Мадидунно Махарайя» М. С. Путтанны («Сэр, что вы посеете, то и пожнете»), исторического романа, написанного плавной прозой, тема которого задана временем. Махараджи Кришнараджи III. Путтанне также принадлежит заслуга написания самой ранней современной биографии « Кунигал Рамашастрия Чаритре» («История Кунигала Рамашастри»). [155] Жанр рассказа зародился с Пандже Мангеша Рао , М.Н. Каматха и Керура Васудевачара, но именно Масти Венкатеш Айенгар привлек к себе всеобщее внимание и задал тенденцию, которой должны следовать другие, в своем «Келаву Санне Категалу » («Несколько рассказов»). ", 1920) и Санна Категалу ("Рассказы", 1924). [155]

Усилия этих первых пионеров должны были стать предвестниками золотого века последующих десятилетий. Далее следовал длинный список известных поэтов и писателей: Д. Р. Бендре ( Гари , «Крыло», 1932) и Говинда Пай ( Гиливинду , «Попугаи», 1930), возможно, самые известные авторы лирических стихов, синтезировавших творчество английских поэтов. романтики с родными традициями; К. Шиварам Карант , известный писатель и автор книги «Чомана Дуди» («Труд Чомы», 1933); Кувемпу поэтов каннады , один из старейших , который продемонстрировал свое мастерство использования белого стиха в своем шедевральном эпосе и великом опусе « Шри Рамаяна Даршанам» (1949); В. К. Гокак , писатель драмы, критики, песен и эпоса ( «Бхарата Синдху Рашми» , 1940); Д. В. Гундаппа , философ-писатель, которому приписывают произведения практически во всех жанрах, хотя его наиболее известной работой является « Манкутиммана Кагга» («Безумие тупого Тхиммы», 1943), которое близко сравнивается с мудрыми стихами поэта позднего средневековья Сарваджны. . [156] [157] [158]

  1. ^ Пранеш (2003), с. xii, примечание авторов; Камат (2001), с. 282
  2. ^ Jump up to: а б Нарасимхачарья (1988), с. 17, Шастри (1955), с. 359
  3. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 23–26; Камат (2001), с. 228, 280; Пранеш (2003), стр. 11, 60; Райс EP (1921), с. 89
  4. ^ Нагарадж (2003), с. 370, 377
  5. ^ Шипли (2007), стр. 526, 528.
  6. ^ Эштон (2003), с. 22; Брэндон и Бэнхэм (1993), с. 115; Камат (2001), с. 281
  7. ^ Шива Пракаш (1997), стр. 200–201; Сахитья Академи (1987), с. 884; Тилеманн (2002), стр. 21–22.
  8. ^ Шипли (2007), с. 528; Шива Пракаш (1997), стр. 188–192; Нагарадж (2003), с. 379
  9. ^ Мурти (1992), стр. 167–170.
  10. ^ Мукерджи (1999), с. 78; Шипли (2007), с. 528; Камат (2001), стр. 227, 229–230; Нарасимхачарья (1988), стр. 23, 26; Райс EP (1921), с. 90; Пранеш (2003), с. 7
  11. ^ Нагарадж (2003), с. 378–379
  12. ^ Райс EP (1921), с. 90; Шива Пракаш (1997), стр. 192, 210; Пранеш (2003), стр. 21, 32, 42–43, 49–50, 87–88; Сахитья Академи (1988), с. 1764 г.
  13. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 17, 65–66.
  14. ^ Шива Пракаш (1997), с. 167–170, 192–195
  15. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 61–64.
  16. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 17, 61.
  17. ^ Шастри (1955), стр. 360–361; Райс EP (1921), с. 56
  18. ^ Камат (2001), с. 115; Нагарадж в Поллоке (2003), с. 21
  19. ^ Райс EP (1921), с. 59; Сахитья Академи (1988), с. 1324
  20. ^ Шива Пракаш (1997), с. 163–164, 166–169, 191
  21. ^ Шастри (1955), с. 362; Шива Пракаш (1997), с. 188
  22. ^ Сахитья Академи (1987), стр. 551–552, стр. 403–404; Шива Пракаш (1997), стр. 179–205.
  23. ^ Сахитья Академи (1987), с. 1181
  24. ^ Нагарадж (2003), с. 368
  25. ^ Шарма (1961), стр. 514–555.
  26. ^ Шива Пракаш (1997), с. 194–200
  27. ^ Шива Пракаш (1997), с. 166–167, 193–194
  28. ^ Шива Пракаш (1997), с. 163–164, 166–167
  29. ^ Jump up to: а б Нагарадж (2003), с. 370, с. 377
  30. ^ Камат (2001), с. 220, с. 225–226; Нагарадж (2003), с. 370; Райс EP (1921), с. 83
  31. ^ Нагарадж (2003), с. 377–378
  32. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1988), с. 1182
  33. ^ Райс EP (1921), с. 91–92
  34. ^ Jump up to: а б Райс EP (1921), с. 89
  35. ^ Сахитья Академи (1992), с. 4621
  36. ^ Jump up to: а б с Эштон (2003), с. 17–18, с. 27
  37. ^ Jump up to: а б с Брэндон и Бэнхэм (1993), с. 115
  38. ^ Эштон (2003), с. 17
  39. ^ Карант в Эштоне (2003), стр. 21–22
  40. ^ Райс EP (1921), с. 43
  41. ^ Карант в Эштоне (2003), стр. 20–21
  42. ^ Бхат ( Якшагана-стадия в Карнатаке , 1963) в Эштоне (2003), стр. 19
  43. ^ Эштон (2003), стр. 21–22.
  44. ^ Брэндон и Бэнхэм (1993), стр.115
  45. ^ Jump up to: а б Тилеманн (2002), с. 22
  46. ^ Jump up to: а б с Камат и Кхер (2000), стр. 60–61.
  47. ^ Тилеманн (2002), стр. 21–22.
  48. ^ Jump up to: а б с Шива Пракаш (1997), с. 201
  49. ^ Шарма (2000), с. xxxii
  50. ^ Шива Пракаш (1997), с. 189
  51. ^ Нагарадж (2003), с. 377, с. 379; Шипли (2007), с. 528
  52. ^ Jump up to: а б с д Шива Пракаш (1997), с. 191
  53. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Прасад (1987), с. 16
  54. ^ Шива Пракаш (1997), с. 188–189
  55. ^ Нагарадж (2003), с. 378
  56. ^ Шива Пракаш (1997), с. 190–191
  57. ^ Jump up to: а б с д Мурти (1992), с. 167
  58. ^ Мурти (1992), с. 168; Камат (2001), стр. 278–280.
  59. ^ Мурти (1992), стр. 168–169.
  60. ^ Jump up to: а б Мурти (1992), с. 169
  61. ^ Мурти (1992), с. 170
  62. ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 227
  63. ^ Пранеш (2003), с. 6
  64. ^ Камат (2001), стр. 227–228.
  65. ^ Камат (2001), с. 227; Пранеш (2003), стр. 11–12.
  66. ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1987), стр. 476.
  67. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1992), с. 3934
  68. ^ Jump up to: а б с д и ж Нарасимхачарья (1988), с. 24
  69. ^ Сахитья Академи (1988), стр.1149–1150
  70. ^ Райс EP (1921), с. 84
  71. ^ Пранеш (2003), с. 16
  72. ^ Камат (2001), с. 228
  73. ^ Райс (1921), с. 89
  74. ^ Райс EP (1921), с. 89; Пранеш (2003), с. 17
  75. ^ Камат (2001), с. 220, с. 222
  76. ^ Камат (2001), стр. 228–229.
  77. ^ Мукерджи (1999), с. 78; Шипли (2007), с. 528
  78. ^ Камат (2001), стр. 229–230; Пранеш (2003), стр. 20–21; Нарасимхачарья (2001), с. 23
  79. ^ Мукерджи (1999), с. 78; Пранеш (2003), с. 21
  80. ^ Мукерджи (1999), с. 78
  81. ^ Райс EP (1921), с. 90
  82. ^ Райс EP (1921), с. 90; Пранеш (2003), с. 28
  83. ^ Пранеш (2003), с. 28–30
  84. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 23–24, 62, 64.
  85. ^ Мукерджи (1999), с. 77–78; Райс (1921), стр. 89–90.
  86. ^ Пранеш (2003), с. 31
  87. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 23; Шива Пракаш (1997), с. 213; Пранеш (2003), стр. 31–32
  88. ^ Райс EP (1921), с. 91
  89. ^ Пранеш (2003), с. 31–32
  90. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 59; Шастри (1955), с. 365
  91. ^ Шива Пракаш (1997), с. 210; Камат (2001), с. 230
  92. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Шастри (1955), с. 365
  93. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 62; Сахитья Академи (1988), с. 1077
  94. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Пранеш (2003), с. 34
  95. ^ Камат (2001), с. 230; Мукерджи (1999), с. 135
  96. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Пранеш (2003), стр. 32–33
  97. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Пранеш (2003), с. 33
  98. ^ Райс EP (1921), с. 92
  99. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 24; Шива Пракаш (1997), с. 191
  100. ^ Прасад (1987), с. 6
  101. ^ Прасад (1987), с. 7
  102. ^ Прасад (1987), стр. 9–10.
  103. ^ Найкар (2008), с. 4
  104. ^ Прасад (1987), стр. 17–20.
  105. ^ Прасад (1987), с. 15
  106. ^ Прасад (1987), стр. 5–6.
  107. ^ Шива Пракаш (1997), с. 191–192; Прасад (1987), с. 3
  108. ^ Камат (2001), стр. 229–230; Пранеш (2003), стр. 44–45.
  109. ^ Jump up to: а б Пранеш (2003), с. 37
  110. ^ Jump up to: а б Пранеш (2003), с. 45
  111. ^ Jump up to: а б с д и Нарасимхачарья (1988), с. 25
  112. ^ Jump up to: а б Пранеш (2003), стр. 49–50
  113. ^ Брэндан и Бэнхэм (1993), стр. 115–116
  114. ^ Эштон (2003), стр. 17–23.
  115. ^ Пранеш (2003), с. 37–38
  116. ^ Jump up to: а б Камат (2001), с. 281
  117. ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1987), с. 884
  118. ^ Jump up to: а б с Сахитья Академи (1987), с. 883
  119. ^ Jump up to: а б Шива Пракаш (1997), стр. 200–201
  120. ^ Jump up to: а б Сахитья Академи (1988), с. 1764 г.
  121. ^ Мукерджи (1999), с. 142
  122. ^ Шива Пракаш (1997), с. 201; Нарасимхачарья (1988), с. 25
  123. ^ Райс EP (1921) с. 81
  124. ^ Пранеш (2003), с. 42–43
  125. ^ Пранеш (2003), с. 49
  126. ^ Пранеш (2003), с. 43
  127. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 25; Пранеш (2003), с. 49
  128. ^ Читаниса и Читнис (2000), стр. 11
  129. ^ Райс EP (1921), стр. 89, 92
  130. ^ Камат (2001), стр. 249, 278; Пранеш (2003), с. 53
  131. ^ Камат (2001), с. 278
  132. ^ Пранеш (2003), с. 54–55
  133. ^ Нарасимхачарья (1988), с. 26; Мурти (1992), с. 167
  134. ^ Пранеш (2003), с. 55
  135. ^ Пранеш (2003), с. 55, 58, 60
  136. ^ Пранеш (2003), с. 78–80
  137. ^ Пранеш (2003), с. 80; Мурти (1992), с. 168
  138. ^ Jump up to: а б с Нарасимхачарья (2003), с. 26
  139. ^ Мукерджи (1999), стр. 89, 311.
  140. ^ Пранеш (2003), с. 87–88
  141. ^ Камат (2001), с. 280; Мукерджи (1999), с. 238
  142. ^ Jump up to: а б с Мурти (1992), с. 168
  143. ^ Jump up to: а б Камат (2001), стр. 279–280; Мурти (1992), с. 168
  144. ^ Мурти (1992), с. 168–169; Камат (2001), с. 281
  145. ^ Мурти (1992), с. 169; Камат (2001), с. 282
  146. ^ Это (1991), с. 238
  147. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1077; Пранеш (2003), стр. 82–83
  148. ^ Мурти (1992), с. 169; Камат (2001), с. 281
  149. ^ Камат (2001), стр. 254, 257–261, 284–286, 291–294.
  150. ^ Мурти (1992), стр. 170–173.
  151. ^ Мурти (1992), стр. 170–171.
  152. ^ Мурти (1992), с. 171
  153. ^ Мурти (1992), стр. 171–172.
  154. ^ Камат (2001), с. 281; Мурти (1992), с. 172
  155. ^ Jump up to: а б с Мурти (1992), с. 172
  156. ^ Сахитья Академи (1988), стр. 1057.
  157. ^ Мурти (1992), стр. 173, 174, 178, 190.
  158. ^ Сахитья Академи (1988), с. 1437

Библиография

[ редактировать ]
  • Эштон, Марта Буш (2003) [2003]. «История Якшагана». Якшагана . Публикации Абхинава. ISBN  81-7017-047-8 .
  • Читаниса, Ке. Эн; Читнис, Кришнаджи Нагешрао (2000). Навабы Саванура . Атлантические издатели и дистрибьюторы. ISBN  81-7156-521-2 .
  • Дас, Сисир Кумар (1991). История индийской литературы . Академия Сахитья. ISBN  81-7201-006-0 .
  • Брэндон, Джеймс Р.; Банхэм, Мартин (1993) [1993]. Кембриджский путеводитель по азиатскому театру . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-58822-7 .
  • Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней . Бангалор: Книги Юпитера. OCLC   7796041 .
  • Камат и Кхер, М.В. и В.Б. (2000) [2000]. Саи Баба из Ширди: уникальный святой . Издательство Джайко. ISBN  81-7224-030-9 .
  • Мурти, К. Нарасимха (1992). «Современная литература каннада». В Джордже К.М. (ред.). Современная индийская литература: Антология - Том 1 . Сахитья Академия. ISBN  81-7201-324-8 .
  • Мукерджи, Суджит (1999) [1999]. Словарь индийской литературы . Ориент Блэксван. ISBN  81-250-1453-5 .
  • Нагарадж, Д.Р. (2003) [2003]. «Критическая напряженность в истории литературной культуры каннада». В Шелдоне И. Поллоке (ред.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-22821-9 .
  • НАИКАР, БАСАВАРАДЖ (2008). ЛИТЕРАТУРНОЕ ВИДЕНИЕ . Саруп и сыновья. ISBN  978-81-7625-566-0 .
  • Нарасимхачарья, Р. (1988) [1934]. История литературы каннада . Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0303-6 .
  • Пранеш, Мира Раджарам (2003) [2003]. Композиторы музыки во времена династии Водеяров (1638–1947 гг. н.э.) . Бангалор: Публикации Ви Эмма.
  • Прасад, К.Б. Прабху (1987) [1987]. Сарвайна . Академия Сахитья. ISBN  81-7201-404-Х .
  • Райс, EP (1982) [1921]. Каннада Литература . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN  81-206-0063-0 .
  • Шарма, БНК (2000) [2000]. История школы веданты Двайта и ее литературы: от древнейших истоков до наших дней . Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1575-0 .
  • Шипли, Джозеф Т. (2007) [2007]. Энциклопедия литературы - Том I. ЧИТАЙТЕ КНИГИ. ISBN  978-1-4067-0135-7 .
  • Шива Пракаш, HS (1997). «Каннада». В Айяппапаникере (ред.). Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. ISBN  81-260-0365-0 .
  • Тилеманн, Селина (2002). Богослужение и исполнительское искусство в Индии . Издательство АПХ. ISBN  81-7648-333-8 .
  • Разное (1992) [1992]. Мохан Лал (ред.). Энциклопедия индийской литературы – т. 5 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1221-8 .
  • Разное (1988) [1988]. Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 2 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1194-7 .
  • Разное (1987) [1987]. Амареш Датта (ред.). Энциклопедия индийской литературы – том 1 . Сахитья Академия. ISBN  81-260-1803-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d1ce83226f36f853cdf72ebe6b126ba__1713707820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/ba/9d1ce83226f36f853cdf72ebe6b126ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mysore literature in Kannada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)