Jump to content

Поправки в Конституцию России 2020 года

Поправки 2020 года , предложенные в январе 2020 года, являются вторыми существенными поправками к Конституции России 1993 года. Для внесения этих поправок Владимир Путин президент России провел всенародное голосование . Они были одобрены 1 июля всенародным голосованием.

После подписания Путиным 3 июля указа об официальном внесении поправок в Конституцию России, они вступили в силу 4 июля. [ 1 ]

С момента ратификации Конституции в 1993 году было предложено несколько поправок. В 2008 году в целях продления срока полномочий президента и Госдумы , а также требования ежегодного отчета премьер-министра перед депутатами Думы были изменены четыре статьи. В начале 2014 года были ратифицированы еще восемь поправок и одна отменена, что привело к упразднению Высшего арбитражного суда и корректировке функций прокуроров. В середине 2014 года были изменены еще две статьи, чтобы позволить президенту выбирать до 10% (17 членов) Совета Федерации . [ 2 ]

Новые предложения Президент Путин высказал в ходе своего ежегодного послания Федеральному Собранию 15 января 2020 года. [ 3 ] Поправки подготовила назначенная Путиным комиссия во главе с академиком Талией Хабриевой , сенатором Андреем Клишасом и народным депутатом Павлом Крашенинниковым . [ 4 ] [ 5 ]

Согласно статьям 136 и 108, поправки к положениям глав 3–8 требуют такого же одобрения, как и федеральный конституционный закон, то есть квалифицированного большинства в две трети голосов в Государственной Думе ( нижняя палата ), в три четверти голосов. подавляющее большинство голосов в Совете Федерации ( верхняя палата ) и ратификация двумя третями 85 региональных законодательных собраний ( субъектов федерации для вступления поправки в силу требуется 57 региональных ратификаций).

Президент официально внес законопроект в Госдуму 20 января. [ 6 ] 11 марта Государственная дума, в которой доминируют проправительственные партии, быстро и без возражений одобрила эти предложения в третьем чтении. [ 7 ] К 13 марта законодательные собрания всех 85 субъектов Федерации одобрили поправки в Конституцию. [ 8 ] 16 марта Конституционный суд России одобрил поправки. [ 9 ]

Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции России одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. [ 10 ] Это означало, что Владимир Путин, избранный президентом в 2012 году и переизбранный в 2018 году , не смог бы участвовать в президентских выборах 2024 года . [ 11 ] В 2018 году Путин заявил, что не будет занимать пост президента более двух сроков подряд, и отрицал возможность своего участия в выборах 2024 года. [ 12 ] [ 13 ]

Поправки в Конституцию России решили так называемую «проблему 2024 года» [ 14 ] относительно окончания президентского срока Путина в том же году. [ 15 ]

По данным опроса общественного мнения Gallup International, проведенного в декабре 2017 года, если бы человек, за которого избиратели хотели проголосовать (в 77% случаев это был Владимир Путин), не был бы в бюллетене на выборах, 46% не знали бы, за кого еще голосовать. проголосовали за, и 19% признали бы свои бюллетени недействительными. [ 16 ] Валерий Федоров, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения : [ 17 ] утверждал, что российское население не задумывалось об этой проблеме. [ 18 ] Участники фокус-группы, собранной Левада-центром, определили два основных решения: сохранение президентских полномочий Владимира Путина и назначение преемника. [ 19 ] В 2018 году Валерий Зорькин предложил изменить конституцию, чтобы Путин мог остаться у власти. [ 20 ] прямо заявил, что не собирается менять Конституцию Однако позже в марте Путин в интервью Мегин Келли . [ 21 ] Сергей Марков заявил, что неоднократное исключение Путиным отмены ограничения сроков привело к тупику обсуждения возможных сценариев на 2024 год. [ 22 ] В итоге, несмотря на прежние обещания, ограничения, мешавшие Путину оставаться президентом РФ, были изменены. [ 23 ]

По мнению политолога Кирилла Рогова, конституционное устройство российской государственности оставалось неясным из-за неудачного опыта «тандема» и отсутствия институтов распределенной власти. [ 24 ] Помимо очевидного конфликта между политическим режимом Путина и официальной государственной системой , существовали также проблемы безопасности Путина и его семьи, если он полностью покинет свой пост, а также проблемы с конституцией, которая гарантирует это как возможную определенность. [ 25 ]

Предлагаемые поправки

[ редактировать ]

В 2020 году была переписана 41 статья и добавлено еще пять. Без учета 1-й, 2-й и 9-й глав, изменить которые можно только путем созыва Учредительного собрания и разработки новой Конституции, было изменено около 60% статей. Основные поправки касаются распределения власти между ветвями власти: отказа от суперпрезидентской системы, созданной в 1993 году, и одновременного создания новой, основанной на принципе сдержек и противовесов. [ 2 ]

В целом были предложены следующие поправки: [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

  • Убрать из статьи, регулирующей максимальное количество президентских сроков, пункт «поряду», не считая предыдущих президентских сроков до вступления поправки в силу;
  • Обнулить количество президентских сроков, которые занимал нынешний президент (Владимир Путин) или бывший президент ( Дмитрий Медведев ), чтобы позволить любому из них отбыть свой первый срок в случае избрания на пост президента в 2024 году;
  • Конституция России должна иметь приоритет над международным правом;
  • Государственная Дума (нижняя палата Парламента) должна иметь право утверждать кандидатуру Премьер-министра (сейчас она лишь дает согласие на его назначение), Государственная Дума также сможет утверждать кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров. Министрам Президент не сможет отказать в их назначении, но в некоторых случаях сможет отстранить их от должности;
  • Лица, занимающие «важные должности для обеспечения безопасности страны» (президент, министры, судьи, главы регионов), не должны иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах ни на момент работы в должности, ни в случае Президент, в любое время ранее;
  • Кандидат в президенты должен прожить в России не менее 25 лет (ранее 10 лет) и не может никогда в жизни иметь иностранное гражданство или вид на жительство (без возможности отказаться от иностранного гражданства, чтобы получить право быть президентом);
  • Совет Федерации (верхняя палата парламента) сможет предложить президенту уволить федеральных судей; в отдельных случаях Совет Федерации по представлению Президента будет иметь право отстранять от должности судей Конституционного и Верховного судов ;
  • Отдельные министры, являющиеся руководителями правоохранительных органов, должны назначаться Президентом по согласованию с Советом Федерации;
  • Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума;
  • Регулярная индексация пенсий;
  • Укрепление статуса и роли Государственного совета (в настоящее время он является лишь совещательным органом и не прописан в Конституции);
  • Предоставление Конституционному Суду возможности проверять конституционность законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации по поручению Президента, до их подписания Президентом;
  • Определение брака как отношений между одним мужчиной и одной женщиной . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

Помимо инициатив по перераспределению властных полномочий, первый проект включал в себя пару поправок социально- и экономического характера. В частности, Путин предложил потребовать, чтобы минимальная заработная плата была выше черты бедности, а также гарантировать ежегодное увеличение пенсионных выплат. Поправки из этого блока разрабатывала специальная группа, состоящая из депутатов парламента, ученых и представителей общественности. В результате их работы Конституция была дополнена статьями, устанавливающими четкое отношение правительства к таким вещам, как здравоохранение, наука, культура, волонтерская деятельность и молодежь. Кроме того, поправки содержат ряд новшеств, в том числе признание русского языка «языком государственнообразующего народа», защиту «исторической правды» и упоминание о вере в Бога применительно к наследию. Большинство этих поправок не воплощают в себе новые концепции, а скорее дублируют нормы, уже заложенные в федеральных законах. [ 2 ] Одна из поправок запрещала передачу территории России иностранным державам. [ 33 ] [ 34 ]

Постановление

[ редактировать ]

Поправки были вынесены на общенациональное голосование, первоначально назначенное на апрель 2020 года, но позже отложенное из-за пандемии COVID-19 . Они перенесены на 1 июля 2020 года (досрочное голосование разрешено с 25 июня 2020 года).

Процедура голосования была определена еще в процессе разработки. До этого не было понятия «всенародное голосование». Утвержденная процедура заметно отличается от обычного голосования или референдума: всего месяц подготовки вместо 90–100 дней; наблюдатели могут быть только от Общественных палат, формируемых федеральными и региональными органами власти; «информирование общественности» о содержании поправок вместо агитации; отсутствие минимальной явки избирателей; возможность онлайн-голосования. [ 2 ]

Поскольку подсчитано 98% бюллетеней и 78% проголосовали за, а 22% - против, поправки легко были приняты.

Поправки рассматривались как позволяющие президенту Владимиру Путину продолжать исполнять обязанности президента после 2024 года. Согласно предыдущей версии конституции, Путин должен был уйти в отставку в 2024 году. [ 35 ]

Основные споры вокруг всего соглашения были вызваны изменением порядка внесения изменений в саму Конституцию (о чем говорится в главе 9). Была введена новая трехэтапная процедура. После одобрения федеральным и региональными парламентами была принята лишь третья статья, описывающая порядок вступления изменения в силу. После того как Конституционный суд утвердил документ, была принята вторая статья, которая регулировала процедуру общенационального голосования. Первая статья, состоящая из всех поправок, может быть принята только после одобрения большинством избирателей. [ 2 ]

Поправки также подверглись критике за противоречие первым двум главам Конституции. В частности, критике подверглись поправки, которые касались вопросов религии, превосходства Конституции над межгосударственной властью, права президента смещать судей и консолидации местной власти в «единую систему государственной власти». Однако после рассмотрения рассматриваемых поправок, а также поправки, исключающей предыдущие президентские сроки до вступления поправки в силу, Конституционный суд не нашел противоречий. [ 2 ]

Некоторые считают внесение и принятие поправок формой самопереворота или автопереворота, поскольку они снимают ограничения на срок полномочий президента и предоставляют Путину больше полномочий. [ 36 ]

Зарубежный анализ

[ редактировать ]

The New York Times написала, что предложенный запрет на однополые браки был «попыткой повысить явку на конституционный референдум, который мог бы сохранить его у власти, и вызвал большой энтузиазм среди россиян». [ 30 ]

The Guardian написала, что «[эт] шаг, объявленный Путиным в январе, первоначально рассматривался как способ удержаться у власти после 2024 года, когда при нынешних обстоятельствах он больше не сможет занимать пост президента из-за срока полномочий». пределы». [ 31 ] The Guardian далее отметила, что «прямая поддержка Путиным поправок делает вероятным, что они будут приняты. В свой четвертый президентский срок он стал все более консервативным». [ 31 ]

Уилл Партлетт написал, что поправки являются примером «театрального создания конституции», которое используется для поддержки авторитарного популизма в России. Таким образом, поправки конституционизируют законодательные тенденции в сторону централизма, персонализма и протекционизма. [ 37 ]

Позиция Венецианской комиссии

[ редактировать ]

16 марта 2020 года 128 российских юристов, политологов и правозащитников , в том числе член Конституционной конференции РФ Георгий Сатаров , профессор Высшей школы экономики , доктор юридических наук Ирина Алебастрова, профессор Институт политических исследований Сергей Гуриев и правозащитник Лев Пономарев обратились в Совет Европы с просьбой дать правовую оценку поправкам в Конституцию . Петиция была размещена на сайте Change.org , где к 27 мая она собрала более 200 000 подписей. В тот день Совет Европы принял решение направить запрос в Венецианскую комиссию . Комиссия должна проверить соблюдение европейских и международных стандартов демократии и верховенства закона , а также юридических обязательств России как члена Совета Европы. [ 38 ]

18 июня заключение Венецианской комиссии по проекту изменений в Конституцию (подписанному президентом РФ 14 марта), касающемуся исполнения в РФ решений Европейского суда по правам человека. было опубликовано . [ 39 ] Комиссия указала, что нет выбора, исполнять или не исполнять решение Европейского суда по правам человека: в соответствии со статьей 46 Европейской конвенции по правам человека решения ЕСПЧ являются обязательными. В предлагаемых поправках используется понятие «противоречит Конституции», что является слишком широкой формулой, более широкой, чем действующая статья 79 Конституции («ограничивающая права и свободы человека и гражданина или противоречащая основам конституционного строя»). система Российской Федерации»). Эти опасения следует рассматривать на фоне предлагаемой поправки к статье 83 Конституции, наделяющей Совет Федерации полномочиями увольнять судей Конституционного суда по требованию президента . [ 40 ]

23 марта 2021 года было опубликовано заключение Венецианской комиссии о конституционных поправках в Конституцию и порядке их принятия. [ 41 ] Комиссия приветствовала тот факт, что поправки приводят к нескольким положительным изменениям (усиленная защита социальных прав, ограничение мандата Президента двумя сроками, возможность для Президента обращаться в Конституционный Суд, использование президентского вето, конституционализация Государственного совета , который уже два десятилетия действует исключительно на основе исполнительного правового акта, расширение парламентского контроля, включая возможность проведения расследований глав государственных органов и компетенцию «заслушивать» годовой отчет Прокурора РФ , введение фиксированного шестилетнего срока для большинства сенаторов Совета Федерации). [ 42 ] Тем не менее, Комиссия выявила некоторые серьезные недостатки в Конституции и процедуре ее принятия. [ 43 ]

Комиссия отметила, что в целом повышение на конституционный уровень (конституционализация) существующих положений обычного права создает риск исключения рассматриваемых вопросов из открытого обсуждения и, таким образом, ограничивает демократию . Конституционные нормы становятся более жесткими; они не могут быть рассмотрены Конституционным Судом и, напротив, становятся для Суда критерием оценки других правовых норм.

Комиссия пришла к выводу, что поправки непропорционально усилили позиции Президента Российской Федерации и устранили некоторые сдержки и противовесы, изначально предусмотренные в Конституции. [ 44 ] [ 45 ] Исключение ad hominem из срока полномочий действующего и предыдущего президентов (Владимира Путина и Дмитрия Медведева) противоречит самой логике принятой поправки, ограничивающей мандат президента двумя сроками. [ 46 ] Необычайно широкий объем иммунитета в сочетании с правилами импичмента, которые очень затрудняют отстранение президента от должности, вызывают серьезные опасения относительно ответственности президента. Президент получил дополнительные полномочия за счет Председателя Правительства . Увеличение числа сенаторов, назначаемых президентом, может дать последнему дополнительные рычаги воздействия, что вызовет сомнения в том, будет ли Совет Федерации достаточно независимым от исполнительной власти , чтобы иметь возможность осуществлять контрольные функции, возложенные на него Конституцией. В совокупности эти изменения выходят далеко за рамки того, что соответствует принципу разделения властей даже в президентских режимах . [ 47 ]

Комиссия установила, что поправки к положениям, касающимся судебной власти , в частности, полномочия Президента инициировать увольнение председателей высших судов , а также председателей, вице-председателей и судей кассационных и апелляционных судов по очень расплывчатым основаниям, затрагивают основной элемент независимости судебной власти. В совокупности поправки в положения о судебной власти представляют собой угрозу верховенству права в Российской Федерации. [ 48 ]

Кроме того, Комиссия пришла к выводу, что поправки ослабляют субъекты субъектов и органы местного самоуправления . [ 49 ] Включение положений, касающихся русской нации, создает противоречие с многоэтническим характером Российской Федерации.

Что касается процедуры принятия поправок, Венецианская комиссия пришла к выводу, что скорость подготовки таких широкомасштабных поправок явно не соответствует глубине поправок, учитывая их социальное воздействие. Такая скорость привела к нехватке времени для надлежащего периода консультаций с гражданским обществом перед принятием поправок парламентом . [ 50 ] [ 51 ] Поскольку Конституционное собрание России не созывалось, Конституция была принята после голосования Парламентом и субъектами Федерации . После этих шагов поправки должны были вступить в силу согласно статье 135 Конституции. Отрицательный результат дополнительных мер, которые были введены ad hoc, а именно рассмотрения Конституционным Судом и всероссийского голосования, не мог помешать вступлению поправок в силу. Следовательно, введение этих дополнительных шагов в процедуру внесения изменений в Конституцию создало явное противоречие со статьей 16 Конституции, гарантирующей «основы конституционного строя Российской Федерации».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Владимир Путин. Путин подписывает поправки к закону. Архивировано 17 сентября 2020 года в Wayback Machine .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж "Россия при новой Конституции" [Russia under the new Constitution]. Ведомости (in Russian). 22 June 2020. Archived from the original on 26 November 2020 . Retrieved 29 June 2020 .
  3. ^ Владимир Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Архивировано 4 января 2021 года в Wayback Machine .
  4. ^ Оденал, Бернхард; Бессон, Сильвен (31 августа 2022 г.). «От Кремля до Швейцарии: в Монтрё сообщили об адвокате Путина» . Федеральное правительство . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 31 августа 2022 г.
  5. ^ "Путин создал рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию" (in Russian). Interfax . 15 January 2020 . Retrieved 25 May 2024 .
  6. ^ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" Archived 24 January 2020 at the Wayback Machine .
  7. ^ "(третье чтение в целом) О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" " . ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (in Russian). Archived from the original on 30 May 2020 . Retrieved 12 March 2020 .
  8. ^ https://tass.ru/politika/7968459 Archived 18 September 2020 at the Wayback Machine | Все регионы поддержали закон о внесении изменений в Конституцию.
  9. ^ АФП (16 марта 2020 г.). «Верховный суд России одобрил план реформы Путина, позволяющий ему оставаться президентом до 2036 года» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
  10. ^ «Конституция России. Глава 4. Президент Российской Федерации. Статья 81» . Конституция.ру. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 года . Проверено 22 марта 2018 г.
  11. ^ Все сайты РСЕ/РС (18 марта 2018 г.). «Проблема Путина в 2024 году: победа на выборах поднимает занавес над туманным будущим» . Rferl.org. Архивировано из оригинала 21 марта 2018 года . Проверено 22 марта 2018 г.
  12. ^ "Путин ответил на вопрос о возможном участии в выборах-2024" . РИА Новости (in Russian). 18 March 2018. Archived from the original on 9 December 2018 . Retrieved 8 December 2018 .
  13. ^ "Путин не намерен занимать пост президента более двух сроков подряд" . Коммерсант. 25 May 2018. Archived from the original on 26 May 2018 . Retrieved 25 May 2018 .
  14. ^ Рубрики журнала The New Times Проблема 2024 Archived 28 July 2019 at the Wayback Machine .
  15. ^ Фёдоров, В. В., ed. (2018). ВЫБОРЫ НА ФОНЕ КРЫМА: электоральный цикл 2016—2018 гг. и перспективы политического транзита . Ю. М. Баскакова, Л. Г. Бызов, О. Л. Чернозуб, М. В. Мамонов, И. В. Гаврилов, М. А. Вядро. ВЦИОМ. ISBN  978-5-04-152324-4 .
  16. ^ "Gallup: без участия Владимира Путина выборы рискуют провалиться" . www.dp.ru . Archived from the original on 7 April 2019 . Retrieved 2 September 2020 .
  17. ^ Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения .
  18. ^ Михаил Ростовский (14 March 2019). "Конец эпохи Путина: как это будет Путеводитель по будущей смене власти в России " (in Russian). Газета «Московский комсомолец». Archived from the original on 31 July 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
  19. ^ Денис Волков (14 May 2019). "Что думают российские избиратели о проблеме-2024" . rbc.ru (in Russian). Archived from the original on 1 August 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
  20. ^ Анастасия Стогней (12 октября 2018 г.). «Предлагаемые изменения в конституции демонстрируют раскол в Кремле по поводу «проблемы 2024 года» Путина » . thebell.io . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  21. ^ "Путин заявил, что не намерен менять Конституцию" . РИА Новости (in Russian). 10 March 2018. Archived from the original on 9 December 2018 . Retrieved 8 December 2018 .
  22. ^ Илья Архипов и Генри Мейер (12 июля 2019 г.). «Путин стремится закрепить контроль над парламентом» . Bloomberg.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  23. ^ Эндрю Хаммонд (4 марта 2018 г.). «Победа Путина приведет к изменению политики» . www.gulfnews.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  24. ^ Кирилл Рогов (18 March 2018). "Пятый срок" . inliberty.ru (in Russian). Archived from the original on 1 August 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
  25. ^ "Дилемма Путина: уйти нельзя остаться" . newtimes.ru (in Russian). 19 February 2019. Archived from the original on 28 July 2019 . Retrieved 1 August 2019 .
  26. ^ «Критики говорят, что российское голосование, которое могло позволить Путину править до 2036 года, было сфальсифицировано» . TheGuardian.com . 2 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 6 января 2021 года . Проверено 2 июля 2020 г.
  27. ^ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Archived 24 January 2020 at the Wayback Machine .
  28. ^ "Рабочая группа назвала требующие корректировки статьи Конституции" . РБК . 20 January 2020. Archived from the original on 30 May 2020 . Retrieved 20 January 2020 .
  29. ^ «Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации» . Президент России . 14 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 15 марта 2020 г.
  30. ^ Jump up to: а б с Крамер, Эндрю Э. (3 марта 2020 г.). «Путин предлагает конституционный запрет однополых браков» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 8 июня 2020 г. Включив поправку, определяющую брак как брак между мужчиной и женщиной, "они превращают голосование в референдум за традиционные ценности", - сказала Екатерина Шульман, московский политолог.
  31. ^ Jump up to: а б с «Путин представил планы конституционного запрета однополых браков» . Хранитель . 2 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 2 января 2021 г. . Проверено 8 июня 2020 г. "Для меня самым важным предложением было бы закрепить статус брака как союза мужчины и женщины", - заявил журналистам вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
  32. ^ «Путин предлагает закрепить в Конституции Бога и гетеросексуальные браки» . «Москва Таймс» . 2 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Проверено 8 июня 2020 г. Четвертое пребывание Путина в Кремле стало свидетелем резкого поворота к более консервативной политике: группы, продвигающие фундаменталистские православные взгляды, получили большую легитимность, а либеральные точки зрения подверглись нападкам, поскольку отношения Москвы с Западом испортились.
  33. ^ «Путин хочет конституционного запрета на передачу Россией земель иностранным державам» . Рейтер . 3 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
  34. ^ Тиг, Элизабет (2020). «Конституционные реформы России 2020 года» . Российская политика . 5 (3): 301–328. дои : 10.30965/24518921-00503003 . S2CID   225209627 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
  35. ^ Хиггинс, Эндрю (1 июля 2020 г.). «Театральный метод в путинском избирательном безумии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
  36. ^ Гурьев Сергей (18 января 2020 г.). «Бессмысленный переворот Путина | Сергей Гуриев» . Проект Синдикат . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года . Проверено 8 декабря 2022 г.
  37. ^ Уильям Партлетт, Поправки к Конституции России 2020 года: сравнительная перспектива. Архивировано 24 июля 2020 года в Wayback Machine .
  38. ^ Vorobyeva, Vera (28 May 2020). "В Совете Европы рассмотрели петицию россиян о правовой экспертизе поправок в Конституцию" . Znak.com (in Russian). Archived from the original on 5 June 2020 . Retrieved 29 March 2021 .
  39. ^ "Венецианская комиссия Совета Европы принимает заключение по поправкам в российскую конституцию, связанным с исполнением решений Европейского суда в России" . Совет Европы . 18 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  40. ^ Khimshiashvili, Polina (18 June 2020). "Венецианская комиссия посоветовала изменить поправку об увольнении судей" . RBK (in Russian). Archived from the original on 20 June 2020 . Retrieved 29 March 2021 .
  41. ^ "Венецианская комиссия приняла новое заключение по поправкам в Конституцию 2020 года и порядку их принятия в Российской Федерации" . Совет Европы . 23 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  42. ^ "Венецианская комиссия оценила поправки в конституцию России" . BFM.ru (in Russian). 23 March 2020. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  43. ^ Dmitriev, Denis (26 March 2021). "Самые, пожалуй, авторитетные юристы-конституционалисты в мире оценили поправки к Конституции России. Многие им не понравились — но не все" . Meduza (in Russian). Archived from the original on 26 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  44. ^ "Венецианская комиссия: поправки к Конституции были чрезмерно поспешными и усилили власть президента" . Openmedia.io (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 23 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  45. ^ "Венецианская комиссия нашла в исправленной Конституции диспропорциональное усиление позиции Путина" . Rosbalt.ru (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  46. ^ "Венецианская комиссия выразила сожаление по поводу "обнуления" президентских сроков Владимира Путина" . Obshchaya Gazeta (in Russian). 24 March 2021. Archived from the original on 29 April 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  47. ^ "Венецианская комиссия: поправки к Конституции РФ выходят за рамки уместного даже при президентских режимах" . Novaya Gazeta (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 27 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  48. ^ " "Серьёзная угроза верховенству права". Доклад Венецианской комиссии Совета Европы о поправках к Конституции РФ" . Echo of Moscow (in Russian). 27 March 2021. Archived from the original on 28 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  49. ^ "Комиссия Совета Европы: Поправки к Конституции усилили власть президента РФ и убрали ряд сдержек и противовесов" . Kasparov.ru (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  50. ^ "Венецианская комиссия опубликовала выводы о поправках к Конституции РФ" . Radio Liberty (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 24 March 2021 . Retrieved 29 March 2021 .
  51. ^ "В Совете Европы обнародовали заключение по поправкам в Конституцию России" . RIA Novosti (in Russian). 23 March 2021. Archived from the original on 18 March 2024 . Retrieved 8 May 2022 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6d211bcca03dafbd6ff4dd6f154cb7e__1720492260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/7e/a6d211bcca03dafbd6ff4dd6f154cb7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
2020 amendments to the Constitution of Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)