Христианство в Ливане
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Храм Богоматери Ливанской | |
Общая численность населения | |
---|---|
4–5 миллионов граждан Ливана (оценка на 2022 год) [ 1 ]
1,2–2 миллиона в Ливане | |
Религии | |
Маронитская церковь Греческая православная церковь Антиохии Мелькитская греко-католическая церковь Армянская Апостольская Церковь (См. Религия в Ливане ) |
Христианство по странам |
---|
![]() |
![]() |
Христианство в Ливане имеет долгую и непрерывную историю. Библейские писания показывают, что Петр и Павел евангелизировали финикийцев , что привело к зарождению древнего Антиохийского Патриархата . Таким образом, христианство в Ливане так же старо, как сама христианская вера. Христианство медленно распространялось в Ливане из-за язычников , сопротивлявшихся обращению, но в конечном итоге распространилось по всей стране. Даже после столетий жизни под властью мусульманских империй христианство остается доминирующей религией в регионе Горного Ливана и имеет значительные общины в других местах.
Католики марониты - и друзы основали современный Ливан в девятнадцатом веке посредством правительственной и социальной системы, известной как « дуализм маронитов-друзов » в Мутасаррифате Горного Ливана . [ 3 ] В Ливане самая высокая доля христиан среди всех стран Ближнего Востока , которая, по оценкам, составляет от 37% до 43%; Следующими идут Египет и Сирия с примерно 10%. Ливанские христиане составляют большинство ливанской диаспоры во всем мире.
По оценкам исследования 2015 года, 2500 ливанских христиан имеют арабско-мусульманское происхождение, тогда как большинство ливанских христиан являются прямыми потомками первых ранних христиан. [ 4 ]
История
[ редактировать ]

Прежде чем христианская вера достигла территории Ливана, Иисус отправился в его южную часть возле Тира , где в Священных Писаниях говорится, что он исцелил одержимого ханаанского ребенка. [ номер 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Христианство в Ливане почти так же старо, как сама языческая христианская вера. Ранние сообщения говорят о возможности того, что Петр сам евангелизировал , финикийцев святой которых он присоединил к древнему Антиохийскому Патриархату . [ 7 ] Павел также проповедовал в Ливане, оставаясь с ранними христианами в Тире и Сидоне . [ 8 ] Хотя христианство появилось в Ливане после первого века нашей эры, его распространение было очень медленным, особенно в горных районах, где язычество все еще было непреклонным. [ 9 ]
Самая ранняя бесспорная традиция христианства в Ливане восходит к Святому Марону в 4 веке нашей эры, который был греческим/восточным/антиохийским православным происхождением и основателем национального и церковного маронитизма. Святой Марон вел аскетическую и затворническую жизнь на берегу реки Оронта в окрестностях Хомса ( Сирия) и основал общину монахов, которая начала проповедовать Евангелие в окрестных местностях. [ 7 ] По вере, литургии, обрядам, религиозным книгам и наследию марониты имели восточное происхождение. [ 9 ] Монастырь Святого Марона находился слишком близко к Антиохии, чтобы предоставить монахам свободу и автономию, что побудило Святого Иоанна Марона , первого избранного маронитского патриарха, повести своих монахов в Ливанские горы , чтобы избежать императора Юстиниана II преследований , и, наконец, поселиться там. в долине Кадиша . [ 7 ] Тем не менее, влияние маронитского истеблишмента распространилось по Ливанским горам и превратилось в значительную феодальную силу. Существование маронитов в значительной степени игнорировалось западным миром до крестовых походов . [ 7 ] В 16 веке Маронитская церковь приняла катехизис Католической церкви и подтвердила свои отношения с ней. [ 9 ] Более того, Рим отправил францисканских , доминиканских , а затем иезуитских миссионеров в Ливан для латинизации маронитов. [ 7 ]
Отношения между друзами и христианами характеризуются гармонией и мирным сосуществованием . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] с дружескими отношениями между двумя группами, преобладающими на протяжении всей истории, за исключением некоторых периодов, включая гражданскую войну в Горном Ливане 1860 года . [ 14 ] [ 15 ]
Из-за своей бурной истории марониты сформировали изолированную идентичность в горах и долинах Ливана, возглавляемую маронитским патриархом, который высказывал свое мнение по современным проблемам. Они идентифицируют себя как уникальное сообщество, чья религия и культура отличаются от преимущественно мусульманского арабского мира. [ 9 ] Марониты сыграли важную роль в определении и создании государства Ливан. Современное государство Большой Ливан было создано Францией в 1920 году по инициативе амбициозных маронитских лидеров во главе с патриархом Элиасом Питером Хоайеком , который возглавлял делегации во Франции после Первой мировой войны и просил восстановить образование Княжества Ливан. (1515–1840 гг.). С созданием государства Ливан арабизм был преодолен ливанизмом , который подчеркивает средиземноморское и финикийское наследие Ливана. В Национальном пакте , неписаном джентльменском соглашении между маронитским президентом Бшарой эль-Хури и суннитским премьер-министром Риадом ас-Солхом , президентские места были распределены между основными ливанскими религиозными конфессиями. Согласно пакту, президентом Ливанской республики всегда будет маронит. Более того, в пакте также говорится, что Ливан является государством с «арабским лицом» (а не арабской идентичностью). [ 16 ]
Демография
[ редактировать ]Обратите внимание, что следующие проценты являются приблизительными. Поскольку последняя перепись населения Ливана проводилась в 1932 году, трудно получить точные оценки численности населения.
В Ливане самая высокая доля христиан среди всех стран Ближнего Востока, но точная численность этого населения оспаривается уже много лет. По одной из оценок, доля христиан в населении Ливана по состоянию на 2012 год составляла 40,5%. [ 17 ] А совсем недавно, в 2018 году, согласно Всемирной книге фактов ЦРУ, христиане составляли 33,7%. [ 18 ] населения Ливана. [ 19 ] [ 20 ]
Маронитская церковь , восточно-католическая церковь, находящаяся в полном общении с католической церковью , является крупнейшей, наиболее политически активной и влиятельной конфессией христиан Ливана. Католическая церковь также включает в себя другие восточно-католические церкви, такие как Мелькитская католическая церковь . Греческая православная церковь составляет вторую по величине долю ливанских христиан. Армянская Апостольская церковь также составляет значительную часть христианского населения Ливана.
Остальные шесть меньших христианских сект считаются этническими ассирийцами ; ( сирийские православные , сирийские католики , Ассирийская церковь Востока и халдейские католики )
В парламенте Ливана христиане занимают 64 места, а ливанские мусульмане - 64 места . Маронитам одно отведено 34 места, православным - 14, мелькитам - восемь, армянам-апостольцам - пять, армянам-католикам - , протестантам - одно и другим группам христианских меньшинств - одно.
Церкви и монастыри Ливана
[ редактировать ]
Главой Маронитской церкви является Маронитский Патриарх Антиохии, который избирается епископами Маронитской церкви и в настоящее время проживает в Бкерке , к северу от Бейрута (но в летние месяцы в северном городе Димане). [ 21 ] Нынешний Патриарх (с 2011 года) — Мар Бечара Бутрос ар-Рахи . [ 22 ] Когда новый патриарх избирается и возводится на престол, он просит церковного общения у Папы, поддерживая таким образом общение внутри католической церкви. Патриархам также может быть предоставлен статус кардиналов в ранге кардиналов-епископов. [ 22 ]
Резиденция Маронитской католической церкви находится в Бкерке. [ 22 ] Монастырями в Ливане управляют как маронитская, так и православная церкви. Святой монастырь Святого Георгия в Дейр-эль-Харфе и монастырь Святого Иоанна Крестителя в Думе датируются V веком. Баламандский монастырь в Триполи — очень известный православный монастырь, при котором есть семинария и университет. [ 23 ]
Текущие политические и религиозные проблемы
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
По состоянию на май 2022 года « Ливанские силы» являются крупнейшей христианской политической партией в Ливане. [ 24 ]
По условиям соглашения, известного как Национальный пакт между различными политическими и религиозными лидерами Ливана, президент страны должен быть маронитом , премьер-министр — суннитом , а спикер парламента — шиитом .
Таифское соглашение помогло создать систему разделения власти между христианскими и мусульманскими политическими партиями Ливана. [ 25 ] Политическая и экономическая ситуация в Ливане значительно улучшилась. Ливан восстановил свою инфраструктуру. Исторические и современные конфликты между «Хезболлой» и Израилем угрожают ухудшить политическую и экономическую ситуацию в Ливане, усиливая напряженность между союзами 8 и 14 марта и угрожая Ливану возобновлением вражды. Христианская община в настоящее время разделена: некоторые из них связаны с Катаеб партией Мишеля Ауна , , Свободным патриотическим движением партией Эль-Марада , возглавляемой Сулейманом Франжье-младшим , Движением ливанских сил Самиром Гиагеа и другими, входящими в состав различных 14 Марш христианских лидеров. Хотя христиане считали, что Таифское соглашение принижает их роль в Ливане, оно устраняет большую часть роли президента (которая отведена маронитам ) и усиливает роли премьер-министра ( суннита ) и спикера парламента ( Шиит ), президент Ливана, тем не менее, по-прежнему обладает значительной властью. [ нужна ссылка ] Конституционные полномочия президента включают роль главнокомандующего вооруженными силами, а также единоличное право формировать и распускать правительства. Многие ливанские лидеры, а также мировые державы продолжают лоббировать отмену положений Таифского соглашения, которые подрывают конституционные полномочия президента республики. [ нужна ссылка ] Роль президента Центрального банка Ливана также принадлежит ливанским христианам. [ 26 ] Это связано с историческим и современным влиянием ливанских христиан среди ключевых банкиров ближневосточного региона.
Хотя Ливан является светской страной , семейные вопросы, такие как брак, развод и наследование, по-прежнему решаются религиозными властями, представляющими веру человека. Призывы к гражданскому браку единогласно отвергаются религиозными властями, но гражданские браки, заключенные в другой стране, признаются гражданскими властями Ливана.
Нерелигия не признается государством. Однако в 2009 году министр внутренних дел Зиад Баруд позволил исключить религиозную принадлежность из ливанского удостоверения личности . Однако это не отрицает полного контроля религиозных властей над вопросами гражданской семьи внутри страны. [ 27 ] [ 28 ]
Христианские конфессии среди ливанцев
[ редактировать ]Маронит-католик
[ редактировать ]
Христиане -марониты Ливана — крупнейшая христианская конфессия среди ливанцев, составляющая 21% населения Ливана. [ 2 ]
Полное общение Маронитской церкви с Католической церковью было подтверждено в 1182 году, после сотен лет изоляции в Горном Ливане. По условиям союза они сохраняют свои обряды и каноническое право и используют в своей литургии арабский и арамейский языки, а также письменность Каршуни со старыми сирийскими буквами. Их происхождение неясно. Одна из версий восходит к Иоанну Марону из Антиохии, жившему в седьмом веке нашей эры; другой указывает на святого Марона , монаха конца четвертого и начала пятого веков (которого многие считают истинным источником Маронитской церкви). Слова «марон» или «марун» на сирийском языке означают «маленький господин».
В конце VII века в результате преследований со стороны других христиан за принятые ими инославные взгляды марониты ушли из прибрежных районов в горные районы Ливана и Сирии. В эпоху Османской империи (1516–1914 гг.) они оставались изолированными и относительно независимыми в этих областях. В 1857 и 1858 годах марониты восстали против крупных помещичьих семей. За восстанием последовала дальнейшая борьба между друзами и маронитами за владение землей, политическую власть и безопасный проход членов общины на территорию друг друга. Конфликт вынудил Францию отправить в этот регион военную экспедицию в 1860 году. Интенсивность разногласий уменьшилась только после установления мандата и политической формулы, согласно которой все конфессии достигли определенной степени политического представительства. [ нужна ссылка ]
Помимо Бейрутской архиепархии, на Ближнем Востоке находятся еще девять архиепархий и епархий: Алеппо, Дамаск, Джубайль-Аль-Батрун, Кипр, Баальбек, Триполи, Тир, Сидон и Каир. Приходы и независимые епархии расположены в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, США, Канаде, Мексике, Кот-д'Ивуаре и Сенегале. В Ливане есть четыре малых семинарии (Аль-Батрун, Газир, Айн-Саада и Траблус) и богословский факультет Университета Святого Духа в Аль-Каслике, которым управляет Маронитский монашеский орден. Патриарх избирается на тайной церемонии синодом епископов и утверждается Папой.
Лидеры Устава считали маронитское христианство «основой ливанской нации». Марониты были тесно связаны с политической системой независимого Ливана; было подсчитано, что в Ливане до гражданской войны члены этого Устава занимали значительную часть руководящих постов. Однако роли поменялись из-за теоретического баланса сил, предусмотренного Таифским соглашением. [ 29 ]
греческий православный
[ редактировать ]Ливанское греческое православное христианство — вторая по величине христианская конфессия среди ливанцев, составляющая 8% населения Ливана. [ 2 ]

Греческая православная церковь Антиохии принадлежит Восточной православной церкви , которая на самом деле представляет собой группу автокефальных церквей, использующих византийский обряд , и является второй по величине христианской конфессией в христианстве в Ливане . Исторически эти церкви выросли из четырех Восточных Патриархатов ( Иерусалим , Антиохия , Александрия и Константинополь ) из первоначальных пяти основных епископских кафедр ( Пентархия ) Римской империи, в которую входил Рим. Окончательный раскол произошел в 1054 году. С этого времени Восточные Церкви продолжают отвергать претензии Римского Патриархата (Католической Церкви) на всеобщее верховенство и отвергают концепцию папской непогрешимости. С доктринальной точки зрения основным спорным вопросом между Восточной и Западной церквями является вопрос об исхождении Святого Духа, а также существуют расхождения в ритуалах и дисциплине.
Среди православных христиан много свободных землевладельцев, и в общине меньше доминируют крупные землевладельцы, чем в других христианских конфессиях. В современном Ливане ливанские греческие православные становятся все более урбанизированными и составляют основную часть коммерческого и профессионального класса Бейрута и других городов. Многие из них находятся на юго-востоке ( Набатия / Бекаа ) и севере , недалеко от Триполи . Они высокообразованны и хорошо разбираются в финансах. Церковь часто служила мостом между ливанскими христианами и арабскими странами, поскольку существует в различных частях арабского мира. Члены обряда составляют 8% населения. [ 30 ] [ 31 ]
Мелькитский католик
[ редактировать ]Мелькитское христианство в Ливане является третьей по величине христианской конфессией, составляющей 5% населения Ливана. [ 2 ]
Мелькиты -католики возникли как отдельная группа в 1724 году, когда они отделились от Греческой Православной Церкви из-за спорных выборов Антиохийского Патриарха. Избранного человека сочли слишком «проримским», а другая фракция, более крупная, избрала соперника, которого поддержал православный патриарх в Константинополе (Антиохийский престол проигнорировал раскол между ними, произошедший в 1054 году и канонически существовавший в союз с обоими в 1724 году). Хотя они полностью принимают католические доктрины, определенные Святым Престолом , в целом они остаются близкими к Греческой Православной Церкви, сохраняя больше древних ритуалов и обычаев, чем марониты. Они используют арабский и греческий языки и следуют византийскому обряду.
Высшим должностным лицом церкви с 1930 года является Антиохийский Патриарх, проживающий в Айн-Тразе, примерно в двадцати четырех километрах к юго-востоку от Бейрута. Патриарх избирается епископами на синоде и утверждается Папой в Риме, который посылает ему паллий (круглую ленту из белой шерсти, которую носят архиепископы) в знак признания их причастия. В греко-католических церквях, как и в греко-православных, есть иконы, но нет статуй. Греко -католики-мелькиты проживают преимущественно в центральной и восточной частях страны, рассредоточившись по многим деревням. Члены этого обряда сосредоточены в Бейруте, Зале и пригородах Сидона. У них относительно более высокий уровень образования, чем у представителей других конфессий. Гордясь своим арабским наследием, греко-католики смогли найти баланс между своей открытостью арабскому миру и своей идентификацией с Западом. По оценкам, греко-католики составляют 5% населения.
протестантизм
[ редактировать ]Протестанты Ливана составляют четвертую по величине христианскую группу, представляя 1% населения Ливана. [ 2 ]
Большинство протестантов в Ливане были обращены миссионерами, в основном английскими и американскими, в девятнадцатом и двадцатом веках. Они разделены на несколько конфессий, включая пресвитерианскую, конгрегационалистскую и англиканскую. Некоторые считают, что их непропорционально много среди профессионального среднего класса. Они составляют почти 1 процент населения (около 40 000 человек) и проживают преимущественно в Бейруте ( Большом Бейруте ). [ 29 ]
баптист
[ редактировать ]Ливанская баптистская евангелическая конвенция была основана в 1955 году различными церквями. [ 32 ]
Христианские конфессии среди этнических меньшинств
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь
[ редактировать ]Армяне в Ливане в основном происходят от беженцев, бежавших из Турции во время и после геноцида армян во время Первой мировой войны . [ 33 ]
Армянская Апостольская Церковь была организована в третьем веке и стала автокефальной как национальная церковь в четвертом веке. В шестом веке оно видоизменило формулировки Халкидонского собора 451 года, подтвердившего двойственную природу Христа в одном лице. Вместо этого Армянская Апостольская церковь приняла форму миафизитства , которая верит в единую природу божественного и человеческого во Христе, веру, которую разделяют копты и Сирийская православная церковь (Восточная православная церковь). Армянская Апостольская Церковь имеет двух католиков (Сисский и Эчмиадзинский соборы ) и двух патриархов (Константинопольский и Иерусалимский).
Армяне Ливана проживают в основном в Бейруте и его северных пригородах, а также в Анджаре . Во время гражданской войны основная позиция армян заключалась в том, чтобы не выбирать сторону между мусульманами или христианами и оставаться в основном освобожденными от боевых действий. Самая большая армянская община Ливана находится в Бурдж-Хаммуде . [ 29 ]
Армянская Католическая Церковь
[ редактировать ]Среди армян Ливана есть представители Армянской католической церкви . Это также беженцы, бежавшие из Турции во время и после Первой мировой войны и геноцида армян . [ 33 ]
Латинско-католическая церковь
[ редактировать ]Латинско -католическая церковь в Ливане состоит в основном из небольшой группы латино-католиков , имеющих хотя бы частичное французское или итальянское происхождение. [ 34 ] [ 35 ]
Ассирийская церковь Востока
[ редактировать ]Ассирийцы в Ливане были беженцами, покинувшими свои родные земли на юго-востоке Турции во время и после Первой мировой войны из-за ассирийского геноцида . Даже сегодня беженцы продолжают бежать из северного Ирака в Сирию, Ливан или Иорданию из-за продолжающихся беспорядков в Ираке.
Архиепископия Ливана и Сирии Ассирийской церкви Востока базируется в церкви Мар Геваргис в Сад-эль-Бушрие, Бейрут, Ливан. После недавней кончины покойного архиепископа архиепископа Мара Нарсаи Д'База , архиепископ Австралии и Новой Зеландии Мар Меелис Зайя временно взял на себя управление архиепископией, занимаясь всеми церковными вопросами в Ливане. Нынешние епископы, епископ Европы и епископ Сирии, курируют свои отдельные епархии до тех пор, пока не будет назначен новый митрополит.
Сирийская католическая церковь
[ редактировать ]Члены Сирийской католической церкви также являются беженцами, бежавшими из юго-восточной Турции (современный регион Мардин ) во время и после Первой мировой войны из-за ассирийско-сирийского геноцида . Даже сегодня беженцы продолжают бежать из северного Ирака и северо-восточной Сирии в Ливан или Иорданию из-за продолжающихся беспорядков в Ираке и Сирии.
Сирийско -католическая епархия Бейрута является настоящей архиепархией ( Восточно-католической (архиепархии) Сирийской католической церкви ( Антиохийский обряд на сирийском языке ) Антиохийского Патриарха в его фактической резиденции, Бейруте, Ливан. [ нужны разъяснения ]
Сирийская Православная Церковь
[ редактировать ]Члены Сирийской православной церкви также являются беженцами, бежавшими из юго-восточной Турции (современный регион Мардин ) во время и после Первой мировой войны из-за ассирийско-сирийского геноцида . Даже сегодня беженцы продолжают бежать из северного Ирака и северо-восточной Сирии в Ливан или Иорданию из-за продолжающихся беспорядков в Ираке и Сирии.
На территории Ливана находится несколько архиепархий и епархий Сирийской Православной Церкви. [ 36 ] Церковь следует сирийской литургии Святого Иакова и имеет независимую иерархию под руководством сирийского православного патриарха Антиохии, резиденция которого раньше находилась в Мардине в Турции , а теперь находится в Дамаске , Сирия . [ 29 ]
Халдейская католическая церковь
[ редактировать ]Члены Халдейской католической церкви также являются беженцами, бежавшими из юго-восточной Турции (нынешний регион Мардин ) во время и после Первой мировой войны из-за ассирийско-сирийского геноцида . Даже сегодня беженцы продолжают бежать из северного Ирака и северо-восточной Сирии в Ливан или Иорданию из-за продолжающихся беспорядков в Ираке и Сирии.
Халдейская католическая епархия Бейрута является единственной епархией ( восточно-католической епархией) Халдейской католической церкви и находится в непосредственной зависимости от халдейского католического патриарха Вавилона в Багдаде , Ирак .
Коптская православная церковь
[ редактировать ]Копты в Ливане были иммигрантами или беженцами, покинувшими свои родные земли в Египте, Ливии и Судане.
Согласно традиции, Коптская Православная Церковь в Александрии была основана святым Марком, апостолом и евангелистом, в середине I века (около 42 г. н.э.). Численность этнических коптов в Ливане оценивается в 3 000–4 000 человек. [ 37 ] Коптская православная церковь является одной из 18 религиозных сект, признанных Конституцией Ливана.
См. также
[ редактировать ]
- Список соборов в Ливане
- Ливанцы (христиане-марониты)
- Ливанцы (восточно-православные христиане)
- Ливанцы (христиане-мелькиты)
- Ливанцы (христиане-протестанты)
- Христианство на Ближнем Востоке
- Секуляризм в Ливане
- Религия в Ливане
- Ислам в Ливане
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Иисус покинул это место и отправился в окрестности Тира. Он вошел в дом и не хотел, чтобы кто-нибудь об этом узнал; однако он не мог сохранить свое присутствие в тайне. Фактически, как только она услышала о нем, женщина, маленькая дочь которой была одержима злым духом, пришла и упала к его ногам. Она умоляла Иисуса изгнать беса из ее дочери. (Св. Марка 7:24–26)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ближний Восток :: ЛИВАН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 16 мая 2023 г.
- ^ Диб, Мариус (2013). Сирия, Иран и Хезболла: Нечестивый альянс и его война с Ливаном . Гувер Пресс. ISBN 9780817916664 .
марониты и друзы, основавшие Ливан в начале восемнадцатого века.
- ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн Александр (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . Междисциплинарный журнал исследований религии . 11:16 . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Эдвардс, Сью; Келли Мэтьюз; Генри Дж. Роджерс (2008). Смешанное служение: работайте вместе как братья и сестры в чрезмерно сексуальном обществе . Публикации Крегеля. п. 261. ИСБН 978-0-8254-2524-0 .
- ^ Матера, Фрэнк Дж. (2001). Стратегии проповеди Павла . Литургическая пресса. п. 186. ИСБН 978-0-8146-1966-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и Атия, Азиз Сурьял (1980). История восточного христианства . Международные публикации Крауса. ISBN 978-0-527-03703-1 .
- ^ Браун, Джон . Словарь Священной Библии . Университет Лозанны. стр. 535/749.
- ^ Jump up to: а б с д Муса, Матти (2005). Марониты в истории . ООО «Горгиас Пресс». п. 404. ИСБН 978-1-59333-182-5 .
- ^ Хазран, Юсри (2013). Друзская община и ливанское государство: между конфронтацией и примирением . Рутледж. п. 32. ISBN 9781317931737 .
Друзы смогли жить в гармонии с христианами
- ^ Арци, Пинхас (1984). Противостояние и сосуществование . Издательство Университета Бар-Илан. п. 166. ИСБН 9789652260499 .
... Европейцы, посетившие этот регион в этот период, рассказывали, что друзы «любят христиан больше, чем других верующих» и что они «ненавижу турок, мусульман и арабов [бедуинов] сильной ненавистью.
- ^ ЧЕРЧИЛЛЬ (1862 г.). Друзы и марониты . Библиотека аббатства Монтсеррат. п. 25.
...друзы и христиане жили вместе в самом полном согласии и доброжелательстве..
- ^ Хобби (1985). Отчет о Ближнем Востоке и Южной Азии . Информационная служба зарубежного вещания. п. 53.
Друзы и христиане в горах Шуф в прошлом жили в полном согласии..
- ^ Фаваз, LT (1994). Повод для войны: гражданский конфликт в Ливане и Дамаске в 1860 году . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520087828 . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Воке, Харальд (1978). Ливанская война: ее истоки и политические аспекты . К. Херст. п. 10. ISBN 0-903983-92-3 .
- ^ Кораны, Бахгат; Али Э. Дессуки (2008). Внешняя политика арабских государств: вызов глобализации . Каир: Американский университет в Каирской прессе. п. 515. ИСБН 978-977-416-197-1 .
- ^ «Всемирный справочник ЦРУ, Ливан» . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Ливан: люди и общество»
- ^ "Ливан" . (Это август 2021 года.)
- ^ «Ливан: люди и общество»
- ^ «Маронитский Патриархат» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года . Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Маронитские Патриархи – Марониты – Епархия Святого Марона» . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ «Патриарший монастырь Богородицы Баламандский — Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока» . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ «Что будет делать ЛФ со своей победой?» . 18 мая 2022 г.
- ^ Крайем, Хасан. «Гражданская война в Ливане и Таифское соглашение» . Американский университет Бейрута. Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Роуз, Суннива (22 февраля 2022 г.). «Почему председатель Центрального банка Ливана Риад Саламе находится под следствием?» . Национальный . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Пьеро Геддо (13 февраля 2009 г.) ЛИВАН Религиозная принадлежность исчезнет из ливанских документов – Asia News . AsiaNews.it. Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Религиозную принадлежность можно удалить из ливанских удостоверений личности. Архивировано 11 апреля 2013 года в Wayback Machine . Нация штрих-кода (25 февраля 2009 г.). Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «География Ливана: христианские секты» . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2010 год – Ливан» . Государственный департамент США. 17 ноября 2010 г. Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Ливан – июль – декабрь 2010 г., Отчет Государственного департамента США о свободе вероисповедания в мире. Проверено 1 июня 2012 г.
- ^ Джон Х. И. Бриггс, Словарь европейской баптистской жизни и мысли , Wipf and Stock Publishers, США, 2009, стр. 297
- ^ Jump up to: а б «Многие армянские диаспоры тогда и сейчас» . ГеоКуррентс . 7 февраля 2012 года . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «Энциклопедия Гейла Ближнего Востока и Северной Африки: Левантийский» . ответы.com . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «О журнале левантийских исследований» . levantine-journal.org . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Встреча сирийских православных архиепископов Ливана» . Сирийский Православный Патриархат Антиохии . 27 января 2018 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ «Ливан: Бюро демократии, прав человека и труда – Отчет о международной религиозной свободе за 2012 год» . Госдепартамент США. 20 мая 2013 года . Проверено 6 декабря 2015 г.