Отрицание курдов Турцией
действует В Турецкой Республике неофициальная политика, отрицающая существование курдов как отдельной этнической группы. Курды, которые являются иранским народом, говорящим на различных диалектах северо-западных иранских языков, исторически составляли демографическое большинство в юго-восточной Турции (или « Турецком Курдистане »), и их независимые национальные устремления стояли в авангарде многолетнего курдско-турецкого конфликта. конфликт . Настаивая на том, что курды, как и турки , являются тюркским народом , турецкие государственные учреждения не признают курдский язык как язык, а также опускают в своем дискурсе курдский этноним и термин « Курдистан ». [ 1 ] В 20 веке, поскольку слова «курд» и «курдский» были запрещены турецким законодательством, всех курдов называли горными турками ( турецкий : Dağ Türkleri ) в более широкой попытке изобразить их как народ, потерявший свою тюркскую идентичность. со временем, смешиваясь, среди прочего, с арабами , армянами и персами . [ 2 ] Совсем недавно оппозиция Турции независимости курдов определила ее поведение на Ближнем Востоке , особенно в отношении Автономной администрации Северной и Восточной Сирии и Иракского Курдистана .
Фон
[ редактировать ]
Курды являются крупнейшим этническим меньшинством Турции, составляя 18% населения страны по данным Гарвардского университета . [ 3 ] На протяжении всего 20-го века турецкие курды подвергались массовым преследованиям: только восстание в Дерсиме привело к гибели около 13 160 мирных жителей от рук турецких военных в 1930-х годах. [ 4 ] Отрицая их курдскую идентичность, турецкое правительство также стремилось тюркизировать курдов под предлогом того, что они на самом деле являются ассимилированными турками .
Тюркификация курдов
[ редактировать ]В 1975 году Махмут Рышваноглу, сам этнический курд из племени Решван , выпустил книгу под названием «Племена Востока и империализм», в которой настаивал на том, что все курды — тюркские народы, происходящие из Средней Азии . Он утверждал, что ближе к концу Османской империи империалисты как с Востока , так и с Запада начали «промывать мозги» сегодняшним курдам, заставляя их отрицать свое тюркское наследие; так называемые империалисты заявляли, что курды являются совершенно отдельным народом и частью « арийской расы », прежде чем распространить курдский национализм . [ 5 ] Александр Джаба, консул Российской империи , который был отправлен в Эрзурум в 1850-х годах, встретился с курдским старейшиной Мелой Мехмуде Баязиди и попросил его написать обзоры о курдской литературе , фольклоре и обществе, а также перевести на персидский язык. Шарафнаму на курдский. [ 6 ] Позже Джаба составил первый курдский словарь, а немецкий лингвист Фердинанд Юсти написал первую курдскую грамматику . [ 7 ] [ 8 ] Примерно шестьдесят лет спустя Василий Никитин, который был российским консулом в Урмии с 1915 по 1918 год, присоединился к зарождающейся академической дисциплине курдологии . [ 9 ] Владимир Минорский , начавший карьеру российского дипломата, начал писать статьи в «Энциклопедии ислама» о курдском народе и Курдистане. [ 10 ] Рышваноглу известен тем, что выражал неприязнь к Минорскому и часто называл энциклопедии «империалистическими инструментами», явно ссылаясь на исследования Минорского. Он часто обвинял Минорского и других востоковедов в том, что они « тюркофобы », исследуя независимую курдскую идентичность. С другой стороны, в Британской империи были также дипломаты и ученые, которые писали о курдах и установили свое присутствие в Курдистане. Марк Сайкс , Эли Б. Соун, Эдвард Ноэль и Сесил Дж. Эдмондс особенно активно подчеркивали политические и социальные различия, отделяющие иракских курдов от турецкой нации. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Ноэль лично путешествовал по Курдистану в 1919 году, чтобы увидеть, насколько привержены национализму курдские племена . Со своей стороны, Ришваноглу никогда не отрицал своей курдской национальности и идентичности, но то, что каждый курд был тюрком, а не иранцем, как это принято понимать в основных научных кругах. [ 14 ]
Турецкий националист Мехмет Эрёз утверждал, что курды, как азербайджанцы и турки , произошли от тюрков-огузов и поэтому не могут квалифицироваться как совершенно отдельная этническая группа. Эроз утверждал, что слово «курд» (турецкий: Kürt ) было найдено в тюркской надписи «Элегест» и что оно конкретно относится к курдам, а также заявил, что «курдские турки» будут подходящей терминологией для описания курдов в Турции. [ 15 ]
И Эроз, и Рышваноглу собрали слова из древнетюркского языка , которые они нашли в современных курдских диалектах, и в рамках которой они разработали теорию, утверждающую, что, несмотря на то, что курдский язык с течением времени находился под влиянием иранских языков и семитских языков , многие элементы, которые были уникальными для так называемый « курдско-огузский язык » сохранился в современном языке. [ 15 ]
Турецкий прокурор в суде в 1971 году, говоря о проблеме курдского сепаратизма в Турции во время суда над членами Революционной народно-освободительной партии/Фронта , продолжал делать заявления о различных курдских языках и диалектах и заявил, что «существует без сомнения, курдский язык является тюркским языком, так же, как якутский или чувашский . Его не сразу можно распознать как таковой, потому что наши расовые братья на протяжении веков имели контакты с арабами, персами и армянами, что разрушило чистоту их языка». [ 16 ] По своей природе это утверждение похоже на утверждение, что персоязычные хазарейцы , населяющие современные Афганистан и Пакистан , являются тюркским народом, язык которого сильно иранизирован, но при этом сохранил некоторые тюркские элементы. [ 17 ]
Хотя Зия Гёкалп также был этническим курдом, идентифицировавшим себя как турок, он не вносил никакого вклада и не придавал значения теории о том, что курды являются тюркским народом, и считал, что турецкость - это вопрос выбора и преданности делу, а не происхождения или происхождения. [ 18 ]
Мехмед Шюкрю Секбан, курдский врач из Эргани , работавший в Сулеймании на территории современного Ирана , вероятно, был первым человеком, опубликовавшим целую книгу, в которой утверждается, что все курды изначально тюрки. Книга называлась «Курдский вопрос: о проблемах меньшинств» и была написана на французском языке в 1933 году, а два года спустя была переведена на османский турецкий язык . [ 19 ] Секбан изначально был курдским националистом, который позже отказался от курдского национализма и начал исследования, в которых он заявил, что курды этнически связаны с турками, и предположил, что для них обоих было бы лучше сформировать единое политическое сообщество. Он утверждал, что курды мигрировали на Ближний Восток намного раньше, чем другие тюркские народы, и значительно смешались с местными ирано- и семитоязычными народами, а их огузский тюркский язык сильно изменился после того, как в них доминировали мидяне . Секбан далее заявил, что курды не были прямыми потомками мидийцев, а мидийцы не были курдами, и что все это были пустые утверждения курдских националистов. [ 20 ] Ахмет Арваси , поддерживая утверждения Секбана, утверждал, что курды действительно составляли часть тюркской нации и что любые претензии на самобытность были основаны на ложных заявлениях иностранных империалистов с целью разделить турок. Он также утверждал, что до распада Османской империи курды называли себя курдами, хотя и знали, что являются частью тюркского народа. [ 21 ]
Арваси также утверждал, что курды не являются потомками мидийцев, кутиев , кордуэнов или мерванидов и что «курд» как этноним никогда не упоминался в языках этих народов. Арваси утверждал, что этимология этнонима «курд» происходит от слов на различных тюркских языках , которые относятся к снегу, таких как «Кюрт» на казахском и чувашском языках , «Кёрт» на казанском татарском , «Кортюк» на уйгурском и киргизском языках , все это означает «сильный снежный занос», а также «Кюрт» на языке таранчи, означающее «только что выпавший снег». Арваси также утверждал, что термин «Курдистан», созданный Ахмадом Санджаром из сельджуков , [ 22 ] означало «гористая местность, на которую выпал сильный снег», или проще говоря. Он также заявил, что до того, как империалисты начали приходить в Османскую империю, никогда не было различия между курдами и другими тюркскими народами и что термин Курдистан использовался всеми для обозначения земель, на которых жили курды, без сепаратистских или негативных намерений. Он обвиняет империалистов в разработке курдского национализма, который был специально разработан для того, чтобы убедить курдов в том, что они не тюрки, а также в фальсификации курдской истории и происхождения. [ 23 ]
Очень популярной книгой стала книга Шерифа Фырата «История Варто и провинций Востока». Фират был вождем племени Заза Алеви ветви племени Хормек. В 1925 году его ветвь племени помогла подавить восстание шейха Саида . В книге Фырата упоминаются истории, которые передавались из поколения в поколение, встречающиеся и среди других племен алевитов, в которых упоминается, что все алевиты происходят из Хорасана . Фырат пишет, что его предки утратили свой тюркский язык после того, как жили с Зазасом, которые также являются тюрками, но мигрировали из Хорасана в Анатолию гораздо раньше. Фират также заявил, что каждое курдское племя является истинно тюркским, будь то в Турции, Иране, Ираке или Сирии, или где-либо еще. [ 24 ]
Самый большой вклад в теорию о том, что курды являются тюрками, внес М. Фахреттин Кырзиоглу. Кырзыоглу родился в Сусузе , Карс , в 1917 году в кумыкской семье родом из Дагестана . [ 25 ] Он изучал тюркологию в Стамбульском университете и увлекся пантюркизмом. В своих работах он ориентировался на западных и российских курдологов, особенно на Минорского, Никитина и Вильчевского, и посвятил большую часть своей карьеры опровержению их утверждений о том, что курды не являются тюркским народом. Он утверждал, что иностранные курдологи были крайне предвзяты и фальсифицировали историю и исследования, чтобы дистанцировать курдов и турок друг от друга. Кырзыоглу утверждает, что слово «курд» происходит от древнетюркских слов «куртук» или «кюртум», которые в различных тюркских языках обозначают большие кучи снега, имея в виду высокие и заснеженные горы, на которых живут курды. [ 26 ] [ 27 ] Кырзыоглу утверждает, что все курдские племена произошли от различных племен, входящих в состав подразделения тюрков-огузов Учок. [ 28 ]
Историки сообщают, что Шарафхан Бидлиси упоминал, что каждый курд происходит от одного огузского племени, которое в конечном итоге разделилось на множество более мелких подплемен. Они также сообщили, что Шарафхан Бидлиси упоминал курдов как часть тюркского народа еще со времен Огуза-кагана , в Шарафнаме, которую он представил султану Мехмету III в 1597 году. В этих теориях также упоминается, как цвета красно-желто-зеленый использовались от гектюрков до османов и важны для всех других тюркских народов, многие из которых носили зелено-желто-красную шелковую одежду. Было также заявлено, что эти три цвета имеют для турок национальное и духовное значение. [ 29 ]
Зия Гёкальп утверждал, что, хотя туркменские кочевники-огузы, мигрировавшие среди арабов, сохранили свою культуру и язык, они были гораздо более расслабленными среди курдов из-за большого культурного и языкового сходства и, следовательно, гораздо легче ассимилировались, тогда как многие курды, мигрировавшие среди туркмен, также были расслабленными и легко ассимилируется. [ 30 ]
20 век
[ редактировать ]1920–1960-е годы
[ редактировать ]Эвфемизм . «горные турки» ( турецкий : Dağ Türkleri ) для курдов был изобретен генералом Абдуллой Альпдоганом и первоначально использовался для описания людей, живущих в горах, которые говорили не на своем собственном языке, а на турецком диалекте [ 31 ] Тевфик Рюштю Арас , министр иностранных дел Турции в период с 1925 по 1938 год, защищал идею о том, что курды должны исчезнуть, как индейцы в Соединенных Штатах . [ 32 ] Казым Карабекир , бывший командующий турецкой армией во время войны за независимость , сказал, что курды в Дерсиме на самом деле были ассимилированными турками , и им следует напомнить об их турецком происхождении . [ 33 ] Министр юстиции Турции Махмут Эсат Бозкурт заявил, что нет другой нации, которая могла бы претендовать на права в Турции, кроме турецкой расы, и что все нетурки будут иметь право только быть слугами или рабами. [ 31 ]
Не существует такого понятия, как курдский народ или нация. Они всего лишь носители турецкой культуры и обычаев. Воображаемый регион, предложенный в качестве нового Курдистана , — это регион, который был заселен прототюрками . шумеры На ум и скифы . сразу приходят [ 34 ]
— Орхан Тюркдоган , профессор социологии Технического университета Гебзе
Впоследствии простое упоминание слов «Курды» и «Курдистан» было запрещено и заменено такими терминами, как «Горные турки» и « Восток » соответственно. [ 1 ] Запрет также распространялся на тексты на иностранных языках. [ 35 ] Отрицалось существование курдской нации; Согласно диссертации по истории Турции , курды мигрировали из Туранской Центральной Азии. в прошлом [ 36 ] [ 1 ] В 1920-е и 1930-е годы торговцев штрафовали отдельно за каждое использованное ими слово на курдском языке. [ 1 ] В школе учеников наказывали, если их ловили на курдском языке, а в 1960-х годах были созданы школы-интернаты с турецким языком обучения, чтобы изолировать учеников от их курдских родственников. [ 37 ] и тюркизировать курдское население. [ 38 ]
1960–1980-е годы
[ редактировать ]Термин «горный турок» стал более широко использоваться в 1961 году. Президент Турции Джемаль Гюрсель отрицал существование курдов в Турции на пресс-конференции в Лондоне и во время выступления в Диярбакыре . [ 39 ] Гюрсель написал предисловие к книге История Варто и восточных провинций « Мехмета Шерифа Фирата » , в которой он выразил благодарность Фырату за предоставление научных доказательств турецкого происхождения курдов. [ 40 ] и потребовал научных исследований, чтобы не оставить сомнений в том, что курды на самом деле были «горными турками». [ 41 ] Книга была бесплатно предоставлена преподавателям вузов, студентам и журналистам, а также включена в библиотеки учебных заведений. [ 41 ]
Джемаль Гюрсель также был тесно связан с недавно созданным Турецким институтом культурных исследований (TKAE). [ 42 ] который опубликовал несколько книг по этой теме. [ 41 ] Кроме того, Гюрзель призвал использовать фразу «Плюнь в лицо тому, кто называет тебя курдом». [ 43 ] Во время судебных процессов против Революционных культурных восточных очагов (ДДКО) после государственного переворота 1971 года . [ 44 ] Обвинение утверждало, что курдов на самом деле не существует, а их язык на самом деле является диалектом турецкого языка. [ 45 ] Кенан Эврен , глава военной хунты после государственного переворота в 1980 году , отрицал существование курдской этнической принадлежности и ограничивал использование курдского языка. [ 46 ] Термин «горный турок» был официально заменен новым эвфемизмом «восточный турок» в 1980 году. [ 47 ] После появления в 1980-х годах Рабочей партии Курдистана ее членов обвинили в попытке убедить восточных турок в том, что они курды. [ 41 ]
21 век
[ редактировать ]Цензура в академических кругах
[ редактировать ]В отчете Исмаила Бешикчи Фонда за 2020 год о цензуре, существующей в курдских исследованиях в Турции, было обнаружено, что как цензура, так и самоцензура часто встречаются при написании о курдах, их истории, географии, культуре и языке из-за страха подвергнуться наказанию. Слова, в том числе «Курдистан», «колония» и «антиколониальный», также остаются табу в письмах о курдах. [ 48 ]
Курдская «турецкость»
[ редактировать ]В марте 2021 года Министерство национального образования с курдским большинством Турции выпустило учебник по провинции Диярбакыр не упоминаются курды или курдский язык , в котором вообще . В нем также утверждается, что язык, на котором говорят в городе Диярбакыр , похож на турецкий диалект, на котором говорят в Баку , Азербайджан . [ 49 ] В августе 2021 года власти изменили название мечети 17 века в Килисе с «Курдской мечети» на «Турецкую мечеть», что вызвало критику со стороны курдской общины. [ 50 ]
По поводу высказываний Эрдогана о курдах Мухаит Биличи пишет: [ 51 ]
Существует четкая закономерность в языке Эрдогана и, более того, в подходе всех исламистских собеседников к курдам. Основная цель состоит в том, чтобы свести к минимуму и сделать невидимым курдское происхождение курдов, подчеркнув их мусульманство. Само слово «курд» избегают и используют лишь стратегически. Чаще всего оно встречается в списке этнических групп — лазов, черкесов, грузин, арабов, боснийцев, албанцев — и все эти особенности заглушены ложным разнообразием. Курды могут получить легитимность и известность только как слуги и защитники ислама. Курдские города представлены как глубоко религиозные места проживания. Например, город Урфа всегда называют «городом пророков», а Диярбакыр – «городом сподвижников (Пророка Мухаммеда)». Цель состоит в том, чтобы не относиться ко всему курдскому как к чисто курдскому.
См. также
[ редактировать ]- Антикурдские настроения
- Теории заговора в Турции
- Теории о курдах, имеющих тюркское происхождение
- Права человека курдов в Турции
- Происхождение курдов
- Расизм в Турции § против курдов
- «Современная история курдов» Дэвида Макдауэлла.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хассанпур 1992 , стр. 132–133.
- ^ Узун Авджи, Эмель (8 июля 2019 г.). «Отрицание курдского вопроса в личных рассказах мирян» . Этносы . 19 (1): 156–173. дои : 10.1177/1468796818786307 . ISSN 1468-7968 . S2CID 220053744 .
- ^ «Курды в Турции» . Религия и общественная жизнь . Гарвардский университет . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ «Резня в Дерсиме в официальных сообщениях: убито 13 тысяч человек». Радикальный (на турецком языке). 19 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 22 ноября 2009 г.
- ^ Махмут Рышваноглу, Восточные племена и империализм, том. 2, Стамбул: Издание турецкой культуры, 1975 г. Мехмет Эроз, Турецкость Восточной Анатолии, Стамбул: Издание турецкой культуры, 1975.
- ^ Джаба, А. (2018) [1860]. Сборник курдских заметок и рассказов . Вентворт Пресс. ISBN 978-0274306411 .
- ^ Джаба, А. (2018) [1879]. Курдско-французский словарь . Франклин Классика. ISBN 9780342373055 .
- ^ Джусти, Ф. (2016) [1880]. Курдская грамматика . Издательство факсимиле. ISBN 9789333644020 .
- ^ Соан, EB; Владимир, Минорский (1923). «Сказка о Суто и Тато: курдский текст с переводом и примечаниями». Вестник Школы востоковедения . Издательство Кембриджского университета . 3 :69–106. doi : 10.1017/S0041977X00000069, S2CID 162669858 Б.П. Никитин, «Курды сказали сами», L'Afrique française no. 231 (май 1925 г.), 148–157. Б. П. Никитин, «Курдские рассказы из моего сборника», Вестник Школы востоковедения 4 (1926), 121–138. Курды, социологическое и историческое исследование, Париж: Klincksieck, 1956.
- ^ В. Минорский, «Курдистан» и «курды», Энциклопедия ислама,
- ^ Сайкс, М. (1908). «Курдские племена Османской империи». Журнал Королевского антропологического института . 38 : 451–486.
- ^ Э.Б. Соан, В замаскированную Месопотамию и Курдистан, ISBN 978-1602069770
- ^ CJ Эдмондс, курды, турки и арабы. Лондон, издательство Оксфордского университета, первое издание, 1957 г.
- ^ Ришваноглу, Восток и империализм, стр. 69–70, 186–8.
- ^ Jump up to: а б Эроз, Турецкость Восточной Анатолии, с. 13
- ^ «Обвинительное заключение», в деле Devrimci Doğu Kültür Ocakları, Çözüm Matbaası, 1975, стр. 15–25
- ^ Мартинес-Крус, Бегонья; Виталис, Рено; Сегюрель, Лор; Аустерлиц, Фредерик; Жорж, Мириам; Тери, Сильвен; Кинтана-Мурси, Луис; Хегай, Татьяна; Алдашев, Алмаз; Насырова, Фируза; Хейер, Эвелин (2011). «В самом сердце Евразии: многолокусный генетический ландшафт популяций Центральной Азии». Европейский журнал генетики человека . 19 (2): 216–223. два : 10.1038/ejhg.2010.153 . ISSN 1476-5438 . PMC 3025785. PMID 20823912.
Наше исследование подтверждает результаты исследования Ли и др., согласно которым хазарейское население группируется с популяциями Центральной Азии, а не монгольскими популяциями, что согласуется с этнологическими исследованиями. Наши результаты еще больше расширяют эти выводы, поскольку мы показываем, что хазарейцы ближе к тюркоязычному населению из Центральной Азии, чем к восточноазиатскому или индоиранскому населению.
- ^ Рохат Алаком, Великие испытания курдов Зии Гёкальпа, стр. 74–75, Публикации Авесты (1 января 2018 г.), ISBN 978-6052246214
- ^ Доктор Чукру Мехмед Секбан, Курдский вопрос: проблемы меньшинств. Париж, Press Universitaires de France, 1933 г.
- ^ Шюкрю Мехмед, «Чего курды хотят от турок?», стр. 26–39, ISBN 978-6057420138
- ^ Правда о Восточной Анатолии, Турецкий институт исследования культуры, 1986, стр. 52.
- ^ Митчелл 2010 .
- ^ «Доган Туфан | Сейид Ахмет Арваси и правда Восточной Анатолии» . Йозгат Медиа | Yozgat News — Последние новости (на турецком языке) . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ М. Шериф Фират, История восточных провинций и Варто, Типография Кардеш, 1970 г.
- ^ Дядя, Синевер Есин. «История жизни профессора доктора Фахреттина Кырзиоглу» .
- ^ М. Фахреттин Кырзиоглу, «Кюр-Арас/Аранские курды», VI. Конгресс истории Турции (1961), Анкара: Турецкое историческое общество, 1966, стр. 363–413
- ^ М. Фахреттин Кырзиоглу, «Курды, турецкие во всех отношениях», Анкара: Чалышкан Басимеви, 1964. М. Фахреттин Кырзиоглу, «Турецкость курдов», Анкара: Университет Ататюрка, Ассоциация студентов сельскохозяйственного факультета, 1968. См. также биографическую справку о Кырзыоглу в журнале Института тюркских исследований Университета Ататюрка, выпуск 28 (Эрзурум, 2005), стр. . 1–7
- ^ Кырзиоглу М. Фахреттин, «Корень курдов - Часть 1 (Согласно Шерефнаме и Деде Коркут Огузнамес: корень курдов происходит из племен огузов Богдуз и Бецен)», 1963, Анкара, Ассоциация содействия Диярбакыру Публикация.
- ^ Айдынлык (28 февраля 2016 г.). «Турки и курды одного происхождения» . Айдынлык (на турецком языке) . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Зия Гёкальп, «Курдские племена», стр. 42-50
- ^ Jump up to: а б Сагник, Ченг (июль 2010 г.). «Горские турки: государственная идеология и курды в Турции» . Информация, общество и справедливость . 3 (2): 127–134.
- ^ Йылмаз, Озджан (26 ноября 2015 г.). Становление курдской нации в Турции (на французском языке). Публикации аспирантуры. п. 66. ИСБН 978-2-940549-28-3 .
- ^ Баир, Дерья (22 апреля 2016 г.). Меньшинства и национализм в турецком законодательстве . Рутледж. п. 134. ИСБН 978-1-317-09579-8 .
- ^ Гюнеш, Ченгиз; Зейданлыоглу, Велат (2013). Курдский вопрос в Турции: новые перспективы насилия, представительства и примирения . Рутледж . п. 11. ISBN 978-1135140632 .
- ^ Хасанпур 1992 , с. 135.
- ^ Поултон, Хью (1997). Цилиндр, Серый Волк и Полумесяц: Турецкий национализм и Турецкая Республика . К. Херст и Ко. с. 121. ИСБН 0-81476648-Х .
- ^ Хасанпур 1992 , с. 133.
- ^ «SEÇBİR Talks-41: Проект ассимиляции: региональные начальные школы-интернаты в Турции» (на турецком языке). Стамбульский университет Билги. 11 декабря 2014 года . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Дешнер, Гюнтер (1989). Курды Обманутый народ . Штраубе. п. 111. ИСБН 3927491020 .
- ^ Де Беллайг, Кристофер (2010). Мятежная земля: разгадка загадки истории в турецком городе . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 978-1-59420-252-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Скальбер-Юсель, Клеманс; Рэй, Мари Ле (31 декабря 2006 г.). «Знание, идеология и власть. Деконструкция курдских исследований» . Европейский журнал тюркских исследований. Социальные науки о современной Турции (5). дои : 10.4000/ejts.777 . hdl : 10036/37913 . ISSN 1773-0546 .
- ^ Айтюрк, Илькер (8 ноября 2017 г.). «Флагманский институт тюркологии холодной войны» . Европейский журнал тюркских исследований. Социальные науки о современной Турции (24). дои : 10.4000/ejts.5517 . ISSN 1773-0546 .
- ^ Гюнтер, Майкл (2000). «Сохраняющаяся курдская проблема в Турции после захвата Оджалана» (PDF) . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 21 (5): 849–869. дои : 10.1080/713701074 . S2CID 154977403 .
- ^ Бешикчи, Исмаил (2004). Международная колония Курдистан . Парвана. стр. 84–88. ISBN 978-1-903656-31-0 .
- ^ Орхан, Мехмет (16 октября 2015 г.). Политическое насилие и курды в Турции: фрагментация, мобилизация, участие и репертуар . Рутледж. п. 40. ИСБН 978-1-317-42044-6 .
- ^ Джонс, Гарет (2 марта 2007 г.). «Бывший президент Турции Эврен расследовал курдские высказывания» . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года.
- ^ «Турция – лингвистические и этнические группы» .
- ^ «Цензура и самоцензура в курдоведении в университетах Турции» . Бианет . 31 декабря 2020 г. Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ « По данным министерства, в Диярбакыре с курдским большинством говорят на «бакинском турецком языке» . Бианет . 19 марта 2021 г. Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ « Мечеть курдов» изменена на «Мечеть турок» в связи с реставрацией, сообщает правительство» . Ахваль . 15 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2021 года . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Биличи, Мухаит (2022). «Турецкий ислам и курдские различия». HAU: Журнал этнографической теории . 12 (1): 33–38. дои : 10.1086/718932 . S2CID 249019473 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хасанпур, Амир (1992). Национализм и язык в Курдистане, 1918-1985 гг . Издательство Мелленского исследовательского университета. ISBN 978-0-7734-9816-7 .
- Митчелл, Колин Пол (2010). «Курдистан» . В Бьорке, Роберт Э. (ред.). Оксфордский словарь средневековья . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199574834 .