Иудаизм без прикрас
Автор | Трофим Кичко |
---|---|
Оригинальное название | Russian : Иудаизм без украшений , romanized : Иудаизм без prikras |
Язык | Украинский, позже другие языки, включая французский |
Предмет | антисемитского заговора Теория |
Жанр | Пропаганда |
Издатель | Украинская академия наук |
Дата публикации | Октябрь 1963 г. |
Место публикации | Украинская Советская Социалистическая Республика , Советский Союз |
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Иудаизм без прикрас ( украинский : Иудаизм без прикрас , латинизированный : Иудаизм без прикрас ) — антисемитская книга, опубликованная в 1963 году Украинской академией наук . Книгу написал Трофим Кичко , работавший в Академии. В книге утверждалось, что существовал всемирный еврейский заговор , что еврейский народ пытался свергнуть Советский Союз и сыграл свою роль во вторжении нацистской Германии в страну в 1941 году . Книга была проиллюстрирована карикатурами , изображавшими еврейский народ в стереотипной и предвзятой манере, очень похожей на те, которые можно было увидеть в нацистской антисемитской пропаганде .
Хотя эта работа изначально была воспринята как выдающаяся научная работа по анализу еврейского населения Советского Союза и распространена в образовательных целях по всей стране, она была встречена враждебно со стороны международного сообщества. Эта работа была осуждена в Европе и США, что привело к протестам в Скандинавии, когда генеральный секретарь Никита Хрущев совершил поездку по региону. Коммунистические партии в Европе и Америке также подвергли критике это произведение и призвали советское правительство прекратить поддержку этого произведения и прекратить его обращение. Под сильным международным давлением советское правительство отказалось от поддержки и уничтожило все копии. В результате Кичко попал в немилость правительства. Хотя книга была уничтожена, аналогичные произведения продолжали публиковаться, а несколько лет спустя Кичко, вернувшись к благодати, опубликовал вторую антисемитскую работу.
Историки сходятся во мнении, что Кичко работал по указанию центрального правительства и что его работа стала началом новой волны спонсируемого правительством антисемитизма в рамках более широкой структуры нападок Советского Союза на религию . Более того, историки рассматривают эту работу как попытку Советского Союза вызвать трения между еврейским и украинским населением, которая имела неприятные последствия.
Фон
[ редактировать ]При правлении Иосифа Сталина Советский Союз эксплуатировал более ранние традиции антисемитизма, существовавшие на его территории. Официальная политика считала евреев иностранными и предательскими элементами. Во время Великой чистки 1930-х годов мишенью подверглись ведущие еврейские деятели и учреждения. Между 1948 и 1953 годами антисемитизм стал официальной государственной политикой. Убийство Соломона Михоэлса , директора Московского государственного еврейского театра , стало началом волны антисемитизма, направленной на уничтожение «всех еврейских культурных учреждений, оставшихся с 1930-х годов или созданных во время» Второй мировой войны. . [ 1 ]
После смерти Сталина антисемитизм пошел на убыль, что позволило еврейскому населению больше не жить в страхе. Однако антисемитизм оставался «неизменно связанным с идеологическими и политическими интересами Кремля и имел прочные корни в общественных настроениях и поведении». С середины 1950-х годов по Советскому Союзу прокатилась новая волна антисемитизма, вдохновленная Никитой Хрущевым и Леонидом Брежневым . Этому еще больше способствовала кампания Хрущева против религии . Нападки на иудаизм , в отличие от атак на другие религии, «приняли антисемитское измерение». [ 2 ] [ 3 ] Советская пропаганда начала продвигать идею о том, что еврейский народ почитает капитализм и поощряет экономическую эксплуатацию неевреев. [ 2 ] С 1959 по 1964 год было напечатано 1847 антирелигиозных изданий. Хотя только восемь процентов были сосредоточены исключительно на нападках на иудаизм, подавляющее большинство включало в себя ту или иную форму нападок. «Доля антииудаистских титулов была... в семь раз больше, чем доля евреев» в Советском Союзе. Ситуация усугублялась количеством экземпляров антиеврейских произведений, находящихся в обращении. В среднем было напечатано 27 000 экземпляров любого антихристианского материала и 6 000 экземпляров антиисламских материалов по сравнению с 46 000 экземпляров антиеврейских публикаций. Это составило 2,5 миллиона антиеврейских публикаций в печати в период с 1959 по 1964 год. [ 4 ] К началу 1960-х годов 85 процентов синагог были закрыты. не ни в каких школах идиша было разрешено В России , а в Советском Союзе ни в одном учебном заведении не было курсов по идишу, ивриту или еврейской истории . Из 110 смертных приговоров, вынесенных за этот период за экономические преступления, более 70 были вынесены обвиняемым евреям. [ 5 ] [ 6 ]
Содержание
[ редактировать ]В октябре 1963 года Киеве базирующаяся в Украинская академия наук опубликовала первую партию «Иудаизма без прикрас» тиражом в 12 000 экземпляров . Эту работу написал Трофим Кичко , бывший коллаборационист нацистской Германии во время Второй мировой войны, член Коммунистической партии и протеже Украинской академии наук. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Согласно недавно обнаруженным исследованиям, Трофим Кичко участвовал в антифашистском сопротивлении на оккупированной немцами Украине. [ 11 ]
Его работа представляла собой «переработку царской полицейской мистификации начала века, известной как «Протоколы сионских мудрецов ». [ 12 ] В работе Кичко доказывалось «существование универсального еврейского заговора с участием иудаизма, еврейских банкиров, сионизма и западного капитализма». [ 13 ] Еврейское население изображалось реакционным и подрывным , и все это было основано на религиозной вере в «практически все… непривлекательные моральные качества». [ 7 ] Текст повсюду сопровождался «возмутительными... карикатурами ... которые [напоминали] нацистскую антисемитскую пропаганду », [ 14 ] подобные им можно было увидеть в официальной нацистской партийной газете Der Stürmer («самое злобное антиеврейское нацистское издание»). [ 7 ] [ 15 ] На обложке книги с крючковатым носом было изображение « раввина , стоящего за кафедрой с мешком переполненных золотых монет в когтистых руках». [ 16 ] Хотя эта работа была похожа на более ранние литературные нападки на евреев, Кичко пошел еще дальше, утверждая, что нападение Германии на Советский Союз, начавшееся 22 июня 1941 года, было совместным делом еврейского народа и нацистской Германии . [ 17 ]
Реакция
[ редактировать ]В Советском Союзе «Иудаизм без прикрас» получил широкое признание как «выдающаяся научная работа». [ 7 ] «Известия» , официальная газета советского правительства , высоко оценили работу Кичко за «использование нового материала для анализа реакционной природы иудаизма как формы религиозной идеологии». [ 18 ] Работа была широко переиздана по всей стране. [ 19 ] и был «широко распространен... среди партийных кадров и педагогов». [ 7 ]
24 февраля 1964 года Моррис Б. Абрам , президент Американского еврейского комитета , при поддержке представителя США в ООН Комиссии по правам человека , привлек внимание всего мира к работе Кичко, подвергнув критике книгу во время пресс-конференции. Вскоре после этого Кичко и его книга подверглись международной критике. [ 20 ] Коммунистические партии всего мира осудили эту работу. [ 20 ] [ 21 ] Французская коммунистическая газета L'Humanité осудила книгу и потребовала, чтобы Советский Союз дезавуировал ее. [ 22 ] Гас Холл , генеральный секретарь Коммунистической партии США , заявил: «Я не сомневаюсь в антисемитском характере того, что я видел. Такие стереотипные, клеветнические карикатуры на еврейский народ должны быть однозначно осуждается». [ 20 ] Чтобы использовать это недовольство Советским Союзом, Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) перевело книгу на французский язык и распространило ее среди левых групп по всей Европе. [ 17 ] Когда Хрущев совершил поездку по Скандинавии весной 1964 года, прошли демонстрации против обращения СССР с евреями, частично мотивированные публикацией книги «Иудаизм без прикрас» . [ 23 ] В Украине реакция на книгу также была негативной. Украинский националист Николай Лебедь рассматривал книгу «как советскую попытку нарисовать украинцев широкой антисемитской кистью». Это привело к тому, что украинцы, особенно среди бывших сторонников Степана Бандеры , перешли от использования антисемитизма как оружия против советской власти к нападкам на советское правительство за его антисемитизм. [ 17 ]
Поддавшись международному давлению, советское правительство отказалось от поддержки книги. 4 апреля 1964 года советская газета «Правда» — газета Коммунистической партии Советского Союза — объявила об официальном изменении политики. В заявлении говорилось: «Автор книги и авторы предисловия неверно истолковали некоторые вопросы, касающиеся возникновения и развития этой религии... [Ряд] ошибочных положений и иллюстраций могут оскорбить чувства верующих и даже могут быть истолковано в духе антисемитизма». Газета продолжала: «В СССР нет и не может быть такого понятия, как антисемитизм». [ 20 ] [ 7 ] Коммунистической партии Советского Союза Идеологический комитет изъял произведение из обращения и уничтожил все экземпляры. [ 24 ] В результате Кичко впал в немилость и «временно канул в безвестность». [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на отзыв работы Кичко, вскоре она была заменена аналогичными произведениями других авторов. 4 октября 1967 года статья Кичко была опубликована в провинциальной газете «Комсомольское знамя» на Украине. 20 января 1968 года центральная газета Украины «Правда Украины » «сообщила, что Кичко награжден почетной грамотой за «заслуги перед атеистической пропагандой»». За этим последовала публикация его второй работы: «Иудаизм и сионизм» , антисемитской и антиизраильской работы, которая подтвердила мистификацию всемирного еврейского заговора. [ 25 ] [ 26 ]
Анализ
[ редактировать ]Журналист Леонид Владимиров утверждал, что информация, полученная от друзей в Киеве, позволяет предположить, что Кичко смог преодолеть свое прошлое и подняться на авторитетную позицию в украинском научном сообществе благодаря своей преданности антисемитским исследованиям. Владимиров отметил, что "в России есть службы, за которые прощают даже коллаборационистов". [ 27 ] Морис Фридберг заявляет, что публикация «Иудаизм без прикрас» была «предвестником возрождения официально спонсируемого антисемитизма». [ 10 ]
Комментаторы единодушны в понимании того, почему была опубликована книга «Иудаизм без прикрас» . Стефан Т. Поссони утверждает, что Кичко «было приказано написать» свою книгу и «его измышления было приказано издавать на украинском языке » с целью еще раз поссорить «евреев с украинцами». [ 8 ] С этим согласны канадско-украинские историки Иван Качановский, Зенон Когут, Богдан Небесио и Мирослав Юркевич. Они утверждают, что, стремясь «дискредитировать украинский национализм », советское правительство пыталось «связать советские украинские учреждения с антисемитскими публикациями», и что самым известным примером этого была работа Кичко. [ 28 ] Амир Вайнер рассуждает в том же духе, заявляя, что работа Кичко не была «случайной оплошностью», о чем свидетельствует «запоздалая советская реакция». [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чейнс 2004 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Смородинская, Эванс-Ромейн и Госсило 2007 , с. 18.
- ^ Кори 1995 , с. 11.
- ^ Альтшулер 2012 , стр. 104.
- ^ Адельман 2008 , с. 70.
- ^ Саперштейн и Саперштейн 2001 , с. 282.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шрётер 1974 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Винховен 1975 , с. 442.
- ^ Перри и Швейцер 2006 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Джейкобсон 1972 , с. 51.
- ^ "Заслуженный антисемит. Как Трофим Кичко звездой антисионизма стал" . Хадашот новости еврейской жизни в Украине (in Russian). 18 April 2020 . Retrieved 2 May 2022 .
- ^ Potok et al. 1997 , p. 121.
- ^ Goluboff 2002 , pp. 24–25.
- ^ Гительман 2001 , с. 165.
- ^ Петерсен 2012 , стр. 228.
- ^ Сачар 2006 , с. 715.
- ^ Jump up to: а б с Брейтман и Года, 2012 , с. 90.
- ^ Шнайер 2009 , с. 111.
- ^ Сачар 2006 , с. 722.
- ^ Jump up to: а б с д Фридман и Чернин 1999 , с. 35.
- ^ Кори 1973 , с. 146.
- ^ Фридман 1984 , с. 37.
- ^ Рои 2002 , с. 164.
- ^ Ригнер 2006 , с. 224.
- ^ Джейкобсон 1972 , с. 51-2.
- ^ Майкл и Розен 2005 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Вайнер 2002 , с. 201.
- ^ Каччановский и др. 2013 , с. 246.
Ссылки
[ редактировать ]- Альтшулер, Мордехай (2012). Религия и еврейская идентичность в Советском Союзе, 1941-1964 гг . Серия Института Таубера по изучению европейского еврейства. Брандейс . ISBN 978-1-611-68272-4 .
- Адельман, Джонатан (2008). Возвышение Израиля: история революционного государства . Рутледж . ISBN 978-0-415-77510-6 .
- Брейтман, Ричард ; Года, Норман Дж.В. (2012). Тень Гитлера: нацистские военные преступники, разведка США и холодная война (PDF) . Национальный архив . Проверено 18 июня 2014 г.
- Чейнс, Джером А. (2004). Антисемитизм: Справочник . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-576-07209-7 .
- Фридман, Роберт Оуэн (1984). Советское еврейство в решающее десятилетие, 1971-80 гг . Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0-822-30544-6 .
- Фридман, Мюррей; Чернин, Альберт Д., ред. (1999). Второй исход: американское движение за освобождение советских евреев . Издательство Университета Брандейса. ISBN 978-0-874-51912-9 .
- Гительман, Цви (2001). Век двойственности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы ; Второе расширенное издание. ISBN 978-0-253-21418-8 .
- Голубофф, Саша Л. (2002). Русские евреи: беспорядки в московской синагоге . Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-812-21838-1 .
- Джейкобсон, Юлиус, изд. (1972). Советский коммунизм и социалистическое видение . Книги о новой политике, №1 (Книга 1). Издатели транзакций . ISBN 978-0-878-55005-0 .
- Катчановски, Иван; Kohut, Zenon E.; Nebesio, Bohdan Y.; Yurkevich, Myroslav (2013) [2005]. Historical Dictionary of Ukraine . Scarecrow Press ; Second Edition. ISBN 978-0-81087-845-7 .
- Кори, Уильям (1973). Советская клетка: антисемитизм в России . Викинг Пресс . ISBN 978-0-670-65940-1 .
- Кори, Уильям (1995). Русский антисемитизм, Память и демонология сионизма . Исследования антисемитизма (книга 2). Рутледж; 1 издание. ISBN 978-3-718-65742-1 .
- Майкл, Роберт; Розен, Филип (2005). Словарь антисемитизма с древнейших времен до наших дней . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-403-96893-7 .
- Поток, Хаим ; Слепак, Леонид; Слепак, Владимир; Слепак, Александр; Слепак, Мария (1997). Ворота ноября . Книги Баллантайна . ISBN 978-0-449-91240-9 .
- Перри, Марвин; Швейцер, Фредерик М. (2006). Антисемитизм: миф и ненависть от древности до наших дней . Пугало Пресс. ISBN 978-0-810-85868-8 .
- Петерсен, Уильям (2012) [1997]. Этническая принадлежность имеет значение . Издатели транзакций; Репринтное издание. ISBN 978-1-412-84957-9 .
- Ригнер, Герхарт (2006) [1998]. Никогда не отчаивайтесь: шестьдесят лет на службе еврейскому народу и делу прав человека . Иван Р. Ди (переводное издание). ISBN 978-1-566-63696-4 .
- Рои, Яаков (2002) [1991]. Борьба за советскую еврейскую эмиграцию, 1948-1967 гг . Советские и восточноевропейские исследования. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-52244-1 .
- Сачар, Ховард М. (2006). История евреев в современном мире . Винтаж. ISBN 978-1-400-03097-2 .
- Саперштейн, Гарольд И.; Саперштейн, Марк (2001). Свидетель с кафедры: актуальные проповеди, 1933–1980 гг . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-739-10259-6 .
- Шнайер, Марк (2009) [1999]. Общие мечты: Мартин Лютер Кинг-младший и еврейская община . Издательство «Еврейские огни» . ISBN 978-1-58023-273-9 .
- Шретер, Леонард (1974). Последний исход . Паб «Вселенная»; Первое издание, Первое печатное издание. ISBN 978-0-87663-204-8 .
- Смородинская Татьяна; Эванс-Ромейн, Карен; Госчило, Хелена, ред. (2007). Энциклопедия современной российской культуры . Рутледж. ISBN 978-0-415-32094-8 .
- Винховен, Виллем Адриан (1975). Тематические исследования по правам человека и основным свободам: Мировое исследование, том второй . Мартинус Нийхофф . ISBN 978-9-024-71779-8 .
- Вайнер, Амир (2002). Осмысление войны: Вторая мировая война и судьба большевистской революции . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-09543-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дектер, Моше. «Иудаизм без прикрас» Новейшие документы о российском антисемитизме (PDF) . Новая политика . Проверено 18 июня 2014 г.