Jump to content

Эмиль Гилельс

Эмиль Григорьевич Гилельс [ а ] ( Russian : Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс; 19 October 1916 – 14 October 1985) was a Soviet [ 3 ] пианист. Его широко считают одним из величайших пианистов всех времен. [ 4 ] [ 5 ]

Его сестра Елизавета , которая была на три года младше его, была известной скрипачкой. Его дочь Елена стала успешной пианисткой.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Гилельс родился в еврейской семье 19 октября 1916 года (6 октября по старому стилю ) в Одессе (тогда часть Российской империи , а ныне Украина ) в семье Геси и Григория Гилельса. Его отец работал клерком на сахарном заводе.

Эмиль Гилельс и его сестра скрипачка Елизавета .

Гилельса был абсолютный слух , и в пять с половиной лет он начал уроки у Якова Ткача . У , известного в Одессе педагога по игре на фортепиано [ 6 ] Быстро обучаясь, он за несколько месяцев сыграл все три тома этюдов Лешхорна, а вскоре после этого — сонаты Клементи и Моцарта. Позже Гилельс приписывал Ткачу эту строгую подготовку, заложившую основу его техники. [ 7 ] В свою очередь, Ткач прокомментировал Гилельса, уменьшив: «Миля Гилельс обладает способностями человека, рожденного исключительно для того, чтобы стать пианистом, и что при должном внимании к его развитию СССР в будущем обогатится». с приобретением всемирно известного пианиста».

Пианисты Эмиль Гилельс (слева) и Яков Флиер, занявшие соответственно первую и третью премии на Международном музыкальном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, Бельгия. Газета «Правда» (Советский Союз). Май 1938 года.

В мае 1929 года в возрасте 12 лет Гилельс дал свой первый публичный концерт. [ 7 ] приняли Одесскую консерваторию в В 1929 году класс Рейнгбальд Берты в . Гилельса Под опекой Рейнгбальда Гилельс расширил круг своих культурных интересов, уделив особое внимание истории и литературе. В 1932 году Артур Рубинштейн посетил Одесскую консерваторию и встретил Гилельса, и они остались друзьями до конца жизни Рубинштейна. [ 4 ] Как и Ткач, Рейнгбальд тщательно направляла Гилельса, разрешая ему давать живые концерты, и защищала свою ученицу от чрезмерных концертных выступлений. Он участвовал во Всесоюзном конкурсе пианистов, несмотря на то, что не достиг установленного для участия возраста, но получил стипендию жюри.

В 1932 году Гилельс впервые посетил Генриха Нейгауза . В 1933 году Гилельс участвовал в Первом Всесоюзном конкурсе исполнителей в Москве и единогласным решением судей получил первую премию. Эта победа прославила Гилельса на весь СССР и положила начало общенациональному концертному турне. Однако гастрольный стресс заставил Гилельса свернуть гастроли и вернуться в Одессу, чтобы завершить учебу, даже отклонив приглашение о переводе в Московскую консерваторию. Впоследствии Гилельс считал Рейнгбальда своим настоящим учителем, наставником и другом на всю жизнь.

Осенью 1935 года Гилельс окончил Одесскую консерваторию. Впоследствии он был принят в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза, и Гилельс возобновил концертную деятельность. В 1936 году он принял участие в своем первом международном конкурсе — конкурсе Международной Венской музыкальной академии. Гилельс занял второе место, а его друг и сокурсник Яков Флиер стал лауреатом первого места. Два года спустя, в 1938 году, Гилельс и Флиер участвовали в Международном фестивале Изаи ( Конкурс королевы Елизаветы ) в Брюсселе . Гилельсу была присуждена первая премия, а Флиеру досталась третья премия. Гилельс завершил учебу в Москве в 1938 году.

После его деятельности в Брюсселе запланированный тур и американский дебют на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года были прерваны из-за начала Второй мировой войны. Сергей Рахманинов , живший в изгнании из России, наслышан о репутации Гилельса и стал слушать выступления Гилельса по радио. Впоследствии Рахманинов считал Гилельса своим пианистическим преемником и послал ему медаль и диплом. Эта медаль с выгравированным профилем Антона Рубинштейна и диплом когда-то были вручены Рахманинову как символ его преемственности от Рубинштейна, а сам Рахманинов добавил в документ имя Гилельса. Эти реликвии Гилельс бережно хранил всю свою жизнь. [ 8 ]

Прокофьева В 1944 году Гилельс представил премьеру 8-й сонаты для фортепиано . [ 9 ] Во время Второй мировой войны Гилельс развлекал советские войска поднимающими боевой дух концертами под открытым небом на передовой, кадры из киноархива которых сохранились. [ 10 ] В 1945 году он сформировал трио камерной музыки со скрипачом Леонидом Коганом (своим зятем) и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем . Гилельс был удостоен Сталинской премии в 1946 году. После войны он гастролировал по странам Восточной Европы советского блока в качестве солиста. Он также давал сольные концерты на двух фортепиано с Яковом Флиером, а также концерты со своей сестрой-скрипачкой Елизаветой. В 1952 году стал профессором Московской консерватории , где среди его учеников были Валерий Афанасьев , Ирина Зарицкая , Марина Гоглидзе-Мдивани , Ирина Смородинова лауреат конкурса пианистов Маргариты Лонг - ( Международного Жака Тибо в Париже), Игорь , Владимир Блок Феликс Готлиб и . Жуков Он был председателем жюри Международного конкурса Чайковского на первом конкурсе в 1958 году, который присудил первую премию Вану Клиберну . Он возглавлял соревнования на протяжении многих лет.

Гилельс, 1950-е годы.

Гилельс был одним из первых советских артистов, которым наряду с Давидом Ойстрахом разрешили путешествовать и давать концерты на Западе . Его американский дебют состоялся в октябре 1955 года с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди . [ 4 ] Его британский дебют состоялся в Ковентри в 1951 году, где он выступал вместе с Игорем Ойстрахом, Галиной Вишневской, Марком Райзиным и композитором Кабалевским. В 1952 году он играл в Королевском Альберт-Холле. [ 11 ] Гилельс дебютировал на Зальцбургском фестивале в 1969 году фортепианным концертом Вебера, Прокофьева и Бетховена в Моцартеуме , за которым последовало исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена с Джорджем Селлем и Венским филармоническим оркестром.

В 1981 году у Гилельса случился сердечный приступ после концерта в Концертгебау в Амстердаме , после чего его здоровье ухудшилось. Он неожиданно скончался во время медицинского осмотра в Москве 14 октября 1985 года, всего за несколько дней до своего 69-летия. Святослав Рихтер , который хорошо знал Гилельса и был однокурсником Генриха Нейгауза в Московской консерватории , считал, что Гилельс погиб случайно, когда во время планового осмотра в кремлевской больнице был ошибочно введен препарат. [ 12 ] Однако датский композитор и писатель Карл Оге Расмуссен в своей биографии Рихтера отрицает такую ​​возможность и утверждает, что это был всего лишь ложный слух. [ 13 ]

Гилельс был женат дважды. Впервые он женился на пианистке Розе Тамаркиной в 1940 году. Его второй женой была Фарисет (Лала) Хуцистова, выпускница Московской консерватории, на которой он женился в 1947 году. У них была дочь Елена , пианистка, окончившая класс Флиера в Московской консерватории. Консерватории, которая выступала и записывалась вместе со своим отцом.

Гилельс вызывает всеобщее восхищение за его превосходный техничный контроль и блестящий тон. [ 14 ] Репертуар Гилельса варьировался от композиторов эпохи барокко до композиторов позднего романтизма и классической музыки XX века. Его интерпретации центральной немецко-австрийской классики составили ядро ​​его репертуара, в частности Бетховена , Брамса и Шумана ; но он был столь же просветителен в отношении Скарлатти и композиторов 20-го века, таких как Дебюсси , Рахманинов и Прокофьев . Его записи Листа Венгерской рапсодии 9 и Сонаты си минор приобрели в некоторых кругах статус классики. [ 15 ]

Записи Гилельса на протяжении большей части его истории звукозаписи делались для государственной звукозаписывающей компании классического репертуара « Мелодия» . Эти записи, в свою очередь, были лицензированы на западе под лейблом EMI Records , а в США — под лейблом Angel Records (и бюджетным лейблом EMI Seraphim Records ). В 2013 году Warner Classics поглотила EMI Classics, тем самым приобретя большую часть записей Гилельса.

Гилельс завершал цикл записи фортепианных сонат Бетховена для немецкой звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon , когда неожиданно скончался в больнице в Москве. [ 16 ] [ 17 ] Его запись сонаты «Hammerklavier» получила премию «Граммофон» в 1984 году. Гилельс записал со своей дочерью, в том числе двойной фортепианный концерт Шуберта Моцарта с Карлом Бёмом и Венским филармоническим оркестром, а также «Фантазию фа минор» для фортепианного дуэта . Он также сделал несколько записей камерной музыки со скрипачом Леонидом Коганом и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем .

Известные записи

[ редактировать ]

Премии, награды и почести

[ редактировать ]
Советский Союз
Иностранный

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Иногда транслитерируется Хилельс . [ 1 ] [ 2 ]
  1. ^ Джонсон, Хьюлетт (1941). Советская власть; Социалистическая шестая часть мира . Нью-Йорк: Международные издательства. п. 214. ОСЛК   407142 .
  2. ^ СССР говорит сам за себя. Том третий: Демократия на практике . Лондон: Лоуренс и Уишарт. 1941. с. 46. ​​OCLC   13487651 .
  3. ^ «20 величайших пианистов всех времен» . Классическая музыка . Проверено 14 апреля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Джон Роквелл (16 октября 1985 г.). «Эмиль Гилельс, советский пианист, скончался в 68 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 января 2015 г.
  5. ^ «10 величайших пианистов всех времен» . Журнал «Лаймлайт» . 7 января 2015 года . Проверено 20 октября 2017 г.
  6. ^ Каррик, Фил (21 сентября 2013 г.). «Эмиль Гилельс: настоящий гигант клавиатуры» . Создатели музыки (ABC Classic FM) . Архивировано из оригинала 26 января 2015 г. Проверено 10 января 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Мах, Элиза (1980). Великие современные пианисты говорят сами за себя . Курьерская корпорация. ISBN  978-0-486-26695-4 .
  8. ^ «Триумф в Брюсселе (1938–1941)» . Фонд Эмиля Гилельса . Проверено 26 октября 2020 г.
  9. ^ Берман, Борис (2008). Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для слушателя и исполнителя . Издательство Йельского университета. п. xii. ISBN  978-0-300-14500-7 .
  10. ^ «Эмиль Гилельс играет», российский телевизионный документальный фильм, выпуск VHS на японском лейбле IVC, кат. нет. IVCV-64144
  11. ^ «CalmView: Обзор» .
  12. ^ Монсенжон, Бруно (2002). Святослав Рихтер: Тетради и беседы . Перевод Спенсера, Стюарта. Издательство Принстонского университета. п. 32. ISBN  978-0-691-09549-3 .
  13. ^ Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер: Пианист . Университетское издательство Новой Англии. ISBN  978-1-55553-710-4 .
  14. ^ «Эмиль Гилельс» , Памяти Эмиля Гилельса , 2007. По состоянию на 3 июня 2007 г.
  15. ^ International Piano Quarterly, зима 2001 г., Orpheus Publications Limited
  16. ^ Эндрю Клементс (21 декабря 2006 г.). «Эмиль Гилельс: Ранние записи» . Хранитель . Проверено 10 января 2015 г.
  17. ^ Джон Роквелл (16 октября 1985 г.). «Эмиль Гилельс, советский пианист, скончался в 68 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 05 августа 2018 г.
  18. ^ «(2009) Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 3, соч. 37 (концертная запись, Лозанна, 1970)» . Клавес Рекордс . Проверено 31 марта 2019 г.
  19. ^ JOC "Искательская запись Эмиля Гилельса лирических пьес Грига" . Журнал «Граммофон» . Архивировано из оригинала 10 июля 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8581ca036a60e95d8279028e1029892__1722473580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/92/e8581ca036a60e95d8279028e1029892.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emil Gilels - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)