Правдивая история
![]() 1894 года, Иллюстрация Уильяма Стрэнга изображающая батальную сцену из первой книги « Лукиана Самосатского . » Правдивой истории | |
Автор | Лукиан Самосатский |
---|---|
Язык | Греческий |
Жанр | Сатира , Фэнтези , Научная фантастика |
Дата публикации | 2 век нашей эры |
Место публикации | Сирия, Римская империя |
Правдивая история ( древнегреческий : Ἀληθῆ διηγήματα , Alēthē diēgēmata ; латынь : Vera Historia или латынь : Verae Historiae ), также переводится как «Истинная история» , представляет собой длинную повесть или короткий роман. [ 1 ] написанное во втором веке нашей эры сирийским автором Лукианом Самосатским . [ 2 ] Роман представляет собой сатиру на диковинные истории, описанные в древних представлены источниках, особенно на те, в которых фантастические или мифические события так, как если бы они были правдой. Это самая известная работа Люциана.
Это самое раннее известное художественное произведение , включающее путешествия в космос , инопланетные формы жизни и межпланетные войны . Его описывают как «первый известный текст, который можно назвать научной фантастикой ». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако произведение не вписывается в типичные литературные жанры : его многослойный сюжет и персонажи интерпретировались как принадлежащие к научной фантастике, фэнтези , сатире или пародии и были предметом научных дискуссий.
Сюжет
[ редактировать ]Роман начинается с объяснения того, что история вовсе не «правда», и что все в ней — полная и абсолютная ложь. [ 7 ] [ 8 ] Повествование начинается с того , что Люциан и его попутчики путешествуют мимо Геракловых столбов . [ 9 ] [ 10 ] Сбитые с курса штормом, они попадают на остров с винной рекой , наполненной рыбой и медведями, отметкой, указывающей на то, что Геракл и Дионис путешествовали к этому месту, и деревьями, похожими на женщин. [ 10 ] [ 11 ] Вскоре после выхода с острова их подхватывает вихрь и уносит на Луну . [ 10 ] [ 12 ] где они оказываются втянутыми в полномасштабную войну между Эндимионом, королем Луны, и Фаэтоном, королем Солнца, из-за колонизации Утренней Звезды . [ 10 ] [ 13 ] [ а ] Обе армии включают в себя причудливые гибридные формы жизни. [ 14 ] [ 10 ] Армии Солнца выигрывают войну, затмевая Луну облаками и блокируя свет Солнца. [ 10 ] [ 15 ] Обе стороны приходят к мирному соглашению. [ 16 ] Люциан описывает жизнь на Луне и то, чем она отличается от жизни на Земле. [ 10 ] [ 17 ]
По возвращении на Землю искателей приключений проглатывает кит длиной 200 миль (320 км). [ 18 ] [ 19 ] в чреве которого они обнаруживают разнообразных рыболюдей, против которых ведут войну и побеждают. [ 19 ] [ 20 ] Они убивают кита, разжигая костер, и убегают, подпирая его пасть открытой. [ 21 ] [ 19 ] Затем они встречают море молока, остров сыра и остров Блаженных . [ 22 ] [ 23 ] Там Лукиан знакомится с героями Троянской войны , другими мифическими людьми и животными, а также Гомером и Пифагором . [ 24 ] [ 25 ] Они находят наказанными грешников, причем худшими из них являются те, кто написал книги с ложью и фантазиями, в том числе Геродот и Ктесий . [ 26 ] [ 25 ] Покинув Остров Блаженных, они доставляют Калипсо письмо, данное им Одиссеем , в котором объясняется, что он хотел бы остаться с ней, чтобы жить вечно. [ 27 ] [ 25 ] Они обнаруживают пропасть в океане, но в конце концов плывут вокруг нее, обнаруживают далекий континент и решают его исследовать. [ 25 ] [ 28 ] Книга внезапно обрывается, когда Люциан заявляет, что их будущие приключения будут описаны в следующих сиквелах. [ 29 ] [ 30 ] обещание, которое разочарованный ученый назвал «самой большой ложью из всех». [ б ] [ 33 ]
Анализ
[ редактировать ]Сатира
[ редактировать ]
С одной стороны, Люциан задумал свою историю как форму литературной критики , сатиру против современных и древних источников, которые цитируют фантастические и мифические события как истину. Он упоминает рассказы о Ктесии , Ямбуле и Гомере и заявляет, что «что меня удивило, так это их предположение, что никто не заметит их лжи». Многие персонажи и события преувеличены до нелепости, чтобы высмеять оригинальные рассказы. Как заметил классик Б. П. Рирдон, «прежде всего, это пародия на литературных «лжецов» вроде Гомера и Геродота ». [ 34 ] Следовательно, Люциан продолжает утверждать, что история, изложенная в «Правдивой истории» , рассказывает о «вещах, которых я не видел, не испытывал и не слышал от кого-либо другого; более того, о вещах, которые на самом деле не существуют и никогда не могли существовать». Так что мои читатели не должны верить ни единому моему слову». [ 35 ] Он оправдывает название, утверждая, что это единственная правдивая мифологическая история, когда-либо написанная, поскольку она единственная, которая признает, что все это ложь. Он также обещает продолжение, но неизвестно, существовало ли оно.
научная фантастика
[ редактировать ]Современные критики научной фантастики не обязательно считают сатирическую направленность истории противоречащей современным представлениям о научной фантастике. Определяющий элемент науки можно найти в конкретном и эффективном подходе Люциана к выявлению ложных ценностей и ошибочных идентификаций в современной философии, которая тогда была во многом общим термином науки. [ 36 ] Кроме того, они отмечают, что «Правдивая история» была написана в ответ на другое произведение, также содержащее элементы научной фантастики, а именно » Антония Диогена на «Потерянные чудесные вещи за пределами Туле , главный герой которого также достиг Луны. [ 36 ] Также было отмечено отчужденное ощущение этой истории как определяющего элемента научной фантастики:
... «Правдивые истории» можно по праву считать научной фантастикой, потому что Люциан часто достигает того чувства «когнитивного отчуждения», которое Дарко Сувин определил как родовое отличие научной фантастики, то есть изображение альтернативного мира, радикально отличающегося от нашего собственного, но связаны с ним с точки зрения существенного знания. [ 37 ]
По мнению Гревелла, чье определение научной фантастики фокусируется на борьбе между предположительно высшими и низшими формами жизни, «часть рассказа, которая квалифицирует ее как научную фантастику, а не как фэнтези или художественную фантастику, вовлекает Люциана и его моряков в битву за территориальные и колонизационные права». [ 38 ]
«Царь жителей Солнца Фаэтон, — сказал Эндимион, царь Луны, — уже давно воюет с нами. Однажды я собрал беднейших людей в своем царстве и взялся сажать колония на Утренней Звезде, пустая и необитаемая, Фаэтон из ревности воспрепятствовал колонизации, встретив нас на полпути во главе своих драгун. они не могли сравниться с ними по силе, и мы отступили. Однако теперь я хочу снова начать войну и основать колонию». [ 36 ]
Типичные научно-фантастические темы и топосы , которые появляются в «Правдивых историях» : [ 39 ]
- путешествие в открытый космос
- встреча с инопланетными формами жизни, включая опыт первого контакта
- межпланетная война и империализм
- колонизация планет
- искусственная атмосфера
- жидкий воздух
- мотив гигантизма
- существа как продукты человеческой технологии ( тема роботов )
- миры, работающие по набору альтернативных «физических» законов
- явное стремление главного героя к исследованиям и приключениям
Промежуточную позицию, похоже, занимает критик Кингсли Эмис , признававший научно-фантастический и сатирический характер «Правдивых историй» : одновременно
Я лишь отмечу, что живость и утонченность « Правдивой истории» делают ее воспринимаемой как шутка в ущерб почти всей научной фантастике раннего Нового времени, написанной, скажем, между 1910 и 1940 годами. [ 40 ]
Современные эквиваленты, сочетающие в равной мере научную фантастику и пародию, можно найти в Вольтера » «Микромегасе и произведениях Дугласа Адамса .
Прием
[ редактировать ]Некоторые римские читатели считали, что события «Правдивой истории» действительно произошли, хотя Лукиан пытался пародировать ложные рассказы о путешествиях. [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]- «Приключения барона Мюнхгаузена» — фильм Терри Гиллиама 1988 года с различным сходством сюжета.
- История научной фантастики
- Meropis
- Луна в научной фантастике
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имена царей основаны на мифологических персонажах Эндимионе и Фаэтоне , возлюбленном Селены, , богини луны и сына Гелиоса, соответственно бога солнца .
- ^ Древнегреческий : и конечный псевдостатон после необоснованного обещания [Schol в Лук. ВХ 2.47]? [ 31 ] «Конец с его необоснованными обещаниями — это величайшая ложь». [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дуди, Маргарет Энн (1996), Правдивая история романа , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, стр. 26, ISBN 0-8135-2168-8 , получено 16 декабря 2020 г.
- ^ Рихтер, Дэниел С. (2017). «Глава 21: Лукиан Самосатский». В Рихтере, Дэниел С.; Джонсон, Уильям А. (ред.). Оксфордский справочник второй софистики . Том. 1. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 328–329. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199837472.013.26 . ISBN 978-0-19-983747-2 .
- ^ Гревелл 2001 .
- ^ Суонсон 1976 , с. 228: «Лукиан Самосатский, греко-сирийский сатирик второго столетия, выступает сегодня образцом художника-фантаста. Нет особой необходимости, если вообще есть, утверждать, что его мифопоэтические «Милетийские рассказы» и его литературно-фантастические путешествия утопическая гипербола соответствует жанру научной фантастики».
- ^ Джорджиаду и Лармур, 1998 , Введение: «Verae Historiae Люциана («Правдивые истории»), фантастическое повествование о путешествии, которое считается самым ранним сохранившимся примером научной фантастики в западной традиции».
- ^ Ганн 1988 , с. 249: "прото-СФ"
- ^ Кассон 1962 , стр. 13–15.
- ^ Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 51–52.
- ^ Кассон 1962 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 53–155 [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Кассон 1962 , стр. 15–17.
- ^ Кассон 1962 , стр. 17–18.
- ^ Кассон 1962 , с. 18.
- ^ Кассон 1962 , стр. 18–21.
- ^ Кассон 1962 , с. 22.
- ^ Кассон 1962 , стр. 22–23.
- ^ Кассон 1962 , стр. 23–25.
- ^ Кассон 1962 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б с Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 156–177 [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Кассон 1962 , стр. 27–33.
- ^ Кассон 1962 , с. 34.
- ^ Кассон 1962 , стр. 35–37.
- ^ Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 156–178 [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Кассон 1962 , стр. 35–45.
- ^ Jump up to: а б с д Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 178–232 [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Кассон 1962 , с. 46.
- ^ Кассон 1962 , стр. 45–49.
- ^ Кассон 1962 , стр. 49–54.
- ^ Кассон 1962 , с. 54.
- ^ Джорджиаду и Лармур 1998 , стр. 232–233.
- ^ Рабе, Хью, изд. (1971) [1906]. «14. Ἀληθῶν διηγτάμα βʹ» . Исследования Люциана Штутгарт: Б. Г. Тойбнер. п. 24 н. 47. ИСБН 3-519-01516-1 .
- ^ Джорджиаду и Лармур 1998 , с. 31 н. 84.
- ^ Кассон 1962 , с. 57.
- ^ Рирдон 1989 , с. 619.
- ^ Рирдон 1989 , с. 622.
- ^ Jump up to: а б с Суонсон 1976 .
- ^ Фредерикс 1976 , с. 54.
- ^ Гревелл 2001 , стр. 30–31.
- ^ Фредерикс 1976 .
- ^ Кингсли 1960 , с. 28.
- ^ Дэвис, Кеннет К. (2013). Не особо разбираюсь в географии: все, что вам нужно знать о мире, но вы никогда не изучали (первое изд. Avon Books). Нью-Йорк: ХарперКоллинз . п. 18. ISBN 978-0-06-204356-6 .
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Кассон, Лайонел, изд. (1962), «Правдивая история» , Избранные сатиры Люциана , Нью-Йорк: WW Norton & Co., doi : 10.4324/9781315129105-4 , ISBN 0-393-00443-0
- Фредерикс, Южная Каролина (март 1976 г.), «Истинная история Люциана в научной фантастике» , Исследования научной фантастики , 3 (1), Депау: 49–60, JSTOR 4238997
- Георгиаду, Аристола; Лармур, Дэвид Х.Дж. (1998), Научно-фантастический роман Люциана «Правдивые истории : интерпретация и комментарии» , дополнения к «Мнемозине», Лейден , Нидерланды: Brill, doi : 10.1163/9789004351509 , ISBN 90-04-10667-7
- Гревелл, Грег (2001), «Колонизация Вселенной: научная фантастика тогда, сейчас и в (воображаемом) будущем», Rocky Mountain Review of Language and Literature , 55 (2): 25–47, doi : 10.2307/1348255 , JSTOR 1348255 , S2CID 171048588
- Ганн, Джеймс Э. (1988), «Путешествие», Новая энциклопедия научной фантастики , Викинг, стр. 248–251, ISBN 978-0-670-81041-3
- Кингсли, Эмис (1960), «Отправные точки: определения; начало; Верн и Уэллс», Новые карты ада: обзор научной фантастики , Нью-Йорк: Harcourt Brace .
- Рирдон, Б.П. (1989), «Люциан: правдивая история », Сборник древнегреческих романов , Беркли, Калифорния: University of California Press, стр. 619–649, ISBN. 0-520-04306-5
- Суонсон, Рой Артур (ноябрь 1976 г.), «Правда, ложь и поистине ложь: философская научная фантастика Люциана» , Science Fiction Studies , 3 (3): 228–239, JSTOR 4239038
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виглас, Кателис (июль 2016 г.), «Помещение романа Люциана «Правдивая история» в жанр научной фантастики», Interlitteraria , 21 (1): 158–172, doi : 10.12697/IL.2016.21.1.13 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Истинная история Люциана в Google Books
В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Правдивые рассказы.
- Правдивая история на сайте Holy-texts.com
- Классическая библиотека Леба, том. 3/8 работ Люциана. Архивировано 3 октября 2012 г. в Wayback Machine , с греческим текстом, на сайте Ancientlibrary.com.
- Проект Лукиан Самосатский - статьи, хронология, карты, библиотека и темы
- Книга в Project Gutenberg
Аудиокнига «Подлинная история», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Романы 2-го века
- Древнегреческие романы
- Романы, действие которых происходит на Луне
- Сатирические произведения
- Научно-фантастические романы
- Фантастика о Солнце
- Романы, действие которых происходит на Венере
- Работы Люциана
- Романы, действие которых происходит на вымышленных островах
- Научная фантастика о первом контакте