Из семи дней

Aus den sieben Tagen («Из семи дней») — сборник из 15 текстовых композиций Карлхайнца Штокхаузена , написанный в мае 1968 года в ответ на личный кризис и характеризующийся как « интуитивная музыка » — музыка, созданная в первую очередь интуицией, а не интеллект исполнителя(ей). Это произведение под номером 26 в каталоге произведений композитора.
История
[ редактировать ]Семью днями названия были 7–13 мая 1968 года. Хотя это совпало с началом протестов в мае 1968 года и всеобщей забастовки в Париже , Штокхаузен, похоже, в то время не знал о них. Эти тексты были написаны в доме Штокхаузена в Кюртене в течение первых пяти дней, ночью или поздно вечером. [2] В светлое время суток, включая оставшиеся два дня, Штокхаузен написал «много стихов», а также прочитал Шри книгу Сатпрема о Ауробиндо и испытал «много необычных вещей». [3] Некоторые из стихотворений появляются в третьем томе « Texte zur Musik » Штокхаузена . [4]
Первым из произведений, премьера которых была официально представлена, была Es , исполненная в Брюсселе 15 декабря 1968 года на концерте Rencontre de Musique Contemporaine группой Штокхаузена, к которой присоединились Мишель Порталь , Жан-Пьер Друэ и Жан-Франсуа Женни- Кларк . Затем последовал Setz die Segel zur Sonne в рамках концерта в Национальном народном театре во Дворце Шайо в Париже 30 мая 1969 года. [5] Однако более раннее неофициальное исполнение Es и Treffpunkt ансамблем Arts Laboratory с Хью Дэвисом и тромбонистом Винко Глобокаром со Штокхаузеном на потенциометрах состоялось 25 ноября 1968 года в Лондоне в рамках концертов Макнахтена. [6] [7] ) Unbegrenzt впервые был дан 26 июля 1969 года во время Nuits de la Fondation Maeght в Сен-Поль-де-Ванс Ги Арно, Харальдом Боже , Жан-Франсуа Женни-Кларк, Жан-Пьер Друэ, Йоханнес Г. Фрич , Рой Харт , Диего Массон , Мишель Портал, Майкл Веттер и композитор. [8] «Злополучная» постановка театральной пьесы «Обен и Унтен» была предпринята в Амстердаме на Голландском фестивале 22 июня 1969 года. Тремя актерами были Сигрид Кутсе (женщина), Ян Ретель (мужчина) и Кесьян ван Дилен (ребенок). , а инструменталисты Штокхаузена и композитор выполняют звуковую проекцию. [9] [10] Гольдштауб впервые исполнился (хотя и без публики) для записи DG, сделанной в доме Штокхаузена в Кюртене 20 августа 1972 года Петером Этвосом (электрокорд, кейсу и рин), Гербертом Хенком (голос, ситар, кастрюля). с небольшим количеством воды, два маленьких колокольчика, корабельный колокол), Майкл Веттер (голос, руки, блокфлейта) и композитор (голос, рожок, большой колокольчик, кейсу, 14 рин, кувшин и ключ с водой, барабан канди, гранулы). колокольчики на ремешке). [11]
Штокхаузен назвал «решающим» оркестровое выступление в Лондоне « Отплыти к солнцу» 14 января 1970 года, в котором симфонический оркестр BBC , репетируемый композитором, был распределен вокруг аудитории на четыре группы, в каждой из которых был «основной игрок». из группы Штокхаузен. [12] Среди других заметных выступлений - Darmstädter Ferienkurse 1969 года , когда группы, которые только что закончили запись для DG, исполнили одиннадцать текстов на четырех публичных семинарах 1–4 сентября в Städtische Sporthalle am Böllenfalltor, [13] [14] многие тексты в многочисленных ежедневных выступлениях с 14 марта по 14 сентября 1970 года в сферическом зале немецкого павильона на выставке «Экспо-70» в Осаке, [15] [16] и на Фестивале искусств Шираза 1972 года , где в день «Музыки в городе» 7 сентября было представлено несколько составных частей Aus den sieben Tagen, исполнявшихся в различных местах в центре города от рассвета до заката. [17] [18]
Содержание
[ редактировать ]Пятнадцать составных частей:
- Правильная продолжительность , примерно для 4 игроков.
- Безлимитно , для ансамбля
- Соединение , для ансамбля
- Место встречи , для ансамбля
- Nachtmusik (Ночная музыка), для ансамбля
- Вниз , для ансамбля
- Вверх , для ансамбля
- Oben und Unten (Вверху и внизу), театральная пьеса для мужчины, женщины, ребенка и четырех инструменталистов.
- Интенсивность , для ансамбля
- «Парус к солнцу», для ансамбля
- Причастие (Причастие), для ансамбля
- Литаней (Литания), для оратора или хора
- Эс (Оно), для ансамбля
- Гольдштауб («Золотая пыль»), для ансамбля
- Анкунфт (Прибытие), для оратора или говорящего хора
Часто рассматривается как медитационные упражнения или молитвы. [19] [20] [21] [22] все эти тексты, кроме двух, тем не менее описывают словами конкретные музыкальные события: «Я не хочу спиритического сидения — я хочу музыки ! Я не имею в виду что-то мистическое , а все совершенно непосредственно, из конкретного опыта». [23] Несмотря на манеру обозначений, подход Штокхаузена остается по существу последовательным :
В своем цикле «ИЗ СЕМЬ ДНЕЙ» Штокхаузен пытается найти музыкальные ответы на такие фундаментальные вопросы об условиях гармоничного взаимодействия духа и материи, которые соответствуют его серийному процессу мышления и принципам экспериментального производства звукового материала путем сочинения упорядоченные во времени импульсы. . . . Как композитор он хочет быть посредником между крайностями, а не просто следовать предубеждению о линейном развитии от фрагментарного и диссонансного к целому и гармоничному. [24]
Каждый текст фокусируется на одной или нескольких основных художественных проблемах Штокхаузена, таких как расширение восприятия слушателем времени и высоты звука, примирение противоположных тенденций или смещение осознания из одной области восприятия в другую. В некоторых текстах могут быть отражены конкретные более ранние работы. Intensität , например, предполагает отрывок из Kontakte , а Unbegrenzt напоминает большую часть Carré . [25] Влияние исполнения Procession и Shortwaves можно услышать в записях собственного ансамбля Штокхаузена. Кроме того, пианист Алоис Контарский Штокхаузена часто ссылается на фортепианные пьесы (особенно фортепианную пьесу IX в «Абвартсе »), а Харальд Бойе иногда вызывает контакты со своим электрониумом . [26]
Самый подробный текст — центральный, Oben und Unten , в котором даны инструкции для трёх актёров и группы инструменталистов. Двенадцать других пьес описывают музыкальные процессы или состояния в трех различных общих типах, а оставшиеся два, Литаней и Анкунфт, больше похожи на манифесты, которые должны читаться вслух либо одним оратором, либо говорящим хором. [27] [28] В 1997 году Штокхаузен сделал исполнительскую версию предыдущего текста, значительно переработанную под названием Litanei 97 , для говорящего хора с редкими певческими междометиями. Этой работе был присвоен отдельный номер 74 в каталоге работ Штокхаузена.
Связанные работы
[ редактировать ]Между 1968 и 1971 годами Штокхаузен составил сопутствующий набор из 17 текстовых фрагментов под названием Für kommende Zeiten («Для грядущих времен»). Есть еще две текстовые композиции, Ylem (1972) и Herbstmusik (1974), хотя на самом деле они не описываются как «интуитивная музыка» и представляют собой значительно более подробные «сценарии» для большой «статистической» структуры ( Ylem ). и театральная пьеса ( Herbstmusik ) с определенными чертами моментной формы . [29]
Дискография
[ редактировать ]В хронологическом порядке записи:
- Штокхаузен: Из семи дней ( Поднимите паруса к солнцу и соединение ). Ансамбль Musique Vivante ( Алоис Контарский , Мишель Порталь , Йоханнес Фрич , Альфред Алингс, Рольф Гельхаар , Харальд Боже , Жан-Пьер Друэ , Жан-Франсуа Женни-Кларк , Карлхайнц Штокхаузен) под руководством Диего Массона . Запись LP, стерео, 12 дюймов, 33⅓ об/мин. Записано в июне 1969 года. Harmonia Mundi Musique Vivante 30 889 M. Arles: Harmonia Mundi, 1970. Переиздано как Harmonia Mundi Musique D'Abord HMA 55795 (LP); Гармония Мунди HMA 190795 (CD), 1998; Harmonia Mundi HMX 290862.64 (набор из 3 компакт-дисков). Также выпущен на LP как Stockhausen: Flight Towards The Sun: Liaison . Издание Общества звукозаписи №. S/6425 (Австралия). Отправьтесь к солнцу , также переизданное на Штокхаузене: Письмо Генриху, 1969; 2 интервью 1970 года . Текстовый компакт-диск Штокхаузена 20. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2008.
- Штокхаузен: Безлимит . ( без ограничений ). Винко Глобокар, Карлос Роке Альсина , Жан-Франсуа Женни-Кларк, Жан-Пьер Друэ, Мишель Порталь, Карлхайнц Штокхаузен. Записано в августе 1969 года. Запись LP, стерео, 12 дюймов, 33⅓ об/мин. Шандар SR10 002. Париж: Шандар, 1970. Позже переиздан как часть набора DGG 7-LP 2720 073.
- Штокхаузен: Из семи дней/Venu des sept jours . ( Правильная продолжительность , Неограниченно , Соединение , Место встречи (две версии), Ночная музыка , Вниз , Вверх , Интенсивность , Отплытие к Солнцу , Причастие , Оно , Золотая пыль ) Кёльнская группа (Альфред Алингс, Харальд Боже, Рольф Гельхаар , Йоханнес) Фрич , Алоис Контарский , Карлхайнц Штокхаузен); Парижская группа (Карлос Роке Альсина, Жан-Пьер Друэ, Винко Глобокар , Жан-Франсуа Женни-Кларк, Мишель Порталь). Все, кроме Гольдштауба, записаны в августе 1969 года. Только в Гольдштаубе : Петер Этвос, Герберт Хенк, Михаэль Веттер, Карлхайнц Штокхаузен. Записано в Кюртене 20 августа 1972 года. Запись LP, стерео, 12 дюймов, 33⅓ об/мин, набор из семи дисков. DG 2720 073. [Гамбург]: Polydor International GmbH, 1974.
- Es and Aufwärts DG 2530 255. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1973. Однодисковый выпуск
- Communion and Intensity DG 2530 256. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1973. Однодисковый выпуск
- Goldstaub Однодисковый выпуск , серия DG Collector's. ДГ 410935-1. Гамбург: Deutsche Grammophon, 1985.
- Карлхайнц Штокхаузен: Из семи дней . ( Правильная длительность , Неограниченно , Соединение , Место встречи (две версии), Ночная музыка , Вниз (две версии), Вверх , Интенсивность , Отплытие к Солнцу , Причастие , Оно (две версии), Золотая пыль .) Набор из 7 компакт-дисков : стерео, 12см. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 14. Переиздание всего материала из набора DGG 7-LP, а также вторые выступления Abwärts и Es . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1993.
- Штокхаузен: Короткая волна; Отправьтесь в плавание к Солнцу . Negative Band (Майкл Финк, перкуссия; Эрл Ховард, альт-саксофон; Денман Марони, фортепиано; Дэвид Саймонс, перкуссия; Джозеф Пол Тейлор, синтезатор; Джонатан Вайсбергер, звуковая проекция). запись Setz die Segel zur Sonne . Записано 29 мая 1974 года в Театре Авангард, Лос-Анджелес. Запись LP, стерео, 12 дюймов, 33-1/3 об/мин. Finnadar SR 9009. [Нью-Йорк]: Finnadar Records, 1975.
- Дух времени: Бауэрс/ДеМарс/Штокхаузен . Штокхаузен: Setz die Segel zur Sonne . Zeitgeist (Джеймс ДеМарс, фортепиано; Джозеф Холмквист, маримба, тарелки, гонги, там-там; Джей Джонсон, вибрафон, фортепиано и т. д.; Томас Хаббард, электробас; Гомер Ламбрехт, тромбон; Патрик Мориарти, альт-саксофон). Запись 1976 года. Запись LP. Серия Sound Environment Recording 37662. Линкольн, Небраска: Sound Environment Recording Corporation, [1977].
- Не так много шума . Штокхаузен: Треффпункт . Джазовое трио Майка Зверина (Майк Зверин, тромбон; Кристиан Эскуд, гитара; Гас Немет, бас). Записано 31 октября – 1 ноября 1978 года, Gafinel Studios, Париж. Серия американских художников. Запись LP. Спотлайт SPJLP 19.
- Карлхайнц Штокхаузен: Фортепианная музыка . Литаней (коллажная версия, составленная из фрагментов фортепианных сочинений Штокхаузена, собранных Элизабет Кляйн). С одностраничной версией «Плюса-Минуса» Карлхайнца Штокхаузена (1963) для фортепиано соло Нильса Хольгера Петерсена, Klavierstücke V , IX и XI (две версии) и Tierkreis . Элизабет Кляйн (фортепиано). Записано 14–15 августа 1998 года в зале Левина Салена Норвежской государственной музыкальной академии Norges Musikkhøgskole. Запись компакт-диска, стерео, 12 см. Classico CLASSCD 269. [Фредериксберг]: Olufsen Records, 1999. Переиздан в 2003 году на Membran/Scandinavian Classics 220555.
- Формы импровизации . Музыка в Германии 1950–2000, вып. 124: Концертная музыка: Инструментальная камерная музыка: Современные ансамбли: Портрет. Карлхайнц Штокхаузен: Отправьтесь к солнцу (Ансамбль интуитивной музыки Веймар: Матиас фон Хинтценштерн, виолончель; Михаэль фон Хинтценштерн, фортепиано; Ганс Тутшку, синтезатор/живая электроника); Ганс Зендер : модели II, III, VI, X и XI (Симфонический оркестр радио Франкфурта; Ханс Зендер, Буркхард Ремпе); Ханс-Иоахим Хеспос : Бигу (Ансамбль Zeitkratzer); Герман Келлер : Ex tempore № 6 (Keller-Schulze-Werkstattorchester: Гельмут Сакс, флейта; Манфред Геринг, альт-саксофон; Гельмут Форстхофф, тенор-саксофон; Манфред Шульце, кларнет, баритон-саксофон; Николаус Рихтер де Вро , скрипка; Вильфрид Штауфенбиль, виолончель Герман Келлер, фортепиано Клаус Кристиан Кауфманн, ударные); Манфред Станке : Lumpengalerie (Ансамбль Манфреда Станке Est! Est!! Est!!!); Фосфор (Буркхард Бейнс, перкуссия; Алессандро Бозетти, саксофон; Аксель Дёрнер, труба/электроника; Робин Хейворд, туба; Аннетт Кребс, электроакустическая гитара; Андреа Нойманн, фортепиано/микшерский пульт; Михаэль Ренкель, акустическая гитара; Игнац Шик , электроника): ПИ . Запись компакт-диска: стерео, 12 см. RCA Read [так в оригинале] Печать LC 00316; RCA Red Seal BMG Classics 74321 73664 2. [Мюнхен]: BMG Ariola, 2005.
- Карлхайнц Штокхаузен: Литания 97; Короткие волны . Вокальный ансамбль SWR, Руперт Хубер (дирижер). Записано 28–30 июня 2000 г. в SWR Штутгарте. Харальд Боже, электроний; Альфред Алингс и Рольф Гельхаар, шумиха; Йоханнес Фрич, альт; Алоис Контарский, фортепиано; Карлхайнц Штокхаузен, звуковая проекция и фильтры. Запись компакт-диска: стерео, 12 см. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 61. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2000.
- Старая школа: Скретч времени: Карлхайнц Штокхаузен . ( «Безлимитный », «Соединение» , «Ночная музыка» , «Интенсивность » и «Отплытие к солнцу» ) Ансамбль Zeitkratzer, Райнхольд Фридл (реж.), Мартин Вурмнест (звуковая проекция). Записано вживую 12 апреля 2011 года в Кино Шишка, Любляна, Словения, и 14 апреля 2011 года в Концертном зале Ватрослава Лисинского, Загреб, Хорватия. Запись компакт-дисков, стерео. Zeitkratzer Records ZKR 0012. [Берлин]: Zeitkratzer Productions, 2011.
- Штокхаузен: Из семи дней ( «Без ограничений », «Связь» , «Ночная музыка» , «Интенсивность » и «Отплытие к солнцу »). Ансамбль Zeitkratzer, Райнхольд Фридл (реж.), с Кейджи Хайно, голос; записан и сведен Мартином Вурмнестом. Записано вживую в Jahrhunderthalle Bochum во время Руртриеннале. Zeitkratzer Records ZKR 0019 / LC 18747. [Берлин]: Zeitkratzer Productions, 2016.
- Карлхайнц Штокхаузен: Отправьтесь в плавание к Солнцу . Электрический ансамбль Солт-Лейк-Сити. [Дата и место записи неизвестны.] CD Baby 1 90394 14793 8. [Портленд, Орегон]: CD Baby, без даты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 158–259.
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 149, 529.
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 528–529.
- ^ Штокхаузен 1971 , стр. 368–376.
- ^ Штокхаузен 1971 , с. 123.
- ^ Кардью 1969 .
- ^ Курц 1992 , с. 169.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 114.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 123.
- ^ Курц 1992 , стр. 171, 253.
- ^ Штокхаузен 1978 , стр. 146, 150.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 126.
- ^ Курц 1992 , с. 173.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 195.
- ^ Курц 1992 , с. 178.
- ^ Штокхаузен 1971 , с. 175–182.
- ^ Курц 1992 , с. 188.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 158.
- ^ Гриффитс 2011 , с. 226.
- ^ Хамель 2009 , с. 76.
- ^ Юнгерман 1999 , с. 52.
- ^ Уилсон 2004 , с. 130.
- ^ Штокхаузен, цитата: Ритцель 1970 , стр. 15
- ^ Питерс 2003 , с. 226.
- ^ Макони 1975 .
- ^ Гриффитс 1974 , с. 225.
- ^ Коль 1978 .
- ^ Бергстрем-Нильсен 1997 .
- ^ Коль 1981 , с. 232.
Источники
- Бергстрём-Нильсен, Карл . 1997. «Уточнение, изложение, предложение, пробуждение: аналитические аспекты текстовых композиций Карлхайнца Штокхаузена». MusikTexte : Журнал новой музыки , № 72 (ноябрь): 13–16. Перепечатка . Английский перевод автора, как « Фиксация/ограничение/предложение/вызов: анализ текстовых фрагментов Штокхаузена », [www.stockhausensociety.org Веб-сайт Общества Штокхаузена], 2006 г. (по состоянию на 24 февраля 2010 г.).
- Кардью, Корнелиус . 1969. «Два тромбоновых туза». Музыкальные Таймс 110, вып. 1511 г. (январь): 50–51.
- Гриффитс, Пол . 1974. « Из семи дней Штокхаузена». The Musical Times 115, № 1573 (март): 225–226.
- Гриффитс, Пол. 2011. Современная музыка и после , третье издание Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-979228-3 .
- Хэмель, Питер Майкл . 2009. «Музыкальная импровизация: анимация для вспышки вдохновения». В книге «Огонь во кремне: очерки творческого воображения» под редакцией Мэри Шайн Томпсон, 65–76. Лекции Шеймуса Хини, серия 3. Дублин; Портленд, Орегон: Четыре суда. ISBN 9781846820731 (ткань).
- Юнгерман, Мэри К. 1999. «Музыка Карлхайнца Штокхаузена с одной тростью: с чего начать?». Кларнет 27, вып. 1: 52–57.
- Коль, Джером . Штокхаузена 1978. «Интуитивная музыка и серийный детерминизм: анализ Aus den sieben Tagen ». Только в теории 3, нет. 2 (март): 7–19. Пересмотренное переиздание
- Коль, Джером. 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». Кандидатская дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17146-X .
- Макони, Робин . 1975. «Штокхаузен: Из семи дней ». Темп , Новая серия, № 112 (март): 48.
- Петерс, Гюнтер. 2003. «Космический ритм: формальный процесс и философия в интуитивной музыке ИЗ СЕМЬ ДНЕЙ Карлхайнца Штокхаузена». В: Гюнтер Петерс. Святая серьезность в пьесе - Тексты о музыке Карлхайнца Штокхаузена / Святая серьезность в пьесе - Очерки музыки Карлхайнца Штокхаузена (двуязычное издание, немецкий и английский), 63–96/199–32. [ нужны разъяснения ] Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена.
- Пинион, Фред. 1970. Музыка для дома . Вклад Дармштадта в новую музыку 12. Майнц: Шотт.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. Тексты о музыке 3. Под редакцией Дитера Шнебеля . Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. Тексты о музыке 4. Под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-1078-1 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Уилсон, Рэйчел Беклс. 2004. Дьёрдь Куртаг , Высказывания Петера Борнемисы , соч. 7: «Концерт» для сопрано и фортепиано . Вехи в музыке с 1950 года. Олдершот, Хантс: Ashgate Publishing; Берлингтон, Вермонт: Издательство Ashgate. ISBN 978-0-7546-0809-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйли, Дерек . 1992. Импровизация: ее природа и практика в музыке , исправленное издание. [Великобритания]: Национальный звуковой архив Британской библиотеки. Издание для США, дополненное фотографиями между страницами 58 и 59, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1993. ISBN 978-0-306-80528-8 .
- Бергстрем-Нильсен, Карл. 2008. «За исключением известного: «Интуитивная музыка» Штокхаузена и практика ее исполнения». Музыкальные тексты , вып. 117:63–66.
- Боберг, Йохан. 2002. « Через ушко золотой иглы: личный опыт ГОЛЬДСТАУБА Штокхаузена ». Перевод с Nutida Musik/Tritonus 2002:4 (Архив от 6 февраля 2012 г., по состоянию на 13 декабря 2013 г.).
- Боже, Харальд. 1978. « Из семи дней : интерпретации текста». Обратная связь , № 16 (август): 10–14.
- Бринкманн, Рейнхольд . 1974. «Слушание и мышление. Тезисы об интуитивной музыке». Новый музыкальный журнал 135: 555–557.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
- Хинтценштерн, Михаэль фон. 2008. «'Через границу': Карлхайнц Штокхаузен и 'Ансамбль интуитивной музыки Веймар ' ». Музыкальные тексты , вып. 117:59–60.
- Курц, Майкл. 1988. « Aus den Sieben Tagen : Биографические и исторические точки зрения на текстовые композиции мая 1968 года », перевод с немецкого Элен Бернатчес и Винсента Барраса. В Карлхайнце Штокхаузене (программа буклета). Париж: Контрешан / Осенний фестиваль в Париже (Архив от 21 ноября 2008 г., по состоянию на 7 декабря 2013 г.).
- Ласерда, Виктор. 2012. « Aus den sieben Tagen Штокхаузена : онтологическая проблема». Анаис де СИМПОМ (Бразильский симпозиум аспирантов по музыке) 2: 1329–1337.
- Льюис, Джордж Э. 1996. «Импровизационная музыка после 1950 года: афрологические и еврологические перспективы». Журнал исследований черной музыки 16, вып. 1 (Весна): 91–122.
- Муни, Джеймс. 2016. «Технология, процесс и музыкальная личность в музыке Штокхаузена, Хью Дэвиса и Gentle Fire». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 102–115. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Накадзи, Масацунэ. 1994. « Интуитивная музыка Карлхайнца Штокхаузена: это Le Dispositif Chaosmique de Transformation ». Бытие (Бюллетень Киотского университета искусств и дизайна), том. 1. HTML-версии 1995 года.
- Попеан, Михай Иоан. 2015. « Неподвижность тихого звука: тантрический анализ произведения Карлхайнца Штокхаузена Aus den sieben Tagen ». ДМА дисс. Боулинг-Грин: Государственный университет Боулинг-Грин.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1998. «Свобода – Новое – Духовное». Новый музыкальный журнал 159, № 4 (июль – август): 18–25.
- Вильмс, Хольгер. 2000. « Как космос приходит в концертный зал? Карлхайнц Штокхаузен в беседе ». Темп 6 (июнь).