Великое Национальное Собрание Турции
Великое Национальное Собрание Турции Великое Национальное Собрание Турции | |
---|---|
28-й парламент Турции | |
Тип | |
Тип | |
История | |
Основан | 23 апреля 1920 г. |
Предшественник | 23 декабря 1876 г. как Генеральная Ассамблея |
Лидерство | |
Руководитель правительственной группы | |
Лидер Главной оппозиционной группы | |
Структура | |
Сиденья | 600 1 участник без права голоса |
Политические группы | Правительство (264)
Уверенность и предложение (55) Оппозиция (274)
Свободно (7)
|
Комитеты | 19 комитетов |
Продолжительность срока | 5 лет |
Власть | Конституция Турции |
Зарплата | 125 349 ₺ в месяц [1] |
Выборы | |
по закрытому списку Пропорциональное представительство ( Метод Д'Ондта с избирательным порогом 7% ) | |
Последние выборы | 14 мая 2023 г. |
Следующие выборы | Не позднее 2028 года |
Перераспределение округов | Высший избирательный совет |
Девиз | |
Суверенитет безоговорочно принадлежит Нации Суверенитет безоговорочно принадлежит Нации | |
Место встречи | |
Зал Генеральной Ассамблеи Великое Национальное Собрание Турции 06543 , Министерства Анкара , Турция | |
Веб-сайт | |
глобальный | |
Конституция | |
Конституция Турции |
Великое Национальное Собрание Турции ( турецкий : Türkiye Büyük Millet Meclisi [tyɾcije byjyc milːet medʒlisi] ), обычно называемое просто TBMM или Парламент ( турецкий : Meclis или Parlamento ), является однопалатным Турции законодательным органом . Это единственный орган, наделенный законодательными прерогативами согласно Конституции Турции . Он был основан в Анкаре 23 апреля 1920 года в ходе Национальной кампании . В соответствии с этой конституцией в мае 1920 года было создано предварительное правительство, известное как Первый исполнительный министр Турции (Заместительный комитет по обязательствам). Парламент сыграл важную роль в усилиях маршала Мустафы Кемаля Ататюрка , первого президента Турецкой Республики , и его коллег по созданию новое государство на месте остатков Османской империи .
Состав
[ редактировать ]600 членов парламента (депутатов) избираются на пятилетний срок по методу Д'Ондта , системе пропорционального представительства по партийным спискам , из 87 избирательных округов, которые представляют 81 административную провинцию Турции (Стамбул и Анкара являются разделены на три избирательных округа, тогда как Измир и Бурса разделены на два каждый из-за большой численности населения). Чтобы избежать подвешенного парламента и его чрезмерной политической фрагментации, с 1982 по 2022 год партия должна была набрать не менее 10% голосов по всей стране, чтобы претендовать на представительство в парламенте. [2] но в 2022 году эта цифра сократилась до 7%. [3] В результате порога в 10% только две партии получили места в законодательном органе после выборов 2002 года и три в 2007 году. На выборах 2002 года все партии, представленные в предыдущем парламенте, были исключены из палаты, а партии представляли 46,3% явки избирателей. были исключены из представительства в парламенте. [2] Этот порог подвергся критике, но жалоба в Европейский суд по правам человека была отклонена. [4]
Независимые кандидаты также могут баллотироваться [5] и может быть избран без порога. [6]
Спикер парламента
[ редактировать ]Новый срок полномочий парламента начался 2 июня 2023 года, после всеобщих выборов в июне 2023 года . Спикером временно исполнял Девлет Бахчели из ПНД , поскольку старейший член ТБММ обычно исполняет обязанности спикера во время подвисшего парламента. Нуман Куртулмуш был избран после досрочных выборов 7 июня 2023 года. [7]
Языки
[ редактировать ]Протоколы парламента переводятся на четыре языка: арабский , русский , английский и французский , но не на курдский язык , который является вторым по распространенности родным языком в Турции. [8] Хотя фразы на курдском языке разрешены, целые выступления остаются под запретом. [9]
Члены (с 1999 г.)
[ редактировать ]- Члены, избранные в 1999 г. (21-й парламент)
- Члены, избранные в 2002 году (22-й парламент)
- Члены, избранные в 2007 году (23-й парламент)
- Члены, избранные в 2011 году (24-й парламент)
- Члены, избранные в июне 2015 г. (25-й парламент)
- Члены, избранные в ноябре 2015 г. (26-й парламент)
- Члены, избранные в 2018 году (27-й парламент)
- Члены, избранные в 2023 году (28-й парламент)
Парламентские группы
[ редактировать ]Партии, имеющие не менее 20 депутатов, могут образовывать парламентскую группу. В настоящее время в GNAT существует шесть парламентских групп: Партия AK , имеющая наибольшее количество мест, CHP , MHP , Good Party , DEM и Felicity . [10]
Комитеты
[ редактировать ]Специализированные комитеты
[ редактировать ]- Комитет юстиции (27 членов) [11]
- Конституционный комитет (26 членов) [12]
- Комитет по гармонизации с Европейским Союзом (27 членов) [13]
- Комитет общественных работ, зонирования, транспорта и туризма (26 членов) [14]
- Комитет по окружающей среде (26 членов) [15]
- Комитет по иностранным делам (25 членов) [16]
- Комитет цифровых медиа (17 членов) [17]
- Комитет по петициям (12 членов) [18]
- Комитет по безопасности и разведке (17 членов) [19]
- Комитет внутренних дел (26 членов) [20]
- Комитет по инспекции прав человека (25 членов) [21]
- Комитет по равным возможностям для женщин и мужчин (26 членов) [26]
- Комитет государственных предприятий (35 членов) [27]
- Национальный комитет по образованию, культуре, молодежи и спорту (26 членов) [28]
- Комитет национальной обороны (26 членов) [29]
- Комитет по планированию и бюджетированию (30 членов) [30]
- Комитет по здравоохранению, семье, занятости и социальным вопросам (27 членов) [31]
- Комитет по промышленности, торговле, энергетике, природным ресурсам, информации и технологиям (26 членов) [32]
- Комитет по сельскому хозяйству, лесному хозяйству и сельским работам (26 членов) [33]
Парламентские исследовательские комитеты
[ редактировать ]Эти комитеты являются одним из инструментов контроля Парламента. Исследование может начаться по требованию правительства, групп политических партий или минимум 20 депутатов. Эта обязанность возлагается на комитет, число членов, продолжительность и место работы которого определяются по предложению спикера парламента и с одобрения Генеральной ассамблеи. [34] [35]
Парламентские следственные комитеты
[ редактировать ]Эти комитеты создаются в случае проведения какого-либо расследования в отношении президента, вице-президента и министров и утверждаются Генеральной Ассамблеей путем скрытого голосования. [35]
Международные комитеты
[ редактировать ]- Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (8 членов) [36]
- Парламентская ассамблея НАТО (18 членов) [37]
- Парламентская ассамблея Совета Европы (18 членов) [38]
- Турция — Европейский Союз Объединенный парламентский комитет (25 членов) [39]
- Парламентский союз государств-членов ОИК (5 членов) [40]
- Азиатская парламентская ассамблея (5 членов) [41]
- Парламентская ассамблея Союза Средиземноморья (7 членов) [42]
- Межпарламентский союз (9 членов) [43]
- Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (9 членов) [44]
- Парламентская ассамблея Средиземноморья (5 членов) [45]
- Парламентская ассамблея тюркских государств (9 членов) [46]
- Парламентская ассамблея Организации экономического сотрудничества (5 членов) [47]
- Парламентская ассамблея процесса сотрудничества Юго-Восточной Европы (6 членов) [48]
- Андский парламент (наблюдатель) (3 члена) [49]
- Латиноамериканский парламент (наблюдатель) (3 члена) [50]
Депутаты могут присутствовать более чем в одном комитете, если не являются членами комитета по петициям или комитета по планированию и бюджетированию. Члены этих комитетов не могут участвовать в работе каких-либо других комитетов. С другой стороны, депутатам также не обязательно работать в комитете. Число членов каждого комитета определяется по предложению Консультативного совета и утверждению Генеральной Ассамблеи. [35]
Подкомитеты создаются в зависимости от вопроса, поступившего в комитет. Только Комитет государственных предприятий (ГП) имеет постоянные подкомитеты, которые несут конкретную ответственность за группу ГП. [35]
Заседания комитета открыты для депутатов, членов Совета министров и представителей правительства. Депутаты и члены Совета министров могут выступать в комитетах, но не могут вносить предложения по поправкам или голосовать. Каждый депутат может ознакомиться с отчетами комитетов. [35]
НПО могут присутствовать на заседаниях комитета по приглашению комитета, поэтому добровольное индивидуальное или общественное участие невозможно. СМИ, но не визуальные СМИ, могут присутствовать на встречах. Представителями средств массовой информации обычно являются парламентские сотрудники средств массовой информации. Комитеты могут запретить присутствие представителей СМИ совместным решением. [51]
Текущий состав
[ редактировать ]Парламент Турции 28-го созыва вступил в должность 2 июня 2023 года после ратификации результатов всеобщих выборов, состоявшихся 14 мая 2023 года . Состав 28-го парламента показан ниже.
Здание Парламента
[ редактировать ]Нынешнее здание парламента является третьим, в котором размещается парламент страны. Здание, в котором сначала размещался Парламент, было переоборудовано из штаб-квартиры Анкарского Комитета Союза и Прогресса . Спроектирован архитектором Хасипом Беем. [52] он использовался до 1924 года и теперь используется как место расположения Музея войны за независимость . Второе здание, в котором размещался парламент, было спроектировано архитектором Ведатом (Теком) Беем (1873–1942) и использовалось с 1924 по 1960 год. [52] Сейчас он преобразован в Музей Республики . Великое Национальное Собрание теперь размещается в современном внушительном здании в районе Баканлыклар в Анкаре. [53] Проект монументального здания разработал архитектор и профессор Клеменс Хольцмайстер (1886–1993). [52] Здание было изображено на реверсе турецких банкнот номиналом 50 000 лир выпуска 1989–1999 годов. [54] здание трижды подвергалось авиаударам Во время попытки турецкого государственного переворота в 2016 году , и ему был нанесен заметный ущерб. Летом 2016 года здесь был проведен ремонт. [55]
История
[ редактировать ]Портал Турции |
Турция имела историю парламентского правления до создания нынешнего национального парламента. К ним относятся попытки обуздать абсолютную монархию во времена Османской империи посредством конституционной монархии, а также создание временных национальных собраний непосредственно перед провозглашением Турецкой Республики в 1923 году, но после фактического распада Османской империи в начале десятилетия.
Парламентская практика до республиканской эпохи
[ редактировать ]Османская империя
[ редактировать ]было два периода парламентского правления В Османской империи . Первая конституционная эра длилась всего два года, выборы проводились всего дважды. После первых выборов представители высказали ряд критических замечаний в адрес правительства из-за русско-турецкой войны 1877–1878 годов , и собрание было распущено, и 28 июня 1877 года были назначены выборы. Второе собрание также было распущено султаном . Абдул Хамидом II 14 февраля 1878 года, результатом чего стало возвращение абсолютной монархии с Абдул Хамидом II у власти и приостановка действия Османской конституции 1876 года , которая возникла вместе с демократическими реформами, приведшими к Первой конституционной эпохе [56]
Вторая конституционная эра началась 23 июля 1908 года с младотурецкой революции . Конституция, написанная для первого парламента, включала контроль султана над обществом и была отменена в 1909, 1912, 1914 и 1916 годах на сессии, известной как «Декларация свободы». Было предоставлено большинство современных парламентских прав, которые не были предоставлены в первой конституции, такие как отмена права султана депортировать граждан, которые обвинялись в совершении вредной деятельности, установление свободной прессы, запрет цензуры. . Была признана свобода проводить собрания и создавать политические партии, а правительство несло ответственность перед собранием, а не перед султаном. [57]
В течение двух конституционных эпох Османской империи Османский парламент назывался Генеральной Ассамблеей Османской империи и был двухпалатным. Верхней палатой был Сенат Османской империи , члены которого избирались султаном. [58] Роль великого визиря , многовековой высшей министерской должности в империи, трансформировалась, как и в других европейских государствах, в должность, идентичную должности премьер-министра , а также роли спикера Сената . Нижняя палата Генеральной ассамблеи была Палатой депутатов Османской империи , члены которой избирались широкой общественностью . [59]
Создание Национального собрания
[ редактировать ]После Первой мировой войны победившие союзные державы стремились к расчленению Османской империи посредством Севрского договора . [60] Согласно этим планам, суверенное существование турецкой нации должно было быть прекращено, за исключением небольшого региона. Националистические турецкие настроения возросли на Анатолийском полуострове, что привело к возникновению турецкого национального движения . Политические события в этот период оказали длительное влияние, которое продолжает влиять на характер турецкой нации. Во время войны за независимость турецкой Мустафа Кемаль выдвинул идею о том, что будет только один путь освобождения турецкого народа после Первой мировой войны , а именно, через создание независимого, суверенного турецкого государства. Султанат был упразднен недавно созданным парламентом в 1922 году, что подготовило почву для официального провозглашения республики, которое должно было произойти 29 октября 1923 года. [61]
Переход в Анкару
[ редактировать ]Мустафа Кемаль в своей речи 19 марта 1920 года объявил, что «в Анкаре будет собрана Ассамблея, которая будет обладать чрезвычайными полномочиями», и сообщил, как будут избираться члены, которые будут участвовать в ассамблее, и о необходимости проведения выборов на самое позднее, в течение 15 дней. [62] Он также заявил, что члены рассредоточенной Палаты депутатов Османской империи также могут принять участие в ассамблее в Анкаре, чтобы увеличить представительную власть парламента. Эти выборы были проведены, как и планировалось, в стиле выборов предыдущей Палаты депутатов, чтобы выбрать первых членов нового турецкого собрания. Это Великое Национальное Собрание , созданное на основе национального суверенитета, провело свою первую сессию 23 апреля 1920 года. [61] С этой даты и до окончания турецкой войны за независимость в 1923 году временное правительство Турции было известно как Правительство Великого Национального Собрания .
Республиканская эпоха
[ редактировать ]1923–1945
[ редактировать ]Первое испытание многопартийной политики в республиканскую эпоху произошло в 1924 году, когда была создана Тераккипервер Джумхуриет Фиркасы (Прогрессивная республиканская партия) по требованию Мустафы Кемаля , которая была закрыта через несколько месяцев. После 6-летнего однопартийного правления, после основания Фирка (Либеральной партии) Сербест Али Фетхи Окьяром в 1930 году, опять же по просьбе Мустафы Кемаля, произошли некоторые жестокие беспорядки, особенно в восточных частях страна. Либеральная партия была распущена 17 ноября 1930 года, и никаких дальнейших попыток установления многопартийной демократии не предпринималось до 1945 года. [63]
1945–1960
[ редактировать ]Многопартийный период в Турции был возобновлен с основанием Партии национального развития ( Milli Kalkınma Partisi ) Нури Демирагом в 1945 году. Демократическая партия была создана в следующем году и выиграла всеобщие выборы 1950 года; один из ее лидеров, Джелаль Баяр , стал президентом республики , а другой, Аднан Мендерес , премьер-министром . [64]
1960–1980
[ редактировать ]После военного переворота 27 мая 1960 года премьер-министр Аднан Мендерес, президент Джелаль Баяр, а также все министры и члены Ассамблеи были арестованы. [65] Ассамблея была закрыта. Комитет национального единства , CNU (Милли Бирлик Комитеси), принял на себя все полномочия Ассамблеи согласно временной конституции и начал управлять страной. Исполнительная власть принадлежала министрам, назначаемым CNU. [66]
Члены CNU начали работать над новой всеобъемлющей конституцией. Учредительное собрание (Kurucu Meclis), состоящее из членов CNU и членов Палаты представителей, было создано для разработки новой конституции 6 января 1961 года. Палата представителей состояла из лиц, назначенных CNU, представителей, назначенных две партии того времени ( НРП и Республиканская национальная партия сельских жителей, РВНП ), а также представители различных профессиональных ассоциаций. [64]
Текст конституции, разработанный Учредительным собранием, был представлен избирателям на референдуме 9 июля 1961 года и был принят 61,17% избирателей. Конституция 1961 года , первая подготовленная Учредительным собранием и первая представленная народу на референдуме, включала новшества по многим предметам. [64]
Конституция 1961 года предусматривала типичную парламентскую систему. Согласно Конституции, парламент был двухпалатным. Законодательная власть принадлежала Палате представителей и Сенату . в то время как исполнительная власть принадлежала Президенту и Совету Министров. Конституция предусматривала Конституционный суд . [64]
Конституция 1961 года регулировала основные права и свободы, включая экономические и социальные права, в широком спектре и закрепляла принципы демократического социального государства и верховенства закона. Конституция 1961 года претерпела множество значительных изменений после военного меморандума от 12 марта 1971 года, но продолжала действовать до военного переворота 1980 года. [67]
1980–2018
[ редактировать ]в стране произошел еще один 12 сентября 1980 года военный переворот . Действие Конституции было приостановлено, а политические партии были распущены. [68] Многим политикам снова запретили заниматься политикой. Военная власть, управляющая страной, учредила «Учредительное собрание», как это было сделано в 1961 году. Учредительное собрание состояло из Совета национальной безопасности и Консультативного собрания. В течение двух лет была разработана новая конституция, которая была вынесена на референдум 7 ноября 1982 года . Участие в референдуме составило 91,27%. В результате Конституция 1982 года была принята 91,37% голосов. [69]
Самым большим изменением, внесенным Конституцией 1982 года, стала однопалатная парламентская система. [68] Число депутатов составило 550 членов. Исполнительная власть получила полномочия, а также были введены новые и более определенные ограничения основных прав и свобод. Также избирательный барьер в 10%. был введен [2] За исключением этих аспектов, Конституция 1982 года во многом напоминала Конституцию 1961 года.
Конституция 1982 года с момента ее принятия до настоящего времени претерпела множество изменений, особенно «законы об интеграции», которые были введены в рамках процесса членства в Европейском Союзе и которые привели к фундаментальной эволюции. [67]
2018 – настоящее время
[ редактировать ]После конституционных референдумов 2017 года первые всеобщие выборы в Ассамблею проводились по президентской системе с исполнительным президентом , который имеет право возобновлять выборы в Ассамблею и наоборот. [70] По итогам референдума количество депутатов увеличилось с 550 до 600. [71] Кроме того, из-за разделения властей члены кабинета министров больше не могут принимать законы. Эта задача возлагается на парламентариев. В соответствии с этим изменением места членов кабинета министров были удалены из парламента. Эти места изначально располагались слева от спикера парламента . [72]
В 2022 году по инициативе правящей партии ПСР и ее главного политического союзника ПНД национальный избирательный порог для прохождения партии в парламент был снижен с 10 до 7 процентов. [73]
Изменения с 2023 года
[ редактировать ]Историческая композиция
[ редактировать ]Однопартийный период
[ редактировать ]
| ||||
1923 |
| |||
1927 |
| |||
1931 |
| |||
1935 |
| |||
1939 |
| |||
1943 |
|
Начало многопартийного периода
[ редактировать ]
| |||||||
1946 |
| ||||||
1950 |
| ||||||
1954 |
| ||||||
1957 |
|
Вторая республика
[ редактировать ]
| |||||||||||||
1961 |
| ||||||||||||
1965 |
| ||||||||||||
1969 |
| ||||||||||||
1973 |
| ||||||||||||
1977 |
|
После переворота 1980 г.
[ редактировать ]
| ||||||||||
1983 |
| |||||||||
1987 |
| |||||||||
1991 |
| |||||||||
1995 |
| |||||||||
1999 |
|
После выборов 2002 г.
[ редактировать ]
| |||||||||
2002 |
| ||||||||
2007 |
| ||||||||
2011 |
| ||||||||
2015.06 |
| ||||||||
2015.11 |
| ||||||||
2018 |
| ||||||||
2023 |
|
Список иностранных лидеров, выступающих перед парламентом Турции
[ редактировать ]Генеральная ассамблея Великого национального собрания Турции время от времени принимает иностранных высокопоставленных лиц. [74] Однако протокол здесь может меняться в зависимости от ситуации. Для выступления иностранного гостя необходимо решение Генеральной Ассамблеи. [75]
Год | Страна | Имя | Заголовок |
---|
Картинная галерея
[ редактировать ]- Нынешний фасад ТБММ
- Старый ТБММ
- Балкон старого ТБММ
- Генеральная Ассамблея является местом встречи ТБММ.
- Президент Ататюрк входит в Великое Национальное Собрание Турции
- Похороны президента Демиреля
- Сад второго ТБММ
- Масштабная модель нынешнего ТБММ.
- Дискуссия в ТБММ в 1980-е годы
- Хаты Чырпан на трибуне
- Предшественником ТБММ был парламент Османской империи.
- Османский парламент в 1877 году
См. также
[ редактировать ]- Политика Турции
- Турецкий порядок старшинства
- Женщины в турецкой политике
- Список политических партий в Турции
- День национального суверенитета и защиты детей
- Список законодательных органов по странам
- Список членов Великого национального собрания Турции, умерших при исполнении служебных обязанностей
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Какова зарплата депутата в 2023 году? Сколько она? Сколько депутаты зарабатывают ежемесячно?" . Республика (на турецком языке). 30 мая 2023 г. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Переступая порог – турецкие выборы» . electroform-reform.org.uk . Архивировано из оригинала 12 декабря 2018 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ «Турция: Парламент принял закон о внесении изменений в законодательство о выборах и снижении избирательного порога» . Библиотека Конгресса . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ hlsjrnldev. «ЕСПЧ поддерживает 10-процентный порог на выборах в Турции» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Главное управление прессы и информации Турции (24 августа 2004 г.). «Политическое устройство Турции» . Канцелярия премьер-министра Турции. Архивировано из оригинала 5 октября 2006 года . Проверено 14 декабря 2006 г.
- ^ например, в Стамбуле в 2011 году есть успешный кандидат с 3,2%. Архивировано 15 июня 2011 года на Wayback Machine.
- ^ «Последние новости: Нуман Куртулмуш стал новым спикером Великого национального собрания Турции» . Новости . 8 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ «Парламент Турции предлагает синхронный перевод на четыре языка, исключая курдский» . Газета Дувар (на турецком языке). 10 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Депутату от ДПН не разрешено говорить в парламенте на курдском языке» . Газета Дувар (на турецком языке). 12 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «База данных IPU PARLINE: ТУРЦИЯ (Türkiye Büyük Millet Meclisi (TBMM)), Полный текст» . archive.ipu.org . Архивировано из оригинала 3 октября 2019 года . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ «Комиссия справедливости» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Конституционная комиссия» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по гармонизации Европейского Союза» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по общественным работам, зонированию, транспорту и туризму» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Экологическая комиссия» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по иностранным делам» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по цифровым медиа» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Петиционная комиссия» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по безопасности и разведке» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия внутренних дел» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по расследованию прав человека» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Подкомитет по рассмотрению исламофобии и расизма» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Подкомиссия по проверке прав осужденных и задержанных» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Подкомитет по иммиграции и интеграции» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Подкомитет по правам ребенка» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по равным возможностям для мужчин и женщин» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по равным возможностям для мужчин и женщин» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Национальная комиссия по образованию, культуре, молодежи и спорту» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия национальной обороны» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Планово-бюджетная комиссия» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по здравоохранению, семье, труду и социальным вопросам» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по промышленности, торговле, энергетике, природным ресурсам, информации и технологиям» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Комиссия по сельскому хозяйству, лесному хозяйству и сельским делам» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Кёроглу, Вели (декабрь 2006 г.). «Парламентские исследования» . Журнал социальных наук . Том. 3, нет. 2. Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Внутренний регламент Великого Национального Собрания Турции» (PDF) . tbmm.gov.tr. Архивировано (PDF) из оригинала 22 августа 2020 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ «Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская Ассамблея Совета Европы» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Объединенный парламентский комитет Турция-Европейский Союз» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентский союз Организации исламского сотрудничества» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Ася Парламентер Асамблеси» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея Союза Средиземноморья» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентолар Арасы Бирлик» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Акдениз Парламент Асамблеси» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея турецких государств» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея Организации экономического сотрудничества» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламентская ассамблея процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «И Парламентосу» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Парламент Латинской Америки и Карибского бассейна» . ГНАТ . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Открытость и прозрачность в парламенте Турции, участие гражданского населения в законодательных процессах» (PDF) . tusev.org.tr. Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Великое Национальное Собрание Турции» . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Йель, Пэт; Вирджиния Максвелл; Мириам Рафаэль; Жан-Бернар Карийе (2005). Турция . Одинокая планета. ISBN 1-74059-683-8 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ↑ Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 15 июня 2009 года в Wayback Machine . Музей банкнот: 7. Группа эмиссии — пятьдесят тысяч турецких лир — I. Серия. Архивировано 22 ноября 2008 года в Wayback Machine & II. Серия. Архивировано 22 ноября 2008 года в Wayback Machine . Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ «Летний семестр парламент проведет на ремонте» (на турецком языке). Новости ТРТ. 23 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Первая конституционная эра в истории турецкой демократии» (PDF) (на турецком языке). Университет Гази. 2005. Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Исследование провозглашения второй конституционной монархии к ее столетнему юбилею» (на турецком языке). Университет Гази. 2008. Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Работы Совета знати в период перемирия» (PDF) . Журнал международных социальных исследований (на турецком языке). 2012. Архивировано (PDF) из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Первые османские выборы и парламент» . Журнал социологии (на турецком языке). 2013. Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Кинросс, Патрик (1977). Османские столетия: взлет и падение Турецкой империи . Завтра. ISBN 0-688-03093-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Основной закон и упразднение султаната» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Решение о созыве парламента с чрезвычайными полномочиями в Анкаре» . atam.gov.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2021 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Оппозиция» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Турция при демократах, 1950–60» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Военный переворот 1960 года» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Комитет национального единства» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История» . Великое Национальное Собрание Турции . Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «1980-е годы» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Реферандум 1982 года: Мави, Беяза Карши» (на турецком языке). Би-би-си. 4 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 г. Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Партия ПСР под давлением: неудавшаяся попытка государственного переворота, подавление диссидентов и экономический кризис» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Поправка к конституции принята! Что дает новая конституция?» . Миллиет (на турецком языке). 17 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 9 января 2020 г. . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Парламент готов к новой системе: кабинеты Совета министров упразднены» . CNN Turk (на турецком языке). 20 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2018 г. Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Турция снижает свой избирательный барьер с 10 до 7 процентов – Турецкая минутка» . Апрель 2022 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ «Выступления иностранных гостей на Генеральной Ассамблее» . www5.tbmm.gov.tr. Великое Национальное Собрание Турции . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Бакырджи, Фахри (2015). Устоявшаяся практика Великого Национального Собрания Турции . Анкара: Типография Великого национального собрания Турции. п. 449. ИСБН 978-975-8805-53-2 . Проверено 16 сентября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Кинросс, Патрик (1977). Османские столетия: взлет и падение Турецкой империи . Завтра. ISBN 0-688-03093-9 .
- Шоу, Стэнфорд Джей; Шоу, Эзель Курал (1977). История Османской империи и современной Турции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29163-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Великого Национального Собрания , включая несколько страниц на английском языке.
- Фотография ТБММ (высокое разрешение)
- hurriyetdailynews.com
39 ° 54'42 "N 32 ° 51'04" E / 39,91167 ° N 32,85111 ° E