Женщины в африканском кино
Женщины задействованы в африканской киноиндустрии на самых разных ролях, хотя на творческих позициях они недостаточно представлены.
Фон
[ редактировать ]В колониальную эпоху Африка была представлена исключительно западными кинематографистами, в результате чего Африка и африканские народы изображались как «экзотические», «покорные рабочие» или как «дикари или каннибалы». [ 1 ] Движения за независимость Африки, возникшие в 1950-х и 1960-х годах, привели к появлению кинематографа, целью которого было использование камеры в качестве инструмента противодействия этим колониальным изображениям. Женщины были активны в африканской киноиндустрии до и в это время, однако их роли в основном ограничивались вспомогательными должностями, такими как актерское мастерство. Появление женщин на других должностях в киноиндустрии в этот период совпало с коллективным собранием профессионалов кино, желавших продвигать африканское кино. [ 2 ] Эти профессионалы кино, некоторые из которых были женщинами, начали создавать организации и фестивали, направленные на развитие и признание африканских фильмов, такие как Панафриканский фестиваль кино и телевидения в Уагадугу (FESPACO) и Панафриканская федерация кинематографистов (FEPACI) . оба созданы в 1969 году. [ 2 ] Всемирный фестиваль черных искусств , месячный фестиваль культуры и искусств, также возник в этот период и освещал литературу, изобразительное искусство, музыку, кино, театр, моду, архитектуру, дизайн и танец от творцов из африканской диаспоры. особенно от кинематографистов в Соединенных Штатах. [ 2 ] [ 3 ]
В 1970-е годы раздался глобальный призыв к действию в различных сферах жизни женщин, связанный с развитием всеобщего движения за права женщин, развитием второй волны феминизма , появлением базирующейся в Сенегале двуязычной феминистской исследовательской группы « Ассоциация африканских женщин». «Женщины за исследования и развитие» (AAWORD), а также провозглашение Десятилетия женщин Организации Объединенных Наций с 1976 по 1985 год, все это оказало радикальное влияние на развитие и анализ женской проблематики. академические исследования, феминистская теория кино и визуальное представление женщин во всем мире. Ученые считают, что эти движения породили понимание универсального сестричества, в результате чего возник шквал конференций и средств массовой информации, отразивших разнообразный опыт женщин во всем мире. [ 2 ]
Женщины-режиссеры
[ редактировать ]Африканцы были ограничены в том, какие роли они могли играть в кино, до 1950-х и 60-х годов, когда коренные африканцы начали освобождаться от колониального правления, однако немногим женщинам был предоставлен доступ к творческому процессу, помимо актерского мастерства. Режиссер Сафи Фэй считается первой африканской женщиной, снявшей фильм, после выхода в 1975 году ее фильма « Кадду Бейкат» , который, по мнению киноведа Н. Фрэнка Укадике, свидетельствует о более широкой борьбе чернокожих кинематографистов в африканской диаспоре. [ 4 ] : 104 Кинорежиссер и писатель Цици Дангарембга назвала патриархальные предубеждения в киноиндустрии и африканском обществе причиной того, почему африканским женщинам особенно трудно стать режиссерами. [ 5 ] Ученый Нэнси Шмидт далее отметила, что до 1997 года лишь недавно существовали онлайн-платформы, публикации, фильмографии или библиографии, которые признавали все художественные, документальные, короткометражные фильмы и работы на видео, телевидении и в цифровых средствах массовой информации, которые африканские женщины сняли в течение последние несколько десятилетий. [ 6 ]
Для решения этих проблем и продвижения африканских женщин в кино и на телевидении были созданы некоммерческие организации, такие как Фонд Ладима (Dada Trust) и кинофестивали, ориентированные на женщин, такие как Международный кинофестиваль изображений для женщин и (Udada International). женский кинофестиваль). [ 5 ] [ 7 ] Примеры онлайн-ресурсов, посвященных африканским женщинам в кино, включают Центр изучения и исследования африканских женщин в кино Бети Эллерсон, который был открыт в 2008 году и ведет блог «Африканские женщины в кино». [ 8 ] [ 9 ]
Некоторые режиссеры, такие как Сара Мальдорор, столкнулись с трудностями при получении признания в качестве африканского кинорежиссера, что привело к исключению из списков африканских режиссеров, в то время как их фильмы обсуждаются в исследованиях африканского кино. [ 10 ] : 10 Полин Суману Виейра назвала гражданство основным компонентом идентификации африканского кинорежиссера, заявив, что фильмы, снятые негражданами об Африке, «имеют африканское вдохновение/film d'inspiration africaine», что, как утверждает ученый Алекси Чеуяп, «автоматически дисквалифицирует такие режиссеры, как Сара Мальдорор или Рауль Пек , которых слишком часто, почти интуитивно, считают «африканцами». [ 10 ] : 11–12 Некоторые ученые, такие как историк искусства Беатрис Леал Риеско, отметили, что Мальдорор «африканка по своей мотивации и темам». [ 11 ]
История женщин в африканском кино
[ редактировать ]1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]В колониальную эпоху культуры и законы, такие как Указ Лаваля 1934 года , который регулировал французские колонии, запрещали африканцам снимать свои собственные фильмы, что считалось сдерживающим развитием кино как средства африканского самовыражения, политического, культурного и художественный. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Когда Африка превратилась в постколониальный регион мира, африканцы начали создавать свои собственные фильмы, а женщины стали играть более заметные роли, хотя по-прежнему в основном ограничивались только актерскими ролями. Однако, несмотря на очевидное поражение колониализма, некоторые консервативные представления о европейской цивилизации сохранились, найдя отклик в форме деревенского традиционализма и патриархального авторитаризма. колонизаторов как аутсайдеров или против самой Европы как внешней силы, теперь они были направлены внутри страны против африканских авторитетных фигур – репрессивных, властных деятелей, в том числе тех, кто бежал из страны и экономики, а также тех, кто управлял деревнями или семьями». Он утверждал, что даже если колониальный повелитель был свергнут, аналогичные механизмы завоевания повторяются на теле африканской женщины в фильмах 1960-х и 1970-х годов. [ 15 ]
В фильмах, снятых в ту эпоху, в которых участвовали или были созданы африканские женщины-режиссеры, были затронуты темы сексуального впечатления, включая полигамию, конфликт между современными романтическими отношениями и традициями браков по расчету , маргинализацию вдов и одиноких женщин, а также калечащие операции на женских половых органах . Такие ученые, как Шейла Петти, утверждали, что их следует рассматривать не только как изображение непоколебимого патриархата, но и как выражение общей потери идентичности, с крайними примерами сексуальной политики, функционирующей как «процесс, в котором культурные роли могут быть изменены посредством аффективных эмоций». партнерство между мужчиной и женщиной». [ 16 ]
В 1975 году Сафи Фэй выпустила « Кадду Бейкат» , который считается первым коммерчески выпущенным художественным фильмом, снятым африканской женщиной. [ 4 ] : 104 Ранее, примерно за три года до этого, в 1972 году, она выпустила короткометражный фильм «La Passante». [ 17 ] Она также считается первой африканской женщиной-кинорежиссером, получившей международное признание, поскольку Кадду Бейкат получила несколько наград, среди которых премия ФИПРЕССИ . [ 18 ] [ 19 ] Другие фильмы, выпущенные в этот период, включают фильм Мальдорора « Самбизанга» 1972 года .
Женщины в кино 1980-х и 1990-х годов
[ редактировать ]По словам Харроу, африканские женщины-режиссеры стали плодовитыми в 1980-х и 1990-х годах, «наконец-то предоставив нам что-то более значимое, чем изображения давно угнетаемых жен и дочерей Сембене» и что «Возможно, лучший способ понять кино после помолвки — это кино, которое начало поворачиваться в сторону женщин как предвестников будущего Африки». [ 15 ] Фильмы, ориентированные на женщин, традиционно были менее эссенциалистскими и меньше говорили о двойных репрессиях со стороны африканской патриархальной культуры и западных колониальных сил. [ нужна ссылка ]
Темы
[ редактировать ]Темы являются обычным элементом кино, и кино Африки часто охватывает колониализм и его последствия, а также другие темы и события, которые повлияли на жизнь в Африке. [ 20 ] Фильмы, в которых участвуют африканские женщины или сняты ими, могут содержать такие темы, как эротизм, африканский феминизм, объективация или брак по расчету и полигамия. [ 21 ] [ 22 ] Другие темы могут включать в себя стойкость и женскую независимость, как в случае с фильмом камерунского режиссера Розины Мбакам « Прическа Джоли e. [ 23 ] Некоторые темы, такие как образование, здоровье, детство или борьба за равенство, по мнению Беатрис Леаль Риеско, считаются традиционно женскими, но подвергаются «постоянному авторитарному взгляду, кардинальной характеристикой которого является возведение герметичного символического порядка». кодифицируя дистанцию между творцом и представленной реальностью». [ 11 ]
Представление женщин в африканском кино
[ редактировать ]Представление женщин в африканском кино считается общей темой среди женщин-режиссеров, таких как Сафи Фэй и Сара Мальдорор. Историки отмечают, что большую часть исследований по этой теме составили женщины. В некоторых фильмах, таких как «Кармен Гей» и «У-Кармен эХайелитша» , главными героями являются женщины, но они подверглись критике как «[представляющие] отход от положения современной женщины в Африке», поскольку в фильмах женщины отождествляются с музыкой и голосом. Риеско отметил, что, хотя эти фильмы изображают идеализацию женского начала, они также «предлагают яркую альтернативу предыдущей волне кино, во многом характеризующейся превознесением сельской местности, традиций и их возрождением, а также особым типом повествования. медленный и размеренный, основанный на устных соглашениях, в которых одинаковое внимание уделялось молчанию и речи». [ 11 ]
Эротика и сексуальность
[ редактировать ]Н. Франк Укадике отмечал, что африканские женщины зачастую «в лучшем случае являются сексуальными объектами, окутанными культурой мужского шовинизма ; и, по словам Усмана Сембене, им «по-прежнему отказывают в праве слова». [ 4 ] : 107 Некоторые фильмы, такие как «Седдо» и «Саррауния», опровергают предположения о том, что африканские женщины являются «просто сексуальными объектами или экзотическими клише», что Укадике частично объясняет колониалистскими и традиционалистскими предположениями. [ 4 ] : 108
На тему эротизма и сексуальности режиссер Франсуа Пфафф утверждал, что африканские фильмы менее эксплуататорские, поскольку ожидают от зрителей религиозности, в то время как Изабель Бони-Клавери в «Pour la Nuit» рассматривает сексуальность как символ свободы и выбора. [ нужна ссылка ] фильм «Пук Нини» Джоти Мистри и Антье Шуман назвали фильмом, отражающим множество ролей, которые женщины должны выполнять как в профессиональной, так и в домашней жизни. По мнению авторов, это послужило мотивом для многих дискуссий, посвященных тому, как функционируют гендерные отношения или как «традиция» может быть конструктивным фактором в отношениях. Они заявляют, что в этом фильме жена обращается за помощью к любовнице секс-работницы своего мужа, чтобы научиться различным методам соблазнения, и что это отражает двойную роль домохозяйки и профессиональной работницы, которую некоторые женщины должны взять на себя, в то время как мужчины этого не делают. обычно несут те же самые социальные ожидания. [ 22 ]
Феминизм
[ редактировать ]Темы феминизма присутствуют в таких фильмах, как « Лица женщин» , в которых Укадике утверждает, что «[вопросы] культурное наследие Африки и стратегии патриархального подчинения женщин». [ 4 ] : 108 Феминистские фильмы стали популярными в кенийских фильмах в 1990-е годы и продолжали оставаться популярными по состоянию на 2017 год, что привело к появлению множества повторяющихся феминистских тем, таких как женский персонаж, спасающийся от раннего брака путем побега в таких фильмах, как « дочери» и «Сайкати» . Цена как Сайкати . продолжение [ 24 ] Кеннет В. Харроу писал, что африканский феминизм включает в себя некоторые отличия от западного феминизма: «Один может опрокинуть клуб; другой присоединится к нему», поскольку африканский феминизм «больше беспокоит гендерное равенство и социальную или экономическую справедливость», тогда как европейский или Западный феминизм фокусируется на таких вопросах, как «преобладание статуса субъекта, гендерной идентичности, гендерного языка, патриархата и, прежде всего, оппозиционности». [ 25 ] : 133 Он, в свою очередь, также задается вопросом, будет ли европейский феминизм вступать в противоречие с африканскими кинематографистами-феминистками и рассматривать их как «непреднамеренно поддерживающих патриархальный порядок и тем самым подрывающих свои собственные цели». [ 25 ] : 139
Эксплуатация и эмансипация
[ редактировать ]В 1960-е годы африканский феминизм возник из движения «Третье кино», которое рассматривало кино как средство социальной и политической активности. В фильмах Сембене, Сафи Фэй, Сары Мальдорор и других использовались линейные повествования, чтобы четко передать систематическую эксплуатацию определенных групп женщин. Используя кино для дальнейшего эмансипации, эти фильмы стали частью более общих усилий кинематографистов того периода по утверждению независимости и восстановлению национальной идентичности от колониального правления. Эта тесная связь с борьбой за независимость означала определенную маргинализацию дела женщин и проблем, характерных для их борьбы. [ нужна ссылка ]
Женское здоровье
[ редактировать ]Женское здоровье было темой в таких фильмах, как Усмана Сембене » «Мулааде , в котором основное внимание уделяется теме калечащих операций на женских половых органах объясняется ритуалом совершеннолетия достижения и которое в некоторых частях Африки . Феминистки и практики спорят о том, как воспринимается эта практика: феминистки заявляют, что это насильственный вид угнетения женщин, в то время как сторонники видят в этом культурное восприятие очищения, а критики спорят, подрывает ли Сембене или поддерживает статус-кво. . термин «порнотропинг», который описывает, как мифы, окружающие образ чернокожих женщин, навязываются их телам с помощью визуальных способов репрезентации, таких как фильмы, которые эффективно поддерживают « иное В ходе дискуссии был поднят » чернокожей женственности. из Мулааде. [ 26 ]
Проблемы
[ редактировать ]Общие проблемы, с которыми сталкиваются африканские женщины в кино, включают сексуальные домогательства и сексизм, а также баланс работы и жизни. [ 27 ] Люси Гебре-Эгзиабхер описала африканских женщин-режиссеров как «воинов; они сталкиваются с множеством препятствий. [...] Я помню, как видела фотографию кенийского режиссера [...], она держала ребенка позади себя на спине, как она была режиссером. Это был самый мощный образ, он запомнился мне как африканская женщина-режиссер». [ 28 ] Другие, такие как кенийский режиссер Ванджиру Киньянджуи , ссылались на проблемы с сотрудничеством, однажды заметив в интервью, что ее основная проблема при изучении кино в Немецкой киноакадемии в Берлине заключалась в том, чтобы «заставить европейцев сотрудничать с «невежественным чернокожим человеком». женщина.'" [ 29 ]
Другие проблемы, с которыми сталкиваются африканские женщины-режиссеры в глобальных условиях кинопроизводства, связаны с разрывом между местными и глобальными ожиданиями африканской жизни и ценностей. [ нужна ссылка ] Бенинский режиссер-документалист Джованния Атоджину-Зинсу заявила, что существуют проблемы с осведомленностью о проблемах, затрагивающих африканских женщин, поскольку «самовыражение женщин не происходит так, как должно» и что вокруг этих проблем много молчания, и что оно не ограничивается только сексуальное насилие. [ 27 ]
Сексуальные домогательства и насилие
[ редактировать ]Несколько женщин-режиссеров сообщили о том, что подвергались сексуальным домогательствам и насилию. Согласно отчету Deutsche Welle , южноафриканская группа «Сестры, работающие в кино и на телевидении» «обнаружила, что чуть менее двух третей опрошенных ими южноафриканских женщин подверглись принуждению или прикосновениям на работе без их согласия». [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хейворд, Сьюзен. «Кино третьего мира: африканский континент» в книге «Киноисследования: ключевые концепции » (третье издание). Рутледж, 2006. с. 426-442
- ^ Jump up to: а б с д Эллерсон, Бети (2015). «Африканские женщины в кино». Режимы взгляда . Издательство Университета Витса. стр. 1–9. ISBN 978-1-86814-856-1 . JSTOR 10.18772/22015068561.6 .
- ^ «Малоизвестный факт из истории чернокожих: Всемирный фестиваль черного искусства» . Сеть Черной Америки . 01.04.2019 . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Укадике, Н. Франк (1994). «Восстановление образов женщин в фильмах Африки и черной диаспоры». Frontiers: Журнал женских исследований . 15 (1): 102–122. дои : 10.2307/3346615 . JSTOR 3346615 .
- ^ Jump up to: а б Дангарембга, Цици (29 апреля 2019 г.). «OPINIONISTA: Двойная связка: женщин-кинематографистов в Африке монтируют слишком рано» . Ежедневный Маверик . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Шмидт, Нэнси Дж. (26 апреля 1997 г.). «Женщины-кинематографисты из стран Африки к югу от Сахары: программы исследований с фильмографией». Матату . 19 (1): 163–190. дои : 10.1163/18757421-90000264 .
- ^ Вурлиас, Кристофер (07.02.2019). «Женщины-кинематографисты в Африке берут свою карьеру под контроль» . Разнообразие . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ О МИССИИ | ПИСЬМО О МИССИИ» . Африканские женщины в кино . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Уильямс, Джеймс С. (21 марта 2019 г.). Этика и эстетика в современном африканском кино: политика красоты . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-350-10506-5 .
- ^ Jump up to: а б Чеуяп, Алекси (январь 2011 г.). «Африканские кино: определения, идентичность и теоретические соображения» . Критические вмешательства . 5 (1): 10–26. дои : 10.1080/19301944.2011.10781397 . S2CID 193267410 .
- ^ Jump up to: а б с Риеско, Беатрис Леаль. «Женщина в современном африканском кино: главный герой и репрезентация | БУАЛА» . Буала.орг . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Халхул, Халид. «Использование африканского кино для изменения культурного восприятия» . Утне .
- ^ Барле, Оливье (2012). «Двойственность французского финансирования». Черная камера . 3 (2): 205–216. дои : 10.2979/blackcamera.3.2.205 . JSTOR 10.2979/blackcamera.3.2.205 . S2CID 143881053 .
- ^ Диавара, Мантия (1992). Африканское кино: политика и культура . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы , стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б Харроу, Кеннет В. (1999). Африканское кино: постколониальные и феминистские чтения . Африка World Press. стр. XIV. ISBN 978-0-86543-697-8 .
- ^ Петти, Шейла (1 октября 2012 г.). «Эстетические и повествовательные стратегии в фильмах избранных африканских женщин-режиссеров». Журнал африканского кино . 4 (2): 145–155. дои : 10.1386/jac.4.2.145_1 .
- ^ «ПАССАНТЕ (1972)» . БФИ . Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Армс, Рой (2006). Африканское кинопроизводство: север и юг Сахары . Издательство Университета Индианы. п. 177. ИСБН 978-0-253-34853-1 .
- ^ Бети Эллерсон, «Африканец глазами женщины: кино Сафи Фэй» в « В центре внимания африканского кино» (редактор) Франсуаза Пфафф, (Блумингтон: Университет Индианы, 2004), 185
- ^ Мм, Мартин; о (18 июля 2000 г.). «Подходы к изучению африканского кино» . Чувства кино . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Женский спутник международного кино Аннетт Кун и Сюзанны Рэдстон. Калифорнийский университет Press, 1990, стр. 85.
- ^ Jump up to: а б Шуман, Антье; Мистри, Джиоти (2015). «Пук Нини – Кинематографическая инструкция по соблазнению». Режимы взгляда . Издательство Университета Витса. стр. 81–96. ISBN 978-1-86814-856-1 . JSTOR 10.18772/22015068561.12 .
- ^ «Познакомьтесь с режиссером, заново изобретающим образ африканских женщин в кино» . NPR.org . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Дианга, Рэйчел (1 января 2017 г.). «Темы кенийского кино: времена года и причины» . Cogent Искусства и Гуманитарные науки . 4 (1): 1334375. дои : 10.1080/23311983.2017.1334375 .
- ^ Jump up to: а б Харроу, Кеннет В. (1997). С открытыми глазами: женщины и африканское кино . Родопи. ISBN 978-90-420-0143-5 .
- ^ Чикафа-Чипиро, Розмари (1 декабря 2017 г.). «Представление африканской женственности в Мулааде Сембене: чтение африканских женщин». Журнал африканского кино . 9 (2): 243–258. дои : 10.1386/jac.9.2-3.243_1 .
- ^ Jump up to: а б с «Африканские женщины-режиссеры ломают барьеры и бросают вызов табу» . Немецкая волна . 3 августа 2018 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «Люси Гебре-Эгзиабер, Эфиопия». В «Сестрах экрана». Женщины Африки в кино, видео и телевидении, 109–24. Трентон, Нью-Джерси; Асмэра, Эритрея: Africa World Press, Inc., 2000.
- ^ «Вандзиру Кинанджуи, Кения». В «Сестрах экрана». Женщины Африки в кино, видео и телевидении, 146–57. Трентон, Нью-Джерси; Асмэра, Эритрея: Africa World Press, Inc., 2000.