Даоцзяо фуши
Даоцзяо фуши | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Даосская одежда | ||
Упрощенный китайский | Даосская одежда | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Даосская одежда/ Даосские костюмы/ Костюм даосизма |
Даоцзяо фуши ( упрощенный китайский : 道教服饰 ; традиционный китайский : 道教服飾 ; пиньинь : Dàojiàofúshì ), также известный как даосская одежда , представляет собой религиозную одежду и украшения, которые носят преданные и практикующие даосизм , местную религию и жизненную философию в Китае . [ 1 ] [ 2 ] Китайская культура придает большое значение «кепке и халату» ( китайский : 冠服 ; пиньинь : гуанфу ), которые рассматриваются как важные признаки уровня этикета; это также видимый признак даосской идентичности. [ 3 ] : 233 Даосская ритуальная одежда (иногда называемая даойи ( китайский : 道衣 ; пиньинь : даойи ; букв. «Даосская одежда») — это формы ритуальной одежды ( китайский : 冠服 ; пиньинь : гуанфу ). [ 4 ] : 455 Эта одежда, которую носят даосские священники (называемая Даоши ), унаследована от традиционной одежды ханьских китайцев и имеет явное даосское культурное значение. [ 5 ] [ 6 ] : 222 При выполнении ритуалов и важных ритуалов даосские священники носят церемониальные одежды, которые, по-видимому, соответствуют элементам китайской космологии ; Таким образом, эти церемониальные одежды являются сильными духовными посредниками, действующими со стороны сообщества даосских преданных. [ 1 ] [ 2 ] Даосские священники носят разные формы одежды в соответствии с типами ритуалов, и в одежде даосских священников обнаруживаются очевидные различия, основанные на их различном положении по отношению к алтарю. [ 5 ] Существовали также кодексы, которые предписывали носить соответствующую даосскую одежду как во время ритуальных действий, так и в свободное от работы время. [ 3 ] : 233
Культурное значение
[ редактировать ]Даосская одежда является видимым маркером даосской идентичности. [ 3 ] : 233 Даосская ритуальная одежда не только наследует китайцев ханьфу , но и демонстрирует ясное даосское культурное значение. [ 5 ] [ 6 ] : 222 Искусство, изображенное на одежде, находится под глубоким влиянием китайской культуры. [ 7 ] Они также обычно украшены рисунками, отражающими традиционную даосскую космологию, включая даосский пантеон (например , Юди , Саньцин , Юаньши Тяньцзунь , Линбао Тяньцзунь , Даодэ Тяньцзунь , который является обожествленным Лаоцзы) . [ 8 ] : 197 ), Восемь Бессмертных : Восемь Триграмм , Двадцать восемь Лунных Дворцов и 12 животных китайского зодиака . [ 8 ] : 195 [ примечание 1 ] Их также можно украсить животными, связанными с китайской мифологией , легендами и историями, например, птицей-журавлями, олицетворяющей трансцендентность. [ 8 ] : 195 [ 7 ] Их также можно украсить благоприятными символами, такими как драконы , бабочки, летучие мыши, облака. [ 8 ] : 197 [ 7 ]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2022 г. ) |
Древний
[ редактировать ]Объяснение происхождения даосской ритуальной одежды ( китайский : 道衣 ; пиньинь : даойи ; букв. «Даосская одежда») может заключаться в том, что она произошла от одеяний, которые носил Чжоуи ( китайский : 咒醫 ; пиньинь : zhòuyī ; т.е. ритуальные целители). и фанши в древнем Китае, поскольку их одежда была вышита узорами струящихся пневм, похожих на облака, изображения небесного мира и подземного мира. [ 4 ] : 455–456 Другая гипотеза состоит в том, что даосская ритуальная одежда была показателем различных рангов жреческих достижений, подобно формальной системе одежды, используемой в древнем Китае для идентификации представителей знати и высшей бюрократии. [ 4 ] : 456
Согласно даосской традиции, ритуальная одежда возникла еще со времен Желтого императора ; Согласно легенде, однажды Желтый Император увидел божество, одетое в золотую мантию, украшенную разноцветными облаками и золотой короной. [ 6 ] : 222 Чтобы поблагодарить божество за защиту мира, Желтый Император разработал даосское ритуальное платье, основанное на божестве, и рассудил, что эта небесная одежда будет наиболее подходящей одеждой для приближения к небесам во время молитв. [ 6 ] : 222 Поэтому даоши (даосские жрецы) носят одежды богов. [ 6 ] : 222
Северная и Южная династии
[ редактировать ]Даосские традиции были систематизированы в период Шести династий . [ 4 ] : 456 Ранняя даосская одежда не получила полного развития, и именно при Северной и Южной династиях сформировался предварительный даосский дресс-код. [ 9 ] Начиная с периода Лю Сун во времена южных династий , Лу Сюцзин начал переосмысливать доктрину даосской доктрины адаптации к социальной иерархической системе, опираясь на древнюю китайскую систему короны и одежды и объединяя религиозные потребности, таким образом разрабатывая новую одежду. система. Эта система стала самым ранним систематическим дресс-кодом даосской одежды. [ 9 ] В «Лисичжэньсяньтидаотунцзянь» 《历世真仙体道通鉴》 описывается, что «даосское платье Сюцзин очень красивое, как луна и звезда, как радуга и цветок» . [ 9 ] С тех пор дресс-код даосской одежды продолжал развиваться, пока не включил в себя разные стили, узоры и цвета в зависимости от статуса и случая. [ 9 ] Когда была систематизирована даосская одежда, было также описано множество разновидностей даосской ритуальной одежды. [ 4 ] : 456
Династия Сун
[ редактировать ]Во времена династии Сун существовало множество форм одежды даосских священников. [ 10 ] : 21 В ранней Южной Сун стиль мантии даосского священника описывается так: « Более широкая шелковая тесьма мантии даосского священника считалась более стильной, ее ширина составляла около трех-четырех цуней, а длина - более двух чжанов». так, чтобы это платье из шелкового бархата можно было несколько раз обернуть вперед и назад вокруг талии владелицы ». [ 10 ] : 21 Другой формой даосского священника был Хэчан (букв. «Одеяние журавля»), сделанный из скрученных и сплетенных перьев; это был символ бессмертия и вознесения на Небеса. [ 10 ] : 21 Чэн Дачан из династии Южная Сун также заметил, что «[...] одежда, которую носят даосские священники нынешнего времени, немного отличается от шубы. Нижние части шубы скрещены и наложены друг на друга, в то время как у даосских Одеяние священника свисает прямо вниз» . [ 10 ] : 21 [ примечание 2 ] В книге Ши Шэнцзу «Текущий регресс диеты и одежды » было отмечено, что «систему одежды трех древних китайских династий все еще можно найти среди даосских священников» . [ 10 ] : 22
Даофу ( китайский : 道服 ; пиньинь : dàofú ; букв. «Одеяние даосского священника») — широкие и элегантные одежды, которые первоначально носили даосские священники . [ 10 ] : 21 Во времена династии Сун даофу было очень популярно. [ 10 ] : 21 В этот период его высоко ценили некоторые отшельники и ученые, и он упоминался в некоторых стихотворениях, написанных Ван Юйчэном, где он описывался как «шелковая ватная шапка, грубая одежда и черный муслиновый шарф», а также Фань Чжунъянь , который описал даосских священников как нарядно одевающихся. . [ 10 ] : 21 Фань Чжунъянь также отметил, что «господа, одетые как они [т.е. даосские священники], тоже могли бы жить легкой и свободной жизнью». [ 10 ] : 21 Некоторые ученые, такие как Ши Маньцин (994–1041), и некоторые вышедшие на пенсию чиновники также любили одеваться в даофу. [ 10 ] : 21 В древнем Китае существовало множество форм даофу.
Династия Цин
[ редактировать ]Во времена династии Цин даосские священники носили темно-синие одежды. [ 11 ] : 166
Виды даосской одежды
[ редактировать ]
Традиционная одежда даосской общины связана с досовременной китайской одеждой и стилями. [ 12 ]
В наши дни даосы, придерживающиеся традиций, часто носят традиционные мантии и литургическую одежду для официальных религиозных и ритуальных мероприятий; в то время как священники Чжэнъи и даосские священники за пределами материкового Китая, как правило, носят западную одежду в своей повседневной жизни. [ 12 ] Традиционные даосские одежды также могут носить в качестве повседневной одежды монахи Цюаньчжэнь в материковом Китае. [ 12 ]
Одежда
[ редактировать ]Даосские священники обычно носят два типа одежды: даопао и цзянъи; эти две формы одежды часто украшены космической символикой в верхней и центральной части спины и часто включают в себя такие элементы, как солнце и луна, горы и вода и т. д. [ 1 ]
Даофу
[ редактировать ]Во времена династии Мин даофу представлял собой халат с широкими рукавами и скрещенным воротником, который закрывался вправо и имел темную окантовку по краям воротника, рукавов и планки. [ 13 ] защитное приспособление, известное как хулин ( упрощенный китайский : 护领 ; традиционный китайский : 護領 ; пиньинь : hù leng ; букв. «защитный воротник»). В край воротника иногда вставляется [ 13 ] Даофу Мин похож на даопао, за исключением добавления украшения по краям мантии. [ 13 ] Пояса, такие как дадай (大带) и ситао (丝绦; т.е. лента или тонкая шелковая веревка), также используются вокруг талии при ношении даофу. [ 13 ]
-
Даофу с поясом дадай на талии, портрет династии Мин.
-
Даофу с пришитым к воротнику хулингом и дадаем на талии, портрет династии Мин.
Даопао/Хечан
[ редактировать ]Некоторые формы даосских одежд также называют журавлиными одеждами (хэчан, 鶴氅). [ 14 ] Эта форма даопао даосских священников не имеет перекрестного воротника и вместо этого выглядит как бэйцзы с точки зрения конструкции и дизайна; Артефакт одежды, демонстрирующий этот стиль даопао, теперь хранится в таких музеях, как Музей школы дизайна Род-Айленда . [ 15 ] Даопао в форме Хэчана зафиксировано со времен династии Северная Сун . [ 7 ] Династия Цзинь обнаружила артефакты даопао в форме хечана, раскопанные в гробнице даоса конца XII века по имени Янь Дэюань недалеко от Датуна в провинции Шаньси; эти одежды украшены журавлями , которые связаны с даосской идеей трансцендентности, по крайней мере, со времен династии Хань и, возможно, до династии Хань. [ 8 ] : 195 [ 7 ]
Даосский священник даопао обычно носят даосские священники. [ 1 ] Его носят даосские священники среднего звена; он красного цвета, имеет мотивы спереди и сзади на рукавах. [ 15 ] [ 4 ] : 457 Эти мотивы украшений могут включать багуа и журавли. [ 4 ] : 457
-
Даосский священник в современном даопао (изображенном в виде красного пальто), 2017 год.
-
Ван Чангюэ, династия Цин.
-
Даосский священник в Макао, 2006 год.
Цзянъи
[ редактировать ]Цзянъи ( китайский : 絳衣 ; пиньинь : jiàngyī ), также известный как «одеяние нисхождения», которое относится либо к нисхождению священника с алтаря, либо к нисхождению духов на алтарь, является распространенной формой одежды даосского священника. [ 1 ] Цзянъи является знаком высшего священнического ранга и носится гроссмейстерами. [ 1 ] [ 15 ] Его носили, по крайней мере, со времен династии Цзинь , поскольку артефакты были обнаружены при раскопках в гробнице даоса конца XII века по имени Янь Дэюань недалеко от Датуна в провинции Шаньси. [ 8 ] : 195
похоже на пончо ; По структуре [ 1 ] в ношенном виде мантия сидит прямо на плечах даосского священника; Обычно он застегивается спереди двумя шелковыми завязками, пришитыми чуть выше уровня талии. [ 16 ] Он сделан из вышитого шелка и состоит из большого квадрата атласной ткани, сложенного вдвое, образуя линию плеч; линия плеч продолжается до края рукавов. [ 16 ] Халат разрезается посередине, образуя воротник халата. [ 16 ] Обычно его украшают бордюрными украшениями. [ 16 ] Общие мотивы на цзянъи включают: солнце, луну, три неба, Священную (золотую) башню и летающие журавли; Звезды и Созвездия; У Юэ (Истинные формы Пяти Священных Пиков); Горные вершины и космические воды. [ 1 ] Квадратная форма ткани символизирует концепцию Земли, которая в китайской космологии является квадратной. [ 1 ] Когда жрецы раскрыли руки, квадратный силуэт цзянъи стал полностью виден, и стали видны мотивы, характерные для вздыманий; поэтому, нося цзянъи, даоши олицетворяет соединение неба и земли. [ 1 ] Цзянъи часто встречаются в пяти символических цветах Вселенной (т. е. черном, красном, зеленом, желтом или белом). [ 17 ]
-
Даосский священник Чжэнъи в цзянъи, династия Мин.
-
Мин/Цин Цзянъи, 16 век.
-
Одеяние даосского священника (цзянъи), Китай, династия Цин, конец 18 - начало 19 века нашей эры.
-
Мантия даосского жреца (цзянъи), конец 18 – начало 19 века.
-
Мантия даосского жреца (цзянъи), XIX век.
-
Одеяние даосского священника (цзянъи), Китай, XX век.


Даойи
[ редактировать ]Даосские священники и монахини Цюаньчжэня (道 носят платье с широкими рукавами и перекрестным воротником, называемое даойи 衣; букв. «Одеяние Дао»), которое закрывается вправо; это стандартный тип одежды. [ 12 ] Рукава даойи называют «рукавами-облаками»; они широкие, открытые на концах, а рукава у них настолько длинные, что в растянутом состоянии достигают пальцев, но могут быть и длиннее. [ 12 ] В ордене Цюаньчжэнь дагуа носят как обычную одежду, а делуо — официальную одежду. [ 4 ] : 457
Делуо
[ редактировать ]
Делуо . (得罗) — платье с перекрестным воротником и большими рукавами [ 18 ] Его носят даосские священники ордена Цюаньчжэнь. Это формальная ритуальная одежда цвета индиго. [ 4 ] : 457 Синий цвет является символом Востока и символизирует происхождение от первого патриарха Цюаньчжэнь школы Дунхуа дицзюня . [ 4 ] : 457 В больших храмах (например, Байюньгуань в Пекине) монахи носили делуо в праздничные дни; у делуо были широкие рукава, достигающие 45 см. [ 19 ]
Даогуа
[ редактировать ]В храме Вэнгун в Ханьчжуне даопао с перекрестным воротником является стандартной формой одежды и называется даогуа ( китайский : 道褂 ; букв. «Даосская одежда или куртка» в зависимости от контекста). [ 19 ] Их даопао спереди имеет перекрестный воротник, а рукава настолько длинные, что из рукавов могут вылезти только пальцы. [ 19 ] Он сделан из плотной ткани синего или черного цвета. [ 19 ]
Даогуа бывает трех типов: дагуа ( китайский : 大褂 ; букв. «большое платье»; длинный халат с перекрестным воротником, доходящий до лодыжек и имеющий рукава шириной 42 см), чжунгуа (中褂; перекрестный воротник). халат, доходящий до середины икры, с рукавами немного уже, чем дагуа), и сяогуа (小褂; халат с перекрестным воротником, который достигает бедра и имеет рукава, которые могут быть того же размера или уже, чем чжунгуа, сяогуа больше похожа на куртку, чем на халат). [ 19 ]
Лоскутные халаты
[ редактировать ]Лоскутные халаты — это форма ритуальной одежды; он сделан из сшитых вместе различных частей старой одежды, которые носят даосские священники школы Цюаньчжэнь в Гонконге. [ 5 ]
Головной убор и головной убор
[ редактировать ]Имя | Описание |
---|---|
кепка Чихан | Шапка Цихан — это головной убор верховного даосского священника школы Цюаньчжэнь в Гонконге , который носят исключительно во время таких ритуалов, как «Ритуал передних небес для кормления, спасения и очистки призраков» . [ 5 ] Когда верховный даосский священник действует как доверенное лицо богов и разъясняет даосские писания и практики, к передней части его шапки привязывается головной убор в форме лепестка лотоса «Пяти императоров». На пяти лепестках лотоса вышиты изображения Пяти Императоров Пяти Направлений. [ 5 ] |
Хаоранджин | Похоже на длинный капюшон. он изготовлен из хлопка и защищает своего владельца от ветра и холода. [ 18 ] |
Хэй Джин (荷叶巾, платок из листьев лотоса) | По форме он похож на чжуанцзыцзинь (庄子巾), но имеет оборки, как у листа лотоса, поэтому и получил свое название. [ 18 ] |
Шапка Хуюань (шарф Хунюань)/ ГуаньЦзинь (шарф Гуань) | Это круглая шляпа с твердым корпусом и отверстиями в верхней части, через которые виден пучок волос. Верхняя часть спины слегка приподнята, что символизирует трансцендентность. Это самый формальный платок в даосизме. [ 18 ] |
Цзюлян Цзинь (九 шарф Лян, букв. «девятикратный шарф») / чунянцзин (шарф Чистого Ян), [ 18 ] | Это форма головного убора, которую носят священники Чжэньи. [ 6 ] : 222 Это шляпа с девятью прорезями спереди, которая растет как конек крыши. Число 9 — самое большое число в даосском языке и представляет собой «Небеса над головой»; поэтому его ношение символизирует единство неба и человека. [ 18 ] |
шляпа от солнца | Их носят даосские священники, которые летом работают под палящим солнцем; некоторые даосские монахи носят его, чтобы отличиться от других членов общества, делая углубления в верхней части шляпы, чтобы были видны волосы, или разрисовывая поля своих шляп даосскими узорами, такими как багуа и тайцзи , или они писали имя. даосского храма, где они жили. [ 18 ] |
Сяояо Цзинь (xiaoyaojin) | Квадратный (или круглый) платок; его заворачивают в пучок волос и завязывают двумя длинными повязками. Это понравилось молодому даосскому священнику. [ 18 ] |
Йизиджин (односимвольный шарф) | Разновидность повязки для волос. [ 18 ] |
Чжуанцзыцзинь (шарф Чжуанцзы)/шарф Чунхэ/шарф Наньхуа | Его носят даосские священники школы Цюаньчжэнь в Гонконге. Нижняя часть шарфа имеет квадратную форму, а верхняя часть имеет треугольную форму, напоминающую крышу. В передней части шарфа имеется нефрит, который помогает регулировать ношение шарфа в правильном направлении. [ 5 ] |
Обувь
[ редактировать ]Облачные туфли — это обувь, которую носят только высшие даосские священники. [ 5 ] Название обуви произошло от узоров вышивки облаков, нанесенных на туфли. [ 5 ] Эти туфли ярко-красные. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Изображения даосского пантеона, восьми бессмертных, восьми триграмм, двадцати восьми лунных особняков и 12 животных китайского зодиака были характерными рисунками династий Мин и Цин.
- ↑ Чэн Дачан также описал «шубу» как имеющую наклонный воротник и скрещенные лацканы, что похоже на длинные бэйцзы , найденные в его время (т. е. в Южной Сун), однако шуба отличается от бэйцзы спиной и передняя часть шубы связана под мышками, а бейзи не связаны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Из страны бессмертных | Музей RISD» . risdmuseum.org . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Одеяние даосского жреца» . Национальный музей Ирландии . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Климан, Терри Ф. (2016). Небесные мастера: история и ритуалы в ранних даосских общинах (1 [издание] изд.). Кембридж, Массачусетс. ISBN 978-1-68417-086-9 . OCLC 1048106162 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Энциклопедия даосизма . Фабрицио Прегадио. Ричмонд: Керзон. 2002. ISBN 978-1-135-79634-1 . OCLC 810277082 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Одежда | Даосская ритуальная музыка храмов Цюаньчжэнь в Гонконге» . www.daoistmusichk.org . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гвинн, Пол (2017). Мировые религии на практике: сравнительное введение (второе изд.). Хобокен, Нью-Джерси. ISBN 978-1-118-97227-4 . OCLC 972639879 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и « Бо Сюэ Юань» Плащ журавля тысячелетия Сицзин Хуа Чанг» . iNews 2022
- ^ Jump up to: а б с д и ж Литтл, Стивен (2000). Даосизм и искусство Китая . Шон Эйхман (1-е изд.). Чикаго: Чикагский институт искусств. ISBN 0-520-22784-0 . OCLC 44117921 .
- ^ Jump up to: а б с д Чжэн, Сяо Хун; Фан, Пин (2019). «Просвещение использования голубого цвета в даосских костюмах в современном дизайне моды» . Журнал Японской ассоциации науки о цвете . 43 (3+): 75. doi : 10.15048/jcsaj.43.3__75 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чжу, Жуйси (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь Бангвэй Чжан, Фушэн Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмансон, Бан Цянь Чжу (обновлено) . ред.), Кембридж, ISBN Соединенного Королевства. 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Форе, Филипп (2000). Картографирование Чэндэ: ландшафтное предприятие Цин . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 0-585-48192-Х . OCLC 53897371 .
- ^ Jump up to: а б с д и Комджати, Луи (2013). Даосская традиция: введение . Лондон. п. 290. ИСБН 978-1-4411-1669-7 . OCLC 819275585 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д «Китайский традиционный костюм Даофу в стиле Мин для мужчин» . www.newhanfu.com . 22 октября 2020 г. Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Чжо, Синьпин (2018). Религиозная вера китайцев . Сингапур. п. 44. ИСБН 978-981-10-6379-4 . OCLC 1017489156 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Даопао (мантия даосского священника) | Музей RISD» . risdmuseum.org . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Музей Виктории и Альберта. «Даосское одеяние | Неизвестно | Виктория и Альберта Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Одеяние даосского священника (цзянъи), Китай ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Что такое даосская одежда? - 2021» . www.newhanfu.com . 2020. Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Херру, Аделина (2016). Их собственный мир: даосские монахи и их община в современном Китае . Санкт-Петербург: Издательство «Три сосны». стр. 43–45. ISBN 978-1-365-53752-3 . OCLC 1011219060 .