Референдумы в Италии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Из серии «Политика». |
Политический портал |
Из серии «Политика». |
Прямая демократия |
---|
Политический портал |
Референдум . в итальянской правовой системе — это обращение ко всему избирателю с просьбой высказать свое мнение по определенному вопросу Это главный инструмент прямой демократии в Италии. [ 1 ]
Конституция Италии предусматривает только четыре типа юридически обязательных референдумов: [ 2 ]
- Всенародный референдум , на котором избирателям предлагается проголосовать за то, хотят ли они отменить (отменить) существующий закон полностью или частично. [ 3 ]
- Конституционный референдум новый конституционный закон . , который может быть запрошен в некоторых случаях, когда парламент одобряет [ 4 ] Аналогично, референдум может быть запрошен для подтверждения принятия статутов обычных регионов. [ 5 ]
- референдум требуется консультативный Для одобрения изменения регионов , провинций или муниципалитетов . [ 6 ]
- Всенародный референдум по региональным законам и постановлениям может регулироваться региональными законами. [ 5 ]
Несмотря на то, что конституционное право на проведение всенародного референдума существует с момента принятия Конституции в 1948 году, необходимое законодательство, подробно описывающее бюрократические процедуры, необходимые для его проведения, не было принято до начала 1970-х годов. В результате первый всенародный референдум в Италии состоялся только в 1974 году, через 27 лет после первого одобрения конституции.
Народные референдумы
[ редактировать ]Требования
[ редактировать ]Всенародный референдум может быть созван только по требованию пяти региональных советов или 500 000 итальянских избирателей. На всенародном референдуме можно потребовать только отмены существующего закона (или его части); Референдум по принятию нового законодательства Конституцией не предусмотрен. Некоторые вопросы не подлежат всенародному референдуму: налоговые законы , бюджетные законы, амнистии и помилования , а также законы, разрешающие ратификацию международных договоров. Хотя это пределы, прямо установленные Конституцией, Конституционный суд определил дополнительные ограничения. [ 7 ]
Петиция, которая должна включать вопрос о референдуме, должна быть передана в Кассационный суд , который призван проверить действительность петиции. [ 8 ] Конституционный суд Италии проверяет правильность подписей (в случае, если референдум был запрошен избирателями) и вопроса референдума. Суд имеет право его полностью отклонить. [ 9 ] Многие полностью действительные петиции, набравшие необходимые 500 000 подписей, никогда не были приняты в качестве референдумов именно по этой причине.
Если Кассационный суд признает ходатайство обоснованным, вопрос референдума должен быть рассмотрен Конституционным судом , который призван вынести решение о его приемлемости. В отличие от Кассационного суда, который рассматривает соответствие ходатайства обычному праву, основой решения Конституционного суда является Конституция. [ 10 ]
Если Конституционный суд признает референдум допустимым, Президент Республики должен назначить дату голосования на период с 15 апреля по 15 июня. [ нужна ссылка ]
Последним препятствием является то, что результат законодательного референдума будет считаться действительным только в том случае, если по крайней мере большинство всех избирателей, имеющих право голоса, придут на избирательный участок и проголосуют . Если этот кворум не соблюден, референдум недействителен (что на практике означает, что закон не отменен).
Электронные подписи
[ редактировать ]Закон о бюджете Италии на 2021 год разрешает сбор электронных подписей через правительственную онлайн-платформу, управляемую через итальянскую онлайн-систему цифровой идентификации SPID. [ 11 ] Хотя платформа не подключена к сети, начиная с 1 июля 2021 года граждане могут добавлять подписи на референдумах посредством предварительной процедуры.
Новый процесс был отмечен скоростью, с которой он может собирать подписи для референдумов: референдум по декриминализации марихуаны собрал 330 000 подписей за три дня, во многом благодаря цифровым подписям. [ 12 ]
Использование политической партии
[ редактировать ]Политической партией в Италии, которая наиболее тесно связана с референдумами и наиболее активно ими пользуется за последние 40 лет, является Радикальная партия, возглавляемая Марко Паннеллой . Они являются рекордсменами по количеству проведенных референдумов. Несмотря на то, что на большинстве национальных выборов они получили лишь около 2,5% голосов избирателей, многочисленные референдумы, которые они предлагали на протяжении многих лет, часто мобилизовали весь итальянский политический спектр в поддержку или оппозицию. Они часто используют нетрадиционные методы, такие как длительные голодовки и/или забастовки жажды своих лидеров, чтобы привлечь внимание к своему делу. Их крупнейшие политические баталии произошли в 1970-х и 80-х годах, когда они успешно боролись за право на развод и право на аборт .
Другие группы также использовали референдумы для повышения авторитета своих небольших политических партий или их лидеров или для повышения осведомленности о своих политических программах. [ 13 ] Подписи для референдума собирали партии всего политического спектра: от Лиги Севера, выступавшей против закона об иммиграции в 1998 году (конституционный суд признал его неприемлемым, когда он был представлен), вплоть до партии «Италия ценностей» , когда ее лидер Антонио Ди В 1998 году Пьетро собрал подписи за изменение закона о выборах на полную систему поименной избирательной системы. Итальянская радикальная партия и правый Национальный альянс также собирали подписи под той же самой петицией об избирательной реформе одновременно с партией Ди Пьетро, показывая, что часто партии совершенно разных политических убеждений соглашаются по одним и тем же темам, которые, по их мнению, должны подлежать референдумам.
Однако зачастую политические партии, даже входящие в одну коалицию, имеют очень разные мнения по поводу референдумов. Печально известный пример этого произошел в 1999 году, когда правый Национальный альянс во главе с Джанфранко Фини собирал подписи для двух референдумов за отмену государственного финансирования политических партий и изменение закона о выборах на полную систему первого поста. Ди Пьетро Итальянские радикалы и Италия ценностей также собирали подписи одновременно. Несмотря на то, что он потратил огромное количество рабочей силы и партийных средств по всей Италии, его главный партнер по коалиции Дома свобод , Forza Italia , возглавляемой бывшим и вскоре ставшим премьер-министром Сильвио Берлускони , не предложил никакой политической или финансовой поддержки. Когда в 2000 году состоялось голосование на референдуме, Берлускони почти воздержался и заявил, что голосование было «по большей части бессмысленным», поскольку он позаботится обо всех реформах, когда вернется к власти.
Когда коалиция Палаты Свобод вернулась к власти в 2001 году, Берлускони не отменил финансирование политических партий и даже вновь ввел пропорциональное представительство в избирательный закон. Критики отметили, что эти новые меры, одобренные даже парламентскими голосами самой Alleanza Nazionale, стали доказательством того, что Фини и его партия совершили полный переворот и отказались от некоторых своих основных политических реформ, чтобы остаться у власти. Это также рассматривалось как доказательство того, что влияние Фини в коалиции не было таким сильным, как многие думали.
Конституционные референдумы
[ редактировать ]Требования
[ редактировать ]Конституционный референдум может быть запрошен 500 000 избирателей, пятью региональными советами или одной пятой членов палаты парламента, когда парламент принимает конституционный закон (включая закон о внесении поправок в конституцию) абсолютным большинством голосов при втором голосовании. но без удовлетворения квалифицированного большинства в две трети в каждой палате. Референдум должен быть запрошен в течение трех месяцев с момента публикации законопроекта в Официальном вестнике . [ 4 ]
В отличие от всенародного референдума, конституционный референдум носит подтверждающий характер. Это означает, что голосование «за» — это голосование в поддержку конституционного закона, тогда как «да» на всенародном референдуме — это голосование за отмену закона. Кроме того, в отличие от народных референдумов, конституционные референдумы не требуют кворума, то есть они действительны независимо от явки.
В истории республики в Италии было четыре референдума по конституции; в двух из них конституционный закон был одобрен в 2001 и 2020 годах , а в двух он был отклонен в 2006 и 2016 годах .
Специальные референдумы
[ редактировать ]Перед принятием Конституции 1948 года проводился уникальный референдум (называемый референдумом об институциональной форме государства или институциональным референдумом по-итальянски) [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] состоялся 2 июня 1946 г. [ 17 ] Итальянцам было предложено проголосовать за будущую форму правления Италии: сохранить монархию или стать республикой . Республиканское голосование набрало 54,3% против 45,7%.
В 1989 году был проведен специальный консультативный референдум по вопросу преобразования Европейских сообществ в Европейский Союз и разрешения Европейскому парламенту разработать проект Европейской конституции. Этот референдум стал возможен благодаря Конституционному закону №. 2 от 3 апреля 1989 года , который конкретно предусматривал проведение этого референдума.
Список референдумов
[ редактировать ]Всего итальянцам было предложено принять решение по 72 национальным референдумам: 67 всенародным референдумам, 3 конституционным референдумам и 2 специальным референдумам, описанным выше. Из них одобрено 25, отклонено 18, а 28 признаны недействительными из-за низкой явки. [ 18 ]
Референдум об институциональной форме государства
[ редактировать ]- Институциональный референдум 1946 г. в Италии - сохранение монархии Савойского дома или установление республики - победа республики.
Народные референдумы
[ редактировать ]- Референдум в Италии 1974 г. - отмена развода - отклонен.
- Референдумы в Италии 1978 г. - 2 вопроса: отмена государственного финансирования политических партий и закон, усиливающий правоохранительную деятельность и улучшающий общественный порядок, ограничивающий гражданские права - все отклонены.
- Итальянские референдумы 1981 г. - 5 вопросов: 2 об абортах (один для увеличения, другой для уменьшения возможностей) и 3 об отмене пожизненного заключения, ограничительных правилах чрезвычайного положения в области общественного порядка 70-х годов и о возможности владения огнестрельным оружием - все отклонены.
- Референдум по заработной плате в Италии 1985 года - отмена сокращения скользящей шкалы заработной платы - отклонен.
- Референдум 1987 года в Италии по атомной энергетике - 5 вопросов: отмена возможности Enel строить атомные электростанции за границей, правительственные субсидии муниципалитетам и провинциям, в которых расположены атомные электростанции, возможность правительства строить атомные электростанции в муниципалитете, который выступил против , закона, отрицающего гражданскую ответственность судей, и особого судебного режима для министров - все они были одобрены
- Референдумы в Италии 1990 г. - 3 вопроса: ограничение охоты, отмена охоты на чужих землях и использование пестицидов - кворум не собран.
- Референдум 1991 года по закону о выборах в Италии - одобрено только одно предпочтение, а не несколько, для избрания представителей Палаты депутатов (избираемых по пропорциональному представительству), открытых партийных списков и многомандатных округов.
- Референдум в Италии 1993 г. - 8 вопросов: декриминализация владения легкими наркотиками, изменение избирательного закона в Сенате (с пропорционального представительства на FPTP), назначения глав государственных банков, экологического контроля, отмена государственного финансирования политических партий и определенные министерства - все одобрено
- Референдум в Италии 1995 г. - 12 вопросов: 4 о либерализации профсоюзов, 4 о телевизионных услугах, 2 о дерегулировании торговли, 1 о справедливости и 1 о избирательном законе муниципалитетов - 5 вопросов одобрено, 7 отклонено.
- Референдум в Италии 1997 г. - 7 вопросов: отмена Ордена журналистов и Министерства сельскохозяйственной политики, отмена ограничений на отказ от военной службы по соображениям совести, охоты на чужих землях и государственных полномочий в приватизированных компаниях, 2 вопроса о правосудии - кворум не собран.
- Референдум 1999 г. в Италии - полная отмена пропорционального представительства (в 1993 г. была утверждена новая избирательная система: 75% членов обеих палат избираются по системе FPTP, 25% - по пропорциональному представительству) - кворум не собран.
- Референдум в Италии 2000 г. - 7 вопросов: государственное финансирование политических партий, полная отмена пропорционального представительства, увольнения, профсоюзы и 3 вопроса о судебной системе - кворум не собран.
- Референдум в Италии 2003 г. - 2 вопроса: увольнения и прокладка электропроводки в частной собственности - кворум не собран
- Референдум 2005 г. в Италии по законам о рождаемости - 4 вопроса об отмене правил, запрещающих некоторые исследования стволовых клеток, искусственного оплодотворения и ЭКО - кворум не собран.
- Референдум по закону о выборах в Италии 2009 г. - 3 вопроса об избирательной системе - кворум не собран
- Референдум в Италии 2011 г. - 4 вопроса: отмена правил о частном управлении услугами водоснабжения, возврат капитала, вложенного в услуги водоснабжения, строительство атомных электростанций в Италии и законное препятствие премьер-министру и министрам присутствовать на слушаниях по уголовным делам - все одобрено
- Референдум по бурению нефти в Италии в 2016 г. - отмена закона, позволяющего продлевать концессии на добычу газа и нефти с добычей углеводородов в пределах 12 морских миль от итальянского побережья до истечения срока полезного использования месторождений - кворум не собран.
- Референдум 2022 года в Италии - отмена закона, лишающего осужденных права баллотироваться или занимать политические посты, ограничение мер предосторожности, разделение судебных функций, введение в состав судебных советов лиц, не являющихся судьями, изменения в порядке работы членов Высшего совета Судебные органы избраны – кворума нет
Конституционные референдумы
[ редактировать ]- Референдум по конституции в Италии 2001 г. - расширение региональных полномочий, усиление децентрализации - одобрено.
- Конституционный референдум в Италии 2006 г. - реорганизация и расширение региональных полномочий, прекращение идеального двухпалатного режима, ответственность Сената только за федеральный закон, ответственность Палаты депутатов за национальные полномочия (например, внешняя политика, оборона и иммиграция), сокращение числа парламентариев, требование проведения референдума по каждый конституционный закон, больше полномочий правительствам и премьер-министру, более сложные процедуры по устранению доверия правительства, изменения в составе Конституционного суда. - отклоненный
- Референдум по конституции в Италии 2016 г. - внесение поправок в Конституцию Италии с целью реформирования порядка назначения и полномочий Парламента Италии , [ 19 ] а также разделение полномочий государства, регионов и административных образований. - отклоненный
- Референдум по конституции Италии 2020 года - сокращение числа имеющих право голоса членов парламента с 630 до 400 в Палате депутатов и с 315 до 200 в Сенате. - одобренный
Консультативный референдум
[ редактировать ]- Консультативный референдум в Италии 1989 г. - необязательный референдум по Европейскому Союзу - одобрен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бин, Роверто и Питрузелла, Джованни (2008), Конституционное право, редактор G. Giappichelli, Турин, стр. 364.
- ^ Бин, Роверто и Питрузелла, Джованни (2008), Конституционное право, редактор G. Giappichelli, Турин, стр. 72.
- ^ Статья 75 Конституции.
- ^ Перейти обратно: а б Статья 138 Конституции.
- ^ Перейти обратно: а б Статья 123 Конституции.
- ^ Статьи 132 и 133 Конституции.
- ^ Бин, Роверто и Питрузелла, Джованни (2008), Конституционное право, редактор G. Giappichelli, Турин, стр. 463.
- ^ (на итальянском языке) Референдум между гражданским обществом и институтами в парламенте, 1990 г.
- ^ (на итальянском языке) Почему его нельзя считать приемлемым .
- ^ Бин, Роверто и Питрузелла, Джованни (2008), Конституционное право, редактор G. Giappichelli, Турин, стр. 10. 367.
- ^ депутаты, Палата депутатов (28 июля 2021 г.). «DL 77/2021 — Управление PNRR и упрощения — Окружающая среда и землепользование — Экономическая политика и государственные финансы — Государственное управление» . Парламентская документация (на итальянском языке) . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Референдум о каннабисе, 333 тысячи подписей за три дня. И с сегодняшнего дня вы можете подписаться даже без цифрового удостоверения личности: вот как» . Il Fatto Quotidiano (на итальянском языке). 14 сентября 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ Влияние референдума в целом является просто фактическим и зависит от политических обстоятельств, в которых может упасть результат референдума: Буономо, Джампьеро (2016). «Референдум о сроке действия концессии на добычу жидких и газообразных углеводородов в пределах 12 миль от береговой линии» . Европейское публичное право . Архивировано из оригинала 1 августа 2012 г. Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ «Отдел внутренних и территориальных дел» . выборыtorico.interno.it .
- ^ «Институциональный референдум и республиканский выбор – Институт Луиджи Стурцо» . www.sturzo.it .
- ^ «Савойя - Новые онлайн-словари Симоне - Исторический словарь итальянского и европейского права, индекс H» . www.codicisimone.it .
- ^ Нолен, Д. и Стовер, П. (2010) Выборы в Европе: справочник данных , стр. 1047. ISBN 978-3-8329-5609-7
- ^ это: Список референдумов в Италии Список референдумов в Италии (итальянский)
- ^ «Ведомости / Новая Конституция и новый Сенат (только текстовая версия)» . 12 октября 2015 г. Проверено 27 сентября 2016 г.