Гибралтарские конвои времен Второй мировой войны
Гибралтарские конвои времен Второй мировой войны | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||
![]() Шлюп HMS Stork был одним из наиболее успешных эскортов конвоев Гибралтара. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Гибралтарские конвои времен Второй мировой войны представляли собой океанские торговые конвои , торговых судов курсировавших между Гибралтаром и Соединенным Королевством . Маршруты конвоев Гибралтара пересекали транзитные маршруты подводных лодок из французских портов в Атлантике и находились в пределах досягаемости Оси, морских патрульных самолетов что делало эти конвои уязвимыми для наблюдения и перехвата бомбардировщиками , подводными лодками и надводными военными кораблями во время битвы за Атлантику . Конвои OG доставляли припасы из Соединенного Королевства в Гибралтар с сентября 1939 по сентябрь 1942 года. Начиная с операции «Факел» , конвои OG были заменены конвоями KM, перевозившими военный персонал и припасы из Соединенного Королевства в Гибралтар и обратно в Средиземное море . Конвои HG доставляли продовольствие, сырье, а затем и пустые корабли из Гибралтара в Соединенное Королевство с сентября 1939 года по сентябрь 1942 года. После операции «Факел» конвои HG были заменены конвоями MK, возвращавшими в основном пустые корабли из Средиземного моря в Соединенное Королевство. Конвои КМ и МК закончились в 1945 году.
Фон
[ редактировать ]Битва за Атлантику велась вокруг торговых судов, перевозивших припасы на Британские острова и обратно . В то время как конвои HX , конвои ON , конвои SC и конвои CU или из нее отправлялись в Северную Америку , конвои Гибралтара доставляли грузы по традиционному торговому маршруту с остальной частью Британской империи через Средиземное море, Суэцкий канал , Красное море и Индийский океан. . Близость к франкистской Испании и фашистской Италии сделала этот традиционный торговый путь уязвимым для враждебного наблюдения и перехвата. Защита этого морского пути была так же важна для Франции для торговли с колониальной Северной Африкой , Сирией, Ливаном , Мадагаскаром и Индокитаем . Гибралтарские конвои сопровождались французскими военными кораблями до капитуляции Франции. [ 1 ] До капитуляции Италии большая часть судоходства в Индийский океан и восточное Средиземноморье и обратно направлялась вокруг Африки. Конвои OG и KM состояли в основном из грузов для военных гарнизонов и гражданского населения Гибралтара и Мальты , а также для операций «Факел» и «Хаски» . Близость этого маршрута конвоев к базам подводных лодок в оккупированной Франции приводила к тому, что бои конвоев часто пересекались с союзников наступательными патрулями в Бискайском заливе . Когда позволяли условия, прикрытие с воздуха осуществлялось из Корнуолла и Гибралтара, но оставался «воздушный зазор», где подводные лодки и надводные рейдеры могли незаметно патрулировать маршруты конвоев. [ 2 ] не начали летать воздушные патрули пока в октябре 1943 года с Азорских островов . [ 3 ]
Конвои HG
[ редактировать ]
Судя по опыту Первой мировой войны , торговые конвои, направлявшиеся домой из Гибралтара , были одним из четырех маршрутов конвоев, организованных вскоре после объявления войны. Другими маршрутами были конвои HX из Северной Америки , конвои SL из Южной Атлантики и недолговечная серия конвоев HN из Норвегии . [ 4 ] Конвой HG 1 покинул Гибралтар 26 сентября 1939 года и прибыл в Ливерпуль 6 октября. Первые конвои сопровождались французскими военными кораблями в район Ушана , где корабли, направлявшиеся в порты восточного побережья, отделялись и следовали через Ла-Манш до капитуляции Франции в июне 1940 года. Конвои HG 7, HG 8 и HG 9 отправлялись из Порт-Саида ; но маршрут через Средиземное море был прекращен из-за сбора конвоя HG 10 в Гибралтаре 8 декабря 1939 года. Двадцать восемь кораблей конвоя HG 13 вышли из Гибралтара 31 декабря, через два дня после того, как быстрая часть из 10 кораблей отплыла как конвой HG (F). 13 или HG 13(F). Последующие конвои шли отдельными быстроходными секциями до конвоя HG 34(F) 13 июня 1940 года. Потеря французского эскорта привела к тому, что большинство последующих конвоев шли как одна секция. Конвой HG 89 покинул Гибралтар 19 сентября 1942 года и прибыл в Ливерпуль 30 сентября как последний конвой серии, завершившейся перед операцией «Факел» . После операции «Факел» их заменили конвои МКС. [ 5 ]
И конвои
[ редактировать ]С 7 сентября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны , конвои ОБ шли из Ливерпуля на юг через пролив Святого Георгия в открытую Атлантику . У Края Земли к конвою присоединится конвой ОА из Лондона по Темзе через Ла-Манш. Объединенные колонны OA/OB сопровождали около четырех дней. После отделения кораблей, направляющихся в более отдаленные места, корабли O, направляющиеся в Гибралтар , должны были сформировать конвой OG у Ушанта, который будет сопровождаться на юг французскими военными кораблями, недавно сопровождавшими конвой HG, направлявшийся на север. Конвой OG 1 сформировался 2 октября 1939 года и достиг Гибралтара 8 октября. Конвой OG 4 был единственным из этой серии, который продолжил путь через Средиземное море и достиг Порт-Саида 8 ноября 1939 года. Отдельные быстрые участки начинались с конвоя OG 13(F) 1 января 1940 года и заканчивались конвоем OG 34(F) 17 января. Июнь 1940 г. Начиная с конвоя OG 38 17 июля 1940 г., конвои собирались в Ливерпуле после капитуляции Франции. Серию прервала операция «Факел». Конвой OG 89 покинул Ливерпуль 31 августа 1942 года и стал последним в этой серии, пока год спустя конвои OG 90–OG 95 не отправились вместе со сменными конвоями KMS. [ 6 ]
Конвои МКС
[ редактировать ]Медленные конвои, возвращавшиеся из Средиземноморья в Великобританию после операции «Факел», получили обозначение MKS, заменившее прежнюю серию HG. Первыми конвоями МКС были корабли, вернувшиеся из операции «Факел». MKS 1 отплыл из Гибралтара 21 ноября 1942 года и прибыл в Ливерпуль 30 ноября. Конвой MKS 12 отплыл из Бона 22 апреля 1943 года и объединился с конвоем SL 128 и получил обозначение SL 128/MKS 12. Все последующие конвои MKS объединялись с конвоем SL с аналогичным совместным обозначением до тех пор, пока SL 178/MKS 69 не ознаменовал конец Серия SL в ноябре 1944 года. Серия МКС продолжалась до тех пор, пока конвой МКС 103 не достиг Ливерпуль, 1 июня 1945 года. [ 7 ]
Конвои КМС
[ редактировать ]Медленные корабли из Великобритании в Средиземноморье формировали конвои КМС. Конвой KMS 1 был частью операции «Факел», который покинул залив Ферт-оф-Клайд 22 октября 1942 года и прибыл в Алжир 8 ноября. Конвой KMS 13 отплыл в составе конвоя OS 46 (обозначенный OS 46/KMS 13) и отделился от Гибралтара 24 апреля 1943 года. Все последующие конвои KMS получили аналогичные совместные обозначения, следовали в составе конвоев OS и пункты назначения достигли дальнего востока до Порт-Саида. . Последним был конвой OS 124/KMS 98, достигший Гибралтара 27 апреля 1945 года. [ 8 ]
Конвои КМФ
[ редактировать ]
Быстроходные корабли из Великобритании в Средиземноморье формировали конвои KMF. Конвой KMF 1 — это конвой вторжения в рамках операции «Факел», который покинул залив Ферт-оф-Клайд 26 октября 1942 года и прибыл в Оран 8 ноября. U-562 водоизмещением 23 722 тонны потопила военный корабль Strathhallan из конвоя KMF 5 22 декабря 1942 года; водоизмещением 19 141 тонну и самолеты потопили Виндзорский замок из конвоя KMF 11 22 марта 1943 года. Пункты назначения перемещались на восток, пока конвой KMF 22 не достиг Порт-Саида 29 августа 1943 года. По мере того, как Средиземное море становилось более безопасным, в состав конвоев KMF входили военные корабли, перевозившие солдат в Индийский океан. . Немецкая авиация потопила три военных корабля из этих конвоев. 9135-тонный «Санта-Элена» и 19335-тонный «Марникс ван Сент-Альдегонд» были потоплены из конвоя KMF 25 6 ноября, а 8602-тонный «Рона» из конвоя KMF 26 26 ноября 1943 года. Последним конвоем этой серии был конвой KMF. 45 покидает Ферт-оф-Клайд 23 мая 1945 года. [ 9 ]
Конвои МКФ
[ редактировать ]Быстроходные корабли, возвращавшиеся из Средиземного моря в Великобританию, формировали конвои MKF. Единственными потерями от конвоев MKF стали два военных корабля и авианосец из конвоя MKF 1, возвращавшихся через Атлантику из операции «Факел». U-413 потопила 20 107-тонный Warwick Castle 14 ноября 1942 года, а U-155 потопила 11 279-тонный Ettrick 15 ноября, а также авианосец HMS Avenger. Последним конвоем этой серии был конвой MKF 45, достигший Ливерпуля 8 июня 1945 года. [ 9 ]
Известные конвои
[ редактировать ]- HG 3 потерял три корабля, торпедированные подводными лодками 17 октября 1939 года. [ 10 ]
- OG 16 потеряла Арманистан, торпедированную U-25 3 февраля 1940 года. [ 11 ]
- OG 18 потеряла Пирр , торпедированный U-37 17 февраля 1940 года. [ 11 ]
- OG 19 потерял британский Endeavour , торпедированный U-50 22 февраля 1940 года. [ 11 ]
- HG 31 потерял Оринджмур , торпедированный U-101 31 мая 1940 года. [ 10 ]
- HG 34 потерял четыре корабля, торпедированных подводными лодками в июне 1940 года. [ 10 ]
- OG 46 потеряла «Жанну М», торпедированную U-37 2 декабря 1940 года. [ 11 ]
- OG 47 потерял «Манген», торпедированный итальянской подводной лодкой «Мочениго» 20 декабря 1940 года. [ 11 ]
- HG 49 потерял спасательный корабль конвоя « Бичи», разбомбленный самолетами 11 января 1941 года. [ 10 ]
- HG 50 потерял Мостынь в результате бомбардировки авиации 23 января 1941 года. [ 10 ]
- HG 53 был одним из немногих атлантических конвоев, корабли которого были потоплены подводными лодками, самолетами и надводными кораблями. (февраль 1941 г.) [ 12 ]
- HG 61 потерял Эмпайр-Ридж, торпедированный U-96 19 мая 1941 года. [ 10 ]
- OG 63 потеряла два корабля, торпедированные итальянской подводной лодкой «Маркони» , и третий корабль, разбомбленный авиацией 6 июня 1941 года. [ 11 ]
- OG 69 был обнаружен бомбардировщиками KG 40 и потерял семь кораблей, торпедированных подводными лодками в июле 1941 года. [ 13 ]
- HG 70 был атакован десятью подводными лодками, но в итоге потерял только один корабль от авиации. [ 14 ]
- OG 71 был обнаружен бомбардировщиками KG 40 и потерял десять кораблей, торпедированных подводными лодками в августе 1941 года. [ 15 ]
- ОГ-74 потеряла два корабля, торпедированных U-124 20 сентября 1941 года. [ 16 ]
- HG 73 был обнаружен бомбардировщиками KG 40 и потерял девять кораблей, торпедированных подводными лодками и итальянскими подводными лодками в сентябре 1941 года. [ 17 ]
- HG 75 потерял четыре корабля, торпедированных подводными лодками в октябре 1941 года. [ 10 ]

- HG 76 потерял первый эскортный авианосец HMS Audacity в декабре 1941 года. [ 18 ]
- OG 82 Эскорт потопил U-252, не потеряв ни одного корабля. [ 19 ]
- В июне 1942 года HG 84 потерял пять кораблей, торпедированных подводными лодками, и один эскорт, разбомбленный самолетами. [ 20 ]

- KMF 1 был конвоем вторжения операции «Факел» и потерял военный корабль США Томас Стоун, торпедированный в Средиземном море 7 ноября 1942 года. [ 21 ]
- КМС 2 потерял Браунинг, торпедированный U-593 11 ноября 1942 года. [ 22 ]
- MKF 1 был единственным конвоем MKF, потерявшим корабли. Два военных корабля были торпедированы подводными лодками, вернувшимися из операции «Факел» 14 и 15 ноября 1942 года. [ 23 ]
- KMS 3 потерял два корабля, торпедированных U-263 20 ноября 1942 года, а четыре дня спустя еще один разбомбил самолет. [ 22 ]
- KMF 5 потерял Strathallan, торпедированный U-562 22 декабря 1942 года. [ 24 ]
- КМС 6 потерял два корабля, разбомбленных авиацией 7 января 1943 года. [ 22 ]
- KMS 7 потерял Жана Жадо , торпедированного U-453 20 января 1943 года. [ 22 ]
- КМС 8 потерял два корабля, торпедированных U-77 7 февраля 1943 г. [ 22 ] и эскортный HMCS Louisburg был потоплен самолетом. [ 25 ]
- КМС 9 Самолет сопровождения потопил U-620 14 февраля 1943 года. [ 26 ]
- KMS 10 потерял Форт-Бэттл-Ривер, торпедированный U-410 6 марта 1943 года. [ 22 ] эскорт потопил U-87 . после того, как 4 марта [ 27 ]
- KMF 11 потерял Виндзорский замок, разбомбленный самолетами 22 марта 1943 года. [ 23 ]
- КМС 11 потерял три корабля, разбомбленных авиацией в марте 1943 года. [ 22 ]
- SL 128/MKS 12 потерял Лаконикос, торпедированный U-89 7 мая 1943 года. [ 28 ]
- KMS 14 потерял Empire Eve , торпедированную U-414 18 мая 1943 года. [ 22 ]
- SL 129/MKS 13 потерял Альперу, разбомбленную авиацией 22 мая 1943 года. [ 28 ]
- SL 131/MKS 15 потерял два корабля, разбомбленных авиацией 23 июня 1943 года. [ 28 ]
- KMS 18 представлял собой конвой вторжения операции «Хаски» и потерял три корабля, торпедированные U-375 и U-593 4 и 5 июля 1943 года. [ 29 ]
- MKF 19 escorts sank U-409 on 12 July 1943. [ 30 ]
- OS 52/KMS 21 потерял два корабля, разбомбленных авиацией 26 и 27 июля 1943 года. [ 31 ]
- OS 58/KMS 32 потерял Уорфилд в результате бомбардировки авиации 15 августа 1943 года. [ 31 ]
- MKF 22 escorts sank U-458 на 22 августа 1943 года. [ 30 ]
- Эскорт SL 135/MKS 22 потопил U-634 30 августа 1943 года. [ 32 ]
- KMS 26 потерял Ричарда Олни на мине 22 сентября 1943 года. [ 22 ]
- KMS 27 потерял Стэнмор , торпедированный U-223 2 октября 1943 года. [ 22 ]
- SL 138/MKS 28 потерял SS Tivives , торпедированный немецкими самолетами у мыса Тенес 21 октября. [ 33 ] и Халлфрид, торпедированный U-262 31 октября 1943 года. [ 28 ] в то время как конвоиры потопили U-306 . [ 34 ]
- KMS 30 потерял Монт-Визо , торпедированный U-593 3 ноября 1943 года. [ 22 ]
- KMF 25 потерял два корабля, разбомбленных авиацией 6 ноября 1943 года. [ 23 ]
- В ноябре 1943 года эскорт SL 139/MKS 30 потопил три подводные лодки, а подводные лодки сбили два бомбардировщика. [ 35 ]
- KMS 31 потерял четыре корабля, разбомбленных авиацией 11 ноября 1943 года. [ 22 ]
- В ноябре 1943 года эскорт SL 140/MKS 31 потопил три подводные лодки, а подводные лодки сбили два бомбардировщика. [ 36 ]
- KMF 26 потерял Рону в результате бомбардировки авиации 26 ноября 1943 года. [ 37 ]
- OS 62/KMS 36 потерял HMS Hurricane, торпедированный U-415 24 декабря 1943 года. [ 38 ]
- OS 64/KMS 38 потерял HMS Tweed , торпедированный U-305 3 января 1944 года, а U-270 сбила бомбардировщик. [ 39 ]
- KMS 37 потерял два корабля, разбомбленных авиацией 10 января 1944 года. [ 22 ]
- ОС 65/КМС 39 Эскорт потопил U-641 19 января 1944 года. [ 40 ]
- Эскорт SL 147/MKS 38 потопил пять подводных лодок в январе 1944 года. [ 41 ]
- SL 149/MKS 40 потерял LST-362, торпедированный U-744 2 марта 1944 года. [ 42 ]
- SL 150/MKS 41 потерял HMS Asphodel, торпедированный U-575 6 марта 1944 года. [ 43 ]
- KMS 51 потерял Нордерфлинге, разбомбленный авиацией 30 мая 1944 года. [ 22 ]
- KMS 76 потеряла Black Heath , торпедированную U-870 10 января 1945 года. [ 22 ]
- OS 115/KMS 89 потерял Лорнастон, торпедированный U-275 8 марта 1945 года. [ 31 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гаага (2000), стр. 175-179.
- ^ Кемп (1978) стр.59
- ^ Винтон (1988) стр.162
- ^ Гаага (2000), стр.111.
- ^ Гаага (2000), стр. 177-179.
- ^ Гаага (2000), стр. 175-177.
- ^ Гаага (2000), стр. 139-145.
- ^ Гаага (2000), стр. 168-170.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага (2000), стр. 172–174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаага (2000), стр. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаага (2000), стр. 176.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), стр.50
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), стр.74
- ^ Блэр (1996), стр. 336 и 337.
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992), стр.78
- ^ Гаага (2000) стр.177
- ^ Ровер и Хуммельхен (1992) стр.86
- ^ ван дер Ват (1988), стр. 218.
- ^ Блэр (1996) стр.553
- ^ Блэр (1996), стр.623 и 624.
- ^ Гаага (2000), стр.173.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Гаага (2000), стр. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаага (2000), стр. 174.
- ^ Блэр (1998), стр.103
- ^ Блэр (1998), стр.211
- ^ Блэр (1998), стр.195
- ^ Блэр (1998), стр.198
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаага (2000), стр. 146.
- ^ Макинтайр (1971), стр. 357 и 358.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр (1998), стр.379.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаага (2000), стр. 170.
- ^ Блэр (1998), стр.396
- ^ Крессман, Роберт Дж. (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . п. 188 . ISBN 1-55750-149-1 .
- ^ Блэр (1998) стр.446
- ^ Блэр (1998), стр. 408 и 449.
- ^ Блэр (1998), стр. 451 и 452.
- ^ Блэр (1998) стр.457
- ^ Блэр (1998), стр.453
- ^ Блэр (1998) стр.490
- ^ Блэр (1998), стр.493
- ^ Кемп (1978) стр.153
- ^ Блэр (1998), стр.494
- ^ Блэр (1998) стр.504
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. 1 (Первое изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-58839-8 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . Том. 2. Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45742-9 .
- Эдвардс, Бернард (1999). Дёниц и волчьи стаи . Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-927-5 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .
- Кемп, Питер (1978). Решение на море: сопровождение конвоя . Нью-Йорк: EP Даттон. ISBN 0-525-93004-3 .
- Макинтайр, Дональд (1971). Морская война против Гитлера . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 9780684123752 .
- Ровер, Дж; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-105-Х .
- ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-37751-8 .
- Винтон, Джон (1988). Ультра в море (первое издание в США). Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 0-688-08546-6 .