Акер (божество)
Акер | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Считается, что львы-близнецы (вчера и завтра) охраняют восточный и западный горизонты как точки, где солнце касается двугорной вершины земли, где оно покидает и снова входит в подземный мир. | |||||||||||
Имя иероглифами |
или
или
| ||||||||||
Символ | Горизонт |
Акер был древнеегипетским олицетворением горизонта , а также богом земли и подземного мира, который, как полагали, охранял восточный (Баху) и западный ( Ману ) горизонты. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Акер впервые был изображен в виде туловища лежащего льва с широко раскрытой пастью. Позже его изображали в виде двух лежащих львиных туловищ, слившихся друг с другом и по-прежнему смотрящих друг на друга. [ 2 ]
Начиная с Среднего царства , Акер появляется как пара львов-близнецов, одного по имени Дуай (что означает «вчера»), а другого Сефер (что означает «завтра»). Поэтому Акера часто называли «Тот, кто смотрит вперед и назад». При изображении пары львов иероглифический знак « горизонт между львами помещался » (две слившиеся горы) и солнечный диск; львы сидели спиной к спине. [ 3 ]
В более поздние времена Акер также может выглядеть как два слившихся туловища лежачих сфинксов с человеческими головами. [ 4 ]
Культ
[ редактировать ]Акер впервые появляется во времена 1-й династии при царях ( фараонах ) Хор-Аха и Джере . [ 2 ] Незавершенная декоративная палитра из гробницы Джера в Абидосе изображает Акера, пожирающего три сердца. [ 5 ] Однако местонахождение главного культового центра Акера неизвестно. Его мифологическая роль была впервые полностью описана в знаменитых « Текстах пирамид» царя Тети . [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]
Впервые Акер был описан как один из богов земли, охраняющий «врата туда». Он защитил умершего короля от трех демонических змей Хемтета , Икеру и Джагве . «Окружив» (то есть похоронив) умершего короля, Акер запечатал умершего от ядовитого дыхания змеиных демонов. Другим земным божеством, присоединившимся к работе Акера и продвигавшим его, был Геб . Таким образом, Акер был связан с Гебом. В других заклинаниях и молитвах Акер связан с Сетом и даже определен с животным Сета . Это интересно, потому что Сет описывается как божество ветра, а не как земное божество. [ 6 ] [ 2 ]
В знаменитых «Гробных текстах» периода Среднего царства Акер заменяет бога Херти , став теперь «перевозчиком Ра в его ночной барке». Акер защищает бога Солнца во время его ночного путешествия по пещерам подземного мира. [ 2 ] В знаменитой «Книге Мертвых » Акер также «рождает» бога Хепри , молодое восходящее солнце в форме жука-скарабея , после того как Акер благополучно пронес саркофаг Хепри через пещеры подземного мира. В других сценах подземного мира Акер несет ночную ладью Ра. Во время своего путешествия, в котором Акера просят спрятать тело мертвого Осириса под его чревом, Акера защищает бог Геб. [ 4 ]
В нескольких надписях, настенных росписях и рельефах Акер был связан с горизонтом Севера и Запада, образуя своим телом мифологический мост между двумя горизонтами. Некоторые тексты на саркофагах из гробниц Рамсеса IV , Джедхонсуйсанха и Педиаменопета описывают, как бог солнца Ра путешествует по подземному миру, «как Апофис, проходящий через чрево Акера после того, как Апофис был порезан Сетом». В данном случае Акер кажется своего рода олицетворением самого подземного мира. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Горы и горизонт Древнего Египта» . www.touregypt.net . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кристиан Лейтц: Лексикон египетских богов и имен богов (LGG) (= Orientalia Lovaniensia Analecta , том 6). Издательство Peeters, Левен, 2002 г., ISBN 9042911514 , стр. 83–85.
- ^ Пэт Ремлер: Египетская мифология, от А до Я. Издательство «Информационная база», 2010, ISBN 1438131801 , стр. 4 и 5.
- ^ Перейти обратно: а б Фридрих Абитц: Фараон как Бог в книгах о подземном мире Нового царства (= Orbis biblicus et orientalis , т. 146). Сент-Пол, 1995 г., ISBN 3525537816 , стр. 119, 158 и 159.
- ^ Питер Каплони: Надписи раннего Египта , 3-е издание. Харрасовиц, Висбаден, 1963, стр. 65.
- ^ Георг Мойрер: Враги короля в текстах пирамид (= Orbis biblicus et orientalis , том 189). Святой Павел, 2002 г., ISBN 3525530463 , стр. 295, 296 и 311.
- ^ Джеральдин Пинч: Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд (Великобритания), 2004 г., ISBN 0195170245 , стр. 99.