Конвой СК 107
Конвой СК 107 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы при Св. Лаврентии , битвы за Атлантику. | |||||||
![]() RCAF Lockheed Hudson , вроде того, что потопил U-658. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
ВАДМ БК Уотсон LCDR DW Пирс RCN [ 1 ] | Адмирал Карл Дёниц | ||||||
Сила | |||||||
39 грузовых судов 2 эсминца 6 корветов | 17 подводных лодок | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Потоплено 15 грузовых судов (83 790 брт ). 150 убитых/утонувших |
2 подводные лодки потоплены 100 убитых/утонувших (3 потоплены, если считать U-520 до атаки подводных лодок) |
107 был 107-м из пронумерованных серий медленных конвоев торговых судов времен Сиднея Второй мировой из войны , острова Конвой SC Кейп - Бретон в Ливерпуль . [ 2 ] Корабли покинули Нью-Йорк 24 октября 1942 года и были обнаружены и атакованы стаей подводных лодок , потопившей пятнадцать кораблей. [ 3 ] Это была самая тяжелая потеря кораблей любого трансатлантического конвоя зимой 1942–43 годов. [ 4 ] Атака включала в себя один из крупнейших неядерных искусственных взрывов в истории, когда U-132 торпедировала корабли с боеприпасами SS Hobbema и SS Hatimura - оба были потоплены, один взорвался, при этом в результате взрыва была уничтожена и немецкая подводная лодка.
Фон
[ редактировать ]Когда прибрежные конвои в западной Атлантике положили конец « Второму счастливому времени », адмирал Карл Дёниц , Befehlshaber der U-Boote ( BdU ), или главнокомандующий подводными лодками, переключил внимание на центральную часть Атлантики, чтобы избежать патрулирования самолетов. Хотя маршрут конвоя в середине океана был менее предсказуемым, Дёниц ожидал, что увеличившееся количество производимых подводных лодок сможет эффективно искать конвои, используя преимущества разведданных, полученных благодаря расшифровке B-Dienst британского военно-морского шифра номер 3. [ 5 ] Однако только 20 процентов из 180 трансатлантических конвоев, плывших с конца июля 1942 года по конец апреля 1943 года, потеряли корабли в результате нападения подводных лодок. [ 4 ]
Открытие
[ редактировать ]Компания B-Dienst пятнадцать подводных лодок волчьей стаи Veilchen (фиолетовый). расшифровала трафик сообщений с подробным описанием маршрута и состава конвоя SC 107, и для его перехвата были задействованы [ 6 ] Конвой был обнаружен и доложен U-522 , патрулировавшей тот же район, что и волчья стая Вейлхен , 29 октября. [ 1 ] как Западные местные эскортные силы [ 7 ] передал конвой группе сопровождения С-4 , [ 8 ] при поддержке конвоя спасательного корабля «Стокпорт» . [ 7 ] класса River Эсминец HMCS Restigouche получил пеленг HF/DF, когда U-522 отправила первый отчет о контакте с конвоем в 16:24, и конвой изменил курс после наступления темноты в надежде уклониться от преследующей подводную лодку. [ 9 ] Вскоре после этого 10-й эскадрильи RCAF бомбардировщик «Дигби» потопил U-520 , патрулировавшую район конвоя. [ 7 ] Когда лодки Вейлхена направлялись к месту сбора, лодка «волчья стая» U-658 была потоплена RCAF Lockheed Hudson . [ 1 ] Лодка «Волчья стая» U-438 нашла конвой и выпустила U-522, чтобы она уплыла за другой добычей. [ 9 ]
Первая атака 1/2 ноября.
[ редактировать ]Стокпорт и Рестигуш обнаружили 25 передач HF/DF от восьми подводных лодок, контактировавших с конвоем во второй половине дня 1 ноября, но одиночный эсминец не смог расследовать все из них. [ 1 ] На закате класса «Цветок» корвет HMS Celandine был отправлен для исследования ближайшей радиолокационной станции в восьми милях от левого квартала; и Рестигуш двинулся назад. После захода солнца на прояснённом небе слева появилось мерцающее северное сияние, очерчивающее силуэт конвоя и трёх оставшихся сопровождающих. Когда Рестгуш вступил в контакт с ASDIC в шести милях позади конвоя с помощью глубинных бомб и звездчатых снарядов, нервные моряки торгового флота выявили местонахождение конвоя, стреляя из пиротехнических минометов в виде снежинок. [ 10 ]
Пока Рестигуш преследовал другую подводную лодку, капитан-лейтенанта Зигфрида фон Форстнера обошла U-402 эсминец в 22:40, обогнав силуэт конвоя с кормы. Когда у корвета HMCS Arvida произошел сбой в работе радара , U-402 осталась незамеченной, когда около полуночи проникла в правый борт на экране конвоя и торпедировала британское грузовое судно Empire Sunrise . Empire Sunrise выпустила две сигнальные ракеты, а большинство кораблей конвоя выпустили минометы-снежинки. U-402 нырнула, чтобы избежать быстро приближающегося Рестигуша , глубинные бомбы которого находились на удобном расстоянии. Рестигуш едва избежал торпед, выпущенных вскоре U-381, когда конвой изменил курс на 40 градусов влево, чтобы сбить с толку подводные лодки. [ 10 ]
В то время как Селандин снизился за кормой, чтобы прикрыть Стокпорт , спасая выживших из Empire Sunrise , U-402 еще дважды проникла в экран конвоя, где Селадин находился , и торпедировала греческое грузовое судно «Ринос» и британские грузовые суда «Далкрой» , «Эмпайр Антилопа» и «Эмпайр Леопард» . U-402 была легко повреждена пулеметным огнем корвета HMCS Amherst и 3-дюймовым (76-мм) снарядом торгового судна. Капитанлейтенант фон Форстнер получит Рыцарский крест Железного креста за свою работу на U-402 во время этого конвоя и в конвое SC 118 во время следующего патрулирования. U-522 торпедировала греческое грузовое судно «Маунт Пелион» и британские грузовые суда «Хартингтон» и «Маратима» . [ 7 ] В ходе рукопашной схватки торговые суда уклонились от двух торпед, выпущенных U-84 , трёх — от U-521 и четырёх — от U-442 ; в то время как Арвида избежала повреждений от пулеметного огня нескольких торговых судов, которые думали, что это подводная лодка. [ 10 ]
2 ноября
[ редактировать ]Дождь и туманная погода привели к тому, что подводные лодки потеряли связь после того, как U-522 торпедировала греческий грузовой корабль «Парфенон» во время дневной атаки. Группа сопровождения C-4 была усилена эсминцем V-класса Vanessa из конвоя HX 213, прежде чем девять подводных лодок восстановили контакт, когда 3 ноября видимость улучшилась. [ 1 ]

Вторая атака 3/4 ноября.
[ редактировать ]Селандин , Амхерст и Ванесса безуспешно атаковали собравшиеся подводные лодки, в то время как конвой снова собрался после потери сплоченности в тумане. Одно из отстающих торговых судов уклонилось от двух торпед, выпущенных U-438 . [ 11 ] U-521 торпедировала американский танкер «Хахира» вскоре после рассвета 3 ноября. [ 7 ] в Стокпорте находилось 350 выживших К тому времени, когда она забрала тех, кто остался в Хахире, . Портовые буксиры USS Uncas и Pessacus были прикреплены к конвою для перехода в Исландию и были назначены в качестве спасательных кораблей, поскольку Стокпорт имел грузоподъемность, в три раза превышающую запланированную. Маленьким буксирам было приказано держать включенными ходовые огни на назначенных им спасательных позициях за кормой конвоя, чтобы свести к минимуму вероятность того, что их можно принять за подводные лодки. U-89 торпедировала грузовое судно коммодора конвоя « Джейпор» после захода солнца 3 ноября; но освещение снежинками было минимальным, потому что у большинства кораблей были исчерпаны запасы пиротехники во время предыдущих атак. Корветы HMCS Algoma и HMCS Moosejaw предприняли неудачные контратаки [ 11 ] до того, как U-132 торпедировала голландское грузовое судно SS Hobbema и британские грузовые суда Empire Lynx и Hatimura в 23:10. [ 7 ] Через тридцать минут весь конвой и близлежащие подводные лодки были потрясены сильным взрывом, который, как полагают, был одним из самых сильных до испытаний атомной бомбы. Сила взрыва временно остановила двигатель спасательного буксира в шести милях позади конвоя, и несколько кораблей поверили, что они были торпедированы. «Титус» был брошен до того, как капитан понял, что он не поврежден, и вернулся с небольшой командой, включая выживших с других кораблей. Подводные лодки, погруженные на глубину 200 футов, сообщили о сильной тряске, и считается, что U-132 была уничтожена в результате взрыва. Причина взрыва не установлена, но предполагается, что он произошел в результате детонации груза с боеприпасами одного из Хоббемы. [ 11 ] или Хатимура, пока они тонули. [ 7 ]
4 ноября «Арвида» и «Челандин» были отправлены в Исландию вместе со «Стокпортом» , и два буксира были переполнены в общей сложности 590 выжившими. [ 7 ] U-89 торпедировала британский грузовой корабль «Дейлби» незадолго до того, как эскорт конвоя был усилен береговой охраны США класса катером «Ингэм» и «Виккс» класса эсминцами «Лири» и «Шенк» из Исландии. [ 7 ] 120-й эскадрильи RAF, B-24 Liberators вылетевшие из Исландии, отогнали оставшиеся подводные лодки, [ 7 ] конвой достиг Ливерпуля . и 10 ноября [ 3 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Имя [ 12 ] | Флаг [ 12 ] | Мертвый [ 13 ] | Тоннаж брутто-регистровые тонны (GRT) [ 12 ] | Груз [ 13 ] | Примечания [ 12 ] |
---|---|---|---|---|---|
Агиос Георгиос (1911) | ![]() |
4,248 | Зерно и генеральные грузы | Выжил этот конвой и конвой ОНС 5 | |
Энн Скакел (1920) | ![]() |
4,949 | Отправлен в Исландию 7 ноября; выжил этот конвой и конвой SC 118 | ||
Бенедикт (1928) | ![]() |
6,978 | Мазут печной | Выжил этот конвой, конвой SC 122 и конвой SC 130. | |
Беркель (1930) | ![]() |
2,130 | Пиломатериалы | Выжил этот конвой, конвой ОНС 154 и конвой ОНС 5. | |
Брюарфосс (1927) | ![]() |
1,580 | Отбыл в Исландию 7 ноября. | ||
Перевозчик (1921) | ![]() |
3,036 | Зерно | ||
Далкрой (1930) | ![]() |
0 | 4,558 | 1809 тонн стали и пиломатериалов | Потоплен U-402. |
Дейлби (1929) | ![]() |
0 | 4,640 | 8500 тонн зерна | Ветеран конвоя СК 26 ; потоплен U-89 |
Империя Антилопы (1919) | ![]() |
0 | 4,945 | 5560 тонн генеральных грузов | Ветеран конвоя СК 94 ; потоплен U-402 |
Империя Леопарда (1917) | ![]() |
37 | 5,676 | 7 410 тонн цинковых концентратов | Потоплен U-402. |
Империя Рысь (1917) | ![]() |
0 | 6,379 | 7850 тонн генеральных грузов | Потоплен U-132. |
Эмпайр Шеклтон (1941) | ![]() |
7,068 | Сталь и пиломатериалы | САМ-корабль ; выжил и в следующем месяце был потоплен в конвое ON 154. | |
Империя восхода солнца (1941) | ![]() |
0 | 7,459 | 10 000 тонн стали и пиломатериалов | Потоплена U-402 и U-84. |
Эмпайр-Юнион (1924) | ![]() |
5,952 | Общее положение | Выжил и в следующем месяце был потоплен в конвое ON 154. | |
Фэруотер (1928) | ![]() |
4,108 | Сталь и пиломатериалы | ||
Гейша (1921) | ![]() |
5,113 | Общее положение | Капитан корабля был вице-коммодором конвоя. | |
Гранфосс (1913) | ![]() |
1,461 | Мука | ||
Хахира (1920) | ![]() |
3 | 6,855 | 8985 тонн печного мазута | Потоплен U-521. |
Хартингтон (1932) | ![]() |
24 | 5,496 | Цистерны и 8000 тонн пшеницы | Потоплена U-522 , U-438 и U-521. |
Хатимура (1918) | ![]() |
4 | 6,690 | Еда, сталь, боеприпасы и взрывчатка | Потоплен U-132. |
Хоббема (1918) | ![]() |
28 | 5,507 | 7000 тонн взрывчатки и генеральных грузов | Потоплен U-132. |
Джанет (1929) | ![]() |
4,312 | Сталь и пиломатериалы | Выжил этот конвой и конвой НА 154 | |
Джейпор (1920) | ![]() |
1 | 5,318 | 6200 тонн взрывчатых веществ и генеральных грузов | Возил коммодора конвоя VADM BC Watson CB DSO; потоплен U-89 |
Л. В. Стэнфорд (1921) | ![]() |
7,138 | Мазут | Выжил этот конвой и конвой SC 121 | |
Маратима (1912) | ![]() |
32 | 5,804 | 7167 тонн взрывчатых веществ и генеральных грузов | Потоплен U-522. |
Marsa (1928) | ![]() |
4,405 | Сталь и пиломатериалы | ||
Гора Пелион (1917 г.) | ![]() |
7 | 6,625 | 7 452 тонны генеральных грузов и грузовых автомобилей | Ветеран конвоя СК 94 ; потоплен U-522 |
Нью-Йорк (1917) | ![]() |
2,710 | Общее положение | Выжил этот конвой и конвой SC 118 | |
Олни (1928) | ![]() |
7,294 | Дизель | Выжил этот конвой и конвой НА 154 | |
Оропос (1913) | ![]() |
4,474 | Зерно | ||
ПЛМ 17 (1922) | ![]() |
4,008 | Фосфаты | Выжил, поврежден взрывом глубинной бомбы. | |
Тихий океан (1914) | ![]() |
4,978 | Общее положение | ||
Парфенон (1908 г.) | ![]() |
6 | 3,189 | Бумага | Потоплен U-522. |
Военный корабль США Плеяды (1939) | ![]() |
3,600 | Ветеран колонны ПО 67 ; оторван от Исландии | ||
Ринас (1919) | ![]() |
8 | 4,649 | 6 151 тонн генеральных грузов и грузовых автомобилей | Потоплен U-402. |
Стокпорт (1911) | ![]() |
1,583 | спасательный корабль конвоя | ||
Тайдуотер (1930) | ![]() |
8,886 | Мазут печной | ||
Титус (1930) | ![]() |
1,712 | Мука | Ветеран конвоя СК 42 | |
Жилет (1920) | ![]() |
5,074 | Зерно и пиломатериалы | Выжил этот конвой и конвой НА 154 |
Немецкие потери
[ редактировать ]Бомбардировщики RCAF , патрулировавшие район конвоя SC 107, потопили свободно патрулирующую U-520 30 октября и волчьей стаи Veilchen член U-658 5 ноября. Wolfpack Veilchen Лодка U-132 затонула в результате взрыва, вызванного торпедированием ею Хоббемы (или Хатимуры ) 4 ноября.
См. также
[ редактировать ]- Конвойные сражения Второй мировой войны
- Операция CHASE для описания экспериментального взрыва устаревших грузов с боеприпасами на тонущих кораблях для имитации ядерных испытаний.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Милнер стр. 177–180.
- ^ Гаага, 2000, стр. 133.
- ^ Jump up to: а б Гаага 2000 стр.135
- ^ Jump up to: а б Гаага, стр. 132, 137–138, 161–162, 164, 181.
- ^ Таррант стр.108
- ^ Уотерс, стр.15
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ровер и Хуммельхен, 1992, стр. 170.
- ^ Милнер 1985 стр.290
- ^ Jump up to: а б Уотерс, стр. 31–34.
- ^ Jump up to: а б с Уотерс, стр. 38–55.
- ^ Jump up to: а б с Уотерс, стр. 60–72.
- ^ Jump up to: а б с д «Конвои СК» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гаага 2000 г. стр.137
Ссылки
[ редактировать ]- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-520-Х .
- Уотерс, Джон М. младший (1967). Кровавая зима . Принстон, штат Нью-Джерси: Компания Д. Ван Ностранда.