Амбика (джайнизм)
Амбика | |
---|---|
![]() Изображение Амбики в пещере 34 пещер Эллоры. | |
Генеалогия | |
Супруг | Сарванха (диг.) Гомедха (Св.) |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
В джайнизме санскрит Амбика ( якшини : अभिका , Одиа : ଅମ୍ବିକା Амбика «Мать») или Амбика Деви ( Амбика Деви Амбика Деви «Богиня-Мать») - « преданное божество-помощник» или Шасана Деви «богиня-защитница». " 22-го Тиртханкара , Неминатха . Она также известна как Амбай , Амба , Кушмандини и Амра Кушмандини. [ 1 ] Ее часто изображают с одним или несколькими детьми и часто под деревом. Ее часто изображают парой (Якша Сарванубхути справа и Кушмандини слева) с небольшим изображением Тиртханкара вверху. [ 2 ] Имя Амбика буквально означает «мать» , следовательно, она — Богиня-Мать. Это имя также является распространенным эпитетом индуистской богини Парвати . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Амбика — санскритское слово, которое переводится как мать. [ 4 ] [ 5 ]
Легенда
[ редактировать ]
Согласно джайнским текстам, Амбика была обычной женщиной по имени Агнила, ставшей Богиней. [ 6 ] Она жила в городе Гиринагар со своим мужем Сомой и двумя детьми, Сиддхой и Буддой, согласно традиции Шветамбары , или со своим мужем Сомасарманом и двумя детьми, Шубханакаром и Прабханкарой , согласно традиции Дигамбара. [ 7 ]
Однажды Сома пригласил брахманов совершить Шраддху (погребальную церемонию) и оставил Агнилу дома. Варадатта , главный ученик Неминатхи, [ 8 ] проходил мимо и попросил у Агнилы еды, чтобы закончить месячный пост. [ 9 ] Сома и брамины были в ярости на нее, так как считали, что еда теперь нечистая. Сома выгнал ее из дома вместе с детьми; она поднялась на холм. [ 7 ]
За свою добродетель она была благословлена силой, дерево, под которым она села, стало Калпаврикшей , деревом, исполняющим желания, и резервуар для сухой воды начал переполняться водой. Полубоги были разгневаны обращением с Ангилой и решили утопить всю деревню, кроме ее дома. Увидев эту Сому, брамины почувствовали, что это произошло из-за ее святости, и умоляли ее о прощении. Увидев, что к ней приближается муж, боясь наказания, испуганная Ангила покончила жизнь самоубийством, спрыгнув со скалы, но мгновенно переродилась в богиню Амбику. [ 10 ] Ее муж переродился львом, пришел к ней, лизнул ее ноги и стал ее средством передвижения. [ 7 ] Неминатха инициировала двух своих сыновей, а Амбика стала якши Неминатхи. [ 11 ] [ 12 ] [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Амбика — это якши Неминатхи, а Сарванха (согласно традиции Дигамбары ) или Гомедха (согласно Шветамбары традиции ) — якша . [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Ряд изображений и храмов Амбики найден в Индии. [ 11 ] Богиня Амбика вместе с Падмавати и Чакрешвари считается почитаемым божеством и наряду с Тиртханкарасом ей поклоняются джайны. [ 13 ] [ 14 ] Амбика и Падмавати связаны с тантрическими ритуалами. Эти тантрические обряды включают янтра-видхи , питха-стхапану и мантра-пуджу . [ 15 ] [ 16 ] Амбику также называют Калпалатой , а камана деви — богиней, осуществляющей исполнение. В Вимал Васахи на Амбике вырезана калпалата , лиана, исполняющая желания. [ 17 ] Амбика также связана с рождением детей и процветанием. [ 10 ] [ 18 ] Амбике также поклоняются как Куладеви или Готра-деви. [ 19 ] Амбика — кула-деви Порвад (Прагват) джайнской общины . Хотя ей поклоняются все шветамбара-муртипуджака- джайны, ее особенно почитают Порвады . [ 20 ]
Согласно легенде Дигамбара, после завершения строительства Гомматешвары статуи Чавундарая организовал махамастакабхишеку с пятью жидкостями: молоком, нежным кокосом, сахаром, нектаром и водой, собранными в сотни горшков, но жидкость не могла течь ниже пупка статуи. Кушмандини появилась в облике бедной старухи, держащей молоко в скорлупе половины белого плода Гулликайи , и абхишека была сделана с головы до ног. Чавундарая осознал свою ошибку и совершил абхишеку без гордости и высокомерия, и на этот раз абхишека была совершена с головы до пят. [ 21 ] Поклонение Кушмандини-деви или Амбике является неотъемлемой частью джайнских ритуалов в Шраванабелаголе . [ 22 ]
В литературе
[ редактировать ]- Амбика-Кальпа , Амбика-Тадамка , Амбикататанка , Амбика-стути , Амбика-деви-стути и Бхайрава-Падмавати-Кальпа — это тантрические тексты для поклонения Амбике. [ 15 ]
- Амбика-ставана — гимн Амбике, составленный Ваступалой, министром Чалукьяса , в 13 веке. [ 23 ]
- Амбика-деви-кальпа Ачарьи Джинпрабхи Сури, 14 век. [ 23 ]
- Апараджита-причча — это гимн Амбике, составленный Бхуванадевой в XII-XIII веках. [ 23 ]
Иконография
[ редактировать ]Согласно традиции, ее цвет — золотой, а средство передвижения — лев. У нее четыре руки. В двух правых руках она держит манго, а в другой — ветку мангового дерева. В одной левой руке она держит поводья, а в другой — два ее сына, Приянкара и Шубханкара. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] В Южной Индии показано, что у Амбики темно-синий цвет лица. [ 23 ] Амбика изображается как сашандеви и для других тиртханкаров. Амбику часто изображают с Бахубали . [ 28 ] Парные скульптуры Якша-Якши Амбики и Сарваханабхути являются одними из самых любимых наряду с Гомукхой - Чакрешвари и Дхаранендрой - Падмавати . [ 18 ]
Амбика также была популярна как независимое божество. [ 10 ] [ 29 ] Предполагается, что происхождение Амбики приписывается элементам трех разных божеств: во-первых, богини, едущей на льве из Дурги ; Во-вторых, какая-то богиня, связанная с манго и манговыми деревьями; В-третьих, Кушманда . [ 30 ]
Группа пещер Амба-Амбика пещер Манмоди , датируемая 2 веком нашей эры, украшена резьбой с изображением богини Амбики. [ 31 ] Самая старая скульптура Амбики — идол из акотской бронзы, датируемый 550—600 гг. н.э. [ 32 ] Скульптура Амбики была обнаружена в деревне Караджаги в Хавери-Талук. Скульптура имеет двухстрочную санскритскую надпись письмом Нагари о дате ее установки - «Амбикадеви, Шака 1173, Виродхикрит. Самватсара, Вайшаха Шуддха 5, Гурувара». Это соответствует четвергу, 27 апреля 1251 года нашей эры. [ 33 ]
-
Скульптура Амбика из Кушанской империи.
-
Изображение богини Амбики в ЛАКМА , VI-VII века.
-
Резьба на джайнских кроватях Амбикадеви Калугумалай , VIII век.
-
Изображение богини Амбики из Карнатаки, Индия, ок. 900 г. н.э., Музей Нортона Саймона.
-
Скульптура богини Амбики, 1034 г. н.э., Британский музей.
-
Богиня Амбика в музее Ритберга , 11 век.
-
Скульптура Гомеда и Амбики в музее Махараджи Чхатрасала , 11 век.
-
Сарванубхути и Кушмандини с Джинасом, 11 век, Художественная галерея Нового Южного Уэльса
-
Идол богини Амбики, Музей Виктории и Альберта , 1150-1200 гг. н.э.
-
Богиня Амбика - Средневековый период ( Правительственный музей, Матхура )
Главные храмы
[ редактировать ]
Группа пещер Амба-Амбика в пещерах Манмоди , датируемая II веком нашей эры, посвящена богине Амбике. [ 31 ] Храм Амбика в Гирнаре датируется 784 годом нашей эры и считается одним из старейших храмов, посвященных богине Амбике. Поклонение богине Амбике, божеству-покровителю Шри Мунисувраты-Неми-Паршвы Джиналаи, Шанту, популярно среди преданных. [ 34 ]
Основные храмы Шри Амбики Деви включают:
- Храм Амбикадеви в Кодинаре , Саураштра в штате Гуджарат — важный центр паломничества, построенный в досредневековый период. [ 34 ]
- Джайнский храм Шри Куладеви Амбикадеви, Тахатгарх в округе Пали , штат Раджастан.
- Джайнский храм Шри Куладеви Амбикадеви, Падарли , Раджастхан .
- Храм Шри Амбики, Гирнар
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитирование
[ редактировать ]- ^ «JAINpedia > Темы > Практики > Амбика или Кушмандини» . www.jainpedia.org . Проверено 4 мая 2020 г.
- ↑ Стела с парой «якша-якшини» и Джинасом, Пратападитья Пал, «Богиня: божественная энергия», стр.30, Художественная галерея Нового Южного Уэльса, 2006 г.
- ^ Pal 1986 , p. 45.
- ^ Чух 2016 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Уайли 2009 , с. 33.
- ^ Джайнский храм Чандрапрабха и музей Ченнаи , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Шах 1987 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б Шах 1987 , с. 165.
- ^ Октябрь 1989 г. , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Дандас 2002 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б Кумар 2001 , с. 112.
- ^ Перейра 2001 , стр. 62–63.
- ^ Кришна 2014 , с. 68.
- ^ Чаудхари 1992 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Октябрь 1989 г. , с. 29.
- ^ Шах 1987 , с. 221.
- ^ Кумар 2001 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Октябрь 1989 г. , с. 13.
- ^ Шах 1987 , с. 65.
- ^ Мусульманское обозрение - Тома 1-2, с. 29
- ^ Деканские хроники и Махамастакабхишека, 2018 г.
- ^ Гир 2001 , стр. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Октябрь 1989 г. , с. 28.
- ^ Джайн 2009 , с. 63.
- ^ Октябрь 1989 г. , с. 132.
- ^ Далал 2010 , с. 158.
- ^ «Амбика» . 21 июня 2018 г.
- ^ Шах 1995 , с. 17.
- ^ Сингх 2008 , с. 55.
- ^ Мишра и Рэй 2016 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Фергюссон и Берджесс 1880 , с. 258.
- ^ Шах 1987 , с. 249.
- ^ Редкая скульптура Джайна Якши, найденная в Хавери Талук , Новый Индийский экспресс , 18 октября 2013 г., архивирована с оригинала 22 декабря.
- ^ Jump up to: а б Октябрь 1989 г. , с. 145.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Чу, Лалит (2016). Богатое наследие Карнатаки - искусство и архитектура (от доисторических времен до периода Хойсала, ред.). Идея Пресс . ISBN 9789352068258 .
- Далал, Рошен (2010), Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям , Penguin Books India, ISBN 9780143415176
- Фергюссон, Джеймс ; Берджесс, Джеймс (1880). Пещерные храмы Индии . Лондон: Аллен. стр. 258 и далее.
- Пал, Пратападитья (1986), Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , University of California Press , ISBN 9780520064775
- Чаудхри, Л.Р. (1992), Секреты Янтры, Мантры и Тантры , Sterling Publishers Pvt. ООО, ISBN 9781845570224
- Шах, Умакант Премананд (1995), Исследования джайнского искусства, иконографии и смежных предметов в честь доктора У.П. Шаха , Abhinav Publications, ISBN 9788170173168
- Мишра, Сьюзен Верма; Рэй, Химаншу Прабха (2016), Археология священных пространств: храм в Западной Индии, 2-й век до н.э. – 8-й век н.э. , Рутледж , ISBN 9781317194132
- Перейра, Хосе (2001), Монолитный Джинас , Мотилал Банарсидасс , ISBN 9788120823976
- Шах, Умакант Премананд (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Тивари, доктор. Марути Нандан Прасад (1989), Амбика в джайнском искусстве и литературе , Бхаратия Джнанпитх
- Джайн, Арун Кумар (2009), Вера и философия джайнизма , Издательство Gyan, ISBN 9788178357232 , получено 8 октября 2017 г.
- Уайли, Кристи Л. (2009), От А до Я джайнизма , том. 38, Пугало Пресс , ISBN 978-0-8108-6337-8
- Гир, Николас Ф. (2001), Духовный титанизм: индийские, китайские и западные перспективы , SUNY Press , ISBN 9780791492826
- Дандас, Пол (2002), Джайны , Psychology Press, ISBN 9780415266055
- Кришна, Нандита (2014), Священные растения Индии , Penguin UK, ISBN 9789351186915
- Сингх, Рам Бхушан Прасад (2008), Джайнизм в раннем средневековье Карнатаки , Мотилал Банарсидасс, ISBN 9788120833234
- Кумар, Сехдев (2001), Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография , Abhinav Publications, ISBN 9788170173489
Интернет
[ редактировать ]- «РУКОВОДСТВО ПО КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ» . Департамент музеев правительства штата Тамил Наду. Архивировано из оригинала 15 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- «Махамастакабхишека, 2018: Бахубали - возвышается 1000-летняя легенда» . Деканская хроника . 16 февраля 2018 г.