Шартр собор
Шартр собор | |
---|---|
Собор Нотр-Дам де Шартр | |
Шартр собор | |
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Провинция | Шартрская епархия |
Обряд | Роман |
Церковный или организационный статус | Собор |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | 16 Cloître Notre Dame, 28000 Шартр , Франция |
Географические координаты | 48 ° 26′50 ″ с.ш. 1 ° 29′16 ″ E / 48,44722 ° N 1,48778 ° E |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Французская готика , романская , высокая готика |
Новаторский | 1126 (романский) 1194 (готика) |
Завершенный | 1252 |
Веб -сайт | |
Шартрский собор Башни | |
Критерии | Культурный: i, ii, iv |
Ссылка | 81 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Официальное название | Собор Парижской Богоматери, Шартр |
Назначен | 1862 [ 1 ] |
Ссылка №. | IA28000005 |
Шартрский собор , также известный как собор Шартрской Богоматери ( по-французски : Cathédrale Notre-Dame de Chartres ), — католический собор в Шартре , Франция, примерно в 80 км (50 милях) к юго-западу от Парижа , и является резиденцией Епископ Шартрский . Построенный в основном между 1194 и 1220 годами, он стоит на месте как минимум пяти соборов, которые занимали это место с тех пор, как Шартрская епархия была образована как епископская кафедра в 4 веке. Это один из самых известных и влиятельных примеров высокой готики. [ 2 ] и классическая готическая архитектура, [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он стоит на романском подвале, а его северный шпиль более поздний (1507–1513 гг.) и построен в более богато украшенном ярком стиле. [ 6 ]
Давно известный как «один из самых красивых и исторически значимых соборов во всей Европе». [ 7 ] в 1979 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая назвала его «высшим достижением французского готического искусства » и «шедевром». [ 8 ]
Собор хорошо сохранился и хорошо отреставрирован: большинство оригинальных витражей сохранились нетронутыми, а с начала 13 века в архитектуре произошли лишь незначительные изменения. В экстерьере здания преобладают тяжелые аркбутаны , что позволило архитекторам значительно увеличить размер окон, а в западной части здания преобладают два контрастирующих шпиля - 105-метровая (349 футов) простая пирамида, построенная около 1160 года, и 113-метровая (113-метровая) пирамида. шпиль начала XVI века 377 футов) Яркий на вершине старой башни. Не менее примечательны три величественных фасада, каждый из которых украшен сотнями скульптурных фигур, иллюстрирующих ключевые богословские темы и повествования.
По крайней мере, с 12 века собор был важным местом для путешественников. Он привлекает большое количество христианских паломников, многие из которых приезжают, чтобы поклониться его знаменитой реликвии, Sancta Camisa , которая, как говорят, является туникой, которую носила Дева Мария при рождении Христа, а также большое количество светских туристов, которые приходят, чтобы полюбоваться собором. архитектура и искусство. Почитаемая Черная Мадонна, хранящаяся внутри, была коронована Папой Пием IX 31 мая 1855 года.
История
[ редактировать ]
Ранние соборы
[ редактировать ]На этом месте стояло как минимум пять соборов, каждый из которых заменил более раннее здание, поврежденное войной или пожаром. Первая церковь датировалась не позднее IV века и располагалась у подножия галло-римской стены; он был сожжен в 743 году по приказу герцога Аквитанского. Вторая церковь на этом месте была подожжена датскими пиратами в 858 году. Затем она была реконструирована и расширена епископом Гислебертом, но сама была уничтожена пожаром в 1020 году. Остатки этой церкви, ныне известные как часовня Святого Любина, сохранились. под апсидой нынешнего собора. [ 9 ] Он получил свое название от Любина , епископа Шартра, жившего в середине VI века. Он ниже остальной части склепа и, возможно, был храмом местного святого до повторного посвящения церкви Деве Марии . [ 10 ]
В 962 году церковь пострадала от очередного пожара и была вновь реконструирована. Более серьезный пожар вспыхнул 7 сентября 1020 года, после чего епископ Фульберт (епископ с 1006 по 1028 год) решил построить новый собор. Он обратился к королевским домам Европы и получил щедрые пожертвования на восстановление, в том числе подарок от Кнута Великого , короля Норвегии, Дании и большей части Англии. Новый собор был построен на месте и вокруг руин церкви 9-го века. Он состоял из амбулатории вокруг более ранней часовни, окруженной тремя большими часовнями с романскими цилиндрическими сводами и паховыми сводами, которые существуют до сих пор. На вершине этого сооружения он построил верхнюю церковь длиной 108 метров и шириной 34 метра. [ 11 ] Восстановление проходило по фазам в течение следующего столетия, кульминацией которого стало в 1145 году в демонстрации общественного энтузиазма, названного « культом тележек » - одного из нескольких таких инцидентов, зарегистрированных в течение периода. Утверждалось, что во время этой религиозной вспышки толпа из более чем тысячи покаяния тащили тележки, заполненные зданиями и провизиями, включая камни, дерево, зерно и т. Д. На площадке. [ 12 ]
В 1134 году другой пожар в городе повредил фасад и колокольнюю башню собора. [ 11 ] Строительство уже началось на Северной Башне в середине 1120-х годов, [ 13 ] который был ограничен деревянным шпилем около 1142 года. Участок для Южной Башни был занят гостиницей, который был поврежден в огне. Раскопки для этой башни сразу начались. Когда он поднялся, скульптура для королевского портала (большинство из которых была вырезана заранее) была интегрирована со стенами Южной Башни. Квадрат башни был изменен на восьмиугольник для шпиля сразу после второго крестового похода . Он был закончен около 1165 и достиг высоты 105 метров или 345 футов, один из самых высоких в Европе. Между башнями и часовней был нартекс, посвященный Святому Михаилу . Следы хранилища и валы, которые их поддерживали, все еще видны в западных двух заливах. [ 14 ] Витражи в трех окнах ланцет над порталами датируются некоторое время до 1145 года. Королевский портал на западном фасаде, между башнями, основным входом в собор, вероятно, был закончен через год или около того после 1140. [ 11 ]
Пожар и реконструкция (1194–1260)
[ редактировать ]В ночь на 10 июня 1194 года еще один крупный пожар опустошил собор. Выжили только склеп, башни и новый фасад. Собор был уже известен по всей Европе как пункт назначения паломничества из -за известных реликвий Девы Марии , которые в нем содержалась. Легат папы оказался в Чартре во время пожара и распространил слово. Средства были собраны у королевских и благородных покровителей по всей Европе, а также небольших пожертвований от простых людей. Реконструкция началась почти сразу. Некоторые части здания выжили, в том числе две башни и королевский портал на Западном конце, и они были включены в новый собор. [ 11 ]
Неф, проходы и более низкие уровни трансептов нового собора были, вероятно, сначала были завершены, затем хор и часовни апсии; Затем верхние части трансепта. К 1220 году крыша была на месте. Основные части нового собора с его витражами и скульптурой были в значительной степени закончены всего за двадцать пять лет, чрезвычайно быстрой на то время. Собор был официально переоценен в октябре 1260 года, в присутствии короля Луи IX Франции , [ 15 ] чьи гербы можно увидеть на боссе у входа в апсид, хотя это было добавлено в 14 веке. [ 16 ]
Более поздние модификации (13–18 веков) и коронация Генриха IV Франции
[ редактировать ]
За это время было внесено сравнительно мало изменений. В первоначальных планах предлагалось еще семь шпилей, но они так и не были построены. [ 11 ] новая двухэтажная часовня, посвященная святому Пиату Турне В 1326 году к апсиде была пристроена , с его мощами. На верхний этаж этой часовни можно было попасть по лестнице, ведущей в амбулаторию. (Часовня обычно закрыта для посетителей, хотя иногда в ней проводятся временные выставки.) Другая часовня была открыта в 1417 году Людовиком, графом Вандомским , который был захвачен англичанами в битве при Азенкуре и сражался вместе с Жанной д’Арк в битве при Азенкуре. Осада Орлеана . Он расположен в пятом отсеке южного нефа и посвящен Деве Марии. Его богато украшенный яркий готический стиль контрастирует с более ранними часовнями. [ 11 ]

В 1506 году Молния уничтожила Северный шпиль, который был восстановлен в « ярком » стиле с 1507 по 1513 год архитектором Жаном Тексором. Когда он закончил это, он начал строить новый экран Jubé или Rood , который отделял пространство церемониального хора от нефа, где сидели поклонники. [ 11 ]
27 февраля 1594 года король Генрих IV из Франции был коронован в соборе Чартр, а не в традиционном соборе Реймса , поскольку и Париж, и Реймс были заняты в то время католической лигой . Церемония состоялась в хоре церкви, после чего король и епископ установили экран Руда, чтобы увидеть толпу в невом. После церемонии и мессы они переехали в резиденцию епископа рядом с собором на банкет. [ 17 ]

В 1753 году были внесены дальнейшие модификации в интерьере, чтобы адаптировать его к новым богословским практикам. Каменные колонны были покрыты штукатуркой, а гобелены, которые висели за киосками, были заменены мраморными рельефами. Руд -экран , который отделял литургический хор от нефа, был снесен, и были построены нынешние киоски. В то же время, некоторые из витражей в Clerestory были удалены и заменены окнами Grisaille , что значительно увеличило свет на высоком алтаре в центре церкви. [ Цитация необходима ]
Французская революция и 19 век
[ редактировать ]В начале французской революции толпа атаковала и начала разрушать скульптуру на северном крыльце, но была остановлена более крупной толпой горожан. Местный революционный комитет решил уничтожить собор с помощью взрывчатых веществ и попросил местного архитектора найти лучшее место, чтобы установить взрывы. Он сохранил здание, указав, что огромное количество обломков из разрушенного здания настолько забит улицы, что потребуются годы, чтобы убрать. Собор, такой как Нотр -Дам де Парис и другие основные соборы, стал собственностью французского государства, и поклонение было остановлено до времени Наполеона, но он не был дальше поврежден.
В 1836 году из-за халатности рабочих начался пожар, уничтоживший крытую свинцом деревянную крышу и две звонницы, но конструкция здания и витражи остались нетронутыми. Старую крышу заменили крытой медью на железном каркасе. В то время каркас переправы имел самый большой пролет среди всех железных конструкций в Европе. [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война во Франции была битвой между союзниками и державами Оси Германии и Италии. В июле 1944 года британцы и канадцы оказались сдержанными к югу от Кана. Американцы и их пять дивизий планировали альтернативный немцам маршрут. В то время как некоторые американцы направились на запад и юг, другие оказались в зачистке к востоку от Кана, которая привела их за линию фронта немецких войск. Гитлер приказал немецкому комиссару Клюге отправиться на запад, чтобы отрезать американцев. В конечном итоге это привело союзников в Шартр в середине августа 1944 года. [ 18 ]
16 августа 1944 года собор был спасен от разрушения благодаря американскому полковнику Уэлборну Бартону Гриффиту-младшему (1901–1944), который поставил под сомнение данный ему приказ атаковать собор. Американцы полагали, что шпили и башни использовались как наблюдательный пункт для немецкой артиллерии. [ 19 ]
Вместо этого Гриффит в сопровождении солдата-добровольца решил пойти и проверить, используют ли собор немцы. Гриффит видел, что собор пуст, поэтому приказал звонить в соборные колокола, давая американцам сигнал не стрелять. Услышав звон колоколов, американское командование отменило приказ об открытии огня. Полковник Гриффит погиб в бою в тот же день в городе Лев , недалеко от Шартра. Он был посмертно награжден Croix de Guerre avec Palme ( Военный крест 1939–1945 ), Légion d'Honneur ( Почетный легион ) и Ordre National du Mérite ( Национальный орден за заслуги ) французского правительства, а также Крестом за выдающиеся заслуги. американского правительства [ 20 ] [ 21 ]
2009 Восстановление
[ редактировать ]В 2009 году Отделение исторических памятников Министерства культуры французского министерства культуры начало программу работ в соборе в соборе, очистив внутреннюю и снаружи, защищая витражи с покрытием, а также очистка и окраска внутренней каменной кладки кремово-белоснежным Трамп-ла- мрамор и позолоченная детализация, как это могло выглядеть в 13-м веке. Это было предметом противоречий (см. Ниже ).
Литургия
[ редактировать ]Собор является местом епископа Чартреса Чартреса . Епархия является частью церковной провинции туров .
Каждый вечер с момента событий 11 сентября 2001 года по исполняются исполнению общины Chemin Neuf . [ Цитация необходима ]
Хронология
[ редактировать ]- 743 г. – Первое упоминание о соборе в Шартре в тексте. [ 22 ]
- в. 876 г. – Карл Лысый дарит собору важную священную реликвию – покров Богородицы, что делает его важным местом паломничества. [ 17 ]
- 1020 г. – Пожар повредил собор. Епископ Фульберт начинает реконструкцию. [ 23 ]
- 1030 г. - Новый собор освящен епископом Тьерри, преемником Фульбера. [ 17 ]
- 1134 – Строительство Королевского портала. [ 17 ]
- 1170 г. - Завершение строительства южной колокольни. [ 17 ]
- 1194 г. - Пожар уничтожил большую часть города и большую часть собора, но сохранил склеп и новый фасад. Сбор средств и восстановление начинаются немедленно.
- 1221 – Завершено строительство новых хранилищ. Капитул вступает во владение новым хором.
- 12:10–12:50 – Установлен капитальный монтаж витражей в хоре и нефе. [ 24 ]
- 1260 г. – Освящение нового собора в присутствии Людовика IX (Святого Людовика). Крыша над шеветом, трансептом и нефом
- 1270–1280 - завершено строительство ризницы .
- 1324–1353 – Строительство часовни Святого Пиата.
- 1417 г. - завершено строительство часовни Благовещения.
- 1507–1513 гг. – Северная башня, пострадавшая от пожара, перестроена в стиле яркой готики.
- 1513 г. - Начало работ над хоровой башней Жана де Бюса. [ 17 ]
- 1520 г. - начало строительства ложи башни с часами Pavillon de l'Horloge с северной стороны.
- 1594 г. - Поскольку Реймсский собор оккупирован Католической лигой, коронация короля Франции Генриха IV. в Шартре прошла [ 17 ]
- 1789 - После Французской революции церковное имущество конфисковано и католическое богослужение запрещено.
- 1792 г. - Соборная казна конфискована революционным правительством. [ 17 ]
- 1802 г. - Церковь возвращена католической церкви для исключительного использования.
- 1805 г. – Начало восстановления церкви.
- 1836 г. - Пожар разрушил балки крыши и крышу. Их заменяют металлической конструкцией и медной крышей. [ 17 ]
- 1840 г. - собор признан национальным историческим памятником. [ 17 ]
- 1857 – Завершение строительства Нотр-Дам-дю-Пилье. [ 17 ]
- 1908 г. - собору присвоен статус базилики. [ 17 ]
- 1979 – Собор объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. [ 17 ]
- 1992 новый главный алтарь работы грузино-французского скульптора Гуджи. – В хоре установлен [ 25 ]
- 1994 г. - Собор отмечает 800-летие первой реконструкции.
- 2009 г. – Новая реставрационная кампания, включающая очистку и перекраску стен для воссоздания оригинальных светлых тонов и атмосферы. [ 26 ]
Описание
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]- Длина: 130 метров (430 футов)
- Ширина: 32 метра (105 футов) / 46 метров (151 фут)
- Неф: высота 37 метров (121 фут); Ширина 16,4 метра (54 фута)
- Земля земли: 10 875 квадратных метров (117 060 кв. Футов)
- Высота юго-западной башни: 105 метров (344 фута)
- Высота северо-западной башни: 113 метров (371 фут)
- 176 витража
- Приложение хора: 200 статуй в 41 сценах
План и возвышение - летающие опоры
[ редактировать ]-
ПЛАННЫЕ ПЛАВА ( 1856 )
-
Возвышение нефа, показывающая галерею на уровне земли; узкий трифориум; и, сверху, окна Clerestory
-
Летающая подрядка, поддерживающая верхние стены и уравновешивая внешнюю тягу сводчатого потолка, позволяя тонким стенам и большему пространству для окон
-
Летающие опоры, увиденные сверху
-
Хвости крыши, соединенные каменными ребрами к столбам внизу, в сочетании с летающими запоздать
План, как и другие готические соборы , находится в форме креста и определялся формой и размером романского собора 11-го века, чья скрип и остатки находятся под ним. с двумя бухтами Нартекс на западном конце открывается в неф Семь залива, ведущий к пересечению, из которого широкие трансепты протягивают три залива на север и юг. К востоку от пересечения четыре прямоугольных залива, заканчивающиеся в полукруглой апсиде. Неф и трансепты окружают отдельные проходы, расширяясь до двойного амбулаторного органа вокруг хора и апсиды. Из амбулаторных трех глубоких полукруглых часовни излучают (надлежащие глубокие часовни Фулберта ). крипта 11-го века [ 27 ]
В то время как план этажа был традиционным, высота была смелее и оригинальной благодаря использованию летающего опоры для поддержки верхних стен. Это было первое известное использование в готическом соборе. [ 28 ] Эти тяжелые колонны из камня были соединены к стенам двойными камнями и подкрепленными колоннами, как спицы колеса. Каждая из этих колонн сделана из одного куска камня. Арки прижимаются к стенам, уравновешивая внешнюю тягу от грунтовых хранилищ над внутренней частью собора. Эти хранилища были также инновационными, имея всего четыре отсека, в отличие от шести частей хранилища более ранних готических церквей. Они были легче и могли пересечь большее расстояние. Поскольку летающие опоры были экспериментальными, архитектор разумно добавил дополнительные опоры, скрытые под крышами проходов. [ 27 ]
Фасады более ранних готических соборов обычно имели четыре уровня, чтобы придать им солидность; аркада массивных колонн на первом этаже, поддерживающая широкую арочную трибуну-галерею или трибуну, под более узким аркадным трифорием ; затем, под крышей, более высокие и тонкие стены, или фонарь , где были окна. Благодаря контрфорсам архитекторы Шартра смогли полностью исключить галерею, сделать трифорий очень узким и оставить гораздо больше места для окон наверху. Шартрский собор был не первым собором, применившим это нововведение, но он использовал его гораздо более последовательно и эффективно. Этот план поддержки был принят другими крупными соборами 13-го века, особенно Амьенским собором и Реймсским собором . [ 27 ]
Еще одним архитектурным нововведением в Шартре стала конструкция массивных опор или колонн на первом этаже, которые воспринимают вес крыши через тонкие каменные ребра сводов наверху. Вес крыши переносится тонкими каменными ребрами сводов наружу, к стенам, где он уравновешивается аркбутанами, и вниз, сначала через колонны, состоящие из соединенных вместе ребер, затем через чередующиеся круглые и восьмиугольные опоры с цельным сердечником. , каждый из которых объединяет четыре полустолбика. Эта конструкция пирса, известная как pilier cantonné , была прочной, простой и элегантной и позволяла использовать большие витражи на фонаре или верхнем уровне. [ 27 ]
Хотя скульптура на порталах в Шартре, как правило, соответствует высокому стандарту, различные резные элементы внутри, такие как капители и струнные ряды, отделаны относительно плохо (по сравнению, например, с скульптурами в Реймсе или Суассоне ) – причина проста. что порталы были вырезаны из лучшего парижского известняка, или «калькайра», а внутренние капители были вырезаны из местного « Бершер камня », который трудно обрабатывать и может быть хрупким.
Башни и часы
[ редактировать ]-
Яркая готическая северная башня (завершена 1513) (слева) и старая Южная Башня (1144–1150) (справа)
-
Деталь южной башни
-
Деталь северной башни в яркой готике
-
Часовой павильон с 24-часовыми астрономическими часами.
Две башни были построены в разное время, в готический период и имеют разные высоты и украшения. Северная башня была начата в 1134 году, чтобы заменить романскую башню, которая была повреждена огнем. Он был завершен в 1150 году и первоначально был всего на двух этажах, с покрытой свинцом крышей. Южная башня была начата примерно в 1144 году и была закончена в 1150 году. Она была более амбициозной и имеет восьмиугольный каменный шпиль на квадратной башне и достигает высоты 105 метров. Он был построен без внутренней деревянной рамки; Плоские каменные стороны постепенно сужаются до вершины, а тяжелые каменные пирамиды вокруг основания придают ему дополнительную поддержку. [ 29 ]
Две башни пережили разрушительный пожар 1194 года, уничтоживший большую часть собора, за исключением западного фасада и склепа. Когда собор был перестроен, между двумя башнями было установлено знаменитое западное окно-роза (13 век). [ 30 ] а в 1507 году архитектор Жан Тексье (также иногда известный как Жеан де Бос ) спроектировал шпиль для северной башни, чтобы придать ей высоту и внешний вид, ближе к южной башне. Эта работа была завершена в 1513 году. Северная башня выполнена в более декоративном стиле яркой готики , с вершинами и контрфорсами. Он достигает высоты 113 метров, чуть выше южной башни. Планировалось добавить еще семь шпилей вокруг собора, но они были заброшены. [ 30 ]
У основания северной башни находится небольшое сооружение, в котором находятся двадцатичетырехчасовые часы эпохи Возрождения с полихромным циферблатом, построенные в 1520 году Жаном Тексье. Циферблат часов имеет диаметр восемнадцать футов. [ 31 ]
Пожар 1836 года уничтожил крышу и звонницы собора, расплавил колокола, но не повредил конструкцию внизу и витражи. Деревянные балки под крышей были заменены железным каркасом, покрытым медными пластинами. [ 30 ]
Порталы и их скульптура
[ редактировать ]Собор имеет три больших портала или входа, открывающихся в неф с запада и в трансепты с севера и юга. Порталы богато украшены скульптурами, которые изображали библейские истории и богословские идеи видимыми как для образованного духовенства, так и для мирян, которые, возможно, не имели доступа к текстовым знаниям. Каждый из трех порталов западного фасада (построенных в 1145–1155 гг.) Фокусируется на различных аспектах роли Христа в мире; справа - его земное Воплощение, слева - его Вознесение или его существование до своего Воплощения (эра "ante legem"), а в центре - его Второе Пришествие, положившее начало Концу Времени. [ 32 ] Скульптура порталов Шартра считается одной из лучших существующих готических скульптур. [ 33 ]
Запад, или Королевский портал (12 век)
[ редактировать ]-
Центральный тимпан Королевского портала. Христос, сидящий на престоле, окруженный символами евангелистов; крылатый человек для святого Матфея, лев для святого Марка; бык для святого Луки; и орел для Святого Иоанна.
-
Косяки центрального дверного проема Королевского портала со статуями мужчин и женщин Ветхого Завета.
одна из немногих частей собора, уцелевших после пожара 1194 года, Королевский портал, был интегрирован в новый собор. Две боковые двери, выходящие на парвис (большую площадь перед собором, где проводились рынки), должны были стать первой точкой входа для большинства посетителей Шартра, какими они остаются и сегодня. Центральная дверь открыта только для входа процессий во время крупных праздников, самым важным из которых является Адвентус или назначение нового епископа. [ 35 ] Гармоничное появление фасада частично вытекает из относительных пропорций центральных и боковых порталов, ширина которых находится в соотношении 10: 7 - одно из общих средневековых приближений квадратного корня 2 .
Наряду с их основными функциями обеспечения доступа к интерьеру, порталы являются основными местами для скульптурных изображений на готическом соборе, и именно на Западном фасаде в Чартре начали развиваться визуальное суммирование или энциклопедию богословских знаний. Каждый из трех порталов фокусируется на различном аспекте роли Христа в истории спасения; Его земное воплощение справа, его вознесение или существование перед воплощением слева и его второе пришествие (теофаническое зрение) в центре. [ 32 ]
Над правым порталом на перемычке вырезаны два регистра с (нижним) Благовещением, Посещением, Рождеством, Благовещением пастухам и (верхним) Сретением во храме. Над ним на тимпане изображена Богоматерь с Младенцем, восседающая на троне в позе Sedes sapientiae . окружающих тимпан, как напоминание о днях славы Шартрской школы, На архивольтах, вырезаны некоторые весьма характерные персонификации семи свободных искусств , а также наиболее тесно связанных с ними классических авторов и философов.
Левый портал более загадочный, и искусствоведы до сих пор спорят о правильности его идентификации. Тимпан изображает Христа, стоящего на облаке, которого, по-видимому, поддерживают два ангела. Некоторые видят в этом изображение Вознесения Христа (в этом случае фигуры на нижней перемычке представляют учеников, ставших свидетелями этого события), в то время как другие видят в этом изображение Парусии , или Второго пришествия Христа (в этом случае перемычка изображает это могли быть либо пророки, предвидевшие это событие, либо «галилейцы», упомянутые в Деяниях 1:9-11). Присутствие ангелов на верхней перемычке, спускающихся из облака и, по-видимому, кричащих тем, кто находится внизу, похоже, подтверждает последнюю интерпретацию. Архивольты содержат знаки зодиака и подвиги месяцев – стандартные ссылки на цикличность времени, которые появляются на многих готических порталах.
Центральный портал является более традиционным изображением Конца Времен, описанного в Книге Откровения . В центре тимпана изображен Христос в мандорле , окруженный четырьмя символами евангелистов ( Тетраморф ) . На перемычке изображены Двенадцать апостолов , а на архивольтах изображены 24 старца Апокалипсиса.
Хотя верхние части трех порталов рассматриваются отдельно, два скульптурных элемента проходят горизонтально по фасаду, объединяя разные его части. Наиболее очевидными являются статуи на косяках, прикрепленные к колоннам по бокам дверных проемов – высокие, стройные, стоящие фигуры королей и королев, от которых королевский портал получил свое название. Хотя в 18 и 19 веках эти фигуры были ошибочно идентифицированы как французские монархи Меровингов (что вызвало позор революционных иконоборцев), они почти наверняка представляют собой королей и королев Ветхого Завета – еще одна стандартная иконографическая особенность готических порталов.
Менее очевиден, чем статуи на косяках, но гораздо более замысловатая резьба, это фриз , который тянется по всему фасаду в скульптурных капителях на вершине колонн косяка. На этих капителях вырезано очень длинное повествование, изображающее жизнь Богородицы, а также жизнь и Страсти Христовы. [ 36 ]
Порталы северного трансепта (13 век)
[ редактировать ]-
Святая Анна держит младенца Деву Марию на трюмо центрального портала северного трансепта.
-
Тимпан над центральным порталом северного трансепта. На притолоке изображены Успение (Смерть) и Успение Богородицы. Вверху изображена Коронация Богородицы: Мария в своем живом теле будет править небесами вместе со своим Сыном Христом.
-
Цифры Нового Завета Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр, с его ключами
-
Неопознанные персонажи Ветхого Завета
Скульптура порталов северного трансепта посвящена Ветхому Завету и событиям, приведшим к рождению Христа, с особым акцентом на Деву Марию . [ 37 ] Прославление Марии в центре, воплощение ее сына слева и ветхозаветные прообразы и пророчества справа. Одним из основных исключений из этой схемы является наличие больших статуй святого Модеста (местного мученика) и святого Потенциана в северо-западном углу крыльца, рядом с небольшим дверным проемом, куда паломники, посещающие склеп (где хранились их мощи), могли однажды появились. [ 32 ]
Левый (восточный) портал | Центральный портал | Правый (западный) портал | |
---|---|---|---|
Фигуры косяка: | Благовещение Марии и Посещение | Патриархи Ветхого Завета Иоанн Креститель и Святой Петр | Царь Соломон , царица Савская , различные пророки |
Перемычка : | Рождество и Благовещение пастухам | Успение и Успение Богородицы | Суд Соломона |
Тимпан : | Поклонение волхвов и сон волхвов | Коронация Богородицы | Работа на навозной куче |
Архивольты : | Персонификации добродетелей и пороков | Дерево Иессея / Пророки | Повествования Ветхого Завета (Есфирь, Юдифь, Самсон, Гедеон и Товит) |
Помимо основных скульптурных зон вокруг самих порталов, глубокие подъезды заполнены другими резными фигурками, изображающими ряд сюжетов, включая местных святых, повествования Ветхого Завета, натуралистическую листву, фантастических зверей, труды месяцев и персонификации «активных и созерцательная жизнь» ( vita active и vita contemplativa ). Олицетворения vita active (прямо над головой, внутри левого крыльца) представляют особый интерес благодаря тщательному изображению различных этапов подготовки льна – важной товарной культуры в этом районе в средние века.
Южный портал (13 век)
[ редактировать ]-
Христианские мученики, обрамляющие южный портал (13 век); включая «Совершенного рыцаря» Роланда (крайний слева) и Святого Георгия (второй справа)
-
Центральный проем южного портала с колонной статуи Христа. Его ноги опираются на льва и дракона.
-
Апостолы
Южный портал, добавленный позже остальных, в 13 веке, посвящен событиям после Распятия Христа, и в частности христианским мученикам . Украшение центрального залива сосредоточено на Страшном суде и Апостолах; левый залив о житиях мучеников; правый залив посвящен святым исповедникам. Это расположение повторяется в витражах апсиды. Арки и колонны крыльца щедро украшены скульптурой, изображающей труды месяцев, знаки зодиака, а также статуями, олицетворяющими добродетели и пороки. На вершине крыльца, между фронтонами, находятся аркады со статуями восемнадцати царей, начиная с царя Давида , представляющих родословную Христа и связывающих Ветхий Завет и Новый. [ 38 ]
Слева (запад) портал | Центральный портал | Правый (восточный) портал | |
---|---|---|---|
Цифры JAMB : | Мученические святые | Апостолы | Исповедник Святой |
Перемычка : | Мученичество (по камням) Святого Стефана | Взвешивание душ и разделение благословенного и проклятого | Сцены из жизни Святого Николаса из Бари и Святого Мартина из туров |
Тимпан : | Блаженное видение Стивена о Христе | Христос показывает свои раны с девственницей, а также Иоанн и ангелы с Армой Кристи | Дальнейшие сцены из жизни Святого Николаса и Святого Мартина |
Архивольты : | Ассортные мученики святых | Хоры ангелов и мертвые восходящие от их могил / пророков | Жизнь Святого Джайлза в нижнем регистре, другие признания в оставшихся вауссуарах |
Ангелы и монстры
[ редактировать ]-
Ангел с солнечным солнцем на южном фасаде
-
Горгулья на северной башне, служа носиком дождя
-
Деталь Южной Башни, с скульптур
-
Деталь на южном портале с изображением ангелов, глядя на ада
-
Монстры и дьяволы заманчивы христиан на южном портале
В то время как большая часть скульптуры собора изображала святых, апостолов и других библейских фигур, таких как ангел, держащий солнечный солнц на южном фасаде, другая скульптура в Шартре была разработана, чтобы предупредить верующих. Эти работы включают статуи разных монстров и демонов. Некоторые из этих фигур, такие как горгулья , также имели практическую функцию; Они служили в качестве дождя, чтобы проецировать воду вдали от стен. Другие, такие как Химера и Стрикс , были разработаны, чтобы показать последствия игнорирования библейских учений.
Неф и амбулаторный
[ редактировать ]-
Нотр -Дам де -Пилс Статуя и часовня от нефа
-
Фрагмент известной вуаль Девы Марии , показанная в часовне мучеников
Неф, или основное пространство для собрания, был разработан специально для приема паломников, которые часто спали в церкви. Пол слегка наклонен, чтобы его можно было вымывать водой каждое утро. В номерах по обе стороны королевского портала все еще есть следы строительства более раннего романского здания. Сам неф был построен после пожара, начиная с 1194 года. Пол нефа также имеет лабиринт в асфальте (см. Секцию лабиринта ниже). Два ряда чередующихся восьмиугольников и круглых столбов по обе стороны от нефа получают часть веса крыши через тонкие каменные ребра, спускающиеся от хранилища выше. Остальная часть веса распределяется хранилищами наружу к стенам, поддерживаемым летающими опорами. [ 39 ]
Статуя Марии и младенца Христа, называемая Богоматерью Колонны, заменяет статую XVI века, сожженную революционерами в 1793 году. [ 40 ]
Витражи
[ редактировать ]Одной из самых отличительных особенностей Шартрского собора являются витражи, как по количеству, так и по качеству. Здесь 167 окон, включая окна-розетки, круглые окуляры и высокие заостренные стрельчатые окна. Архитектура собора с его новаторским сочетанием ребристых сводов и контрфорсов позволила построить гораздо более высокие и тонкие стены, особенно на верхнем уровне фонаря, что позволило построить все больше и больше окон. Кроме того, в Шартре меньше простых окон или окон в стиле гризайль , чем в более поздних соборах, и больше окон с густо витражными панелями, что делает интерьер Шартра темнее, но цвет света глубже и богаче. [ 41 ]
Окна 12 -го века
[ редактировать ]-
Лансетные окна под окном Западной Роза; окно Джесси или генеалогия Христа (справа); Жизнь Христа (центр) и страсть Христа (слева)
-
Нотр-Дам де ла Белль-Веререр »или« Голубая девственница » ( ок. 1180 и 1225)
-
Деталь Нотр-Дам де ла Бель-Веререр
Это самые старые окна в соборе. Правое окно, окно Джесси, изображает генеалогию Христа. Среднее окно изображает жизнь Христа, а левое окно изображает страсть Христа, от преображения и последней вечеря до воскресения. [ 42 ] [ 43 ] Все три из этих окон изначально были сделаны около 1145 года, но были восстановлены в начале 13 -го века и снова в 19 -м. [ 41 ]
Другое окно XII века, пожалуй, самое известное в Шартре, — это «Нотр-Дам де ла Бель-Верьер» или «Голубая Дева». Он находится в первом отсеке хора после южного трансепта. Большинство окон состоят из 25–30 отдельных панелей, показывающих отдельные эпизоды повествования; только Нотр-Дам-де-ла-Бель-Верьер включает более крупное изображение, состоящее из нескольких панелей. Это окно на самом деле является составным; верхняя часть, изображающая Богородицу с Младенцем в окружении поклоняющихся ангелов, датируется примерно 1180 годом и, вероятно, располагалась в центре апсиды более раннего здания. Богородица изображена в синем одеянии, сидящая во фронтальной позе на троне, а на ее коленях сидит Младенец Христос, поднимающий руку в благословлении. Эта композиция, известная как Sedes sapientiae («Трон Мудрости»), которая также появляется на Королевском портале , основана на знаменитой культовой фигуре, хранящейся в склепе. Нижняя часть окна, изображающая сцены из детства Христа, датируется периодом основной кампании по остеклению около 1225 года. [ 41 ]
Розовые окна
[ редактировать ]-
Западное окно-роза c. 1215
-
Окно-розетка северного трансепта, ок. 1235
-
Окно-розетка южного трансепта, ок. 1221–1230 гг.
В соборе три больших окна-розы . Западная роза ( ок. 1215 г. , диаметр 12 м) изображает Страшный суд – традиционную тему западных фасадов. Центральный окулус, изображающий Христа как Судью, окружен внутренним кольцом из двенадцати парных медальонов с ангелами и старейшинами Апокалипсиса, а также внешним кольцом из 12 медальонов, изображающих мертвых, выходящих из своих гробниц, и ангелов, трубящих в трубы, чтобы призвать их на суд. .
Северный трансепт роза (диаметр 10,5 м ок . , [ 44 ] Центральный окул показывает девственницу и ребенка и окружен двенадцатью маленькими окнами в форме лепестков, четыре с голубями («Четыре дара духа»), остальные, обожающие ангелов, несущие подсвечники. Помимо этого, кольцо из двенадцати алмазных отверстий, в которых содержатся короли Ветхого Завета Иуды , еще одно кольцо из более мелких домов, содержащих руки Франции и Кастилии , и, наконец, кольцо полукруг, содержащее пророки Ветхого Завета. Присутствие рук французского короля (Желтый Флаурс-де-Лис на синем фоне) и его матери Бланш Кастилии (желтые замки на красном фоне) принимаются в знак королевского покровительства для этого окна. Под самой розой находится пять высоких ланценовых окон (7,5 м), показывающие, в центре девственница, как младенца, удерживаемая ее матерью Сент -Энн - тот же вопрос, что и Trumeau на портале под ним. Фланки этого ланца - еще четыре, содержащие фигуры Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур показан символически ощущение противника, изображенного в основании Лансета под ними - Дэвида над Саулом, Аарон над фараоном, Сент -Энн. Синагога и т. д.
Роза южного трансепта (диаметр 10,5 м, построена около 1225–1230 гг .) посвящена Христу, который изображен в центральном окулусе с поднятой в благословении правой рукой в окружении поклоняющихся ангелов. Два внешних кольца по двенадцать кругов каждое содержат 24 старейшин Апокалипсиса , коронованных и несущих фиалы и музыкальные инструменты. Центральный ланцет под розой изображает Богородицу, несущую младенца Христа. По обе стороны от него расположены четыре ланцета, изображающие четырех евангелистов, сидящих на плечах четырех пророков – редкая буквальная иллюстрация богословского принципа, который Новый Завет строится на Ветхом Завете. Это окно было подарком семьи Моклерк, графов Дре-Бретань , которые изображены с оружием в основаниях ланцетов. [ 45 ]
Окна в проходах и амбулаторный хор
[ редактировать ]-
Сцена из окна «Добрый самаритянин»; Христос рассказывает о доброго самаритянского притчи фарисеям
-
Доброе самаритянинское окно
-
Сапожники на работе в окне Good Samaritan
Каждый залив проходов и амбулаторный хор содержит одно большое окно Lancet, большинство из которых примерно 8,1 м высотой и шириной 2,2 м. [ 46 ] Субъекты, изображенные в этих окнах, сделанные между 1205 и 1235 годами, включают истории из старого и Нового Завета и жизнь святых, а также типологические циклы и символические изображения, такие как признаки зодиака и труды месяцев. Одним из самых известных примеров является добрый самаритянский притч .
Некоторые из окон в Chartres включают изображения местных торговцев или рабочих в самых низких или трех панелях, часто с деталями их оборудования и методов работы. Традиционно утверждалось, что эти изображения представляют гильдии доноров, которые заплатили за окна. В последние годы, однако, эта точка зрения была в значительной степени дисконтирована, не в последнюю очередь потому, что каждое окно стоило бы столько же, сколько и крупный особняк, в то время как большинство изображенных рабочих были бы натуральными работниками с небольшим или вообще отсутствующим доходом. Кроме того, хотя они стали могущественными и богатыми организациями в более поздний средневековый период, ни одна из этих торговых гильдий не была основана, когда стекло производилось в начале 13 -го века. [ 47 ] Другое возможное объяснение состоит в том, что духовенство собора хотело подчеркнуть универсальность Церкви, особенно в то время, когда их отношения с местным сообществом часто были непростыми.
Окна фонаря
[ редактировать ]Из-за большего расстояния от зрителя окна в фонаре обычно имеют более простой и смелый дизайн. Большинство из них изображают стоящую фигуру святого или апостола в верхних двух третях, часто с одной или двумя упрощенными повествовательными сценами в нижней части, либо для того, чтобы помочь идентифицировать фигуру, либо для того, чтобы напомнить зрителю о каком-то ключевом событии в его жизни. В то время как нижние окна в аркадах нефа и амбулатории состоят из одного простого ланцета на каждый пролет, каждое окно фонаря состоит из пары ланцетов с ажурным окном-розой наверху. Окна фонаря нефа и трансепта в основном изображают святых и ветхозаветных пророков. В хоре изображены короли Франции и Кастилии и представители местной знати в прямых нишах, а окна в полуцикле апсиды показывают тех ветхозаветных пророков, которые предвидели непорочное зачатие, по бокам сцены Благовещения , Посещения и Рождества Христова в осевое окно.
Более поздние окна
[ редактировать ]В целом, окна Чартра были удивительно повезло. Средневековое стекло в значительной степени избежало вреда во время гугенота иконоборца и религиозных войн 16 -го века, хотя Вест Роуз получил ущерб от артиллерийского огня в 1591 году. Относительная тьма внутренней части, по -видимому, была проблемой для некоторых. Несколько окон были заменены гораздо более легким стеклом Grisaille в 14 -м веке, чтобы улучшить освещение, особенно на северной стороне [ 48 ] и еще несколько были заменены чистым стеклом в 1753 году в рамках реформ литургической практики, которая также привела к удалению Jubé (Rood Screen). Установка часовни Вендома между двумя опознавами нефа в начале 15-го века привела к потере еще одного окна Lancet, хотя это позволило вставить прекрасное позднее окно с донорными портретами Луи -де-Бурбон и его его Семья, наблюдающая за коронацией девственницы с разными святыми.
Хотя оценки варьируются (в зависимости от того, как один подсчитывает составные или сгруппированные окна) приблизительно 152 из первоначальных витражей 176 витражей - гораздо больше, чем любой другой средневековый собор в любом месте мира.
Как и большинство средневековых зданий, окна в Chartres сильно пострадали от коррозийных эффектов атмосферных кислот во время промышленной революции и после этого. Большинство окон были очищены и восстановлены знаменитой местной мастерской Атель Лорин в конце 19 -го века, но они продолжали ухудшаться. Во время Второй мировой войны большая часть витражей была удалена из собора и хранилась в окружающей сельской местности, чтобы защитить его от повреждений. В конце войны окна были сняты из хранения и переустановлены. С тех пор продолжается постоянная программа сохранения, и изотермическое вторичное остекление постепенно установлено на внешней стороне, чтобы защитить окна от дальнейшего повреждения.
Склеп (9–11 века).
[ редактировать ]-
Колодец святых фортов, в склепе святого Фулберта
-
Фреска 12 -го века в склепе Святого Любина, показывающая Деву Марию на ее троне мудрости, с тремя королями справа, Савиньена и Потениена слева от нее
Небольшой склеп Святого Любина под хорами собора был построен в 9 веке и является самой старой частью здания. Его окружает гораздо более крупный склеп, склеп Святого Фульберта, строительство которого было завершено в 1025 году, через пять лет после пожара, уничтожившего большую часть старого собора. Он имеет U-образную форму и длину 230 метров, находится рядом со склепами собора Святого Петра в Риме и Кентерберийского собора . Это самый большой склеп в Европе, служащий фундаментом собора наверху. [ 49 ]
Коридоры и часовни склепа покрыты романскими цилиндрическими сводами , паховыми сводами , где два цилиндрических свода встречаются под прямым углом, и еще несколькими современными готическими ребристыми сводами. [ 50 ]
Одной из примечательной особенности склепа является колодец святых. Колодец имеет глубину тридцать три метра и, вероятно, кельтского происхождения. Согласно легенде, Квиринус, римский магистрат галло-римского города, заставили ранних христианских мучеников сбросить скважину. Статуя одного из мучеников, Modeste, представлена среди скульптуры на северном портике. [ 51 ]
Еще одна заметная особенность - «Богоматерь Часовня Крипта». Реликварий здесь содержит фрагмент известной завесы Девы Марии, которая была пожертвована в собор в 876 году Чарльзом Ледом, внуком Карла Великого . Шелковая завеса была разделена на куски во время французской революции. Самая большая часть показана в одной из амбулаторных часовни выше. и маленькая святыня Богоматерь из склепа. Алтарь часовни вырезан из одного блока известняка из карьера Berchères, источника большей части камня собора. Фреска на стене датируется около 1200 года и изображает Деву Марию на ее троне. Три короля слева от нее, а апостолы Савиньена и Поттень справа от нее. В часовне также есть современное витражное окно « Мария, окно« Дверь к небесам » , сделанное Анри Герином, сделанное за счет цементирования толстых плит витража. [ 51 ] [ 52 ]
Высокий алтарь (18 век)
[ редактировать ]-
Алтарь (18 век) Чарльз-Антуан Бридан
Хорная стена (16–18 веков)
[ редактировать ]-
Скульптура на хоровой ширме (16–18 века).
Высокий декоративный каменный экран, который отделяет хор от амбулаторного, был установлен между 16 и 18 веком, чтобы адаптировать церковь к изменениям в литургии. Он был построен в поздней яркой готике , а затем в стиле эпохи Возрождения. Экран имеет сорок ниши вдоль амбулаторной, заполненной статуями выдающимися скульпторами, рассказывающими о жизни Христа. Последние статуи были установлены в 1714 году. [ 53 ]
Большой Орган
[ редактировать ]-
Большой орган
-
Большой орган. Трибуна, или футляр, датируется 14 веком.
Буфет, или деревянный корпус большого органа собора, является одним из старейших во Франции. Впервые он был построен в 14 веке, перестроен в 1475 году и расширен в 1542 году. С 1840 года и орган, и трибуна классифицируются как отдельные исторические памятники. [ 54 ] [ 55 ]
Орган расположен в нефе на пересечении южного трансепта, на высоте шестнадцати метров над полом нефа, в непосредственной близости от хора, чтобы обеспечить наилучшее качество звука во всем соборе. Весь корпус имеет высоту пятнадцать метров, а вершина центральной башни находится на тридцати метрах над полом нефа. Корпус был перестроен в эпоху Возрождения и во многом принял свой нынешний вид. Более тщательное изучение дела Министерством культуры показало, что первый случай был покрыт полихромной росписью; желтая охра под красновато-коричневым лаком в более раннем слое, а позже более ярко-желтым на белом. Это исследование также показало, что механизм находился в очень плохом состоянии и срочно нуждался в реконструкции. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
В 1969–71 годах произошла крупная реконструкция и расширение органного инструмента как для восстановления механизма старения, так и для добавления новых клавиш и функций. Корпус также был восстановлен, причем стоимость полностью оплатила французское государство, как и часть стоимости восстановления самого органа. В результате и после дальнейшей работы над органом в 1996 году инструмент имеет 70 ступеней, всего более 4000 труб. [ 59 ]
Лабиринт
[ редактировать ]-
План лабиринта Шартрского собора
-
Прогулка по лабиринту Шартрского собора.
Лабиринт (начало 1200-х годов) — известная особенность собора, расположенный на полу в центре нефа. Лабиринты были обнаружены почти во всех готических соборах, однако большинство из них позже были удалены, поскольку отвлекали от религиозных служб в нефе. Они символизировали долгий извилистый путь к спасению. В отличие от лабиринтов, здесь можно было идти только по одному пути. В определенные дни стулья нефа убирают, чтобы приезжие паломники могли пройти по лабиринту. Копии Шартрского лабиринта можно найти в других церквях и соборах, в том числе в соборе Грейс в Сан-Франциско . [ 60 ] Художник Кент Беллоуз изображает прямую отсылку к лабиринту, который он изображает на заднем плане по крайней мере одной из своих работ; Мандала , 1990 г., Бумага, карандаш, 18 х 19 1/2 дюйма.
Часовня Пиата Турне, епископский дворец и сады
[ редактировать ]-
Часовня Святого Пиата Турне, добавленная в 1326 году к востоку от апсиды.
-
Лабиринт в саду епископа
-
Часовня Святого Пята Турне (слева), апсида собора и старая епископская резиденция.
Часовня Святого Пята Турне была более поздней пристройкой к собору, построенной в 1326 году, недалеко от апсиды в восточной части собора. В нем содержалась коллекция известных реликвий святого, который в третьем веке был епископом Турне (современная Бельгия). Замученный римлянами, отрубившими ему верхнюю часть черепа, он изображен на витражах и скульптурах с фрагментом черепа в руках. Часовня имеет плоский шевет и две круглые башни. Внутри четыре отсека, выполненные в гармоничном стиле, поскольку все они были построены одновременно. Он также содержит примечательную коллекцию витражей 14 века. Нижний этаж использовался как капитул или место встреч для официальных мероприятий, а верхний этаж был соединен с собором открытой лестницей. [ 61 ]
Среди рискри , напротив северного портала собора, был построен во второй половине 13 -го века. Епископский дворец, также на севере, построен из кирпича и камня и датируется 17 веком. Ворота из периода Людовика XV приводит к дворцу, а также дает доступ к террасным садам, которые предлагают хороший вид на собор, особенно шевт собора в восточной части, с излучающими часовнями, построенными над более ранними романским хранилища. Нижний сад также имеет лабиринт изготовленных изгородства. [ 62 ]
Строительство
[ редактировать ]Работа была начата на королевском портале с Южной перемычкой около 1136 года, и со всей ее скульптурой, установленной до 1141 года. Мнения неопределенны, поскольку размеры и стили фигур различаются, а некоторые элементы, такие как перемычка над правым порталом, явно были сокращены, чтобы соответствовать доступным пространствам. Скульптура была первоначально разработана для этих порталов, но макеты были изменены последовательными мастерами, см. Тщательный литический анализ Джона Джеймса. [ 63 ] В любом случае, большая часть резьбы следует за исключительно высоким стандартом, типичным для этого периода и оказала сильное влияние на последующее развитие готического дизайна портала. [ 64 ]
Некоторые из мастеров были идентифицированы Джоном Джеймсом, и проекты этих исследований были опубликованы на веб -сайте Международного центра средневекового искусства в Нью -Йорке. [ 65 ]
10 июня 1194 года еще один пожар нанес большой ущерб собору Фулберта. Истинная степень ущерба неизвестна, хотя тот факт, что ведущая местность , удерживая западные окна вместе, пережила нетронутые пожары, предполагает, что современные рассказы о ужасном опустошении могли быть преувеличены. В любом случае, была использована возможность начать полное восстановление хора и нефа в последнем стиле. Недооцененные западные башни и фасад были включены в новые работы, как и более раннее крип, эффективно ограничивая дизайнеров нового здания тем же общим планом, что и его предшественник. На самом деле, настоящее здание всего лишь незначительно, чем собор Фулберта.
Одной из особенностей Шартрского собора является скорость, с которой он был построен – фактор, который способствовал последовательности его дизайна. Несмотря на бесчисленные изменения в деталях, план остается последовательным. Основное изменение произошло через шесть лет после начала работ, когда семь глубоких часовен вокруг хора, ведущих к единственному амбулаторию, были превращены в неглубокие ниши, ведущие к двухнефному амбулаторию. [ 66 ]
Австралийский историк архитектуры Джон Джеймс, который подробно изучил собор, подсчитал, что на этом месте одновременно работало около 300 человек, хотя следует признать, что текущие знания о методах работы в то время несколько ограничены. . Обычно средневековые церкви строились с востока на запад, чтобы хор мог быть завершен первым и введен в эксплуатацию (с временной стеной, закрывающей западный конец), пока переход и неф были завершены. Каноник Делапорте утверждал, что строительные работы начались на переходе и продолжились оттуда. [ 67 ] Но доказательства в самой каменной кладке однозначны, особенно на уровне трифориума: неф был всегда более продвинутым, чем амбулаторные заливы хора, и это было подтверждено дендрохронологией. [ Цитация необходима ]
Строители не работали на чистом месте; Им пришлось бы очистить обломки и выжившие части старой церкви, когда они построили новое. Тем не менее работа прогрессировала быстро: южное крыльцо с большей частью ее скульптуры было установлено к 1210 году, и к 1215 году было завершено северное крыльцо и западное розовое окно. [ 68 ] В 1220 -х годах были возведены каноны, каноны перемещались в свои новые киоски в 1221 году под временной крышей на уровне Clerestory, а трансептские розы были возведены в течение следующих двух десятилетий. Высокие хранилища над хором были построены не до последних лет 1250 -х годов, как было заново открыто в первом десятилетии 21 -го века. [ 69 ]
Восстановление
[ редактировать ]С 1997 по 2018 год внешний вид собора претерпел обширную очистку, которая также включала многие внутренние стены и скульптуру. Заявление о цели объявило: «Восстановление направлено не только на то, чтобы очистить и поддерживать структуру, но и представить представление о том, как бы выглядел собор в 13 -м веке». Стены и скульптура, почерневшие сажи и возрастом, снова стали белыми. Знаменитая статуя черной Мадонны была очищена, и ее лицо было найдено белым под сажей. Проект пошел дальше; Стены в нефе были окрашены в белый цвет и оттенки желтого и бежевого цвета, чтобы воссоздать представление о предыдущем средневековом украшении [ Цитация необходима ] Полем Однако реставрация также вызвала резкую критику. Архитектурный критик New York Times , Мартин Филлер, назвал его «скандальным осквернением культурного святого места». [ 70 ] Он также отметил, что из-за ярко-белых стен сложнее оценить цвета витражей, и заявил, что работа нарушает международные протоколы по сохранению, в частности, Венецианскую хартию 1964 года , которую подписала Франция. [ 71 ] Президент Общества друзей Шартрского собора Изабель Пайо заявила, что реставрационные работы необходимы, чтобы предотвратить разрушение здания. [ 26 ]
Шартрская школа
[ редактировать ]
В начале 11 -го века епископ Фулберт , помимо восстановления собора, создал Шартр как соборную школу , важный центр религиозной стипендии и богословия. Он привлек важных богословов, в том числе Тьерри из Чартр , Уильяма Корна и англичанина Джон Солсбери . Эти люди были в авангарде интенсивного интеллектуального переосмысления, который завершился тем, что сейчас известно как эпохи Возрождения двенадцатого века , пионируя схоластическую философию, которая стала доминировать в средневековом мышлении по всей Европе. К середине 12-го века роль Чартрс снизилась, так как Парижский университет заменил его ведущую школу богословия. Основная деятельность Чартра стала паломничества. [ 72 ]
Социально-экономический контекст
[ редактировать ]Как и любое средневековое епископство , Шартрский собор был самым важным зданием в городе – центром его экономики , его самой известной достопримечательностью и центром многих видов деятельности, которые в современных городах обеспечиваются специализированными гражданскими зданиями. В средние века собор функционировал как своего рода рынок, где на разных порталах концентрировалась различная коммерческая деятельность, особенно во время регулярных ярмарок. Текстиль продавался вокруг северного трансепта, а продавцы мяса, овощей и топлива собирались у южного крыльца. У менял (важнейшей услуги в то время, когда в каждом городе или регионе была своя валюта) были свои скамейки или банкеты возле западных порталов, а также в самом нефе. [ Цитация необходима ] Продавцы вина занимались торговлей нефом, чтобы избежать налогов, пока в 13 веке это не запретило это. Постановление, назначенное части-продавцам виноделов, где они могли бы избежать налогов граф, не беспокоя поклонников. Рабочие различных профессий собрались в определенных местах вокруг собора, ожидая предложений работы. [ 73 ]
Хотя город Чартрес находился в соответствии с судебным и налоговым органом по графам Блуа , район, непосредственно окружающий собор, известный как Cloître , был фактически зоной свободной торговли, управляемой церковными властями, которые имели право на налоги от всей коммерческой деятельности, происходящей там. [ 74 ] Помимо значительного увеличения доходов собора, на протяжении XII и XIII веков это приводило к регулярным спорам, часто жестоким, между епископами, капитулом и гражданскими властями, особенно когда крепостные, принадлежавшие графам, передавали свою торговлю (и налоги) собор. В 1258 году, после серии кровавых беспорядков, спровоцированных чиновниками графа, капитул наконец получил от короля разрешение блокировать территорию монастыря и запирать ворота каждую ночь. [ 75 ]
Паломничества и легенда о Санкта-Камисе
[ редактировать ]Еще до того, как был построен готический собор, Шартр был местом паломничества, хотя и в гораздо меньших масштабах. В эпоху Меровингов и ранних Каролингов основным объектом поклонения паломников был колодец (ныне расположенный в северной части склепа Фульберта), известный как Puits des Saints-Forts , или «Колодец сильных святых», в Считалось, что тела различных местных раннехристианских мучеников (в том числе святых Пиата, Херона , Модесты и Потенциана) были брошены.
Шартр стал местом почитания Пресвятой Девы Марии . В 876 году собор приобрел санкта -Камису , которая, как полагают, была туника, которую носила Мария во время рождения Христа. Согласно легенде, реликвия была передана в собор Карл Великим , который получил его в качестве подарка от императора Константина VI во время крестового похода в Иерусалим . Однако, поскольку крестовый поход Карл Великого является выдумкой, легенде не хватает исторических заслуг и, вероятно, была изобретена в 11 -м веке для аутентификации реликвий в аббатстве Святого Дениса. [ 76 ] Фактически, Sancta Camisa была подарком в собор от Чарльза Лысного [ 77 ] и нет никаких свидетельств того, что он был важным объектом паломничества до XII века. [ Цитация необходима ] В 1194 году, когда в собор ударила молния и восточный шпиль был потерян, святая Камиза тоже считалась потерянной. Однако через три дня его нашли под защитой священников, которые скрылись за железными люками, когда вспыхнул пожар. [ Цитация необходима ]
Некоторые исследования показывают, что изображения в соборе, например бесплодных родителей Марии, Иоакима и Анны , восходят к дохристианскому культу богини плодородия, и женщины приходили к колодцу в этом месте, чтобы помолиться за своих детей, и что некоторые обратитесь к этому прошлому. [ 78 ] Историк и эксперт и эксперт Шартра Малкольм Миллер отвергли претензии о предварительно-кельтских, кельтских церемониях и зданиях на месте в документальном фильме. [ 79 ] Однако широко распространенное убеждение [ Цитация необходима ] То, что собор был также местом дохристианской друидической секты, которая поклонялась «девственнице, которая будет родить», является чисто среда среднего значения изобретения. [ Цитация необходима ]
К концу 12 -го века Церковь стала одним из самых важных популярных мест паломничества в Европе. Было четыре великих ярмарки, которые совпадали с основными праздничными днями Девы Марии: презентация , Благовещение , предположение и Рождество . Ярмарки проводились в районе, в котором управлял собор, и были приняты многие паломники в городе, чтобы увидеть плащ Девы. [ Цитация необходима ] Специальные паломничества также проводились в ответ на вспышки болезней. Когда эрготизм (более известный в средние века как «огонь Святого Антония») поразил многих жертв, склеп первоначальной церкви стал больницей для ухода за больными. [ 80 ]
Сегодня Шартр продолжает привлекать большое количество паломников, многие из которых приходят, чтобы медленно прогуляться по лабиринту, склонив головы в молитве. День (кроме Страстной пятницы). [ 81 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Орсон Уэллс , как известно, использовал Chartres в качестве визуального фона и вдохновения для последовательности монтажа в своем фильме F для подделки . Полуавтобиографическое повествование Уэллса говорило о силе искусства в культуре и о том, как сама работа может быть более важной, чем идентичность его создателей. Ощущение, что красота Чартр и его неизвестных ремесленников и архитекторов воплотила это мнение, Уэллс, стоящие за пределами собора и глядя на него, восхваляет:
Теперь это стояло здесь веками. Главная работа человека, возможно, во всем западном мире, и это без подписи: Чартр.
Празднование славы Бога и достоинства человека. Все, что осталось, большинство художников, кажется, чувствуют в наши дни, это человек. Голая, бедная, раздвоенная редька. Там нет никаких праздников. Наши, ученые продолжают говорить нам, - это вселенная, которая является одноразовой. Вы знаете, что это может быть только эта анонимная слава всего, этот богатый каменный лес, это эпическое пение, это весело, этот грандиозный выбор утверждения, который мы выбираем, когда все наши города - пыль, чтобы стоять нетронутыми, чтобы отметить, где отмечать Мы были, чтобы свидетельствовать о том, что у нас было в нас, чтобы достичь.
Наши произведения в камне, в красках, в печати сохраняются, некоторые из них сохраняются на несколько десятилетий, на тысячелетие или два, но все должно в конце концов пасть в войне или превратиться в окончательный и универсальный пепел. Триумфы и мошенничества, сокровища и фальшивки. Факт жизни. Мы умрем. «Будьте добры», — взывают к живому прошлому мертвые художники. Все наши песни замолчат – но что из этого? Продолжайте петь. Возможно, имя мужчины не имеет большого значения.
(Церковные колокола звонят...)
Джозеф Кэмпбелл описывает свой духовный опыт в книге «Сила мифа» :
Я снова в средневековье. Я снова в том мире, в котором воспитывался ребенком, в римско-католическом духовно-образном мире, и он великолепен... Этот собор говорит мне о духовной информации мира. Это место для медитации: просто гулять, просто сидеть, просто смотреть на эти красивые вещи.
Joris-Karl Huysmans включает в себя подробную интерпретацию символики, лежащего в основе искусства Чартреса в его полуавтобиографическом романе « Ла-Катедрал» 1898 года .
Chartres был основной основой вымышленного собора в соборе Дэвида Маколея : история его конструкции и анимационного специального предложения на основе этой книги.
Чартр был важной обстановкой в религиозном триллере Евангельских истин JG Sandom . Книга использовала архитектуру и историю собора как подсказки в поисках потерянного Евангелия.
Собор представлен в сериале The Television Travel The Naked Pilgrim ; Ведущий Брайан Сьюэлл исследует собор и обсуждает его знаменитую реликвию - Клаук Рождества, который, как говорят, носила Дева Мария.
Популярные видеоигры-видеоигры Active- Assassin's Creed представляет собой поднимаемый собор, смоделированный на соборе Чартр.
Чартрес собор и, в частности, его лабиринт представлены в романах Лабиринт и Город Слезы Кейт Моссе , которая получила образование и является жительницей Чартриса Твин Чичестер . [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
Празднование света Чартр
[ редактировать ]Одной из достопримечательностей в соборе Чартр является празднование Light Chartres, когда не только зажжен собор, но и много зданий по всему городу, как празднование электрификации.
Смотрите также
[ редактировать ]- Витражи из собора Чартр.
- Доброе самаритянинское окно, собор Богоматери Шартр.
- Окно Святого Томаса Беккета в Чартре.
- Французские готические витражи
- Высокий готический
- Готические соборы и церкви
- Список готических соборов в Европе
- Франция в средние века
- Римско-католические Марианские церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «База данных Mérimée» . Французское правительство . Получено 1 февраля 2013 года .
- ^ «Высокие готические годы (ок. 1250–1300),« Энциклопедия Британия ».
- ^ «Готическое искусство, чтобы покорить Европу» . www.lhistoire.fr .
- ^ Уилфрид Кох, Баусилкунде , 33 -е издание 2016, с. 170:
- Чартр, 2 -й H. 12 -й век до 1260 года, в конце ранней готики . Как правило, он преобладает свою структуру стены с 3 зонами (Arkade-Triforium-Obergaden). Увеличение аркады и (низко :) окно.
- Плаща с 4 частями ...
- (Трансалация :)
- Чартр, 2 -я половина C XII до 1260 года, в конце ранней готики . Его повышение трех уровней (Arcades - Triforium - Clerestory) стало общепринятым/примененным в высокой готике . Улучшение аркад и (меньше) окон.
- 4 зоны грунтовых хранилища ...
- ^ «Кобор Чартр | История, интерьер, витражи и факты | Британская» . www.britannica.com . 25 сентября 2023 года.
- ^ "Энциклопедия Britannica" "Chartres Catherral"
- ^ Хасснер, Рон Э. (2016). Религия на поле битвы . Издательство Корнелльского университета. п. 83. ISBN 978-1501703683 Полем Получено 19 января 2023 года .
- ^ "Чартрес собор" . Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО . Организационная, научная и культурная организация Организации Объединенных Наций . Получено 3 октября 2021 года .
- ^ Houvet, étienne. Чартресс-гид собора (2019), с. 12
- ^ Ян Ван дер Мейлен, Нотр-Дам де Чартр: до-романско-восточный завод , Берлин, 1975.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Houvet, étienne. Чартресс-гид собора (2019), с. 12-13
- ^ Honor, H. and Fleming, J. The Visual Arts: история, 7 -е изд., Седл -Ривер, Нью -Джерси: Пирсон Прентис Холл , 2005.
- ^ Филипп Дебо, «Мастера-камнерезы Шартрского собора, их опознавательные знаки на строительных площадках XII века», неопубликовано, 2021 г.
- ^ Джон Джеймс, «Строительство нартекса Шартрского собора», «Бюллетень Археологического общества Эр-и-Луар», lxxxvii 2006, 3–20. Также на английском языке в книге «В поисках неизведанного в средневековой архитектуре», 2007 г., Pindar Press, Лондон.
- ^ Фавье, Жан. Мир Шартра . Нью-Йорк: Генри Н. Абрамс, 1990. с. 160. ISBN 978-0-8109-1796-5 .
- ^ Гамбургер, Джеффри Ф. (1 октября 2020 г.). «Реставрация и осквернение» . Первые вещи: Ежемесячный журнал религии и общественной жизни (306): 7–10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Праш и Жуанно (2000), с. 94
- ^ Футитт, Хилари. (1988). Франция: 1943–1945. Дома и Мейер. ISBN 0841911754 . ОСЛК 230958953
- ^ «Краткая история собора Нотр-Дам де Шартр, Франция». francetravelplanner.com. Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ «Полковник Уэлборн Гриффит» . Американские друзья Шартра . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «Велборн Бартон Гриффит» . военные времена/Зал Доблести . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ События и даты ниже, в основном из Prache и Jouanneaux, «Chartres - The Cathedral Notre Dame, (2000), Center des Monumuments Nationaux, éditions du Patrimoine, стр. 94
- ^ Lours, «Словарь соборов» (2018), с. 131
- ^ https://whc.unesco.org/en/list/81/ Страница сайта всемирного наследия ЮНЕСКО - Чартр.
- ^ Prache и Jouanneaux, "Chartres - Собор Нотр -Дам, (2000), стр. 94
- ^ Jump up to: а б Личфилд, Джон (23 октября 2015 г.). «Пусть будет свет? Собор Чартр, пойманного в ряду чистки» . Независимый .
- ^ Jump up to: а б с д Houvet (2019) с
- ^ Houvet (2019) стр. 20
- ^ Houvet (2019), с
- ^ Jump up to: а б с Houvet (2019), с
- ^ Houvet (2019), с
- ^ Jump up to: а б с Adolf Katzenellenbogen, скульптурные программы собора Чартр , Балтимор, 1959
- ^ Houvet (2019) с. 32–33
- ^ Houvet (2019) стр. 33
- ^ Марго Фасслер, Adventus в Chartres: ритуальные модели для основных процессов в церемониальной культуре в до-современной Европе , изд. Николас Хоу, Университет Индианы Пресс, 2007
- ^ Адельхейд Хейманн, столица Фриза и пилястры Королевского Портал, Чартр, в журнале «Уорбург и придворные институты» , вып. 31, 1968, с.73–102
- ^ Houvet (2019) стр. 37
- ^ Houvet (2019), с. 55–58
- ^ Houvet (2019) с. 22–23
- ^ Houvet (2019) с. 10–11
- ^ Jump up to: а б с Houvet (2019), стр. 67
- ^ Houvet (2019), с. 68–69
- ^ Для подробного анализа см.; Пол Франкл, Хронология витража в соборе Чартр , в художественном бюллетене 45: 4 декабря 1963 г., с.301–22
- ^ Для получения подробной информации см. Delaporte & Houvet, 1926, p.496ff
- Витражи окна собора Чартр. Реликвии и изображения , монументальный бюллетень, 161: 1, 2003, с.3–9
- ^ Самый полный обзор - Ив Делапорт, Les Stained Glasses De La Cathedrale De Chartres , Париж, 1926 г.
- ^ Джейн Уэлч Уильямс, Хлеб, вино и деньги: торговые окна Шартрского собора , Чикаго, 1993 г.
- ^ Мередит Парсонс Лиллич, Редатировка окон гризайля тринадцатого века Шартрского собора , в Gesta , xi, 1972, стр. 11–18.
- ^ Информационный листок о склепе, опубликованный Службой приема и посетителей Шартрской епархии (2019 г.)
- ^ Уве (2019), с. 17–18
- ^ Jump up to: а б Информационный лист для посетителей (2019 г.)
- ^ Уве (2019), стр. 17–191.
- ^ Уве (2019), с. 60–65
- ^ Base Palissy : Орган на трибуне: футляр для органа; Органная галерея Министерства культуры Франции. (на французском языке)
- ^ ( [1] ) «Церковная и органная музыка - органы Шартрского собора», The Musical Times, 1 июля 1913 г.
- ^ Base Palissy : Орган на трибуне: футляр для органа; Органная галерея Министерства культуры Франции. (на французском языке) .
- ^ База Палисси : Орган Tribune , Министерство культуры Франции. (на французском языке) .
- ^ База Палисси : Большой орган , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ "Великий . Шартр собор
- ^ Houvet (2019), с
- ^ Houvet (2019) с. 13, 32.
- ^ Houvet (2019) с
- ^ Джон Джеймс, «Исследование некоторых аномалий в вознесенных и воплощенных порталах собора Чартр», Геста , 25: 1 (1986), стр. 101–108.
- ^ C. Эдсон Арми, «директор» Чартр и происхождение «готической» скульптуры , Пенн. Штат, 1994.
- ^ «Джон Джеймс | Международный центр средневекового артинтетрационального центра средневекового искусства» . Medievalart.org . Получено 12 марта 2013 года .
- ^ Джон Джеймс, «Шартрские подрядчики», Вайонг, II том. 1979–81.
- ^ Ив Делапорт, Нотр-Дам де Шартр: историческое и археологическое введение , Париж, 1957 г.
- ^ Джеймс, Джон (1990). Мастера-каменщики Шартра . Лондон; Нью-Йорк; Шартр; Сидней: паб West Grinstead. ISBN 978-0-646-00805-9 .
- ^ Лотье, Клодин (2011). «Недавние реставрации Шартрского собора и новые исследования». Монументальный вестник . 169 : 3–11. дои : 10.3406/bulmo.2011.7891 .
- ^ «Спорная реставрация, которая стирает прошлое», The New York Times , 1 сентября 2017 г.
- ^ Martin Filler, «Скандальный макияж в Chartres», New York Review of Books . [2]
- ^ Лорен С. Маккинни, епископ Фулберт и образование в Школе Чартрес , Univ. Нотр -Дама Индиана, 1956
- ^ Отто фон Симсон, готический собор , 2 -е изд. Нью -Йорк, 1962, с. 167
- ^ Для окончательного изучения социальной и экономической жизни средневековых чартр на основе архивных документов, см.; Андре Чедевиль, Чартр и его кампании в средние века: 11 -е место в 13 -м веках , Париж, 1992.
- ^ См. Джейн Уэлч Уильямс, Хлеб, Вино и Деньги: Окна сделок в Чартресском соборе , Чикаго, 1993, особенно с. 21
- ^ Э. Мал, Религиозное искусство во Франции: тринадцатый век , Принстон 1984 [1898], с.343
- ^ Pastan, E. (2008). Карл Великий как святой? Реликвии и выбор оконных предметов в соборе Чартр. В М. Габриэле и Дж. Стуки (ред.), Легенда Карла Великого в средние века (стр. 117). Эссе, Нью -Йорк: Palgrave Macmillan.
- ^ Spitzer, Laura (1994). «Культ девственной и готической скульптуры: оценка оппозиции в столице Фасада Фасада Фасада Чартреса». Геста . 33 (2): 132–150. doi : 10.2307/767164 . JSTOR 767164 . S2CID 192682440 .
- ^ «Собор Богоматери Шартр (часть 1 из 2)» . Неизвестный. 28 мая 2011. Архивировано с оригинала 17 ноября 2021 года . Получено 22 апреля 2018 года .
- ^ Favier, Джин. Мир Чартр . Нью -Йорк: Генри Н. Абрамс, 1990. с. 31 ISBN 978-0-8109-1796-5 .
- ^ «Лабиринт собора Нотр-Дам де Чартр», архивное 9 сентября 2016 года на машине Wayback , извлеченном 2016-09-10
- ^ "Кейт Мосс" . Кейт Мосс .
- ^ "Лабиринт" . IMDB .
- ^ «Город Слезы Кейт Мосс» .
Библиография
[ редактировать ]- Буркхардт, Титус. Чартр и рождение собора . Блумингтон: World Wisdom Books, 1996. ISBN 978-0-941532-21-1
- Адамс, Генри. Мон-Сен-Мишель и Чартр . Бостон: Хоутон Миффлин , 1913 и много более поздних изданий.
- Мяч, Филипп. Вселенная камня . Нью -Йорк: Харпер, 2008. ISBN 978-06-115429-4 .
- Delaporte, Y. Витражные окна собора Чартр: история и описание отца Й. Делапорте ... Воспроизведения Э. Houvet. Чартр: é. Houvet, 1926. 3 тома (в основном состоит из фотографий окон собора)
- Фасслер, Марго Э. Девственница Чартреса: создание истории через литургию и искусство (издательство Йельского университета; 2010) 612 страниц; Обсуждает платье Марии и другие реликвии, проводимые собором Чартреса в исследовании истории истории и культе Девы Чартреса в 11 и 12 веках.
- Грант, Линди. «Представление династии: Transept Windows в Chartres Catchedral», в Robert A. Maxwell (Ed), представляющий историю, 900–1300: искусство, музыка, история (Университетский парк (Пенсильвания), Пенсильвания государственного университета, 2010),),
- Хувет, Э. Собор Чартр. Челлес (S.-Et-M.): Hélio. A. faucheux, 1919. 5 томов в 7. (полностью состоит из фотогравей архитектуры и скульптуры, но не Windows)
- Уве, Э. Иллюстрированная монография Шартрского собора: (отрывок из произведения, коронованного Академией изящных искусств). сл: сн, 1930.
- Уве, Э. Шартр – Путеводитель по собору , отредактированный Миллером, Малкольмом Б., Éditions Houvet, 2019, ISBN 2-909575-65-9
- Джеймс, Джон, Мастера-масоны Шартра , Вест-Гринстед, 1990, ISBN 978-0-646-00805-9 .
- Джеймс, Джон, Подрядчики Шартра , Вайонг, II тт. 1979–81, ISBN 978-0-9596005-2-0 и 4 х
- Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-27558-0765-3 .
- Мужчина, Эмиль. Нотр-Дам де Чартр. Нью -Йорк: Harper & Row , 1983.
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (по -французски). Выпуск Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Миллер, Малкольм. Шартр собор. Нью -Йорк: Riverside Book Co., 1997. ISBN 978-1-878351-54-8
- Prache, Anne и Jouanneaux, Fransoise, Chartres- Собор Нотр-Дам . Париж, Центр DEMUMENTS NATIONAUX, издание Du Patrimoine, 2000 ISBN 978-2-8582-2153-0
- Terrier-Aliferis, L. «Мобильность и инновации: пример собора Чартр», в L. Terrier-Aliferis, проблемы с мобильностью в начале готического периода. Трафик художников или моделей моделей?, Turnhout, 2020, с. 63-104 (ISBN 978-2-503-59141-4)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История и информация Шартрского собора
- Шартрский собор Коллекция ЮНЕСКО в Google Arts and Culture
- Коллекция фотографий Питтсбургского университета
- Шартрский собор в священных местах
- Башни Шартрского собора
- О лабиринте (на английском языке)
- Детали Зодиака и других окон Шартра
- Шартрский собор в корпусе средневекового повествовательного искусства. Архивировано 9 декабря 2018 года в Wayback Machine. Попанельные фотографии многих окон.
- Описание внешних порталов Проверено 3 августа 2008 г.
- Панорамы и изображения Шартрского собора в высоком разрешении 360° | Художественный Атлас [ постоянная мертвая ссылка ]
- Саркофаг в форме человека найден в недавно обнаруженных гробницах под собором Парижской Богоматери , Agence France-Presse, Science Alert, 2022 03 16 фотографий из ограниченного доступа во время реставрации
- Шартр собор
- Церкви построены в 1250 году.
- Римско-католические соборы во Франции
- Церкви в Эр-и-Луар
- Сообщество Chemin Neuf
- Готическая архитектура во Франции
- Достопримечательности Франции
- Объекты всемирного наследия во Франции
- Чартр
- Исторические памятники Eure-et-loir
- Памятники Центра национальных памятников
- Римско-католические церковные здания 13-го века во Франции