Ислам в Монголии
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |



Ислам в Монголии исповедуют примерно от 3 до 5% населения. [ 1 ] [ 2 ] Его практикуют этнические казахи провинции Баян-Улгий (88,7% от общей численности населения аймаков) и провинции Ховд (11,5% от общей численности населения аймаков, проживающих в основном в аймаке Ховд , Ховд суме и суме Буянте ) Монголии в западной городском . Кроме того, ряд небольших казахских общин можно найти в различных городах и поселках по всей стране. Ислам также исповедуют небольшие общины хотонов и уйгуров . [ 3 ]
Некоторые монгольские мусульмане включили в свои верования элементы буддизма , даже считая Будду синонимом Адама . [ 4 ] первый пророк в исламе, хотя в наше время этого не происходит.
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства существования ислама в Монголии датируются 1254 годом, когда францисканец Вильгельм Рубрукский посетил двор великого хана Монгки в Каракоруме . Он отпраздновал Пасху в несторианской христианской церкви, но также отметил семь храмов «идолопоклонников» (возможно, буддийские, индуистские и даосские храмы) и две мечети. Таким образом, историки датируют приход ислама в Монголию периодом между 1222 и 1254 годами. Ислам также привлек внимание монголов после вторжения Чингисхана в Афганистан . В 1222 году на обратном пути в Монголию он посетил Бухару в Мавераннахре . Считалось, что он интересовался исламом и впоследствии одобрял мусульманские принципы, за исключением хаджа , считая его ненужным. Тем не менее, он продолжал поклоняться Тенгри , как это делали его предки.
Чингисхан и последующие юаньские императоры запрещали исламские практики, такие как халяльная разделка мяса, навязывали мусульманам монгольские методы забоя животных, а также другие ограничительные меры продолжались. Мусульманам приходилось тайно резать овец. [ 5 ] Чингисхан прямо называл мусульман и евреев «рабами» и требовал от них следовать монгольскому способу питания, а не халяльному. Обрезание также было запрещено. Евреи также пострадали от монголов и запретили им есть кошерную пищу . [ 6 ]
Среди всех [подвластных] пришлых народов только хуэй-хуэй говорят: «Мы не едим монгольскую пищу». [Чингис Каан ответил:] «С помощью небес мы умиротворили вас; вы наши рабы. Однако вы не едите нашей еды и питья. Как это может быть правильно?» После этого он заставил их поесть. «Если вы зарежете овцу, вас будут считать виновным в преступлении». Он издал постановление на этот счет... [В 1279/1280 году при Хубилае] все мусульмане говорят: «Если кто-то другой зарежет [животное], мы не едим». Поскольку бедные люди этим расстроены, отныне Мусулуман [мусульманин] Хуэйхуэй и Чжуху [еврей] Хуэйхуэй, независимо от того, кто убьет [животное], будет есть [его] и должны прекратить сами резать овец и прекратить обряд. обрезания.
Внук Чингисхана Берке принял ислам благодаря стараниям Саиф уд-Дина Дервиша, дервиша из Хорезма ; таким образом, Берке стал одним из первых монгольских правителей, обратившихся в веру. Другие монгольские лидеры своим обращением в ислам были обязаны влиянию жены-мусульманки. [ 8 ] Позднее именно мамлюкский правитель Байбарс сыграл важную роль в привлечении многих золотоордынских монголов к исламу . Байбарс установил прочные связи с монголами Золотой Орды и предпринял шаги для перемещения монголов Золотой Орды в Египет . Приход монголов Золотой Орды в Египет привел к принятию ислама значительным количеством монголов. [ 8 ] К 1330-м годам три из четырех крупнейших ханств Монгольской империи стали мусульманскими. [ 9 ] Это были улусы Джучи , улусы Хулагу и улусы Чагатая . Империя Юань также охватывала мусульманские народы, такие как персы .
Хотя двор империи Юань принял тибетский буддизм в качестве официальной религии, большинство простых монголов , особенно тех, кто продолжал жить в собственно Монголии, оставались шаманистами. После упадка династии Юань шаманизм снова стал доминирующей религией. В той или иной степени продолжались политические и экономические отношения с мусульманскими странами, такими как Могулистан .
Современная эпоха
[ редактировать ]Мусульманские хотоны были переселены в Западную Монголию из Синьцзяна в 17 или 18 веке Джунгарским ханством . Большинство хотонов сегодня проживают в Увсской губернии . [ 10 ] Небольшое количество уйгуров также проживает в Монголии и в основном проживает в Ховде . Некоторые также живут в Баян-Улгии . [ 3 ]
Во времена династии Цин китайские мусульмане поселились в Монголии в коммерческих целях и вскоре создали религиозную инфраструктуру для своих общин. [ 11 ] Многие из этих мусульман были выходцами из северного Китая . [ 12 ]
Казахи-мусульмане начали селиться в Джунгарии и на Алтае в конце XIX века. [ 3 ] Большинство этих казахов составляли кланы Керей и Найман, многие из них бежали от преследований в царской России и Цинском Китае. Когда 29 декабря 1911 года к власти в Монголии пришел Богдо-хан , казахи Синьцзяна и Алтая искали покровительства восстановленного ханства. Правительство Богд-хана приняло их и разрешило им поселиться в западном районе монгольской провинции Ховд . [ нужна ссылка ]
Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]Аймак Баян-Улгий был создан в рамках административных реформ Монгольской Народной Республики в 1940 году. В результате исторически высокого уровня рождаемости мусульманское население в Монголии увеличилось в период с 1956 по 1989 год. Однако наблюдалось сокращение мусульманского населения. [ 13 ] [ 14 ] в 1990-1993 годах из-за большой волны репатриации этнических казахов (так называемых оралманов) в Казахстан после распада Советского Союза.
Сегодня
[ редактировать ]Ислам в настоящее время исповедуется преимущественно в западной части страны, а также в столице Монголии. Некоторые из крупных населенных пунктов со значительным мусульманским присутствием включают Улан-Батор (90% в хоро № 4 Налайх- Дююрега). [ 15 ] ), Тёв и Селенге аймаки , Эрдэнэт , Дархан , Булган , Шарынгол (17,1% от общей численности населения [ 16 ] ) и Берх города .
Год | Население | Процент |
---|---|---|
1956 | 36,729 | 4.34% |
1963 | 47,735 | 4.69% |
1969 | 62,812 | 5.29% |
1979 | 84,305 | 5.48% |
1989 | 120,506 | 6.06% |
2000 | 102,983 | 4.35% |
2007 | 140,152 | 5.39% |
Мечети
[ редактировать ]В настоящее время в Монголии 27 мечетей. [ 18 ]
Сертификация Халяль
[ редактировать ]20 декабря 2023 года Монгольское агентство стандартной метрологии получило аккредитацию на сертификацию халяльной пищевой продукции, отвечающую требованиям Аккредитационного центра Совета сотрудничества стран Персидского залива , что позволило агентству выдавать халяльную сертификацию продуктов питания, производимых в стране, для экспорта. Первый халяльный сертификат агентство выдало 12 августа 2024 года двум местным продовольственным компаниям: ООО «Дорнод Мах Маркет» и ООО «Траст Групп». [ 19 ]
Известные монгольские мусульмане
[ редактировать ]
- Берке - внук Чингисхана и лидер Золотой Орды , который был первым монгольским правителем, установившим ислам в монгольском государстве. [ 20 ]
- Газан — седьмой правитель Ильханата . [ 21 ]
- Мухаммад Ходабанде - в прошлом христианин, он был восьмым правителем династии Ильханидов в Иране с 1304 по 1316 год. [ 22 ]
- Мубарак-шах — глава улуса Чагатайского ханства ( 1252–1260, март–сентябрь 1266 г.). [ 23 ]
- Навруз (монгольский эмир) — принявший ислам ; [ 24 ] играл важную роль в политике Монгольского Ильханства .
- Негудар — монгольский генерал и нойан [ 25 ]
- Ногай-хан — монгольский полководец и правнук Чингисхана . [ 26 ]
- - Чагатайского ханства хан Тимур Дува
- Текудер — монгольский вождь Ильханской империи , бывший христианин-несторианец . [ 27 ]
- Tuda Mengu - Mongol leader of the Golden Horde [ 28 ]
- Туглуг Тимур — хан Могулистана . [ 29 ]
- Олджей Темур-хан , также известный как Буяншир-хан, после того, как принял ислам , когда находился при дворе Тимура в Самарканде .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись населения и жилищного фонда Монголии 2010 г. Данные записаны в Brian J. Grim et al. Ежегодник международной религиозной демографии 2014 . БРИЛЛ, 2014. с. 152
- ↑ Мусульманское население. Архивировано 10 августа 2011 г. на Wayback Machine Pewforum.
- ^ Jump up to: а б с Финке, Питер (1999). «Казаки Западной Монголии». В Сванберге, Ингвар (ред.). Современные казахи: культурные и социальные перспективы . Лондон: Керзон. стр. 103–109. ISBN 0-7007-1115-5 .
- ^ Уиллард Гердон Окстоби, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . п. 434. ИСБН 0-19-541521-3 . OCLC 46661540 .
- ^ Майкл Диллон (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. п. 24. ISBN 0-7007-1026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Йохан Эльверског (2010). Буддизм и ислам на Шелковом пути (иллюстрированное ред.). Издательство Пенсильванского университета. п. 228. ИСБН 978-0-8122-4237-9 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Дональд Дэниел Лесли (1998). «Интеграция религиозных меньшинств в Китае: случай китайских мусульман» (PDF) . Пятьдесят девятая лекция Джорджа Эрнеста Моррисона по этнологии. п. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2010 года . Проверено 30 ноября 2010 г. .
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Томас Уокер , Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . Лахор: Ш. Мухаммад Ашраф, 1896 г.; стр. 192, 334
- ^ Американская энциклопедия , Grolier Incorporated, стр. 680
- ^ Сандерс, Алан Дж. К. (2010). Исторический словарь Монголии (3-е изд.). Пугало Пресс. п. 386. ИСБН 978-0-8108-7452-7 .
- ^ Чжан, Шаодань (2022). «Ислам в религиозном ландшафте Китая: секуляризация руководства мечетями в позднем императорском Китае, 1600–1900». Международный журнал ислама в Азии . 2 (1): 44–69. дои : 10.1163/25899996-20221027 . ISSN 2589-9988 .
- ^ Ивамура, Синобу (1948). «Структура мусульманского общества во Внутренней Монголии». Дальневосточный ежеквартальный вестник . 8 (1): 34. дои : 10.2307/2049481 . ISSN 0363-6917 .
- ^ «Монголия» . Государственный департамент США .
- ^ «Монголия» . Центральное разведывательное управление. 12 сентября 2022 г. – через CIA.gov.
- ^ Образование казахских детей: анализ ситуации . Спасите детей, Великобритания, 2006 г.
- ^ Обзор города Шарынгол [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "К вопросу об изменении количества и расположения костей Монголии" М. Баянтор, Г. Воскресенье, З. Баярмаа, стр. 57–70. Архивировано 27 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Сасонгко, Агунг (24 февраля 2019 г.). «Мусульманская Монголия дан Минимня Масджид» [Монгольские мусульмане и нехватка мечетей]. Республика (на индонезийском языке) . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ М., Самбууньям (13 августа 2024 г.). «Две монгольские компании получили сертификаты Халяль» . Монгольское национальное информационное агентство . Проверено 18 августа 2024 г.
- ↑ Де Виз, Девин А. Исламизация и местная религия в Золотой Орде , Penn State Press, 1 сентября 1994 г., ISBN 0-271-01073-8 ; стр. 3
- ↑ Махмуд Газан. Архивировано 3 января 2008 г. в Wayback Machine . Британская энциклопедия. 2007. Краткая энциклопедия Britannica. 2 июля 2007 г.
- ^ Лимберт, JW (2004). Шираз в эпоху Хафеза: слава средневекового персидского города . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 87
- ^ Кин, HG Очерк истории Индостана от первого мусульманского завоевания до падения Империи Великих Моголов , Лондон: WH Allen & Co., 1885
- ^ Ханбаги, Аптин Огонь, Звезда и Крест: религии меньшинств в средневековом и раннем современном Иране . Лондон: IB Tauris, 2005. ISBN 1-84511-056-0 ; стр. 69-70
- ^ Биографический словарь Общества распространения полезных знаний . 4 тома. Лондон, 1842–1844 гг. п. 226
- ^ Ярмарка, с. 71
- ^ Рансиман, Стивен История крестовых походов . 3 тома. Издательство Кембриджского университета, 1951–1954, с. 397
- ^ Мартин, Джанет Средневековая Россия, 980-1584: 980-1584 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995; п. 171
- ^ Ньюман, Эндрю Дж., изд. Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени . Лейден: Брилл, 2003. ISBN 90-04-12774-7 ; п. 30
