Jump to content

Сравнительная психология

Сравнительная психология — это научное исследование поведения и психических процессов , кроме человека животных , особенно в том, что касается филогенетической истории, адаптивного значения и развития поведения. Фразу «сравнительная психология» можно использовать в узком и широком смысле. [1] В узком смысле это относится к изучениюсходства и различия в психологии и поведении разных видов. В более широком смысле сравнительная психология включает в себя сравнения между различными биологическими и социокультурными группами, такими как виды, полы, стадии развития, возраст и этническая принадлежность. Исследования в этой области затрагивают множество различных проблем, используют множество различных методов и изучают поведение множества различных видов, от насекомых до приматов. [2] [3]

Иногда предполагается, что сравнительная психология делает упор на межвидовые сравнения, в том числе между людьми и животными. Однако некоторые исследователи считают, что прямые сравнения не должны быть единственным направлением сравнительной психологии и что интенсивное сосредоточение внимания на отдельном организме столь же желательно для понимания его поведения; если не больше. Дональд Дьюсбери рассмотрел работы нескольких психологов и их определения и пришел к выводу, что целью сравнительной психологии является установление принципов общности, фокусирующихся как на непосредственной, так и на окончательной причинности . [4]

Использование сравнительного подхода к поведению позволяет оценить целевое поведение с четырех различных, взаимодополняющих точек зрения, разработанных Нико Тинбергеном. [5] Во-первых, можно задаться вопросом, насколько распространено такое поведение среди видов (т.е. насколько распространено такое поведение среди видов животных?). Во-вторых, можно задаться вопросом, как такое поведение способствует репродуктивному успеху особей, демонстрирующих такое поведение, на протяжении всей жизни (т. е. приводит ли такое поведение к тому, что животные производят больше потомства, чем животные, не демонстрирующие такое поведение)? Теории, рассматривающие конечные причины поведения, основаны на ответах на эти два вопроса.

В-третьих, какие механизмы участвуют в поведении (т.е. какие физиологические, поведенческие и экологические компоненты необходимы и достаточны для формирования поведения)? В-четвертых, исследователь может задаться вопросом о развитии поведения внутри индивидуума (т.е. какой процесс взросления, обучения, социальный опыт должен пройти индивидуум, чтобы продемонстрировать определенное поведение)? Теории, рассматривающие непосредственные причины поведения, основаны на ответах на эти два вопроса. Подробнее см. в четырех вопросах Тинбергена .

Ученый 9-го века аль-Джахиз написал работы о социальной организации и методах общения таких животных, как муравьи. [6] Арабский писатель XI века Ибн аль-Хайсам (Альхазен) написал « Трактат о влиянии мелодий на души животных» — ранний трактат, посвященный влиянию музыки на животных . В трактате он демонстрирует, как можно ускорить или замедлить шаг верблюда с помощью музыки , а также показывает другие примеры того, как музыка может влиять на поведение животных , экспериментируя с лошадьми, птицами и рептилиями. Вплоть до XIX века большинство ученых западного мира продолжали верить, что музыка — это исключительно человеческое явление, но эксперименты, проведенные с тех пор, подтвердили точку зрения Ибн аль-Хайсама о том, что музыка действительно оказывает влияние на животных. [7]

Чарльз Дарвин сыграл центральную роль в развитии сравнительной психологии; Считается, что о психологии следует говорить в терминах «до» и «пост-Дарвина», поскольку его вклад был очень влиятельным. Теория Дарвина привела к нескольким гипотезам, одна из которых заключалась в том, что факторы, которые отличают людей от других, такие как высшие умственные, моральные и духовные способности, могут быть объяснены эволюционными принципами. Ответом на яростную оппозицию дарвинизму стало «анекдотическое движение», возглавляемое Джорджем Романесом , который намеревался продемонстрировать, что животные обладают «зачаточным человеческим разумом». [4] Романес наиболее известен двумя основными недостатками в своей работе: его вниманием к анекдотическим наблюдениям и укоренившимся антропоморфизмом . [2]

Ближе к концу XIX века существовало несколько ученых, работы которых также имели большое влияние. Дугласа Александра Сполдинга называли «первым биологом-экспериментатором». [4] и работал в основном с птицами; изучение инстинктов, импринтинга, а также зрительного и слухового развития. Жак Леб подчеркивал важность объективного изучения поведения, сэру Джону Лаббоку приписывают первое использование лабиринтов и головоломок для изучения обучения, а Конви Ллойд Морган считается «первым этологом в том смысле, в котором мы сейчас используем это слово». [4]

Хотя изначально в этой области пытались охватить множество видов, к началу 1950-х годов она сосредоточилась в первую очередь на белых лабораторных крысах и голубях, а тема исследования ограничивалась обучением, обычно в лабиринтах. На это застойное положение дел указал Бич (1950). [8] и хотя с этим в целом согласились, реальных изменений не произошло. Десять лет спустя он повторил обвинения, но снова безрезультатно. Тем временем в Европе этология добилась успехов в изучении множества видов и множества моделей поведения. Между двумя дисциплинами возникли разногласия там, где должно было быть сотрудничество, но сравнительные психологи по большей части отказывались расширять свой кругозор. Такое положение дел закончилось триумфом этологии над сравнительной психологией, кульминацией которого стало вручение этологам Нобелевской премии в сочетании с потоком информативных книг и телевизионных программ по этологическим исследованиям, которые стали широко смотреть и читать в Соединенных Штатах. [9] В настоящее время сравнительная психология в Соединенных Штатах находится в упадке. [10]

На протяжении долгой истории сравнительной психологии предпринимались неоднократные попытки применить более дисциплинированный подход, при котором аналогичные исследования проводятся на животных разных видов, а результаты интерпретируются с точки зрения их различного филогенетического или экологического происхождения. Поведенческая экология в 1970-е годы дала более прочную базу знаний, на основе которой могла развиться настоящая сравнительная психология. Однако более широкое использование термина «сравнительная психология» закреплено в названиях научных обществ и академических журналов, не говоря уже о сознании психологов других специальностей, поэтому название этой области вряд ли исчезнет полностью.

Постоянный вопрос, с которым сталкиваются сравнительные психологи, — это относительный интеллект различных видов животных. Действительно, некоторые ранние попытки подлинно сравнительной психологии включали оценку того, насколько хорошо животные разных видов могут усваивать разные задачи. Эти попытки провалились; Оглядываясь назад, можно увидеть, что они были недостаточно искушены ни в анализе требований различных задач, ни в выборе видов для сравнения. [2] Однако определение «интеллекта» в сравнительной психологии глубоко затронуто антропоморфизмом; эксперименты, сосредоточенные на простых задачах, сложных проблемах, обратном обучении, обучающих наборах и отложенном чередовании, были наполнены практическими и теоретическими проблемами. [2] В литературе «интеллект» определяется как то, что наиболее близко к человеческой деятельности, и игнорирует поведение, на которое люди обычно неспособны (например, эхолокация ). [11] В частности, сравнительные исследователи сталкиваются с проблемами, связанными с индивидуальными различиями, различиями в мотивации, различиями в подкреплении, различиями в сенсорных функциях, различиями в двигательных способностях и типичной для вида подготовленностью (т. е. некоторые виды в ходе эволюции научились приобретать одно поведение быстрее, чем другое). [2]

Изученные виды

[ редактировать ]

Сравнительные психологи изучали самые разнообразные виды. Однако на сцене доминировали лишь немногие. В ранних работах Ивана Павлова использовались собаки; хотя они были предметом периодических исследований, с тех пор они не занимали заметного места. Возросший интерес к изучению аномального поведения животных привел к возвращению к изучению большинства видов домашних животных. Торндайк начал свои исследования с кошек, но американские сравнительные психологи быстро переключились на более экономную крысу , которая оставалась почти неизменным объектом в первой половине 20 века и продолжает использоваться.

Скиннер ввел использование голубей , и они продолжают играть важную роль в некоторых областях. Всегда существовал интерес к изучению различных видов приматов ; Важный вклад в социальную психологию и психологию развития были внесены Гарри Ф. Харлоу исследованиями материнской депривации у макак-резус . Исследования перекрестного воспитания показали сходство между человеческими младенцами и младенцами шимпанзе. Келлог и Келлог [12] (1933) стремились изучить наследственность и воздействие молодых приматов на окружающую среду. Они обнаружили, что шимпанзе по имени Гуа, выращенный на перекрестном воспитании , лучше распознавал человеческие запахи и одежду, а ребенок Келлоггов (Дональд) лучше узнавал людей по лицам. Исследование завершилось через девять месяцев после начала, после того как младенец начал имитировать звуки Гуа.

Нечеловекообразных приматов также использовали, чтобы показать развитие языка по сравнению с развитием человека. Например, Гарднер (1967) успешно обучил самку шимпанзе Уошо 350 словам американского языка жестов . Впоследствии Уошо передала часть этого учения своему приемному отпрыску Лулису . Критика владения Уошо языком жестов была сосредоточена на том, насколько она действительно понимала, что жестикулирует. Ее знаки могли быть просто основаны на ассоциации с желанием получить награду, например еду или игрушку. Другие исследования пришли к выводу, что обезьяны не понимают лингвистическую информацию, но могут формировать предполагаемое значение того, что сообщается. [13] [14] [15] Сообщается, что все человекообразные обезьяны обладают способностью к аллоспецифическому символическому производству.

Интерес к исследованиям на приматах возрос с ростом исследований когнитивных способностей животных. Другие животные, считающиеся разумными, также подвергаются все большему изучению. Примеры включают различные виды врановых , попугаев, особенно серого попугая , и дельфинов . Алекс (Avian Learning EXperiment) — это хорошо известное тематическое исследование (1976–2007 гг.), разработанное Пеппербергом, [16] который обнаружил, что африканский серый попугай Алекс не только имитирует звуки, но и понимает понятия одинаковости и различия между объектами. Изучение млекопитающих, кроме человека, также включало изучение собак. Из-за своего домашнего характера и характера собаки жили в тесном контакте с людьми, поэтому параллели в общении и когнитивном поведении были признаны и дополнительно исследованы. Жоли-Машерони и его коллеги (2008) продемонстрировали, что собаки могут улавливать зевоту человека, и предположили, что у собак есть уровень сочувствия - вопрос, который активно обсуждается. Пилли и Рид [17] обнаружили, что бордер-колли по имени Чейзер смог успешно идентифицировать и извлечь 1022 различных объекта/игрушки.

Познание животных

[ редактировать ]

Исследователи, изучающие когнитивные способности животных , заинтересованы в понимании психических процессов, которые контролируют сложное поведение, и большая часть их работы аналогична работе когнитивных психологов, работающих с людьми. Например, на животных проводятся обширные исследования внимания, категоризации, формирования понятий, памяти, пространственного познания и оценки времени. Многие исследования в этих и других областях прямо или косвенно связаны с поведением, важным для выживания в естественных условиях, таким как навигация, использование инструментов и числовые навыки. Таким образом, сравнительная психология и познание животных во многом пересекаются в исследовательских категориях. [18] [19] [20]

Нарушения поведения животных

[ редактировать ]

Ветеринары признают, что психологическое состояние животного в неволе или домашнего животного необходимо принимать во внимание, если мы хотим понять и оптимизировать его поведение и здоровье. [21]

Распространенными причинами расстройства поведения у содержащихся в неволе или домашних животных являются отсутствие стимуляции, неуместная стимуляция или чрезмерная стимуляция. [22] Эти состояния могут привести к расстройствам, непредсказуемому и нежелательному поведению, а иногда даже к физическим симптомам и заболеваниям. [23] Например, у крыс , которые подвергаются громкой музыке в течение длительного периода времени, в конечном итоге разовьется нежелательное поведение, которое можно сравнить с человеческим психозом , например, кусание своих хозяев. [ нужна ссылка ]

Широко распространено мнение, что поведение собак при недостаточной стимуляции зависит как от породы , так и от характера отдельного животного. Например, хаски разрушают сады и дома, если им не дают достаточно активности. известно, что [24] Собаки также склонны к психологическому ущербу, если подвергаются насилию. Если с ними обращаться очень плохо, они могут стать опасными. [25]

Систематическое изучение неупорядоченного поведения животных опирается на исследования в области сравнительной психологии, включая ранние работы по обусловливанию и инструментальному обучению, а также на этологические исследования естественного поведения. Однако, по крайней мере в случае с домашними животными, он также опирается на накопленный опыт тех, кто тесно работал с животными. [ нужна ссылка ]

Отношения человека и животного

[ редактировать ]

Отношения между людьми и животными уже давно интересуют антропологов как один из путей к пониманию эволюции человеческого поведения. Сходства между поведением людей и животных иногда использовались в попытке понять эволюционное значение определенного поведения. Говорят, что различия в обращении с животными отражают понимание обществом человеческой природы и места людей и животных в системе вещей. одомашнивание Особый интерес представляло . Например, утверждалось, что, когда животные стали одомашненными, люди стали относиться к ним как к собственности и начали считать их неполноценными или фундаментально отличными от людей. [26]

Ингольд [27] отмечает, что во всех обществах дети должны учиться различать и отделять себя от других. В этом процессе незнакомцы могут рассматриваться как «не люди», а как животные. Ингольд цитировал Зигмунда Фрейда: «Дети не проявляют и следа высокомерия, которое побуждает взрослых цивилизованных людей проводить жесткую грань между своей собственной природой и природой всех других животных. Дети без колебаний позволяют животным считаться полностью равными им». ." Однако, повзрослев, людям становится трудно признать, что они сами являются животными, поэтому они классифицируют, отделяя людей от животных, животных — на диких животных и ручных животных, а прирученных животных — на домашних животных и домашний скот. Такие разделения можно рассматривать как аналогичные категории людей: кто является частью человеческого сообщества, а кто нет, то есть аутсайдером.

Газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой показала психологическую пользу животных. [28] точнее детей со своими домашними животными. Доказано, что наличие домашнего животного действительно улучшает социальные навыки детей. В статье доктор Сью Дошер, психолог, участвовавшая в исследовании, заявила: «Это сделало детей более склонными к сотрудничеству и обмену информацией». Также было показано, что эти дети были более уверены в себе и способны проявлять больше сочувствия к другим детям.

Кроме того, в выпуске журнала «Социальные науки и медицина» было указано: «В результате случайного опроса 339 жителей Перта, Западная Австралия, были выбраны из трех пригородов и опрошены по телефону. Было обнаружено, что владение домашними животными положительно связано с некоторыми формами социальных контактов. и взаимодействия, а также с восприятием дружелюбия к соседям. После поправки на демографические переменные владельцы домашних животных получили более высокие баллы по шкалам социального капитала и гражданской активности». [29] Подобные результаты позволяют нам понять, что наличие домашнего животного предоставляет возможности для добрососедского взаимодействия, а также многие другие возможности для социализации между людьми.

Темы обучения

[ редактировать ]

Известные сравнительные психологи

[ редактировать ]

Известные сравнительные психологи в этом широком смысле включают:

Многие из них были активны в других областях, помимо психологии животных; это характерно для сравнительной психологии.

[ редактировать ]

Области психологии и другие дисциплины, которые опираются на сравнительную психологию или пересекаются с ней, включают:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рафаэль д'Иса; Чарльз И. Абрамсон (2023). «Происхождение словосочетания сравнительная психология: исторический обзор» . Границы в психологии . 14 : 1174115. doi : 10.3389/fpsyg.2023.1174115 . ПМЦ   10225565 . ПМИД   37255515 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Дьюсбери, Д. (1978). Сравнительное поведение животных . Книжная компания МакГроу-Хилл. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  3. ^ Папини, MR (2003). Сравнительная психология. В Справочнике по методам исследования в экспериментальной психологии . Эд. Стивен Ф. Дэвис. Блэквелл. Молден, Массачусетс.
  4. ^ Jump up to: а б с д Дьюсбери, Д. (1984). Сравнительная психология в двадцатом веке . Издательство Хатчинсон Росс. Страудсбург, Пенсильвания.
  5. ^ Тинберген, Н. (1963). «О целях и методах этологии». Журнал психологии животных . 20 (4): 410–33. дои : 10.1111/j.1439-0310.1963.tb01161.x .
  6. ^ ( Хак 2004 , стр. 376)
  7. ^ ( Плотт 2000 , стр. 461)
  8. ^ Бич, Фрэнк. (1950) Снарк был буджумом. « Американский психолог, 5» , 115–24.
  9. ^ Саймон, Армандо. (2017) Краткое эссе о том, как сравнительная психология стала вымирающим видом. « Межамериканский журнал психологии, 51 , 107–110».
  10. ^ Абрамсон, Чарльз. (2015) Кризис в сравнительной психологии: куда делись все студенты? Дополнительные комментарии. « Инновационное обучение, 4», статья 7, 1-10.
  11. ^ Винн, CDL (1978). Познание животных: психическая жизнь животных . Пэлгрейв. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  12. ^ Келлог, WN и Лос-Анджелес Келлог. (1933) Обезьяна и ребенок: сравнительное исследование влияния окружающей среды на раннее поведение . Hafner Publishing Co., Нью-Йорк и Лондон.
  13. ^ Терраса (1979)
  14. ^ Сэвидж-Рамбо (1987)
  15. ^ Клаус Цубербюлер (2015). «Языковые возможности животных, кроме человека» (PDF) . Междисциплинарные обзоры Wiley: когнитивная наука . 6 (3): 313–321. дои : 10.1002/wcs.1338 . hdl : 10023/8091 . ПМИД   26263232 .
  16. ^ Пепперберг, И.М. 1991 Коммуникативный подход к познанию животных: исследование концептуальных способностей серого попугая. В: Когнитивная этология: разум других животных (под ред. Кэролин А. Ристау), Lawrence Erlbaum Associates, Хиллсдейл, Нью-Джерси; Хоув и Лондон, Англия.
  17. ^ Джон В. Пилли; Аллистон К. Рид (2011). «Бордер-колли воспринимает названия объектов как вербальные референты» (PDF) . Поведенческие процессы . 86 (2): 184–195. дои : 10.1016/j.beproc.2010.11.007 . ПМИД   21145379 . S2CID   18753940 .
  18. ^ с. 2, Мензель Р. и Фишер Дж. (2010) Мышление животных: современные проблемы сравнительного познания
  19. ^ Вассерман и Зенталл (редакторы) (2006); Сравнительное познание
  20. ^ Шеттлворт, Сара Дж. (2010); Познание, эволюция и поведение (2-е изд.) , Оксфордский университет. Нажимать.
  21. ^ Канадский совет по уходу за животными (апрель 2021 г.). Рекомендации CCAC: Оценка благополучия животных (PDF) . ISBN  978-0-919087-89-7 .
  22. ^ Ли, Кван-Хун; Джо, Вури; Канг, Тае-Ку; О, Тэхо; Ким, КилСу (19 марта 2023 г.). «Оценка стресса, вызванного изменениями окружающей среды, для улучшения благосостояния лабораторных собак породы бигль» . Животные . 13 (6): 1095. дои : 10.3390/ani13061095 . ISSN   2076-2615 . ПМЦ   10044678 . ПМИД   36978636 .
  23. ^ Кэмпс, Томас; Амат, Марта; Мантека, Ксавье (12 декабря 2019 г.). «Обзор заболеваний и поведенческих проблем у собак и кошек» . Животные . 9 (12): 1133. дои : 10.3390/ani9121133 . ISSN   2076-2615 . ПМК   6941081 . ПМИД   31842492 .
  24. ^ Ян (16 апреля 2008 г.). «Интервью — Клуб сибирских хаски Великобритании» . Предлюбимый . Проверено 4 мая 2015 г.
  25. ^ Дасс, доктор Амрита (23 октября 2008 г.). «Пет Пивс» . Телеграф (Калькутта) . Архивировано из оригинала 25 октября 2008 года . Проверено 4 мая 2015 г.
  26. ^ Маллин, Молли. «Животные и антропология». Общество и животные: журнал исследований человека и животных . 2002. Интернет. < http://www.societyandanimalsforum.org/sa/sa10.4/mullin.shtml. Архивировано 22 марта 2012 г. в Wayback Machine >.
  27. ^ Ингольд, Тед, изд. Что такое животное? Рутледж, 1994. 14–15.
  28. ^ Гоулман, Дэниел (11 января 1990 г.). «ЗДОРОВЬЕ; Дети и их домашние животные: неожиданные психологические преимущества» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 06 февраля 2023 г.
  29. ^ Вуд, Лиза; Джайлс-Корти, Билли; Булсара, Макс (2005). «Связь с домашними животными: домашние животные как проводник социального капитала?». Социальные науки и медицина . 61 (6): 1159–73. doi : 10.1016/j.socscimed.2005.01.017 . ПМИД   15970228 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aee4461ae4ffbe211e9179ce0dc5ea31__1719323760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/31/aee4461ae4ffbe211e9179ce0dc5ea31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comparative psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)