Даяки
Даяк Дьяк | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 8,18 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Борнео : | |
Индонезия | в. 4 589 938 [1] |
Малайзия | в. 3 597 644 [2] |
Языки | |
Местный Большой Северный Борнео ( малайский , Ленд-Даяк , Каян-Мурик , Центральный Саравак , Северный Саравак , Сабахан ) • Барито • Таманик Другой Английский • Малайзийский • Индонезийский • Разновидности малайского языка | |
Религия | |
Преимущественно Христианство ( протестантизм , католичество ) (62,7%) Меньшинства Ислам ( сунниты ) (31,6%) Индуизм / Кахаринган (4,8%) и другие (т.е. анимизм ) (0,9%) [3] | |
Родственные этнические группы | |
Австронезийские народы Банджарцы • Малайцы • Сама-Баджау • Реджанг • Малагасийцы и т. д. |
Даяк ( / ˈ d aɪ . ə k / ; старое написание : Даджак ), или Дьяк , или Дайух — одна из групп Борнео коренных . [4] более чем 200 речных и горных этнических групп, расположенных в основном в центральной и южной части Борнео Это общий термин для обозначения , каждая из которых имеет свой собственный диалект, обычаи, законы, территорию и культуру, хотя общие отличительные черты легко идентифицировать. Даяки были анимистами ( кахаринганы и народные индуисты) по вере; однако с 19 века произошло массовое обращение в христианство, а также в ислам из-за распространения авраамических религий. [5]
Этимология
[ редактировать ]Принято считать, что название происходит от брунейского и меланауского слова, означающего «внутренние люди», без какой-либо ссылки на конкретную этническую группу. Этот термин был принят голландскими и немецкими авторами как общий термин для любых уроженцев Борнео-немусульман. Таким образом, исторически разницу между даяками и недайяками можно было понимать как религиозное различие. Английские писатели не одобряли классификацию, сделанную голландцами и немцами, при этом Джеймс Брук предпочитал использовать термин даяк только для двух отдельных групп: сухопутных (бидаюх) и морских даяков (ибан). [6]
Голландская классификация XIX века с тех пор сохраняется в Индонезии как всеобъемлющий термин для обозначения коренных, часто немусульманских племен на острове и по сей день. Этот термин получил распространение в начале 1900-х годов среди растущего среднего класса и интеллектуальных деятелей (таких как Хаусман Бабое ) из этих племен и использовался как объединяющий термин для даяков на Калимантане. [7] В Малайзии термин даяк обычно используется почти исключительно как ссылка на ибан (ранее называвшихся морскими даяками) и бидаю (известных в прошлом как ленд-даяк). [8]
Этническая принадлежность и языки
[ редактировать ]Даяки не говорят только на одном языке. [9] Их коренные языки принадлежат к разным подгруппам малайско-полинезийских языков , таким как ленд-даяк , малайский , сабаханский и барито -языки. [10] [11] В настоящее время большинство даяков двуязычны, помимо родного языка, хорошо владеют индонезийским и малайским языками , в зависимости от страны происхождения. Многие языки Борнео являются эндемичными (это означает, что на них больше нигде не говорят). Это культурное и языковое разнообразие соответствует высокому биоразнообразию и связанным с ним традиционным знаниям Борнео.
По оценкам, на острове говорят около 170 языков и диалектов, а на некоторых говорят всего несколько сотен человек, что представляет серьезную угрозу для будущего этих языков и связанного с ними наследия.
В 1954 году Тджилик Ривут классифицировал различные группы даяков на 18 племен на острове Борнео с 403 подплеменами в соответствии с их родными языками, обычаями и культурой. Однако название подплемен в своей публикации он не уточнил: [12]
Кластер | Племя | Количество подплемен | Регионы со значительным населением [13] |
---|---|---|---|
И. Нгаджу | 53 | Центрально-Южный Борнео | |
II. Апукаян | 24 | Восточное Борнео | |
III. Море/Морские даяки | 11 | Северо-западный внутренний и прибрежный Борнео | |
IV. Клемантан /Земляные даяки | Клемантан | 47 | Северо-западная глубинка Борнео |
V. Punan | 20 | Центрально-Восточное Борнео | |
VI. Мурут | 6 | Северное Борнео | |
VII. От Данум | 61 | Центрально-Южный Борнео |
Религия
[ редактировать ]Существование этого королевства было основано на нескольких резных надгробиях и народной песне даяков «Усак Джава», которая, как полагают, относится к завоеванию Маджапахитом Нан Сарунай в 13-14 веках. [14] Археологи на основе радиоуглеродного датирования подозревали, что оно существовало еще в 200 году до нашей эры, на несколько столетий раньше, чем подтвержденное старейшее королевство на архипелаге, Кутайское королевство. [14] Однако это оспаривается историками, ссылаясь на другой результат, который датируется 8-м веком, и что Канди Агунг, один из археологических памятников, где был определен возраст Нан Сарунай, не был построен Наном Сарунаи, согласно Хикаяту Банджару , а вместо этого был построен государство, основанное захватчиком ( Негара Дипа ) в 14 веке. Если результаты радиоуглеродного анализа верны, то право собственности на более старый участок, на котором Канди Агунг был построен Наном Сарунаи, также является спорным, поскольку они не оставили письменных записей. [15]
Кахаринган
[ редактировать ]В Индонезии коренная религия даяков получила название Кахаринган и, можно сказать, является формой анимизма . В 1945 году, во время японской оккупации , японцы называли Кахаринган религией народа даяков. Во время Нового порядка при режиме Сухарто в 1980 году Кахаринган зарегистрирован как форма индуизма в Индонезии , поскольку индонезийское государство признает только 6 форм религии, то есть ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм и конфуцианство соответственно. Интеграция Кахарингана с индуизмом произошла не из-за сходства теологической системы, а потому, что Кахаринган является древнейшей религией на Калимантане. В отличие от индонезийского Калимантана, Кахаринган не используется в качестве религиозного обозначения в Малайзии и Брунее, поэтому традиционная система верований даяков за пределами индонезийской границы классифицируется как форма народного анимизма или язычества. [16]
Практика Кахарингана различается от группы к группе, но шаманы, специалисты по экстатическим полетам в другие сферы, занимают центральное место в религии даяков и служат объединению различных сфер Небес (Верхнего мира) и земли и даже Подземного мира. например, исцеление больных путем возвращения их душ, которые путешествуют по пути в страну мертвых Верхнего мира, сопровождение и защита души умершего на пути к их подобающему месту в Верхнем мире, председательствование на ежегодных фестивали обновления и возрождения сельского хозяйства и т. д. [17] Ритуалы смерти наиболее сложны, когда умирает благородный человек ( каманг ). [18] В связи с институционализацией верований Кахарингана в Индонезии, практики Кахарингана на Калимантане были недавно систематизированы и преобразованы в более организованную религию, например, с кодификацией Панатурана как священного писания Кахарингана в 1971 году. [19] [20] создание официального органа Кахарингана - Религиозного совета индуистского Кахарингана ( Маджлис Агама Хинду Кахаринган ) в 1980 году и стандартизация его культовых зданий под названием Балай Басара . [21] [22]
христианство
[ редактировать ]За последние два столетия многие даяки обратились в христианство, что сделало их большинством христиан на Борнео, отказавшись при этом от определенных культурных обрядов и традиционных практик. Христианство было введено европейскими миссионерами на Борнео компанией Rheinische Missionsgesellschaft (позже за которой последовала миссия Баслера ). [23] Религиозные различия между мусульманами и христианами, коренными жителями Борнео, в разное время приводили к межобщинной напряженности. [24] Однако отношения между всеми религиозными группами в целом хорошие.
ислам
[ редактировать ]Традиционно во многих частях Борнео принятие мусульманской веры приравнивается к малайизации (индонезийский/малайский: masuk Melayu ), то есть ассимиляции в более широкую малайскую этническую группу . Однако есть несколько субэтнических групп даяков (в основном в Центральном Калимантане ), которые преимущественно придерживаются ислама, но идентифицируют себя как даяки. К ним относятся, например, народ бакумпаи , принявший ислам в 19 веке, но до сих пор имеющий прочные языковые и культурные связи с народом нгаджу . Они положительно относятся к ярлыку «даяк» и идентифицируют себя как мусульманские даяки . [25]
Общество и обычаи
[ редактировать ]Экономическая деятельность
[ редактировать ]так, что большинство даяков являются Исторически сложилось земледельцами, которые пополняют свои доходы за счет поиска лесной продукции как для пропитания (папоротники, лекарственные растения, волокна и древесина), так и для продажи; рыбной ловлей и охотой, а также периодическим наемным трудом. [26] В настоящее время многие современные даяки также активно участвуют во многих современных экономических видах деятельности, особенно в городских районах Борнео. [27]
топлесс
[ редактировать ]На архипелаге Индонезийском топлес было нормой среди даяков, яванцев и балийцев Индонезии до введения ислама и контактов с западными культурами. В яванском и балийском обществах женщины работали или отдыхали с комфортом топлесс. У даяков только женщины с большой грудью или замужние женщины с обвисшей грудью закрывали грудь, потому что она мешала им работать. С появлением рубашек от топлес отказались. [28]
Тату
[ редактировать ]Во многих обществах даяков татуировка рассматривается как священное творение, объединяющее образы людей, флоры и фауны в единое боди-арт. [29] Татуировка используется как духовное выражение жизни, чтобы объединить живое, духовные силы и вселенную. [30]
Традиционно существуют разные причины, по которым мужчина или женщина даяк выбирают боди-арт. Для некоторых он использовался для обозначения этнического происхождения человека и ранжирования в обществе. Для других татуировка служила актом преданности, демонстрацией навыков, празднованием особого события в жизни или символом обряда посвящения . [31]
Удлиненные мочки ушей
[ редактировать ]В прошлом среди нескольких групп даяков длинные женские мочки ушей считались символом красоты. Процесс удлинения обычно начинается, когда ребенку исполняется около 4 лет. На начальном этапе ей в уши прокалывают серьги, чтобы можно было носить на ушах хисанг (специальную тяжелую серебряную или бронзовую серьгу).
С возрастом постепенно будет добавляться новый хисанг. После того, как женщина выйдет замуж, ее хисанг потенциально может составлять до 20 штук на одно ухо. Поскольку хисанг был изготовлен из драгоценных и дорогих металлов, таких как серебро и бронза, он может означать ее статус , богатство и социальное положение в обществе. Таким образом, чем длиннее ее мочки ушей, тем важнее она для общества. В настоящее время практика растягивания мочек ушей почти ограничена пожилыми людьми, поскольку с 1960-х годов практика применения хисанга среди новорожденных была редкостью. [32]
Длинные дома
[ редактировать ]В традиционном обществе даяков длинный дом или дом Ламин считается сердцем общины, он функционирует как деревня, а также является выражением общественной архитектуры. Это большое здание, длина которого иногда превышает 200 метров, может быть разделено на отдельные хозяйственные квартиры. В здании также оборудованы общественные помещения для приготовления пищи, церемоний, общения и кузнечного дела.
Надстройка – это не только архитектура и дизайн. Это часть традиционного политического образования и административной системы даяков. Таким образом, в культурном отношении люди, проживающие в длинном доме, руководствуются обычаями и традициями длинного дома. [33]
Бисероплетение
[ редактировать ]На основании археологических данных на Борнео было обнаружено, что первые жители острова использовали органические материалы для изготовления простых бус . Первоначально бусины изготавливались из камней, костей, зубов и ракушек. Когда иностранные торговцы прибыли в период с 8 по 9 века, они еще больше расширили древнюю культуру бисера Борнео, представив разноцветные стеклянные бусины . Эти ранние бусины обычно маленькие, основных цветов: красного, желтого, белого, бирюзового и черного. За ними последовали разноцветные бусы примерно в 1500-1600-х годах. [34]
Традиционные изделия из бисера заняли ключевое место в различных общинах даяков. Во многих культурах даяков бусы считаются не только декоративными предметами, но и оказывают большое культурное влияние. [35] Некоторые бусы используются только для ритуальных практик и носятся во время таких церемоний. В то время как семейные бусины (известные как песака) считаются важной семейной реликвией и часто передаются по наследству от одного поколения к другому.
Металлообработка
[ редактировать ]Металлообработка развита по изготовлению мандау (мачете – паранг по-малайски и индонезийски). Лезвие изготовлено из более мягкого железа, чтобы предотвратить поломку, с узкой полосой из более твердого железа, вставленной в прорезь на режущей кромке для остроты в процессе, называемом нгамбо (ковка железа).
В хедхантинге нужно было уметь быстро нарисовать паранг . Для этой цели мандау довольно короткий, что также лучше подходит для прокладки троп в густых лесах. Он помещен в кобуру режущей кромкой вверх, и с этой стороны на рукоятке имеется выступ вверх, поэтому его можно очень быстро вытащить боковой стороной руки, не протягивая руку и сначала не хватаясь за рукоятку. Затем рука может схватить ручку во время ее рисования. Комбинация этих трех факторов (короткая, поднятая режущая кромка и выступ) обеспечивает чрезвычайно быстрое вытягивание.
Охота за головами и миротворчество
[ редактировать ]В прошлом даяков боялись из-за их древней традиции охоты за головами (ритуал также известен как Нгаяу даякам ).
Среди наиболее выдающихся наследий периода колониального правления на голландском Борнео (современный Калимантан) — Тумбанг-Анойское соглашение, заключенное в 1894 году в Даманг-Бату, Центральный Калимантан (резиденция кахаян -даяков ). Это официальная встреча, на которой собрались все племена даяков Калимантана для принятия мирного решения. На встрече, которая, как считается, длилась несколько месяцев, народ даяков по всему Калимантану согласился положить конец традиции охоты за головами, поскольку считал, что эта традиция вызывает конфликты и напряженность между различными группами даяков. Встреча завершилась мирной резолюцией народа даяков. [36]
Впоследствии охота за головами снова начала проявляться в середине 1940-х годов, когда союзные державы поощряли эту практику против японской оккупации Борнео. [37] Оно также немного возросло в конце 1960-х годов, когда индонезийское правительство призвало даяков вытеснить из внутреннего Калимантана китайцев , которых подозревали в поддержке коммунизма в материковом Китае, а также в период высокой напряженности между мадурскими эмигрантами и даяками во время конфликтов Самбас и Сампит вокруг рубеж веков. [38]
Военный
[ редактировать ]Солдаты-даяки или следопыты считаются по храбрости эквивалентными солдатам королевских шотландцев или солдатам -гуркхам . Рейнджеры Саравака были включены в состав британской армии как Дальневосточные сухопутные войска, которые могли быть развернуты в любой точке мира, но после образования Малайзии в 1963 году они легли в основу современного Королевского полка рейнджеров . [39]
Находясь в Индонезии, Тджилик Ривут запомнился тем, что он возглавил первую воздушно-десантную операцию Национальных вооруженных сил Индонезии 17 октября 1947 года. Команда была известна как MN 1001, а 17 октября ежегодно отмечалось как юбилейная дата ВВС Индонезии Пасхас . который берет свое начало от первой операции парашютистов на Борнео. [40]
Галерея
[ редактировать ]- Женщины Мааньян во время этнического фестиваля Кеанг
- Красочные настенные рисунки Кении жителей
- Мужчина Ибан (Си Даяк) из Саравака в костюме воина.
- Балук . в Джагой Бабанге , Западный Калимантан, церемониальный зал народа бидаю (Ланд Даяк)
- Пунанская образованными девушка, некоторые племена даяков известны своими удлиненными мочками ушей, железными серьгами (1931-1932).
- Лансаран — Мурута традиционная на батуте . игра
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Численность и процент населения по этническим группам» (PDF) . media.neliti.com . Гражданство, этническая принадлежность, религия и повседневный язык индонезийского населения . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Распределение населения и демография» (PDF) . Департамент статистики Малайзии . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 года.
- ^ Ананта, Арис; Арифин, Эви; Хасбулла, М.; Хандаяни, Нур; Прамоно, Вахю (2015). Демография этнической принадлежности Индонезии . Сингапур: Издательство ISEAS. п. 272. ИСБН 978-981-4519-87-8 . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Отчет по коду ISO 639: день» . Этнолог: Страны мира . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года.
- ^ Чалмерс, Ян (2006). «Динамика конверсии: исламизация даяков Центрального Калимантана» (PDF) . Ассоциация азиатских исследований Австралии . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2014 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ Тиллотсон (1994). «Кто изобрел даяков?: исторические исследования в области искусства, материальной культуры и этнической идентичности Борнео» . Открытая научная библиотека . Австралийский национальный университет: 2 v. doi : 10.25911/5d70f0cb47d77 . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ ван Клинкен, Джерри (15 ноября 2007 г.). «Этногенез даяков и консервативная политика на внешних островах Индонезии» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНР 1030241 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Даяк » Британикка энциклопедия Британская Получено 13 мая.
- ^ Аве, ЖБ (1972). «Калимантанские даяки». В ЛеБаре, Фрэнк М. (ред.). Этнические группы островной Юго-Восточной Азии, Том 1: Индонезия, Андаманские острова и Мадагаскар . Нью-Хейвен: Пресса по вопросам человеческих отношений. стр. 185–187. ISBN 978-0-87536-403-2 .
- ^ Аделаар, К. Александр (1995). Беллвуд, Питер; Лиса. Джеймс Дж.; Трайон, Даррелл (ред.). «Борнео как перекресток сравнительной австронезийской лингвистики» (PDF) . Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы (онлайн-изд.). Канберра, Австралия: Департамент антропологии Австралийского национального университета: 81–102. ISBN 978-1-920942-85-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2014 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ См. список языков на сайте «Языки Борнео: языки Калимантана, Индонезии и Восточной Малайзии» . Королевский Нидерландский институт исследований Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, Koninklijk Instituut voor Taal-, Land-en Volkenkunde (KITLV) . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года.
- ^ Масри Сингаримбун (1991). «Некоторые аспекты жизни общины даяков» . Гуманитарные науки . 3 : 139–151 . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Масри Сингарибум. «Некоторые аспекты жизни сообщества даяков» . медиа.исследования . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ахсан, Иван Аулия. «Долгий след флейты, Древнее королевство на Борнео» . tirto.id (на индонезийском языке) . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ «Под сомнение утверждение о том, что Королевство Нан Сарунай старше Королевства Кутай» . Кече Восточный Калимантан . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Байер, Мартин (2007). «Развитие индуистской религии Кахарингана: новая религия даяков в Центральном Калимантане». Антропос . 102 (2): 566–570. дои : 10.5771/0257-9774-2007-2-566 . JSTOR 40389742 .
- ↑ Наиболее подробное исследование шаманского ритуала на похоронах проведено Вальдемаром Штёром « Культ смерти Нгадью Даджак на Южном Борнео». Мифы о культе мертвых и тексты о Тантолаке Матее (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1966).
- ^ Даулинг, Нэнси (1992). «Яванизация индийского искусства». Индонезия . 54 (54): 117–138. дои : 10.2307/3351167 . hdl : 1813/53986 . JSTOR 3351167 .
- ^ Этика, Тиви; Шиллер, Анна (1 мая 2022 г.). «Кахаринган или индуистский кахаринган. Что такое имя на индонезийском Борнео?» . Нова Религио . 25 (4): 64–87. дои : 10.1525/номер.2022.25.4.64 . ISSN 1092-6690 . S2CID 248711574 .
- ^ Сутама, Путу; Арина Луардини, Мария; Аси, Наталья (19 февраля 2020 г.). «Религиозный текст «Панатуран» общины Даяк Нгаджу» . КнЭ Общественные науки . дои : 10.18502/kss.v4i4.6489 . ISSN 2518-668X . S2CID 212716036 .
- ^ Байер, Мартин (2007). «Развитие индуистской религии Кахарингана. Новая религия даяков в Центральной Калиманте» . Антропос . 102 (2): 566–570. дои : 10.5771/0257-9774-2007-2-566 . ISSN 0257-9774 .
- ^ Байер, Мартин (январь 2007 г.). «Развитие новой религии на Калимантане, Центральное Борнео» . Азиатская антропология . 6 (1): 169–182. дои : 10.1080/1683478x.2007.10552574 . ISSN 1683-478X . S2CID 129770494 .
- ^ Рахман Хаким, Ариф (2003). История города Палангка Рая . Палангка Райя: Палангка Райя: Городская управа Палангка Райя. стр. 18–20. ISBN 979-97978-0-2 .
- ^ Аве, Ян Б.; Кинг, Виктор Т. (1986). Люди плакущего леса: традиции и перемены на Борнео . Лейден, Нидерланды: Национальный музей этнологии . ISBN 978-9-07131-028-7 .
- ^ Чалмерс, Ян (2006). «Динамика конверсии: исламизация даяков Центрального Калимантана». В Викерсе, А.; Хэнлон, М. (ред.). Восстановленная Азия: материалы 16-й конференции ASAA, проводимой раз в два года . Вуллонгонг, Новый Южный Уэльс: Австралийский национальный университет. hdl : 20.500.11937/35283 . ISBN 9780958083737 .
- ^ Колфер, Кэрол Дж. Пирс; Байрон, Ивонн (2001). Люди, управляющие лесами: связь между благополучием человека и устойчивостью . Вашингтон, округ Колумбия: Ресурсы для будущего. ISBN 1-891853-05-8 .
- ^ Буланже (2010). «Изобретая традиции, изобретая современность: идентичность даяков в городском Сараваке» . Азиатская национальность . 3 (2). Тейлор и Фрэнсис: 221–231. дои : 10.1080/14631360220132745 . S2CID 144515877 . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Дюрр, Ганс Петер (1997). Миф о цивилизационном процессе (на немецком языке). Том 4: Эротическое тело. Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.
- ^ Команда Таттмаг (16 декабря 2019 г.). «40 ДАЯКСКИХ ТАТУ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЯ И БОЛЬШЕ» . tattmag.com/ . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ «В ЦАРСТВЕ ДУХОВ: ТРАДИЦИОННАЯ ТАТУ ДАЯКА НА БОРНЕО» . larskrutak.com . 23 ноября 2012 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Команда Таттмаг (16 декабря 2019 г.). «40 ДАЯКСКИХ ТАТУ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЯ И БОЛЬШЕ» . tattmag.com/ . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Команда Таттмаг (27 ноября 2023 г.). «40Последние длинные мочки ушей» . панда.орг . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ «Архитектура и искусство даяков: использование длинного дома» . Калтимбер . 20 июля 2020 г. Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Бисерная культура» . Разговор о Борнео . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Терри Джастин Дит, Эйлин Пая Фунг. «Важность сохранения воспоминаний: история бус песака из длинной семьи Апу» (PDF) . Curtin.edu . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Роберт Кеннет (26 июля 2019 г.). «Даяки собираются, чтобы отметить мирный договор» . Нью Саравак Трибьюн . Проверено 18 января 2020 г.
- ^ Хейманнов, Джудит М. (9 ноября 2007 г.). « Гости могут добиться успеха там, где оккупанты терпят неудачу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ «Конфликт Сампит – Хронология насилия в Центральном Калимантане» . Откройте для себя Индонезию онлайн . Проверено 3 декабря 2016 г.
- ^ Роберт Ризал Абдулла (2019). Ибан Трекерс и Саравак Рейнджерс: 1948–1963. Доступно по адресу https://ir.unimas.my/id/eprint/25997/1/The%20Iban%20Trackers%20and%20Sarawak%20Rangers.pdf . Архивировано 28 ноября 2021 г. в Wayback Machine . (Проверено 18.01.2020)
- ^ Ризки, Р.; Вибисоно, Т. (2012). Знакомство с индонезийским искусством и культурой (на индонезийском языке). Распространитель CIF. п. 74. ИСБН 978-9797883102 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенедикт Сандин (1967). Морские даяки Борнео до правления Белого Раджи . Макмиллан.
- Дерек Фриман (1955). Сельское хозяйство Ибана: отчет о сменном выращивании горного риса ибаном Саравака . Канцелярский офис HM.
- Дерек Фриман (1970). Репортаж об Ибане . Академик Блумсбери.
- Эрик Хансен (1988). Незнакомец в лесу: пешком через Борнео . Винтажные книги. ISBN 9780375724954 .
- Ханс Шерер (2013). Религия Нгаджу: представление о Боге среди жителей Южного Борнео . Springer Science & Business Media. ISBN 9789401193467 .
- Жан Ив Домален (1973). Панджамон: Я был охотником за головами Уильям Морроу. ISBN 9780688000288 .
- Джудит М. Хейманн (2009). Летчики и охотники за головами: правдивая история пропавших солдат, героических соплеменников и самого невероятного спасения во время Второй мировой войны . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9780547416069 .
- Норма Р. Янгберг (2000). Золото королевы . ОБУЧАЮЩИЕ услуги. ISBN 9781572581555 .
- Питер Гулларт (1965). Река Белой Лилии: Жизнь в Сараваке . Джон Мюррей. ISBN 0-7195-0542-9 .
- Раймонд Корби (2016). О кувшинах и гонгах: два ключа к космологии От Данум Даяк . Книги по искусству К. Звартенкот. ISBN 9789054500162 .
- Сент- Джон, сэр Спенсер (1879). Жизнь сэра Джеймса Брука: Раджа Саравака: из его личных документов и переписки . Эдинбург и Лондон.
- Сямсуддин Харис (2005). Децентрализация и региональная автономия: децентрализация, демократизация и подотчетность регионального правительства . Индонезийский фонд Обор. ISBN 9789799801418 .
- Виктор Т. Кинг (1978). Очерки обществ Борнео . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197134344 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Племенные народы борются с огромными гидроэнергетическими проектами, которые уничтожают тропические леса острова.
- Документы Дж. Артура и Эдны Моу, хранящиеся в архиве Гуверовского института, посвящены взаимодействию христианских миссионеров с народом даяков на Борнео.
- Документальный фильм «Летчики и охотники за головами», выпущенный сериалом « PBS Тайны мертвых».