Битва при Таранто
Битва при Таранто | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
Вид с воздуха на « Мар Пикколо», показывающий, как итальянские крейсеры готовятся к старту, 12 ноября 1940 года; На изображении, которое часто неправильно интерпретируют, видно поднятую грязь, а не утечку топлива из поврежденных кораблей. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эндрю Каннингем Ламли Ластер | Иниго Чемпионы | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
| ||||||
Битва при Таранто произошла в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года во время Второй мировой войны между британскими военно-морскими силами под командованием адмирала Эндрю Каннингема и итальянскими военно-морскими силами под командованием адмирала Иниго Кампиони . Королевский флот начал первую в истории полностью авиационную военно-морскую атаку, задействовав 21 Fairey Swordfish биплан- торпедоносец с авианосца HMS Illustrious в Средиземном море .
Атака поразила боевой флот Regia Marina, стоявший на якоре в гавани Таранто , с использованием воздушных торпед, несмотря на мелководье. Успех этой атаки предвещал превосходство морской авиации над мощными орудиями линкоров . По словам адмирала Каннингема, «Таранто и ночь с 11 на 12 ноября 1940 года следует запомнить навсегда как то, что они раз и навсегда показали, что в авиации флота у ВМФ есть самое разрушительное оружие». [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Задолго до Первой мировой войны первая эскадра итальянской Marina Regia базировалась в Таранто , портовом городе на юго-восточном побережье Италии. В межвоенный период Британский Королевский флот разработал планы противодействия итальянскому флоту в случае войны в Средиземноморье. Планы захвата порта Таранто рассматривались еще во время итальянского вторжения в Абиссинию в 1935 году. [ 2 ]
После вступления Италии во Вторую мировую войну в 1940 году британские и итальянские войска в Северной Африке вступили в бой друг с другом в кампании в Западной пустыне . Итальянским войскам, базирующимся в Ливии, требовалась линия снабжения из Италии. Британские войска, базирующиеся в Египте, столкнулись с гораздо большими трудностями со снабжением. До того, как Италия вступила в войну, британские конвои путешествовали по Средиземному морю, от Гибралтара через Мальту в Египет. Однако угроза со стороны итальянского военно-морского флота и авиации очень затруднила это. Вместо этого британские корабли обогнули мыс Доброй Надежды , поднялись вдоль восточного побережья Африки, а затем через Суэцкий канал , чтобы достичь Александрии .
Следуя концепции существующего флота , итальянцы обычно держали свои военные корабли в гавани и не желали вступать в бой с Королевским флотом самостоятельно, в том числе потому, что любой потерянный корабль, превышающий эсминец, не мог быть заменен. Итальянский флот в Таранто был мощным: шесть линкоров (из которых один еще не был боеспособным, экипаж Андреа Дориа все еще находился на обучении после реконструкции), семь тяжелых крейсеров , два легких крейсера и восемь эсминцев . Это сделало угрозу вылазки против британского судоходства серьезной проблемой.
Во время Мюнхенского кризиса 1938 года адмирал сэр Дадли Паунд , командующий британским Средиземноморским флотом , был обеспокоен выживанием авианосца HMS Glorious перед лицом итальянского сопротивления в Средиземноморье и приказал своему штабу пересмотреть все планы нападения на Таранто. [ 2 ] , сообщил ему Ламли Листер , капитан « Глориуса » , что его Fairey Swordfish бипланы- торпедоносцы способны к ночной атаке. Действительно, авиация флота была тогда единственной морской авиацией, имевшей такие возможности. [ 2 ] Паунд последовал совету Листера и приказал начать обучение. Безопасность соблюдалась настолько строго, что не было никаких письменных записей. [ 2 ] Всего за месяц до начала войны Паунд посоветовал своему преемнику адмиралу Эндрю Каннингему рассмотреть такую возможность. Это стало известно как операция «Правосудие». [ 3 ]
Падение Франции и последующая потеря французского флота в Средиземноморье (еще до операции «Катапульта ») сделали восстановление необходимым. Более старый авианосец, HMS Eagle , опиравшийся на силы Каннингема, был идеальным, поскольку имел очень опытную авиагруппу, полностью состоящую из устаревших самолетов Swordfish. три истребителя «Морской гладиатор» . К операции были привлечены [ 2 ] Твердые планы были составлены после того, как итальянская армия остановилась в Сиди-Баррани , что освободило британский средиземноморский флот. [ 2 ]
Операция «Правосудие» была лишь небольшой частью всеобъемлющей операции MB8 . [ 2 ] Первоначально его планировалось провести 21 октября 1940 года, в Трафальгарский день , но пожар во вспомогательном топливном баке одного «Суордфиша» привел к задержке. Вспомогательные баки емкостью 60 имп галлонов (270 л) были установлены на позиции наблюдателя на торпедоносцах - наблюдатель занимал позицию воздушного стрелка - чтобы расширить дальность действия самолета, достаточную для достижения Таранто. Этот небольшой пожар перерос в нечто более серьезное, уничтожившее двух Swordfish. [ 2 ] Затем у Игл вышла из строя топливная система. [ 2 ] поэтому ее сняли с операции.
Когда в Средиземном море появился новый авианосец HMS Illustrious , базирующийся в Александрии, он взял на борт пять Swordfish с корабля Eagle и в одиночку нанес удар. [ 4 ]
Полная военно-морская оперативная группа под командованием ныне контр-адмирала Листера, [ 2 ] инициировавший план нападения на Таранто, — в его состав входили «Илластриус» , тяжелые крейсеры « Бервик» и «Йорк» , легкие крейсеры « Глостер» и «Глазго» , а также эсминцы « Гиперион » , «Илекс» , «Хасти» и «Хейвлок» . [ 5 ] 24 [ 2 ] Атака Swordfish пришла из 813 , 815 , 819 и 824-й эскадрилий морской авиации . Небольшое количество атакующих военных самолетов вызвало опасения, что «Правосудие» только насторожит и разозлит итальянский флот, не добившись каких-либо существенных результатов. [ 2 ] На борту Illustrious также находились Fairey Fulmar истребители из 806-й морской авиационной эскадрильи для обеспечения воздушного прикрытия оперативной группы с помощью радаров и систем управления истребителями. [ 6 ]
Половина «Суордфишей» была вооружена торпедами в качестве основного ударного самолета, а другая половина несла авиабомбы и осветительные ракеты для диверсий. [ 2 ] [ 7 ] Эти торпеды были оснащены магнитно-контактными взрывателями Duplex , которые были чрезвычайно чувствительны к бурному морю. [ 2 ] как показали позже атаки на немецкий линкор «Бисмарк» . Были также опасения, что после сброса торпеды достигнут дна в гавани. [ 2 ] Ожидалось, что уровень потерь бомбардировщиков составит пятьдесят процентов. [ 2 ]
Несколько разведывательных полетов Мартина Мэрилендса из 431-го общего разведывательного полета ВВС Великобритании. [ 2 ] полет с Мальты подтвердил местонахождение итальянского флота. В ходе этих полетов были сделаны фотографии, на которых разведки офицер Illustrious заметил ранее неожиданные аэростаты заграждения ; план атаки был соответственно изменен. [ 2 ] Чтобы убедиться, что итальянские военные корабли не совершили вылазку, британцы также направили «Шорт Сандерленд» летающую лодку в ночь на 11 ноября, как раз в тот момент, когда авианосная группа формировалась у греческого острова Кефалония , примерно в 170 морских милях (310 км ); 200 миль ) от гавани Таранто. Этот разведывательный полет предупредил итальянские войска на юге Италии, но, поскольку у них не было радаров , они мало что могли сделать, кроме как ждать, что бы ни произошло. «Регия Марина» могла бы выйти в море в поисках каких-либо британских военно-морских сил, но это явно противоречило военно-морской философии итальянцев в период с января 1940 года по сентябрь 1943 года. [ нужна ссылка ]
Сложность операции MB8 с ее различными силами и конвоями позволила обмануть итальянцев, заставив их думать, что идет только обычный конвой. Это способствовало успеху Judgment . [ 2 ]
Базу Таранто защищали 101 зенитное орудие и 193 пулемета, а от низколетящих самолетов обычно защищали аэростаты заграждения, из которых 11 ноября находилось только 27, поскольку сильный ветер 6 ноября сдул 60 воздушные шары. [ 8 ] Крупные корабли также должны были быть защищены противоторпедными сетями, но для полной защиты требовалось 12 800 м (42 000 футов) сетей, и только одна треть из них была установлена перед атакой из-за запланированных артиллерийских учений. Более того, эти сети не достигли дна гавани, что позволило британским торпедам очистить их примерно на 60 см (24 дюйма). [ 9 ]
Атака
[ редактировать ]Первая волна из 12 самолетов под командованием лейтенанта-коммандера Кеннета «Хуча» Уильямсона из 815-й эскадрильи покинула Illustrious незадолго до 21:00 11 ноября 1940 года, а примерно через 90 минут последовала вторая волна из девяти самолетов. Из второй волны один самолет повернул назад, поскольку его вспомогательный топливный бак отсоединился от самолета, что привело к тому, что самолет не смог завершить полет, а один вылетел с опозданием на 20 минут после того, как потребовался экстренный ремонт из-за повреждения в результате незначительной аварии при рулении, поэтому только восемь добрались до цели.
Первая волна, состоявшая из шести «Суордфишей», вооруженных торпедами, двух осветительных ракет и четырех 250-фунтовых (110 кг) бомб и четырех с шестью бомбами, была разделена на две части, когда три бомбардировщика и один торпедоносец отклонились от основного направления. силу при полете сквозь тонкие облака. Меньшая группа продолжила путь в Таранто самостоятельно. Основная группа подошла к гавани Мар-Гранде в 22:58. Шестнадцать осветительных ракет было сброшено к востоку от гавани, затем ракетница и еще один самолет совершили бомбардировку с пикирования, чтобы поджечь нефтяные резервуары. Следующие три самолета под командованием лейтенанта-коммандера К. Уильямсона Р.Н. из 815-й эскадрильи атаковали остров Сан-Пьетро и поразили линкор «Конте ди Кавур» торпедой, которая проделала в его борту пробоину длиной 27 футов (8,2 м) ниже ватерлинии. Самолет Уильямсона был немедленно сбит зенитками итальянского линкора . [ 10 ] Два оставшихся самолета в этом подполете продолжили, уклоняясь от аэростатов заграждения и принимая сильный зенитный огонь итальянских военных кораблей и береговых батарей, чтобы завершить безуспешную атаку на линкор Андреа Дориа . Следующая подгруппа из трех атаковала с более северного направления, атаковав линкор «Литторио» , поразив его двумя торпедами и выпустив одну торпеду по флагману, линкору «Витторио Венето» , который промахнулся. Следующими атаковали бомбардировщики под командованием капитана О. Патча Р.М. Им было трудно идентифицировать цели, но они атаковали и поразили два крейсера, пришвартованных в Мар-Пикколо, поразив оба по одной бомбе каждый с высоты 1500 футов (460 м), а затем еще один самолет, оседлавший четыре эсминца. [ 4 ]
Вторая волна из восьми самолетов, возглавляемая лейтенантом-коммандером Дж. Д. Хейлом из 819-й эскадрильи, теперь приближалась с северного направления к гавани Мар-Гранде , причем два из четырех бомбардировщиков также несли осветительные ракеты, а остальные пять - торпеды. Факелы были сброшены незадолго до полуночи. Два самолета направили свои торпеды на Литторио , одна из которых попала. Один самолет, несмотря на то, что он дважды был сбит зенитным огнем, нацелил торпеду на Витторио Венето, но торпеда промахнулась. Другой самолет попал в линкор «Дуилио» торпедой, проделав большую дыру в его корпусе и затопив оба ее передних магазина . Самолет под управлением лейтенанта Дж. Бэйли Р.Н. был сбит зенитным огнём тяжелого крейсера «Гориция». [ 10 ] после успешной атаки на Литторио единственный самолет, потерянный во второй волне. Последний самолет, прибывший на место происшествия на 15 минут позже остальных, совершил неудачную бомбардировку с пикирования одного из итальянских крейсеров, несмотря на сильный зенитный огонь, затем благополучно вернулся на Illustrious и приземлился в 02:39. [ 4 ]
Из двух сбитых самолетов в плен попали пилот и наблюдатель первого (L4A) лейтенант-коммандер К. Уильямсон и лейтенант Н. Дж. «Блад» Скарлетт соответственно. Пилот и наблюдатель второго самолета (E4H) лейтенанты Г. Бэйли и лейтенант Х. Слотер оба погибли. [ 11 ]
Итальянские линкоры понесли значительные повреждения:
- У Конте ди Кавур была дыра в корпусе размером 12 × 8 м (39 × 26 футов), и в разрешении посадить ее на мель было отказано до тех пор, пока не стало слишком поздно, поэтому ее киль коснулся дна на большей глубине, чем предполагалось. 27 членов экипажа корабля погибли и более 100 получили ранения. В итоге над водой остались только ее надстройка и основное вооружение. [ 12 ] Впоследствии ее подняли, частично отремонтировали и перевели в Триест для дальнейшего ремонта и модернизации, однако изменившаяся ситуация отодвинула эти работы на второй план. Когда Италия капитулировала, он все еще находился в ремонте, поэтому к полной эксплуатации он так и не вернулся; [ 13 ]
- У Дуилио была дыра лишь немного меньшего размера (11 × 7 м (36 × 23 фута)) и его спасли, посадив на мель; [ 13 ]
- В Литторио произошло сильное наводнение, вызванное тремя попаданиями торпед. Несмотря на подводную защиту ( система торпедной защиты «Пульезе» , стандартная для всех итальянских линкоров), повреждения были обширными, хотя реальные повреждения конструкций корабля были сравнительно ограниченными (механизмы остались целыми). Потери составили 32 члена экипажа убитыми и многие ранеными. Она была пробита в трех местах: один раз по левому борту (7 м × 1,5 м (23 фута 0 дюймов × 4 фута 11 дюймов)) и дважды по правому борту (15 м × 10 м (49 футов × 33 фута). и 12 м × 9 м (39 × 30 футов)). Ее тоже спасли, посадив на мель. Несмотря на это, утром нос корабля был полностью затоплен. [ 13 ]
Итальянская оборона выпустила 13 489 снарядов с сухопутных батарей и несколько тысяч с кораблей. Зенитный огонь был огромным: 101 орудие и 193 пулемета. Также было 87 воздушных шаров, но из-за сильного ветра 60 из них были потеряны. Фактически вокруг кораблей было выставлено только 4,2 км (2,3 морских мили; 2,6 мили) противоторпедных сетей на глубину до 10 м (33 фута), тогда как потребность составляла 12,8 км (6,9 морских миль; 8,0 миль). Также имелось 13 аэрофонных станций и 22 прожектора (на кораблях было по два прожектора). [ 13 ] Денис Бойд, командир HMS Illustrious , заявил в своем отчете о последствиях боевых действий: «Примечательно, что противник вообще не использовал прожекторы ни в одной из атак». [ 14 ]
«Литторио» был отремонтирован с использованием всех имеющихся ресурсов и снова был полностью боеспособен в течение четырех месяцев, в то время как восстановление старых линкоров шло гораздо более медленными темпами (ремонт « Дуилио» занял семь месяцев , а ремонт «Конте ди Кавур» так и не был завершен). Всего в атаке Swordfish было задействовано всего 20 самолетов. В результате бомбардировки два итальянских самолета были уничтожены на земле, а две неразорвавшиеся бомбы попали в крейсер «Тренто» и эсминец «Либекчо» . При попадании повредил эсминец Pessagno . [ 13 ]
Тем временем крейсеры X-Force атаковали итальянский конвой ( Битва в проливе Отранто ). В состав этих сил входили три крейсера ( HMS Ajax , Orion и HMAS Sydney ) и два эсминца класса Tribal ( HMS Nubian и Mohawk ). Около полуночи они встретили и уничтожили четыре итальянских торговых судна ( «Капо Вадо» , «Каталани» , «Локателли» и «Премуда» ), повредив торпедный катер «Никола Фабрици» имеющий сильное вооружение, , а вспомогательный крейсер «Рамб III», скрылся. [ 13 ]
Каннингем и Листер хотели следующей ночью снова нанести удар по Таранто с помощью «Суордфиша» (шесть торпедоносцев, семь бомбардировщиков и два сигнальных ракетницы) – один шутник в рубке пилотов заметил: «Они попросили легкую бригаду сделать это только один раз! " [ 15 ] – но непогода помешала акции. [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]Итальянский флот потерял половину своих крупных кораблей за одну ночь; на следующий день «Регия Марина» перевела свои неповрежденные корабли из Таранто в Неаполь, чтобы защитить их от подобных атак; [ 4 ] до тех пор, пока оборона Таранто (в основном противоторпедные сети) не была доведена до адекватного уровня, чтобы защитить их от дальнейших атак того же типа (что произошло в период с марта по май 1941 года). [ 16 ] Ремонт Литторио занял около четырех месяцев, Дуилио - семь месяцев; «Конте ди Кавур» требовал обширных спасательных работ, и к моменту капитуляции Италии в 1943 году ее ремонт был незавершенным. [ 17 ] Каннингем написал после нападения: «Выставка в Таранто значительно развязала нам руки, и я надеюсь теперь этих чертовых Глазчиков немного встряхнуть . Я не думаю, что их оставшиеся три линкора смогут противостоять нам, и если они это сделают, я вполне готов». чтобы сразиться с ними только вдвоём». Действительно, баланс сил перешел в сторону британского Средиземноморского флота, который теперь пользовался большей оперативной свободой: раньше они были вынуждены действовать как единое целое, чтобы противостоять итальянским крупным кораблям, теперь они могли разделиться на две боевые группы; каждый построен на основе одного авианосца и двух линкоров. [ 18 ]
-
Аэрофотоснимок итальянских военных кораблей, пришвартованных в гавани Мар-Гранде в Таранто. Обратите внимание на причал «Y».
-
Последствия битвы: итальянский линкор, стоящий на носу и выброшенный на берег (крайний справа)
Тем не менее, оценка Каннингема о том, что итальянцы не захотят рисковать своими оставшимися тяжелыми подразделениями, быстро оказалась ошибочной. Всего через пять дней после Таранто Кампиони вышел в бой с двумя линкорами, шестью крейсерами и 14 эсминцами, чтобы успешно сорвать миссию по доставке самолетов на Мальту . Результатом этой операции стала битва у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года. Два из трех поврежденных линкоров были отремонтированы к середине 1941 года, и контроль над Средиземным морем продолжал меняться взад и вперед до итальянского перемирия в 1943 году.
Год спустя итальянский флот отомстил за нападение на Таранто во время рейда на Александрию , когда средиземноморский флот Королевского военно-морского флота был атакован с использованием миниатюрных подводных лодок , серьезно повредив линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant .
Однако, если сравнивать с его основной задачей — сорвать конвои Оси в Африку, атака на Таранто имела очень незначительный эффект. Фактически, итальянские поставки в Ливию увеличились в период с октября 1940 года по январь 1941 года в среднем до 49 435 тонн в месяц по сравнению со средним показателем в 37 204 тонны за предыдущие четыре месяца. [ 19 ] Более того, вместо того, чтобы изменить баланс сил в центральном Средиземноморье, британские военно-морские власти «не смогли нанести настоящий нокаутирующий удар, который изменил бы контекст, в котором велась остальная часть войны в Средиземноморье». [ 20 ]
Эксперты по воздушным торпедам во всех современных военно-морских силах ранее считали, что торпедные атаки на корабли должны проводиться в воде на глубине не менее 75 футов (23 м). [ 21 ] Гавань Таранто имела глубину всего около 39 футов (12 м); но Королевский флот разработал новый метод предотвращения слишком глубокого погружения торпед. Под носом самолета крепился барабан, от которого к носовой части торпеды вел моток проволоки. Когда она падала, натяжение троса подняло нос торпеды, что привело к падению брюхом, а не к пикированию. [ 22 ]
Влияние на Перл-Харбор
[ редактировать ]Вполне вероятно, что штаб Императорского флота Японии тщательно изучил рейд Таранто во время планирования нападения на Перл-Харбор , поскольку обе атаки столкнулись с одинаковыми проблемами при атаке на мелкую гавань. Японский лейтенант-коммандер Такеши Наито, помощник военно-морского атташе в Берлине, вылетел в Таранто, чтобы лично расследовать нападение. Впоследствии Найто провел долгую беседу с командующим Мицуо Фучидой о своих наблюдениях в октябре 1941 года. [ 23 ] Фучида возглавил японскую атаку 7 декабря 1941 года. Возможно, более значимой была японская военная миссия в Италию в мае 1941 года. Группа офицеров IJN посетила Таранто и провела длительные переговоры со своими коллегами из итальянского флота. [ 24 ] Однако японцы работали над решением проблемы мелководья с начала 1939 года, ориентируясь на различные мелководные порты в качестве условных целей, включая Манилу , Сингапур , Владивосток и Перл-Харбор. [ 25 ] В начале 1930-х годов, когда на вооружение поступила воздушная торпеда Тип 91 , японцы использовали отколовшийся деревянный нос, чтобы смягчить ее удар о воду. Еще в 1936 году они усовершенствовали отрывающиеся деревянные плавники для дополнительной устойчивости в воздухе. [ 25 ] [ 26 ]
Нападение японцев на Перл-Харбор было значительно более крупной операцией, чем Таранто. В нем приняли участие все шесть авианосцев Императорского японского флота , каждый из которых имел авиакрыло, имеющее более чем в два раза больше самолетов, чем любой британский авианосец. Это привело к гораздо большим разрушениям; семь американских линкоров были потоплены или выведены из строя, а несколько других военных кораблей были уничтожены или повреждены. После этого ВМС США построили операции своего флота в Тихом океане вокруг своих авианосцев, а не линкоров в качестве крупных кораблей . Было обнаружено, что линкоры менее полезны на просторах Тихого океана, чем в пределах Средиземного моря; старые корабли были слишком медленными, чтобы сопровождать авианосцы, и в основном использовались для огневой поддержки десантных операций. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Симпсон, Майкл (2004). Жизнь адмирала флота Эндрю Каннингема. Военно-морской лидер двадцатого века . Рутледж Эд., с. 74. ISBN 978-0-7146-5197-2
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Том. 1. Шеппертон, Суррей: Ян Алланм. стр. 34–38. ISBN 0-7110-1596-1 .
- ^ «Таранто 1940» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 24 октября 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стертивант, Рэй (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота 1917–1990 гг . Лондон: Arms & Armor Press. стр. 48–50. ISBN 0-85368-938-5 .
- ^ 'Аэроплан, Том. LXXIII № 1887, 8 августа 1947 г., с. 154
- ^ Рэгг, Дэвид, Swordfish , Weidenfeld & Nicolson, 2003, стр. 78–79.
- ^ Эти самолеты имели дополнительный топливный бак под фюзеляжем.
- ^ Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 151. ИСБН 978-1783400546 .
- ^ Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море: флот между победой и поражением: 1940–1943 (1-я история Оскара. Изд.). Милан: Мондадори. стр. 218–9. ISBN 978-88-04-50150-3 .
- ^ Перейти обратно: а б La Notte di Taranto [ Ночь в Таранто ] (PDF) (на итальянском языке), Фабио Сицилиано .
- ^ Австралийский музей военно-морской авиации (1998). Летающие станции: история австралийской морской авиации . Сидней: Аллен и Анвин. п. 23. ISBN 1-86448-846-8 .
- ^ Дент, Стивен; Джордан, Джон, ред. (2010). Военный корабль 2010 (изд. 2010 г.). Лондон: Конвей. стр. 81–85. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сантони, Альберто (ноябрь 1990 г.), «Нападение англичан на Таранто», Rivista Italiana di Difesa (на итальянском языке): 88–95.
- ↑ Отчет Бойда был приложен к отчету разведки, поданному в Управление военно-морской разведки лейтенантом-коммандером Джоном Н. Опи, III, USN. Отчет Опи можно найти в Национальном архиве, группа записей 38, A-1-z/22863D.
- ^ Ньютон, Дон и А. Сесил Хэмпшир, Таранто , Лондон, В. Кимбер, 1959, стр. 165.
- ^ Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море: флот между победой и поражением: 1940–1943 (1-е изд. История Оскара. Изд.). Милан: Мондадори. п. 223. ИСБН 978-8-80-450150-3 .
- ^ Playfair, Том I, с. 237.
- ^ О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Срединное море . Лондон: Конвей. п. 65. ИСБН 978-184486-102-6 .
- ^ Брагадин, Итальянский флот во Второй мировой войне , с. 356 .
- ^ Караваджо, с. 122.
- ^ Кристофер О'Коннор Таранто, Рейд, The Observer, The Aftermath Dog Ear Publishing, 2010, стр. 79
- ^ Лоури, Томас П.; Веллхэм, JWG (1995), Нападение на Таранто , Stackpole, стр. 38–39.
- ^ Интервью с Мицуо Фучида, 25 февраля 1964 г., Документы Дональда М. Гольдштейна, Центр обслуживания архивов, Питтсбургский университет
- ^ Фиораванцо, Джузеппе (январь 1956 г.), «Японская военная миссия в Италии», USNI Proceedings : 24–32 .
- ^ Перейти обратно: а б Питти, Марк Р. (2007). Санберст: рост японской военно-морской авиации, 1909–1941 гг . Издательство Военно-морского института. п. 144. ИСБН 978-1-59114664-3 .
- ^ Питти 2007, с. 145.
- ^ Киган, Джон (1993). Битва на море . Лондон: Пимлико . стр. 157–211. ISBN 0-7126-5991-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Брагадин, А., ВМС Италии во Второй мировой войне , 1-е изд., Военно-морской институт США, Аннаполис, 1957. ISBN 087021327X
- Караваджо, А.Н., подполковник, «Атака на Таранто: тактический успех, оперативный провал», Обзор военно-морского колледжа , 1997.
- Плейфэр, генерал-майор ИСО ; со Ститтом, командующим GMS; Молони, бригадный генерал CJC и Тумер, вице-маршал авиации SE (2004 г.) [1-й. паб. HMSO : 1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток. Том I: Первые успехи в войне с Италией (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Акфилд, Великобритания: Naval & Military Press. ISBN 1-84574-065-3 .
- Карло Стази, Отранто и Англия (эпизоды войны в Апулии и Саленто) , в «Записках по истории и культуре Саленто» , год XV, стр. 127–159, (Арго, Лечче, 2003 г.),
- Карло Стази, Отранто в мире. От «Замка» Уолпола до «Барона» Вольтера (Эдитрис Салентина, Галатина, 2018) ISBN 978-88-31964-06-7 ,
- Томас П. Лоури, Нападение на Таранто (мягкие обложки Stackpoole Books, 2000)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лэмб, Чарльз На войну в авоське . Касселл и Кольер Макмиллан (1977) ISBN 0-304-29778-X
- Лоури, Томас П. и Уэллхэм, Джон В.Г. Нападение на Таранто: план Перл-Харбора . Книги Стэкпола (1995) ISBN 0-8117-1726-7
- О'Коннор, Кристофер Патрик Таранто: Рейд, Наблюдатель, Последствия . Издательство Dog Ear (2010) ISBN 978-160844-721-3
- Констам, Ангус Таранто, 1940; Предшественник авиации флота Перл-Харбора . Серия кампаний Osprey № 288. Издательство Оспри (2015) ISBN 978-1-4728-0896-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.
- Победы союзников на море в битве на Средиземном море.
- Действия и бои морской авиации
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Конфликты 1940 года
- 1940 год в Италии.
- История Таранто
- События ноября 1940 года