Jump to content

Битва при Таранто

Координаты : 40 ° 27'4 "N 17 ° 12'27" E  /  40,45111 ° N 17,20750 ° E  / 40,45111; 17.20750
(Перенаправлено из «Атаки на Таранто »)

Битва при Таранто
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Вид с воздуха на « Мар Пикколо», показывающий, как итальянские крейсеры готовятся к старту, 12 ноября 1940 года; На изображении, которое часто неправильно интерпретируют, видно поднятую грязь, а не утечку топлива из поврежденных кораблей.
Дата 11–12 ноября 1940 г.
Расположение
Таранто , Италия
40 ° 27'4 "N 17 ° 12'27" E  /  40,45111 ° N 17,20750 ° E  / 40,45111; 17.20750
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
Командиры и лидеры
Эндрю Каннингем
Ламли Ластер
Иниго Чемпионы
Сила
  • 6 линкоров
  • 7 тяжелых крейсеров
  • 7 легких крейсеров
  • 13 эсминцев
Жертвы и потери
  • 2 убитых
  • 2 захвачено
  • 2 самолета уничтожены
  • 59 убитых
  • 600 раненых
  • 3 линкора выведены из строя
  • 1 тяжелый крейсер поврежден
  • 2 эсминца повреждены
  • 2 истребителя уничтожены
Битва при Таранто находится в Италии.
Битва при Таранто
Расположение в Италии

Битва при Таранто произошла в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года во время Второй мировой войны между британскими военно-морскими силами под командованием адмирала Эндрю Каннингема и итальянскими военно-морскими силами под командованием адмирала Иниго Кампиони . Королевский флот начал первую в истории полностью авиационную военно-морскую атаку, задействовав 21 Fairey Swordfish биплан- торпедоносец с авианосца HMS Illustrious в Средиземном море .

Атака поразила боевой флот Regia Marina, стоявший на якоре в гавани Таранто , с использованием воздушных торпед, несмотря на мелководье. Успех этой атаки предвещал превосходство морской авиации над мощными орудиями линкоров . По словам адмирала Каннингема, «Таранто и ночь с 11 на 12 ноября 1940 года следует запомнить навсегда как то, что они раз и навсегда показали, что в авиации флота у ВМФ есть самое разрушительное оружие». [ 1 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Задолго до Первой мировой войны первая эскадра итальянской Marina Regia базировалась в Таранто , портовом городе на юго-восточном побережье Италии. В межвоенный период Британский Королевский флот разработал планы противодействия итальянскому флоту в случае войны в Средиземноморье. Планы захвата порта Таранто рассматривались еще во время итальянского вторжения в Абиссинию в 1935 году. [ 2 ]

После вступления Италии во Вторую мировую войну в 1940 году британские и итальянские войска в Северной Африке вступили в бой друг с другом в кампании в Западной пустыне . Итальянским войскам, базирующимся в Ливии, требовалась линия снабжения из Италии. Британские войска, базирующиеся в Египте, столкнулись с гораздо большими трудностями со снабжением. До того, как Италия вступила в войну, британские конвои путешествовали по Средиземному морю, от Гибралтара через Мальту в Египет. Однако угроза со стороны итальянского военно-морского флота и авиации очень затруднила это. Вместо этого британские корабли обогнули мыс Доброй Надежды , поднялись вдоль восточного побережья Африки, а затем через Суэцкий канал , чтобы достичь Александрии .

Адмирал Иниго Чемпионы.

Следуя концепции существующего флота , итальянцы обычно держали свои военные корабли в гавани и не желали вступать в бой с Королевским флотом самостоятельно, в том числе потому, что любой потерянный корабль, превышающий эсминец, не мог быть заменен. Итальянский флот в Таранто был мощным: шесть линкоров (из которых один еще не был боеспособным, экипаж Андреа Дориа все еще находился на обучении после реконструкции), семь тяжелых крейсеров , два легких крейсера и восемь эсминцев . Это сделало угрозу вылазки против британского судоходства серьезной проблемой.

Во время Мюнхенского кризиса 1938 года адмирал сэр Дадли Паунд , командующий британским Средиземноморским флотом , был обеспокоен выживанием авианосца HMS Glorious перед лицом итальянского сопротивления в Средиземноморье и приказал своему штабу пересмотреть все планы нападения на Таранто. [ 2 ] , сообщил ему Ламли Листер , капитан « Глориуса » , что его Fairey Swordfish бипланы- торпедоносцы способны к ночной атаке. Действительно, авиация флота была тогда единственной морской авиацией, имевшей такие возможности. [ 2 ] Паунд последовал совету Листера и приказал начать обучение. Безопасность соблюдалась настолько строго, что не было никаких письменных записей. [ 2 ] Всего за месяц до начала войны Паунд посоветовал своему преемнику адмиралу Эндрю Каннингему рассмотреть такую ​​возможность. Это стало известно как операция «Правосудие». [ 3 ]

Падение Франции и последующая потеря французского флота в Средиземноморье (еще до операции «Катапульта ») сделали восстановление необходимым. Более старый авианосец, HMS Eagle , опиравшийся на силы Каннингема, был идеальным, поскольку имел очень опытную авиагруппу, полностью состоящую из устаревших самолетов Swordfish. три истребителя «Морской гладиатор» . К операции были привлечены [ 2 ] Твердые планы были составлены после того, как итальянская армия остановилась в Сиди-Баррани , что освободило британский средиземноморский флот. [ 2 ]

Операция «Правосудие» была лишь небольшой частью всеобъемлющей операции MB8 . [ 2 ] Первоначально его планировалось провести 21 октября 1940 года, в Трафальгарский день , но пожар во вспомогательном топливном баке одного «Суордфиша» привел к задержке. Вспомогательные баки емкостью 60 имп галлонов (270 л) были установлены на позиции наблюдателя на торпедоносцах - наблюдатель занимал позицию воздушного стрелка - чтобы расширить дальность действия самолета, достаточную для достижения Таранто. Этот небольшой пожар перерос в нечто более серьезное, уничтожившее двух Swordfish. [ 2 ] Затем у Игл вышла из строя топливная система. [ 2 ] поэтому ее сняли с операции.

Когда в Средиземном море появился новый авианосец HMS Illustrious , базирующийся в Александрии, он взял на борт пять Swordfish с корабля Eagle и в одиночку нанес удар. [ 4 ]

Полная военно-морская оперативная группа под командованием ныне контр-адмирала Листера, [ 2 ] инициировавший план нападения на Таранто, — в его состав входили «Илластриус» , тяжелые крейсеры « Бервик» и «Йорк» , легкие крейсеры « Глостер» и «Глазго» , а также эсминцы « Гиперион » , «Илекс» , «Хасти» и «Хейвлок» . [ 5 ] 24 [ 2 ] Атака Swordfish пришла из 813 , 815 , 819 и 824-й эскадрилий морской авиации . Небольшое количество атакующих военных самолетов вызвало опасения, что «Правосудие» только насторожит и разозлит итальянский флот, не добившись каких-либо существенных результатов. [ 2 ] На борту Illustrious также находились Fairey Fulmar истребители из 806-й морской авиационной эскадрильи для обеспечения воздушного прикрытия оперативной группы с помощью радаров и систем управления истребителями. [ 6 ]

Фея -рыба-меч

Половина «Суордфишей» была вооружена торпедами в качестве основного ударного самолета, а другая половина несла авиабомбы и осветительные ракеты для диверсий. [ 2 ] [ 7 ] Эти торпеды были оснащены магнитно-контактными взрывателями Duplex , которые были чрезвычайно чувствительны к бурному морю. [ 2 ] как показали позже атаки на немецкий линкор «Бисмарк» . Были также опасения, что после сброса торпеды достигнут дна в гавани. [ 2 ] Ожидалось, что уровень потерь бомбардировщиков составит пятьдесят процентов. [ 2 ]

Несколько разведывательных полетов Мартина Мэрилендса из 431-го общего разведывательного полета ВВС Великобритании. [ 2 ] полет с Мальты подтвердил местонахождение итальянского флота. В ходе этих полетов были сделаны фотографии, на которых разведки офицер Illustrious заметил ранее неожиданные аэростаты заграждения ; план атаки был соответственно изменен. [ 2 ] Чтобы убедиться, что итальянские военные корабли не совершили вылазку, британцы также направили «Шорт Сандерленд» летающую лодку в ночь на 11 ноября, как раз в тот момент, когда авианосная группа формировалась у греческого острова Кефалония , примерно в 170 морских милях (310 км ); 200 миль ) от гавани Таранто. Этот разведывательный полет предупредил итальянские войска на юге Италии, но, поскольку у них не было радаров , они мало что могли сделать, кроме как ждать, что бы ни произошло. «Регия Марина» могла бы выйти в море в поисках каких-либо британских военно-морских сил, но это явно противоречило военно-морской философии итальянцев в период с января 1940 года по сентябрь 1943 года. [ нужна ссылка ]

Сложность операции MB8 с ее различными силами и конвоями позволила обмануть итальянцев, заставив их думать, что идет только обычный конвой. Это способствовало успеху Judgment . [ 2 ]

Базу Таранто защищали 101 зенитное орудие и 193 пулемета, а от низколетящих самолетов обычно защищали аэростаты заграждения, из которых 11 ноября находилось только 27, поскольку сильный ветер 6 ноября сдул 60 воздушные шары. [ 8 ] Крупные корабли также должны были быть защищены противоторпедными сетями, но для полной защиты требовалось 12 800 м (42 000 футов) сетей, и только одна треть из них была установлена ​​перед атакой из-за запланированных артиллерийских учений. Более того, эти сети не достигли дна гавани, что позволило британским торпедам очистить их примерно на 60 см (24 дюйма). [ 9 ]

Направления атаки британских самолетов
Литторио в окружении спасательных буксиров

Первая волна из 12 самолетов под командованием лейтенанта-коммандера Кеннета «Хуча» Уильямсона из 815-й эскадрильи покинула Illustrious незадолго до 21:00 11 ноября 1940 года, а примерно через 90 минут последовала вторая волна из девяти самолетов. Из второй волны один самолет повернул назад, поскольку его вспомогательный топливный бак отсоединился от самолета, что привело к тому, что самолет не смог завершить полет, а один вылетел с опозданием на 20 минут после того, как потребовался экстренный ремонт из-за повреждения в результате незначительной аварии при рулении, поэтому только восемь добрались до цели.

Первая волна, состоявшая из шести «Суордфишей», вооруженных торпедами, двух осветительных ракет и четырех 250-фунтовых (110 кг) бомб и четырех с шестью бомбами, была разделена на две части, когда три бомбардировщика и один торпедоносец отклонились от основного направления. силу при полете сквозь тонкие облака. Меньшая группа продолжила путь в Таранто самостоятельно. Основная группа подошла к гавани Мар-Гранде в 22:58. Шестнадцать осветительных ракет было сброшено к востоку от гавани, затем ракетница и еще один самолет совершили бомбардировку с пикирования, чтобы поджечь нефтяные резервуары. Следующие три самолета под командованием лейтенанта-коммандера К. Уильямсона Р.Н. из 815-й эскадрильи атаковали остров Сан-Пьетро и поразили линкор «Конте ди Кавур» торпедой, которая проделала в его борту пробоину длиной 27 футов (8,2 м) ниже ватерлинии. Самолет Уильямсона был немедленно сбит зенитками итальянского линкора . [ 10 ] Два оставшихся самолета в этом подполете продолжили, уклоняясь от аэростатов заграждения и принимая сильный зенитный огонь итальянских военных кораблей и береговых батарей, чтобы завершить безуспешную атаку на линкор Андреа Дориа . Следующая подгруппа из трех атаковала с более северного направления, атаковав линкор «Литторио» , поразив его двумя торпедами и выпустив одну торпеду по флагману, линкору «Витторио Венето» , который промахнулся. Следующими атаковали бомбардировщики под командованием капитана О. Патча Р.М. Им было трудно идентифицировать цели, но они атаковали и поразили два крейсера, пришвартованных в Мар-Пикколо, поразив оба по одной бомбе каждый с высоты 1500 футов (460 м), а затем еще один самолет, оседлавший четыре эсминца. [ 4 ]

Вторая волна из восьми самолетов, возглавляемая лейтенантом-коммандером Дж. Д. Хейлом из 819-й эскадрильи, теперь приближалась с северного направления к гавани Мар-Гранде , причем два из четырех бомбардировщиков также несли осветительные ракеты, а остальные пять - торпеды. Факелы были сброшены незадолго до полуночи. Два самолета направили свои торпеды на Литторио , одна из которых попала. Один самолет, несмотря на то, что он дважды был сбит зенитным огнем, нацелил торпеду на Витторио Венето, но торпеда промахнулась. Другой самолет попал в линкор «Дуилио» торпедой, проделав большую дыру в его корпусе и затопив оба ее передних магазина . Самолет под управлением лейтенанта Дж. Бэйли Р.Н. был сбит зенитным огнём тяжелого крейсера «Гориция». [ 10 ] после успешной атаки на Литторио единственный самолет, потерянный во второй волне. Последний самолет, прибывший на место происшествия на 15 минут позже остальных, совершил неудачную бомбардировку с пикирования одного из итальянских крейсеров, несмотря на сильный зенитный огонь, затем благополучно вернулся на Illustrious и приземлился в 02:39. [ 4 ]

Из двух сбитых самолетов в плен попали пилот и наблюдатель первого (L4A) лейтенант-коммандер К. Уильямсон и лейтенант Н. Дж. «Блад» Скарлетт соответственно. Пилот и наблюдатель второго самолета (E4H) лейтенанты Г. Бэйли и лейтенант Х. Слотер оба погибли. [ 11 ]

Итальянские линкоры понесли значительные повреждения:

  • У Конте ди Кавур была дыра в корпусе размером 12 × 8 м (39 × 26 футов), и в разрешении посадить ее на мель было отказано до тех пор, пока не стало слишком поздно, поэтому ее киль коснулся дна на большей глубине, чем предполагалось. 27 членов экипажа корабля погибли и более 100 получили ранения. В итоге над водой остались только ее надстройка и основное вооружение. [ 12 ] Впоследствии ее подняли, частично отремонтировали и перевели в Триест для дальнейшего ремонта и модернизации, однако изменившаяся ситуация отодвинула эти работы на второй план. Когда Италия капитулировала, он все еще находился в ремонте, поэтому к полной эксплуатации он так и не вернулся; [ 13 ]
  • У Дуилио была дыра лишь немного меньшего размера (11 × 7 м (36 × 23 фута)) и его спасли, посадив на мель; [ 13 ]
Поврежденный Литторио
  • В Литторио произошло сильное наводнение, вызванное тремя попаданиями торпед. Несмотря на подводную защиту ( система торпедной защиты «Пульезе» , стандартная для всех итальянских линкоров), повреждения были обширными, хотя реальные повреждения конструкций корабля были сравнительно ограниченными (механизмы остались целыми). Потери составили 32 члена экипажа убитыми и многие ранеными. Она была пробита в трех местах: один раз по левому борту (7 м × 1,5 м (23 фута 0 дюймов × 4 фута 11 дюймов)) и дважды по правому борту (15 м × 10 м (49 футов × 33 фута). и 12 м × 9 м (39 × 30 футов)). Ее тоже спасли, посадив на мель. Несмотря на это, утром нос корабля был полностью затоплен. [ 13 ]

Итальянская оборона выпустила 13 489 снарядов с сухопутных батарей и несколько тысяч с кораблей. Зенитный огонь был огромным: 101 орудие и 193 пулемета. Также было 87 воздушных шаров, но из-за сильного ветра 60 из них были потеряны. Фактически вокруг кораблей было выставлено только 4,2 км (2,3 морских мили; 2,6 мили) противоторпедных сетей на глубину до 10 м (33 фута), тогда как потребность составляла 12,8 км (6,9 морских миль; 8,0 миль). Также имелось 13 аэрофонных станций и 22 прожектора (на кораблях было по два прожектора). [ 13 ] Денис Бойд, командир HMS Illustrious , заявил в своем отчете о последствиях боевых действий: «Примечательно, что противник вообще не использовал прожекторы ни в одной из атак». [ 14 ]

«Литторио» был отремонтирован с использованием всех имеющихся ресурсов и снова был полностью боеспособен в течение четырех месяцев, в то время как восстановление старых линкоров шло гораздо более медленными темпами (ремонт « Дуилио» занял семь месяцев , а ремонт «Конте ди Кавур» так и не был завершен). Всего в атаке Swordfish было задействовано всего 20 самолетов. В результате бомбардировки два итальянских самолета были уничтожены на земле, а две неразорвавшиеся бомбы попали в крейсер «Тренто» и эсминец «Либекчо» . При попадании повредил эсминец Pessagno . [ 13 ]

Тем временем крейсеры X-Force атаковали итальянский конвой ( Битва в проливе Отранто ). В состав этих сил входили три крейсера ( HMS Ajax , Orion и HMAS Sydney ) и два эсминца класса Tribal ( HMS Nubian и Mohawk ). Около полуночи они встретили и уничтожили четыре итальянских торговых судна ( «Капо Вадо» , «Каталани» , «Локателли» и «Премуда» ), повредив торпедный катер «Никола Фабрици» имеющий сильное вооружение, , а вспомогательный крейсер «Рамб III», скрылся. [ 13 ]

Каннингем и Листер хотели следующей ночью снова нанести удар по Таранто с помощью «Суордфиша» (шесть торпедоносцев, семь бомбардировщиков и два сигнальных ракетницы) – один шутник в рубке пилотов заметил: «Они попросили легкую бригаду сделать это только один раз! " [ 15 ] – но непогода помешала акции. [ 13 ]

Последствия

[ редактировать ]

Итальянский флот потерял половину своих крупных кораблей за одну ночь; на следующий день «Регия Марина» перевела свои неповрежденные корабли из Таранто в Неаполь, чтобы защитить их от подобных атак; [ 4 ] до тех пор, пока оборона Таранто (в основном противоторпедные сети) не была доведена до адекватного уровня, чтобы защитить их от дальнейших атак того же типа (что произошло в период с марта по май 1941 года). [ 16 ] Ремонт Литторио занял около четырех месяцев, Дуилио - семь месяцев; «Конте ди Кавур» требовал обширных спасательных работ, и к моменту капитуляции Италии в 1943 году ее ремонт был незавершенным. [ 17 ] Каннингем написал после нападения: «Выставка в Таранто значительно развязала нам руки, и я надеюсь теперь этих чертовых Глазчиков немного встряхнуть . Я не думаю, что их оставшиеся три линкора смогут противостоять нам, и если они это сделают, я вполне готов». чтобы сразиться с ними только вдвоём». Действительно, баланс сил перешел в сторону британского Средиземноморского флота, который теперь пользовался большей оперативной свободой: раньше они были вынуждены действовать как единое целое, чтобы противостоять итальянским крупным кораблям, теперь они могли разделиться на две боевые группы; каждый построен на основе одного авианосца и двух линкоров. [ 18 ]

Тем не менее, оценка Каннингема о том, что итальянцы не захотят рисковать своими оставшимися тяжелыми подразделениями, быстро оказалась ошибочной. Всего через пять дней после Таранто Кампиони вышел в бой с двумя линкорами, шестью крейсерами и 14 эсминцами, чтобы успешно сорвать миссию по доставке самолетов на Мальту . Результатом этой операции стала битва у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года. Два из трех поврежденных линкоров были отремонтированы к середине 1941 года, и контроль над Средиземным морем продолжал меняться взад и вперед до итальянского перемирия в 1943 году.

Год спустя итальянский флот отомстил за нападение на Таранто во время рейда на Александрию , когда средиземноморский флот Королевского военно-морского флота был атакован с использованием миниатюрных подводных лодок , серьезно повредив линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant .

Однако, если сравнивать с его основной задачей — сорвать конвои Оси в Африку, атака на Таранто имела очень незначительный эффект. Фактически, итальянские поставки в Ливию увеличились в период с октября 1940 года по январь 1941 года в среднем до 49 435 тонн в месяц по сравнению со средним показателем в 37 204 тонны за предыдущие четыре месяца. [ 19 ] Более того, вместо того, чтобы изменить баланс сил в центральном Средиземноморье, британские военно-морские власти «не смогли нанести настоящий нокаутирующий удар, который изменил бы контекст, в котором велась остальная часть войны в Средиземноморье». [ 20 ]

Эксперты по воздушным торпедам во всех современных военно-морских силах ранее считали, что торпедные атаки на корабли должны проводиться в воде на глубине не менее 75 футов (23 м). [ 21 ] Гавань Таранто имела глубину всего около 39 футов (12 м); но Королевский флот разработал новый метод предотвращения слишком глубокого погружения торпед. Под носом самолета крепился барабан, от которого к носовой части торпеды вел моток проволоки. Когда она падала, натяжение троса подняло нос торпеды, что привело к падению брюхом, а не к пикированию. [ 22 ]

Влияние на Перл-Харбор

[ редактировать ]

Вполне вероятно, что штаб Императорского флота Японии тщательно изучил рейд Таранто во время планирования нападения на Перл-Харбор , поскольку обе атаки столкнулись с одинаковыми проблемами при атаке на мелкую гавань. Японский лейтенант-коммандер Такеши Наито, помощник военно-морского атташе в Берлине, вылетел в Таранто, чтобы лично расследовать нападение. Впоследствии Найто провел долгую беседу с командующим Мицуо Фучидой о своих наблюдениях в октябре 1941 года. [ 23 ] Фучида возглавил японскую атаку 7 декабря 1941 года. Возможно, более значимой была японская военная миссия в Италию в мае 1941 года. Группа офицеров IJN посетила Таранто и провела длительные переговоры со своими коллегами из итальянского флота. [ 24 ] Однако японцы работали над решением проблемы мелководья с начала 1939 года, ориентируясь на различные мелководные порты в качестве условных целей, включая Манилу , Сингапур , Владивосток и Перл-Харбор. [ 25 ] В начале 1930-х годов, когда на вооружение поступила воздушная торпеда Тип 91 , японцы использовали отколовшийся деревянный нос, чтобы смягчить ее удар о воду. Еще в 1936 году они усовершенствовали отрывающиеся деревянные плавники для дополнительной устойчивости в воздухе. [ 25 ] [ 26 ]

Нападение японцев на Перл-Харбор было значительно более крупной операцией, чем Таранто. В нем приняли участие все шесть авианосцев Императорского японского флота , каждый из которых имел авиакрыло, имеющее более чем в два раза больше самолетов, чем любой британский авианосец. Это привело к гораздо большим разрушениям; семь американских линкоров были потоплены или выведены из строя, а несколько других военных кораблей были уничтожены или повреждены. После этого ВМС США построили операции своего флота в Тихом океане вокруг своих авианосцев, а не линкоров в качестве крупных кораблей . Было обнаружено, что линкоры менее полезны на просторах Тихого океана, чем в пределах Средиземного моря; старые корабли были слишком медленными, чтобы сопровождать авианосцы, и в основном использовались для огневой поддержки десантных операций. [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Симпсон, Майкл (2004). Жизнь адмирала флота Эндрю Каннингема. Военно-морской лидер двадцатого века . Рутледж Эд., с. 74. ISBN   978-0-7146-5197-2
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Том. 1. Шеппертон, Суррей: Ян Алланм. стр. 34–38. ISBN  0-7110-1596-1 .
  3. ^ «Таранто 1940» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 24 октября 2010 года.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Стертивант, Рэй (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота 1917–1990 гг . Лондон: Arms & Armor Press. стр. 48–50. ISBN  0-85368-938-5 .
  5. ^ 'Аэроплан, Том. LXXIII № 1887, 8 августа 1947 г., с. 154
  6. ^ Рэгг, Дэвид, Swordfish , Weidenfeld & Nicolson, 2003, стр. 78–79.
  7. ^ Эти самолеты имели дополнительный топливный бак под фюзеляжем.
  8. ^ Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 151. ИСБН  978-1783400546 .
  9. ^ Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море: флот между победой и поражением: 1940–1943 (1-я история Оскара. Изд.). Милан: Мондадори. стр. 218–9. ISBN  978-88-04-50150-3 .
  10. ^ Перейти обратно: а б La Notte di Taranto [ Ночь в Таранто ] (PDF) (на итальянском языке), Фабио Сицилиано .
  11. ^ Австралийский музей военно-морской авиации (1998). Летающие станции: история австралийской морской авиации . Сидней: Аллен и Анвин. п. 23. ISBN  1-86448-846-8 .
  12. ^ Дент, Стивен; Джордан, Джон, ред. (2010). Военный корабль 2010 (изд. 2010 г.). Лондон: Конвей. стр. 81–85. ISBN  978-1-84486-110-1 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сантони, Альберто (ноябрь 1990 г.), «Нападение англичан на Таранто», Rivista Italiana di Difesa (на итальянском языке): 88–95.
  14. Отчет Бойда был приложен к отчету разведки, поданному в Управление военно-морской разведки лейтенантом-коммандером Джоном Н. Опи, III, USN. Отчет Опи можно найти в Национальном архиве, группа записей 38, A-1-z/22863D.
  15. ^ Ньютон, Дон и А. Сесил Хэмпшир, Таранто , Лондон, В. Кимбер, 1959, стр. 165.
  16. ^ Джорджерини, Джорджио (2002). Итальянская война на море: флот между победой и поражением: 1940–1943 (1-е изд. История Оскара. Изд.). Милан: Мондадори. п. 223. ИСБН  978-8-80-450150-3 .
  17. ^ Playfair, Том I, с. 237.
  18. ^ О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Срединное море . Лондон: Конвей. п. 65. ИСБН  978-184486-102-6 .
  19. ^ Брагадин, Итальянский флот во Второй мировой войне , с. 356 .
  20. ^ Караваджо, с. 122.
  21. ^ Кристофер О'Коннор Таранто, Рейд, The Observer, The Aftermath Dog Ear Publishing, 2010, стр. 79
  22. ^ Лоури, Томас П.; Веллхэм, JWG (1995), Нападение на Таранто , Stackpole, стр. 38–39.
  23. ^ Интервью с Мицуо Фучида, 25 февраля 1964 г., Документы Дональда М. Гольдштейна, Центр обслуживания архивов, Питтсбургский университет
  24. ^ Фиораванцо, Джузеппе (январь 1956 г.), «Японская военная миссия в Италии», USNI Proceedings : 24–32 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Питти, Марк Р. (2007). Санберст: рост японской военно-морской авиации, 1909–1941 гг . Издательство Военно-морского института. п. 144. ИСБН  978-1-59114664-3 .
  26. ^ Питти 2007, с. 145.
  27. ^ Киган, Джон (1993). Битва на море . Лондон: Пимлико . стр. 157–211. ISBN  0-7126-5991-9 .
  • Брагадин, А., ВМС Италии во Второй мировой войне , 1-е изд., Военно-морской институт США, Аннаполис, 1957. ISBN   087021327X
  • Караваджо, А.Н., подполковник, «Атака на Таранто: тактический успех, оперативный провал», Обзор военно-морского колледжа , 1997.
  • Плейфэр, генерал-майор ИСО ; со Ститтом, командующим GMS; Молони, бригадный генерал CJC и Тумер, вице-маршал авиации SE (2004 г.) [1-й. паб. HMSO : 1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток. Том I: Первые успехи в войне с Италией (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Акфилд, Великобритания: Naval & Military Press. ISBN  1-84574-065-3 .
  • Карло Стази, Отранто и Англия (эпизоды войны в Апулии и Саленто) , в «Записках по истории и культуре Саленто» , год XV, стр. 127–159, (Арго, Лечче, 2003 г.),
  • Карло Стази, Отранто в мире. От «Замка» Уолпола до «Барона» Вольтера (Эдитрис Салентина, Галатина, 2018) ISBN   978-88-31964-06-7 ,
  • Томас П. Лоури, Нападение на Таранто (мягкие обложки Stackpoole Books, 2000)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лэмб, Чарльз На войну в авоське . Касселл и Кольер Макмиллан (1977) ISBN   0-304-29778-X
  • Лоури, Томас П. и Уэллхэм, Джон В.Г. Нападение на Таранто: план Перл-Харбора . Книги Стэкпола (1995) ISBN   0-8117-1726-7
  • О'Коннор, Кристофер Патрик Таранто: Рейд, Наблюдатель, Последствия . Издательство Dog Ear (2010) ISBN   978-160844-721-3
  • Констам, Ангус Таранто, 1940; Предшественник авиации флота Перл-Харбора . Серия кампаний Osprey № 288. Издательство Оспри (2015) ISBN   978-1-4728-0896-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2cf8bc6c56fd37afaacf763a2b842d8__1718424000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/d8/c2cf8bc6c56fd37afaacf763a2b842d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Taranto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)