Петра
Петра ( 𐢛𐢚𐢓𐢈 ) | |
---|---|
Расположение | Мухафаза Маан , Иордания |
Координаты | 30 ° 19'43 "N 35 ° 26'31" E / 30,32861 ° N 35,44194 ° E |
Область | 264 км 2 (102 квадратных миль) [1] |
Высота | 810 м (2657 футов) |
Построен | Вероятно, уже в V веке до нашей эры. [2] |
Посетители | 1 135 300 (в 2019 году) |
Руководящий орган | Администрация региона Петра |
Веб-сайт | www |
Критерии | Культурный: i, iii, iv |
Ссылка | 326 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
Область | 26 171 га |
Петра ( араб . ٱلْبَتْراء , латинизированный : Аль-Батра ; греческий : Πέτρα , «Скала»), первоначально известная своим жителям как Ракму ( набатейский : 𐢛𐢚𐢒 или 𐢛𐢚𐢓𐢈 , * Ракемо ), [3] [4] — исторический и археологический город на юге Иордании . Петру , известную своей высеченной в скале архитектурой и системой водопроводов, также называют «Городом роз» из-за цвета песчаника, из которого она высечена. [5] Город является одним из семи новых чудес света и ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия . [6]
Территория вокруг Петры была заселена еще в 7000 году до нашей эры. [7] и был заселен набатейцами , кочевым арабским народом, в 4 веке до нашей эры. Позже Петра стала столицей Набатейского царства во втором веке до нашей эры. [7] [8] Набатейцы инвестировали в близость Петры к торговым путям благовоний , превратив ее в крупный региональный торговый центр, что принесло им значительный доход. [7] [9] В отличие от своих врагов, набатейцы привыкли жить в бесплодной пустыне и поэтому смогли защитить свое царство. Они были особенно искусны в сельском хозяйстве , резьбе по камню и сборе дождевой воды .
Петра процветала в I веке нашей эры, когда было построено сооружение Аль-Хазне , возможно, мавзолей набатейского царя Аретаса IV , а ее население достигло пика, составляющего примерно 20 000 жителей. [10] Набатея пала перед римлянами в 106 году нашей эры, которые аннексировали ее и переименовали в Аравию Петрею . [11] Значение Петры снизилось по мере появления морских торговых путей, а также после землетрясения 363 года, разрушившего многие постройки. В византийскую эпоху было построено несколько христианских церквей, но город продолжал приходить в упадок, и к началу исламской эпохи он был заброшен, за исключением горстки кочевников. Он оставался неизвестным западному миру до 1812 года, когда его заново открыл швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт . [12]
ЮНЕСКО назвала Петру «одним из самых ценных культурных объектов культурного наследия человечества». [13] Петра – символ Иордании, а также самая посещаемая туристическая достопримечательность Иордании. Число туристов достигло пика в 1,1 миллиона в 2019 году, что стало первым случаем, когда эта цифра превысила отметку в 1 миллион. [14] Туризм в историческом городе сильно пострадал от пандемии COVID-19 , но вскоре снова начал расти, достигнув 905 000 посетителей в 2022 году. [15]
История
[ редактировать ]неолит
[ редактировать ]К 7000 году до нашей эры некоторые из первых зарегистрированных фермеров поселились в Бейде , поселении докерамического неолита к северу от Петры. [7]
Бронзовый век
[ редактировать ]Петра указана в отчетах египетской кампании и письмах Амарны как Пел , Села или Сеир . [16]
Эдом железного века
[ редактировать ]Железный век длился между 1200 и 600 годами до нашей эры; в то время местность Петры была занята идумеянами . Конфигурация гор в Петре позволила создать резервуар воды для идумеян. Это сделало Петру остановкой для торговцев , сделав ее выдающимся районом для торговли. Здесь торговали винами, оливковым маслом и древесиной.
Первоначально идумеев сопровождали кочевники , которые в конце концов ушли, но идумеи остались и оставили свой след в Петре до появления набатаев. Говорят, что 10 000 человек были сброшены с горы Умм эль-Бияра, но эта история обсуждается учеными. [17]
Эдомитская стоянка, раскопанная на вершине горы Умм-эль-Бияра в Петре, была установлена не ранее седьмого века до нашей эры (Железо II). [18]
Появление Петры
[ редактировать ]Набатейцы Аравийской были одним из нескольких кочевых бедуинских племен, которые бродили по пустыне и перемещались со своими стадами туда, где они могли найти пастбища и воду. [19] Хотя набатейцы изначально были частью арамейской культуры, теории о том, что они имеют арамейские корни, отвергаются многими современными учеными. Вместо этого археологические, религиозные и лингвистические данные подтверждают, что они являются северным арабским племенем . [20] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что набатейское имя Петры было Ракемо, которое в надписях по-разному пишется как rqmw или rqm . [4]
Еврейский историк Иосиф Флавий (ок. 37–100 гг. н.э.) пишет, что этот регион был населен мадианитянами во времена Моисея и что ими правили пять царей, одним из которых был Рекем. Иосиф Флавий упоминает, что город, названный греками Петрой, «занимает самое высокое место в земле арабов» и все арабы его времени до сих пор называли его Рекеме по имени его царственного основателя («Древности», IV, 7, 1; 4, 7). ). [21] В Ономастиконе Евсевия Рекем также идентифицируется как Петра. [22] По-арабски ракама означает «отмечать, украшать», поэтому «Рекеме» может быть набатейским словом, относящимся к знаменитым резным каменным фасадам. В 1964 году рабочие, расчищавшие завалы скалы у входа в ущелье, обнаружили несколько погребальных надписей набатейским письмом. Один из них был адресован некоему Петрайосу, родившемуся в Ракму (Рекем) и похороненному в Гаршу ( Джераш ). [23] [24]
Старая теория утверждала, что Петру можно отождествить с местом под названием Села в еврейской Библии . Британская энциклопедия (1911) утверждает, что семитское название города, если бы не Села, осталось бы неизвестным. Тем не менее, он предупредил, что села на иврите означает просто «скала», и поэтому ее нельзя отождествлять с городом, в котором оно встречается в библейском тексте книги Авдия. Вполне возможно, что город входил в состав народа Эдома. [25]
Отрывок из Диодора Сицилийского (XIX 94–97), в котором описываются экспедиции, посланные Антигоном против набатеев в 312 г. до н. э., некоторые исследователи считали проливающим некоторый свет на историю Петры, но «петра» (по-гречески «камень» ), называемый естественной крепостью и местом убежища, не может быть именем собственным, и описание подразумевает, что в то время там не существовало никакого города. [25] [26]
Римский период
[ редактировать ]В 106 году нашей эры, когда Корнелий Пальма был правителем Сирии , часть Аравии под властью Петры была присоединена к Римской империи как часть Аравии Петреи , и Петра стала ее столицей. [27] Местная династия пришла к концу, но город продолжал процветать под римским правлением. Примерно в это же время была построена Римская дорога Петры. Столетие спустя, во времена Александра Севера , когда город находился в расцвете своего великолепия, выпуск монет прекратился. Больше не было строительства роскошных гробниц, по-видимому, из-за какой-то внезапной катастрофы, такой как вторжение неоперсидских держав под властью Сасанидской империи . [25]
Между тем, по мере того как значение Пальмиры ( эт. 130–270) росло и привлекало арабскую торговлю из Петры, последняя приходила в упадок. Однако, похоже, он сохранился как религиозный центр. На этом месте была построена еще одна римская дорога. Епифаний Саламинский (ок.315–403) пишет, что в его время 25 декабря здесь устраивался пир в честь девы Хаабу (Чаабу) и ее потомства Душары . [25] Душара и аль-Узза были двумя главными божествами города, в который входили многие идолы других набатейских божеств, таких как Аллат и Манат. [28]
Между 111 и 114 годами Траян построил Виа Траяна Нова , идущую от сирийской границы до Красного моря через Петру. Эта дорога следовала по старым маршрутам набатейских караванов. В тени Pax Romana этот маршрут возродил торговлю между Аравией, Сирией и портами Средиземноморья. В 125 году нашей эры один из императора Адриана оставил следы. администраторов [ сомнительно – обсудить ] в Петре, на что указывают документы, найденные на Мертвом море . В 130 году нашей эры Адриан посетил бывшую набатейскую столицу, дав ей имя « Метрополис Адриани Петра» , запечатленное на его монетах. Его визит, однако, не привел к какому-либо буму строительства и строительства новых зданий, как это произошло в Джераше . Губернатор провинции Секстий Флорентин воздвиг монументальный мавзолей для своего сына недалеко от конца гробниц аль-Хубта (Королевской стены), которые в набатейский период обычно предназначались для королевской семьи.
Интерес, который проявляли к городу римские императоры в III веке, говорит о том, что Петра и ее окрестности долгое время пользовались большим уважением. Надпись Liber Pater , богу, почитаемому императором Септимием Севером , была найдена в теменосе храма, известного как Каср аль-Бинт , а в набатейских гробницах находились серебряные монеты с портретом императора, а также керамика времен его правления. Император Элагабал объявил Петру римской колонией , когда он реорганизовал Римскую империю в конце III века. [29] Территория от Петры до Вади Муджиба , Негева и Синайского полуострова была присоединена к провинции Палестина Салутарис . Петру можно увидеть на мозаичной карте Мадабы времен правления императора Юстиниана .
Византийский период
[ редактировать ]Петра быстро пришла в упадок под римским правлением, во многом из-за пересмотра морских торговых путей. В 363 году землетрясение разрушило множество зданий и повредило жизненно важную систему управления водными ресурсами. [30] Старый город Петра был столицей византийской провинции Палестина III , и в Петре и ее окрестностях было раскопано множество церквей византийского периода . В одном из них, Византийской церкви , было обнаружено 140 папирусов , содержащих в основном договоры, датированные периодом с 530-х по 590-е годы, устанавливающие, что в VI веке город еще процветал. [31] Византийская церковь является ярким примером монументальной архитектуры византийской Петры.
Последнее упоминание о византийской Петре происходит из « Духовного луга» Иоанна Мосха , написанного в первые десятилетия VII века. Он приводит анекдот о епископе Афиногене . Оно перестало быть митрополичьим епископством где-то до 687 года, когда эта функция была передана Ареополю . Петра не упоминается в повествованиях о мусульманском завоевании Леванта и не упоминается ни в каких ранних исламских записях. [32]
Крестоносцы и мамлюки
[ редактировать ]В 12 веке крестоносцы построили такие крепости, как замок Алваэйра , но через некоторое время были вынуждены покинуть Петру. В результате местоположение Петры было потеряно до 19 века. [33] [34]
В Петре и ее окрестностях известны еще два замка периода крестоносцев: первый - Аль-Вуайра, расположенный к северу от Вади-Муса. Его можно увидеть с дороги на Малую Петру . Это замок, который был захвачен группой турок с помощью местных мусульман и возвращен крестоносцам только после того, как они начали уничтожать оливковые деревья Вади Муса. Потенциальная потеря средств к существованию заставила местных жителей договориться о капитуляции. Второй находится на вершине Эль-Хабис, в самом сердце Петры, и добраться до него можно с западной стороны Каср-эль-Бинт.
Руины Петры были объектом любопытства в средние века их посетил Байбарс , один из первых мамлюкских султанов Египта . , и в конце 13 века [25]
19 и 20 века
[ редактировать ]Первым европейцем, описавшим их, был швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт во время своего путешествия в 1812 году. [25] [35] В то время Греческий Православный Патриархат Иерусалима управлял епархией в аль-Караке под названием Баттра (арабский: باطره , древнегреческий: Πέτρας ), и среди духовенства Иерусалима существовало мнение, что Керак был древним городом Петра. [35]
Буркхардт уже свободно говорил по-арабски и собирался исследовать реку Нигер, когда услышал истории о мертвом городе, в котором находилась могила пророка Аарона , и был очарован поисками этого города. Затем он переоделся местным жителем и говорил только по-арабски, взяв с собой козла с намерением принести его в жертву в честь гробницы Аарона. После одного дня исследований он убедился, что нашел затерянный город Петру. [36]
Леон де Лаборд и Луи-Морис-Адольф Линан де Бельфон сделали первые точные рисунки Петры в 1828 году. [37] Шотландский художник Дэвид Робертс посетил Петру в 1839 году и вернулся в Великобританию с зарисовками и рассказами о встречах с местными племенами, опубликованными в Святой Земле, Сирии, Идумее, Аравии, Египте и Нубии . Фредерик Эдвин Чёрч , ведущий американский художник-пейзажист XIX века, посетил Петру в 1868 году, и получившаяся в результате картина « Эль-Хасне, Петра» является одной из самых важных и хорошо задокументированных его работ. [37] Миссионер Арчибальд Фордер опубликовал фотографии Петры в декабрьском номере журнала National Geographic за 1909 год.
Поскольку постройки с возрастом ослабли, многие гробницы стали уязвимы для воров, а многие сокровища были украдены. В 1929 году группа из четырёх человек, состоящая из британских археологов Агнес Конвей и Джорджа Хорсфилда , палестинского врача и эксперта по фольклору Тауфика Ханаана и датского учёного Дитлефа Нильсена, раскопала и обследовала Петру. [38]
Археолог Филип Хаммонд из Университета Юты посещал Петру почти 40 лет. Он объяснил, что местный фольклор гласит, что он был создан жезлом Моисея , когда он ударил по скале, чтобы принести воду для израильтян . Хаммонд считал, что вырезанные глубоко в стенах и земле каналы были сделаны из керамических труб, которые когда-то подавали воду в город из систем, высеченных в скалах на краю каньона. [39]
В 1980-х годах бедуины -бедуины , некогда обитавшие в Петре, были переселены иорданским правительством в близлежащее поселение Умм-Сайхун, и этот процесс длился два десятилетия. Этот шаг был частью более широких инициатив, направленных на заселение бедуинских общин и развитие туризма в Петре. [40] [41] Считается, что бедуины, имеющие имя, означающее «изменяющиеся», и устные традиции, повествующие об обращении, приняли ислам позже в своей истории, возможно, имея еврейское или набатейское происхождение. [42] [43] [44] Сегодня, помимо своей традиционной деятельности, они занимаются местным туризмом вместе с более известным племенем Лиятна . [40]
Многочисленные свитки на греческом языке, датируемые византийским периодом, были обнаружены в раскопанной церкви возле Храма Крылатых Львов в Петре в декабре 1993 года. [45]
21 век
[ редактировать ]В декабре 2022 года Петра пострадала от сильного наводнения . [46]
Макет
[ редактировать ]Петра примыкает к горе Джебель-аль-Мадба , в котловине, окруженной горами, образующими восточный склон долины Арава, простирающейся от Мертвого моря до залива Акаба . [25]
Раскопки показали, что именно способность набатеев контролировать подачу воды привела к возникновению пустынного города, создавшего искусственный оазис . Этот район посещают ливневые паводки , но археологические данные показывают, что набатейцы контролировали эти наводнения, используя плотины , цистерны и водоводы. Эти нововведения сохраняли воду на случай длительных периодов засухи и позволяли городу процветать за счет ее продажи. [47] [48]
В древние времена к Петре можно было подойти с юга по тропе, ведущей через равнину Петры, вокруг Джебель-Харуна («Горы Аарона»), где находилась гробница Аарона , которая, как говорят, была местом захоронения брата Аарона . Моисея . Другой подход, возможно, был с высокого плато на севере. Сегодня большинство современных посетителей подходят к этому месту с востока. Впечатляющий восточный вход ведет круто вниз через темное узкое ущелье, местами шириной всего 3–4 м (10–13 футов), называемое Сик («вал»), естественный геологический объект, образовавшийся из глубокого раскола в песчанике. скалы и служат водным путем, впадающим в Вади Муса . [49]
Эллинистическая архитектура
[ редактировать ]Петра известна прежде всего своей эллинистической архитектурой . Фасады гробниц в Петре обычно выполнены в эллинистическом стиле, что отражает количество разнообразных культур, которыми торговали набатейцы , каждая из которых, в свою очередь, находилась под влиянием греческой культуры. Большинство из этих гробниц содержат небольшие погребальные ниши, высеченные в камне. [50]
Возможно, лучший пример эллинистического стиля можно увидеть в Сокровищнице , ширина которой составляет 24 метра (79 футов), а высота 37 метров (121 фут), что отсылает к архитектуре Александрии. [51] Фасад Сокровищницы имеет сломанный фронтон с центральным толосом внутри, а два обелиска наверху в скале, кажется, образовались . Внизу Сокровищницы находятся греческие боги-близнецы Кастор и Поллукс , которые защищают путешественников в их путешествиях. Рядом с вершиной Сокровищницы видны две победы, стоящие по обе стороны от женской фигуры на толосе. Считается, что эта женская фигура является Исидой-Тихе, причем Исида и Тихе — египетская и греческая богини удачи соответственно. [50]
Еще одним ярким примером эллинистической архитектуры, представленной в Петре, является ее монастырь , высота которого составляет 45 метров (148 футов) и ширина 50 метров (160 футов); это самый большой памятник Петры, он точно так же высечен в скале. Фасад снова имеет сломанный фронтон, похожий на Сокровищницу , а также еще один центральный толос. Монастырь больше напоминает набатаенский стиль, но в то же время включает в себя элементы греческой архитектуры. [50] Единственным источником света является вход высотой 8 метров (26 футов). За пределами монастыря есть большое пространство, специально выровненное для богослужений. Раньше, в византийский период , это было место христианского богослужения, но теперь это святое место для паломниками посещения .
Центр города
[ редактировать ]В конце узкого ущелья Сик находятся самые сложные руины Петры, широко известные как Аль-Хазне («Сокровищница»), высеченные в скале из песчаника. Несмотря на то, что здание находится в прекрасно сохранившемся состоянии, его фасад отмечен сотнями пулевых отверстий, оставленных местными бедуинскими племенами, которые надеялись вытащить богатства, которые, по слухам, когда-то были спрятаны внутри него. [49] Немного дальше от Сокровищницы, у подножия горы Эн-Нейр , находится огромный театр как можно больше гробниц , расположенный так, чтобы было видно . В том месте, где долина выходит на равнину, с поразительным эффектом открывается вид на город. Во время строительства театр был врезан в склон холма и в несколько гробниц. Прямоугольные щели в сиденьях все еще видны. Почти с трех сторон его окружают розовые горные стены, разделенные на группы глубокими трещинами и обрамленные выступами, вырезанными в скале в виде башен. [25] Сообщается, что театр вмещает около 8500 человек. [52] Представления, которые здесь могли посетить зрители, представляли собой поэтические чтения и спектакли. гладиаторские Говорят, что здесь также проводились бои, которые привлекали наибольшую аудиторию, хотя ни один гладиатор не смог добиться успеха или славы из-за высокой смертности, связанной с этим. Театр был одним из многих сооружений в Петре, получивших значительный ущерб из-за землетрясения в Галилее в 363 году . [52]
Комплекс бассейнов и садов Петры представляет собой ряд построек в центре города. Первоначально предполагалось, что это рыночная площадь. [53] раскопки на этом месте позволили ученым идентифицировать его как тщательно продуманный набатейский сад, который включал в себя большой бассейн, остров-павильон и сложную гидравлическую систему. [54] [55] [56]
Перед комплексом бассейнов и садов Петры находится улица с колоннами, которая является одним из немногих памятников Петры, которые были построены, а не созданы естественным путем. На этой улице раньше располагался полукруглый нимфей , который сейчас находится в руинах из-за внезапного наводнения, и раньше находилось единственное дерево Петры. Это должно было стать символом мирной атмосферы, которую набатейцы смогли создать в Петре. Когда римляне взяли город под свой контроль, улицу с колоннами сузили, чтобы освободить место для тротуара, и с каждой стороны добавили по 72 колонны. [57]
Высокое место жертвоприношения
[ редактировать ]Высокое место жертвоприношения расположено на вершине горы Джебель-Мадба. [58] Начало похода возле театра Петры. Оттуда до Высокого места жертвоприношения нужно пройти около 800 шагов. Одним из общепринятых жертвоприношений, которое там совершалось, было возлияние . Другой распространенной формой жертвоприношения, имевшей место там, было жертвоприношение животных; Это связано с убеждением, что могила пророка Аарона находится в Петре, которая является священным местом для мусульман. В честь этого ежегодно приносили в жертву козла. Там же происходили и другие ритуалы, в том числе возжигание ладана . [59]
Королевские гробницы
[ редактировать ]Королевские гробницы Петры представляют собой набатейскую версию эллинистической архитектуры , но их фасады обветшали из-за естественного распада. Предполагается, что одна из этих гробниц, Дворцовая гробница , была усыпальницей королей Петры. Коринфская гробница, расположенная рядом с Дворцовой гробницей, имеет ту же эллинистическую архитектуру, что и Сокровищница . Две другие королевские гробницы — это Шелковая гробница и Урна-гробница; Шелковая гробница не выделяется так сильно, как гробница-урна. Перед гробницей-урной расположен большой двор, и она была превращена в церковь в 446 году нашей эры после распространения христианства. [60]
Внешняя платформа
[ редактировать ]В 2016 году археологи, используя спутниковые снимки и дроны, обнаружили очень большое, ранее неизвестное монументальное сооружение, начало которого предположительно датируется примерно 150 годом до нашей эры, временем, когда набатейцы начали свою программу общественного строительства. Он расположен за пределами основной части города, у подножия Джебель-ан-Нмайра и примерно в 0,8 км к югу от центра города, но обращен на восток, а не в сторону города, и не имеет к нему видимого отношения. . Сооружение состоит из огромной платформы размером 184 на 161 фут (56 на 49 м) с монументальной лестницей вдоль восточной стороны. Большая платформа окружала платформу немного меньшего размера, увенчанную сравнительно небольшим зданием размером 28 на 28 футов (8,5 на 8,5 м), обращенным на восток, в сторону лестницы. Сооружение, уступающее по размерам только Монастырскому комплексу , вероятно, имело церемониальную функцию, которой исследователями пока не предложено даже умозрительного объяснения. [61] [62] [63]
Религиозное значение
[ редактировать ]Плиний Старший и другие писатели называют Петру столицей Набатейского царства и центром их караванной торговли. Окруженная высокими скалами и орошаемая вечным потоком , Петра не только обладала преимуществами крепости, но и контролировала основные торговые пути, проходившие через нее в Газу на западе, в Босру и Дамаск на севере, в Акабу и Леус Коме. на Красном море и через пустыню до Персидского залива . [25]
Набатейцы поклонялись арабским богам и богиням в доисламскую эпоху, а также некоторым из своих обожествленных царей. Один из них, Ободас I , был обожествлен после его смерти. Душара был главным богом-мужчиной, которого сопровождали три женских божества: Аль-Узза , Аллат и Манат . Многие статуи, высеченные в скале, изображают этих богов и богинь. Новые данные указывают на то, что более широкое идумейское и набатейское богословие имело прочные связи с отношениями Земля-Солнце, что часто проявлялось в ориентации выдающихся структур Петры на восходы и закаты равноденствий и солнцестояний. [64]
Стела , посвященная Кос-Аллаху «Кос есть Аллах» или «Кос бог», написанная Космилком ( мелех : король), найдена в Петре (Glueck 516). Кос отождествляется с Каушем (Каушем), Богом древних идумеев. Стела рогатая, а на печати из Эдомитского Тавилана близ Петры, отождествляемой с Каушем, изображены звезда и полумесяц (Браунинг 28), которые соответствуют лунному божеству. Вполне возможно, что последнее могло быть результатом торговли с Харраном (Бартлетт 194). Продолжаются споры о природе Коса ( qaus : лук), которого отождествляли как с охотничьим луком (бог охоты), так и с радугой (бог погоды), хотя полумесяц над стелой также является луком. [ нужна ссылка ]
В набатейских надписях на Синае и в других местах широко распространены упоминания имен, в том числе Аллаха, Эль и Аллата (бога и богини), а также региональные упоминания аль-Уззы, Баала и Мануту (Манат) (Негев 11). Аллат также встречается на Синае в южноаравийском языке. Аллах встречается, в частности, как Гарм-Аллахи: «бог решил» (греч. Гарамелос) и Ауш-аллахи: «завет богов» (греч. Аусаллос). Мы находим как Шалм-лахи «Аллах – мир», так и Шалм-аллат – «мир богини». Мы также находим Амат-Аллахи «служанка Бога» и Халаф-Ллахи «преемник Аллаха». [65]
Недавно Петра была выдвинута в качестве первоначального направления мусульманской молитвы, Киблы , теми, кто считал, что самые ранние мечети были обращены к Петре, а не к Иерусалиму или Мекке . [66] Эту точку зрения разделяет и Абдулла Хашем , самопровозглашенный Каим Ахмадийской Религии Мира и Света . [67] Однако другие оспаривают идею сравнения современных прочтений направлений Киблы с Киблой ранних мечетей, поскольку они утверждают, что ранние мусульмане не могли точно рассчитать направление Киблы на Мекку, и поэтому очевидное определение Петры некоторыми ранними мечетями вполне может быть случайным. . [68]
Монастырь , крупнейший памятник Петры, датируется I веком до нашей эры. Он был посвящен Ободасу I и считается симпозиумом бога Ободаса. Эта информация начертана на руинах монастыря (название — перевод арабского Ад Дейр ). [ нужна ссылка ]
Храм Крылатых Львов — это большой храмовый комплекс, датируемый периодом правления короля Ареты IV (9 г. до н. э. – 40 г. н. э.). Храм расположен в так называемом Священном квартале Петры, районе, расположенном в конце главной улицы Петры с колоннами, состоящей из двух величественных храмов: Каср аль-Бинт и, напротив, Храма Крылатых Львов на северном берегу Вади. Муса.
Христианство проникло в Петру в IV веке нашей эры, почти через 500 лет после того, как Петра стала торговым центром. Начало христианства в Петре началось в основном в 330 году нашей эры, когда к власти пришел первый христианский император Рима Константин I , также известный как Константин Великий. Он начал первоначальное распространение христианства по всей Римской империи . Афанасий упоминает епископа Петры (Ангиох. 10) по имени Астерий . По крайней мере одна из гробниц («гробница с урной»?) использовалась как церковь. Надпись красной краской свидетельствует о его хиротонии «во времена святейшего епископа Иасона» (447 г.). После исламского завоевания 629–632 гг. Христианство в Петре, как и на большей части Аравии, уступило место исламу. Во время Первого крестового похода Петра была оккупирована Болдуином I из Иерусалимского королевства и образовала второе феодальное Аль владение баронства - Карак (в владениях Ультреджордайн ) с названием Château de la Valée de Moyse или Sela. Он оставался в руках франков до 1189 года. [25] Это по-прежнему титульный престол католической церкви . [69]
Согласно арабской традиции, Петра — это место, где Муса ( Моисей ) ударил своим посохом по камню, и из него пошла вода, и где брат Моисея Харун ( Аарон ) похоронен на горе Хор , известной сегодня как Джебель-Харун или гора. Аарон. Вади Муса или «Вади Моисея» — арабское название узкой долины, во главе которой расположена Петра. Храм сестры Моисея Мириам на вершине горы все еще показывался паломникам во времена Иеронима в IV веке, но с тех пор его местонахождение не было установлено. [70]
Климат
[ редактировать ]В Петре полузасушливый климат . Больше всего дождей выпадает зимой. Классификация климата Кеппена -Гейгера — BSk. Средняя годовая температура в Петре составляет 15,5 ° C (59,9 ° F). Ежегодно выпадает около 193 мм (7,60 дюйма) осадков.
Климатические данные для Петры | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 11.0 (51.8) | 13.1 (55.6) | 16.6 (61.9) | 20.9 (69.6) | 25.1 (77.2) | 28.6 (83.5) | 29.8 (85.6) | 30.0 (86.0) | 28.1 (82.6) | 24.6 (76.3) | 18.2 (64.8) | 13.4 (56.1) | 21.6 (70.9) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 2.2 (36.0) | 2.8 (37.0) | 5.6 (42.1) | 8.7 (47.7) | 11.7 (53.1) | 14.1 (57.4) | 16.1 (61.0) | 16.5 (61.7) | 14.2 (57.6) | 11.2 (52.2) | 7.1 (44.8) | 3.4 (38.1) | 9.5 (49.1) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 45 (1.8) | 38 (1.5) | 36 (1.4) | 12 (0.5) | 4 (0.2) | 0 (0) | 0 (0) | 0 (0) | 0 (0) | 2 (0.1) | 15 (0.6) | 41 (1.6) | 193 (7.6) |
Источник: Climate-Data.org, Климатические данные. |
Сохранение
[ редактировать ]Бедулы - (Петра бедуины ) были насильственно переселены из своих пещерных жилищ в Петре в Умм-Сайхун/Ум-Сейхун иорданским правительством в 1985 году, еще до процесса включения в список ЮНЕСКО. [40] [41] Им было предоставлено блочное жилье с некоторой инфраструктурой, включая, в частности, систему канализации и дренажа. Среди шести общин региона Петра Умм Сайхун является одной из самых маленьких. Деревня Вади Муса - самая большая в этом районе, населенная в основном бедуинами Лаятна, и в настоящее время является ближайшим поселением к центру для посетителей, главному входу через Сик и археологическим объектам в целом. Умм Сайхун открывает доступ к «обратному маршруту» к объекту — пешеходному маршруту Вади Туркмания. [71]
6 декабря 1985 года Петра была внесена в список Всемирного наследия . В популярном опросе 2007 года он также был назван одним из семи новых чудес света . Археологический парк Петры (ПАП) стал автономным юридическим лицом, управляющим этим объектом, в августе 2007 года. [72]
Бедулы принадлежат к одному из бедуинских племен, чье культурное наследие и традиционные навыки были внесены ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия в 2005 году и внесены в список [73] в 2008 году.
В 2011 году, после 11-месячного этапа планирования проекта, Управление региона развития и туризма Петры совместно с DesignWorkshop и JCP srl опубликовало Стратегический генеральный план, который определяет плановое развитие региона Петра. Целью проекта является руководство плановым развитием региона Петра эффективным, сбалансированным и устойчивым образом в течение следующих 20 лет на благо местного населения и Иордании в целом. В рамках этого был разработан Стратегический план для Умм-Сайхуна и прилегающих территорий. [74]
В процессе разработки Стратегического плана учитывались потребности региона с пяти точек зрения:
- Социально-экономическая перспектива
- Перспектива археологического парка Петры
- Перспектива туристического продукта Петры
- Перспектива землепользования
- Экологическая перспектива
Это место страдает от множества угроз, включая обрушение древних построек, эрозию из-за наводнений и неправильного дренажа дождевой воды, выветривание из-за солевого апвеллинга, [75] неправильная реставрация древних построек и неустойчивый туризм. [76] Последнее существенно возросло, особенно после того, как сайт получил широкое освещение в СМИ в 2007 году во время кампании «Новые 7 чудес света» в Интернете и мобильных телефонах. [77] Туризм неуклонно растет: в 2019 году Петру посетило 1,2 миллиона человек. [78]
В попытке уменьшить проблемы в 1989 году был создан Национальный фонд Петры (PNT). Он работал с многочисленными местными и международными организациями над проектами, которые способствуют защите, сохранению и сохранению территории Петры. [79] Более того, ЮНЕСКО и ИКОМОС недавно совместно опубликовали свою первую книгу об антропогенных и природных угрозах чувствительным объектам всемирного наследия. Они выбрали Петру как первый и самый важный пример ландшафтов, находящихся под угрозой исчезновения. Презентация «Туризм и управление археологическим наследием в Петре: движущая сила развития или разрушения?» (2012) был первым из серии, посвященной самой природе приходящих в упадок зданий, городов, объектов и регионов. [80]
В 2018 году организация «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) выпустила видео, в котором рассказывается о жестоком обращении с рабочими животными в Петре. PETA утверждает, что животных каждый день заставляют возить туристов или тянуть повозки. На видео видно, как хендлеры избивают и бьют рабочих животных, причем избиения усиливаются, когда животные спотыкаются. PETA также показала несколько раненых животных, в том числе верблюдов с открытыми ранами, зараженными мухами. [81] В ответ власти Иордании, управляющие этим объектом, предложили открыть ветеринарную клинику и обязались распространять информацию среди специалистов по уходу за животными. [82] В 2020 году еще одно видео, опубликованное PETA, показало, что условия содержания животных не улучшились, а в 2021 году у организации была, по-видимому, единственная ветеринарная клиника в этом районе. [83] [84]
Петра – это место на стыке природного и культурного наследия, образующее уникальный культурный ландшафт . Со времен Иоганна Людвига Буркхардта [85] он же Шейх Ибрагим заново открыл руины города в Петре, Иордания, в 1812 году. Этот объект культурного наследия привлекал разных людей, которые разделяли интерес к древней истории и культуре набатейцев, таких как путешественники, паломники, художники и ученые. [86] Однако только в конце 19 века археологи начали систематически приближаться к руинам. [87] С тех пор регулярные археологические раскопки [88] и продолжающиеся исследования набатейской культуры стали частью сегодняшнего объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Петра. [89] В результате раскопок в Археологическом парке Петры все большее количество объектов набатейского культурного наследия подвергается воздействию окружающей среды. Центральным вопросом является управление водными ресурсами, влияющее на архитектурное наследие и высеченные в камне фасады. [90] Большое количество открытий и обнажение структур и находок требуют мер по сохранению, учитывающих взаимосвязь между природным ландшафтом и культурным наследием, поскольку именно эта связь является центральной проблемой для объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. [91]
В последние годы на объекте культурного наследия Петры были организованы различные кампании и проекты по сохранению. [92] Основные работы в первую очередь были сосредоточены на входе в Сик, чтобы защитить туристов и облегчить доступ. Также проводились различные проекты по консервации и природоохранным исследованиям. Ниже приводится список проектов, который следует продолжать.
- 1958 Реставрация третьей колонны здания Казначейства ( Аль-Хазне ). Этот проект финансировался Агентством США по международному развитию (USAID).
- 1974–1990 Реставрационные работы на раскопках Храма Крылатых Львов.
- 1981 г. Различные реставрационные работы Департамента древностей Иордании. [93]
- 1985 г. Реставрационные работы в храме Каср-эль-Бинт, проводимые Департаментом древностей Иордании. [94]
- 1990–1998 Раскопки и консервация византийской церкви Американским центром исследований (ACOR).
- 1992–2002 Центр консервации и реставрации в Петре CARCIP, немецкий проект GTZ. [91]
- 1993–2000 Раскопки, консервация и реставрация Великого Храма при финансовой поддержке Университета Брауна, США. [95]
- 1996 г. и далее, Реставрация Сик и реабилитация пола Сик Национальным фондом Петры, основанным иорданско-швейцарским партнерским фондом, Швейцарским агентством развития и Всемирным фондом памятников . [96]
- 2001 Реставрация алтаря перед Каср Бинт Фираун ЮНЕСКО.
- 2003 Разработка плана консервации и обслуживания древних дренажных систем для защиты скальных фасадов. [90]
- 2003–2017 Оценка опреснения и реставрации фасадов гробницы. [97]
- 2006–2010 Сохранение и консолидация настенных росписей в Сик-эль-Бариде Национальным фондом Петры в сотрудничестве с Департаментом древностей Иордании и Институтом искусств Курто (Лондон).
- С 2009 г. возобновлены усилия по сохранению и восстановлению Храма Крылатых львов в рамках Инициативы управления культурой Храма Крылатых львов (TWLCRM), Археологического парка Петры (PAP) и Департамента древностей Иордании.
- 2016–2019 Характеристика и консервация картин на стенах и скульптур из набатейской Петры «Проект консервации картин Петры (PPCP)», [98] финансируется Немецким исследовательским фондом (номер проекта 285789434). [99]
Популярная культура
[ редактировать ]- В 1845 году британский поэт Джон Уильям Бургон Оксфордского университета получил премию Ньюдигейта за свое стихотворение «Петра», содержащее описание «... розово-красный город, вдвое старый, как время».
- Петра появлялась в романах « Бартлби »; Серия «Оставленные позади» ; Встреча со смертью ; Орел на песке ; «Акулы Красного моря» , девятнадцатая книга из серии «Приключения Тинтина» ; Кингсбери и в «Богине Луны и Сыне» . Он сыграл заметную роль в Маркуса Дидиуса Фалько детективном романе «Последний акт в Пальмире » и является местом действия Агаты Кристи «Свидания со смертью» . В Блю Баллиетта романе « В погоне за Вермеером » персонаж Петра Андали названа в честь этого места. [100]
- В 1979 году Маргарита ван Гельдермальсен из Новой Зеландии вышла замуж за Мохаммеда Абдуллу, бедуина из Петры. [101] Они жили в пещере в Петре до смерти мужа. Она является автором книги «Женаты на бедуине» .
- Англичанка Джоан Уорд написала книгу « Жизнь с арабами: девять лет с бедуинкой Петры». [102] документирование ее опыта проживания в Умм-Сайхуне с бедуинами Петры, охватывающее период 2004–2013 годов.
- драматурга Джона Ярбро Трагикомедия « Петра » [103] дебютировал в Репертуарном театре Манхэттена в 2014 году. [104] за ним последовали отмеченные наградами выступления в Гильдии Гудзона в Нью-Йорке в 2015 году. [105] Он был включен в антологию лучших американских короткометражных пьес 2014–2015 годов . [106]
- Сайт появлялся в таких фильмах , как «Индиана Джонс и последний крестовый поход» , «Арабские ночи» , «Страсти в пустыне» , «Смертельная битва аннигиляция» , «Синдбад и глаз тигра» , «Мумия возвращается» , «Крриш 3» , «Трансформеры: Месть падших». «Трансформеры: Месть падших» , «Самсара» и Кайрааре . [107]
- Петра появилась в эпизоде Time Scanners , снятом для National Geographic , где шесть древних структур были отсканированы лазером, а результаты встроены в 3D-модели. [108] Изучение модели Петры позволило понять, как было построено это сооружение. [109]
- Петра была в центре внимания американского специального выпуска PBS Nova «Петра: Затерянный каменный город». [110] Премьера которого состоялась в США и Европе в феврале 2015 года.
- Петра занимает центральное место в первом оригинальном арабском сериале Netflix «Джинн», который представляет собой сверхъестественную драму для молодежи о джиннах в древнем городе Петра. Они должны попытаться помешать демонам уничтожить мир. Шоу снимается в Иордании и состоит из пяти серий. [111]
- Через шесть месяцев после смертельного похода двух израильтян в 1958 году Хаим Хефер написал текст баллады под названием HaSela haAdom («Красная скала»). [112]
- В 1977 году ливанские братья Рахбани написали мюзикл « Петра» как ответ на гражданскую войну в Ливане. [113]
Галерея
[ редактировать ]- Сик, лучи света
- Обелиск-гробница
- Садовый храм
- Цветной триклиний
- Скальные могилы
- Тропа монастыря Петра
- Храм Душареса, Петра
См. также
[ редактировать ]- Хегра (Мадаин Салих) - историческое место на северо-западе Саудовской Аравии.
- Бедул – бедуинское племя в Петре, Иордания.
- Маршрут благовоний – пустынные города в Негеве – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Негеве, Израиль
- Список колоссальных скульптур на месте - Большие скульптуры, вырезанные из материала, которые остаются на месте.
- Список современных названий библейских топонимов
- Церковь Ридж – разрушенная церковь в Петре, Иордания.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Управление Петрой» . Национальный фонд Петры. Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ Браунинг, Иэн (1973, 1982), Петра , Чатто и Виндус, Лондон, стр. 15, ISBN 0-7011-2622-1
- ^ Стефан Г. Шмид и Мишель Мутон (2013). Люди на скалах: образование набатейской Петры . Логотипы Верлаг Берлин ГмбХ. ISBN 9783832533137 . Архивировано из оригинала 18 марта 2020 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шаддель, Мехди (01 октября 2017 г.). «Кораническое ономастическое исследование: АЛЬ-Раким, Caput Nabataeae *» . Журнал семитских исследований 62 (2): 303–318. дои : 10.1093/jss/fgx022 . ISSN 0022-4480 . Проверено 0 декабря 2020 г.
- ^ МАТ, Махмут (7 января 2023 г.). «Петра в Иордании » Геология» . Геологическая наука .
- ^ « Затерянный город Петра все еще хранит тайны, которые предстоит раскрыть» . Наука . 26 января 2017 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2019 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Краткая история» . Национальный фонд Петры. Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Мати Мильштейн. «Петра. «Затерянный город» все еще хранит свои тайны: тысячи лет назад ныне заброшенный город Петра процветал» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Джек Д. Эллиот мл. (1996). Джо Д. Сегер (ред.). Набатейский синтез Авраама Негева: критическая оценка . Железо-коричневый. п. 56. ИСБН 9781575060125 . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Петра потерянная и найденная» . Нэшнл Географик . 2 января 2016 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 г. . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Петра потеряна и найдена» . Исторический журнал . 09.02.2018. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Глюк, Грейс (17 октября 2003 г.). «АРТ-РЕВЮ; Розово-красный город, высеченный в скале» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Оценка консультативного органа ЮНЕСКО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 января 2012 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ «Розово-красный город Петра завершает 2019 год рекордными 1 135 300 посетителями» . Джордан Таймс . 6 января 2020 года. Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ «В 2022 году Петру посетило 905 000 человек» . Джордан Таймс . 2 января 2023 г. Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Стивен Гросби (2007). Национализм и этносимволизм: история, культура и этничность в формировании наций . Издательство Эдинбургского университета. п. 109 . ISBN 9780748629350 . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ «Петра | Библейский интерп» . bibleinterp.arizona.edu . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Бьенковски, П. (1992). «Начало железного века в Эдоме: ответ Финкельштейну». Левант . 24 (1): 167–169. дои : 10.1179/007589192790220919 .
- ^ Тейлор, Джейн (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . Лондон: IBTauris . стр. 14, 17, 30, 31. ISBN. 9781860645082 . Архивировано из оригинала 3 июля 2019 года . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Маалуф, Тони (2003). Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик. ISBN 9780825493638 . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Иосиф Флавий (1930). Еврейские древности . doi : 10.4159/DLCL.josephus-jewish_antiquities.1930 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 г. Проверено 6 августа 2016 г. - из классической библиотеки Леба .
- ^ Хагит Сиван (2008). Палестина в поздней античности . Издательство Оксфордского университета. п. 254.
- ^ Дж. Старки (1965). «Новая набатейская эпитафия, дающая семитское имя Петра» . Библейский обзор . 72 (1): 95–97. JSTOR 44087833 .
- ^ Дж. Старки (1965). «Новые звезды погребения в Петре» (PDF) . Ежегодник Департамента древностей Иордании . 10 : 43–29 и листы.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж свободном доступе : Кук, Джордж Альберт (1911). « Петра ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 309–310. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Диодор Сицилийский . «Раздел 95 (примечание 79)» . Отчет о походе Антигона в Аравию . Том. XIX. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 г. Проверено 7 августа 2016 г.
- ^ Дион Кассий, 67 лет. 14, 5
- ^ Альпасс, Питер (2013). «Глава 2». Религиозная жизнь Набатеи .
- ^ «Петра Джордан» . jordantourspetra.com . 21 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 08 декабря 2019 г. Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Глюк, Грейс (17 октября 2003 г.). «АРТ-РЕВЮ; Розово-красный город, высеченный в скале» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 апреля 2006 г. Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Фрёсен, Яакко (2012). «Каменные папирусы». Энциклопедия древней истории . Блэквелл Паблишинг Лтд. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah06244 . ISBN 9781444338386 .
- ^ Збигнев Т. Фиема, Ахмад Аль-Джаллад, Майкл К.А. Макдональд и Лайла Неме, «Провинция Аравия: Набатея, появление арабского языка как письменного языка и греко-арабика, в книге Грега Фишера (ред.), Арабы и империи» . до ислама (Oxford University Press, 2015), стр. 394.
- ^ «Набатея: Крестовые походы» . nabataea.net . Архивировано из оригинала 3 мая 2018 г. Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ Лоулер, Эндрю. «Реконструкция Петры» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Буркхардт, Джон Льюис (1822). Путешествие по Сирии и Святой Земле . Дж. Мюррей.
- ^ «Открытие Петры | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карр, Джеральд Л. (1994). Черч Фредерика Эдвина: Каталог работ государственного исторического памятника Оланы, Том I. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 386–396. ISBN 978-0521385404 .
- ^ Конвей, А.; Хорсфилд, Г. (1930). «Исторические и топографические заметки об Эдоме: с отчетом о первых раскопках в Петре». Географический журнал . 76 (5): 369–390. Бибкод : 1930GeogJ..76..369H . дои : 10.2307/1784200 . JSTOR 1784200 .
- ^ Запретная археология Петры и Наски . Нэшнл Географик. 2018. Архивировано из оригинала (документального фильма) 2 мая 2020 г. Проверено 12 февраля 2020 г. - через YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б с Симмс, Стивен (1996). «Бедулы-бедуины Петры, Иордания: традиции, туризм и неопределенное будущее» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» . 19 (4): 22–25.
- ^ Перейти обратно: а б «После классификации всемирного наследия: бедуины были насильственно переселены из Петры – FUF.se» . фуф.се . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Пик, Фредерик Джерард (1934). История Трансиордании и ее племен . Том. 1. Амман. п. 109.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 374–378.
- ^ Канан, Тауфик (1930). Исследования топографии и фольклора Петры . Журнал Палестинского восточного общества. Том. IX. Бейт-уль-Макдес Пресс. п. 216.
- ^ «Петра» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 г. Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ «Туристы эвакуированы после наводнения, обрушившегося на древний иорданский город Петра» . Новости ИТВ . 27 декабря 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Петра: Водопроводные сооружения» . Набатея.нет. Архивировано из оригинала 26 ноября 2011 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Лиза Пинскер (11 сентября 2001 г.). «Петра: разрушающийся древний город» . Agiweb.org. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Колонка Роберта Фулфорда о Петре, Иордания» . Робертфулфорд.com. 18 июня 1997 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Петра: Высеченные в скале фасады (статья)» . Ханская академия . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Александрия» . www.britanica.com . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Театр | Достопримечательности Иордании» . Одинокая планета . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Бахманн, В., Ватцингер, К. Виганд, Т. (1921). Петра, т. 3. Научные публикации Немецко-турецкого командования по охране памятников 3 . Берлин: Де Грюйтер. стр. 37–41.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бедал, Луизиана (2004). Комплекс бассейнов Петры: эллинистический рай в набатейской столице . Пискатауэй (Нью-Джерси): Gorgias Press.
- ^ Бедал Л.А., Глисон К.Л., Шривер Дж.Г. (2007). «Комплекс садов и бассейнов Петры, 2003–2005». Анну Деп Антик Джордан . 51 : 151–176.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бедал Л.А., Шривер Дж.Г., Глисон К.Л. (2011). «Комплекс садов и бассейнов Петры, полевые сезоны 2007 и 2009 гг.». Анну Деп Антик Джордан . 55 : 313–328.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Древний город Петра | AMNH» .
- ^ «Петра-город загадок» . Иорданские картографы . 05 мая 2024 г. Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Петра» . www.memphistours.com . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Королевские гробницы, Петра. Арт-дестинация Иордания» . вселенные.арт . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Паркак, Сара; Таттл, Кристофер А. (май 2016 г.). «Спрятавшись на виду: открытие новой монументальной структуры в Петре, Иордания, с использованием спутниковых изображений WorldView-1 и WorldView-2». Бюллетень американских школ восточных исследований . 375 (375): 35–51. doi : 10.5615/bullamerschoorie.375.0035 . ISSN 0003-097X . JSTOR 10.5615/bullamerschoorie.375.0035 . S2CID 163171099 .
- ^ «Археологи обнаружили в Петре огромный памятник, возраст которого может составлять 2150 лет» . Хранитель . 10 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «В Петре найден новый огромный памятник» . Нэшнл Географик . 8 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2016 г. Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Paradise TR & Angel CC 2015, Набатейская архитектура и Солнце, ArcUser (зима) . Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ Негев 11
- ^ Гибсон, Дэн (2017). Ранние исламские киблы: обзор мечетей, построенных между 1 г. хиджры / 622 г. н.э. и 263 г. хиджры / 876 г. н.э. Пресса независимых ученых. ISBN 978-1927581223 .
- ^ Интровинье, Массимо; Котковска, Каролина Мария (10 мая 2024 г.). «Ахмади Религия мира и света: Введение». Журнал CESNUR . 8 (3): 33–51. дои : 10.26338/tjoc.2024.8.3.2 . ISSN 2532-2990 .
- ^ Кинг, Дэвид А. Заблуждение Петры . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Петра» . Священные места. Архивировано из оригинала 21 августа 2010 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ «Карта местности» . go2petra.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 г. Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Археологический парк» . ПосетитеPetra.jo . Архивировано из оригинала 02 сентября 2018 г. Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Культурное пространство бедуинов в Петре и Вади-Рам» . Сектор культуры ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 05.11.2015 . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ «Стратегический план для Умм-Сайхуна и прилегающих территорий» (PDF) . pdtra.gov.jo . Управление региона развития и туризма Петры в сотрудничестве с DesignWorkshop и JCP srl . Проверено 8 апреля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Генрихс, К.; Аззам, Р. (июнь 2012 г.). «Исследование солевого выветривания каменных памятников с использованием современной беспроводной сенсорной сети на примере высеченных в скалах памятников в Петре / Иордания - исследовательский проект». Международный журнал наследия в цифровую эпоху . 1 (2): 191–216. дои : 10.1260/2047-4970.1.2.191 .
- ^ «Наследие под угрозой 2004/2005: Петра» (PDF) . icomos.org . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 27 марта 2017 г.
- ^ «Сохранение наследия захватывает иорданскую Петру на фоне бурного туризма» . Информационное агентство Синьхуа . 3 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 г.
- ^ «Посетители Петры – Посетите Петру» . Посетитеpetra.jo . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ «Национальный трест-О Петры» . petranationaltrust.org . Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Комер, Дуглас К.; Виллемс, Виллем Дж. Х. «Туризм и управление археологическим наследием в Петре: движущая сила развития или разрушения?» (PDF) . icomos.org . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Ашер, Себастьян (16 января 2018 г.). «Иордания призвала положить конец жестокому обращению с животными на территории Петры» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 13 февраля 2018 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
- ^ Равашде, Саиб (5 апреля 2018 г.). «Заинтересованные стороны принимают меры по борьбе с жестоким обращением с животными в Петре» . Джордан Таймс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2018 года . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ «PETA заявляет, что «ослов необходимо запретить» после того, как новое видео показывает, что животные подвергаются жестокому обращению на территории Петры в Иордании», Yahoo.com. Архивировано 18 июля 2023 г. на Wayback Machine , 8 февраля 2020 г.
- ^ «Ветеринарная клиника PETA в Петре — единственное учреждение в этом районе, оказывающее бесплатную неотложную медицинскую помощь раненым и заброшенным ослам, лошадям и другим животным, используемым для туристических поездок, 197Lines.com , 4 мая 2021 г.».
- ^ Петра: Сопроводительная книга к выставке «ПЕТРА – Чудеса в пустыне: По следам Дж. Л. Буркхардта, псевдоним Шейх Ибрагим»: выставка Базельского музея антиквариата и Коллекции Людвига в сотрудничестве с Министерством туризма и древностей/Департаментом древностей Иордания и Иорданский музей, Амман, Антикенмузей Базель и коллекция Людвига, 23 октября 2012 г. - 17 марта 2013 г. = Батра . Мейден, Элла ван дер., Шмид, Стефан Г., Фогелин, Андреас Ф., Антикенмузей Базеля, Музей Людвига. Базель: Швабия. 2012. С. 15–17. ISBN 978-3-7965-2849-1 . OCLC 818416033 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Мейден, Элла ван дер (2012). «Путешественники и ученые. Ранние исследования Петры по мнению Дж. Л. Буркхардта». Петра: Сопроводительная книга к выставке «ПЕТРА – Чудеса в пустыне: По следам Дж. Л. Буркхардта, псевдоним Шейх Ибрагим»: выставка Базельского музея антиквариата и Коллекции Людвига в сотрудничестве с Министерством туризма и древностей/Департаментом древностей Иордания и Иорданский музей, Амман, Антикенмузей Базель и коллекция Людвига, 23 октября 2012 г. — 17 марта 2013 г. = Батра . Мейден, Элла ван дер., Шмид, Стефан Г., Фогелин, Андреас Ф., Антикенмузей Базеля, Музей Людвига. Базель: Швабия. стр. 39–40. ISBN 978-3-7965-2849-1 . OCLC 818416033 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Мейден, Элла ван дер (2012). «Путешественники и ученые. Ранние исследования Петры после Дж. Л. Буркхардта». Петра: Сопроводительная книга к выставке «ПЕТРА — Чудеса в пустыне: По следам Дж. Л. Буркхардта, он же Шейх Ибрагим»: выставка Базельского музея антиквариата и Коллекции Людвига в сотрудничестве с Министерством туризма и древностей/Департаментом древностей Иордания и Иорданский музей, Амман, Антикенмузей Базель и коллекция Людвига, 23 октября 2012 г. — 17 марта 2013 г. = Батра . Мейден, Элла ван дер., Шмид, Стефан Г., Фогелин, Андреас Ф., Антикенмузей Базеля, Музей Людвига. Базель: Швабия. п. 41. ИСБН 978-3-7965-2849-1 . OCLC 818416033 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Посетить Петру» . 8 декабря 2020 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 г.
- ^ «Культура в кризисе: потоки людей, артефакты и идеи, ICHAJ 14» (PDF) . КАМНЕС — Центр исследований древнего Средиземноморья и Ближнего Востока . 8 декабря 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ведекинд, Ваня (2005). «Профилактическая консервация для защиты фасадов из песчаника в Петре/Иордания». Бюллетень -- Журнал консервации-реставрации . 16 (1 (60)): 48–53.
- ^ Перейти обратно: а б Куленталь, Майкл. (2000). Петра: реставрация фасадов гробницы, высеченных в скале . Фишер, Хельге, Германия. Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития. Мюнхен: Государственное управление охраны памятников Баварии. ISBN 3-87490-707-4 . OCLC 44937402 . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Балави, Фади; Вахиб, Мохаммед; Альшавабке, Яхья; Алане, Фирас. «Реставрационные работы в Петре: что было сделано и что необходимо» (PDF) . Институт туризма и наследия королевы Рании, Хашимитский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Заядин, Ф., 1981, Недавние раскопки и реставрация отдела древностей (1979–1980), ADAJ (Ежегодный отчет Департамента древностей, Амман, Иордания), Vol. 24. стр: 341-355.
- ^ Заядин, Ф. (1986). «Недавние раскопки и реставрация Каср-эль-Бинт в Петре». ADAJ (Ежегодник Департамента древностей, Амман, Иордания) . 29 : 239–249.
- ^ Жуковский, М. (1999). «Раскопки Университета Брауна в Великом храме Петры в 1998 году». ADAJ (Ежегодник Департамента древностей, Амман, Иордания) . 43 : 195–222.
- ^ «Национальный фонд Петры» . 11 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ В. Ведекинд, Х. Фишер: Соляное выветривание и оценка опреснения и восстановления в Петре / Иордании. В: Лауэ, С. (Hrsg.) SWBSS 2017 4-я Международная конференция по солевому выветриванию зданий и каменных скульптур, 20–22 сентября 2017 г. – Потсдам, Потсдам 2017, стр: 190–299.
- ^ «CICS – Проект консервации живописи Петры – Семинар 2019 – TH Köln» . www.th-koeln.de . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «DFG – GEPRIS – Характеристика и консервация настенных росписей и скульптур из набатейской Петры» . gepris.dfg.de . Архивировано из оригинала 08.12.2020 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Баллиетт, Блю (2004). В погоне за Вермеером: Послесловия Лесли Будник: Вопросы и ответы автора . Схоластика. ISBN 978-0-439-37294-7 .
- ^ Гельдермальсен, Маргарита (2010). Женат на бедуине . Вираго Великобритания. ISBN 978-1844082209 . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Уорд, Джоан (2014). Жизнь с арабами: девять лет с бедуином Петры . УМ Питер Паблишинг. ISBN 978-1502564917 .
- ^ Джона Ярбро « Петра на YouTube» . Ютуб . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 г. Проверено 5 мая 2015 г.
- ^ «Репертуарный театр Манхэттена осенний одноактный конкурс 2014 года, включая «Петру » Джона Ярбро » . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 г. Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Broadwayworld, Off-Off-Broadway, статья: «Драматург Джон Ярбро выигрывает фестиваль Strawberry One Act» » . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 г. Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Broadwayworld, Off-Off-Broadway, статья: «Лучшие американские короткометражные пьесы 2014–2015 гг. Поступают на прилавки» » . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г. Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Морби, Адриан (16 сентября 2016 г.). «Сможет ли выжить иорданский город Индианы Джонса?» . CNN Трэвел . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ «Сканеры времени» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года.
- ^ «Сканеры времени: как была построена Петра?» . Журнал BBC Focus. Архивировано из оригинала 6 января 2019 г. Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «Петра-Затерянный город в чудесах строительства на pbs.org» . ПБС . 11 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Первый оригинальный сериал Netflix на арабском языке вызвал бурю негодования в Иордании » www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 г. Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Доминик Петерс (2015). «Мелодия мифа: Наследие песни Red Rock Хаима Хефера» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- «Баллада о Красной скале» . Нью-Йорк Таймс . 17 января 1971 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г. - ^ Стоун, Кристофер. Народная культура и национализм в Ливане.
Библиография
[ редактировать ]- Бедал, Ли-Энн (2004). Комплекс бассейнов Петры: эллинистический рай в набатейской столице . Пискатауэй , Нью-Джерси : Gorgias Press . ISBN 978-1-59333-120-7 .
- Университет Брауна . «Великий храм Петры; история», по состоянию на 19 апреля 2013 г.
- Глюк, Нельсон (1959). Реки в пустыне: история Негева . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи / Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Харти, Розмари. «Фотографии бедуинских племен Петры: 1986–2003 гг.» . Проверено 17 июля 2008 г.
- Хилл, Джон Э. (2004). Народы Запада из Вэйлюэ魏略 Ю Хуаня魚豢: Китайский отчет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры .
Черновик аннотированного английского перевода, в котором Петра упоминается как Королевство Сифу.
- Маккензи, Джудит (1990). Архитектура Петры. (Издательство Оксфордского университета)
- Мутон, Майкл и Шмид, Стивен Г. (2013) «Люди на скалах: формирование набатейской Петры»
- Рай, ТР (2011). «Архитектура и разрушение Петры: проблемы, тенденции и предупреждения» в книге «Археологическое наследие Петры: движение к развитию или разрушению?» (Даг Комер, редактор), Публикации ICOMOS-ICAHM через Springer-Verlag NYC: 87–119.
- Рай, ТР (2005). «Выветривание архитектуры из песчаника в Петре, Иордания: влияние и скорость» в специальном документе GSA 390: Распад камня в архитектурной среде: 39–49.
- Рай, ТР и Ангел, СС (2015). Набатейская архитектура и Солнце: знаковое открытие с использованием ГИС в Петре, Иордания [ постоянная мертвая ссылка ] . Журнал ArcUser, зима 2015 г.: 16–19 стр.
- Рид, Сара Карз (2006). Малый храм . Пискатауэй , Нью-Джерси : Gorgias Press . ISBN 978-1-59333-339-3 .
Рид исследует природу небольшого храма в Петре и приходит к выводу, что он относится к римской эпохе.
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . «Петра» по состоянию на 19 апреля 2013 г.
- «Проект Замани, Петра, Иордания (Проект Замани, Петра) — МаДиХ (Похвала) » . маДИХ . Архивировано из оригинала 12 июля 2020 г. Проверено 9 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект Петры Университета Арканзаса. Проверено 27 марта 2017 г.
- Открытый контекст, «Раскопки Великого храма Петры (археологические данные)», публикация археологических данных в открытом контексте за 1993–2006 гг.
- История Петры и фотогалерея, история с картами. Проверено 27 марта 2017 г.
- Паркер С., Р. Талберт, Т. Эллиот, С. Гиллис, С. Гиллис, Дж. Беккер. «Места: 697725 (Петра)», Плеяды . Проверено 27 марта 2017 г.
- Министерство туризма и древностей Иордании
- Специальный выпуск о Петре и набатейской культуре, Иорданский журнал истории и археологии, 2020 г. Архивировано 2 декабря 2022 г. в Wayback Machine.
- Фотографии Петры в Американском центре исследований
- Петра
- Арабская архитектура
- Жилища в скалах
- Бывшие населенные пункты Иордании
- Левант
- Набатея
- Набатейская архитектура
- Населенные пункты вдоль Шелкового пути
- Охраняемые территории созданы в 1985 году.
- Скальная архитектура
- Высеченные в скалах гробницы
- Римские города в Иордании
- Здания из песчаника
- Подземелье (география)
- Туризм в Иордании
- Объекты всемирного наследия в Иордании