Буддизм и гностицизм
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Буддолог Эдвард Конзе (1966) предположил, что существует сходство между буддизмом и гностицизмом , термином, происходящим от названия «гностики» , которое было дано ряду христианских сект . В той степени, в какой Будда учил о существовании злых наклонностей, которые остаются непобежденными или требуют особых духовных знаний для победы, буддизм также квалифицируется как гностический.
Эдвард Конзе
[ редактировать ]Эдвард Конзе утверждал, что заметил феноменологическую общность между буддизмом Махаяны и гностицизмом . [ 1 ] в своей статье «Буддизм и гнозис» , следуя раннему предложению Исаака Якоба Шмидта . [ 2 ] [ а ] Конзе открыто сравнил буддизм Махаяны с « гнозисом », то есть знанием или прозрением, а не с гностиками, потому что о гностиках как социальной группе было известно слишком мало. [ 2 ] Основываясь на восьми сходствах Конзе, Стефан А. Хеллер приводит следующий список сходств: [ 4 ]
- Освобождение или спасение могут быть достигнуты посредством освобождающего прозрения, а именно гнозиса или джняны.
- Невежество или недостаток понимания, называемый агнозисом или авидьей , является основной причиной ловушек в этом мире.
- Освобождающее прозрение может быть достигнуто внутренним откровением, а не внешним знанием.
- Обе системы дают иерархическую упорядоченность духовных достижений: от слепого материализма до полного духовного достижения.
- Мудрость, как женское начало, олицетворённое в Софии и Праджне , играет важную роль в обеих религиях.
- Миф предпочтительнее исторического факта; Христос и Будда — не просто исторические фигуры, но архетипические первобытные существа.
- Обе системы имеют антиномические тенденции, то есть пренебрежение правилами и социальными условностями на пути к более высоким духовным достижениям.
- Обе системы предназначены для духовной элиты, а не для масс, и имеют скрытый смысл и учение.
- Обе системы монистичны и стремятся к метафизическому единству за пределами множественности феноменального мира.
По мнению Конзе, эти общие черты были не случайны, а присущи сути обеих религий. [ 1 ] Конзе неясно, как возникли эти сходства. [ 1 ] но, по мнению Верарди, они могут быть связаны с морской торговлей между Римской империей и Индией, которая в то время была интенсивной. [ 5 ] Верарди далее отмечает сходство между социально-экономической базой как гностицизма, так и буддизма, а именно купцов, которым обоим приходилось конкурировать с «великими организованными силами» Рима и христианской церкви, а также брахманов. [ 6 ] Обе общины представляли собой «открытую экономику и общество, лишенное защиты (и неприятностей) номоса », закона и институтов истеблишмента. [ 7 ]
Предложения Конзе были отмечены Элейн Пейджелс как «возможность» во введении к «Гностическим Евангелиям » : [ 8 ] [ 9 ] [ б ] но предложение Пейджелса и Конзе не получило академического признания и не вызвало серьезных дальнейших исследований.
манихейство
[ редактировать ]Влияния буддизма
[ редактировать ]Манихейство находилось под непосредственным влиянием буддизма . Подобно Будде, Мани стремился к нирване и использовал это слово, показывая значимость буддийского влияния. Кроме того, он верил в переселение душ , сангху, и использовал в своих учениях различные буддийские термины. [ 1 ] Мирча Элиаде отметил сходство в символике света и мистического знания, предшествующее манихейству и, возможно, восходящее к раннему общему индоиранскому источнику . Мани считал себя реинкарнацией Будды. Он также утверждал, что проповедовал то же самое послание Будды. [ 10 ] Джованни Верарди отмечает, что манихейство является основным источником сравнений между буддизмом и гностицизмом, манихейство представляет собой «ту же городскую и торговую атмосферу, выражением которой был буддизм в Индии». [ 11 ] Когда торговая экономика пришла в упадок из-за упадка Римской империи , манихейство потеряло свою поддержку. [ 12 ] Манихеи были враждебны закрытому обществу земледелия и землевладения, точно так же, как буддизм конфликтовал с «негородским миром, контролируемым брахманами-мирянами». [ 13 ] [ с ]
Мани, аршакидский перс по происхождению, [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] родился в 216 году нашей эры в Месопотамии (современный Ирак ), тогда в составе Персидской империи Сасанидов . [ 18 ] Согласно Кёльнскому мани-кодексу , родители Мани были членами еврейско-христианской гностической секты, известной как Элькесаиты . [ 19 ]
Мани считал, что учения Будды , Зороастра и Иисуса были неполными, и что его откровения предназначены для всего мира, называя свое учение «Религией Света». [ 20 ] После путешествия Мани в Кушанскую империю [ ж ] в начале его прозелитической карьеры манихейство, различными буддийскими по-видимому, проникло в манихейство влияниями:
Буддийское влияние сыграло значительную роль в формировании религиозной мысли Мани. Переселение душ стало манихейской верой, и четырехсторонняя структура манихейской общины, разделенная на мужчин и женщин-монахов («избранные») и мирян («слушателей»), которые их поддерживали, по-видимому, основана на структуре буддийская сангха . [ 21 ]
По мнению Уиллиса Барнстона и Марвина Мейера, свидетельства влияния буддийской мысли на учение Мани можно найти во всех текстах, связанных с Мани. [ 22 ] В истории смерти Мани используется буддийский термин нирвана:
Это был день боли
и время печали
когда посланник света
вошел в смерть
когда он вошел в полную Нирвану .
Влияние на буддизм
[ редактировать ]После появления манихейства в Китае манихеи в Китае переняли синкретическую, китаизированную лексику, заимствованную в основном из китайского буддизма. Между 9-м и 14-м веками, после столетий давления с целью ассимиляции и преследований со стороны сменяющих друг друга китайских династий, китайские манихеи все чаще увлекались школой Чистой Земли махаянского буддизма на юге Китая , практикуя вместе с буддистами Махаяны настолько тесно, что с годами манихейство был поглощен школой Чистой Земли, что сделало эти две традиции неразличимыми. [ 23 ] Благодаря этому тесному взаимодействию манихейство оказало глубокое влияние на китайские буддийские секты Майтрейана, такие как секта Белого Лотоса . [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Статья была представлена на конференции « Истоки гностицизма: коллоквиум в Мессине» , состоявшейся 13–18 апреля 1966 года. Конзе: «Тема моей статьи имеет довольно давнюю историю. Уже в 1828 году Исаак Якоб Шмидт, немец, живший в России, опубликовал брошюру под названием « О связи гностико-теософских учений с религиозными системами Востока, особенно с буддизмом ». [ 3 ] («О связи гностических теософских учений с религиозными системами Востока, особенно буддизмом»).
- ^ Беннетт: «Пейджелс не исключает буддийского и индуистского влияния на гностический корпус. Она цитирует выдающегося буддолога Эдварда Конзе (1904-79): «Буддисты были в контакте с христианами Фомы (то есть христианами, которые знали и использовали их. '" [ 9 ]
- ^ Обратите внимание, что буддизм в Индии пришел в упадок после распада Империи Гуптов (ок. 320–650 гг. Н. Э.), что было связано с упадком Римской империи и упадком морской торговли с римлянами . Власть в Индии была децентрализована, и буддизм потерял поддержку королевских дворов, уступив место брахманическому индуизму. [ 14 ]
- ^ "Он был иранцем, благородной парфянской крови..."
- ^ «Манихейство было синкретической религией, провозглашенной иранским пророком Мани».
- ↑ несколько религиозных картин в Бамиане . Ему приписывают [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Verardi 1997 , p. 323.
- ^ Перейти обратно: а б Конзе, 1967 год .
- ^ Конзе 1967 , с. 651.
- ^ Холлер 2012 , с. 180.
- ^ Verardi 1997 , p. 334-336.
- ^ Verardi 1997 , p. 337-338.
- ^ Verardi 1997 , p. 339-340.
- ^ Пейджелс 1979 .
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт 2001 , с. 68.
- ^ Verardi 1997 , pp. 323–324.
- ^ Verardi 1997 , p. 332.
- ^ Verardi 1997 , pp. 332–333.
- ^ Verardi 1997 , p. 333.
- ^ Майклс 2004 , с. 42.
- ^ Бойс 2001 , с. 111 [ д ]
- ^ Болл 2001 , с. 437 [ и ]
- ^ Вернер 2009 .
- ^ Койл 2009 .
- ^ Коенен и Рёмер 1988 .
- ^ Койл 2009 , с. 13.
- ^ Фольц 2010 .
- ^ Барнстон и Мейер 2005 .
- ^ Мало 2012 .
- ^ Ма и Мэн 2011 .
Библиография
[ редактировать ]- Болл, Уорик (2001). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 437.
- Барнстон, Уиллис ; Мейер, Марвин В. (2005). Гностическая Библия .
- Беннетт, Клинтон (2001). В поисках Иисуса: инсайдерские и посторонние образы .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Рутледж. п. 111.
- Конзе, Эдвард (1967). «Буддизм и гнозис». Ин Бьянки, У. (ред.). Истоки гностицизма: коллоквиум в Мессине, 13–18 апреля 1966 г.
- Койл, Джон Кевин (2009). Манихейство и его наследие . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17574-7 .
- Пейджелс, Элейн Х. (1979). Гностические Евангелия . Случайный дом. ISBN 978-0-394-74043-0 .
- Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-62125-1 .
- Хеллер, Стефан А. (2012). Гностицизм: новый свет на древнюю традицию внутреннего познания . Книги квестов.
- Коэнен, Л.; Ремер, К., ред. (1988). «Кельнский кодекс Мани: о становлении его тела». Papyrologica Coloniensia (на немецком языке). 14 (Критическая ред.). Трактат Рейниш-Вестфальской академии наук.
- Сиша, Хуэйин (2011) , Ма . 978-9004174559 .
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Верарди, Джованни (1997), «Буддисты, гностики и антиномистическое общество, или Аравийское море в первом веке нашей эры» (PDF) , AION , 57 (3/4): 324–346
- Вернер, Сундерманн (20 июля 2009 г.). «Мани» . Энциклопедия Ираника.
- Яр, Чар (2012). Моницзяо (манихейство) в Китае (Речь). Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований. academia.edu . Пекин.