Jump to content

Буддизм и гностицизм

(Перенаправлено с «Гностицизм и буддизм» )

Буддолог Эдвард Конзе (1966) предположил, что существует сходство между буддизмом и гностицизмом , термином, происходящим от названия «гностики» , которое было дано ряду христианских сект . В той степени, в какой Будда учил о существовании злых наклонностей, которые остаются непобежденными или требуют особых духовных знаний для победы, буддизм также квалифицируется как гностический.

Эдвард Конзе

[ редактировать ]

Эдвард Конзе утверждал, что заметил феноменологическую общность между буддизмом Махаяны и гностицизмом . [ 1 ] в своей статье «Буддизм и гнозис» , следуя раннему предложению Исаака Якоба Шмидта . [ 2 ] [ а ] Конзе открыто сравнил буддизм Махаяны с « гнозисом », то есть знанием или прозрением, а не с гностиками, потому что о гностиках как социальной группе было известно слишком мало. [ 2 ] Основываясь на восьми сходствах Конзе, Стефан А. Хеллер приводит следующий список сходств: [ 4 ]

  • Освобождение или спасение могут быть достигнуты посредством освобождающего прозрения, а именно гнозиса или джняны.
  • Невежество или недостаток понимания, называемый агнозисом или авидьей , является основной причиной ловушек в этом мире.
  • Освобождающее прозрение может быть достигнуто внутренним откровением, а не внешним знанием.
  • Обе системы дают иерархическую упорядоченность духовных достижений: от слепого материализма до полного духовного достижения.
  • Мудрость, как женское начало, олицетворённое в Софии и Праджне , играет важную роль в обеих религиях.
  • Миф предпочтительнее исторического факта; Христос и Будда — не просто исторические фигуры, но архетипические первобытные существа.
  • Обе системы имеют антиномические тенденции, то есть пренебрежение правилами и социальными условностями на пути к более высоким духовным достижениям.
  • Обе системы предназначены для духовной элиты, а не для масс, и имеют скрытый смысл и учение.
  • Обе системы монистичны и стремятся к метафизическому единству за пределами множественности феноменального мира.

По мнению Конзе, эти общие черты были не случайны, а присущи сути обеих религий. [ 1 ] Конзе неясно, как возникли эти сходства. [ 1 ] но, по мнению Верарди, они могут быть связаны с морской торговлей между Римской империей и Индией, которая в то время была интенсивной. [ 5 ] Верарди далее отмечает сходство между социально-экономической базой как гностицизма, так и буддизма, а именно купцов, которым обоим приходилось конкурировать с «великими организованными силами» Рима и христианской церкви, а также брахманов. [ 6 ] Обе общины представляли собой «открытую экономику и общество, лишенное защиты (и неприятностей) номоса », закона и институтов истеблишмента. [ 7 ]

Предложения Конзе были отмечены Элейн Пейджелс как «возможность» во введении к «Гностическим Евангелиям » : [ 8 ] [ 9 ] [ б ] но предложение Пейджелса и Конзе не получило академического признания и не вызвало серьезных дальнейших исследований.

манихейство

[ редактировать ]

Влияния буддизма

[ редактировать ]

Манихейство находилось под непосредственным влиянием буддизма . Подобно Будде, Мани стремился к нирване и использовал это слово, показывая значимость буддийского влияния. Кроме того, он верил в переселение душ , сангху, и использовал в своих учениях различные буддийские термины. [ 1 ] Мирча Элиаде отметил сходство в символике света и мистического знания, предшествующее манихейству и, возможно, восходящее к раннему общему индоиранскому источнику . Мани считал себя реинкарнацией Будды. Он также утверждал, что проповедовал то же самое послание Будды. [ 10 ] Джованни Верарди отмечает, что манихейство является основным источником сравнений между буддизмом и гностицизмом, манихейство представляет собой «ту же городскую и торговую атмосферу, выражением которой был буддизм в Индии». [ 11 ] Когда торговая экономика пришла в упадок из-за упадка Римской империи , манихейство потеряло свою поддержку. [ 12 ] Манихеи были враждебны закрытому обществу земледелия и землевладения, точно так же, как буддизм конфликтовал с «негородским миром, контролируемым брахманами-мирянами». [ 13 ] [ с ]

Мани, аршакидский перс по происхождению, [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] родился в 216 году нашей эры в Месопотамии (современный Ирак ), тогда в составе Персидской империи Сасанидов . [ 18 ] Согласно Кёльнскому мани-кодексу , родители Мани были членами еврейско-христианской гностической секты, известной как Элькесаиты . [ 19 ]

Мани считал, что учения Будды , Зороастра и Иисуса были неполными, и что его откровения предназначены для всего мира, называя свое учение «Религией Света». [ 20 ] После путешествия Мани в Кушанскую империю [ ж ] в начале его прозелитической карьеры манихейство, различными буддийскими по-видимому, проникло в манихейство влияниями:

Буддийское влияние сыграло значительную роль в формировании религиозной мысли Мани. Переселение душ стало манихейской верой, и четырехсторонняя структура манихейской общины, разделенная на мужчин и женщин-монахов («избранные») и мирян («слушателей»), которые их поддерживали, по-видимому, основана на структуре буддийская сангха . [ 21 ]

По мнению Уиллиса Барнстона и Марвина Мейера, свидетельства влияния буддийской мысли на учение Мани можно найти во всех текстах, связанных с Мани. [ 22 ] В истории смерти Мани используется буддийский термин нирвана:

Это был день боли
и время печали
когда посланник света
вошел в смерть
когда он вошел в полную Нирвану .

Влияние на буддизм

[ редактировать ]

После появления манихейства в Китае манихеи в Китае переняли синкретическую, китаизированную лексику, заимствованную в основном из китайского буддизма. Между 9-м и 14-м веками, после столетий давления с целью ассимиляции и преследований со стороны сменяющих друг друга китайских династий, китайские манихеи все чаще увлекались школой Чистой Земли махаянского буддизма на юге Китая , практикуя вместе с буддистами Махаяны настолько тесно, что с годами манихейство был поглощен школой Чистой Земли, что сделало эти две традиции неразличимыми. [ 23 ] Благодаря этому тесному взаимодействию манихейство оказало глубокое влияние на китайские буддийские секты Майтрейана, такие как секта Белого Лотоса . [ 24 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Статья была представлена ​​на конференции « Истоки гностицизма: коллоквиум в Мессине» , состоявшейся 13–18 апреля 1966 года. Конзе: «Тема моей статьи имеет довольно давнюю историю. Уже в 1828 году Исаак Якоб Шмидт, немец, живший в России, опубликовал брошюру под названием « О связи гностико-теософских учений с религиозными системами Востока, особенно с буддизмом ». [ 3 ] («О связи гностических теософских учений с религиозными системами Востока, особенно буддизмом»).
  2. ^ Беннетт: «Пейджелс не исключает буддийского и индуистского влияния на гностический корпус. Она цитирует выдающегося буддолога Эдварда Конзе (1904-79): «Буддисты были в контакте с христианами Фомы (то есть христианами, которые знали и использовали их. '" [ 9 ]
  3. ^ Обратите внимание, что буддизм в Индии пришел в упадок после распада Империи Гуптов (ок. 320–650 гг. Н. Э.), что было связано с упадком Римской империи и упадком морской торговли с римлянами . Власть в Индии была децентрализована, и буддизм потерял поддержку королевских дворов, уступив место брахманическому индуизму. [ 14 ]
  4. ^ "Он был иранцем, благородной парфянской крови..."
  5. ^ «Манихейство было синкретической религией, провозглашенной иранским пророком Мани».
  6. несколько религиозных картин в Бамиане . Ему приписывают [ нужна ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Болл, Уорик (2001). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 437.
  • Барнстон, Уиллис ; Мейер, Марвин В. (2005). Гностическая Библия .
  • Беннетт, Клинтон (2001). В поисках Иисуса: инсайдерские и посторонние образы .
  • Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Рутледж. п. 111.
  • Конзе, Эдвард (1967). «Буддизм и гнозис». Ин Бьянки, У. (ред.). Истоки гностицизма: коллоквиум в Мессине, 13–18 апреля 1966 г.
  • Койл, Джон Кевин (2009). Манихейство и его наследие . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-17574-7 .
  • Пейджелс, Элейн Х. (1979). Гностические Евангелия . Случайный дом. ISBN  978-0-394-74043-0 .
  • Фольц, Ричард (2010). Религии Шелкового пути (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-62125-1 .
  • Хеллер, Стефан А. (2012). Гностицизм: новый свет на древнюю традицию внутреннего познания . Книги квестов.
  • Коэнен, Л.; Ремер, К., ред. (1988). «Кельнский кодекс Мани: о становлении его тела». Papyrologica Coloniensia (на немецком языке). 14 (Критическая ред.). Трактат Рейниш-Вестфальской академии наук.
  • Сиша, Хуэйин (2011) , Ма .  978-9004174559 .
  • Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Верарди, Джованни (1997), «Буддисты, гностики и антиномистическое общество, или Аравийское море в первом веке нашей эры» (PDF) , AION , 57 (3/4): 324–346
  • Вернер, Сундерманн (20 июля 2009 г.). «Мани» . Энциклопедия Ираника.
  • Яр, Чар (2012). Моницзяо (манихейство) в Китае (Речь). Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований. academia.edu . Пекин.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d92f81a8c526312dfc4424bbe2d3b7e1__1691880540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/e1/d92f81a8c526312dfc4424bbe2d3b7e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buddhism and Gnosticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)